Дональд Карсон (баптист) Читая Послания Послания в древнем мире Современному читателю, впервые открывающему Новый Завет, покажется, наверное, странным, что из 27 его книг 21 представляет собой письма (послания) или нечто, очень похожее на письма, и что они составляют 35 процентов текста. Почему выбрана именно такая форма? Здесь надо учитывать по меньшей мере четыре фактора. Во–первых, мы часто забываем, какой богатый выбор у нас сегодня в области коммуникации, почти совершенно не известный церкви I в. Послания тогда (как мы увидим) представляли собой устоявшиеся формы связей личного и общественного характера; других было немного. Существовали древние эквиваленты городским глашатаям, имели место некоторые виды книжных публикаций (но не в печатном виде), пьесы, разнообразные речи, однако большинство из них не годилось для того вида сообщений, которые приходилось посылать руководителям местных церквей. Во–вторых, быстрый рост церкви в первые десятилетия ее существования требовал подвижного, недорогого и быстрого средства связи с верующими, рассеянными по всей империи. Трудно представить лучшую альтернативу из всего набора вариантов, имевшихся в то время. В–третьих, возрастая, церковь все чаще сталкивалась с вопросами, которые ей было нелегко разрешить. Некоторые из них были обусловлены тем, что она вырастала из религии ветхого завета, а другие проистекали из ее противостояния язычеству греко–римского мира. Таким образом, быстрый рост и обширная география сочетались с разнообразием и актуальностью встающих перед церковью вопросов. По Божьему провидению благодаря этим проблемам первое поколение верующих, ведомое Духом, училось выражать и отстаивать веру, многообразно выражая истину. Обратиться к этим сложным проблемам удобнее всего было именно в посланиях, и потому неудивительно, что под Божьим водительством они стали своего рода церковными хартиями. И, наконец, в древнем мире послания представляли собой укоренившиеся средства создания «эффекта присутствия». Мы называем это «поддерживать отношения или дружбу». Для того чтобы достичь этой цели, мы, живя в западном мире, прежде всего, наверное, обратились бы к телефону или факсу. В Римской империи – к посланиям, которые, вне всякого сомнения, становились тем более ценными, что между получениями посланий возникала некоторая пауза. Очевидно, что во многих случаях новозаветные писатели (по разным причинам) стремились создать «эффект присутствия» (напр.: 1Кор. 5:3–5 ; Гал. 4:19,20 ; 1Фес. 5:27 ) даже несмотря на то, что целиком восполнить недостаток общения, обусловленный расстоянием ( 1Фес. 2:17 – 3:8 ; 2Ин. 12 ), было невозможно. Виды посланий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

———————————— «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Богослужебный период между Вознесением и Пятидесятницей — это время, когда ранняя Церковь получает новые заповеди от Господа. Христос в Евангелие от Матфея говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). «Научите» при переводе с греческого в буквальном смысле означает «сделайте учениками». Это становление человека, не принадлежавшего к христианской церкви (бывшего иудея, язычника), учеником Христа совершается через крещение. После этого вся остальная жизнь, в идеале, должна стать соблюдением всего того, о чем говорит Христос. В конце Евангелие от Марка это повеление выражено немного иначе: «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 15-16) Таким образом, вера и крещение — это то, что решает судьбу человека, поэтому крещение человека в древней Церкви (когда крестили в основном взрослых людей) было важнейшим моментом внутреннего изменения всей человеческой жизни.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

" Друг друга тяготы носите... " : впервые письменное наследие сщмч. Сергия Мечева опубликовано полностью/Новости/ЖМПиЦВ Свежий номер Журнала Московской Патриархии ЖМП Церковь Аналитика Новости Анонсы Общество Культура Интервью История Видео жизнь Церкви «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны c IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.     14 марта 2024 г. 15:00 книги Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-bepcuя.     29 ноября 2023 г. 15:00 память Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-­реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно не­обыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-bepcuя.     14 февраля 2024 г.

http://e-vestnik.ru/news/sergiy_mechev_k...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь человека - неоценимый дар Божий. И зарождение ее - величайшее чудо на земле. " Мама " - первое слово, которое произносит ребенок; " мама " - в этом слове любовь, нежность и безграничное доверие маленького сердца. Но что значит быть матерью? На этот вопрос на страницах книги отвечают психологи и священники, матери и сами дети. 2009 ru Александр Микитенко http://www.Domstroy.eparchia.ru a-mikitenko@ya.ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 21.11.2010 OOoFBTools-2010-11-21-17-53-27-778 1.0 Святость материнства Сибирская Благозвонница г.Зеленогорск (возле Красноярска) 978-5-91362-152-8 Святость материнства ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла. Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье. В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества. В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью. Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья. И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1). Итак, семья – ковчег спасения. Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир. Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек. Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

Закрыть itemscope itemtype="" > Афон - языческий, мирской, монашеский Гениальный научный проект XIX века вышел в свет 18.07.2007 691 Время на чтение 7 минут Отечественная наука, духовная и светская, в неоплатном долгу перед замечательным подвижником русской Церкви и науки епископом Порфирием (Успенским). Великий византинист, историк Православного Востока, епископ Порфирий (1804-1885) оставил огромное наследие, доныне еще полностью не изученное и не опубликованное. В приветственном слове к участникам конференции, посвященной 200-летию со дня рождения ученого ( Москва , 2004 г.), Святейший Патриарх Алексий сказал: " Историк Церкви - особое призвание и служение. Бесчисленные поездки-экспедиции преосвященного Порфирия в пределах бывшей Византийской империи связаны с интереснейшими находками, которые имеют значение не только для истории Византии, но и для русско-византийских отношений, христианской литургики, церковного зодчества и искусства. Об одном лишь Афоне епископ Порфирий опубликовал более десяти томов исследований, проследив промыслительную последовательность напластований языческой, раннехристианской и византийской культуры в пределах Святой Горы " . Лучшие из этих книг, а также выработанные ученым принципы перевода и толкования библейских и византийских источников по своему значению далеко выходят за рамки конкретных дисциплин, но относятся к высочайшим достижениям русской науки и культуры. Отрадно сознавать, что наследие историка-богослова возвращается сегодня к читателю. Год назад было переиздано " Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты " (М.: Общество сохранения литературного наследия, 2006). Теперь достоянием читателей стала фундаментальная " История Афона " , изданная в 1877-1892 годах в шести книгах и составившая в новом издании два массивных тома (1088 и 656 страниц соответственно). Книга вышла в издательстве " Даръ " под научной редакцией П.В. Кузенкова. Изданию предпослан в качестве введения историко-биографический очерк " Преосвященный Порфирий (Успенский) " , написанный выдающимся церковным историком А.П. Лебедевым в 1904 году, к 100-летию со дня рождения ученого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем потребовался новый перевод Библии? Протоиерей Алексий Масюк настороженно относится к созданию Института Библии 18.02.2011 2460 Время на чтение 3 минуты Недавно созданный Институт Библии , судя по его заявлениям, будет проникнут либерально-еретическим духом, всецело ориентируясь на обновленческие идеи о.Александра Меня и о.Георгия Чистякова. Может ли вызвать доверие новый перевод Библии, затеваемый с такими ориентирами? Не столь однозначную оценку вызывают подобные начинания Московской Патриархии в Межсоборном Присутствии РПЦ. Попытка нового русского перевода Священного Писания мотивируется необходимостью исправить неточности Синодального перевода 1876 г., приблизить язык перевода к современному литературному, учесть достижения библейской археологии и т.д. При этом оговаривается необходимость сопрягать работу над новым переводом со святоотеческим толкованием священных текстов, то есть не отступать от традиций, от Предания, что, конечно, можно только приветствовать. Но при всей заявленной глубине и компетентности подхода в соответсвующих документах Межсоборного Присутствия есть целый ряд настораживающих моментов. Сопряжение нового перевода с нынешними реалиями российской жизни, его якобы востребованность современным обществом для облегчения понимания библейских текстов опять возвращает нас к угрозе церковного модернизма: попыткам сокращения Богослужений, введения в Богослужение русского языка, отмены постов. Стремление взять за образец новые католические переводы Библии " la Bible de Jerusalem " указывает на тот же обновленческий курс. А ведь этот обновленный католический перевод был одним из ключевых деяний Второго Ватиканского Собора, стремившегося приспособить Католическую церковь к современным реалиям. Вновь цель подменяется средствами. Или предлагаемые средства даже отдаляют от цели, которая есть и будет – спасение душ человеческих для вечной жизни. Достижение этой цели требует всецелого вовлечения человеческих сил. Поэтому всякое упрощение и облегчение на пути спасения вступают в противоречие с целью, уводят от нее. Удобно и легко спастись невозможно. Результат этого приспособления для якобы миссионерских целей плачевен: опустевшие по сравнению с послевоенным десятилетием костелы, маргинализация католичества в общественной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/18/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Крестный ход меня радостно поразил» На молитвенном шествии произошло народное единение, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом 12.09.2022 1673 Фото: mitropolia.spb.ru Как сообщалось , сегодня после двухлетнего перерыва состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. Своими впечатлениями о молитвенном шествии поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Крестный ход меня радостно поразил – после двух лет разобщения из-за ковидобесия на молитвенном шествии произошло народное единение и единодушие, образовалась живая связь между Церковью и клиром, Церковью и армией, государством и обществом. Единодушный церковно-народный праздник, посвященный нашему духовному отцу – святому благоверному великому князю Александру Невскому очень важен. И важен тем более, когда на Украине, которая была некогда братской, а стала русофобской и неофашистской, рушат памятники святому благоверному великому князю Александру Невскому. Кстати, в своё время Киевскому князю. Я думаю, что Господь найдёт этих варваров, богохульников и вандалов, если уже не нашёл, и они сполна ответят перед судом Божиим и человеческим за все свои злодеяния и кощунства. Что такое Александр Невский для нас? Это имя России, наша честь и совесть, призыв к нашему мужеству и к правде Божией и человеческой: Не в силе Бог, а в правде. Это высказывание Александра Невского затирается в общественном сознании. А вместо него всплывает Эйзенштейновское (на самом деле – библейское), которое мог произносить Александр Невский, но неизвестно говорил ли он эту фразу или нет: Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Любовь к правде Божией, которую через всю жизнь пронёс Александр Невский, это одна из ключевых максим, одно из наиболее злободневных его высказываний: Не в силе Бог, а в правде.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > О добродетели, искаженной до неузнаваемости 06.10.2017 769 Время на чтение 5 минут Михаил Нестеров. Жены-мироносицы (1889) - Отче, что Священное Писание говорит о верности и преданности? - Через таинственную книгу Апокалипсис Господь обращается к каждому христианину с призывом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). В Евангелии же Христос указывает путь к такой верности до смерти: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). То есть если христианин, несмотря на угрозу своей жизни, сохраняет верность Богу, не погрешает против своей совести, то он обретает вечную жизнь. Тысячи мучеников и исповедников, память которых почти ежедневно празднует Святая Церковь, - яркое тому свидетельство. Если же верующий человек постоянно, пусть даже в мелочах, погрешает, например, ради шутки периодически врет или, находясь на государственной службе, недоброкачественно выполняет порученную ему работу, или, оправдывая себя занятостью и усталостью, привык ежедневно сокращать либо полностью пропускать молитвенное правило, то в конце концов он приходит к большой неправде и нескрываемому злу. - Есть ли разница между верностью и преданностью или это слова-синонимы? - В современном мире содержание этих слов смешалось и они употребляются как синонимы, но в библейских и святоотеческих текстах между ними есть существенная разница. Верность, как и однокоренное с ним слово «вера», обычно носит сакральный смысл и употребляется в отношении человека к Богу и наоборот. Это мы видим в текстах Священного Писания. Слово «преданность» больше используется в отношении человека к человеку или животного к человеку. Например, говорят: «Он предан Ивану Ивановичу как собака», и вряд ли будет уместно, даже в секулярном обществе, заменять слово предан на слово верен. Правда, в отдельных случаях слово «верность» может употребляться и для обозначения отношений между людьми. Например, говорят: «Жена верна своему мужу», или «Солдат верен долгу служения перед Отечеством», или «Этот человек верен своему слову». Но, опять же, эти отношения носят не простой, а сакральный характер. Без сакральности отношений верность, как правило, исчезает или носит корыстный характер.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/6/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > О необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом Соборной клятвы 1613 года Открытое обращение к православным Пастырям, Архипастырям, монашествующим, ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, ко всем русским людям 24.07.2020 13028 Время на чтение 20 минут От редакции: В последнем номере газеты «Русский вестник» опубликовано обращение группы православных христиан о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года. Один из главных инициаторов этого обращения известный русский общественный деятель Владимир Николаевич Осипов прислал это обращение к нам в редакцию с просьбой опубликовать, чтобы разделяющие взгляды авторов обращения православные люди также имели возможность подписаться под обращением. Оставить свою подпись под обращением можно в комментариях под этим текстом или в письме в адрес редакции с просьбой разместить Вашу подпись под этим обращением. Отцы, братья и сестры! Обращаемся к вам, нашим соотечественникам, – Россия на краю гибели. Против нас ведется безпощадная война. Наше общество деморализовано. «Элита» утратила доверие народа. Звучат прогнозы о приближающемся голоде библейского масштаба, войне, распаде страны и превращении ее в территорию. Такие тяжелые испытания пускаются Богом за грехи народа. И мы, русские православные люди, видим корень всех наших бед прошлого и нынешнего столетия в Русской катастрофе всемирного масштаба – всенародном отвержении от дарованного Богом России Царского Самодержавия и страшного, злодейского убийства Помазанника Божия Царя Николая II Александровича, Наследника Престола Цесаревича Алексея и всей Царской Семьи. Тем самым русский народ нарушил клятву, данную нашими предками Богу на Великом Московском Соборе в 1613 году – верно служить Дому Романовых до скончания века. И подпал под проклятие этого Собора. Поэтому сейчас мы должны возопить, как блудные дети, к Богу о прощении грехов, совершенных нашим народом. С читаем, что необходимо в ближайшее время созвать Собор Русской Православной Церкви, обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/24/o_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010