Кроме того в интернете опубликованы следующие статьи, в которых были отражены значимые результаты диссертационного исследования: 1 . «Отношение к Лествице преподобного Иоанна Лествичника на Руси» 27 . 2 . «К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) » 28 . Структура диссертации Диссертация состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Кроме того, в отдельном томе собраны приложения к ней. Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается обзор источников и литературы, определяются предмет, объект, цели, задачи и основные методы исследования, говорится о научной новизне и практической значимости диссертации, приводятся сведения о ее апробации и рассматривается ее структура. В Основной части – шесть глав. В первой – («Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) ») приводится описание его жизни. Во второй – («Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения») рассказывается о круге чтения, а также о людях (в частности, Святых Отцах) и их сочинениях, которые сыграли роль в формировании взглядов владыки. В третьей – («Некоторые особенности изложения материала еп. Варнавой. Анализ главного источника данной работы – его книги «Основы искусства святости»») дается литературно-исторический анализ главного его труда и источника сведений для данной работы «Основ искусства святости», говорится о научно-богословском методе епископа и особенностях литературного стиля. После этого в диссертации рассматривается его учение о греховных человеческих страстях. В частности, в четвертой главе («Общие сведения о грехе и греховных страстях») рассказывается о том, в какое страстное состояние человек пришел после грехопадения, даются общие сведения о грехе, в пятой («Греховные страсти и их противоядия. Состояние, в которое приходят эти страсти у человека, преуспевшего в духовной жизни») – идет разбор учения еп. Варнавы о страстях, говорится о том, в какое состояние приходит освободившийся от них человек. И наконец, в шестой («Сравнение учения о греховных страстях, изложенного в книгах еп. Варнавы, с их описанием в сочинениях других церковных писателей») – сопоставляются изложения учений по данному вопросу епископа и иных церковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) Источник: Богослов.Ru В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. Епископ Варнава(Беляев) На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с тем, что же все-таки говорили и писали святые отцы по данному вопросу, то оказывается все не так просто. Попробуем это сделать, используя наработки и идеи в этой области епископа Варнавы (Беляева). Также попробуем сравнить особенности его учения о греховных страстях с тем, что написано в святоотеческих творениях. Если говорить о классификации страстей, то епископ Варнава, цитируя святоотеческие творения, пишет следующее: «Прежде всех страстей, — говорит он, — самолюбие» 1 , от которого «рождаются три другие начальнейшие страсти» — сребролюбие, славолюбие и сластолюбие 2 . А они, «в свою очередь, рождают пять или шесть главных других, что составит семь-восемь страстей, которые опустошают весь род человеческий: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые последние две страсти соединяют в одну» 3 . То есть владыка пишет, что кроме указанной выше восьмеричной схемы существует еще и другая — семеричная. Эти возможности описания главных или начальных страстей (помыслов) предлагают святые отцы, хотя есть и другие. Прежде чем приступать к их подробному рассмотрению, расскажем для начала о том, что особенного предлагал епископ Варнава в учении по данному вопросу.

http://pravoslavie.ru/56002.html

5 Окончив университет, Сергей Митрофанович Беляев в Первую мировую войну командовал ротой на русско-германском фронте и в звании подпоручика геройски погиб в 1915 году. 7 Душа человеческая потому не видит других духов и себя самой, что все внимание ее рассеяно на внешность. (Примечание автора) 19 «Горе мое началось с того, что я никому (далее и старцу) не говорил о некоторых своих искушениях... Оно могло бы быть для меня и безгрешно, если бы я не осуждал и не зазирал других и притом не малых людей. А кого в чем осудишь – неизбежно в том же осужден будешь! Вот и начало меня ломать! Брат это знал поверхностно, и сердце его как-то не открывалось в то время для меня...» (Из письма И. М. Беляева JI. Б. и В. Е. Межековым от 18 июня/1 июля 1959 года.) 20 Постриг в мантию Иван Беляев не принимал. На Афоне он встретил иеросхимонаха Парфения, который благословил его «чудным образом своего Ангела». Рясофор Иван получил к Пасхе 1912 года. «В Оптиной мне одеть его не успели за отъездом в Голутвин и прислали почтой через неделю. Одел меня в него лично батюшка Варсонофий». (Из письма И. М. Беляева JI. Б. и В. Е. Межековым от 3/16 сентября 1958 года.) 22 Отец Нектарий был избран старцем 12 марта 1912 года, после перевода старца Варсонофия в Старо-Голутвин монастырь. 23 В «Летописи Скита» имеется запись от 15 мая 1913 года: «Скитский рясофорный монах отец Николай Беляев переведен в монастырь», – в монастырь отца Николая перевели через пять дней после 40-го дня по кон­чине старца Варсонофия. 25 «Когда началась война 1914 года, было при­казано свыше выделить в распоряжение Красного Креста на фронт одного иеромонаха и одного при­четника в помощь ему из числа братии. Отец Ар­химандрит выделил отца Гавриила и меня. Почему его выбор пал на нас обоих – мне неизвестно. Вот тогда мы с отцом Гавриилом поехали в Москву к владыке Трифону и получили у него благословение на поездку». (Из письма И. М. Беляева к JI. Е. и В. Е. Межековым от 3/16 октября 1958 года.) 28 Последний период своей жизни И.М. Беляев провел в глубочайшем покаянии. В конце 50-х го­дов им были написаны воспоминания о детских и юношеских годах старца Никона, комментарии к его дневнику и несколько акафистов. 9/22 октября 1969 года, под день памяти преподобного Амвро­сия, он отошел ко Господу со всеми христианскими напутствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во курс – студентов первого курса: 1) Соловьева Дмитрия, Кобранова Евгения, Воронцова Вениамина, Ружицкого Константина, 5) Иванова Бориса, Доброва Владимира, Преображенского Александра, Волкова Александра, Розанова Николая , 10) Рудича Василия, Новосельского Владимира, Мытарева Николая, Андреева Михаила, Товстуху Михаила, 15) Счастнева Петра, свящ. Дубровина Димитрия, Пиуновского Николая, Олейника Михаила, Давидова Федора, 20) Никольского Виктора, Соколова Бориса, Меморского Алексея, Розова Григория, Соловьева Ивана, 25) Саффрана Георгия, свящ. Дмитриева Василия, Руднева Николая, Соколова Николая, Тихомирова Владимира, 30) Порецкого Михаила, Безродного Михаила, Андреева Федора, Металлова Валентина, Моисеева Григория, 35) Шувалова Петра, Щеголькова Михаила, Молчанова Николая, Шереметевского Алексия, Иваницкого Владимира, 40) Протодиаконова Александра, Бриллиантова Петра, Жданова Леонида, Кириченко Василия, свящ. Беляева Николая , 45) Батина Павла, Боголюбского Геннадия, Смирнова Николая, Смирнова Дмитрия, свящ. Ворончева Александра, 50) Верхоустинского Дмитрия, иерод. Павлина (Крошечкина), Васильевского Александра, свящ. Рождествина Александра, Постникова Михаила, 55) Виноградова Сергея, Некрасова Михаила, диак. Цветаева Николая, Заболотского Павла, Афанасьева Николая , 60) Архангельского Константина, Авдиева Александра, свящ. Белорукова Александра и 63) Истомина Дмитрия. Б) В курс – студентов II курса: 1) Введенского Михаила, Бельчикова Николая, Драчева Николая, Колосова Сергия, 5) Вахаева Михаила, Щукина Александра, Ленчинского Ивана, Куханова Александра, Матвеевича Виктора, —172— 10) Пясецкого Петра, Голубцова Михаила, Садовского Евгения, иером. Варнаву (Беляева) , Иванова Сергея, 15) Орлова Александра, Гераскевича Николая, Орлова Николая , Архипова Петра, свящ. Вышелесского Константина, 20) Колчицкого Николая, Прыткова Николая, Арбекова Евгения, Сикова Максима, Троицкого Николая , 25) свящ. Архангельского Иоанна, Соловьева Алексея, Десятова Александра, Никольского Григория, Беляева Николая , 30) Дюльгерова Дмитрия, Покровского Гавриила, Цвинева Ивана, Петрова Сергия, Сапожникова Николая, 35) Покровского Сергея, Холмогорова Сергея, Крылова Григория, Алферова Петра, Волского Харлампия, 40) Вознесенского Федора, Херсонского Василия, Соколова Александра, Бажанова Василия , свящ. Делекторского Феодора, 45) Аскалонова Стефана, Никольского Леонида, Любимова Александра, Пикунова Александра, Постникова Сергея, 50) Георгиевского Сергея, диак. Мещерского Константина и 52) Никольского Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Добротворскому догадка и соображения г. Беляева показались неудовлетворительными. Конечно, здесь нет ничего удивительного, – это естественно, что одному одно кажется удовлетворительным, а другому тоже представляется неудовлетворительным, это в порядке вещей, это даже полезно для той и другой стороны, ибо ведет к разъяснению дела. Но вот, что удивительно и чего никак нельзя ожидать в серьезном споре: зачем г. Добротворский дозволил себе написать следующие строки: «если яснее представить ход умозаключений издателя наказов, то выйдет следующий: 1) Армяне жили в Галицкой Руси «бывали в Москве в половине XVI столетия, а Феодорит в начале его жил в Соловецком монастыре и до половины подвизался на глубоком севере; следовательно, он написал слово Феодоритово. 2) В Новгороде была ересь жидовствующих в конце XV века, против которой там распространилось двуперстие; а Феодорит получил посвящение в Новгороде и жил там два года; следовательно, он написал слово о двуперстии. 3) Временем его деятельности было митрополитство Даниила, Иоасафа и Макария, а Даниил учил двуперстию; следовательно, Феодорит написал слово о двуперстии. 4) Курбский хотя и хвалил чрезмерно Феодорита, но он писал во Псков послание о лжесловесниках, выдающих свои сочинения за отеческие писания; следовательно, Феодорит писал слово о двуперстии. И наконец, 5) Соловецкий монастырь чрез сто лет слишком сделался центром раскола; следовательно, Феодорит написал слово о двуперстии». Я не спорю, что все это смешно и забавно, как балаганная шутка, – но ведь ничего подобного нет в соображениях и догадке г. Беляева, все это измыслил сам г. Добротворский, перетолковавши показания г. Беляева по-своему. Я не спорю также, что подобная работа вовсе нетрудна и для фельетониста какой-нибудь газетки очень сподручна и выгодна; редактор подобной газеты похвалит и очень похвалит какого-нибудь бойкого ученика гимназии или семинарии, если тот принесет для газеты подобную статейку своего изделия. Но, конечно никто не будет спорить со мной, что подобная работа вовсе не к лицу бакалавру духовной академии и нисколько не прилична в серьезном ученом споре. И я просто не понимаю, как почтенная редакция Православного Собеседника решилась на страницах своего серьезного журнала напечатать такой фарс. Я даже не решился бы и указывать на такой фарс, если бы не питал полного уважения к почтенной редакции Православного Собеседника, обогатившей русскую ученую литературу многими прекрасными и капитальными статьями, помещенными в Православном Собеседнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/p...

—216— женному ординарному профессору Академии по кафедре русской гражданской истории Василию Ключевскому ; вторым же рецензентом оной Преосвященным Ректором Академии назначен член Совета – экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофей Татарский. 2) На запрос Совета рецензенты сочинения пресвитера Николая Извекова высказали, что, ознакомившись с означенным сочинением, они, не касаясь его научного достоинства, находят, что по силе вышеизложенного указа Святейшего Синода, труд о. Извекова не может подлежать рассмотрению Совета Академии в качестве диссертации на ученую степень доктора церковной истории. Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению и руководству. 2) В виду изложенного в справке, дело о соискании пресвитером Московского придворного Благовещенского Собора Николаем Извековым степени доктора церковной истории считать прекращенным, о чем и уведомить пресвитера Извекова через Канцелярию. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. мая 19. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 мая за 2726: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 6 апреля сего года 160, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об удостоении экстраординарного профессора оной, магистра богословия, Александра Беляева степени доктора богословия. Приказали: Признавая экстраординарного профессора Московской Духовной Академии, магистра богословия, Александра Беляева , удостоенного Советом Московской Духовной Академии степени доктора богословия, заслуживающим означенной степени за отличные по своим достоинствам ученые труды его, Святейший Синод, на основании § 143 Устава духовных академий, определяет: удостоить экстраординарного профессора Беляева степени доктора богословия; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изготовить для экстраординарного профес-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева). Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева)./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - 442 с. : ил. В книге публикуется жизнеописание священномученика Августина (Беляева) и его литературно-богословское наследие, включающее кандидатскую работу, написанную в Казанской духовной академии, и ряд статей, напечатанных в различных дореволюционных церковных изданиях. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2022. - 624 с. : ил. В книге публикуется житие священномученика Феофана (Ильменского) и его духовное наследие, собранное из различных дореволюционных изданий. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие : в 2 т./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - Т. 1.- 726 с. : ил.; Т. 2 - 478 с. : ил. В книге рассказывается о миссионерской деятельности архиепископа Сильвестра (Ольшевского). Плодом миссионерской деятельности владыми Сильвестра  стало возвращение в лоно Русской Православной Церкви тысяч отпавших от единства с ней ее чад, десятки тысяч людей остановлены им от опрометчивого шага уклонения в раскол, и не сосчитать, сколько юных душ наставил владыка в шествовании истинным путем за Христом. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. В 3-х томах. - Тверь, Булат, 2008. - 528, 512, 496 с.Живое слово митрополита Владимира о Христе и Святой Церкви, размышления о будущем Родины, увещания бороться с личными и общественными грехами и пороками, глубокие и вместе с тем доступные размышления о едином на потребу звучат не только по-прежнему современно, питая душу человека, ищущего Бога, но и воссоздают в его сознании яркий образ самого священномученика, красоту и благородство его личности и показывают ужасающую действительность расцерковления общества, приведшего к революции, братоубийственной войне и гонениям на Церковь.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Значительным числом новых больших переводов творений И. З., выполненных в Восточнославянском регионе, отмечен XVI век. В 1519 г. прп. Максим Грек по поручению вел. кн. Василия III Иоанновича перевел (совместно с толмачом Власом) Толкования И. З. на Деяния св. апостолов, в 1521 г.- его же Толкования на соборные Послания и на Послание ап. Павла к Римлянам, в 1524 г.- Беседы И. З. на Евангелие от Матфея, в 1525 г. (по поручению Даниила , митр. Московского и всея Руси) - Беседы на Евангелие от Иоанна (в работе над 2 последними активно участвовал ученик прп. Максима инок Силуан (Селиван); в переводе Бесед на Евангелие от Иоанна им помогали Влас и Дмитрий Герасимов - см.: Иванов. 1969. С. 44, 47-49. 4-7); не позднее 10-х гг. XVII в. переводы Бесед на Евангелия от Матфея и от Иоанна получают распространение у южных славян ( Ангелов Б. С. Търновският книжовник. 1980. С. 84-101; Славянские рукописи афонских обителей/Сост. А. А. Турилов, Л. В. Мошкова; ред.: А.-Э. Н. Тахиаос. Фессалоники, 1999. С. 46-48. 62-65). Прп. Максиму Греку принадлежит также перевод ряда небольших сочинений И. З. и выписок из них ( Иванов. 1969. С. 61-63. 41-51). Перевод XVI в. Бесед И. З. на Евангелие от Матфея был издан в Москве в 1664 г., на Евангелие от Иоанна - год спустя. В литов. период жизни к переводам творений И. З. обратился кн. А. М. Курбский. Им были переведены с латинского произведения И. З., до того неизвестные в слав. традиции, либо те, переводы к-рых были, на его взгляд, неудовлетворительны. В результате появился сб. «Новый Маргарит», включавший 67 сочинений И. З., снабженных полным перечнем («Каталогус албо реестр всех книг божественнаго Иоанна Златоустаго») произведений этого автора (состав см.: Сергеев. О вновь найденном Волынском списке. 2006. С. 151-157). «Новый Маргарит» как единое целое не получил широкого распространения в рукописной традиции, сохранившись в 3 списках ( Беляева. 1984. С. 121-122; Сергеев. О вновь найденном Волынском списке. 2006), однако во 2-й пол. XVI-XVII в. он широко использовался рус. книжниками для пополнения др. сборников сочинений И. З. ( Беляева. 1984. С. 121-124). При издании в 1664 г. на Печатном дворе Бесед на Евангелие от Матфея беседа 45, отсутствовавшая в переводе прп. Максима Грека, была заимствована из «Нового Маргарита» ( Цеханович. 1984. С. 111-114); к тому же источнику восходят беседы 44-47 в издании 1665 г. Бесед И. З. на Евангелие от Иоанна ( Беляева. 1984. С. 123; Калугин. 1998. С. 256-267).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора, главного храма служения Беляева. Нами точно установлены два случая. Первый. Дочь партийного товарища начинает отлучаться по вечерам из дома под предлогом посещения кинематографа, невозражающая ей мать давала ей деньги на билет и была далека от каких бы то ни было подозрений, таковые вкрались в голову более подозри­тельного отца. Последний установил наблюдение за дочерью и открыл причину кинематографической " горячки " дочери – оказывается, последняя... проводит вечера на службах Беляева в Покровском соборе. Второй случай. Партийный товарищ узнает от своего сынишки, что он и его сестренка водятся монашкой Покровского собора к Августину, где их учат молиться. Указанная монашка исполняла в данной семье какие-то домашние работы и, воспользовавшись возможностью общения с детьми, обратила их в христианство. Указанные факты показывают, до чего обнаглел в своей черной деятельности зарвавшийся гражданин Беляев, не довольствуясь своей разрушительной работой над умами неразвитых широких масс рабочих и крестьян, он переносит свою деятельность на семьи партийных работников и если еще не дерзает на возвращение в православие самих партийцев, то уже дерзнул в этом на их детей. Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление гражданина Августина Беляева из пределов губернии навсегда...» 8 сентября 1926 года Тучков распорядился арестовать епископа и под конвоем доставить в Москву. 9 октября епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 21 октября власти допросили его. – Скажите... по чьей инициативе был организован в Иваново-Воз­не­сен­ске религиозный кружок для преподавания Закона Божьего детям, не достигшим совершеннолетия? – спросил следователь. – Кружков я не организовывал никаких, рекомендовал лишь использовать... верующими законную возможность изучать Закон Божий при помощи священников или же самим родителям обратить на это внимание. Это я говорил с амвона в церкви, – ответил владыка.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Аннотация В публикации предлагается фрагмент из дневников профессора догматики МДА А. Д. Беляева , в котором описываются последние дни 1918 г. и первые два дня 1919 г. по старому стилю. В достаточно кратких, но выразительных дневниковых записях автор успевает рассказать о многом, немногословно передать дух и колорит того сурового времени. Центральное описываемое событие – празднование Рождества в Покровском академическом храме, который в то время оставался внутренним духовным оплотом уже в значительной степени разоренной Академии. Описание служения архимандрита Илариона (Троицкого) и пересказ содержания его проповедей позволяют еще лучше представить роль будущего архипастыря и священномученика в сохранении Московской духовной академии в трудные моменты ее бытия. Ключевые слова: Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Рождество Христово, Покровский академический храм, Октябрьская революция, советская власть, голод, большевики. Дневники профессора догматики Московской духовной академии Александра Дмитриевича Беляева 1 представляют бесценный источник для истории Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры, а также для истории России: жизнь страны в целом видна в них сквозь призму событий, происходивших в этих ключевых центрах духовного образования и монашеской жизни, в настоящей публикации представлены записи последних двух недель 1918 г. и первых двух дней 1919 г. 2 На этот период пришлось празднование Рождества Христова 3 в Покровском академическом храме с предстоятельством архимандрита Илариона (Троицкого) , впоследствии архиепископа Верейского, священномученика. Автор передает свои переживания при первом в истории России праздновании Нового года по новому стилю и радостное впечатление от полуночного молебна под Новый год по старому стилю в Вознесенской церкви Сергиева Посада, прихожанином и членом Приходского совета которой он являлся много лет. Завершился 1918 г. печальным событием – смертью архиепископа Никона (Рождественского) , в первые дни 1919 г. было совершено его погребение в Троице-Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010