62 In any case Paulicians were invoked in vain, for it is most doubtful whether they had any iconoclastic tendencies, as much as would have agreed with their dualistic presuppositions. See Henri Grégoire, in Atti del V Congresso internazionale di Studi Bizantini (Roma, 1939), 177; and recently D. Obolensky, The Bogomils (Cambridge, 1949), p. 53. 63 See Karl Holl, “Die Schriften des Epiphanius gegen die Bilderverehrung (1916), in his Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschiehte (Tübingen: Mohr, 1928), II, pp. 351 – 387, and Ostrogorsky, Studien, p. 61 ff. 64 Holl, p. 387, n. I. “An der Echtheit des Briefes hat nur Befangenschaft zweifeln können, Sprache, Standpunkt, Auffassung stimmen ganz mit dem unangefochtenen Eusebius überein. Wäre das Schreiben in einem späteren Jahrhundert gefälscht, so müsste die dogmatische Begründung schärfer gefasst sein.” 65 Excerpts from the Letter of Eusebius read at the Nicaenum II (787): Mansi, XIII, c. 314 or Harduin IV, 406; an enlarged text (following cod. Reg. 1980) was published by Boivin (Nie. Gregoras, Hist. Byz. XIX, 3, 4 (reprinted in Migne, S.Gr. CXLIX and in C. S. H. B., Bd. XIX. 2); Card. Pitra, Spicilegium Solesmense, I, 383 – 386 (as cap. 9 of Nicephorus Antirrheticus contra Eusebium ); see also inter opera Eusebii – Migne, S. Gr. XX, c. 1545 – 1549, and in Kirsch, Enchiridion, n. 471. Cf. Hugo Koch, Die altchristliche Bilderfrage nach den literarischen Quellen (Gottingen 1917; F.R.L.A.N.T., Neue Folge 10); W. Elliger, Die Stellung der alten Christen zu den Bildern in den ersten vier Jahrhunderten (Ficker’s Studien über Christliche Denkmäler, Hf. 20; Leipzig 1930). 67 The theology of St. Maximus was intensively discussed by scholars in recent years. The following studies should be listed : Hans Urs von Balthasar, Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Höhe und Krise des griechischen Weltbilds (1941; 2 nd edition, revised and amplified, 1961); Polycarp Sherwood, O.S.B., The Earlier Ambigua of St. Maximus the Confessor, “Studia Anselmiana,” fasc. XXXVI (Romae, 1955); Lars Thunberg, Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor (Lund, 1965); Walter Völker, Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens (1965). The earlier monograph of S.L. Epifanovich, St. Maximus the Confessor and Byzantine Theology (Kiev, 1915 [in Russian]) is still to be consulted.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

I. Священное писание Ветхого и Нового заветов Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum. Editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3 Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/ediderunm K. Elliger et W. Rudolph; Adjuvantibus H. Bardke et al; техтит Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Ewrin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta, id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidim Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей древней церкви 364 Августин О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum//PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. Послания: Epistolae//PL 33. Толкование на Евангелие от Иоанна In Ioannis Evangelium//PL 35. Толкования псалмов: Enarrationes in Psalmos//PL 36–37. Амвросий Медиоланский Послания: Epistulae//CSEL 82/1–4. Андрей Кесарийский Толкование на Апокалипсис: Commentarius in Apocalypsin Divi Joannis//PG 106, 207–458. Русский перевод: Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Откровение Иоанна Богослова. М., 1901. Андрей Критский Беседа на четверодневного Лазаря: Lazarum Quatriduanum. PG 97, 959–985. Афанасий Великий Против ариан: Orationes tres contra arianos//PG 26, 11–468. Русский перевод: Афанасий Великий , свт. Против ариан//Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1903. С. 176–455. Пасхальные послания: Epistulae festales. The Festal Letters of Athanasius/ed. W. Cureton. L., 1848. Русский перевод: Афанасий Великий , свт. Пасхальные послания//Творения. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. С. 376–524. Василий Селевкидский Слово 2. Об Адаме: Oratio II, in Adamum. PG 85, 37–50. Григорий Богослов Слово 29: Oratio 29//SC 250, 176–225. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Слово 29, О богословии 3-е, О Боге Сыне 1-е//Творения. Т. 1. М., 2007. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

145 Elliger W. Die Stellung der alten Christen zu den Bildern in den ersten vier Jahrhunderten//Studien uber christlische Denkmaler 20. Leipzig, 1930. S. 60 след. 153 Э. Дж. Мартин считает, что главный вопрос здесь не понятие образа, а учение о Христе (см. Martin E. J. A History of the Iconoclastic Controversy. P. 131). 158 Святитель Леонтий Неаполитанский. Из пятого слова в защиту Христиан против иудеев и об иконах святых (­Ex quinto sermone pro Christianorum apologia contra Judaeos, ac de imaginibus sanctorum//PG 93, 1597B-1609A)//PG 93, 1604CD. 164 Преподобный Феодор Студит . Три опровержения против иконоборцев (­Antirrhetici tres adversus Iconomachos//PG 99, 328–436A). Опровержение 3. Гл. 34//PG 99, 405C. Утверждение иконоборцев, что иконопочитатели верили в единосущие иконы и Первообраза, было ответом на стремление иконопочитателей богословски обосновать ипостасное тождество между иконой и ее Первообразом, но этот аргумент иконоборцев возник на более поздней стадии полемики (см. Barnard L. W. The Use of the Bible in the Byzantine Iconoclastic Controversy//Theologische Zeitschrift 31. 1975. P. 82). Позднее иконоборцы пришли к богословскому заключению о необходимости провести четкую линию различия между иконой и ее Первообразом на разных уровнях. Отзвуки этой полемики можно найти у святителя Никифора, см. Святитель Никифор Константинопольский . Три опровержения против Константина Копронима (­Antirrhetici tres adversus Constantinum Corponymum//PG 100, 206A-534D). Опровержение 2//PG 100, 336Ä Святитель называет императора“заблуждающимся мудрецом” за то, что тот исповедует икону как ничем не отличающуюся от Первообраза (е„кТпа ka€ prwmTmupon e„j " lwn на основании тождества литургического Хлеба и Тела Христа. 167 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. D. Mansi. Florence-Venice, 1759–1798.Cols. 13. 268 след. 169 Ср. Bornert R. Les commentaires byzantins de la divine Liturgie du VII e au XV e si-cles. Paris, 1966. P. 113. 170 U rs von Balthasar H. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus des Bekenners. Einsiedeln, 1961. S. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В иудаизме один из 2 грядущих мессий должен был происходить из колена Е. (Таргум на Исх. 40. 11; Суккот 52a). Традиц. символом колена Е., возможно, изображенном на его знаменах (Числ 2. 18, 20), был черный буйвол (ср.: Втор 33. 17; Мидбар Рабба. 2. 7). Огромное количество представителей колена было уничтожено филистимлянами во время завоевания земли обетованной, так что кости павших лежали грудами вдоль дорог. Согласно Палестинскому Талмуду, именно эти останки будут воскрешены Богом по пророчеству Иезекииля (Иез 37; Санхедрин. 92б). В святоотеческой экзегезе проводилась параллель между включением Е. в число Израилевых колен и избранием ап. Павла в число 12 апостолов ( Hipp. De bened. Is. et Jac. 11; Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 2). По мнению Ефрема Сирина, благословение Иаковом меньшего из братьев вместо старшего брата должно знаменовать тайну, по которой «первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем» ( Ephraem Syr. In Gen. 47. 11). «...Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представленного здесь в образе Манассии» ( Idem. In Deut. 33. 17). В том, как патриарх возложил руки при благословении (правая рука над левой), усматривается прообраз Креста Христова ( Tertull. De bapt. 8; Isid. Pel. Ep. 362). Принятие Е. Иаковом, словно своего сына, служит прообразом того, как верующие посредством Христа усыновляются Богу Отцу ( Суг. Alex. Glaph. in Pent. 6. 2//PG. 69. Col. 328-329). В словах Иосифа, обращенных к Е. при рождении (Быт 41. 52), содержится указание на новый молодой народ, образующий тело Христово, который не забывает своего Отца ( Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 3-4). Лит.: Elliger K. Ephraim//IDB. Vol. 2. P. 119-121; Geus C. H. J., de. The Tribes of Israel. Assen, 1976; Hopkins D. C. The Highlands of Canaan. Sheffield, 1985; Kallai Z. The Settlement Traditions of Ephraim//ZDPV. 1986. Bd. 102. S. 68-74; Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988; Herrmann S., Finkelstein I. Ephraim//ABD. Vol. 2. P. 551-555; Hawk L. D. Ephraim, Ephraimites//New IDB. 2007. Vol. 2. P. 280-283.

http://pravenc.ru/text/182073.html

17–71. Talmon S. The Town Lists of Simeon. «Israel Exploration Journal», (1965). Р. 235–241. Danelius E. The Boundary of Ephraim and Manasseh in the Western Plain. «Palestine Exploration Quarterly», (1957). Р. 55–67; (1958). Р. 32–43, 122–146. Elliger K. Die Grenze zwischen Ephraim und Manasse. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1930). P. 265–309. Fernández A. Los limites de Efraín y Manasés. «Biblica», (1933). Р. 22–40. Garsiel M., Finkelstein I. The Wesrward Expansion of the House of Joseph in the Light of the »Izbet Sartah Excavations». «Teologische Arbeiten», (1978). Р. 192–198. Jenni E. Historisch-topographische Untersuchungen zur Grenze zwischen Ephraim und Manasse. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1958). P. 35–40. Kallai Z. The Settlement Traditions of Ephraim. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1986). P. 68–74. Seebas H. Zur Exegese der Grenzbeschreibung von Jos. 16, 1–17, 13. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1984). P. 70–83. Fernández A. El límite septentrional de Benjamín. «Biblica», (1932). Р. 49–60. Schunk K.D. Bemerkungen zur Ortsliste von Benjamin, Jos 18, 21–28. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1962). P. 143–158. Sicre J.-L. Josué. Ibid. P. 326–415. Albright W.F. The Topography of Simeon. «Journal of the Palestine Oriental Society», (1924). Р. 149–161. Náaman N. The Inheritance of the Sons of Simeon. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1980). P. 136–152. Gal Z. Cabul, Jiphta-El and the Boundary Between Asher and Zebulun in the Light of Archaelogical Evidence. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1985). P. 114–127. Albright W.F. The Topography of the Tribe of Issachar. «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», (1926). Р. 225–236. Gal Z. The Settlement of Issachar: Some New Observations. «Theoogische Arbeiten», (1982). Р. 79–86. Saarisalo A. The Boundary Between Issachar and Naphtali. Helsinki, 1927. Trozi N. New Light on En-Gannin. «Palestine Exploration Quarterly», (1972).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   Comm. in Joann. XIX, 1; PG 14, 524 ss.    Contr. Cels. III, 41: «Что же касается Его смертного тела и человеческой души, которая была в Нем, то они – как мы утверждаем – возвышены до величайшего достоинства не только через свое общение, но также и через свое соединение и связь с Ним, они сделались участниками Его Божества и обожествились, и тело Его «изменилось в эфирное и Божественное».    Contr. Cels. II, 64; Comm. in Matt. XII, 30 et 36; PG 13, 1050 et 1066.    Contr. Cels. VI, 77; ср. IV, 16 et 18.     Преподобный Максим Исповедник. Capita theologica, II, 13; PG 90, 1129—1132.    Contr. Cels. I, 33: «Что тогда препятствует допустить существование души, обладающей телом совершенно необычайным» (или даже парадоксальным – paradoxon).    Contr. Cels. II, 9; ср. Comm. in Joann. XXXII, 17; PG 14, 812—818.    Comm. in epist. ad Roman. I, 7; PG 14, 852.    In Jerem. hom. XV, 6; PG 13, 436—437.    In Luc. hom. XXIX; PG 13, 1876: «...qui tunc homo fuit, nunc autem homo esse cessavit» [...Кто тогда был человеком, теперь же быть человеком перестал].    Прежде всего см. Contr. Cels. VIII, 17 et 18: «Значит, все те, кто, следуя Божественному Слову, утверждают в своих душах воздержание, справедливость, мужество, мудрость, благочестие и другие добродетели, воздвигают тем самым в себе статуи, в которых нам, как мы знаем, и подобает почитать первообраз всех статуй – «образ Бога невидимого», Единородного Сына Божия... И всякий, кто подражает Ему в меру своих способностей, тем самым воздвигает статую, соответствующую образу Творца, ибо в созерцании Бога чистым сердцем он становится подобным Ему. Итак видим мы, что все христиане подвизаются возводить жертвенники и статуи, как было описано нами, причем воздвигаемое ими не безжизненно и не бесчувственно» и так далее; ср. VI, 66: " Все те, кто взирают на порочные творения живописцев, скульпторов и художников, пребывают во тьме и укреплены в ней, ибо не желают обратить взор горе и вознестись в своем уме от всех видимых и чувственных вещей ко Творцу всяческих, Который есть Свет». См. Elliger W. Op. cit., S. 11 ff.; Koch, Hugo. Op. cit., S. 19 ff.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3039...

Проповедовал ап. Павел в Коринфе по субботам в синагоге, его слушателями были иудеи и «боящиеся Бога», т. е. сочувствующие иудаизму язычники (Деян 18. 4; ср.: Гал 2. 9). В этот период содержанием его проповеди было утверждение, что пророчества и закон были исполнены Иисусом Христом (Деян 18. 4, 5; ср.: Деян 17. 2-3; 1 Кор 15. 3-4; 2 Кор 1. 19). Среди первых его успехов - обращение Тита Иуста (к-рого нек-рые исследователи отождествляют с Гаием , «странноприимцем всей Церкви» (Рим 16. 23) - см.: Bruce. 1985. P. 97-98), начальника синагоги Криспа и «всего дома его» (Деян 18. 8; ср.: 1 Кор 1. 14-15). Апостол упоминал также о «доме Стефана», к-рый называл «начатком Ахайи» (1 Кор 16. 15), и отмечал, что в Коринфе только они, а также Крисп и Гаий приняли крещение лично от него (1 Кор 1. 14, 16). После прихода Силуана и Тимофея из Македонии (Деян 18. 5; ср.: 1 Фес 3. 1, 6; 2 Кор 1. 19) и конфликта с иудеями (Деян 18. 6-7; ср. 12-16) начинается новый этап миссии ап. Павла в Коринфе. Он переместился из синагоги в дом Иуста, где проповедовал чаще и более открыто, прямо называя Иисуса Христом, т. е. Мессией (Деян 18. 5). Эта перемена в деятельности ап. Павла, вынужденного ранее самостоятельно зарабатывать на жизнь ремеслом (Деян 18. 3), возможно, произошла благодаря доставленным из Македонии пожертвованиям, собранным христианами из Филипп (Флп 4. 15; ср.: 2 Кор 11. 7-11). Имена и количество обращенных в этот период неизвестны. Упоминаемые в Посланиях апостола коринфские христиане - Хлоя, Фортунат, Ахаик, Луций, Иасон, Сосипатр, Ераст, Кварт, Тертий, Фива из Кенхрей - могли обратиться как в это время, так и позднее, когда Павел уже ушел из города. Воспринятое ап. Павлом во сне пророчество о «многих людях», принадлежащих Богу в Коринфе (Деян 18. 9-10), очевидно, относится к более позднему времени, когда коринфская община стала достаточно многочисленной (ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 3. 1). В первый период все ее члены могли собраться вместе в одном доме (1 Кор 14. 23; Рим 16. 23). А по мнению исследователей, даже самое крупное домовладение едва ли могло тогда вместить более 100 чел. ( Blue. 1994. P. 175; Elliger. 1998. S. 112; Horrell. 2004; Williams II. 2005. P. 244).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

445 Contr. Cels. 111, 41: «Что же касается Его смертного тела и человеческой души, которая была в Нем, то они – как мы утверждаем – возвышены до величайшего достоинства не только через свое общение, но также и через свое соединение и связь с Ним, они сделались участниками Его Божества и обожествились», и тело Ero «изменилось в эфирное и Божественное». 447 В греческом оригинале стоит цитата из Ис.53:2 : «οκ εχεν εδος οδ κλλος» (ср. славянский пер.: «не имяше вида, ни доброты»). Выражение «сыны человеческие» – из следующего стиха книги пророка Исаии (также славянский пер.) (Прим. ред.). 450 Contr. Cels. 1, 33: «Что тогда препятствует допустить существование души, обладающей телом совершенно необычайным...» (или даже парадоксальным – παρδοξον). 454 In Luc. hom. XXIX; PG 13, 1876: «…qui tunc homo fuit, nunc autem homo esse cessavit» [...Кто тогда был человеком, теперь же быть человеком перестал]. 455 Прежде всего, см. Contr. Cels. VIII, 17 et 18: «Значит, все те, кто, следуя Божественному Слову, утверждают в своих душах воздержание, справедливость, мужество, мудрость, благочестие и другие добродетели, воздвигают тем самым в себе статуи, в которых нам, как мы знаем, и подобает почитать первообраз всех статуй – “образ Бога невидимого”, Единородного Сына Божия... И всякий, кто подражает Ему в меру своих способностей, тем самым воздвигает статую, соответствующую образу Творца, ибо в созерцании Бога чистым сердцем он становится подобным Ему. Итак, видим мы, что все христиане подвизаются возводить жертвенники и статуи, как было описано нами, причем, воздвигаемое ими, не безжизненно и не бесчувственно» и так далее; ср. VI, 66: «Все те, кто взирают на порочные творения живописцев, скульпторов и художников, пребывают во тьме и укреплены в ней, ибо не желают обратить взор горе и вознестись в своем уме от всех видимых и чувственных вещей ко Творцу всяческих, Который есть Свет». См. Elliger W. Ор. cit., S. 11 ff.; Koch, Hugo. Ор. cit., S. 19 ff. 457 Деяния иконоборческого «соборика» 753 г. зачитывались на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе в 787 г.: Mansi XIII, 276 [русский пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4, с. 544].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

In Luc. hom. XXIX; PG 13, 1876: ”…qui tunc homo fuit, nunc autem homo esse cessavit» […Кто тогда был человеком, теперь же быть человеком перестал]. 49 Прежде всего см. Contr. Cels. VIII, 17 et 18: «Значит, все те, кто, следуя Божественному Слову, утверждают в своих душах воздержание, справедливость, мужество, мудрость, благочестие и другие добродетели, воздвигают тем самым в себе статуи, в которых нам, как мы знаем, и подобает почитать первообраз всех статуй — «образ Бога невидимого,” Единородного Сына Божия… И всякий, кто подражает Ему в меру своих способностей, тем самым воздвигает статую, соответствующую образу Творца, ибо в созерцании Бога чистым сердцем он становится подобным Ему. Итак видим мы, что все христиане подвизаются возводить жертвенники и статуи, как было описано нами, причем воздвигаемое ими не безжизненно и не бесчувственно» и так далее; ср. VI, 66:«Все те, кто взирают на порочные творения живописцев, скульпторов и художников, пребывают во тьме и укреплены в ней, ибо не желают обратить взор горе и вознестись в своем уме от всех видимых и чувственных вещей ко Творцу всяческих, Который есть Свет.» См. Elliger W. Op. cit., S. 11 ff.; Koch, Hugo. Op. cit., S. 19 ff. 50 Преподобный Иоанн Дамаскин. De imagin. III. 51 Деяния иконоборческого «соборика» 753 г. зачитывались на Втором Никейском соборе в 787 г.: Mansi XIII, 276 [русский пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4, с. 544]. 52 Brehier, Louis. La Querelle des Images//Histoire de l’Eglise depuis les origines jusqu’a nos jours/Ed. A. Fliche, V. Martin. Vol. V. Paris, 1947. 53 Определение Второго Никейского собора см. в Mansi XIII, 373 ss. [русский пер.: Деяния… с. 589 и далее]. 54 Ralle and Potle.  Συνταγμα των θειων και ιερων κανονων. Vol. II. Athens, pp. 492–495 [русский пер.: Деяния… сс. 293–294]. 55 Порфирий. Vita Plotini, I. 56 Плотин. Enneades, V, 8, 8. 57 Ibid., II, 9,11. 58 Acta Joannis, capp. 26–29. Bonnet. Acta Apostolorum Apocrypha. II.1. Leipzig, 1898 (переиздано в 1959); английский пер.: The Apocryphal New Testament/Ed. M. R. James. Oxford, 1924. Этот документ относится не позднее, чем к середине II века. «Деяния» зачитывались на иконоборческом «соборике» 753 г.: Mansi XIII, 168 ss. Об использовании этого апокрифа иконоборцами упоминает и патриарх Фотий: Bibliotheca, cod. 114 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Kolias, G. Aemter- und Würdenkauf im früh- und mittelbyzantinischen Reich. Athen, 1939. Palanque, T. R. Essai sur la préfecture du prétoire du Bas-Empire. Paris, Boccard, 1933. XVI, 144 p. Rouillard, G. L’administration civile de l’Egypte byzantine. 2-e éd. Paris, Geuthner, 1928. XV, 268 p. Религия и церковь Ehrhard, A. Die altchristlichen Kirchen im Westen und im Osten. I. Die griechische und lateinische Kirche. Bonn, Verlag der Buchgemeinde, 1937. 456 S. (Die kathol. Kirche im Wandel der Zeiten und der Völker. I, 2). Lietzmann, H. Geschichte der alten Kirche. 3. Bd.: Die Reichskirche bis zum Tode Julians. Berlin, de Gruyter, 1938. VIII, 346 S. Wand, J. W. C. A history of the early church to A. D. 500. London. Methuen, 1937. XII 290 p., 3 maps. Der christliche Osten. Geist und Gestalt. Hrsg. von J. Tyciak, Wunderle u. P. Werhun. Regensburg, Pustet, 1939. 408 S. Heiler, F. Urkirche und Ostkirche. München, Reinhardt, 1937. XX, 607 S. (Die kathol. Kirche des Ostens und Westens, Bd. I). Die orthodoxe Kirche auf dem Balkan und Vorderasien. Geschichte, Lehre und Verfassung der orthodoxen Kirche. Leipzig, Klotz, 1939. 160 S. (Ekklesia. Sammlung v. Selbstdarstellungen d. christl. Kirchen, 10). Die orthodoxe Kirche auf dem Balkan und in Vorderasien. Die Orthodoxen Patriarchate von Konstantinopel, Alexandrien, Antiochien, Jerusalem und das Erzbistum von Cypern. Leipzig-, Klotz, 1941. 129 S. (Ekklesia. Sammlung von Selbstdarstellungen d. christl. Kirchen, 11). Brook, D. Pilgrims were they all. Studies of religious adventure in the fourth century of our era. London, Faber & Faber, 1937. 357 p. Elliger, W. Die Stellung der alten Christen zu den Bildern in den ersten vier Jahrhunderten (nach den Angaben der zeitgenössischen kirchlichen Schriftsteller). Leipzig, Dieterich, 1930. VI, 98 S. (Stud. über christl. Denkmaler, H. 20). Grondijs, L. H. Asceten, Hellenen, Barbaren. Haag, van Stockum, 1935. 105 S. Resch, R. Etudes de theologie historique. La doctrine ascetique des premiers matres egyptiens du IV siècle. Paris. Beauchesne, 1931. XXXVIII, 286 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010