В 1825 году Фотий не оставил попыток окончательно сокрушить влияние «западных мистиков». 12 февраля архимандрит вновь имел трехчасовую аудиенцию у Александра I. 198 Следы этой встречи есть в его письме А.А.Аракчееву от 10 мая 1825 года: «Важнейшее лично я желал государю Императору открыть по данной мною присяге, – писал Фотий, – но язык у меня не мог выговорить лично и прямо, и я только сказал ему лично, что не смею сказать. Ибо Царю много говорить нельзя; Царь бо есть и Божий слуга, великий помазанник Господен» 199 . Как и летом 1824 года, Фотий пытался убедить Императора в необходимости удаления «вредных» людей. Возможно, речь шла о руководителях Соединенного министерства, перешедших в почтовое ведомство: «Я много писал, и смело правду; я говорю; дабы некие лица удалить, прежде легче; теперь же трудней» 200 . 5 июня 1825 года Александр I посетил Юрьев монастырь. Он прибыл из Новгорода на пароходе в четыре часа утра, присутствовал на ранней литургии, беседовал со старшей братией, был в кельях настоятеля. 201 В восемь часов утра состоялась беседа Императора с Фотием, затем он отбыл из монастыря. 202 Однако успеха в своих делах архимандрит имел не более чем А.С.Шишков в попытках упразднить Библейское общество: «Нельзя лжепророкам подобно есаулу, Татариновой и прочим не быть, когда начальница всех мерзостей лжепророков и последователи в самой столице; едва, едва мы, служители Церкви, перевес ныне стали держать, а одолеть сил нам не дают», 203 – писал Фотий к А.А.Аракчееву. Осенью 1825 года Александр I послал Фотию первое и последнее свое письмо по поводу убийства 11 сентября 1825 года любовницы А.А.Аракчеева Н.Ф.Минкиной. В этом письме Император просил утешить графа, так как его служба «драгоценна для отечества». Письмо заканчивалось довольно трогательными словами: «Христианин обязан с покорностью переносить удары, рукой Господней ему наносимые. Мы все в Его воле. Испрашивая благословения вашего, предаю себя молитвам вашим» 204 . Как видно из переписки Фотия с протоиереем села Грузино Н. Ильинским, архимандрит и до письма Царя старался подбодрить и утешить графа. Помимо его воли, излишнее рвение Фотия стало причиной отставки Н.Ильинского. Архимандрит во время одного из своих визитов сообщил графу, что протоиерей спрашивал разрешения у своего начальства похоронить убитую Н.Ф.Минкину в соборе села. Гнев А.А.Аракчеева тут же обрушился на провинившегося; 10 октября 1825 года Фотий в письме утешал протоиерея: «Ты, любезный отец, будь спокоен касательно тебе известного дела, Господь все устроит. Мы тебя всей душой любим, и готовы тебе Бога ради служить. Молю тебя, братец, утешай общего нашего соседа и друга царева» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В 1722 г. численность церквей (без молитвенных домов и часовен) составляла 15751, в 1737 г. – около 18 тыс., в 1764 г. – 17761, в 1784 г. – 21141, в 1799 г. – 26196 20 ». Более детальными данными мы располагаем за период с 1825 по 1914 гг. (см. Таблицу 2). Таблица 2 Численность соборов, церквей, часовен и молитвенных домов (1825–1914) Годы Церквей Церквей Часовен и приход. молит. домов всех церквей Источники: Преображенский И.Г. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 189/91 гг. – СПб., 1897, С. 29; Смолин И. К. История Русской Церкви. – М., 1996. Ч. I. С. 279; Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. – М., 1996. С. 660. За первое столетие синодального периода (1722–1825) численность православного населения обоего пола увеличилась более чем в три раза (с 10 до 33 млн. человек), а церквей (без молитвенных домов и часовен) менее чем в полтора раза (с 15,8 до 27,6 тыс.). За последующие 90 лет синодального периода (1825–1914) православное население увеличилось также почти в три раза (с 33 до 98 млн. человек), а численность церквей возросла примерно в два раза (с 27,6 до 54,9 тыс.). Также сдерживался и рост численности приходского духовенства. В 1722 г. общая численность белого духовенства (священно- и церковнослужителей без их семей) составляла 61111 человек, в 1764 г. –67111, в 1784 г. –84131 человек. Ниже приводим подробные данные за 1825–1914 гг. о приходском духовенстве с распределением его по рангам (см. Таблицу 3). Из приведенных данных видно, что если численность всего белого духовенства за 1722–1825 гг. возросла в полтора раза, то за последующее столетие она практически оставалась без изменения. Обращает на себя внимание заметное уменьшение белого духовенства в 60–70-е годы XIX в., что было связано с сокращением числа церковных приходов при Александре II, а некоторый рост в последующие годы – с восстановлением многих приходов при Александре III. (Данные учитывают только служащее белое духовенство, без членов их семей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Jos. Flau. Antiq. Jud. – Joseph Flavius. Antiquitates Judaicae//Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. Berlin, 1955 (repr.). Vol. I–IV. Jub. – Wintermute O. S. Jubilees//The Old Testament Pseudepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Vol. 2. Garden City, 1985. P. 35–142. Petr. Alex. Chron. – Самодурова 3. Г. Хроника Петра Александрийского //ВВ. Т. 18. 1961. С. 150–197. Procop. Bell. Pers. – Procopius Cesariensis. Bellum Persicum//Prokop/Hrsg. O. Veh. Bd. III: Perserkriege. München, 1970. Sym. – Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon/Recensuit St. Wahlgren. Berlin; New York, 2006. (CFHB; 44/1). Theod. Lect. Hist. eccl. – Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. Berlin, 1995 (2. Ausg.). Theoph. Chron. – Theophanis Chronographia/Ed. C. de Boor. Leipzig, 1883–1885. 2 vol. Theophyl. Simoc. – Theophylacti Simocattae historiae/Ed. C. de Boor. Stuttgart, 1972 (2 ed.). Theoph. Cont. – Theophanes Continuatus//Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 1–481. Афиногенов. 1991. – Афииогенов Д. E. Композиция хроники Георгия Амартола//ВВ. Т. 52. 1991. С. 102–112. Афиногенов. 2004. – Афиногенов Д. Е. Рукопись Coislinianus 305: первоначальная версия хроники Георгия Монаха//Славяне и их соседи. Вып. 11. M., 2004. С. 19–29. Беляев. 1891. – Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по      византийским древностям. Кн. 1: Обзор главных частей Большого дворца византийских царей. Приложение: Материалы и заметки по истории византийских чинов. СПб., 1891. Бибиков. 1998. – Бибиков M. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 89–107. Васильев. 1900. – Васильев А. Византия и арабы. Т. I. СПб., 1900. Васильев. 1902. – Васильев А. Византия и арабы. Т. II. СПб., 1902. Васильевский. 1880. – Васильевский В. Е. О жизни и трудах Симеона Метафраста //ЖМНП. Ч. 212. 1880. Отд. II. С. 379–437. Васильевский. 1895. – Васильевский В. Е. Хроника Логофета на славянском и греческом//ВВ. Т. 2. 1895. С. 78–151. Васильевский. 1896. – Васильевский В. Е. Два надгробных стихотворения Симеона Логофета//ВВ. Т. 3. 1896. С. 574–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончается 1892 год. А в 1891 году, в конце его, я высказал Вашему Высокопреосвященству желание и решимость в течение сего 1892 года не обеспокоить Вас ни единой просьбой при множестве нужд моих родных в Тверской епархии. И слава Богу, я сдержал себя, поручив течение жизни Промыслу Божию· и без моего вмешательства, подчас стеснительного. Остальные-то пять дней уже выдержу себя. А за 1893-й год не ручаюсь, всегда чувствуя вашу доброту, мудрость и правду». Вечером, 29-го числа приехал ко мне из Москвы внук, священник Генн. Ф. Виноградов. Он принес мне прискорбное известие о серьезной болезни преосвященного митрополита Леонтия. 30-го числа он уехал, взяв от меня, для передачи в духовную цензуру, рукопись: «Письма духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению, архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому». 31-го числа приехал из Владимира преподаватель семинарии Мих. Антон. Чепик. Будучи преподавателем Гомилетики, он составил полный курс этой науки и, представив мне рукопись, просил у меня средств для ее напечатания. Я не отказал ему в просьбе, и рукопись, одобренная цензурою, напечатана 366 . 249 Приветственное письмо преосвященного Владимира помещено в книге: «Описание празднования 50-летняго юбилее в священном сане Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, 25 января 1892 г., прот. В. Владиславлева . Тверь, 1892 г. стр. 192. 250 Все приветственные адресы, письма и телеграммы напечатаны в книге: «Описание празднования пятидесятилетнего юбилея Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, 25 января 1892 г., протоиерея В. Владиславлева , Тверь, 1892 .г. 258 На этом служебнике сделана мною следующая надпись: «Сия богослужебная книга приносится в дар Муромскому Богородицкому собору от бывшего священника сего собора Иоанна Михайловича Тихомирова, ныне. Божиею милостью, архиепископа Тверского и Кашинского Саввы, в память исполнившегося в 25 день января 1892 года пяти-десятилетия служения его в священном сане». 259 Облачения эти препровождены были мною при следующем письме от 18-го янв. 1892 г., за ·λ» 27, на имя Настоятеля собора с старшею братиею и соборным старостою:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Э. стал жертвой наговоров и ему следует оказать должное внимание ( Харалампий (Василопулос). 2001. С. 14-18). Известно, что Христофор, архиеп. Халкидский, не позволял владыке совершать богослужения. После его смерти в янв. 1892 г. епископская эпитропия и люди из ближайшего окружения покойного чинили Н. Э. препятствия и также не допускали его к служению в храме. В нач. февр. 1892 г. Н. Э. обратился в Синод за разрешением священнодействовать. О том же ходатайствовали перед Синодом и верующие ( Димитракопулос. 2012. С. 125-130). С кон. мая по июль 1892 г. он объехал острова Скопелос, Скиатос и Скирос, а также посещал Ксирохорион. 13 мая 1892 г. получил циркуляр от Синода, обязавший его предоставить отчет о деятельности за год с приложением 2 проповедей, произнесенных в 1891 г. Н. Э. подготовил отчет (без проповедей; не сохр.) и отправил его в епископскую эпитропию Халкиды. Члены эпитропии составили донесение Синоду от 23 мая 1892 г., в к-ром отмечались факты «самочинного» архиерейского служения Н. Э. и его стремление занять Халкидскую кафедру, и приложили его к отчету владыки. Рассмотрев донесение 12 июня 1892 г., Синод предписал Н. Э. впредь заручаться разрешением эпитропии на священнослужение и напомнил ему о необходимости представить 2 проповеди. Получив ответ из Синода, 9 июля 1892 г. Н. Э. написал прошение об отставке, которое было отклонено. 18 марта 1893 г. последовало разрешение Синода «священнодействовать там, куда будет приглашен, кроме хиротоний, хиротесий и освящений» ( Димитракопулос. 2012. С. 140-141). В это время Н. Э. ездил в Лимни и в мон-рь Галатаки (предположительно по распоряжению Синода) для расследования дела монастырского юрисконсула Л. Караханиса ( Димитракопулос. 2012. С. 143). Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте) Свт. Нектарий Эгинский. Икона. XXI в. (мон-рь Раду Водэ в Бухаресте) В Каристийской епископии Н. Э. служил с 27 марта по 15 дек. 1891 г., неск. дней в июне 1892 г., с нач. осени 1892 до кон. февр. 1893 г., с авг.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Григорием (Борисоглебским) . М., 1892 (Из . 2 ‹‹Моск. церк. вед.» за 1892 г.); Поучение в день Сретения произнесено в Покровском храме Московской духовной академии 2 февраля 1892 г. профессорским стипендиатом иером. Григорием (Борисоглебским) . М., 1892. (Из 8 ‹‹Моск. цер. вед.» за 1892 г.); Слово в день Благовещения Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Произнесено в Поскровском храме Московской духовной академии 25 марта 1892 г. профессорским стипендиатом иером. Григорием (Борисоглебским). [СПб.], 1892. . 8 Слово в день поминовения усопших начальников, наставником и воспитанников Московской духовной академии. М., 1890. Из 41 Московских церковных ведомостей» за 1890 г.//Произнесено в академической церкви за литургией 30 сентября 1890 года студентом 4-го курса Николаем Борисоглебским. 11 Цит. по: Памяти архимандрита Григория: Биографические сведения. Последние дни жизни. Кончина. Погребение. Речи. Сергиев Посад, 1894. С. 3. 12 Скончался также в молодом возрасте, в 1896 году, в сане архимандрита, в звании члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. 19 Об эгоизме и христианской любви к самому себе: Пробная лекция покойного архим. Григория по кафедре нравственного богословия. 1894. 20 Григорий , иером. Третие великое благовестническое путешествие св. апостола Павла: Опыт историко-экзегетического исследования//Богословский вестник. 1892. Март. Отд. V. С. 1–64. Апрель. С. 65–96. Май. С. 97–144. Июнь. С. 145–192. Июль. С. 193–224. Август. С. 225–256. Сент. С. 257–304. Октябрь. С. 305– 384. Нояб. С. 385–464. Дек. С. 465–520. Оглавление: I. В Иерусалиме. II. Спутники. III. От Иерусалима до Антиохи Сирийской. IV. В Антиохии Сирийской. V. Eфec. VI . В Ефесе. VII. От Ефеса через Элладу в Иерусалим. Также: Указатель цитат из Библии , Указатель личных имен. Указатель географических имен. 21 Григорий , иером. Третие великое благовестническое путешествие св. апостола Павла: Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад. 1892. 22 Григорий , иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

24 сент. 1889 Извлечение из протокола 17 секции нацио­нального синода старокатоликов Швейцарии 21 мая 1891 в Chud-de-fonds. На нем. яз. Печ. 2 экз. 21 мая 1891 The Mother of All Churches: being A faithful translation of one of the popular Catechisms of The Holy Orthodox Eastern Church. Перевод на англ. яз. J. G. Bromage, предисловие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1891). На англ. яз. Печ. брошюра. Herzog Eduard, доктор, старокатолический епи­скоп La réunion près du puits de Jacob. Lettre pasto­rale. (Берн, 1892). На фр. яз. Печ. брошюра. 4 февр. 1892 Николай (Зиоров) , архиеп. Алеутский и Аля­скинский Из письма преосвященного Николая Алеут­ского, из С.-Франциско, от 8/20 мая. Печ. брошюра. 8 (20) мая 1892 Liederheft für den II Internationalen Altkatoliken Congres in Luzern, September 1892. Heft I. На нем. яз. Печ. брошюра. сент. 1892 A Catechism of the Coptic Church. Перевод на англ. яз. Abouna Filothaus, Naser Odeh. Преди­словие R. Raikes Bromage. (Лондон, 1892). На англ. яз. Печ. брошюра. Beek van J. K. Lijst van eenige Boeken en Brochuren uitgegeven in de Oud-Katholieke Kerk van Nederland sedert 1892 (Роттердам, 1892). На голландском яз. Печ. брошюра. Подборка газетных материалов о старокато- личестве. На англ. и нем. яз. Печ. Пометы черн. и кар. 1892–1898 и б. д. Материалы 3-го старокатолического Кон­гресса в Люцерне: программы, объявления. Печ. На нем., голландском, фр. яз. 28–30 авг. 1894 Vereeniging: Oud-Katholick Ondersteu- ningsfonds. Afdeeling Rotterdam. Muziek- Uitvoering ter gelegenheld van het Derde Interna­tionale Oud-Katholiken-Congres te Rotterdam, op Woensdag 29 Augustus 1894. На голландском яз. Печ. брошюра. Private Chapel, Windsor Castle. Monday, No­vember 19 th , 1894. Церковная служба. На англ. яз. Печ. Конв. 19 нояб. 1894 Goetz Leopold Karl, старокатолический священ­ник в Пассау Zur Union der romfreien katholischen Kirchen des Abend- und Morgenlandes. Статья. На нем. яз. Отд. оттиск. С дарственной надп. автора от 3 (15) июля 1897. Czerh M. Rede zum 25jährigen Bestands-Jubiläum der altkatholischen Kirchengemeinde Warnsdorf. На нем. яз. Печ. 2 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

613 Српски Сион, 1893, 16, стр. 255, из «Шематизма (т. е. календаря) православне српске enapxuje Горно-Карловачке концем године 1892». – В Карловицкой митрополии еще в 1885 г. насчитывалось 900,000 сербов (Изв. Слав. Благ. Общ. 1885, 7–8, стр. 358), а всего в Австро-Венгрии сербов до двух миллионов (Слав. Обозрение, 1892, 7, стр. 288). 614 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1568–1569. Речь – при посвящении в епископа – в Срп. Сионе, 1892, 2, стр. 20–22. – В «Русском Паломнике» 1892 г. 31 и 32 помещены портреты и биографии сербских епископов – Никанора Темишварского и Михаила Горно-Карловицкого. 615 Српски Сион, 1892, 50, стр. 886, из «Шематизма источне православне Apxuдujeцeзe Сремско-Карловачке за год. 1892». 619 В печати нередко раздаются голоса против преобладания светского элемента в церковно-народном конгрессе, указываются вредные следствия этого преобладания, напр. ослабление дисциплины в низшем духовенстве, при ослаблении власти епархиального епископа и т. п. Христ. Весник, 1887, апр. стр. 289. 620 Церковная община состоит из всех православных прихожан местной церкви. Община пользуется правом избрания членов церковного клира, распоряжается церковным имуществом, охраняет и поддерживает церковно-приходскую школу. Все члены общины вносят определенную сумму на потребности церковно-приходской жизни. Административно-распорядительным и контрольным органом церковной общины служит «церковная скупштина», члены которой избираются на 6 лет из прихожан отличающихся добрым поведением и имеющих не менее 30 лет. Священник по самому званию своему – член скупштины. Деятельность церковных общин совершается под контролем и в зависимости от епархиальных консисторий. – О важном значении церковной общины, как основного элемента церковно-народной жизни – Српски Сион, 1892, 2, стр. 23–25. – Не излишне здесь отметить тот грустный факт, что в Карловицкой митрополии не редкость – приходы, конечно малочисленные и бедные – без священников. Таких приходов в 1892 г. насчитывалось до 50-ти. Приглашаются желающие занять место священника в таких приходах, но охотников не находится. Управляют же подобными приходами или священники из ближайших сел, или же монахи, которые, к сожалению, часто не получили надлежащей богословской подготовки. Српски Сион, 1892, 5, стр. 66, примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пожар в Пантелеимоновском монастыре. Через 2 – 3 месяца – падение Вл. Михайл. Еще через 1 1/2 месяца -бешенство, позыв к самоубийству. Через 3 месяца – отъезд в Россию. 1889 г., начало лета – возвращение Вл. Мих. Машкина с Афона в Беляево. ок. 38 л. 1892 г., 14 марта – Вл. Мих. Машкин дает матери своей Екатерине Михайловне вексель на 15 тысяч р. сроком на 36 месяцев. 1892 (4-е лето по возвращении в Россию) – назначается на осень окончательный отъезд на Афон. 1892 г. Знакомство Екатерины Михайловны Машкиной с о. Валентином Александровичем Амфитеатровым, протоиереем Московской Кремлевской церкви свв. равноап. Константина и Елены. 1892 г., начало лета, – Знакомство с ним же Владимира Михайловича. Вл. Мих. пишет о. Валентину свою исповедь. О.Валентин накладывает на нею послушание поступить в Московскую Духовную Академию и окончить там курс. 1892 г., 27 августа – поступление вольнослушателем в Московскую Духовную Академию по указу Св. Синода за 3509. 1892 г. 10 октября – пострижение Вл. Мих. Машкина в монашество с именем Серапиона – ректором Московской Духовной Академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 1892 г. 18 октября – посвящение монаха Серапиона в сан иеродиакона. 1892 г., 22 ноября – слово на притчу о неразумном богаче ( Лк. 12 ), читанное в воскресение, в Сергиево-Посадской церкви апп. Петра и Павла. 1892 г., 12 декабря – окончание семестрового сочинения на тему: «Связь поэзии с религией». 1893 г., 10 февраля – окончание семестрового сочинения на тему: «Мирятся ли сказания книги Исход о казнях Египетских со сказаниями о них в книге Премудрости Соломона». 1893 г., 12 апреля – окончание семестрового сочинения на тему: « Какие причины производит то, что научный прогресс, обыкновенно, влечет за собою уменьшение религиозности в обществе?» 1893 г., 17 мая – посвящение иеродиакона Серапиона в сан иеромонаха. 1893 г., август – в «Душеполезном Чтении» о. Серапион напечатал статью: «Духовный взгляд на Малеванщину». 1893 г., 12 октября – окончание семестрового сочинения «Гоголь, как христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Беляев С. А. Краснолаковая керамика Херсонеса IV–VI вв.: Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1968. С. 31–38. В Херсонесе найден стеклянный сосуд, в котором диаконы разносили св. Причастие не могущим прийти по болезни в воскресенье в храм: Беляев С. А. Обломок стеклянного сосуда из Херсонеса//Советская археология. 1966. 3. С. 233–235. См.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1914. Т. 1: Текст. С. 449–507; 1913. Т. 2: Таблицы. Табл. CIII–CXIII. Анализ росписей памятников привел М. И. Ростовцева к убеждению, что эти склепы чтились как могилы мучеников и что устройство склепов и характер их росписей указывает на их сиро-палестинское происхождение. Вывод автора соответствует и исторической традиции, утверждающей, что первые епископы были присланы в Херсонес из Иерусалима и принесли сюда традиции Святой Земли. Т. 1. Гл: Разбор росписей христианских погребений Херсонеса. С. 482–507. См.: Васильевский В. Г. Житие Стефана Нового//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 297–350; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 70 и след.; Васильев А. А. Лекции по истории Византии. Пг., 1917. С. 245 и след. См.: Беляев С. А., Бушенков В. А. Исследование Пещерного комплекса Чилтеры в 1973–1981 гг.//Византийский временник. 1986. Т. 46. С. 181–188. Рис. 1–10. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 20. 46(8). P. 417. См.: Кулаковский Ю. А. История Византии. 2-е изд. Киев, 1913. Т. 1: (395–518). С. 127–154; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 50–55; Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского: Исслед. и тексты//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 351–427; Васильев А. А. Готы в Крыму. Пг., 1921 (отдельный оттиск из «Известий Российской Академии истории материальной культуры». Т. 1). Ч. 1: Ранняя пора христианства и эпоха переселения народов. С. 1–80; Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.-Л., 1949. Гл. 12: Распад Боспорского царства. С. 439–484; Кругликова И. Т. Боспор в позднеантичное время. М., 1966. С. 9–24; Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. В особенности главы 2 и 3 (С. 72–153).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010