439 В отчете Владимирского Братства был упомянут, как искусно действующий против раскола, «священник села Григорьева Трифон Прокопиев, сам вышедший из раскола, и ученик всем известного о. архимандрита Павла». 440 В пятой книжке журнала, в статье «Присоединения из раскола к православной Церкви», я действительно говорил и о присоединении Филиппа Леонтьева, –даже привел начальные и заключительные слова из письма о. Павла (Братское Слово 1886 г., т. I, стр. 403–405). 441 Оно было напечатано уже в 20-й кн. Братского Слова за 1886 г. (т. II, стр. 711) и, как будет сказано в свое время, послужило поводом к полемике между о. Павлом и проф. Нильским. 442 Все сведения об о. Трифоне внесены мною в статью: «Еже о миссионерской деятельности среди раскола (По поводу отчетов Казанского и Владимирского Братств)», напечатанную в 6-й кн. Братского Слова за 1886 г., (т. I, стр. 479). 443 Единоверческий благочинный, – тот самый, письмо которого о прусских беспоповцах было напечатано в Холмском Вестнике. 444 Это сын о. Кирилла Загадаева, бывшего в расколе протодиаконом при Антонии Шутове, присоединившегося вместе с оо. Онуфрием, Пафнутием, Филаретом, а потом единоверческого священника в Петербурге. Лавр Загадаев учился в Петербургской духовной семинарии, а потом некоторое время жил у отца Павла в монастыре для приготовления к миссионерству против раскола. 445 О Филиппе Дановском и жене его Зиновии говорится не мало в статье прот. Добровольского, как о лицах, в значительной степени способствовавших обращению прусских беспоповцев; упоминает о них и о. Павел в своем письме ко мне по поводу статьи о. Добровольского, как о прежних знакомых своих (см. Братское Слово 1886 г., т. I, стр. 298–301, 302–303). 446 Кончая письмо своё, о. Павел писал: «Теперь остается нерешенным вопрос: какое будет существование этих людей, присоединившихся к св. Церкви, в окормлении священством, когда пастырь их (о. Добровольский) живет за 120 верст от них и по сю сторону границы». Против этих строк мною сделано было следующее подстрочное примечание: «Вопрос этот, несомненно, имеет великую важность для присоединившихся к Церкви прусских старообрядцев, и глубокоуважаемый варшавский архипастырь, без сомнения, не оставит позаботиться об открытии у них, если есть к тому какая-либо возможность, правильно устроенного единоверческого прихода. Это в недавнее время сделано даже в турецкой глуши, у майносцев; казалось бы, в пределах просвещенной Германской империи не может встретиться к тому препятствий».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Чтобы простил, чтоб заступился, Чтоб осенил меня крестом Бог угнетенных, бог скорбящих, Бог поколений, предстоящих Пред этим скудным алтарем! В некрасовской «Тишине» чисто религиозное переживание смешано с иррациональным протестом против страдания русского труженика. Некрасов ощущает (или очень хочет ощутить) единство со своим народом, прикоснувшись к той святыне, которую этот народ любит. Он чувствует (или хочет почувствовать) ту боль, которую испытывают «угнетенные и скорбящие поколения», и избавление от боли ищет в молитве. Можно предположить, что Илья Ульянов схожим образом трактовал свою веру, видя в ней скорее способ романтического отождествления с народной стихией и преобразования этой стихии. Владимир Ильич воспринял у отца мотив сближения с народом и его освобождения, но по какой-то причине решил, что для сближения и освобождения никакого Христа не требуется. Почему так произошло? Неверующая мать В воспоминаниях Анны Ильиничны любопытно вот еще что. Хорошо известно, когда Ленин отошел от веры — в начале 1886 года. Сам он — в анкете для Всероссийской переписи членов РКП(б) в феврале 1922 года — на вопрос «Имеете ли какие либо религиозные верования (убеждения)?» ответил «Нет», а в пункте «Если Вы неверующий, то с какого возраста?» подчеркнул слово «неверующий» и написал «с 16 лет», то есть примерно с весны 1886 года. В мемуарной литературе с советских времен ходит история о том, что Ленин потерял веру зимой 1885/1886 года, столкнувшись с лицемерием одного из симбирских священников, друга Ильи Николаевича. Так или иначе, но переход от веры к неверию произошел примерно в то время, когда умер отец Ленина (†12 января 1886 года), или даже чуть позже. Поэтому слова сестры Анны о том, что дети Ульяновых «никакому давлению не подвергались» можно в случае Владимира Ильича относить только к матери — Марии Александровне. Проблема в том, что она сама, по воспоминаниям детей, не была глубоко верующей: «Мать посещала церковь в большие праздники, но религиозной не была… — вспоминает Дмитрий Ильич Ульянов. — В последние годы своей жизни была уже совсем неверующей. Она часто говорила мне, когда я был студентом, что попы обманывают, и перестала ходить в церковь».

http://pravoslavie.ru/103053.html

118 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. Новая серия. Т. 2, вып. 1. С. XXVI, XXXIX–XLIV; История Императорского Русского археологического общества... С. 160–161. 119 См.: Рескрипт Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича помощнику председателя ИРАО А. Ф. Бычкову от 24 декабря 1885 г.//ППС. СПб., 1887. Приложение V к вып. 7. С. 157–158. Тексты работ см.: Хитрово В. Н. Раскопки на русском месте близ храма Воскресения: доклад, читанный в заседании 22 марта 1884 года//ППС. СПб., 1884. Вып. 7. С. 57–80; Мансуров Б. Базилика императора Константина в св. граде Иерусалиме. По поводу русских раскопок близ храма Гроба Господня. М., 1885. 120 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. 1886. Т. 2, вып. 2. С. 121 См.: Журнал Совета Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 256–270. См. также: ППС. Приложение V к вып. 7. С. 159, 160–183. 122 ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 173–255; К вопросу о значении произведенных по почину Православного Палестинского общества в Иерусалиме раскопок: Мнения лиц, к коим Совет Императорского Русского археологического общества обратился с просьбой дать свое заключение по этому вопросу. СПб., 1887. 123 Покровский Н. В. О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 246–255; К вопросу о значении... С. 74–83. См. также: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 26 (Сообщение Н. В. Покровского в Совет РАО о раскопках на русском месте в Иерусалиме. Черновой автограф. 1886). 124 В 1886 г. Н. В. Покровским была составлена отдельная рецензия на работу Б. Мансурова, где он продемонстрировал блестящее владение археологическим материалом: Покровский Н. Раскопки на русском месте в Иерусалиме. (Б. Мансуров. Базилика императора Константина в св. граде Иеруса­лиме. По поводу русских раскопок близ храма Гроба Господня. Москва. 1885)//ХЧ. 1886. Ч. 1. Март – апрель. С. 491–512. 125 Протоколы заседаний Императорского Русского археологического общества//ЗИРАО. Новая серия. 1887. Т. 3, вып. 1. С. XXXIII. Текст отзыва: Там же. С. XXXIII–XL.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 1. Аскетические опыты. — 570 с, 1 л. портр. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1886. Т. 1. Т. 2. Аскетические опыты. — 413 с. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1886. Т. 2. Т. 3/4. Слово о смерти. Аскетическая проповедь. — 317, 541, II с. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1886. Т. 3; Т. 4. Т. 5. Приношение современному монашеству. — 480 с. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1886. Т. 5. Т. 6. Отечник. — М., 1993. — VIII, 532 с, 3 с. факс. — Загл. и вых. дан. ориг.: Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). — 3-е изд., испр. — СПб., 1891. Т. 7. Письма. — М., 1993. — 480 с. — Загл. и вых. дан. ориг.: [Письма епископа Игнатия Брянчанинова к разным лицам. Вып. 1–2. Сергиев Посад, 1913–1917; Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. Киев, 1915. Прил. 2. Письма епископа Игнатия к разным лицам]. 14. Творения иже во святых отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского: [В 7 т.]/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. — Репринт. изд. — М.: Сретен. монастырь, 1996–2001. Т. 1. Аскетические опыты/Предисл. и примеч. авт. — М., 1996. — 570, II с. — Доп. тир. 1998. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. Т. 1. Т. 2. Аскетические опыты/Примеч. авт. — М., 1996. — 413 с. — Доп. тир. 1998. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. Т. 3/4. Слово о смерти. Аскетическая проповедь. — М., 1997. — 316, 429, II с. Пагинация разная. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. Т. 3; Т. 4. В Т. 4 письма к мирянам отсутствуют. Т. 5. Приношение современному монашеству/Предисл. и примеч. авт. — М., 1998. — V, 477, III с. — Загл. и вых. дан. ориг.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Как всегда было в русских начинаниях в Святой Земле, параллелизм и разноречия в указаниях из разных петербургских инстанций (из МИДа – консулу, из Палестинского общества – Антонину) приводили к забавной и порой совсем неуместной конкуренции. Консул Д. Н. Бухаров – М. П. Степанову, от 3 мая 1886 г.: «Постройка церкви в Гефсимании началась и ревностно подвигается. Я, разумеется, неустанно смотрю за этим в оба и буду Вам писать». Из письма Антонина тому же М. П. Степанову от 7 мая: «Идёт дружная и спешная работа. Всех рабочих рук наберётся человек 70. За лето энергичный архитектор обещает довести дело до половины, а будущим летом и покончить всю постройку» (документ 144). Бухаров – Степанову, 28 мая 1886 г.: «На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Каждый месяц будете получать графический отчёт о ходе работ. Католики раздирают на себе ризы от досады» (документ 145). Кончилось, как и можно было ожидать, катастрофическим ухудшением взаимных отношений (см. письмо М. П. Степанова Д. Н. Бухарову, от 14 февраля 1887 г. – документ 158). Летом 1886 г. Антонин пытается вступить ещё в одну полемику с петербургскими заказчиками по поводу размера колоколов для гефсиманской звонницы: «В заведениях наших, где нет никакой пленяющей воображение и сердце святыни, будет полуторастапудовый колокол, на Елеоне загремит колокол в 300 пудов, а в Гефсимании, где будет из века в век оглашаться память великой боголюбицы и благотворительницы Святой Земли, чтобы пикал аршинный колокол – не моги сего быть! Я от имени всех грядущих поколений припадаю к августейшим стопам его высочества с просьбой заказать большой гефсиманский колокол в сажень в диаметре, безразлично, какого бы он ни вышел веса» (документ 149). Между тем в Петербурге изящный карион из шести колоколов, настроенный на гармонический звон ростовским протоиереем Аристархом Израилевым, вызвал полный восторг и одобрение (документ 155). Одновременно готовились иконы для новой церкви. 4 августа 1886 г. эскизы художника Василия Петровича Верещагина (путеводители путают его с более известным Василием Васильевичем Верещагиным) удостоились высочайшего одобрения. В Иерусалиме тем временем были завершены подвальные своды строящейся церкви и, согласно обычаю, рабочих угощали «несколькими зажаренными баранами» (документ 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Димитракопулос Софоклис Пресвитер в Египте По получении университетского диплома иеродиакон Нектарий Кефалас 26 ноября 1885 года снова отбыл в Александрию. И здесь 23 марта 1886 года за богослужением в патриаршем храме Преподобного Саввы Патриарх Софроний посвятил его, уже сорокалетнего, в сан пресвитера. Пять месяцев спустя, 6 августа 1886 года, он был возведен в звание «великого архимандрита» и духовника и определен на служение при Патриаршем представительстве в Каире (место, как мы увидим далее, чрезвычайно сложное), под начало митрополита Ливийского Игнатия. Кафедральным храмом и резиденцией Высокопреосвященного Игнатия был собор Святителя Николая в каирском квартале Хамзави 70 . Ближайший помощник митрополита архимандрит Нектарий поселился поблизости в «небольшом домике» (который в наши дни едва не обрушился, но заботами Патриарха Александрийского Петра VI был полностью восстановлен). Об этих переменах в судьбе святого извещают два письма Патриарха Софрония к его ближайшему другу митрополиту Фиваидскому Матфею Валлинакису († 7 ноября 1888). Согласно первому, от 7 августа 1886 года, «вчера посвятили мы отца Нектария в великого архимандрита кафедры нашей и в духовного отца, чтобы принимать исповедь приходящих к нему духовных наших чад». Согласно второму, от 13 сентября 1886 года, «на освободившееся место нашего представителя в Каире и управляющего нашими делами назначили мы мужа, достойного доверия, образованного и с надлежащими дарованиями» 71 . На новом месте великий архимандрит Нектарий выказал выдающуюся любовь к Церкви и ее пастве, трудясь с неусыпным усердием и самоотвержением. Он произносит проповеди не только в Каире, но и в Александрии, Джагаджике, Порт-Саиде и других городах, много и подолгу исповедует, помогает нуждающимся, заботится о больных и престарелых, которые состоят на церковном попечении в лечебницах и богадельнях Старого Каира, ремонтирует храмы, пишет и издает книги. О его деятельности в двух последних направлениях сохранились следующие сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

СПб., 2005. С. 274). К. Н. Леонтьев , поместив во 2-м т. соч. «Восток, Россия и славянство» (1886) сокращенный текст статьи Н. о вреде железных дорог, дал ему такую характеристику: «Это луч божественного света в сатанинском хаосе индустриального космополитизма и современного вавилонского всесмешения» (М., 1996. С. 396). Он также высоко оценивал труд Н. «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». Прот. В. Зеньковский считал, что система Н. есть «подлинный и творческий опыт христианской философии», что она, с одной стороны, предваряет построения Э. Гуссерля , а с другой - «чрезвычайно приближается к замечательной биоцентрической концепции Пирогова» и что Н. «лучше всех будущих софиологов намечает линии, по которым должна определяться основная проблема софиологии» ( Зеньковский В. В. История русской философии. П., 19892. Т. 1. С. 99-100). Арх.: ГА Одесской обл. Ф. 196. Соч.: Описание нек-рых сочинений, изд. раскольниками в пользу раскола. СПб., 1861; Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви, сделанный на основании Св. Писания и Предания первых веков христианства до I Вселенского Собора (включительно). Каз., 18712; Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПб., 1875. Т. 1; 1876. Т. 2; 1888. Т. 3; Поучение на новый 1882 г.: [Философия нигилизма]//ПО. 1882. 6/7. С. 209-222; Наша светская и духовная печать о духовенстве. СПб., 1884; Происхождение и значение штунды в жизни рус. народа. Од., 1884; Поучение на новый 1883 г.: [Философия эволюционизма]//Странник. 1884. 1. С. 27-42; Сравнительное значение христ. дуалистической и современно-науч. монистической системы мировоззрения//ПО. 1885. 2. С. 209-224; Сущность и дух церковной анафемы: Поучение в Неделю Православия//Там же. 3. С. 449-458; «О том, что вера есть знание»//Там же. 1886. 2. С. 237-257; Направление и значение философии Николая Грота//Там же. 1886. 10. С. 270-319; О классицизме в духовно-учебных заведениях//Странник. 1886. 6/7. С. 288-310; О перстосложении для крестного знамения и благословения.

http://pravenc.ru/text/2565306.html

7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385). Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Изучал историю епархии, собирал церковно-исторические и археологические материалы для сборника в память 900-летия Крещения Руси. 29 янв. 1886 г. при Нижегородской ДС было основано церковное древлехранилище. По распоряжению М. в его канцелярию причтами присылались историко-статистические описания церквей (церковноприходские летописи).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Эта замечательная традиция должна усваиваться и продолжаться современными пастырями-миссионерами Русской Православной Церкви. Литература 1. Августин, еп. Иппонский. Христианская наука. Киев, 1835. 2. Амфитеатров. «Лекции…», с. И (по: прот. А. Ветелев. Гомилетика, с. 125). 3. Амфитеатров Я. По: Певницкому «Церковное красноречие…» 4. Амфитеатров Я. К. Чтения о церковной словесности или Гомилетика. Киев, 1846. 5. Архиепископ Амвросий (Ключарев) . Живое слово. Харьков, 1892. 6. Архим. Платон. Православное нравственное богословие. ТСЛ, 1994. 7. Барсов Н. Лекции по Гомилетике, 1886. Литография. 8. Барсов Н. Лекции по православной христианской Гомилетике. 1888/9 уч. г. СПб., Литография. 9. Барсов Н., проф. История первобытной христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885. 10. Барсов Н., проф. Лекции по Гомилетике, читанные студентам Духовной Академии в 1885—86 учебном году. СПб., 1886 г. (рукопись). 11. Барсов Н. И. Лекции по Гомилетике, читанные студентам СПб. Духовной Академии в 1885–1886 учебном году, 1886. Литография. 12. Барсов Н. И. Лекции по православной христианской Гомилетике. 13. Барсов Н. И. Лекции по православной христианской гомилетике. 1888/9 уч. год. СПб. Дух. Академия, Литография. 14. Проф. Барсов Н. И. К характеристике церковноприходской проповеди в Санкт-Петербурге. Из сборника статей: Исторические, полемические и критические опыты». СПб., 1897. 15. Проф. Бар сов Н. И. Несколько исследований исторических. СПб., 1899. 16. Библейская энциклопедия. ТСЛ., 1990, с. 241. 17. Блаж. Августин. Христианская наука. Киев 1855, с. 255. 18. Булгаков Г. Теория православно-христианской пастырской проповеди. Курск. 19. Васильев М. свящ. Гомилетические труды профессоров Московской Духовной Академии. Курсовое сочинение. 1989 г., Сергиев Посад (Загорск). 20. Ветелев А. свящ. Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества. Москва—Сергиев Посад (Загорск). 1949. На правах рукописи. 21. Вознесенский Н., прот. Курс Гомилетики. Литография.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

1010 Так появились в печати под общим заглавием «Открытые письма православного» работы иеромонаха Михаила (Грибановского) : статья «Наши страдания и их главная причина» (см.: Церковный вестник. 1887. 4–5), статья «В чем состоит церковность» (см.: Церковный вестник. 1886. 51–52). представляющая собою извлечение из речи, читанной в заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 г., и статья «Еще о так называемом монашестве ученом» (см.: Церковный вестник. 1889. .N° 40– 41), подписанная литерами «Л. И.» (Любитель истины) и вызванная статьею иеромонаха Антония (Храповицкого) «О монашестве ученом» (см.: Церковный вестник. 1889. 29–30). – А. Л. См.: «Еще о так называемом монашестве ученом» наст. изд., – Ред. 1012 Во время этого путешествия отец Михаил имел намерение посетить и Афон, но что-то воспрепятствовало ему сделать это. Чрез несколько лет, уже живя в Афинах, он еще раз попытался осуществить свою давнишнюю мечту, но и на этот раз безуспешно... – А. Л. 1015 Церковный вестник. 1886. 51–52. С. 843. (См. наст. изд.: «Речь, произнесенная и д инспектора Санкт-Петербургской духовной академии иеромонахом Михаилом перед защитой диссертации на степень магистра богословия 3 апреля 1888 года» – Ред.) Там же на с. 827– 830 и речь отца Михаила под заглавием «В чем состоит церковность?» («В чем состоит церковность?» наст. изд. – Ред.). 1021 Именно с 8 января 1887 г. – А. Л. Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович; 1839–1908), архиеп. Окончил СПбДА (1865) со степенью магистра богословия. В священном сане с 1866 г., с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, где его воспитанником был Михаил Грибановский , будущий епископ. С 1877 г. пострижен в монашество по благословению свт. Феофана Затворника . С 1886 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, викарий Подольской епархии, с 1890 г. – епископ Подольский, с 1896 г. – епископ Тверской и Кашинский (с 1898 г. – архиепископ), с 1905 г. – архиепископ Казанский. Письма епископа Михаила к архиепископу Димитрию были впервые опубликованы в «Таврическом церковно-общественном вестнике» (1908. Л» 1 –11). Примечания, сделанные издателями «Таврического церковно-общественного вестника», воспроизводятся в настоящем издании без изменений, за исключением минимальной фактологической правки. Соответственно, указания типа «ныне» относятся хронологически к положению на 1908 г. Примечания к письмам составлены Н. Н. Лисовым и Ж. П. Григорьевой. Редакторские вставки в тексте заключены в квадратные скобки и помечены Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010