Завтра имеем взбираться на Афон. Из этого скита дается опытный монах, знающий дорогу, т.е. собственно умеющий ориентироваться среди множества горных тропинок. Завтра предполагаем отправиться в шесть часов утра. Поэтому, поужинавши наскоро, легли спать, но я долго не мог уснуть, так как скнипы, или афонские комары, своим беспощадным кусанием положительно не давали спать; так как духота неимоверная, да еще – как нарочно – дали зимние одеяла. Наконец сон таки взял свое, и я уснул с мыслью о предстоящем завтрашнем подвиге,.. (Продолжение в другой книге. 12-го июля, Артемьевская келия – на обратном пути.) Авксентий Стадницкий ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1.Д. 508. Л. 1–92. Автограф. 163 Вверху на л. 1 приписка автора: «Оригинал, Печаталось в «Трудах Киевской Духовной академии» за 1886 год. Затем вышло Удостоено студенческой Макарьевской премии. Первый литературный труд. Митрополит Арсений». «Труды Киевской Духовной академии» – ежемесячный журнал, изда­вавшийся в Киеве в 1860–1917 гг. Дневник студента Авксентия Стадницкого печа­тался в этом журнале в 1885–1886 гг.; см.: Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон/Труды КДА. 1885. Июнь. С. 295–313; Июль. С. 460–471; Сентябрь. С. 139–155; 1886. Январь. С. 83–118; Февраль. С. 243–260; Апрель. С. 567–602; Май. С. 133–141; Июнь. С. 305–314; Июль. С. 484–492; Август. С. 604–639. В 1886 г. вышло отдельное издание: Стадницкий А.Г. Дневник сту­дента-паломника на Афон, Киев, 1886. В 1994 г. в «Московском журнале» были опубликованы отрывки из «Дневника студента»; см.: Береснев Д. Веселися же о Господе, святоименный Афон, мысленный Богородицы и красный краю...: Из воспоминаний митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадниц­кого)/Московский журнал. 1994. 2. С. 16–21. 165 Согласно преданию, принесенному на Русь преподобным Максимом Греком , через несколько лет после Вознесения Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица, желая навестить праведного Лазаря, воскрешенного Господом в четвертый день после его смерти, отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

17 февраля 1886 года за 1075 контора Московской Синодальной типографии доносила Московскому духовно-цензурному комитету: «Статская советница Анисья Андреевна Шишкова представила в контору типографии для напечатания оригинал акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы, нарицаемой Владимирская». А так как акафист этот духовной цензурой для напечатания еще не был одобрен, то контора типографии и препроводила его в цензурный комитет для рассмотрения. Московский духовно-цензурный комитет в заседании 6 марта 1886 года заслушал мнение об акафисте в честь Владимирской иконы Божией Матери, данное цензором прот. Боголюбским: «Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы, нарицаемой Владимирская, представленный на рассмотрение цензурного комитета статской советницей Анисией Андреевной Шишковой, по содержанию своему представляет полное изложение благодеяний, явленных России через икону Богоматери Владимирскую, написан акафист правильным церковнославянским языком; богат мыслями и чувствованиями, соответствующими различным благодеяниям Богоматери, явленным через чудотворную Ее икону». Означенный акафист как одобренный цензором был послан цензурным комитетом на благоусмотрение и разрешение Святейшего Синода при доношении от 10 марта 1886 года за 424. Определение Святейшего Синода состоялось 17 июня/20 августа 1886 года за 1318: «Так как рассматривавший по поручению Св. Синода акафист Преосвященный Палладий, архиепископ Казанский, присутствующий в Синоде, объяснил, что акафист может быть напечатан с исправлениями согласно сделанным указаниям, то Св. Синод постановил: рукопись акафиста Божией Матери в честь чудотворной Ее иконы, нарицаемой Владимирская, разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 22 августа 1886 года за 3048 251 . Что касается исправлений, то заключительное воззвание 1-го кондака и икосов «Радуйся, все упование наше, о всемилостивая Заступнице, Небесная Царице» заменено следующим: «Радуйся, Пресвятая Владычице Богородице, благодать и милость иконою Твоею нам являющая». В икосе 2 выражение «разум, уста, сердце песньми духовными восхваляют Тя, Небесная Царице» исправлено так: «Разум не доразумевает достойно песньми духовными восхвалити Тя, Небесная Царице». В икосе 8 воззвание 12 «Радуйся, домы и имения наша от расхищения сохраняющая» исправлено: «Радуйся, земное наше житие добре устрояющая». 90 Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Боголюбивая

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Анны 2-й (1889) и 1-й (1896) степени, св. кн. Владимира 2-й степени (1901), св. кн. Александра Невского (1909) и 2-м таким же орденом с бриллиантовыми украшениями (1913). Соч.: Поучение, сказанное 22 окт. 1886 г. в Авраамиевском мон-ре пред началом молебна по случаю открытия образцовой школы при Смоленской ДС//Смоленские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. 22. С. 1038-1042; Поучение в день восшествия на престол государя имп. Александра Александровича//Там же. 1887. 6. С. 265-273; Речь при наречении во еп. Ладожского//ПрибЦВед. 1890. 33. С. 1085-1087; Речь при погребении проф. М. О. Кояловича//ЦВ. 1891. 35. С. 558; Поучение в день освящения церкви в Тавастгусе//Финляндская газ. 1900. 127; Слово, произнесенное в Гельсингфорском Успенском соборе 21 окт. 1900 г.//Там же. 128; Речь, сказанная во владимирском Успенском кафедр. соборе пред молебствием в день выбора членов Гос. Думы (6 февр. 1907 г.)//Владимирские ЕВ. 1907. Ч. неофиц. 3. С. 101-102. Ист.: С ухова Н. Ю. «Благословите себя включить в новоиноческий союз...»: Письма митр. Антония (Храповицкого) к еп. Борису (Плотникову) (1886-1900 гг. )//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2015. Вып. 5. С. 67-89. Лит.: Пострижение в монашество//ЦВ. 1885. Ч. неофиц. 24. С. 402-403; Определения Свят. Синода. 3: О назначении ректора Смоленской ДС//Там же. 1886. Ч. офиц. 4. С. 15; Торжество в академической церкви//Там же. 1886. Ч. неофиц. 5. С. 96; Сперанский И. Закладка здания Смоленской ДС 17 июля 1888 г.//Смоленские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. 14. С. 594-601; Отъезд из Смоленска бывш. ректора Смоленской ДС, архим. Николая, в С.-Петербург//Там же. 1889. 9. С. 436-440; Наречение архим. Николая, ректора СПбДС, во еп. Ладожского, 2-го викария С.-Петербургской епархии//ПрибЦВед. 1890. 33. С. 1085; Пребывание преосвящ. Николая, еп. Саратовского и Царицынского, в г. Балашове//Саратовские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 20. С. 914-919; Скроботов Н. А. Памятная книжка окончивших курс в СПбДС: С 1811 г. по 1895 г. СПб., 1896. С. 92, 201-202, 215, 222, 224; Посещение его преосвященством, преосвящ.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

6 . – Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637–1640 гг.). Христианское Чтение 1884 г., кн. 3–4. Отдельно Спб. 1884 г. (стр. 1–46) напечатано было 90 экземпляров. Получено гонорара 75 руб. 21 коп. За оттиски её и предыдущей статьи 5) уплачено 24 рубля. 1885 г. 7 . – Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме. Христианское Чтение 1885 г., кн. 11–12. Отдельно Спб. 1885 г. (стр. 1–37) напечатано было 90 экземпляров. 8 . – Сильвестра Медведева «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем». С предисловием и примечаниями С. А. Б–ва. Предисловие подписано: 13 ноября 1885 г./13 января 1886 г. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1885 г. кн. IV-я, стр. I–XLI+1–87 и отдельно М. 1886 г. (300 экземпляров). Отзывы: 1) Исторический Вестник 1886 г. июль, стр. 178. А. Б. 2) Братское Слово 1888 г., 3. Н. И. Субботина . 1886 г. 9 . – К материалам для истории Московских соборов 1666–1667 гг. (Послание восточным патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому, приехавшим в Москву для суда над патриархом Никоном . Ркп. Моск. Син. Библиотеки 684, стр. 460–467). Христианское Чтение 1886 г., кн. 1–2, стр. 292–296. Отдельных оттисков не было. 10 . – К биографии Павла митрополита Сарского и Подонского. (1. Слово по преставлении митр. Павла – ркп. Москов. Син. Библиотеки 684, стр. 420–442. – 2. Хартия Новоспасского монастыря архим. Иосифа с братиею о пожертвованиях в этот монастырь м. Павла – оттуда же, стр. 444–455. – 3. Духовное завещание митр. Павла, оттуда же, стр. 468–482. Там же, кн. 3–4, стр. 593–619. Отдельных оттисков не было. 11 . – К патриаршеству Иоакима. (1. Приветствие царю Феодору Алексеевичу патр. Иоакима на Новый год – ркп. Моск. Синод. Библиотеки 684, стр. 40–43. – 2. Приглашение патр. Иоакимом царя Феодора Алексеевича на праздник Успения пресв. Богородицы, оттуда же стр. 43 об.–44. – 3. Соборное определение о ходе на осляти в неделю Цветоносную, 1678 г. март, оттуда же, стр. 416–418).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 38; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. блж. Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 251 См.: АСС. Дело об акафисте. 1886. VI отд. 1 стол. 24/46; Дело в МДЦК за 1886 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 252 АСС. Дело об акафисте. 1886. VI отд. 1 стол. 24/46; Дело в МДЦК. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы «Боголюбивая» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 253 Во Второй новгородской летописи (с. 141) кратко сказано так: «В лето 6975 (1467) бысть в Новеграде мор желвою или железою. И поставиша церковь Семиона Богоприимца, в Зверинцех». В Четвертой новгородской летописи (с. 127, 132) под тем же годом говорится пространнее: «И поставиша церковь древяну (обетную – обыденную) св. Семиона Богориимца в Зверинцах, на новом месте, беревна из леса принесоша своима рамены людие, октября в 1, на Покров Святыя Богородицы, и свяща ю архиепископ Иона того дни и Литургию свершиша». 254 АСС. Дела об акафисте: 1886. VI отд. 1 стол. 64; 1887. VI отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК за 1886 г. [Издания акафиста св. прав. Симеону Богоприимцу см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 258 27 июня 1889 года за 654 Святейшему Синоду СПбДЦК доносил следующее: «Заведующий в Санкт-Петербурге подворьем Ново-Афонского монастыря иеромонах Виссарион представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет «Службу Пресвятой Богородице, нарицаемой «Скоропослушница», напечатанную заграницей, просил о разрешении напечатания ее в России». Комитет нашел, что «Служба как безукоризненная по мыслям и по языку и как не существующая в Русской Церкви заслуживает того, чтобы печататься в России и быть употребляемой в церковном богослужении». Святейший Синод поручил рассмотреть представленную службу преосвященному Гермогену, епископу Псковскому, который 27 июля 1889 года объяснил Святейшему Синоду, что «служба, напечатанная в 1888 году заграницей, содержит в себе здравые мысли и теплые, благочестивые чувства, изложена правильным церковнославянским языком и потому может быть напечатана и в России, тем более что копии с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» в значительной степени распространены в нашем отечестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

от заболевания глаз, заказал написать для Вознесенского единоверческого храма образ святого. По просьбе купца 22 янв. того же года в этом храме состоялось празднование памяти М. В окт. 1885 г. на заседании Белёвской городской думы было решено ходатайствовать перед Тульским и Белёвским архиеп. Никандром (Покровским) о разрешении служить М. молебны. В марте 1886 г. жители города обратились в Синод с прошением о канонизации М. Прошение поддержал помещик из дер. Береговая Белёвского у. барон Н. К. Нольде, находившийся в переписке с историком М. П. Погодиным. Указом от 9 янв. 1886 г. Синод поручил архиеп. Никандру произвести «обстоятельную проверку данных». До решения вопроса о канонизации в том же 1886 г. по инициативе жителя Белёва И. П. Воскова был открыт сбор средств на написание иконы святого для белёвского Преображенского мон-ря. Помимо иконы на собранные средства были изготовлены киот, посеребренный подсвечник и серебряная лампада. В июне 1886 г. реликвии передали во Введенский храм Преображенской обители. Сень над ракой с мощами прп. Макария Жабынского в ц. прп. Макария Жабынского Макариева Жабынского мон-ря. Фотография. 2016 г. 26 июля 1886 г. комиссия в составе кафедрального прот. А. И. Иванова, благочинного белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцева и настоятеля Преображенского мон-ря иером. Анатолия (Турбина) подготовила заключение о почитании М. и отправила его в Духовную консисторию. 2 янв. 1888 г. Синод восстановил празднование памяти М. как местночтимого святого. 20 янв. того же года Белёвская городская дума, собравшись на экстренное заседание, приняла решение пожертвовать 500 р. на написание иконы М. для белёвского кафедрального собора и 1 тыс. р. на строительство храма во имя преподобного в его мон-ре. Тогда же была открыта добровольная подписка для сбора средств на сооружение храма, в первые дни было собрано 6 тыс. р. 22 янв. 1888 г. в Белёве и Жабынском мон-ре состоялось прославление святого. Накануне во всех храмах города совершались всенощные бдения, в день праздника - ранние литургии.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

457 Ответы беспопопскому начетчику (Зыкову) на три предложенные им вопроса» напечатаны в 10-й кн. Братского Слова за 1886 г. (т. I, стр. 747). 458 Разумеется сказанное в конце Летописи, напечатанной в 10-й книге Братского Слова за 1886 г. (см. т. I, стр. 794). 459 См. Московские Ведомости 1886 г., 165; отсюда статья перепечатана потом в Братском Слове 1886 г. (т. II, стр. 60). 460 Первый настоятель Московской Введенской Единоверческой церкви, назначенный митрополитом Платоном. Об нем, его трудах и сочинениях против раскола, была напечатана мною статья ещё в 1864 году (см. Душеполезное Чтение за этот год, т. I-й.) 462 В день юбилея митрополита Иоанникия, за роскошным обедом в парке Черкизовского архиерейского дома, при огромном стечении гостей, многими произнесены были речи юбиляру. Увлеченный примером других и я без всякого приготовления и предварительного намерения, выступил с речью довольно горячей, в которой указал, между прочим, необходимость и важность, борьбы с расколом, вся сила которого в материальном богатстве раскольников и в покровительстве им светской власти, – при чем, обращаясь к этой власти умолил её быть Верною Церкви и не потворствовать расколу. Генерал-губернатор, сидевший рядом с юбиляром, принял это обращение на свой счет, что было вполне естественно после истории с поданной ему кляузной жалобой на меня рогожцев. Любопытно, что в числе нескольких светских лиц, подошедших благодарить меня за речь, был и генерал Воейсков, признавший необходимым объяснить мне, что в упомянутой истории он совсем не виноват, ибо исполнял только волю начальства 463 Один, известный тогда, деятель из «простых русских людей». Он был близким человеком у тогдашнего ревнителя Церкви Я. И. Лабзина. 466 Все они обращены из раскола отцом Павлом, и именно об обстоятельствах этого обращения беседовали со мною. Свою поездку в Гуслицкий монастырь и беседы, бывшие в доме А. В. Смирнова, я описал потом довольно подробно (см. Братское Слово 1886 г., т. II, стр. 128). 467 Тогдашний преподаватель учения о расколе в Калужской семинарии; ныне священник Параскевиевской в Охотном ряду церкви и секретарь Братства св. Петра митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

80 коп. , а в июле 1885-го (за 1-ю половину года) – 33 руб. 20 коп. , в январе 1886 года (за 2-ю половину 1885 года) – 32 руб. 10 коп. , в марте 1886 года – 10 руб. , в июле 1886 года – 35 руб. 30 коп. (за 1-ю половину года) , за 2-ю половину 1886 года – 30 руб. 95 коп. , в июле 1887 года (за 1-ю половину года) – 35 руб. 5 коп. , за январь 1889 года – 30 руб. 25 коп. , в марте – 36 руб. 20 коп. , в июле 1889 года – 34 руб. 45 коп. , в январе 1890 года (за 2-ю половину 1889 года) – 30 руб. 25 коп. На Братство равноапостольной Марии с 22 июля 1884 года по 22 июля 1885 года Сретенским монастырем было пожертвовано 100 руб. (33 руб. от братии, остальное – кружечный сбор), на 1887 год – 110 руб. (по подписным листам 1885 года) . Пожертвования в пользу Кирилло-Мифодиевского братства в 1885 году – 125 руб. от московского Сретенского монастыря . Добровольное пожертвование на стипендию имени митрополита Московского Иоанникия в Мариинское епархиальное женское училище от настоятеля московского Сретенского монастыря архимандрита Серафима – 100 руб. в 1886 году . Архимандрит Серафим в феврале 1890 года был переведен в Крым настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря, где и скончался 9 августа того же года . 20 августа в московском Симоновом монастыре состоялись его похороны. Заупокойную литургию совершал епископ Дмитровский Виссарион в сослужении архимандрита Андрея и братии. В надгробном слове он напомнил, что покойный был членом нескольких московских благотворительных обществ и особенно деятельное участие принимал в комиссии народных чтений, по его инициативе учреждены были в Москве собеседования с народом и всенародное церковное пение. Он первый поднял в нашей столице вопрос о праздничном отдыхе для приказчиков, – вопрос, послуживший затем предметом многочисленных дебатов в Московской городской думе . В заключение преосвященный владыка просил всех вознести ко Господу искренние молитвы о новопреставленном архимандрите Серафиме. Автор благодарит за помощь Г.А. Романова, А.Л.

http://pravoslavie.ru/31793.html

В два часа в покоях владыки был устроен митрополиту обед, на который приглашены были очень многие как духовные, так и светские лица. На другой день митрополит вместе с преосвященным Амвросием посетил Куряжский монастырь и его настоятеля преосвященного Геннадия, а 1-го июля в 12 часов 40 минут пополудни уехал из Харькова. В 1886 году преосвященный Амвросий четыре раза выезжал из Харькова для обозрения епархии – в мае, июле, августе и декабре, а 15-го сентября ездил в Москву для освящения им самим устроенной у Калужских ворот Казанской церкви. В течение 1886: года преосвященный Амвросий написал и напечатал следующие проповеди: 1) Слово на новый 1886 год: о знамениях времен, 2) Слово в день преподобного Антония Великого : о силе слова Христова; 3) Слово в неделю Православия: о церковном отлучении и 4) Речь к воспитанникам Сумского реального училища по освящении в нем храма 5-го октября 1886 года. Осенью и зимою этого года покойный архипастырь, неопустительно совершая богослужения в кафедральном соборе, в своих импровизированных поучениях изложил учение Божественного откровения о Боге и Его свойствах. В 1887 году было немало событий, соединенных с именем преосвященного Амвросия. Так, по его ходатайству, было разрешено Св. Синодом ежегодно переносить с крестным ходом находящуюся в Высочиновском мужском монастыре икону Казанской Божией Матери в соборную Троицкую церковь г. Змиева на время с 27-го июня по 7-е июля. Другим указом (от 18-го мая) Св. Синод разрешил находящуюся в Вознесенской церкви села Великого Бобрика икону св. Николая ежегодно переносить с крестным ходом в Ряснянский Свято-Димитриевский монастырь на время от недели Всех Святых по 29-е июня. Быстрое распространение штундизма и толстовщины по захолустным селам харьковской епархии среди простых крестьян, начавшееся с прошлого (1886 года) составляло предмет особенных забот со стороны владыки. Он решился принять против этого зла определенные и твердо организованные меры. Прежде всего ему пришла мысль об учреждении при своей кафедре «Епархиального Совета по миссионерским делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

– В словах Служебника: «отходят к жертвеннику», нет основания к тому, что иерей должен идти к жертвеннику, обходя престол кругом (Рук. д.с.п. 1886, 52). 84) Если диакон должен идти пред священником, то, следовательно, по тому же пути, что и священник, т.е., не обходя престол кругом, а прямо от престола к жертвеннику (Рук. д.с.п. 1886, 52). 85) Потир, во время великого входа, иерей держит при персех своих (Ц.В. 1886, 41). – Если священник служит без диакона, то на великом входе он поднимает дискос на свою главу (см. у Дмитревского, 99 стр.), потому, что только в таком случае следующее затем снятие дискоса с головы удержит своё символическое знаменование снятия тела Христа Спасителя со креста. Может священник переносить дискос и в руках, а не на голове. По мнению одних, он может поступать так лишь в том случае, если его болезненное состояние не позволяет ему без всякой опасности поднимать дискос на голову; но, по мнению других, нет крайности нести иерею дискос на главе, ибо Дары ещё в это время не освящены (как на Преждеосвященной литургии, когда они выносятся непременно на главе); тем более не следует так делать в виду часто повторяющихся случаев падения с дискоса звездицы, если не самого Агнца, при тяжёлом, жёстком облачении и жёстких покровцах; лучше в сие время переносит Дары в руках, держа их против персей своих. – Если священник несёт потир и дискос в руках, то он должен брать в правую руку потир, а в левую дискос, а не брать потир в левую, а дискос в правую, делая это крестообразно, как при возношении св. Даров, так как в одном из определений Большего Московского собора 1666–7 года сказано: «еще слышахом, яко зде в России священницы св. дары в великий вход подъемлют не по чину, применяют руце, и емлют св. потир левою рукою. И то творят не по уставу: зане таковой чин нигде не обретается писан, ниже святая восточная церковь таковый обычай имать, ниже таинства якова являет сие пременение рук: токмо суемудрие и раскол» (Рук. д.с.п. 1886, 45; 1888, 32; Ц.В. 1886, 41; 1893, 21; 1895, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010