1391 Беляев Л. А. Гроб Господень и реликвии Святой Земли//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000. 1392 Порфиридов Н. Г. О мастерах, материалах и технике древнерусской мелкой каменной пластики//СА. 1975. 3; Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. Вып. 98. СПб, 1998, с. 159–184. 1393 См. подробнее: Biddle М. The Tomb of Christ. Stroud, 1999, или сокращенную версию по-немецки: Biddle М. Das Grab Christi. (Neutestament Quellen – historische und archaeologische forschungen – uberraschende Erkenntnisse). Basel, 1998. (Biblische Archaeologie und Zeitgeschichte, Band 5), или статью: Biddle M. The Tomb of Christ: sources, methods and a new approach//«Churches Built in Ancient Times». Recent Studies in Early Christian Archaeology. London, 1994, p. 73–148. Рецензия: Беляев Л. A. Рец. на: Biddle, 1998//Российская археология. 2000, 1, с. 248–253. Полный русский перевод книги готовится. 1394 См. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. 1996, с. 183–210; Beliaev L. А. Russian pilgrims art from the 12 th to the 15 th century – archaeological elements and problems of Romanesque influence//JBAA. 1998. Vol. 151, p. 203–219; Беляев Л. А. Об источниках иконографии «Гроба Господня» в новгородской пластике XIII–XV вв.//Славяноведение. 1999. 2, с. 16–19; Беляев Л. А. Элемент романской иконографии XII в. в древнерусских изображениях Гроба Господня//ДИ. Русь и страны византийского мира. XII в. СПб., 2002, с. 539–553. В 2000 году вышла статья Стивена Лэмии, посвященная иконографии таких экранов в романском и готическом искусстве Европы (Lamia St. Souvenir, synaesthesia and the Sepulcrum Domini: sensory stimuli as memory stratagems//Memory and the Medieval Tomb/Ed. E. Valder del Alamo. Burlington VT: Ashgate, 2000, p. 1–41), в которой он излагает выводы диссертации, написанной почти два десятилетия назад (Lamia St. Sepulcrum Domini: the iconography of the holed tomb of Christ in Romanesque and Gothic art. University of Toronto, 1982. PhD diss). К сожалению, ранее им ничего не было опубликовано, и мне пришлось проделать туже работу независимо. Выигрышным моментом стало взаимное пополнение корпуса и возможность сравнить выводы, оказавшиеся очень близкими. Но и другие элементы, непосредственно заимствованные из западной иконографии, повторялись с не меньшим упорством, хотя изначальная суть их медленно забывалась, они превращались в рудимент и перерабатывались в декоративный мотив композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1867. Апрель-Июнь. Книга вторая. М., 1867. С. 418. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 208. Там же. С. 240. Там же. С. 229–230. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата: URL: . Челобитная Никиты (Пустосвята). Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей//Материалы для истории раскола за первое время его существования в 9 т.//под ред. Н. Субботина. Т. 4. Ч. 1. М., 1878. С. 157. Там же. С. 144. Там же. С. 145–146. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 207–209. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском … С. 418. Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским./Пер. с араб. Г. Муркоса. Издание четвертое. М., 2019. С. 276. Там же. С. 684. Деяния Московских Соборов о разных церковных исправлениях 1666 и 1667 гг. М. 1977 г. Л. 27. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 207–209. Деяния Московских Соборов ... Л. 27. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. В 6-ти частях, 1807–1815. М., Ч. 1. 1807. С. 344. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество … С. 224. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 413. Иннокентий (Беляев)., архим. Пострижение в монашество… С. 359. Там же. С. 96. Там же. С. 99, 240. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата URL: . Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке: церковно-историко-археологическое исследование/соч. прот. Моск. придворного Благовещенск. собора Н. Д. Извекова//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии: в 4 т., 1904–1911. М., 1906. Т. 2. С. 233.

http://bogoslov.ru/article/6193987

Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Евреинова с биографическим о нем воспоминанием графа М. В. Т.» (Русск. Архив 1891, 2 192 ; 49) „Воспоминания русского паломника,» (Душеполез. Чтенье 1891–1892); 50) „Село Подсосенье» (близ Серповой лавры) (там же, 1892, 2); 51) „Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры, или Происхождение северо-восточного русского иночества из обители преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского чудотворца» (Чтение Общества Любителей Духовн. Просвещения за 1892 г., ч. 2). Вышло и отдельною книгою (Москва 1892. 8°, стр. 54), ныне повторенною изданием 193 52) Преподобный Варлаам Шенкурский» (Богословский Вестник 1892, 4 ч.); 53) „Настасья Николаевна Хитрово и ее семейство» (Русск. Архив 1894, 1); 54) „Светлейший князь Димитрий Владимирович Голицын» (там же, т. 2); 55) „Воспоминания о моей жизни и учении в Сергиевом посад (1825–1830)» (Богосл. Вестник 1894, ч. 4) 194 ; 55) „Родовая икона Воейковых в Троицкой Сергиевой лавре“ (там же, 1895, ч. 1), и др. Не говоря о многих из этих трудов, которые уже по самому заглавию своему относятся или к историю или к археологии, или же к той и другой вместе (каковы, например, „Путевые письма» из разных мест), даже самые, по-видимому, специальные исследования в области историю или археологии нередко наблюдают упомянутую нами раньше двойственность метода. Для примера возьмем, с одной стороны, „Святыни и древности Великого Новгорода», а с другой „Книгу глаголемую Описание о российских святых». Судя по заглавию, в первой из этих книг нужно было бы ожидать встретить исключительно археологическое содержание; между тем в ней, на ряду с археологическими сведениями о храмах, монастырях, древностях их и проч., мы находим и стихии прямо исторические, например жития святых (стр. 23 и дал., 28 и дал., 143 и дал., прилож., стр. 3, 5 и др.), списки архиереев (прилож., стран. 11) и под. С другой стороны, в „Книге глаголемой Описание о российских святых», наряду с биографическими сведениями составляющими, конечно, главный элемент содержали ее, мы видим и множество указаний на черты лика того пли другого святого, важных для иконописных подлинников (например, по отдельному изданию, на стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Боханов А.Н. Ромейская имперская традиция и русское имперское перевоплощение в XV–XVI веках. Браунворт Ларс. Забытая Византия, которая спасла Запад. М., 2012. Брентано Л. Народное хозяйство Византии. М., 2010. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.// Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника . СПб., 2006. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. Буданова В.П. Великое переселение народов. В 6 лекциях. Буганов Р.Б., Э.П.Г. Иоанн III Дука Ватац//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб., 1897. Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века. СПб., 2008. Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 1. Политические отношения Византии и арабов за время Амморийской династии. Васильев А.А. Византия и арабы. Т. 2. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. СПб., 1902. Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. СПб., 1998. Васильев А.А. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л., 1925. Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. В 2 книгах. М., 2010. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб., 2008. Вениаминов В. Краткие сведения о жизни и мысли св. Григория Паламы //Святитель Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Вернадский Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха//Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова . Прага, 1926. Вертеловский И. О заслугах императора Феодосия Великого по отношению к вере и Церкви//Христианские императоры Рима. Пермь, 2005. Византийские легенды. СПб., 2004. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность Священной войны. Виктор Витенский. История гонений в Африканских провинциях//Церковные историки IV–V веков. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ефим Васильев –18041809 г. Никита Кириллов – 18091841 г. Григорий Алексеев – 18411843 г. Никанор Степ. Лентовский – 18431861 г. Яков Никол. Пластов – 18611869 г. Георгий Мих. Соловьев – 18691871 г. Пав. Серг. Димитриев – 18711873 г. Пав. Зин. Понятов – 18741875 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18841886 г. Мих. Петр. Иванов – 18871889 г. Конст. Алексеев. Михайлов – 18891896 г. Анатолий Александр. Бакулевский – 18971901 г. Алексей Яким. Митрофанов – с 1901 г. по 3 сент. 1915 г. Пав. Димитриев. – с 28 окт. 1915 г. Дьячки: Матвей Калистратов – 17781795 г. Иван Васильев – 17821787 г. Иван Ильин – 17931796 г. Ефим Васильев – 17971799 г. Иван Васильев – 18001812 г. Зиновий Тим. Никольский – 18181834 г. Дим. Ив. Озерский – 18361847 г. Пав. Зин. Понятов –18361874 г. Пономари: Симеон Александров – 1771 г., Филипп Родионов – «поповский сын, взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск» Иван Иванов – 17841792 г. Никита Кирилов – 17921809 г. Феодор. Петр. Алянский – 18041850 г. Вас. Ив. Алатов – 18231853 г. Флег. Димитриев, священник, запрещенный в священнослужении – 1854 г. Конст. Алексеев. Немков – 18571897 г. Псаломщики: Ив. П. Понятов – 18751883 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18831884 г. Иосиф Ант. Добросмыслов – 18861888 г. Пант. Ив. Блахов – 18881893 г. Сергий Ив. Альбинский – 18941898 г. Арк. Евс. Степанов – 18971901 г. Ив. Мих. Померанцев – 18981901 г. Петр Андр. Ванаг – 19011902 г. Мих. Сем. Соловьев – 19011906 г. Николай Ареф. Десницкий – 19021909 г. Василий Алексеев Шатров – с 1906 г. Сергей Феодор. Ястребов – c 1909 г. по 1 июня 1915 г. Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, с 2 сент. по 1915 г. – М.П. Тимирчинский. Десницкий организовал хор любителей, a Киатров поддерживал его. Хорошие голоса (тенора) у обоих много помогали пению. Нельзя не выразить признательности любителям: владельцу хлебопекарни Гр. Ивановичу с сыном Ив. Гр., А.И. Мольковой, волостн. писарю О.И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нек. др. за содействие торжественности богослужения и подъема религиозного настроения молящихся в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прихожане Прокопиевской церкви в жалобе к Святителю изложив и то, как навязал им инквизитор без надобности священника Васильева, и то, что, не открыто нечестивым его Васильева поступкам, их зазирает совесть не только быть при литургии, когда Васильев служит, или открывать ему свою совесть на исповеди, да и приглашать его с требами в долы, униженно просили избавить их от такого неблагочинного пастыря, тем более, что у них есть, священник Иван Петров. К просьбе прихожан присоединялись еще жалобы, что Васильев, являясь на рынок, оскорбляет буйством и боем продавцов, и в довершение всего дворовая девка священника Васильева на весь город со слезами заявляла непристойным его насильственные к ней отношения. Наряжено следствие. Священник Васильев сперва во всем чинил запирательство, а наконец неизвестно куда скрылся. Все розыски оказались напрасными, и дело замолкло. Побег сделан Васильевым в конце Сентября 1728 года. Но в конце Марта 1730 года Васильев явился из Якутска. Прежде, чем возобновилось о поступках его и об убеге в чужую епархию следствие, на него упало новое обвинение в таком грехе, о котором срамно есть и глаголати. При всем упорном запирательстве Васильева, строгое следствие не оставило повода усумниться в содеянном. И 31 Августа 1730 года состоялся в архиерейском Приказе приговор, подписанный самим Святителем в должности наместника 48 Приказа иеромонахом Корнилием и временным членом иеромонахом Иоакимом, гласивший так: «Попа Ивана Васильева, яко непотребного и гнилого уда, за его беззаконные дела, якоже явлено, данною нам от Бога правильне властию, священства учиняем чужда вовсе. И остричь его главу и бороду. А в наказание, якоже повелевают правила, милосердуя о нем, в гражданский суд не отдаем. Но наказать его при нас публично пред Приказом плетьми нещадно, и при собрании священников градских, дабы на оное смотря всяк, тако небездельничал, да егоже послать под арестом за море в Посольский Преображенский монастырь для покаяния на вечное житие и в монастырские труды. И дабы оттуту никуды не уходил содержать накрепко, и о том послать к Игумену Паисию указ. Для утверждения же, сей приговор подписываем собственною нашею рукою и иеромонашескими.» – Это был другой случай лишения сана при Святителе Иннокентии, да и последний из судных дел особенной важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Понятно, что такое событие встревожило всех ультрамонтан, ревниво следивших за тем, как о. Васильев тихо, постепенно воздвигал здание Православной Церкви. Всполошились иезуиты, видя то громадное впечатление, какое произвело на французов торжественное освящение храма, совершенное Преосвященным Леонтием, Епископом Ревельским. Среди переполнявших церковь русских и французов находились, в мирской одежде, епископы Турский и Перигесский, известный археолог, который сказал, что богослужение Русской Церкви сохранило в себе в точности все обряды, установленные в первые века христианства. За постройку храма о. Васильев был награжден Государем митрой, а русская колония в Париже, ценя труды и заслуги протоиерея Васильева, поднесла ему крест с бриллиантами. С необычайным усердием и уменьем занимался о. Иосиф просвещением русского юношества, всегда во множестве проживавшего в Париже; поддерживая связи с высшим парижским обществом и представителями русской аристократии заграницей, он в то же время оставался самым доступным человеком для всякого бедняка. Русские, жившие в Париже, хорошо знали, что у протоиерея Васильева находили не только нравственную, но, по мере средств, и материальную поддержку все нуждающиеся соотечественники. Во время Крымской войны о. Иосиф оставался единственным представителем России во враждебном нам государстве. Посещая военнопленных, больных и раненных, томившихся на чужбине среди врагов, ободряя их надеждой на лучшее будущее, помогая материально и предстательствуя перед французским правительством о их нуждах, о. Васильев много облегчал тяжесть плена. Добрый, доверчивый, хлебосол, отзывчивый на всякое горе, нужду и беду, наделенный разнообразными талантами духа, прот. Васильев всю свою жизнь употреблял их на высокое служение вере и Церкви Православной. Жизнь заграницей придала его обращению изящную мягкость, не изменяя в нем русской открытой души, простоты и доступности. Можно сказать, что протоиерей Васильеву, не только словом и научными трудами, но самой жизнью, представлявшею образец христианского пастыря, располагал иноверцев к православию и возвышал значение русской церкви в их глазах.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

В праздник после литургии о. Васильев посетил меня; затем я пригласил его вместе с собою к соборному старосте на завтрак. В уединенной беседе со мною о. Васильев жаловался мне на Обер-Прокурора графа Толстого за то, что он, сделавшись вместе Министром народного просвещения, стал унижать духовно-учебные заведения пред светскими; между тем как прежде, пока был только Обер-Прокурором, он превозносил семинарии пред гимназиями. Упрекал также графа Толстого за его неприязненные вначале отношения к нему лично. Когда Васильев, после многолетнего пребывания в Париже, возвратился в Петербург для устройства своего многочисленного семейства, он просил Обер-Прокурора дать ему соответственное его заслугам и достоинствам место с приличным вознаграждением. Граф, питая за что-то личное к нему неудовольствие, медлил исполнением его просьбы, несмотря на многократные с его стороны напоминания. Наконец, Васильев обратился к графу Толстому с угрозой; он написал ему, что если он не удовлетворит его просьбы немедленно, то он вот что сделает: пригласит чрез газеты всех своих духовных детей жертвовать ему в год по одному рублю – не более; и как —381— 1876 г. у него детей духовных рассеяно по России не менее 15000 душ, то он и надеется получать ежегодного доходу до 15000 рублей. Такая угроза не осталась будто бы без надлежащего действия: граф Толстой поспешил дать ему то назначение, какое он имеет теперь, с содержанием, при казенной квартире, с окладом 6000 р., с пенсией в 1000 р. и с арендой в 2000 р., а всего – 9000 р. Приличное обеспечение для достопочтенного о. протоиерея! Но слышно было прежде, что о. Васильеву предлагали занять настоятельское место при Кафедральном Исаакиевском соборе. Он готов-де был принять это почетное место, но с непременным условием, чтобы Исаакиевский собор изъят был из-под личной зависимости от петербургского митрополита и был подчинен, по примеру Московского Успенского Собора, непосредственному ведению Св. Синода. Но такая гордая притязательность офранцуженного русского прелата, разумеется, была отвергнута.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рождества пресвятой Богородицы, да Николы чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, древяна, клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное, поп Терентей Иванов, (в) церковной дьячек Гришка Ва-(Л. 587 об.) сильев, (в) понамарь Корнилко Панфилов, (в) проскурница Овдотьица; тринатцать келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря, семь келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; дватцать один двор служских; двенатцать дворов детенышев; крестьян: (в) Онофремко Семенов, (в) Бориско Павлов, (в) Гришка Темирев, (в) Ивашко Дмитриев, (в) Ивашко Федоров, (в) Якунко Прокофьев, (в) Ортюшка Васильев, (Л. 588) (в) Ортюшко Трофимов, (в) Титко Иванов, (в) Ортюшка Марков, (в) Федька Михайлов, (в) Ортюшка Микифоров, (в) Левка Васильев, (в) Климко Иванов, м Сенька Сысоев, (в) Петрушка Клементьев, (в) Митка Фатеев, (в) Микифорка Мялин, (в) Якимко Фомин, (в) Кондрашко Яковлев, (в) Гришка Степанов, (в) Ерофейко Иванов, (в) Пятунка Дробышев, (в) Девятко Оксенов, (в) Богдашко Ортемов, (в) Мартынко Юрев, (в) Истомка Сидоров, (в) Сенька (Л. 588 об.) Дементьев; бобыльских дворов: (в) Степанко Федоров, (в) Митка Федоров, (в) Федька Дементьев, (в) Ивашко Сергеев, (в) Понитка Петров, (в) вдова Оленка, (в) Кирилко Лаврентьев, (в) Сенька Самойлов, (в) Гришка Дмитриев, (в) Сенька Тимофеев, (в) Васька Пиминов, (в) Филатко Киреев, (в) Молчанко Родивонов, (в) Васька Иванов, (в) Исачко Матвеев, (в) Куземка Приходец, (в) Исачко Васильев, (в) Ивашко Болдырев, (в) Сенька Иванов, (в) Овфимко (Л. 589) Григорьев, (в) Васька Захаров, (в) Николко Васильев, (в) Кирилко Иванов, (в) Якунка Дементьев, (в) Гришка Иванов; шестнатцать дворов пустых; пашни паханыена отхожей на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, четырнатцать чети, да перелогу двесте восемьдесят пять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле шестьсот шездесят копен; лес черной большой.

http://sobory.ru/article/?object=06823

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010