24 сентября/9 октября 1886 года за 2020 Синод определил: «Акафист святителю Савве, архиепископу Сербскому, разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 10 октября 1886 года за 3628 255 . Акафист свт. Савве, архиепископу Сербскому, написан А. Ф. Ковалевским, но, как видим из дела, исправлен митрополитом Сербским Михаилом 256 . 93 Акафист свт. Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу 10 марта 1886 года в Московский духовно-цензурный комитет обратился священник Московской Спиридоновской церкви Александр Цветков с прошением: «Представляя при сем акафист и молитву святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу, мной составленные, прошу согласно законам духовно-цензурного комитета допустить оные к напечатанию». Комитет поручил дать о представленном акафисте отзыв прот. М. Боголюбскому. Цензор прот. М. Боголюбский доносил комитету: «Рукопись «Акафист святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу», представленный на рассмотрение цензурного комитета священником Московской Спиридоновской, за Никитскими воротами, церкви Александром Цветковым составлен на основании жития св. Спиридона и богослужебных песнопений в честь его; изложен он правильным церковнославянским языком; похваления святому исполнены благоговения к нему Акафист предназначается для употребления в Спиридоновской церкви в Москве, где есть чтимая жителями Москвы древняя икона святителя». Московский духовно-цензурный комитет, согласившись с мнением прот. М. Боголюбского, 13 марта 1886 года за 467 представил акафист на благоусмотрение Святейшего Синода, который возвратил рукопись при указе для исправлений. Когда исправления были сделаны, рукопись снова была представлена в Московский духовно-цензурный комитет. В заседании комитета 26 июня 1886 года цензор прот. М. Боголюбский доложил, что священник Московской Спиридоновской церкви Александр Цветков, согласно указу Святейшего Синода от 27 мая 1886 года за 1935 исправив указанные недостатки в рукописи, вновь представил акафист на рассмотрение Московского духовно-цензурного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В мае 1883 г. П. принимал участие в торжестве коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны , был награжден орденом св. кн. Александра Невского. В 1886 г. «за неутомимые труды по управлению церковными делами Закавказского края и, вообще, достойную и отличную деятельность» ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 25 марта 1886 г. П. совершил хиротонию настоятеля мон-ря Давидгареджи архим. Григория (Дадиани) во епископа Гурийско-Мингрельского (см. речь при вручении жезла - ПО. 1886. Т. 1. 4. С. 814-817). Принимал участие в заседаниях Синода в 1886 и 1887 гг. В февр. 1887 г. П., находясь в С.-Петербурге, участвовал в отпевании и погребении в Александро-Невской лавре товарища по СПбДА магистра богословия И. Т. Осинина . Воспоминания о П. оставил католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) к-рый в 1883-1886 гг., будучи студентом Тифлисской ДС, прислуживал ему на богослужениях и был его посошником. Он писал об экзархе как о добром (напр., на рождественские и пасхальные праздники П. дарил помогавшим ему семинаристам по 2-3 р.), но вспыльчивом архипастыре (в частности, католикос-патриарх вспоминал случай, когда экзарх во время службы прилюдно обозвал архидиак. М. Давиташвили ослом за то, что тому не хватило дыхания произнести длинное многолетствие) ( Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 207-208). При П. проводилась непопулярная в грузинской среде реформа по русифицированию образования. В 1885 г. решением попечителя Кавказского учебного округа К. П. Яновского груз. язык был полностью запрещен во всех учебных заведениях - даже как вспомогательный для объяснения рус. слов. Это породило волнения в среде семинаристов, активно вступавших в народнические и марксистские орг-ции. 24 мая 1886 г. исключенный из Тифлисской ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора прот. П. И. Чудецкого. Во время его похорон экзарх произнес эмоциональную речь (опубл. с купюрами в газ. «Кавказ» 139)), вызвавшую протесты груз. общественности (по одной из версий, он сказал: «Проклят народ, проклята страна, которые породили такого злодея»; по другой: «Несчастен народ, несчастна страна...»).

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Указ Святейшего Синода Московскому духовно-цензурному комитету был послан от 12 мая 1886 года за 1865. Несколько раньше, в заседании 17 февраля 1886 года, Московский духовно-цензурный комитет слушал мнение члена комитета прот. Платона Капустина о другой рукописи – «Акафист в честь св. чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери», представленной от статской советницы Анисий Шишковой через контору Московской Синодальной типографии при отношении от 3 февраля 1886 года за 726. «Акафист, – докладывал цензор прот. П. Капустин, – составлен сходственно с другими подобными священными песнопениями, верен историческому событию, положившему начало прославления св. иконы, исполнен благоговейных мыслей и чувств и изложен приличным славянским языком». Одобряемый цензором к напечатанию для богослужебного употребления, акафист цензурным комитетом 17 февраля 1886 года за 283 был представлен на рассмотрение и разрешение Святейшего Синода, который 17 июня 1886 года за 1318 определил: «Акафист разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 7 июля 1886 года за 2470. Приведем некоторые из исправлений, сделанных цензурой в акафисте, представленном г-жой Шишковой. Так, в 1-м кондаке и икосах изменен заключительный возглас «Радуйся, боголюбимая Мати, надеждо и прибежище наше». Здесь слово «Мати» заменено словом «Царице». В кондаке 3 в выражении «Сила Вышняго осеняет всех с верою и трепетом притекающих» слово «трепетом» заменено словом «благоговением». В икосе 10 выражение «Стена егда со умилением призываем мы в помощь нашу Тя, святую Боголюбивую Матерь» изменено таким образом: «егда со умиленною молитвою призываем мы в помощь нашу Твое Матернее милосердие». В кондаке 11 в выражении «в память торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, хвалебно приносится в славный град Владимир» слово «хвалебно» заменено «с пениями духовными» 252 и т. д. 91 Акафист св. праведному Симеону Богоприимцу Акафист св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

43. «Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого ». Там же, 1886, I. Стр. 27. 44. «Император Константин Великий в частной жизни». Душеп. Чтение 1886, I. Стр. 36. 45. Новые споры по старому вопросу из истории жизни Константина Великого ». Прав. Обозр. 1890, I. Стр. 28. Отзыв в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1890 г. 46. «О символе Константинопольском или нашей православной церкви». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1881, II. Стр. 40. 47. «Собор при Дубе (403 г.). Душеп. Чтен. 1889, I. Стр. 32. 48. «Спор о титуле «вселенский патриарх» между папой Григорием Великим и Иоанном Постником ». (По Гельцеру). Чтения в Общ. Люб. дух. просв. 1889, I. Стр. 27. 49. «О путешествиях в св. землю в древней церкви». Душеп. Чтение 1881, I. Стр. 45. 50. «Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени». Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1889, II. Стр. 32. 51. «Много ли мы знаем о патриархе Фотии и его эпохе? По поводу юбилея Фотия». Правосл. Обозр. 1891, I. Стр. 20. 52. «Царствование Византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении». Приб. к Твор. Св. Отц. 1887, XXXIX. Стр. 60. Это – актовая речь, произнесенная 1 октября 1886 года. VII. Статьи но новой церковной истории восточной и западной 53. Из упомянутого выше сочинения: Греко-восточная церковь под владычеством Оттоманской Порты статьями напечатано в Богословском Вестнике за 1894 и 1895 годы уже 340 страниц. 54. «Сведения и отзывы о современном состоянии христианского востока». Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1893, III. Стр. 27. 55. «Неделя в Константинополи». Богосл. Вестник 1892, II. Стр. 59. 56. «Профессор Московской духовной академии Иван Данилович Мансветов ». (Речь). Правосл. Обозр. 1886, I. Стр. 27. 57. «Проф. Ив. Дан. Мансветов». (Некролог). Москов. Церк. Ведомости 1886, 1. Отсюда перепечатано в Правосл. Обозр. 1886, I. Стр. 6. 58. «История Итальянского духовенства в одну из средневековых эпох». Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1892, I. Стр. 19+32. (Статья составлена по книге Дрэсднера: Kultur–und Sittengeschichte der Italien. Geistlichkeit. 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

СПб., 1885. вып. VII. 146.       Сплетский архиепископ Марк Антоний Господнечич и его значение в южнорусской полемической литературе XVII века//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VII. 147.       Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и в юго-западном крае России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 148.       Униатский мученик Иоасафат Кунцевич и посмертное чествование его бывшими униатами юго-западной и западной России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 149.       Записка писаря Киевского магистрата Данилы Слюсарского о киевских событиях с 1734 по 1778 год//КЕВ. 1885. 150.       Некролог преосвященного Екатеринославского Феодосия//КЕВ. 1885. 151.       Несколько слов о расколе старообрядства в Киевской епархии//КЕВ. 1885. 152.       Грамота Киевского митрополита князя Гедеона Святополк-Четвертинского//КЕВ. 1885. 13. 153.       Новые сведения о штундизме//КЕВ. 1885. 19-21. 154.       " К истории южнорусской литературы XVII столетия " Н. Ф. Сумцова. Киев-Харьков, 1883-1884//ЖМНП. 1885. 4. 155.       Начало греко-болгарской распри и возрождение болгарской народности//ТКДА. 1886. 156.       Коллекции древних восточных икон и образчиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием Успенским Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//ТКДА. 1886. 9, 10. 157.       Высочайшая аудиенция архимандриту Петру (Троицкому) 8 июня 1858 года//Исторический вестник. 1886. 2. 158.       Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. 8. 159.       25-летие издания " Киевских епархиальных ведомостей "http://КЕВ. 1886. 5, 6. 160.       Из переписки Киевского митрополита Евгения Болховитинова//КЕВ. 1886.

http://bogoslov.ru/person/401224

Там же, 1886, I. Стр. 27. 44 . «Император Константин Великий в частной жизни». Душеп. Чтение 1886, I. Стр. 36. 45 . Новые споры по старому вопросу из истории жизни Константина Великого ». Прав. Обозр. 1890, I. Стр. 28. Отзыв в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1890 г. 46 . «О символе Константинопольском или нашей православной церкви». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1881, II. Стр. 40. —271— 47 . «Собор при Дубе (403 г.)». Душеп. Чтен. 1889, I. Стр. 32. 48 . «Спор о титуле «вселенский патриарх» между папою Григорием Великим и Иоанном Постником ». (По Гельцеру). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1889, I. Стр. 27. 49 . «О путешествиях в св. землю в древней церкви». Душеп. Чтение 1881, I. Стр. 45. 50 . «Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1889, II. Стр. 32. 51 . «Много ли мы знаем о патриархе Фотии и его эпохе? По поводу юбилея Фотия». Правосл. Обозр. 1891, I. Стр. 20. 52 . «Царствование Византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении». Приб. к Твор. св. Отц. 1887, XXXIX. Стр. 60. Это – актовая речь, произнесенная 1 октября 1886 года. VI. Статьи по новой церковной истории восточной и западной 53 . Из упомянутого выше сочинения: Греко-восточная церковь под владычеством Оттоманской Порты статьями напечатано в Богословском Вестнике за 1894 и 1895 годы уже 340 страниц. 54 . «Сведения и отзывы о современном состоянии христианского востока». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1893, III. Стр. 27. 55 . «Неделя в Константинополе». Богосл. Вестник 1892, II. Стр. 59. 56 . «Профессор Московской духовной академии Иван Данилович Мансветов ». (Речь). Правосл. Обозр. 1886, I. Стр. 27. 57 . «Проф. Ив. Дан. Мансветов». (Некролог). Москов. Церк. Ведомости 1886, 1. Отсюда перепечатано в Правосл. Обозр. 1886, I. Стр. 6. 58 . «История Итальянского духовенства в одну из средневековых эпох». Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1892, I. Стр. 19+32. (Статья составлена по книге Дрэсднера: Kultur – und Sittengeschichte der Italien.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день открытия Общества, 21 мая 1982 г., на должность секретаря был избран Михаил Петрович Степанов (1853–1917) – военная косточка, адъютант и царедворец, верный спутник и соратник великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. Через Степанова проходили все проекты и инициативы Общества. На его имя были зарегистрированы первые приобретения ИППО в Палестине: «Иоасафовский» участок в Иерихоне (1886), участок будущего Сергиевского подворья (1886) и др. С 1889 г., после того, как Общество получило титул Императорского и ему были переданы капиталы, имущества и функции прежней Палестинской Комиссии, произошло перераспределение функций: резко возросший объем работы, приходившийся на долю Секретаря, возложил на себя вышедший в отставку с государственной службы В.Н. Хитрово , а Степанову, назначенному адъютантом великого князя, логично было сделаться и помощником последнего по Палестинскому Обществу. Особенно возросли роль и авторитет Степанова после того, как в 1891 г. Сергий Александрович был назначен Московским генерал- губернатором. С переездом в Москву все оперативные вопросы Совету Общества и его председателю приходилось решать по почте и телеграфу, так что нити руководства ИППО все более сходились в руках М.П. Степанова. После трагической гибели Сергия Александровича Михаил Петрович остался на посту помощника председателя ИППО, так что Елизавета Федоровна все двенадцать лет руководства Обществом могла в полной мере использовать его знание дел Русской Палестины и огромный житейский опыт. Об основателе ИППО и многолетнем его секретаре Василии Николаевиче Хитрово (1834–1903; секретарь ИППО с 1889) достаточно сказано выше 147 . Третьим секретарем стал Алексей Петрович Беляев (1903–1906) – блестящий дипломат, мастер международной и межцерковной интриги – и одновременно образованнейший арабист, тонкий полемист, открытый к серьезному богословскому диалогу на любом из диалектов арабского языка. В 1893 г. Беляев был назначен консулом в Дамаске. «Это не было рутинным назначением, – писал о появлении Беляева в Дамаске британский исследователь Д. Хопвуд, – поскольку Беляев был человек, проявлявший глубокий интерес к положению арабов и Православной Церкви в Сирии. Он видел, что рост арабского национального сознания ведет к избранию Главой Церкви иерарха-араба, и это понимание объединяло его с арабскими епископами в общей борьбе» 148 . Трудно переоценить роль русского консула и содействовавшего ему Палестинского Общества в антиохийской церковной «революции»: 3 ноября 1899 г. в дамасском кафедральном соборе состоялась интронизация первого патриарха-араба Мелетия (Думани) 149 . В.Н. Хитрово еще при жизни сам указал на Беляева, как на своего преемника. Великий князь Сергий Александрович одобрил этот выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

505 См.: Булгаков С. Главы о Троичности: Экскурс. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии//Труды Православного Богословского института. Париж, 1928. Вып. I. С. 31–88. 506 См.: Jugie М. Saint Augustin dans literature theologique de l’Eglise russe//Echos d’orient. 1930. Octobre–Decembre. P. 385–395. 507 См.: Епископа блаженного Августина , епископа Иппонского, единобеседование души с Богом/Пер. В. Беляева. M., 1783; Зеркало, из всего Священного Писания/Пер. Н. Малинина. M., 1783; Путь к познанию свойств божеских и человеческих, или Уединенное разглагольствование с Богом/Пер. С. Козловского. M., 1783; Ручная книжка... о созерцании Христа, или О слове Божием/Пер. В. Беляева. M., 1783; Святые и душеспасительные размышления блаженного Августина . СПб., 1784; Богословские размышления о благодати Божией и о воле человеческой в пользу христиан, хотящих спастися и в разум истины прийти. СПб., 1786; О граде Божием. М., 1786; Блаженный Августин . Избранные сочинения: В 4 т./Пер. И. Тодорского и В. Беляева. M., 1786; Блаженного. Августина зеркало, из всего Священного Писания составленное. СПб., 1787; Блаженного Августина таинственная богословия, в трех книгах состоящая. СПб., 1787; Исповедания.../Пер. иером. Агапита (Скворцова). M., 1787; Книга блаженного Августина о подвиге христианина, содержащая в себе правило веры и наставления жизни/Пер. И. Тодорского. СПб., 1787; О духе и письме/Пер. Н. Загоровского. M., 1787; Блаженного Августина Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде, любви: где истинный образ богопочтения и истинная премудрость человеческая кратко изображены/Пер. И. Тодорского. СПб., 1787; Выбранные места из книг блаженного Августина о Православной кафолической церкви и о нерадящих о ней/Пер. И. Тодорского. СПб., 1795 и др. 509 Ieremia Drexelius; его труд «Heliotropium seu conformatio humanae voluntatis cum divina» был издан в Мюнхене в 1627 г. (см.: Пекарский Π. П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. СПб., 1862. T. II. С. 315–317).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слушали: I . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Окт. 6. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 октября за 13459: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 24 сентября сего года за 377, с ходатайством об увольнении от штатных преподавательских должностей в академии заслуженных ординарных профессоров Александра Беляева и Митрофана Муретова . Приказали: Согласно настоящему ходатайству Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: 1) заслуженных ординарных профессоров Московской духовной академии – по кафедре догматического богословия Александра Беляева и по кафедре Священного Писания Нового Завета Митрофана Муретова , за выслугою ими 30 лет духовно-учебной службы, по силе 89 Уст. дух. акад., уволить, согласно их прошениям, от занимаемых в академии штатных должностей, с предоставлением им права ношения присвоенных означенным должностям мундиров, и 2) оставив Беляева и Муретова на службе при академии в звании сверхштатных профессоров, с правами, предусмотренными § 90 Уст. дух. акад., предоставить Совету Московской академии, на основании § 91 Уст. дух. акад., поручить названным профессорам преподавание по освободившимся с увольнением их от штатных профессорских должностей кафедрам, но не более как на один год, с вознаграждением, в размере доцентского оклада содержания; о чём уведомить Ваше Преосвященство указом». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Окт. 6. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 октября за 13458: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление —490— Вашего Преосвященства, от 24 сентября сего года за 375, с ходатайством об увольнении от духовно-учебной службы экстраординарного профессора Московской духовной академии по бывшей кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Николая Городенского , согласно его прошению, по расстроенному на службе здоровью. Приказали: Обсудив настоящее ходатайство Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: экстраординарного профессора Московской духовной академии по бывшей кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Николая Городенского уволить, согласно прошению, по расстроенному на службе здоровью, от духовно-учебной службы с 16 августа сего года; о чём уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преоб­ра­жен­ский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском ка­федральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представи­телей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свобод­ную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Бе­ляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа го­ро­да Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чте­ния Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредо­точенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010