Архангельский Гавриил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1873 гг.). Отец : Дмитрий Сергеев († до 1873 г.), дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, село Новощапово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 5). Афонский Алексей: родился около 1859 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Петр Афонский диакон, Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, что при Озере, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 12). Афонский Михаил, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Петр Афонский, диакон; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, при озере, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Афонский Николай, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Петр Афонский диакон; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 16). Бардов Николай, родился около 1857 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иван Васильев, бывший диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Карачарово, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5). Баршев Александр, родился около 1854 г.; Дмитровское училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Антипий Афанасьев Баршев, заштатный пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 17; д. 2067, л. 13). Беляев Николай, родился около 1857 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Михаил Космин Беляев, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 11; д. 2007, л. 36, 37). Беляев Павел, родился около 1851 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Петр Беляев († до 1874 г.), священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Константиновское, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

413. Борис Шипулин, иеромон. 672. Бочкарев, В. 375. Брандин, М. 146. Бранд, пастор. 480. Братков, С.С. 183. 185. 437. 444. 452. 526. 530. 532. 539. 550. 553. Бриллиантов. А., проф. 568. Бровкович, см. Никанор Б. Бронзов, А. А., проф. 240. Брюнетьер, Ф. 470. Булгаков, Н. 702. Булгаков, С. Н. 134. 443. Булгаков, см. Макарий Б. Бухарев А. М. , см. Феодор Б. Белевич-Станкевич, В. 525. Белинский, В. Г. 486. Белокуров, С. А. 372. 716. 729. Беляев, А. А., прот. 638. Беляев, А. Д., проф. 164. 286. 669. 677. Беляев, А. Е. 704. Беляев, М. В. 486. Вагнер, В.А. 240. 413. Вадковский, см. Антоний В. Варнава, апостол . 82. 362. Васенко, П. Г. 682. Василий, Кесарийский архиеп., Великий, св. 88–90. 487. Васильев, М. 85. 238. Васманн, Эрих. 135. Введенский, А-др И., проф. 413. 416. 419. Введенский, А-ей И., проф. 95. 104. 133. 161. 203. 205. 381. 382. 390. 395. 396. 408. 428. 431. 456. 470. 709. 713. Введенский, Д. И., проф. 30. 32. 49. 126. 136. 192. 499. Введенский, С. Н. 453. 603. Вебер, Феодор, Dr., еп. 533. Ветухов, А.В. 722. Виндельбанд, В. 419. Виноградов, Аркадий, свящ. 88. Виноградов, В.П. 83. 295. 558. Виноградов, Г. Ф., прот. 634. Виноградов, Н.Д. 420. Винэ, А. 301. Витгенштейн, Е. П., княг., урожд. Эйлер. 644. Витошинский, Е. М. 270. 604. 742. Витте, С. Ю. 627. Владимир Богоявленский , митр. Московский. 279. 671. 672. Владимир Равноапостольный, князь, св. 366. 605. Вознесенский, А., диакон. 505. Войцехович, М. В. 495. Воронцов, Е. А., проф., свящ. 29. 287. 291. Воскресенский, Г. А., проф. 3. 44. 471. 508. Воскресенский, Е. П. 450. Всеволод Владимирович, князь. 366. 605. Всеволод Мстиславнч, князь. 366. 605. Вундт, В. 392. 470. Высоцкий, Н. Г. 463. 629. 630. 644. Гагарин, И. 424. Гаммураби, Вавилонский царь. 4. 101. Гарвей, Н. И. 414. Гарнак, Адольф, проф. 102. 514. Гезиод. 118. Георгий, Великомученик, св. 487. Георгий Ярошевский , еп. 46. Герман, Валаамский преп. 482. Герман Григорас, архим. 520. Гермоген, Всероссийский патриарх. 682. Герцен, А.И. 424. Гершензон, М. 424. Гец, Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Германа Ангелича – в Церк. Ведом. 1889. 21, стр. 595–601. 202 Српски Сион, 1894, 14, стр. 209–210 – благодарность Народного Училищного Совета за основание «фонда св. Савы». 203 Церк. Вестн. 1890, 20, стр. 345. – Сведения о содержании патриарха, епископов и приходских священников – в Церк. Вед. 1888, 35, стр. 955–958. Законопроект о размерах содержания высшего и низшего духовенства в Карловицкой митрополии напечатан в Срп. Сионе, 1892 г. 2 и 3. 204 Српски Сион, 1892, 14, стр. 213–214. Некролог и о погребении – там же, 16, стр. 266–268. См. еще Весник српске цркве, 1892, апр. стр. 408–410. 205 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287–289. Вся речь приведена в дословном русском переводе в Церк. Вед. 1892, 28, стр. 1010–1012. 206 Српски Сион, 1892, 18, стр. 287; Весник срп. цркве, 1893, 2, стр. 158. Нужно заметить, что Будимская епархия, при обширной территории (она раскинута от Пресбурга до Фюнфкирхена) весьма бедна по населенности (всего насчитывается в ней не более 17000 душ), вследствие чего и храмы, и приходы, и школы в этой бедной епархии находятся в большом небрежении и запустении. Церк. Вед. 1896, 8, стр. 311. 209 О сем преосвященном, как и о епископе Пакрацком нам не удалось собрать биографических сведений. 211 В 1893 г. в Бачкской епархии насчитывалось всего 130,383 души. Српски Сион, 1893, 17, стр. 265, из «Првог uзbeшmaja enapxuje бачке». 214 Весник Српске цркве, 1894, май, стр. 483. Речь его при первом вступлении на архиерейскую кафедру в Новом Саде напечатана в Српск. Сионе, 1894, 21, стр. 322–324. 217 Церк. Вед. 1891, 44, стр. 1567–1569 и 1892, 20, стр. 748–749. Здесь сообщаются и подробности об избрании, наречении и посвящении сего епископа и почти единовременно с ним посвященного во епископы Горно-Карловицкой епархии Михаила Груича. В чине наречения корреспондентом, достопочтенным о. прот. Ф. К-ичем отмечена особенность, нами выше указанная, т. е. что во время провозглашения многолетий митрополит и присутствовавшие епископы за столом посреди храма вкушали вместе с новонареченным от раздробленной просфоры, «чокаясь» запивали вином и поздравляли друг друга (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Там же, кн. IV, стр. I–IV+1–236. 85 – 88 . – И до сего года принимал участие совместно с Е. В. Барсовым в издании книг «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских». Начиная же с сего года заведовал их изданием (без участия Е. В. Барсова ), неся все труды по ним, хотя на них продолжало ставиться, что они изданы «под наблюдением Е. В. Барсова». Поэтому они и вносятся в сей перечень. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 1891 г., кн. I–IV. 89 . – Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. С 1 фототипической таблицей. Москва, 1891 г., стр. 1–48 и фототипич. таблица. Оттиск из 5-го выпуска «Сборника Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел», вышедшего в 1893 г. Избран Членом-Корреспондентом Императорского Московского Археологического Общества (18 сентября 1891 г.). 1892 г. 90 . – О праздновании нового года в Москве в XVII столетии. (Подписано: С. А. Уваров). Московская Иллюстрированная газета (редактор А. П. Григоров). 1 января 1892 г., 1. 91 . – Крещенский сочельник в Москве в XVII столетии. (Подписано: С. А.–ров). Там же, 5 января 1892 г., 5. 92 . – Крестный ход в Крещение на Иордань в Москве в XVII веке. (Подписано: С. А.–ров). Там же, 6 января 1892 г., 6. 93 . – Арсений Суханов . Речь, произнесённая 27 октября 1891 г., пред защитою диссертации. (Ср. 80). Богословский Вестник 1892 г., 3 и отдельно. Сергиев посад, 1892 г., стр. 1–15. 94 . – Попытка Петра I-ro к распространению среди русского народа научных сельскохозяйственных знаний. А. Н. Львов. (Напечатано под наблюдением С. А. Б.). Чтения 1892 г., кн. I, стр. 1–12. 95 . – Дневные дозорные записи о Московских раскольниках. Части 3–7. С предисловием А. А. Титова . (Напечатаны под наблюдением С. А. Б.). Там же, кн. I, стр. I–IV+1–98; кн. II, стр. 99–251. 96 . – Ивановский канал, начатый Петром Великим для соединения Волги с Доном. (Историко-географический очерк). А. И. Миловидова. (Напечатано под наблюдением Н. и С. А. Белокуровых ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

85 Донесение митр. Михаила напечатано в журнале: «Просветни Гласник», 1892, дек. Извлечение – в Хришт. Веснике, 1893. 1, стр. 65–67. 90 Послание митр. сербского Михаила и епископов – Иеронима нишского, Саввы жичского и Мелетия тимокского напечатано в жури. «Весник српске цркве», 1892, дек. – Извлечение в Церк. Вестнике, 1892, 52. Ср. Рус. Обозрение, 1893, 1. 93 В 1891 г. монашествующее духовенство, впрочем, образовало своё специальное общество, преследующее цели благоустройства монастырей. 95 К первому классу принадлежат взносы окружных протопресвитеров, священников города Белграда и приходов не менее 400 домов, к второму относятся небольшие городки и приходы от 300 до 400 домов, к третьему – приходы от 200 до 300 домов, к четвёртому – приходы от 150 до 200 домов, и к пятому – приходы, в которых менее 150 домов. Это распределение приходов по классам лежит на обязанности духовных судов. 97 В частности, на заседаниях жичского подкомитета в январе 1892 г. приняты некоторые заслуживающие быть отмеченными предложения, а именно: завести в г. Кральеве (резиденции жичского епископа) публичные лекции и собеседования в пользу кассы священнического общества и с целью возбудить интерес в гражданах к вопросам веры и нравственности, основать „друштво против псованья святыни», бороться против партийной страстности, просить архиерейский собор, чтобы был открыт конкурс на составление книги, в которой бы был изложен порядок совершения всех священнодействий, чем было бы достигнуто единство в совершении священнодействия и богослужения церковного (Весник српске цркве, 1892, янв. стр. 72–73). 103 В главном Правлении фондов имеется на этот предмет более 300,000 франков, но всё-таки многого ещё не достаёт. 109 Весник српске цркве, 1892, июнь, стр. 576–585. Ср. Христ. Весник, 1892, св. IV, стр. 309–320. 111 Там же, февр., стр. 162–180; июль, стр. 654–669. Заметим, что ещё раньше, в сербской печати встречались предложения не только устроить семинарию и типографию в Жиче; но туда же перенести и резиденцию митрополита белградского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

СПб., 1891. 203.       О собрании древних документов по русской истории и письменности у киевского домовладельца П. С. Соломки//Киевское слово. 1891. 1155. 204.       О происхождении и значении змеевиков//Сборник снимков с предметов древности, находящихся в г. Киеве в частных руках. Киев, 1891. Вып. III—IV. 205.       Описание энколпионов, крестиков и образков, принадлежащих Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//Сборник снимков с предметов древности, находящихся в г. Киеве в частных руках. Киев, 1891. Вып. V. 206.       Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892. 207.       Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Собрание рукописей Московского митрополита Макария (Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря и Киевской духовной семинарии. Москва, 1892. Вып. I. 208.       О медали великого князя киевского Ярополка Владимировича//ТКДА. 1892. 3. 209.       Рукописные заметки на полях книги " Мир человека с Богом " Иннокентия Гизеля, киевской печати 1669 года//КС. 1892. 1. 210.       Местечко Полонное, Новоградволынского уезда//Киевское слово. 1892. 211.       Новооткрытый киевский проповедник второй половины XVII в. (Варлаам Ясинский)//ТКДА. 1892. 5. 212.       Рукописи Иркутской духовной семинарии южнорусского происхождения//ТКДА. 1892. 10. 213.       Письмо господина Искры графу Платону Александровичу Зубову 17 февраля 1794 г.//КС. 1893. 1, 2. 214.       Иеромонах Ефрем Диаковский, киевский гомилет и проповедник второй половины XVIII века//ТКДА. 1893. 7. 215.       Холмский музей церковной древности//КС. 1893. 10. 216.       Прошение отставного прапорщика Землянского//КС. 1893. 1. 217.       Купятицкая икона Богородицы//Виленский календарь на 1894 год. 218.       IX археологический съезд в Вильно//Виленский календарь на 1894 год. 219.       Западнорусское полемическое сочинение XVII века//ТКДА. 1894. 2—4. 220.       Послание Леонтия Карповича к афонским подвижникам 1619 года//Литовские епархиальные ведомости.

http://bogoslov.ru/person/401224

Основные научные труды Беляева посвящены догматическому богословию. В магистерской диссертации «Любовь Божественная» Беляев ставил перед собой задачу построить догматическую систему на основании одного принципа, выводя из любви Божественной все важнейшие христ. догматы. Магистерскую диссертацию предваряла публикация работ «Любовь Божественная творящая или всесозидающая» и «Любовь Божественная спасающая или воссоздающая человечество», в которых Беляев приходил к выводу об основополагающем значении любви Божественной в сотворении мира и человека, спасении человека и его воссоздании как нового творения, освящении в теснейшем и неразрывном соединении с Богом в «союзе любви». Для диссертации Беляева характерен поиск внутреннего единства, а не только внешней систематической стройности, что дало сочинению сравнительно с традиционными курсами догматики «органичный» характер. Особое внимание Беляев уделил психологическому аспекту в жизни Спасителя и вопросу о «кеносисе», уничижении, Христа. Работа вызвала неоднозначную реакцию среди церковных ученых: наряду с полным одобрением и высокой оценкой (отзыв проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова) были и критические высказывания (напр., резкая статья проф. П. Я. Светлова, в которой автор обвинял Беляева в зависимости от нем. спекулятивного богословия). В «Путях русского богословия» (1937) прот. Георгий Флоровский ставил в вину Беляева излишнюю склонность к «нравственному» толкованию догматов, влияние нем. богословия, «пренебрежение к отеческим творениям», рассудочный психологизм и преувеличенную заостренность внимания на внутренней борьбе Спасителя в Гефсиманском саду. Вместе с тем он отметил то, что проблема «кеносиса» была впервые поставлена в рус. догматическом богословии. Пытаясь вывести все догматы из одного принципа (любви Божественной), Беляев не различал реальную любовь и отвлеченное понятие любви, понимая под «любовью» то онтологическое свойство, то нравственное качество. По мнению митр. Владимира (Сабодана), «нерасчлененность в мысли между божественным и человеческим, между богопознанием и самосознанием» привела Беляева к «синкретичности» (Владимир (Сабодан). С. 202). Беляеву не удалось «достичь гармонического сочетания божественного и человеческого элементов», и в его экклезиологических рассуждениях Церковь определяется «терминами малосовместимыми: Церковь-общество, Церковь-Тело Христово» (Там же), что является смешением канонически-правовых и догматических понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Сейчас в ВСЦ налицо стремление удовлетвориться " неполной кинонией, " стабилизировать существующую разделенность как нормальную и слабую меру общения, зафиксировать имеющийся статус " общности " в концепциях " неполного (растущего) общения, " " примеренного многообразия. " Сегодняшнее экуменическое движение находится в кризисе. Причина этого — в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к " обращению, " к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ. Библиография 1.  Аквилонов Е . свящ. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. СПб. 1894. 2.  Арсеньев И . От Карла Великого до Реформации. (Историческое исследование о важнейших реформаторских движениях в Западной Церкви в течение 8 столетий). Т.1. М. 1909, Т.2. М. 1910. 3.  Арсеньев И . Ультрамонтанское движение в XIX b. до Ватиканского Собора 1869-70 гг. Харьков, 1895. 4.  Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948. 5.  Арсеньев Н.А. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1924, 1929. 6.  Беляев Н.Я . Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань, 1882. 7.  Беляев Н.Я . Значение символов в лютеранстве. — " Православный собеседник, " 1875, Т.1, с. 144–68. 8.  Беляев Н.Я . Основной принцип римского католицизма. Казань, 1895. 9.  Беляев Н.Я . Пелагианский принцип в католичестве. — " Православный собеседник, " 1871, с.84, 184. 10.  Беляев Н.Я . Римо-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. 11.  Бергер А. Культурные задачи Реформации. СПб. 1901. 12.  Богородский Н.М . Учение Св. Иоанна Дамаскина об исхождении Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С. 46, 54; в последнее время эту версию поддержал С. Б. Сорочан: Могаричев и др. 2012. С. 150-155). В совр. историографии преобладает представление о том, что крещение князя могло состояться в баптистерии Уваровской базилики, кафедрального храма города. По мнению С. А. Беляева, храмом ап. Иакова (чаще всего упоминаемого в летописях) могла быть церковь, примыкавшая к баптистерию ( Беляев. 2001. С. 67). Дружина князя, согласно «Слову о том, како крестися Володимир, возмя Корсунь», была крещена в ц. Пресв. Богородицы, отождествляемой с храмом Пресв. Богородицы Влахернской (Загородный крестообразный храм; Шахматов. 1906. С. 95; Шестаков. 1908. С. 134-135; Айналов. 1916. С. 84-86; Беляев. 2001. С. 57). Источники упоминают также, что кн. Владимир поставил в Херсоне «на горе» ц. св. Василия (в обычном Житии) или Иоанна Предтечи (в Ипатьевской летописи; Шахматов. 1906. С. 80-81). Беляев соотносит ее с поздней базиликой в комплексе «Базилики на холме» 14), расположенной в зап. части городища ( Беляев. 1994). Однако скорее всего этот храм был построен не ранее XI в. ( Завадская. 2000. С. 87). Дискуссионным остается вопрос о последствиях похода кн. Владимира для Херсона. Проблема заключается в интерпретации и определении даты единовременного слоя разрушения, открытого раскопками на значительной территории городища. Под руинами оказались сев.-зап. кварталы и расположенные в них церкви: 5 базилик и Западный загородный храм (св. Созонта). Основываясь на археологических данных, прежде всего на монетных кладах посл. четв. X - нач. XI в., мн. исследователи склонны связывать эти разрушения с военными действиями в период осады и взятия города кн. Владимиром ( Белов. 1941. С. 228-232; 1946. С. 143; Якобсон. 1950. С. 14-15; Талис. 1958. С. 103-115; Корзухина. 1958. С. 134; Гилевич. 1964. С. 158; Анохин. 1977. С. 121; Соколова. 1983. С. 55). По мнению Беляева, разрушения были локальными и разновременными, следов., они не связаны с походом кн. Владимира ( Беляев. 1990). Высказана также гипотеза, согласно которой причиной масштабных разрушений могло стать сильное землетрясение во 2-й четв.- сер.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Вернувшись из ссылки, отец Никон был назначен в храм Трех Святителей в село Белоомут Луховицкого района Московской области, но вскоре он был переведен во Власьевскую церковь в Волоколамске. Служа в Волоколамске, священник в 1936 году был приговорен судом к штрафу в двести рублей за то, что отпел умершего прихожанина без регистрации смерти в государственных учреждениях. В 1937 году, во время очередного гонения на Русскую Православную Церковь , секретарь Волоколамского горсовета по требованию НКВД дал следующую характеристику деятельности священника: «В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду…» 27 ноября 1937 года архимандрит Никон был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Были вызваны свидетели, один из них, сосед отца Никона, показал: «Его дом систематически посещают служители культа из сельской местности, в его квартире проходят тайные контрреволюционные сборища, но что на них обсуждают, мне не известно… Квартиру часто посещали верующие из близлежащих селений, которых Беляев дружески принимал. Кроме этого, весной 1937 года в магазине, где присутствовало человек десять колхозников, Беляев заявил: «Издала советская власть закон о свободной продаже хлеба, а сама его не выполняет, крестьяне собирают хлеб, а целыми днями стоят в очередях, хлеб разбирают по учреждениям, а горожане остаются голодными». Кроме этого, в ноябре 1937 года к нему в дом постучались три колхозника из деревни Ченцы. К ним вышел Беляев и около дома говорил: «Меня, наверно, скоро арестуют коммунисты. Они сейчас усиливают гонение… я вас прошу, реже посещайте мою квартиру… " Летом 1937 года священник возвращался домой после совершения в церкви всенощной с группой лиц, ночью я никого из них не узнал. Беляев около своего дома говорил: «У советской власти правды ни в чем нет и не будет, вот меня судили три раза ни за что. Также будет и с новой конституцией, останется она на бумаге, а в жизни будут проводиться такие же репрессии, как и раньше».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010