5-й фестиваль православных СМИ «Вера и Слово» Форум православных медиа – «Вера и слово», который раз в два года собирает журналистов и сотрудников епархиальных пресс-служб, несмотря на узкоспециальную направленность, всегда становится открытой площадкой для диалога и обмена мнениями о проблемах и возможностях миссии в современном мире. Не стал исключением и нынешний, пятый фестиваль, который завершился в среду в Москве. В связи с тем, что епархии в последнее время гораздо активнее включаются в информационную и медийную работу, да и само их количество значительно возросло, фестиваль собрал рекордное число участников: 467 делегатов из 154 епархий России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Повод для дискуссии Как сегодня говорить о Церкви, чтобы общество услышало? И способен ли сам сотрудник церковного издания услышать кого-то кроме себя, заботиться не только о рейтинге своего ресурса, но и предложить что-то для духовного развития аудитории? Пессимистичный сценарий развития событий предложил в своем выступлении на фестивале главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. По его мнению, повестка дня, которую транслируют большинство СМИ, абсолютно виртуальна и отражает во многом «шизофреничное» состояние общественного сознания. «То, что мы видим в информационном пространстве, совершенно оторвано от жизни, от вызовов и потребности большей части граждан России. Такая повестка крайне искажает жизнь большинства людей, которые живут в нашей стране», – сказал Валерий Фадеев. По мнению известного журналиста, представление о том, что Церковь должна действовать по правилам игры блоггеров и интернет-медиа (как это указывают некоторые «эксперты»), невозможен. «Но надо ли защищать Русскую Православную Церковь? Она существует уже тысячу лет. За последние 20 лет мы наблюдаем мощнейшую динамику развития церковной жизни», – сказал Валерий Фадеев. По его словам, за 70 лет советской власти Церковь пережила гонения почти библейского масштаба, и она смогла выстоять. А те «анекдотические выпады против Церкви», которые нам предлагается представить новой катастрофой, не стоят внимания, хотя именно они, в соответствии с правилами политтехнологических игр, навязываются в качестве повестки дня.

http://pravoslavie.ru/57106.html

6 ноября 1904 года академическая корпорация торжественно праздновала двадцатипятилетие преподавательской деятельности ординарного профессора по кафедре священного Писания Ветхого Завета Павла Александровича Юнгерова. Павел Александрович, сын священника Самарской епархии, среднее образование получил в своей родной семинарии, высшее – в Казанской Духовной Академии, курс которой окончил в 1879 году по богословскому отделению со степенью кандидата богословия и с правом при соискании степени магистра не держать новых устных испытаний. В этом же году началась и преподавательская деятельность Павла Александровича. Уже 21 октября он защитил диссертацию pro venia legendi под заглавием «История и значение пророческого служения в иудейском народе», а 24 и 31 октября прочел две пробных лекции: «Объяснение VII гл. 8 ст. XII гл. 30 ст. книги Исход» и «Повествование о творении мира и человека в 1, II и V гл. кн. Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги», после чего и допущен был советом Академии к чтению лекций по Священному Писанию Ветхого Завета в качестве приват-доцента. Павел Александрович занял кафедру при исключительно трудных обстоятельствах. Ему даже не удалось выслушать на студенческой скамье полного курса своей науки и приготовиться к кафедре под систематическим руководством своего предшественника, как это по большей части бывает с другими молодыми преподавателями. Но богословское отделение Академии, избирая кандидата Юнгерова, очевидно, знало, кого оно выбирает. Молодой преподаватель, несмотря на свои усиленные занятия составлением лекций, уже в июне 1880 г. успел представить в Совет Академии магистерскую диссертацию под заглавием «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», и этой книгой открыл целую серию научных трудов, которыми он почти каждый год с этих пор стал дарить русскую литературу. Так в 1884 году он печатает в «Чтениях общества любителей духовного просвещения» статью «Библейский характер видений пророка Иезекииля» и там же (за 1885–86 годы) ряд статей под заглавием «Книга пророка Аввакума» (вышла отдельным изданием в 1887 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Archive Пн Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям утвержден решением Священного Синода от 12 марта 2024 года ( журнал 4 ). Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Будапештский и Венгерский Иларион — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — секретарь 3. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 4. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 5. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 6. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 7. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи 8. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 9. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 10. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 11. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 13. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 14. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии 15. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии 17. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 19. протоиерей Николай Чернокрак, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» На протяжении всей истории человечества понимание того, что есть человек, существенно влияло на устроение частной и общественной жизни людей. Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о правах и обязанностях человека. В современном мире значительное распространение получило убеждение, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения. В этой ситуации Церковь, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, призвана напомнить основные положения христианского учения о человеке и оценить теорию прав человека и ее осуществление в жизни. I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория. I.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека. Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).

http://sedmitza.ru/lib/text/430009/

VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Шмеман. Исторический путь; Мейендорф. Введение; Meyendorff. The Orthodox Church; Chadwick; Runciman. Byzantine Civilization; Quasten. 1. Мы уже не раз упоминали монашество и монахов, что и естественно, ибо в эпоху великих догматических споров монашество играло значительную, если не ключевую роль. Поговорим о его возникновении. Монашеская жизнь появилась, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Конечно, это не случайно, что монашество появилось в то время, когда завершились гонения и христианство стало модным. Монахи стали бескровными мучениками тогда, когда кровавое мученичество прекратилось. Они послужили некоторым противовесом «официальному христианству». Жители христианской империи подвергались опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью; опасность была в отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческое и эсхатологическое призвание Церкви, они напоминали христианам, что Царство Божие - не от мира сего. Основная черта монашества - его фундаментально библейский характер. Пустыня - это место, где нет воды, нет жизни. Там царит смерть и дьявол. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом. И чем благополучнее общество, тем более суровые испытания накладывали на себя монахи. Немного позже монашество вернулось в города, осознав, что присутствие диавола сильно и там... 2. Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы. I. Отшельничество. Обычно его появление связывается с именем преп. Антония Великого, чье житие написал сам св. Афанасий Великий. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христианской семье. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греческим языком он не владел. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной». Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее и далее от человеческого жилья. Однако очевидно, что он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретенному пустынножительству. Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. Первый период его жизни, столь любимый живописцами и писателями, - это открытая борьба с диаволом. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/434727/

     22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». Она является первои в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Серия будет продолжена следующими книгами: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». В презентации также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; митрополит Брянский и Севский Александр; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Щеблыгин, журналисты, представители общественности. В числе участников мероприятия – представители Поместных Православных Церквей: митрополит Варненский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); митрополит Тамасосский Исаия (Кипрская Православная Церковь); епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров). На презентации присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, московское духовенство.

http://pravoslavie.ru/95587.html

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Николаев Русская Церковь превращается в " министерство правды " Многословие духовенства мешает понять смысл важных инициатив Источник:  НГ-Религии Можно по-разному оценивать степень влияния Русской Православной Церкви на наше общество, но совершенно очевидно, что лидеры традиционных религий, и прежде всего православное духовенство, пытаются выступать в качестве учителей нравственности. Другой вопрос, насколько эффективны эти попытки. Об удачных примерах проповеди мы сейчас говорить не будем, а остановимся на одной проблеме некоторых современных миссионеров. В выступлениях видных представителей Московского Патриархата иногда звучит множество благопожеланий без объяснения механизма их осуществления. Самым показательным примером подобных высказываний является предложение представителей Церкви создать Свод вечных российских ценностей. До недавнего времени их было озвучено восемь: справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение, патриотизм, благо человека, семейные ценности. 8 февраля Патриарх Кирилл предложил от себя еще две ценности – мир и трудолюбие. Таким образом, Свод российских ценностей сравнялся по числу нравственных максим с десятью библейскими заповедями. Да, Церковь должна не только проповедовать Благую Весть о Христе, но и напоминать людям о том, " что такое хорошо и что такое плохо " . Патриарх Кирилл в своих выступлениях неоднократно заявлял о необходимости миссии, обращенной и к тем, кто называет себя православными, и к тем, кто еще не переступил порог храма. В докладе на Архиерейском Соборе, прочитанном 2 февраля, Предстоятель Церкви, в частности, говорил о проповеди в молодежной среде: " В каждой епархии и в каждом приходе полезно разработать годовую молодежную программу, включающую в себя план реализации проектов и мероприятий, предназначенных для широкого круга молодежи " . Очевидно, что такой подход предполагает не просто перечисление нравственных максим или мнений Церкви по тому или иному вопросу, а необходимость представить их актуальными для молодых людей.

http://religare.ru/2_83526.html

  БОГОСЛОВИЕ Бизнес на Иуде Новоявленное " Евангелие " раскручивается в коммерческих целях   На официальном сайте Московской Патриархии вчера появилось сообщение: в Российском Библейском Обществе считают, что так называемое " Евангелие от Иуды " " раскручивается " с коммерческими целями. " Слухи о том, что на черном рынке краденного антиквариата циркулирует коптский манускрипт " Евангелие от Иуды " , появились еще в конце XX века, но широко стало известно об этом, когда несколько лет назад очередному покупателю не удалось продать свиток в музей, и тот решил вернуть деньги посредством издания " , – сказал главный редактор Российского библейского общества Михаил Селезнев. Наиболее верным считается утверждение, что папирус, датируемый IV веком, был найден в египетском местечке Наг Хаммади в середине XX века вместе с другими древними текстами, отметил Михаил Селезнев. Известно, что большая часть рукописей была передана в музей, а эта была украдена и только спустя полвека появилась на рынке антиквариата. Михаил Селезнев подчеркивает, что у него как ученого " вызывает улыбку раскручивание этой детективной истории " . По его словам, публикация в США не случайно приурочена к Пасхе, а в прессе связывается с романом Дэна Брауна " Код да Винчи " . Но в Российском библейском обществе считают, что " Евангелие от Иуды " заслуживает внимания с исторической точки зрения. " Мы не исключаем своего участия в работе над переводом на русский язык и изданием этого манускрипта, но не в рамках программы публикации канонических текстов, а книг, которые позволяют прояснить в той или иной мере текст Евангелия " , – отметил Михаил Селезнев, подчеркнув, что " такие тексты представляют интерес только для ученых, ни одна христианская церковь не включит его в Священное Писание " . Елена Яковлева, " Российская газета "     Комментарий свящ. Алексия Емельянова (зав. кафедрой Священного Писания Нового Завета ПСТГУ):   Евангельская весть о спасении, которую принес на землю Иисус Христос, всегда была сопряжена с тайной. Эта тайна не прячется в среде посвященных, а являет себя на Голгофе. Она запечатлелась в словах Христа, обращенных к одному из распятых с Ним разбойников: «Сегодня же будешь со Мной в раю».

http://moral.ru/evang_iuda.html

Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”» Беседа с координатором движения «Сорок сороков» 1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин : Выйти за ограду Андрей Кормухин – Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, – просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании, политике, искусстве – появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите. – Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года? – Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot» , стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры. Андрей Кормухин и движение Сорок сороков    Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!».

http://pravoslavie.ru/80033.html

Аннотация В статье приводятся принципы отношения свт. Феофана к анализу и идентификации иного религиозного опыта, представлена его оценка западного мистицизма, указаны выявленные им причины заблуждений западных мистиков, и недостатки их духовных практик. Приводится данный свт. Феофаном анализ мистических «откровений» с позиции православной аскетики, критически рассматривается концепция «рождения Христа» в мистиках. Введение Тема сравнения православного мистического опыта с неправославным мистицизмом в трудах свт. Феофана Затворника , в настоящей статье исследуется на примере его «Писем о духовной жизни». Эти «Письма…» (1872) 1 представляют собою своеобразный комментарий к «Письмам» графа М. М. Сперанского (1772–1839), адресованным в 1814–1818 гг. его другу Ф. И. Цейеру, и напечатанным через 36 лет после смерти М. М. Сперанского в «Русском Архиве» за 1870 г. 2 Из этих «Писем» следует, что М. М. Сперанский увлекался Я. Беме, К. Л. Сен-Мартеном, Э. Сведенборгом, Терезой Авильской, Франциском Ассизским. В этот период своей жизни он сделал перевод «Подражания Христу» Фомы Кемпийского, который пожертвовал Библейскому обществу, а Александр I «приказал напечатать перевод за свой счет», а также перевел «Избранные места из творений Таулера». Принимал Сперанский участие и в деятельности масонской ложи под руководством Фесслера, 3 однако впоследствии утверждал, что вошел в ложу с ведома государственных властей, чтобы лучше изучить масонские дела. 4 Интерес М. М. Сперанского к мистицизму определялся, по мнению свт. Феофана, духом той эпохи, когда «в высшем круге нашего общества, в его время, это было почти общим занятием», и «как человек, получивший настоящее христианское образование, [Сперанский] тотчас понял, что в этом движении была своя истинная сторона, которую и в себе раскрыть положил он законом». 5 Как следует из «Писем», М. М. Сперанский отвергал учение масона А. Ф. Лабзина о молитве, и создании «нового храма духовного», 6 т. е. «внутренней церкви», и не верил «истории [свидетельствам]» об учрежденных Лабзиным посвящениях и таинствах. Масонскому мистицизму он предпочитал теософию, 7 которая, по мысли свт. Феофана, походила не на оккультные взгляды Е. Блаватской, а методологически больше на то, что в православном богословии названо богомудрием. После периода увлечения западными мистиками, М. М. Сперанский вспоминал: «Десять лет провел… в ее [теософии] изучении, и когда я думал, что овладел всем, [оказалось, что] я трудился лишь над начатками. Это было преддверие Царствия Божия». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/krit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010