Национальный архив Минюста Грузии завершил реставрацию Анчийского Евангелия (XI-XII вв) 26 апреля 2008 г. 14:11 Национальный архив Министерства юстиции Грузии завершил реставрацию Евангелия из Анчи, относящегося к XI-XII векам. Об этом сообщает пресс-служба Минюста. Евангелие выполнено на пергаменте древнегрузинской письменностью «нусхури». Переплет отделан серебром и зеленой эмалью. Иллюстрации на обложке и внутренних страницах Евангелия оформлены ювелиром Бекой Опизари. В Евангелии 269 страниц, из них три страницы чистые. Средства на реставрацию уникального исторического памятника выделил Международный благотворительный фонд Католикоса-Патриарха всея Грузии. Евангелие было передано в Исторический архив жителем Цалкского района Восточной Грузии в 1923 году. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396943.htm...

Что Сам Иисус Христос считал свое служение пастырским, а себя – Пастырем, и притом истинным Пастырем, это выражено Им многократно в Евангелии. Кроме классической в этом отношении X гл. Ев. Иоанна, пасторалисты обращают внимание на другие места. Так, проф. С. А. Соллертинский видит указание Спасителя на Свое пастырство в Его сближении Себя с пророком Ионою, проповедовавшим у Ниневитян ( Лк.11:30–32 ), а также в многократном именовании Себя «Сыном Человеческим», каковое название Спаситель обыкновенно употребляет в тех случаях, когда Он изображает процесс, пройденный им для доведения людей до состояния святости, потребовавший от «Сына Человеческого» «неусыпной проповеди, сияния Слова Божия, заботы о спасаемых, смирения, уничижения и даже осуждения Себя на незаслуженную смерть». А X гл. Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над толпами народа, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф.9:36 ), привлек к сотрудничеству Себе, в качестве сопастырей, Своих Апостолов, в лице же их – и всех последующих продолжателей этого дела. И это последнее достаточно ярко отмечено в Его речи (Мф., X гл.), заключающей в себе явно эсхатологические подробности, своим исполнением уходящие дальше времени и Иисуса Христа, и Апостолов 44 и потому явно относящиеся не только к Апостолам, но и ко всем дальнейшим продолжателям их дела. Апостолов Иисус Христос привлек к себе именно с той целью, чтобы сделать их пастырями. «Идите за Мною, – говорил Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). «Сделаю», греч. ποισω), указывает на действие рассчитанное, соединенное с известными усилиями, а в связи со следующими словами: «вас ловцами человеков» – означает действие воспитательное. Как видно из Евангелия и как мы уже говорили, воспитание Иисусом Христом Апостолов для пастырского дела состояло в сообщении им величайших тайн богознания («вам дано ведети тайны царствия Божия»), в даровании им силы для священнодействий 45 и, наконец, в преподании им практических мудрых советов, необходимых для успеха дела 46 . В качестве же могучего воспитательного средства Апостолам Небесным Учителем предложен Его собственный пример. «Я дал вам пример (πδειγμα, exemplum, Beispiel – пример, образец), чтобы и вы делали то же, что Я сделал вас ( Ин.13:15 ), – заповедал Христос Апостолам 47 . Что Апостолы понимали свой долг всегда иметь перед глазами пример Учителя, это видно хотя бы из слов ап. Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ), и не менее – из пастырских посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Длина завесы – двадцать локтей, а высота – пять, как и у полотнищ ограды двора. 19Для завесы сделали четыре столба и четыре медных основания, крючки и кольца столбов были серебряные, и верх каждого из них обложен серебром. 20Все колышки для Скинии и двора ее были медными. Общее количество использованного золота, серебра и меди 21Вот опись материалов , что потребовались для Скинии – Скинии, хранящей в себе Свидетельство о воле Господней,  – и опись сию по повелению Моисея произвели левиты под надзором Итамара, сына Аарона–священника. 22(А всё, что Господь через Моисея повелел сделать, исполнил Бецалел, сын Урии, внук Гура из колена Иуды. 23 Помогал ему Оголиав, сын Ахисамаха из колена Дана, резчик по металлу, составитель узоров и искусный вышивальщик, умелый в работе с голубой, пурпурной, алой пряжей и тонким льном.) 24Всего золота, пошедшего на постройку Святилища, золота, принесенного в дар, было двадцать девять талантов и семьсот тридцать шекелей (тех шекелей, что в Святилище имеют хождение ). 25Серебра, что поступило при переписи общины, было сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей (священных шекелей). 26Это означало, что с каждого приходившего на перепись, кому было двадцать лет и больше (всего таких оказалось шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек), была получена одна бека серебра, то есть половина шекеля (священного шекеля). 27Сто талантов серебра пошло на отливку оснований для столбов Святилища и столбов у его завесы – всего на сто оснований сто талантов, по таланту на основание. 28Тысячу семьсот семьдесят пять шекелей серебра употребили на крючки у столбов и кольца к ним и еще на то, чтобы обложить верхи столбов. 29Меди в дар принесено было семьдесят талантов и две тысячи четыреста шекелей . 30Из нее сделали основания для столбов у входа в Шатер Откровения, жертвенник, решетку к нему, всё необходимое для жертвенника; 31из меди же отлили основания для столбов всего двора, основания под столбы ворот и все колышки для Скинии и для полотнищ вокруг двора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Может ли глава местной религиозной организации вероисповедания – езидизм " Езидство " : – единолично определять и решать вопросы, связанные с единообразием совершения богослужения, вероучением, религиозными обрядами и церемониями, без разрешения (благословения) Духовного главы всех езидов Миря Тахсин-бека (вопрос 3)? – издавать документы, регламентирующие религиозные обряды, церемонии, богослужение вероисповедания Езидизм? Требуется ли на это разрешение (благословение) Духовного главы всех езидов – Миря Тахсин-бека (вопрос 5)? Насколько нам известно, религиозное объединение езидов на базе действующего храмового комплекса в Лалише, созданного там же Духовного Совета езидов из 7 представителей знатных семей, расположенной рядом резиденции мира (эмира, мир-шейхана) Тахсин-бека, работающего при нем " Исполнительного совета " из помощников ( " пис-миров " , " пеш-имамов " ) и казначея, в качестве всемирной централизованной религиозной организации езидов, имеющей право включать в себя религиозные организации езидов, в том числе расположенные за рубежом, не зарегистрировано, установленную законодательством прерогативу признавать или не признавать другие организации " соответствующими езидизму " также не имеет. Судя по источникам в иностранной прессе, статус " духовного и светского главы всех езидов " присвоен Таксин-беку так называемым " Светским Меджлисом езидского общества Ирака " – то есть Советом автономии езидов, проживающих на территории отдельно взятого государства Ирак. Таким образом можно констатировать, что авторитет Тахсин-бека за пределами Ирака в настоящее время – неформальный, продиктованный только принадлежностью человека к древнему шейхскому роду и древней религии, его активным участием в духовной, культурной и общественно-политической жизни. Это формирует характерное для стран Востока уважительное отношение к нему как к мудрецу, хранителю традиций, источнику знаний и опыта, доброму советчику. Но исходя из вышеизложенного, очевидно, что никаких закрепленных юридическими документами полномочий по регламентации и согласованию религиозных обрядов, церемоний, богослужений, проводимых в общинах езидов других стран, у эмира Тахсин-бека нет.

http://religare.ru/2_68179_1_21.html

Может ли глава местной религиозной организации вероисповедания – езидизм " Езидство " : – единолично определять и решать вопросы, связанные с единообразием совершения богослужения, вероучением, религиозными обрядами и церемониями, без разрешения (благословения) Духовного главы всех езидов Миря Тахсин-бека (вопрос 3)? – издавать документы, регламентирующие религиозные обряды, церемонии, богослужение вероисповедания Езидизм? Требуется ли на это разрешение (благословение) Духовного главы всех езидов – Миря Тахсин-бека (вопрос 5)? Насколько нам известно, религиозное объединение езидов на базе действующего храмового комплекса в Лалише, созданного там же Духовного Совета езидов из 7 представителей знатных семей, расположенной рядом резиденции мира (эмира, мир-шейхана) Тахсин-бека, работающего при нем " Исполнительного совета " из помощников ( " пис-миров " , " пеш-имамов " ) и казначея, в качестве всемирной централизованной религиозной организации езидов, имеющей право включать в себя религиозные организации езидов, в том числе расположенные за рубежом, не зарегистрировано, установленную законодательством прерогативу признавать или не признавать другие организации " соответствующими езидизму " также не имеет. Судя по источникам в иностранной прессе, статус " духовного и светского главы всех езидов " присвоен Таксин-беку так называемым " Светским Меджлисом езидского общества Ирака " – то есть Советом автономии езидов, проживающих на территории отдельно взятого государства Ирак. Таким образом можно констатировать, что авторитет Тахсин-бека за пределами Ирака в настоящее время – неформальный, продиктованный только принадлежностью человека к древнему шейхскому роду и древней религии, его активным участием в духовной, культурной и общественно-политической жизни. Это формирует характерное для стран Востока уважительное отношение к нему как к мудрецу, хранителю традиций, источнику знаний и опыта, доброму советчику. Но исходя из вышеизложенного, очевидно, что никаких закрепленных юридическими документами полномочий по регламентации и согласованию религиозных обрядов, церемоний, богослужений, проводимых в общинах езидов других стран, у эмира Тахсин-бека нет.

http://religare.ru/2_68179.html

Минута — и она ударила бы меня, если бы я не увернулась. Ловким движением я отскочила к порогу, отбросила край ковра и… отступила, обескураженная неожиданной встречей. Передо мной стоял второй мой дедушка, наиб аула Бестуди, — старый бек-Мешедзе. Глава восьмая ДЕДУШКА НАИБ. ПРИМИРЕНИЕ Он был высок, строен, с умным и важным породистым лицом. Праздничный бешмет, обшитый золотым позументом, как нельзя лучше подходил его гордой осанке. Дедушка Мешедзе наибствовал более двадцати лет в своем ауле, и все жители слушались его, как дети слушаются любимого отца. Я видела его издалека — с кровли сакли дедушки Магомета, когда наиб, преисполненный достоинства, ехал верхом по улице аула. У дедушки Магомета он никогда не бывал, поскольку подозревал, что тот способствовал принятию христианства моими родителями. Но это было неправдой, потому что дедушка Магомет, сам будучи ярым фанатиком, никогда не одобрял подобного поступка, хотя и простил дочерей. Дедушка Мешедзе молча разглядывал меня проницательным, острым взглядом из-под нависших бровей. Лицо его оставалось непроницаемым и невозмутимым, как у бронзовой статуи. Он внимательно рассматривал, казалось, каждую черточку моего лица. Это длилось с минуту, показавшуюся мне, однако, целой вечностью. Я не вынесла напряжения и заговорила первая, нарушая обычай страны, где младшие никогда не начинают разговора в присутствии старших. — Дедушка Мешедзе, ты не узнаешь меня? Я твоя внучка, Нина бек-Израэл-оглы-Мешедзе! Здравствуй, дедушка-наиб! Я говорила нарочито спокойным голосом, бесстрашно глядя в глаза старого бека. Уже не глядя на меня, старик произнес, нахмурясь: — У старого бека нет внучек среди детей урусов. Я не знаю никакой внучки, ступай своей дорогой, девочка. Бек-Мешедзе не знает тебя. — Но разве бек-Мешедзе не знает адата (обычая) кавказских племен, не знает, что сам Магомет заповедал гостеприимство правоверным? — смело возразила я. Он еще строже нахмурился и сказал сурово: — Не было случая на веку бека-Мешедзе, — а старый бек живет долго, очень долго, — чтобы дети учили взрослых, как поступать. Если ты пришла как гостья, войди, женщины угостят тебя бараниной и хинкалом… Тогда будь тиха и не напоминай о том, что неприятно слышать ушам старого бека-Мешедзе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Неизвестно впрочем, какое действие имела эта полемическо-литературная деятельность Казем-бека в пользу христианства на ученых иностранных мухаммедан, но что касается до мухаммедан астраханских, то их эта деятельность только озлобляла. Родные и соплеменники сильно возненавидели его и эта ненависть становилась тем сильнее, чем более возрастали его известность и влияние. Вследствие этого положение Казем-бека в Астрахани делалось с каждым годом затруднительнее и невыносимее. Это-то обстоятельство по всей вероятности главным образом и заставило его прекратить свою миссионерскую деятельность и оставить Астрахань. Ответ на трактат хаджи моллы Ризы был последним его полемическим сочинением против мухаммеданства. В 1825 г. он оставил Астрахань, чтобы ехать на должность учителя татарского языка в Омск, но на пути был остановлен в Казани, где был потом профессором университета и первым преподавателем мухаммеданскнх языков при миссионерском противомухаммеданском отделении в казанской духовной академии. Обращение Казем-бека и его миссионерская, хотя и кратковременная, деятельность составляют последний и почти единственный светлый эпизод в истории протестантской противомухаммеданской миссии в России. Дела миссионеров среди мухаммедан собственно русских шли попрежнему очень дурно. Они не поправились и тогда, когда жившие до сих пор в Астрахани базельские миссионеры 375 начали самостоятельную деятельность. Изучив в Астрахани под руководством Казем-бека татарский язык, познакомившись с местностию и приняв к сведению опыты шотландцев, базельцы местом для главного стана своей миссии избрали Шушу, столицу бывшего карабахского ханства, сплошь почти населенного татарами, которые в очень значительной степени подчинялись здесь влиянию персов 376 . Сюда скоро прибыла из Базеля новая масса миссионеров. Здесь построено было училище, заведена типография, в которой миссионеры начали печатать на турецко-татарском и новоармянском языках новый завет и разные полемические трактаты против мухаммеданства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Принуждение к принятию иудаизма не применялось, но приверженцы его, несомненно, пользовались привилегиями. Принуждение к принятию иудаизма не применялось, но приверженцы его пользовались привилегиями В любом случае в ближайшее окружение правителя, бека, именовавшегося после переворота в мусульманских источниках «маликом» – царем, входили, исключительно или по преимуществу, его единоверцы. Власть бека, как и престол кагана, передавались по наследству. Но о порядке наследования в линии беков дает представление письмо царя Иосифа Хасдаю. Он был самым обычным, по родовому старшинству: от отца к старшему сыну, при отсутствии которого власть передавалась брату. По линии каганов престол передавался иначе. У географа и путешественника ибн Хаукаля есть любопытное замечание по этому поводу: «Хаканство есть принадлежность известных семей, не имеющих владений и богатств, но иногда бывают среди них богатые... Мне сообщил человек, которому я доверяю, что он видел на одном из их рынков юношу, продававшего хлеб; и они говорили, что если хакан их погибнет, то никого нет более достойного хаканства, чем он, разве только что он мусульманин, а назначаются на хаканство только иудеи» . Похоже, что дело с престолонаследием обстояло так: принадлежавших к династии Ашинов было хотя и не так много, как в наше время чингизидов или сейидов (потомков Магомета), но изрядное число лиц и семей, из которых бек выбирал кандидатов на престол по своему усмотрению, и, естественно, выходцы из бедных семей, не имевшие поддержки со стороны богатых и влиятельных близких родственников, были менее опасны и потому предпочтительней на троне. А самый этот вещественный трон, по словам Хаукаля, имел золотой навес и «изготовлялся только для хакана; шатры хакана, когда разобьют их в случае необходимости в дороге, выше шатров царя, а жилище его в городах выше царского жилища» . Мудрым бекам было, видимо, чуждо пустое тщеславие, и ради власти они смирялись с ритуальным превосходством кагана. Как соотносились статусы кагана и бека, – об этом абсолютно умалчивают еврейские источники, потому, вероятно, что самый факт переворота, а значит, и существования отстраненного от власти кагана выгодно было замалчивать или скрывать, зато мусульманские писатели пишут на эту тему с увлечением, как о явлении крайне экзотическом, поэтому, вероятно, преувеличивают, доводят его до гротеска.

http://pravoslavie.ru/136743.html

В XVII в. после завершения войн в Вост. А. стали появляться нек-рые признаки стабильности: восстанавливалось хозяйство, светское и монастырское землевладение; возводились или обновлялись церковные сооружения. Однако население страдало от непомерных налогов, произвола администрации, от притеснений со стороны курдских племен, чей удельный вес в этнической структуре продолжал расти. В горных районах Сюник и Арцах (Карабах) землями владела местная знать, подчинявшаяся персид. администрации. В Карабахе еще в кон. XVI в. наряду с Хаченом появились имевшие определенную независимость княжества Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак (т. н. меликства Хамсы, т. е. «пять меликств»), во главе к-рых стояли мелики (князья) из различных ветвей рода Араншахиков. Положение населения Зап. А. усугублялось внутренними проблемами Турции: полным упадком в результате войн, брожением в армии, набегами взбунтовавшихся тур. отрядов. В период турецко-иран. господства, жестокого политического, социального и национально-религ. угнетения арм. народ не терял надежд на освобождение. Долгое время эти надежды возлагались на помощь западноевроп. стран и католич. Церкви, но на рубеже XVII-XVIII вв. национально-освободительные идеи начали связываться и с Россией. Этому способствовали давние экономические и культурные связи между рус. и арм. народами, общность религии, а также совпадение внешнеполитических интересов России с жизненными интересами всего Закавказья. Большой вклад в развитие отношений с Россией внес Исраэл Ори, представивший Петру I план освобождения А. и Грузии и в 1707 г. возглавивший рус. дипломатическую миссию в Иран. Не раз обращались к рус. царям за помощью и поддержкой в деле освобождения арм. народа карабахские мелики. В связи с персид. походом Петра I в 1722 г. началось восстание армян в Сюнике под предводительством Давид-Бека. Одержав целый ряд побед над персами, повстанцы создали в Кафане независимое арм. княжество. Воспользовавшись ослаблением Персии, на Закавказье двинулась тур. армия. В ряде сражений 1726-1727 гг. Давид-Бек разбил турок и отстоял Сюник. Благодаря этим победам шах признал власть Давид-Бека в Сюнике и заключил с ним союз против турок. После смерти Давид-Бека (1728) партизанскую войну против турок возглавил его сподвижник Мхитар Спарапет, после убийства к-рого (1730) Сюникское восстание потерпело поражение.

http://pravenc.ru/text/76104.html

И вот поэтому, когда я родился – мне дали это имя“. – После этого он взял сааз и начал петь. – В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог мне дал крылья, и я прилетел сюда в день. Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил кинжал, воскликнув: «Ты лжешь; как можно из Халафа приехать сюда в день. – За что ж ты меня хочешь убить, – сказал Ашик: – певцов обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; а я с вас ничего не беру, верьте мне или не верьте. – Пускай продолжает, – сказал жених, и Ашик-Кериб запел снова: – Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору: Маулям [создатель] дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери. Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос, бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую: – «Так-то ты сдержала свою клятву, – сказали ее подруги; – стало быть, сегодня ночью ты будешь женою Куршуд-бека. – „Вы не узнали, а я узнала милый мне голос“, – отвечала Магуль-Мегери; и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула; бросилась к нему на шею, и оба упали без чувств. Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, примолвив: „Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует“. Придя в чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за чапру. – Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, – сказал жених; – но поведай, как же ты мог в такое краткое время проехать такое великое пространство? – «В доказательство истины, – отвечал Ашик, – сабля моя перерубит камень, если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска; но лучше всего приведите мне слепую, которая бы 7 лет уж не видела свету божьего, и я возвращу ей зрение». – Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери и услышав такую речь, побежала к матери.

http://azbyka.ru/fiction/ashik-kerib-mih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010