При этом идея, вокруг которой выстраивается все содержание послания и которая определяет логику изложения в нем, взята патриархом из Священного Писания . Это – новозаветная пара «вера – дела». Святитель не раз возвращается к проблеме сочетания веры и дел на протяжении всего текста. Вот только одно из его утверждений на этот счет: «Следует соединять добродетель с верой и с помощью обеих исправлять себя ко благому» (3). Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что основополагающей проблемой государственной деятельности патриарх считает осуществление на практике правильных представлений о мире и человеке, считая этот подход единственно возможным для формирования успешной политической стратегии. Именно поэтому патриарх идет далее простого пожелания о необходимости постоянного поддержания соответствия веры и дел. Он прямо и категорично утверждает: «Ибо правота вероучения приводит к благообразному укладу жизни, а чистота дел являет божественное происхождение веры; и первое, и второе друг без друга обычно легко уменьшаются и вовсе исчезают, поскольку не могут обитать в душах людей по отдельности» (3). Это бескомпромиссное утверждение патриарха сегодня может восприниматься как вызов современной политической и социальной традиции, которая, начиная с известного итальянского мыслителя Николо Макиавелли, следовала принципу автономности политической сферы от богословия и нравственности и провозглашала независимость политического идеала и политического курса от богословских положений. С другой стороны можно было бы считать, что оно является одним из положений того мировоззрения, которое безвозвратно ушло в прошлое и является достоянием истории. Выражаясь языком Г.Бека, этот тезис представляет собой один из ключевых элементов «политического православия», которое описывает традицию, возникшую в Византии. Однако в данном случае речь идет более чем об определенном этапе развития политической и социальной мысли в некий исторический период. Возникает вопрос: может ли приведенный тезис патриарха рассматриваться как часть Предания Православной Церкви, появившаяся на основе ее опыта взаимодействия с политической и социальной сферой, а, следовательно, применимая и сегодня, и в будущем при анализе социально-политических явлений, а также для формирования идеала социально-политического устройства с православной точки зрения? Дать ответ на поставленный вопрос возможно после исследования богословских и философских доводов, которые представляются святителем в поддержку сделанного утверждения, а также общей логики его рассуждений в процессе приложения богословских категорий к социально-политическим реалиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Последней громкой спецоперацией, напомним, стало уничтожение в Нальчике Анзора Астемирова — лидера боевиков Кабардино-Балкарии (КБР) и Карачаево-Черкесии и главного шариатского судьи запрещенного «Имарата Кавказ» (подробно о ней «Ъ» рассказывал 26 марта). Как сообщили «Ъ» в следственном управлении по КБР следственного комитета при прокуратуре РФ, никаких следственных поручений в связи с терактами из Москвы к ним пока не поступало. Однако следственное подразделение по КБР, учитывая, каким авторитетом среди боевиков пользовался Сейфуллах (Меч Аллаха), решило само проверить версию о том, что метро могли взорвать в отместку за его уничтожение. «Как раз сегодня в управлении побывали родственники Астемирова — его отец, брат и другие,— рассказали в УСКП по КБР.— Все они заявили, что семья Астемировых не имеет никакого отношения к происшедшему и давно порвала все отношения с Анзором». Правда, в КБР пока не нашли бывшую супругу лидера боевиков — Зухру. С ним она официально рассталась еще в 2005 году, после чего на какое-то время уехала из республики. «Нам понадобится пара дней, чтобы установить, где она сейчас находится»,— отметил собеседник «Ъ». Перед Нальчиком сотрудники центра специального назначения ФСБ России отличились в ингушском селении Экажево, где в ходе спецоперации 2-3 марта были уничтожены предполагаемый организатор подрыва «Невского экспресса», один из идеологов боевиков Александр Тихомиров (Саид Бурятский), а также шесть местных жителей, у которых он скрывался. Саид Бурятский, по данным следствия, разыскивался за участие в организации девяти терактов и покушений на сотрудников правоохранительных органов, совершенных с использованием смертников, в том числе за покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и подрыв здания ГОВД Назрани, совершенные в 2009 году. Как рассказали «Ъ» следователи, по их данным, Саид Бурятский нашел в Чечне и Ингушетии около 30 потенциальных шахидов, которых переправил в одно из медресе Турции. После обучения все 30 вернулись на Кавказ, где их подготовкой занимался уже сам Александр Тихомиров.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«1922 года мая 5-го дня Московский Революционный Трибунал в публичном заседании в составе: председателя тов. Бека и членов трибунала тт. Дуброва и Гусева, при рассмотрении дела граждан Добролюбова, Заозерского, Поспелова и других по обвинению их в противодействии постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 16 февраля 1922 года [н. ст.] об изъятии церковных ценностей для приобретения на них хлеба для голодающих, контрреволюционной агитации и возбуждения религиозного психоза и проч. и, заслушав вызванных Трибуналом свидетелей гр. Беллавина Василия Ивановича и Феноменова Никандра Григорьевича, установил, что в указанных преступлениях с достаточной полнотой и ясностью изобличаются свидетели, причём деятельность их выразилась в том, что, стоя во главе организации, называемой православной иерархией, они разработали план кампании по противодействию изъятию церковных ценностей, составили воззвание к населению, которое Беллавин Василий Иванович, он же Патриарх Тихон, скрепил своей подписью и распространил его через низшие ячейки своей организации для оглашения среди граждан, чем вызвали многочисленные эксцессы и столкновения между введёнными ими умышленно в заблуждение гражданами и представителями Советской власти при производстве изъятия, закончившегося во многих случаях беспорядками, имевшими своими последствиями убитых, раненных тяжело или легко, пострадавших от побоев, постановил: привлечь граждан Беллавина и Феноменова, именуемых организацией православной иерархии, первый – Патриархом Тихоном, второй – архиепископом Никандром, к судебной ответственности. Вместе с тем привлечь к судебной ответственности всех участников собраний, происходивших у архиепископа Никандра 28 февраля и 7 марта 1922 г. Материалы по делу направить в Наркомюст для производства следствия в отношении Беллавина и Феноменова; производство же розыска участников собрания у архиепископа Никандра поручить Государственному Политическому Управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он предполагает, что сотник вовсе и не был язычником: это был прозелит врат или праведности, так что Спаситель совершил благодетельное чудо для него, как принадлежащего по вере к Иудейству. Эдершейм 193 вполне согласен с этим мнением и находит для него основание в самом Евангелии Луки 7:4–5 , где говорится, что сотник любил иудейскую веру и народ: если он питал такое усердие к иудейству, то это-де объясняется его принадлежностью к иудейской религии. Однако ни один Евангелист не указывает на его принадлежность к иудейству. А вдобавок и в прозелите Спаситель одинаково отдавал бы преимущество вере язычников; и по поводу прозелита предсказывал бы, что язычники возлягут в Царстве Небесном, а Иудеи в случае упорства и безверия идут во тьму кромешную. Точно на том же основании падает мнение и Шенкеля 194 , который с другими утверждает, что Спаситель исцелил отрока язычника-сотника по ходатайству старейшин иудейских и за его расположенность к иудейству, и Его дело получает совершенно партикуляристическую окраску. Но сила этого соображения теряет всякое значение, если в рассматриваемом рассказе обратить внимание на заключительный слова у Матф. (8:11, 12): Иудеи явились ходатаями за сотника пред Спасителем; но едва ли в их видах и желаниях было заключение Спасителя, где Он указал на способность язычников к глубокой вере и Царству Небесному. В этом случае большую цену имеет замечание проф. Бека, по которому Спаситель объявил Иудеем право язычников на участие в Царствии Небесном, по самими же Иудеями подставленному поводу, и господственно заставил их самих признать, хотя бы и молчаливо, это право язычников, которое они всегда готовы были только отвергать. Еще указывают на беседу Спасителя с самарянкою, где Спаситель будто бы прямо заявляет Свой партикуляризм в начале Своей общественной деятельности: «спасение от Иудеев» – Иоан. 4:22 195 . Но ведь в последующих стихах совершенно ясно признается, что членами этого царства, призванными к спасению будут все, поклоняющиеся Богу в духе и истине; таковыми, очевидно, могут оказаться и язычники: универсализм идеала Спасителя и в начале Его общественной деятельности открыто, таким образом, высказан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Пожертвования многих достигали 1000–2000 таньга 754 . Молва о нем распространилась по всему миру, дошла до персидского царя и правителя Египта, через Великое море – до папы римского и константинопольского [патриарха], которые посылали ему златотканые халаты и богатые подарки. Но особенно любим был он правителем 755 шахом Отманом-Беком 756 , власть которого простиралась от Харрана до Понтийского моря, а именно Трапезунда. Ибо Бог так расположил сердце тирана к нему, что всех подвластных ему христиан тот передал в его ведение. Богатыми подарками возвеличил он его и почтил царскими одеждами и конями, вплоть до того, что во что облачался царь, в то одевал и его. Невозможно описать любовь, которую он питал к нему, и дары, какими его одаривал. Едва ли кто-либо из людей, из царей христианских осыпал такими дарами кого-либо из святых патриархов. О мере его любви суди по подаркам, ибо он постоянно делал пожертвования в 1000 или 2000 таньга. И когда [Мкртич] приходил к нему, он выходил ему навстречу, целовал и усаживал на свой царский ковер. Он прислушивался к его словам, как к словам раба Божьего, ибо был любителем слова [Божьего]. И приказывал позвать [духовных] предводителей своих и ночи напролет просил [Мкртича] говорить о Священном писании. Тот же своим Божественным даром и боговдохновенным учением всех посрамлял, доказывая царю [истинность своих слов] и получал подношения от него. С каждым днем Бог укреплял его в делах и Дух Божий пребывал в нем. После Отман-Бека султан Хамза 757 делал то, что видел от отца своего, и еще большим почетом окружил его, назвав себя вместо отца своего его отцом. Он воздавал ему больше почестей, чем всем вельможам. Он так любил и почитал епископа, что многие стали поговаривать о том, что [султан] христианин. В 979 г. Большого армянского календаря Мкртич был посвящен в [сан] епископа католикосом владыкой Костандином Вахкаци 758 . Возвеличил его католикос и разными почестями и дарами и назначил архиепископом двадцати четырех областей. Все с любовью покорились его власти и принимали как апостола Божьего, и деяния его приносили пользу всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Уже после окончания официальной беседы Шуленбург обращается к т. Молотову с просьбой принять приглашение к нему на обед, который он желает дать в честь т. Молотова между 10 и 15 января с. г. Тов. Молотов отвечает, что он уже дал согласие быть на обеде у китайцев. Тов. Молотов обещает Шуленбургу дать ответ на его приглашение. Беседа продолжалась 35 мин. Записал Ленский АВП РФ. Ф. 06. Оп. З. П. 1. Д. 4. Лл. 1–6. Машинопись, заверенная копия. Указана рассылка. Донесение «Метеора» из Берлина о военных приготовлениях Германии от 4 января 1941 г. Начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии «Альта» запросил[а] у «Арийца» подтверждения правильности сведений о подготовке наступления весной 1941 г. «Ариец» подтвердил, что эти сведения он получил от знакомого ему военного лица, причем это основано не на слухах, а на специальном приказе Гитлера, который является сугубо секретным и о котором известно очень немногим лицам. В подтверждение этого он приводит еще некоторые основные доводы: 1 . Его беседы с руководителем Восточного отдела Министерства иностранных дел Шлиппе, который ему сказал, что посещение Молотовым Берлина можно сравнить с посещением Бека. Единомыслия не было достигнуто ни по одному важнейшему вопросу – ни в вопросе о Финляндии, ни в вопросе о Болгарии. 2 . Подготовка наступления против СССР началась много раньше, но одно время была несколько приостановлена, так как немцы просчитались с сопротивлением Англии. Немцы рассчитывают весной Англию поставить на колени и освободить себе руки на востоке. 3 . Несмотря на то, что Германия продает СССР военные материалы, предала забвению занятие Буковины, «не замечает» пропаганды СССР в Болгарии, Гитлером враждебные отношения к СССР не были изменены. 4 . Гитлер считает: а). Состояние Красной Армии именно сейчас настолько низким, что весной он будет иметь несомненный успех. б). Рост и усиление германской армии продолжаются. Подробное донесение Альты по этому вопросу – очередной оказией. ЦА МО РФ. Оп. 24119. Д. З. Лл. 67. Машинопись на специальном типографском бланке. Имеются пометы. Заверенная копия. Справка 5 Отдела ГУГБ НКВД о перемещении немецких войск к Советской границе

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

216 Муджтахидами в Персии называются ученые законоведы-богословы, пользующиеся большим, авторитетом среди населения. 217 Автор, вероятно, забыл упомянуть о постройке для омовений (тахаурат-хана), без совершения которых нельзя приступать к молитве. 221 Поэтому в одной к той же мадрасе можно встретить 18-летних юношей, 35-летних мужчин и 60-летних старцев. Кажется, г. Халилов не вполне точно изложил курс персидской мадрасы. 223 Самое большое число учащихся »е мадрасе Мирза-Джафара (до 200 чел.), а в других мадрасах 40–50 чел. И большинство – бедняки. 225 Абду-р-Рауф. Рассказы Индийского путешественника. (Бухара, как она есть). Перев. С персид. яз. А. Н. Кондратьев. Самарканд 1913. Стр. 1–101. 226 Теперь от этого города остались только незначительные признаки в виде земляных бугров. См. Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год семнадцатый (Ташкент, 1913). Протокол 1. Сообщение Л. А. Зимина «Развалины старого Пайкенда. 228 См. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, В. Тизенгаузена, С.-Пб. 1884 г. и Туркестан в эпоху монгольского нашествия В. Бартольда, С.-Пб. 1900 г. 230 В настоящее время эта великолепная и величественная постройка постепенно разрушается и причисляется уже к развалинам, опасным для осмотра. 231 Мирза Улуг-Бек был старшим сыном Шахруха, сына и преемника Тимура. Улуг-Бек родился в 1394 г. по Р.Х. и начал править Самаркандом, когда ему было 19 лет – в 1419 г. по Р.Х. 232 Самария. Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда. Сост. Абу-Тахир-Ходжа, перевел В.Л. Вяткин (Справочная книжка Самарк. обл. за 1898 г.), стр. 169 и 234. 233 На этой же площади (тысяча кв. сажен) расположены две упоминаемые ниже мадрасы – Шир-Дор и Тиллякори. Вск три мадрасы расположены по трем сторонам горизонта: на северной стороне –Тиллякори, на восточной – Шир-Дор, на западной – Улуг-Бек. 234 С величием фасада этого здания не особенно гармонировала одно время подвешенная к нему голова старшего сына Угуг-Бека – Мирзы Абдул-Латифа, который в 853 г. (1449) убил сначала младшего своего брага, а потом и отца, строителя мадрасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

— Приблизься, христианская девушка… — чуть внятным от старости голосом произнес мулла. Я подошла к нему не без тайного волнения и смело взглянула в его глаза. — Хороший, открытый взгляд… — произнес он, кладя мне на лоб свою тяжелую руку. — Да останется он, волею Аллаха, таким же честным и правдивым во всю жизнь… Благодаренье Аллаху и пророку, что милосердие их не отвернулось от дочери той, которая преступила их священные законы… А ты, Леила-Зара, — обратился он к девушке, — забыла, должно быть, что гость должен быть принят в нашем ауле, как посол великого Аллаха! И, сказав это, он кивнул мне едва заметно головою я пошел, опираясь на палку. Когда вечером я спросила дедушку Магомета, что значит эта любезность старого муллы, — он сказал тихим, грустным голосом: — Я говорил, дитя мое, с муллою. Он слышал твой разговор и остался доволен твоими мудрыми речами в споре с нашими девушками. Он нашел в тебе большое сходство с твоею матерью, которую очень любил за набожную кротость в ее раннем детстве. Ради твоих честных, открытых глазок и твоего мудрого сердечка простил он моей дорогой Марием… Много грехов отпускается той матери, которая сумела сделать своего ребенка таким, как ты, моя внучка-джаным, моя горная козочка, моя ясная звездочка с восточного неба! И целый поток ласкательных слов полился из уст деда, и казалось, никогда еще не была так дорога ему его маленькая внучка Нина! В тот же вечер мы уехали. Все население Бестуди высыпало нас провожать. Бек-наиб дал нам двух нукеров в провожатые, но Абрек смело заявил, что дорога спокойна и что на нем одном лежит забота доставить маленькую княжну и княжича его начальнику. — Прощай, деда, прощай, милый! — еще раз обняла я старика на пороге сакли и вскочила в коляску между Анной и Юлико. — Прощай, милая пташка из садов Магомета! — ласково ответил дед, и коляска затряслась по кривым улицам аула. Из поместья бека Израила нам навстречу неслись два всадника, сверкая в лучах заходящего солнца серебряными рукоятками поясного оружия. Когда они приблизились, мы узнали в них Бэллу и Израила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

— Спасибо тебе, малютка. Храни тебя Аллах за это, белая птичка из садов рая! Глава VI У княгини. Хвастунишка. Паж и королева. Ночные страхи Гнездышко опустело… Выпорхнула пташка. Смолкли веселые песни в сакле Хаджи-Магомета, не слышно в ней больше веселого смеха Бэллы… Мы с Юлико и Анной навестили на другой день молодую княгиню в ее поместье. Настоящим земным раем показался нам уголок, где поселилась Бэлла. Поместье Израила и его отца лежало в чудесной лесистой долине, между двумя высокими склонами гор, образующими ущелье. Весь сад около дома был полон душистых и нежных азалий; кругом тянулись пастбища, где без призора паслись стада овец. Табун лучших горных лошадок гулял тут же. Новая родня Бэллы жила отдельно, в большом доме, в версте от сакли Израила. Мы застали Бэллу за рассматриванием подарков, присланных ей накануне моим отцом. Она была в расшитом серебром бешмете, с массою новых украшений и ожерелий на шее, и перебирала в руках золотые нити, украшенные камнями, тихо, радостно смеясь. Ее юный муж сидел подле на корточках и тоже смеялся весело и беспечно. — Они совсем точно дети, смотри! — шепнула я Юлико с важностью взрослой, чем несказанно насмешила молодую. — Здравствуй, джаным, здравствуй, княжич! — вскрикнула она, целуя нас и не переставая смеяться. По ее лицу я заметила, что она счастлива. Через пять минут она уже сорвалась с персидской тахты и с визгом гналась за мной по долине, начинавшейся за садом. Израил, забыв свое княжеское достоинство, следовал за нами, бегло оглядываясь, не видит ли кто-нибудь из нукеров дикую скачку своего бека. И Бэлла и Израил гораздо более походили на детей, нежели одиннадцатилетний Юлико, ушедший весь в презрительное созерцание нашей забавы. Я могла радоваться от души, что не теряю Бэллы, шалуньи Бэллы, горной козочки-попрыгуньи, незаменимого товарища моих детских проделок. Пред моим отъездом она неожиданно стала серьезной. — Скажи отцу, — произнесла она, и глаза ее в эту минуту были торжественны и горды, — что я и мой господин, — тут она метнула взором в сторону Израила, столь похожего на господина, сколько Юлико на горного оленя, — что мой господин ждет его к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

коммент. 6, там же о термине лохаг). 8 . στρατηγς – военачальник крупного и высшего рангов – magister militum, dux, praetor (Grosse. Militärgeschichte, 154, 176, 183; Guillant. Recherches, I, 380 и сл.). В данном случае речь идет собственно о командующих византийской армией в Лазике Мартине и Юстине, сыне Германа, ср. Agath. Hist. ΙΙΙ. 2.8. 9 . См. раздел «Менандр Протектор», коммент. 58. 10 .1. Левченко: «...заполнили их своими оруженосцами» (Агафий. Левченко, 93); уходит от интерпретации Бешевлиев, ошибочно связав к тому же бека с κ... δυνμεως «...няколко двукръмни лодки с подесет души от войската, която ги следвала винаги»; τινας, очевидно, – в функции неопределенного артикля. Реально речь идет, по-видимому, о тех отрядах, которые были у Дабрагеза и Элмингира в официальном подчинении; в особых случаях таким отрядам могли придаваться дополнительные подразделения; так, Феодор, таксиарх отряда тяжеловооруженных воинов из кавказского племени цанов (Agath. Hist. II.20.7; 8: «не более чем пятьсот мужей»; ΙΙΙ.22.4 и др.), избранный на выполнение особого задания (как знающий страну), получает под начало целую армию – V.1.3; 2.2. С другой стороны, слово ε у А. не акцентировано и скорее является простым усилением σφσιν (ср. перевод Френдо: «...manned with troops from their own contingents»). Во всяком случае, выражение (τ δενι) πομνη δναμις едва ли может обозначать группу букеллариев (=δορυφροι; ср. коммент. 14.1), как думал Левченко; с этим плохо вяжется слово δναμις «войско», «отряд»; для букеллариев скорее подошла бы эллиптическая конструкция τ δενι πμενοι. Сама возможность наличия у таксиарха – тем более у лохага – дружины букеллариев крайне сомнительна. 10 .2. Численность отрядов под командой таксиарха (на материале Agath. Hist.): двести из числа воинов, подчиненных двум таксиархам тагм (III.22.3); отрядами войска в три тысячи пехоты и конницы командуют несколько военачальников, в их числе – два таксиарха (IV. 13.2); таксиарх послан на задание с двумя тысячами конницы (ІV.15.1); о войске Феодора см.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010