Stauffer, Die Theologie des Neuen Testaments, 4. Aufl., Gutersloh, 1948, S. 9). Что касается учеников Иоанна, то некоторые из них, как эксплицитно сообщается в Ио 1:35–37, стали учениками Иисуса, но такой выбор был сделан далеко не всеми, и мы встречаем в Евангелиях картину определенного антагонизма со стороны общины Иоанновых учеников по отношению к Иисусовым ученикам (Ио 3:25–36). Как известно, община т. н. мандеев, существующая возле Евфрата, в южном Ираке и в иранском Хузистане, до сих пор, возводит себя именно к тем последователям Иоанна, которые увидели в Иисусе апостата по отношению к их учителю; высказывания об Иисусе в мандейских текстах поражают своей крайней резкостью, превосходя в этом отношении даже полемические места Талмуда. Разумеется, необходимо помнить, что запись священных книг мандеев произошла довольно поздно; в наше время Уже невозможно видеть в них достоверные источники чуть ли не по предыстории христианства, как это было распространено сто лет назад, во времена Луази — сейчас господствует скорее противоположная крайность. И все же при всей необходимой осторожности едва ли оправдан полный отказ от поисков в мандейских источников отголоска старых споров между «учениками Иоанна» и «учениками Иисуса»; очень любопытны, например, встречающиеся в них рассуждения о том, что по-настоящему очищает крещение в «верховьях» Иордана, т. е. в Ярмуке, между тем как Иисус по этой версии принял недействительное крещение в недостаточно чистых «низовьях» Иордана (ср. К. Rudolph, Die Manduer I, Berlin, 1960, S. 248–252; В. Pixner, Wege des Messias und Statten der Urkirche: Jesus und das Judenchristentum im Licht neuer archäologischer Erkenntnisse, 2. Aufl., Gieifen, 1994). 1:2  Как написано у пророка Исаии. В последующей сводной цитате текст Ис 40:3: «голос вопиющего в пустыне: уготовьте пути Господу, выпрямляйте пути Его» (или: «голос вопиющего: в пустыне уготовьте…») предваряется словами Мал 3:1 ( «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф») (приводимыми также Мт 11:10 ( «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою») и Лк 7:27 ( «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В Свящ. Писании о пророчествах А. пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз... Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами А. и Захарии , в Вульгате - 111, 145 и 146, в Пешитто - 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков. Лит.: Феодорит Кирский, блж. Толкование на двенадцать пророков//Творения. М., 1857. Ч. 5; Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Малых пророков//Творения. Серг. П., 1898. Ч. 10; Иероним Стридонский, блж. Одна книга толкований на пророка Аггея//Творения. К., 1898. Т. 14; Образцов П. , свящ. Св. пророк Аггей в его церковно-историческом значении. Спб., 1867; Смирнов И. К. Пророки Аггей, Захария и Малахия. Рязань, 1872; Andr é T. Le prophète Aggée. P., 1895; Marti K. Das Dodekapropheton. Tüb., 1904; Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры. К., 1905; Попович Г. Книга пророка Аггея. К., 1913; Виноградов Н. Книга пророка Аггея. Серг. П., 1914; Wright J. S. The Building of the Second Temple. L., 1958; Horst F. Die zwölf kleinen Propheten. Stuttg., 1964; Denzer G. The Books of Haggai, Zecharia, Malachi, Joel. Collegeville, 1966; Beuken W. A. M. Haggai-Sacharja 1-8: Stud. z. Überlieferungsgeschichte d. frühnachexilischen Prophetie. Assen, 1967; Beyse K. -M. Serubbabel und die Köningserwartungen der Propheten Haggai und Sacharia. Stuttg., 1972; Rudolph W. Haggai - Sacharja 1-8 - Sacharja 9-14 - Maleachi. Stuttg., 1976; Mason R. The Books of Haggai, Zechariah and Malachi. N. Y., 1977; Baldwin J. G. Haggai, Zecharia, Malachi//Tyndale Old Testament Commentaries. Camb., 1977; Verhoef P. A. The Books of Haggai and Malachi//The International commentary on the Old Testament. N. Y., 1986; Wolff H. W. Dodekapropheton 6. Haggai//BKAT. 1986. Bd. 9; Meyers C. L. , Meyers E. M. Haggai, Zechariah 1-8. N. Y.; L., 1987. Vol. 25D; Deissler A. Zwölf Propheten III: Zefanja-Haggai-Sacharja-Maleachi. Würzburg, 1988; Rewentlow H. G. Die Propheten Haggai, Sacharja und Malachi//ATD. 19939. Bd 25/2; Redditt P. L. Haggai, Zechariah and Malachi//New Century Bible Commentary. N. Y., 1995; Bibliography on Haggai//BV. 1998. Vol. 32. P. 44-64.

http://pravenc.ru/text/63282.html

(1) «Подобно Иеремии, Аввакум страдает от царящей в Иерусалиме несправедливости и воспринимает вавилонян как орудие наказания. Однако чем дальше, тем больше терзает его вопрос, как может быть инструментом божественного правосудия держава, поступающая столь неправедно. В неком видении он получает от Яхве ответ, заключающийся в том, что Вавилон, исполняющий роль орудия наказания, сам будет наказан за свои безмерные преступления (ср. Ис.10:5–34 ). Основным принципом божественного управления историей был и остается, согласно 2:4, следующий: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Это относится, как показывает контекст, также к народам. Таким образом, Яхве, несмотря на все перемены в истории, является Господом всего мира, о чем говорится в псалме в третьей главе» (A. Deissler, статья Habakuk 2). (2) В пешере (Комментарии) к Книге Аввакума, созданном около 50г. до н.э. в Кумране, рассматриваются главы Авв.1–2 , при этом текст делится на разделы и истолковывается в качестве эсхатологического пророчества относительно столкновений между кумранитами и их противниками. (3) В Новом Завете высказывание Авв.2:4 стало locus classicus учения об оправдании разработанного апостолом Павлом (ср. Рим.1:17 ; Гал.3:10–13 ). В Евр.10:37 цитируется Авв.2:3 слл. по тексту Септуагинты, с целью чтобы «на основании Писания» подкрепить твердую уверенность в ожидании парусии Христа. (4) В книге, представляющей собой пророческую поэму-теодицею, высказывается здоровый протест против всех слишком «гладких» теорий божественного вмешательства в историю и в то же время сохраняется надежда, что Бог справедливости скажет свое последнее слово в истории – пусть это и случится, только в ее конце. 9. Книга пророка Софонии Комментарии: K. Marti (KHC) 1904; F. Horst (HAT) 3 1964; C.A. Keller (CAT) 1971; W. Rudolph (KAT) 1975; R.L. Smith (WBC) 1984; B. Renaud (SBi) 1987; A. Deissler (NEB) 1988; J.J.M. Roberts (OTL) 1991; K. Seybold (ZBK) 1991; A. Spreafico (Commentario storico ed esegetico) 1991; A. Berlin (AncB) 1996; J. Vlaardingerbroek (HCOT) 1999; H. Irsigler (HThKAT) 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Брукианский кодекс (Codex Brucianus) назван по имени шотл. путешественника XVIII в. Дж. Брюса, к-рый в 1769 г. приобрел эту рукопись в В. Египте у местных жителей. Рукопись содержит текст, имеющий надписание «Книга великого таинственного Логоса» и известный как «Книги Иеу», поскольку под этим названием его цитирует трактат «Вера Премудрость». Также в Брукианском кодексе имеется несколько фрагментов, не имеющих особого надписания. В изданиях и научной лит-ре они обычно упоминаются как «Текст без названия» (Untitled Text). Впервые тексты Брукианского кодекса были изданы в 1891 г. Э. Амелино. Еще одна копт. рукопись, т. н. Берлинский папирус (Papyrus Berolinensis 8502), найденный в 1896 г., но впервые опубликованный только в 1955 г., содержит гностические трактаты «Евангелие от Марии», «Тайное учение Иоанна», «Премудрость Иисуса Христа» и «Деяния Петра». Наибольшее значение для научной традиции изучения Г. имело появление в поле зрения исследователей целой гностической б-ки из 12 кодексов и неск. листов, содержащих 52 текста, большинство из к-рых - копт. переводы гностических трактатов, первоначально написанных на греч. языке. Б-ка была обнаружена предположительно в дек. 1945 г. в В. Египте, вблизи древ. сел. Хенобоскион (в районе совр. г. Наг-Хаммади), местными жителями и хранится в наст. время в Каирском музее (см. ст. Наг-Хаммади ). Обзор истории Г. Реконструкция истории возникновения и развития отдельных гностических школ и систем крайне затруднена, с одной стороны, общим состоянием источников, с другой - полным отсутствием исторических сочинений, составленных самими гностиками. Поэтому описание истории Г. может опираться только на предположительную локализацию и датировку деятельности отдельных гностических учителей по сообщениям церковных писателей. В соответствии со своей основной «внемирной» заинтересованностью гностические тексты практически не содержат прямых свидетельств о социальном контексте их возникновения и использования. Поэтому при обсуждении социальных условий возникновения Г. исследователи, как правило, ограничиваются указанием на обстоятельства эпохи эллинизма. Социальная среда, к-рая, как предполагается, наиболее благоприятствовала формированию гностического мировоззрения, обычно связывается с представителями среднеобеспеченных слоев населения крупных эллинистических городов, имевших общее образование и отстраненных (как правило, вслед. иноземного завоевания) от активного участия в общественной жизни (см.: Colpe. 1981. S. 600; Rudolph. 1990. S. 308-315).

http://pravenc.ru/text/165189.html

(4) Церковь может быть осмыслена в качестве группы людей из различных народов, на которых произвела впечатление история завета Яхве с Израилем и которые говорят Израилю: «мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» ( Зах.8:23 ). Через Иисуса Христа, которого Церковь воспринимает в качестве мессианского царя-миротворца ( Зах.9:9 слл.) и пронзенного ( Зах.12:10 слл.) они остаются связанными с Израилем. Они могут отнести к себе утопию Зах.9–14 (инклюзивно, а не эксклюзивно!) лишь в том случае, если они следуют призыву Зах.1:3 : «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам», – тем более что в этом заключалась и квинтэссенция проповеди Иисуса (ср. Мк.1:15 ). 12. Книга пророка Малахии Комментарии: K. Marti (KHC) 1904; F. Horst (HAT) 3 1964; W. Rudolph (KAT) 1976; R. Mason (CBC) 1977; R. Vuilleumier (CAT) 1981; R.L. Smith (WBC) 1988; A. Deissler (NEB) 1988; H.G. Reventlow (ATD) 1993; A. Meinhold (bK) 2000ff. Отдельные исследования: H.J. Boecker, Bemerkungen zur formgeschichtlichen Terminologie des Buches Maleachi: ZAW 78, 1966, 78–80; E. Bosshard/R.G. Kratz, Maleachi im Zwölfprophetenbuch: BN 52, 1990, 27–46; M. Krieg, Mutmaßungen über Maleachi (AThANT 80) Zürich 1993; Th. Lescow, Das Buch Maleachi. Text-theorie-Auslegung-Kanontheorie (AzTh 75) Stuttgart 1993; A. Meinhold, Die theologischen Vorsprüche in den Diskussionsworten des Maleachibuches, in: FS H.J. Boeker, Neukirchcn-Vluyn 1993, 197–209; E. Pfeiffer, Die Disputationsworte im Buche Maleachi: EvTh 19, 1959, 546–568; A. Renker, Die Tora bei Maleachi (FThSt 112) Freiburg 1979; O.H. Steck. Der Abschluß der Prophetie im Allen Testament. Ein Versuch zur Frage der Vorgeschichte des Kanons (DThSt 17) Neukirclien-Vluyn 1991; H. Utzschneider, Künder oder Schreiber? Eine These zum Problem der «Schriftprophetie» auf Grund von Maleachi 1, 6–2, 9 (BEATAJ 19) Frankfurt 1989; G. Wallis, Wesen und Struktur der Botschaft Maleachis, in: FS L. Rost (BZAW 105) Berlin 1967, 229–237. 12.1. Композиция Книга пророка Малахии резко выделяется среди других книг своей диалогической структурой, разделяющей основную часть книги на шесть фрагментов, получивших имя «слов опровержения» (Э. Пфейффер) или «дискуссии» (Х. Бёкер). Они состоят из четырех композиционных элементов: 1. В начале идет утверждение: оно может быть представлено в качестве обращения Бога (1:2), сентенции (1:6), риторического вопроса (2:10), упрека (2:17; 3:13) или высказывания о себе самом (3:6). 2. За ним следует возражение или ответный упрек партнера по дискуссии (в форме цитаты). 3. Затем это возражение отклоняется Яхве или пророком, в результате чего развивается первоначальное утверждение. 4. В качестве заключительного элемента следует вывод (например, пророчество суда, обетование благополучия).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Последователи Валентина составляли наиболее влиятельное из направлений Г. до распространения манихейства. Видимо, еще при жизни основателя валентиниане были разделены на 2 полемизирующие друг с другом школы - италийскую (ταλιωτικ) и восточную (νατολικ). Причиной разделения, по свидетельству мч. Ипполита, были различия в христологии. Италийские валентиниане учили, что Иисус при рождении имел психическое тело (ψυχικν σμα), в к-рое при крещении вошел Дух или Логос «высшей матери» Софии, к-рый и воскресил Его из мертвых. Представители вост. школы, напротив, полагали, что тело Иисуса было духовным (πνευματικν σμα) с самого рождения ( Hipp. Refut. VI 35). Христологические воззрения такого рода, имеющие черты адопцианства и докетизма , по всей видимости, значительно отстоят от взглядов Валентина, имеющиеся высказывания к-рого демонстрируют скорее энкратитскую, чем докетическую направленность его христологии (ср.: πντα πομενας γκρατς ν; τοσατη ν ατ γκρατεας δναμις - Clem. Alex. Strom. III 7. 59). Италийские валентиниане доминировали в Риме и распространяли свое влияние до Юж. Галлии, вост.- в Египте, Сирии и М. Азии. Из множества учителей и последователей валентинианского Г., упоминаемых в ересиологической лит-ре, наиболее значительными в италийской школе были Птолемей и Ираклеон, в вост.- Феодот и Марк . В ересиологической лит-ре имеется ряд более или менее подробных описаний систем, принадлежащих последователям Валентина ( Iren. Adv. haer. I 1-8, 11-12, 13-21; Hipp. Refut. VI 29-36; Orig. Comm. in In.; Clem. Alex. Exc. Theod.; Epiph. Adv. haer. 31. 5-8; 35; 36). Несмотря на разнообразие этих учений, демонстрирующее принципиальную адогматичность мышления валентиниан (ср.: Iren. Adv. haer. I 11. 1), они сохраняют нек-рые общие черты, восходящие к системе Валентина (см. статьи Птолемей , Феодот , Марк ). К III в. Г. растрачивает свои творческие силы. Гностические тексты III-IV вв. являются поздними формами возникших ранее учений. Состояние гностической мысли этого периода демонстрируют трактаты «Вера Премудрость» и «Книги Иеу», а также нек-рые описываемые свт. Епифанием гностические системы ( Epiph. Adv. haer. 40. 1-8). В то же время в этот период возникает манихейство, сохранившее мн. черты Г. и развившееся до масштабов «мировой религии» ( Rudolph. 1990. S. 352). Значительное влияние Г. оказал на учения павликиан и катаров . Нек-рые гностические традиции сохраняются до наст. времени в практике и учении секты мандеев. Общие черты гностических систем

http://pravenc.ru/text/165189.html

Weitzmann, Kurt. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London: Variorum Reprints, 1980. 322 p. (Collected studies series; CS 119.) Williams, Benjamin D. Orthodox Worship: A Living Continuity with the Temple, the Synagogue and the Early Church. Minneapolis, MN: Light and Life, 1990. Wybrew, Hugh. The Orthodox Liturgy: The Development of the Eucharistic Liturgy in the Byzantine Rite. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1990. xi, 189 p. Bibliographical references: p. 184–185. Zvegintzov, Catherine. Our Mother Church: Her Worship and Offices, Compiled from Standard Russian Textbooks. Published for the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. London: S.P.C.K., 1948. 126 p. XI. Scripture Anchor Bible Dictionary. 6 V. Edited by David Noel Freedman. NY: Doubleday, 1992. Ancien Testament dans l’Eglise. Chambesy-Geneva: Editions du Centre orthodoxe du patriarchat oecumenique, 1988. 234 p. (Etudes theologiques de Chambesy. Ai theologikai meletai tou Sampezy; 8.) 7e Seminaire theologique de Chambesy, Switzerland, 1986. Contributions in French, English, and German. The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English. With introductions and critical and explanatory notes to the several books. Edited in conjunction with many scholars by R. H. Charles. Oxford: Clarendon Press, 1963. 2 v. Reprint of the 1913 ed. Barrois, Georges A. Jesus Christ and The Temple. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. -. Scripture Readings in Orthodox Worship. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1977. 197 p. Bible and the Holy Fathers for Orthodox: Daily Scripture Readings and Commentary for Orthodox Christians. Compiled and edited by Johanna Manley; with a foreword by Bishop Kallistos of Diokleia. Menlo Park, CA: Monastery Books, 1990. iv, 1126 p. Bibliography: p. 1121–1126. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Quae antea cooperantibus. A. Alt, O. Eissfeldt, P. Kahle; ediderat R. Kittel. Editio secunda emendata; opera W. Rudolph et H. P. Ruger. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1984. lvii, 1547 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

ред.: П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., 1998. Ч. 1. С. 167-217; он же. Каролингские школьные тексты: Глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра//Там же. 1999. Ч. 2. С. 233-292; Dolbeau F. Le «Liber XIX Sententiarum»//RechAug. 1997. Vol. 30. P. 113-165; Хомяков М. Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики//ВФ. 2000. 1. С. 142-146; Freeman A., Meyvaert P. The Meaning of Theodulf " s Apse Mosaic at Germigny-des-Prés//Gesta. N. Y., 2001. Vol. 40. N 2. P. 125-139; Otten W. Carolingian Theology//The Medieval Theologians/Ed. G. R. Evans. Oxf., 2001. P. 65-84; Gemeinhardt P. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost- und Westkirche im Frühmittelalter. B.; N. Y., 2002; Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003. С. 19-43; Freeman A. Theodulf of Orleans: Charlemagne " s Spokesman against the Second Council of Nicaea. Aldershot etc., 2003; Godden M. The Latin Commentary Tradition and the Old English Boethius: The Present State of the Question//First Annual Symposium of The Alfredian Boethius Project. Oxf., 2003. (Электр. ресурс: Perger M., von. Eriugenas Adaptation der Aristotelischen Kategorienlehre//Logik und Theologie: Das Organon in arabischen und lateinischen Mittelalter/Hrsg. D. Perler, U. Rudolph. Leiden, 2005. S. 239-304; Jayatilaka R. Work on the Latin Commentaries//Fourth Annual Symposium of The Alfredian Boethius Project. Oxf., 2006. (Электр. ресурс: Lebech M., McEvoy J., Flood J. De dignitate conditionis humanae: Translation, Commentary, and Reception History of the Dicta Albini and the Dicta Candidi//Viator. Turnhout, 2009. Vol. 40. N 2. P. 1-34; Erismann C. L " Homme commun: La genèse du réalisme ontologique durant le haut Moyen Âge. P., 2010. Дворцовая капелла в Аахене. Интерьер В Ахене Карл Великий предпринял строительство грандиозного дворцового комплекса, к-рому предстояло стать главной резиденцией короля. Частью комплекса, включавшего дворец, церемониальный зал (устроенный по образцу базилики в Трире, IV в.) и галерею длиной 120 м, была дворцовая капелла (capella palatina).

http://pravenc.ru/text/1681119.html

В близком ключе многие из этих тем обсуждает уже прп. Иоанн Дамаскин († до 754) в «Точном изложении православной веры». Однако непосредственным интеллектуальным контекстом для творчества М. б. К. было развивающееся ислам. богословие, а именно современный ему калам . Хотя сочинения мутазилитов IX в. в основном не сохранились, об их содержании можно судить, напр., по «Книге единобожия» Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944), который обсуждает те же темы, но в несколько другой последовательности (познание, мир, Бог, пророчество). С одной стороны, существует мнение ( Rudolph. 1994. S. 305) о том, что М. б. К. пересказывает некий современный ему мутазилитский трактат о единобожии, внося при этом необходимые изменения (напр., в разделе о пророчестве говорит о Моисее вместо Мухаммада). С другой стороны, та же последовательность, что и у аль-Матуриди, отражена в арабских трактатах иудейских мыслителей: в «Двадцати главах» Давида ибн Марвана аль-Мукаммаса (IX в.) и в «Книге верований и мнений» Саадии Гаона (ум. в 942). Первый из них учился у западносирийского богослова диак. Нонна Нисибинского , поэтому возможно, что он стал посредником в распространении этой композиционной модели из христианской в др. монотеистические традиции. Данный трактат М. б. К. оказался востребован в сир. лит-ре, приводимые в нем доводы в пользу существования Бога, Его единственности и прочие воспроизводят, часто дословно, такие авторы, как Дионисий бар Салиби и Иаков бар Шакко . В области экзегезы имеются параллели между библейскими толкованиями М. б. К. и комментарием на Коран его мусульм. современника ат-Табари ( Schlimme. 1977. S. 30-31). Совр. исследователи нередко считают сочинения М. б. К. лишенными оригинальности компиляциями, а изучение его наследия сводят преимущественно к выяснению использованных им источников. Однако такая оценка представляется поспешной ввиду особого места, которое личность и сочинения М. б. К. занимают в западносир. традиции, а также его влияния на последующих авторов. Обширное лит.

http://pravenc.ru/text/2564002.html

S. 329-340; Zandee J. The Terminology of Plotinus and of Some Gnostic Writings, Mainly the Fourth Treatise of the Jung Codex. Istanbul, 1961; Krause M. Das literarische Verhältnis des Eugnostosbriefes zur Sophia Jesu Christi//Mullus: FS Th. Klauser. Münster, 1964. S. 215-223; idem. Zur Bedeutung des gnostisch-hermetischen Handschriftenfundes von Nag Hammadi//Essays on the Nag Hammadi Texts: In Honour of Pahor Labib/Ed. M. Krause. Leiden, 1975. P. 65-89; idem. The Christianisation of Gnostic Texts//NT and Gnosis: Essays in Honour of R. M. Wilson/Ed. H. B. Logan, A. J. M. Wedderburn. Edinb., 1983. P. 187-194; idem. Die literarischen Gattungen der Apokalypsen von Nag Hammadi//Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East/Ed. D. Hellholm. Tüb., 19892. P. 621-637; Quispel G. Gnosticism and the NT//VChr. 1965. Vol. 19. N 2. P. 65-85; Grant R. M. Gnosticism and Early Christianity. N. Y.; L., 19662; Bianchi U. Perspectives de la recherche sur les origines du gnosticisme//Le Origini dello Gnosticismo: Colloquio di Messina 13-18 aprile 1966. Leiden, 1967. P. 716-746; Rudolph K. Der gnostische «Dialog» als literarisches Genus//Probleme der koptischen Literatur/Hrsg. P. Nagel. Halle, 1968. S. 85-107; Scholer D. M. Nag Hammadi Bibliography: 1948-1969. Leiden, 1971; idem. 1970-1994. Leiden, 1997; idem. Leiden, 2009; Schenke H.-M. Das sethianische System nach Nag-Hammadi Handschriften//Studia Coptica/Hrsg. P. Nagel. B., 1974. S. 165-173; idem. The Phenomenon and Significance of Gnostic Sethianism//Rediscovery of Gnosticism: Proc. of the Intern. Conf. on Gnosticism at Yale. March 28-31, 1978/Ed. B. Layton. Leiden, 1981. Vol. 2: Sethian Gnosticism. P. 588-616; Wisse F. The Nag Hammadi Library and Heresiologists//VChr. 1971. Vol. 25. N 3. P. 205-223; idem. Gnosticism and Early Monasticism in Egypt//Gnosis: FS für H. Jonas/Hrsg. B. Aland. Gött., 1978. P. 431-440; idem. Stalking Those Elusive Sethians//Rediscovery of Gnosticism. Leiden, 1981. P. 563-576; idem. After the Synopsis: Prospects and Problems in Establishing a Critical Text of the Apocryphon of John and in Defining its Historical Location//The Nag Hammadi Library after Fifty Years/Ed.

http://pravenc.ru/text/2564598.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010