Иконостасы в теплой церкви ставил в 1811 году столяр Иван Потапов Большой, но судя по выплаченной ему сумме - 17 рублей, он едва ли сам их изготавливал. Скорее всего, Потапов монтировал уже готовую конструкцию. В 1859 году эти иконостасы заменили сделанными в Петербурге по рисункам академика Г. Солнцева. Тогда же в северную столицу заказали образа для теплого храма. Заказы выполнил " иконописец двора его императорского величества " Г. Пошехонов. В холодной же церкви с 1825 года и до закрытия собора стоял иконостас работы вологодского цехового мастера - резчика И. М. Сиротина и белозерского посадского столяра И. Т. Дьяконова (Ригина). Иконы в холодный храм писал крепостной помещика Орлова иконописец Петр Иванов, отпущенный на заработки в Москву, В 1824-1826 годах ему было уплачено за написание икон 1350 рублей. Кроме икон, в интерьере церкви находились еще две картины, " Воскресение " и " Снятие со креста " , купленные в 1825 году в Санкт-Петербурге у академика живописи В. И. Мошкова - одного из первых русских художников-баталистов. Поскольку установку иконостасов завершили летом 1825 года, то службы в холодном соборе начались, вероятно, в 1826 году, хотя отделочные работы в интерьере продолжались и в дальнейшем. В 1835 году дворовый человек помещика Жандра И. А. Зимин расписывал " алтарь золотыми звездами и карниз под лепную работу " , за что и получил 120 рублей. Церковную утварь для собора приобретали в Москве через комиссионеров. В августе 1825 года закуплено церковных сосудов и других необходимых предметов на 1976 рублей, в том числе " паникадило медное белое трехъярусное " за 800 рублей .В 1829 году на фабрике купца Ф. Молчанова через посредство новоезер-ского иеромонаха Вениамина приобретено за 1120 рублей большое Евангелие в серебряном золоченом чеканной работы окладе, усыпанном бирюзой и яхонтами. Собор был обнесен вокруг палисадником и обсажен в 1824 году липами, привезенными с Уломской дачи. Предметом особой заботы церковного причта являлись колокола: их вес, благозвучие, чистота тона, На новую колокольню их поднимали летом 1812 года, но состав их неизвестен. Вероятней всего это был подбор еще со старой колокольни. В 1825 году на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде был приобретен колокол весом 25 пудов 18 фунтов. Доставил его в Кириллов волокославинский крестьянин А. Г. Хренов, а поднимал на колокольню М. А. Мезенцев. Покупка, привоз, подъем и подвеска данного колокола обошлись церковной казне в 140 рублей 17 копеек, Другой колокол весом 115 пудов 10 фунтов (1844 кг) был приобретен в 1849 году на заводе московского купца М. Г. Богданова 31. В конце XIX века он разбился, и на его место в 1895 году купили новый в 120 пудов, изготовленный на заводе Оловяшникова в Ярославле. Обливка этого колокола обошлась в 1442 рубля 91 копейку.

http://sobory.ru/article/?object=01106

Они присоветывали ему или открыть кровь, или выходить на воздух. А как он во всю жизнь свою не лечился, то и избрал последнее. Почему 1825 года ноября 25-го дня, в память святителей Климента, папы Римского и Петра Александрийскою , из затвора в первый раз вышел в лес» (ЖП. 28). Первое житие слишком лаконично передает обстоятельства этого дня. Подробнее о маршруте преподобного сказано в «Дивеевской летописи»: с 25 ноября 1825 года, после выхода своего из затвора, преподобный возобновил свои посещения родника и кельи иеромонаха Дорофея. Родник находился в 2-х верстах от монастыря. Рядом с родником стоял столбик, к которому прикреплена была икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, отчего родник прозвали «Богословским». Ранее отец Серафим захаживал на этот родник, когда жил в дальней пустыньке. Недалеко находилась келья отца Дорофея, который принял христианскую кончину в середине сентября 1825 года» (Ч. 179–180). Судя по всему, он захаживал в эту келью с 1825 по 1827 гг., пока не была построена собственная келья (ЖП. 29). Н. А. Мотовилов свидетельствовал, что, со слов преподобного Серафима, 25-го же ноября старцу было явление Божией Матери и святых апостолов Петра и Иоанна. Божия Матерь заповедала преподобному Серафиму основать обитель, которая будет Ее Четвертым жребием на земле, «указала место обители, велела обнести это место канавкой и валом, дала Устав обители, заповедала принимать в нее только девиц, а Себя нарекла Игумениею»: «Когда 1825-го года 25 ноября, на день святых угодников Божиих Климента, папы Римского, и Петра Александрийского , как то сам батюшка Серафим лично мне, а также и многим постоянно говаривал, пробираясь по обычаю сквозь чаши леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустынке, увидал он ниже того места, где был некогда богословской колодезь, и почти близ берега реки Саровки, Божию Матерь, явившуюся ему тут (где ныне колодезь его и где тогда была лишь трясина), а дальше и позади Нее на пригорке двух апостолов: Петра Верховного и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закончим обозрение время царствования Николая 1 сообщением цифрового материала по некоторым областям церковной жизни. Вот они. В 1825 году в русской Церкви было 40 епархий и 5 викариатств, а в 1855 году – 55 епархий и 12 викариатств. Следовательно, за 31 год прибавилось 15 епархиальных и 7 викарных, а всего 22 архиерейских кафедры. Число церквей в 1825 году простиралось до 27.585, а в 1856 г. до 36.697, следовательно, возросло на 9.112. В белом духовенстве в 1825 г. считалось: священнослужителей 45.719 (между ними 32.672 лица священнического сана), церковнослужителей 54.341, а в 1855 г. первых было 49.797 (между ними 36. 913 иереев) и вторых 63.358. Число первых, таким образом, возросло на 3.078. В 1825 году всех монастырей было: мужских 377 и в них монашествующих 3.727, послушников 2.015, женских 99 и в них 1.888 монашествующих и 3.456 послушниц (белиц). В 1855 году монастырей было мужских 1463 с 5.162 монашествующими и 5.349, послушниками, а женских 129 с 2339 монашествующими и с 7091 послушницами. Следовательно, число монастырей увеличилось: мужских на 86 и женских на 30. Монашествующих в первых на 1.435 и во-вторых на 2.451. Общее число всех вообще начальников и начальниц монастырей увеличилось с 11.086 до 19.941, т. е. на 8.855. Вся паства русской Церкви (не считая войск) к 1825 году состояла из 33.906.249 обоего пола душ, а в 1855 году из 49.099.717 душ (также не считай войск). Общее приращение за означенное время составило 15.793.468 душ. К царствованию Николая Павловича должно отнести начало официального существования церковно-приходских школ и именно к 1836 году, в котором последовало особое Высочайшее повеление по духовному ведомству о приглашении и поощрении всего православного духовенства к повсеместному заведению при церквах и монастырях – школ для наставления детей поселян в Законе Божием, чтении, письме и других необходимейших первоначальных познаниях. Призывая духовенство к заведению церковных школ Свят. Синод в указе от 19 октября 1836 года преподал в руководство духовенству особые «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей». Вот этот-то указ и должно считать первыми правилами для церковно-приходских школ и в правилах этих всего 11 параграфов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

На другой стороне первой улицы, идя обратно: 55) «7079 (1571) Генваря 19 преставися р. б. Полиект Якимов сын Неклюдов сотник Стрелецкой, а убит на рати под Колвянео». 56) «1700 года месяца Ноября в 24 день убиен на службе Великого Государя, Новаторжского уезду р. б. Иоанн Филипеев сын Лежнев за Свейским рубежем под Новым горотыщем». 57) «707 третьего (1565) месяца Сентября в 15 д. убиен бысть Илия Андреевич Селивнов работник». 58) «1701 года месяца Августа 17 д. преставися на службе Великого Государя под Печерским Монастырем р. 6. Михаиле Леонтьев сын Еремеев». 59) «7166 (1658) Генваря 30 преставися р. 6. Священноиерей Георгий Миронов сын служителя церкви четыредесяти мученик на посаде». 60) «7164 (1656) Июля 20 убиен бысть на Государеве службе под Юрьевым Ливонским, Московской дворянин Князь Ферапонт Васильевич Крапоткин». 61) «7160 (1652) Декабря 16... преставися р. б. Печерский помещик Борис Юрьев сын Пустошин». (Против входа из коридора). В третьей улице, идущей вправо от второй. 62) Сряду положены трое Пушкиных (7077,7078 и 7069). 63) «7084 (1576) Июня 15 преставися р. 6. Георгий Яковлев сын Назимов, а убит от Немецких людей под Ансълом». 64) «7115 (1607) Августа 31 убиен бысть Алексей Васильев сын Назимов под Кромами». 65) «7164 (1656) в месяце Августе преставися на Государеве службе под Юревыевым (вероятно под Юрьевым) Ливонским р. 6. Яким Васильев Обютинн Луцкой помещик». 66) «7069 (1561) Марта 20 преставися подъячей Петр Васильев Есип(?) (фамилия не ясна). На другой стороне 3-й улицы обратно: 67) «7067 (1559) м-ца Августа убиен р. 6. от немеч Ливонских Иван Глебов сын» (далее не разобрать). 68) «7068 (1560) Августа 18 преставися р. б. Дмитрей Васильев сын Веселаго убиен бысть под Вели». 69) «7162 (1654) Генваря 14 убиен бысть под Витебском Печерянин посадской человек Игнатей Дорофеев сын Себежнин на приступе». 70) «7068 (1560) Августа 2 убиен бысть на рати Князь (или Князя) Иванов Федоровича Мстиславского Кондратий Стефанов сын» (далее не видно). 71) «7164 (1656) Сентября 23 убиен бысть на Государеве службе згосударя Царя...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Варшава, 1931; Римская неправда о главе Вселенской Церкви: Разбор католического учения о папском примате в связи с книгой И.А. Забужного «Православие и Католичество». Варшава, 1932; Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божией Матери: Исторический очерк ее происхождения и захват униатами и католиками. Варшава, 1932; Житие и страдания святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Варшава, 1932; Житие Преподобного Иова, Игумена и Чудотворца Почаевского (1550–1651). Варшава, 1932; Латинизация православного богослужения в Униатской Церкви. Варшава, 1932; Князь Константин Константинович Острожский и его деятельность в пользу Православия. Варшава, 1933. 1388       См. его: Зноско-Боровский М, прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство: (Лекции по Сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой Духовной Семинарии). Джорданвилль, 1972 (переизд.: Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство: Сравнительное богословие. Б.м., 1992; M., 1998; M., 2003). 1389       До 1925 г. его научная карьера развивалась на родине: он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1892), в 1897–1900 гг. как стипендиат историко-филологического факультета находился в командировке в Париже и в 1901 г. защитил магистерскую, а в 1902-м – докторскую диссертацию. Β 1904–1912 гг. Васильев–профессор Юрьевского университета по кафедре всеобщей истории, в 1912–1922 гг. – профессор и декан историко-филологического факультета Петербургского (затем Петроградского) педагогического института. С того же 1912 по 1925 г. Васильев был профессором Санкт-Петербургского университета. Кроме того, он работал в Российской академии истории материальной культуры (РАИМК), где занимал должность заведующего разрядом раннехристианской и византийской археологии и искусства (с 1919 г.), а в 1920–1925 гг. был председателем РАИМК. С 1919 г. Васильев – член-корреспондент Академии наук СССР. В 1925 г. Васильев выезжает в заграничную командировку – в Берлин, Париж и далее в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это же время Александр Васильев стал ездить на Боровую улицу во временный Покровский храм, где зарождалось еще одно общество трезвости - во имя святого мученика Вонифатия при Епархиальном Братстве Пресвятой Богородицы. Здесь он не только произносил проповеди для фабрично-заводских рабочих, но и организовал религиозно-нравственные чтения, литературные вечера. Как в храме святого Александра Невского, так и в Покровском студент Александр " каждую свою проповедь, о чем бы она ни была, сводил к одному выводу... " трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть " . Современники отмечали: " ...А.П.Васильев заявил себя талантливым народным проповедником-импровизатором, много потрудившимся при ведении внебогослужебных бесед с народом от имени Санкт-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения " . Не только в беседах, чтениях и проповедях заполняли рабочие свой трезвый досуг. Варгунинцы стремились устроить первый в России крестный ход православных трезвенников. Однако осуществить это желание было непросто: от пьяных хулиганов за Невской заставой, где находилась фабрика Варгуниных, ожидались провокации. Если бы первый крестный ход трезвенников омрачился безобразными выходками, вряд ли бы светские и духовные власти столицы разрешили провести подобное шествие в ближайшем будущем. Риск был большой, но Александр Васильев безбоязненно положил начало крестным ходам православных трезвенников. Летописец Варгунинского общества трезвости священник А. Простосердов отмечал: " Это было так: в 1892 году в мае он (А.П.Васильев - авт.) с несколькими десятками Варгунинских трезвенников прошел в Колпино к чудотворной иконе святителя Николая. Шли без хоругвей, даже без креста, с одной иконой святителя Николая из Варгунинской церкви. Шли ночью, по полотну Николаевской железной дороги. Это было сделано отчасти из-за христианского смирения и простоты, а отчасти и для того, чтобы избежать грубых насмешек и издевательств, которым вообще подвергались первые трезвенники, а еще больше эти издевательства могли угрожать такому малому крестному ходу. Таково было начало великого дела " . Теперь великому делу утверждения трезвого образа жизни предстояло широкое распространение в столице.

http://ruskline.ru/analitika/2006/09/13/...

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Красносельцев, Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями: Из отчета об ученых занятиях за границей в 1882 г./[Соч.] Экстраорд. проф. Каз. духов. акад. Н. Красносельцева. Казань: тип. Имп. ун-та, 1885. Красносельцев Н. Ф. Типик Церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.)//Летопись Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Одесса, 1892. T. 2. Ч. 1. С. 156–254 (отд. оттиск: Одесса, 1892). Красносельцев Н. Ф. Патриарх Фотий и Византийское богослужение его времени. Одесса, 1892. Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894. Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста. Казань, 1889. Дмитриевский Алексей Афанасьевич, (1856–1929). Профессор Киевской духовной академии. Автор многочисленных научных работ по литургике, церковной истории, византологии. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы Т. 1–3. Киев, 1895–1917. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. Святогробский Иерусалимский и Великой константинопольской церкви. Киев, 1907. Беляев Дмитрий Федорович (1846–1901), профессор Императорского казанского университета. Беляев Д. Ф. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. II: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X вв. СПб., 1893. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. С. 217. Беляев Д. Ф. Новый список древнего Устава константинопольских церквей//Византийский временник 1896. 3–4. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. Святогробский Иерусалимский и Великой константинопольской церкви. С. 236. Там же. С. 261. Там же. С. 342. Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (к истории византийской отреченной письменности). Одесса, 1901; Алмазов А. И. Чин над бесноватым (памятник греческой письменности XVII в.). Одесса, 1901.

http://bogoslov.ru/article/6194141

Багдасарян В.Э. «Второй Рим против Третьего Рима»: Исторический генезис конфликта Константинопольского патриархата и русской православной Церкви//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. 3. С.17–31. Багдасарян В.Э. Россия – Запад: Цивилизационная война. М.: Форум, 2019. 410 с. Багдасарян В.Э. Стратегия Александра Невского в контексте цивилизационных трендов тринадцатого столетия//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2021. 1. С. 8–21. Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период//Бартольд В.В. Сочинения. М.: Изд. восточной литературы, 1964. Т. 2. Ч. 2. С. 265–302. Бартольд В.В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах//Записки Вост. отделения Имп. Русского Археологического об-ва. Т. 6. 1891. СПб., 1892. 399 с. Бегунов Ю. К. Александр Невский. М.: Яуза-Эксмо, 2009. 336 с. Бегунов Ю.К. История Руси. Т. 3: От начала XIII в. до Куликовской битвы (1380 г.). СПб.: ООО «Контраст», 2014. 428 с. Бек К. История Венеции. М.: Весь мир, 2002. 192 с. Беляев Н.И. Александр Невский. М.: Воениздат, 1951. 84 с. Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М.: Центрполиграф, 2011. 320 с. Брок С. Христология Церкви Востока//Вестник древней истории. 1995. 2 (213). С. 39–53. Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-ануштегинидов 1097 – 1231. М.: Наука, 1986. 247 с. Ваджра А. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: Времена 2, Астрель, АСТ, 2007. 544 с. Валеров А.В. Новгород и Псков. Очерки политической истории северо-западной Руси XI–XIV веков. СПб.: Алетейя, 2004. 315 с. Василик В.В. Св. князь Александр Невский и Финляндия (Поход 1256 г., его причины, характер и результаты)//Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2 (19). Выборг, 2018. С. 88–102. Васильев А.А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг.: Academia, 1923. 120 с. Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 с. Васильев А.А. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261). 1923. Пг.: ACADEMIA, 1923. 76 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим 1719–1738. Архп. с 1824. Иоанн Дубинский 1739–1742. Димитрий Сеченов 1742–1748. Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753. Феофан Чарнуцкий 1753–1773. Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782. Иоасаф Заболоцкий 1782–1783. Дамаскин Семенов-Руднев 1783–1794. Павел Пономарев 1794–1798. Нижегородские и Арзамасские (c 1799 г.): Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 Архп. c 1804. Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825. (C 1825 г. была вакантна; управлял Костромской еп. Самуил). Мефодий Орлов-Соколов 1826. Афанасий Протополов 1826–1832. Амвросий Морев 1832–1835. Иоанн Доброзраков 1835–1847. Иаков Вечерков 1847–1850. Архп. c 1849. Иеремия Соловьев 1850–1857. Антоний Павлинский 1857–1860. Нектарий Надеждин 1860–1869. Архп. c l867. Филарет Малышевский 1869–1873. Иоанникий Руднев 1873–1877. Архп. c 1877. Хрисанф Ретивцев 1877–1879. Макарий Миролюбов 1879–1885. Модест Стрельбицкий 1885–1889. Владимир Петров 1889–1892. Владимир Никольский 1892–1900. Назарий Кириллов 1901–1910. Архп. c 1909. Иоаним Левицкий 1910. Валахнинское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Нижнем-Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867. Поликарп Гонорский 1868–1886. Димитрий Сомбикин 1887. Агафодор Преображенский 1888–1891. Иаков Пятницкий 1891–1892. Ювеналий Половцев 1892–1893. Алексий Опоцкий 1893–1896. Аркадий Карпинский 1896–1897. Анастасий Опоцкий 1898–1901. Нестор Фомин 1901–1903. Исидор Колоколов 1903–1906. Евфимий Елиев 1906–1909. Геннадий Туберозов 1909. Новгородская, учр. в 992 г. Кафедра в Новгороде Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин 992–1030. Лука Жидята (Жирята) 1035–1059. Стефан 1060–1068. Феодор 1069–1077. Герман 1078–1095. Св. Никита 1096–1108. Иоанн Попин 1110–1129. Св. Нифонт 1130–1156. Аркадий 1158–1163. Архиепископы Великоновгородские и Псковские (до 1589 г.): Св. Иоанн 1165–1186. Григорий 1187–1193. Мартирий Рушанин 1193–1199. Митрофан 1201–1211. Антоний Ядрейкович 1211–1219. Митрофан (вторично) 1219–1223. Арсений (монах); упр. еж. 1223–1225: (вторично) 1228–1229. Антоний (вторично) 1225–1228.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010