М. был членом Об-ва серб. словесности (1857), Об-ва освобождения африканских рабов (1862), Алтайской миссии (1866), почетным членом С.-Петербургского (1869) и Московского ун-тов (1871), Об-ва Красного Креста (1871), Об-ва христолюбивых в Афинах (1876), Сербской Королевской академии (1892). Оставил большой научный и книжный архив, писал богословские и исторические труды, составлял учебники, вел путевые дневники. Также М. занимался гимнографией и составлял службы слав. святым, напр. равноапостольным Кириллу и Мефодию, прп. Стефану Пиперскому и свт. Петру Цетинскому. Он издал сборник служб сербским святым «Сербляк» Београд,1861, 18702.), который дополнил службами еще 10 сербским святым (см. в ст. «Сербляк» ). Похоронен в Соборной церкви в Белграде. Соч.: Душевный дневник. Београд, 1859; Чин noлoжehiя клятвы. Београд, 1860; Црквеный учитель. Београд, 1861; Београд, 1861; Спаситель наш Господ Исус Христос. Београд, 1864; Пастирске беседе войницима. Београд, 1865; Православный проповедник. Београд, 1866-1871. 1-4; Одбрана истине. Београд, 1872; Живот и дела Св. Стефана (у монашеству Симеона), србског. Београд, 1873; Православна српска церква у княжеству Србии. Београд, 1874; Поуке из жumjя светих. Београд, 1879; Душевна споменица. Београд, 1879; О монашеству и митарствима. Београд, 1880; Канонска одбрана православне цркве у Cpбuju. Београд, 1881; Наука Православне вере. Београд, 1883; Животопис Пресвете Богородице са науком Православне цркве о Нови Сад, 1886; Света Гора Атонска. Нови Сад, 1886; на истоку. Нови Сад, 1886; Беседе и други радови. Београд, 1893-1894. 1-2; Месецослов Православне опште и Српске цркве. Београд, 1898. Ист.: Шeмjakuh А. Митр. Михаило и Н. Емигрантска преписка, (1884-1888). Београд, 2004; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. Белград; М., 2011. Т. 2: Обществ.-полит. связи, 1804-1878 гг. Лит.: Православна Српска црква у Cpбuju. Београд, 1895. С. 206-209; Корсунский И. Н. Высокопреосвящ. Михаил, митр. Сербский: [Некр.]. М., 1898; Пальмов И.

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Лит.: Бессонов П. А. Описание слав. рукописей моск. Синодальной б-ки//Рус. беседа. 1856. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-90; Билярский П. С. Состав и месяцеслов Мстиславова списка Евангелия: (Извлечение из соч. проф. К. И. Невоструева)//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 2. Стб. 110-137; Бычков А. Ф., Срезневский И. И. Записки, поданные во 2-е отд. АН о труде гг. Горского и Невоструева «Описание славянских рукописей Патриаршей, ныне Синодальной библиотеки»//СбОРЯС. 1870. Т. 7. 1. С. 17-106; Нечаев В., прот. Речь при отпевании в Чудове мон-ре проф. семинарии К. И. Невоструева//ДЧ. 1872. 12. С. 463-468; Баратынский А. И. Памяти К. И. Невоструева//ПО. 1873. 4. С. 194-197; Барсов Е. В. К. И. Невоструев//РА. 1873. 5. Стб. 846-860; Срезневский И. И. К. И. Невоструев//ЗИАН. 1873. Т. 22. Кн. 1. С. 129-132; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 490-497; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1891. Т. 1. Кн. 1. С. 631-632; Крылов Н. Очерки из далекого прошлого//ВЕ. 1900. Т. 3. Кн. 5. С. 135-188; Неболюбов П. П. К. И. Невоструев: Биогр. очерк//Сб. в память 10-летия Симбирской губ. УАК: 1895-1905. Симбирск, 1906. С. 59-100; Андреев В. К. И. Невоструев: (Биогр. очерк)//РС. 1908. 1. С. 97-110; 2. С. 367-392; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003p. С. 634-636; Тихонравов Н. С. Горский и Невоструев//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 342-354; Шилов А. Невоструев К. И.//РБС. 1914. Т. 11. С. 180-183; Соловьёв А. И. Невоструевский архив при Симбирской ДС//Симбирская церк. старина. Симбирск, 1915. Вып. 2. С. 77-81; Жуковская Л. П. Развитие славяно-рус. палеографии. М., 1963. С. 55-57; она же. Апракос Мстислава Великого//Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 670-709; И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978. С. 31-33, 344, 347; Алексеев А. А. Невоструев К. И.//Славяноведение в дорев. России: Биобиблиогр. слов. М., 1979. С. 248; Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Немногое время спустя, поехал епископ Никита к преподобному Антонию увидеть камень сей и место. Преподобный же стоял на камне, как столп, не сходя с него, молясь Богу день и ночь. Но как увидел святителя, идущего к нему, сошел с камня и пошел навстречу ему, приняв благословение и молитву от святителя. Подивился святитель чуду, обошел все место села того и сказал преподобному: «Изволили Бог и Пречистая Богородица избрать место сие. Хотят да воздвигнется твоим преподобием храм Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества, и будет обитель великая на спасение людям. Ведь на предпразднество сего праздника поставил тебя Бог на месте сем». Преподобный же ответил: «Божия воля да будет!» Святитель хотел поставить ему хижину близ камня. Преподобный же никак не хотел сего, но желал всякую скорбь терпеть Бога ради. Святитель же Никита, боясь искушения, желая более удостовериться о чуде, начал каждого из селян наедине спрашивать о явлении преподобного. Они же единодушно говорили ему: «Воистину, человек сей Божий по водам принесен был на камне». И все ему подряд, что было известно, достоверно рассказали о преподобном. Святитель же еще больше возгорелся любовью к преподобному, дал благословение ему и отъехал ко Святой Премудрости Божией Софии, во двор свой. После сего послал святитель Никита за посадниками Иваном и Прокофием Ивановыми, детьми посадничьими, и сказал им: “Чада мои, послушайте меня. Есть в отечестве вашем сельцо близ города, называемое Волховским. Бог изволил и Пречистая Богородица воздвигнуть на месте сем храм Пресвятой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и устроить обитель через странника – преподобного Антония. Да воссылается молитва к Богу о спасении душ ваших и будет поминовение родителям вашим». Посадники же послушали святителя с любовью и отмерили под церковь и под монастырь земли по пятьдесят сажень на все стороны. И повелел епископ Никита соорудить церковку малую деревянную и освятить ее и одну келейку поставить монахам на прибежище. Год спустя по пришествии преподобного близ его камня рыбаки вели лов. Всю ночь трудясь, они не поймали ничего и, вытащив мрежи (невод 56 С. 318) свои на берег, в великой скорби были. Преподобный же, закончив молитву, подошел к ловцам и сказал им: «Чада мои! Я имею только гривну – слиток серебра. (В то время у новгородских людей не было денег, но лили слитки серебряные – или гривну, или полтину, или рубль – и ими торговлю вели). И сию гривну, слиток, даю вам. Послушайте мою худость: закиньте мрежи свои в великую сию реку в Волхов, и если что поймаете, то будет дому Пречистой Богородицы». Они же не захотели сделать сего и отвечали, говоря: «Всю ночь трудились мы и ничего не поймали, только изнемогли». Преподобный же с прилежанием молил их, чтобы послушали его. И они по повелению преподобного закинули мрежу в Волхов и, молитвами святого, извлекли на берег великое множество рыб, так что едва не прорвалась мрежа. Никогда не было такого улова!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

вопрос об «огне просветительном» - погружении зажженных свечей в воду в чинопоследовании освящения воды. Было повторено повеление Соборов нач. XVII в.: свечи в воду не погружать ни в чине Крещения, ни в чине богоявленского водосвятия. В отдельных решениях Б. М. С. отразилось укрепление системы крепостного права. Собор повелел лишать сана и монашества и возвращать владельцам тех крепостных, к-рые приняли рукоположение или монашеский постриг без разрешения хозяина (беглых холопов и крестьян). Крепостной крестьянин, рукоположенный в сан с разрешения хозяина, становился свободным, но должен был служить в поместье своего владельца; его дети, рожденные до рукоположения, оставались крепостными. Отдельно оговаривалось, что лица, к-рые постригли в монашество крепостных людей, не имевших отпускной грамоты, могут быть извержены из сана. Б. М. С. был важной вехой развития Русской Церкви. С одной стороны, кодификация богослужебных реформ и заявленная на всех этапах Собора решимость продолжать борьбу со старообрядчеством сделали проблему существования раскола одной из наиболее болезненных как для Церкви, так и для рус. правительства на неск. веков вперед. С др. стороны, выявленная в связи с расколом недостаточность существовавшего в России духовного образования побудила церковные и светские власти через нек-рое время принять меры по созданию системы духовного и высшего светского образования; мн. определения Собора, восстановив канонические нормы, действенно послужили к исправлению изъянов рус. церковной жизни. Изд.: ЗОРСА. 1861. Т. 2; МДИР. 1876. Т. 2: (Акты, относящиеся к собору 1666-1667 гг.); ДАИ. Т. 5. С. 439-510; СГГД. Т. 4; Дело о Патриархе Никоне: по док-там Моск. Синод. (бывш. Патриаршей) б-ки/Изд. Археогр. комис. СПб., 1897; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 19053. Лит.: Субботин Н. И. Дело Патриарха Никона: Ист. исслед. по поводу XI т. «Истории России» проф. Соловьева. М., 1862; Гиббенет Н. Ист. исслед. дела Патр. Никона. СПб., 1882-1884. 2 т.; Макарий. ИРЦ. Кн. 7; Каптерев Н. Ф. О сочинении против раскола иверского архимандрита грека Дионисия, написанном до Собора 1667 г.//ПО. 1888. 7. С. 1-32; 12. С. 33-70; он же. Суждения Большого Московского Собора 1667 г. о власти царской и Патриаршей//БВ. 1892. Окт. С. 46-74; он же. Царь и церковные Соборы XVI-XVII ст. М., 1906 (то же в БВ. 1906. 10, 11, 12); он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1912. Т. 2 (отд. публ. тех же мат-лов см. в БВ. 1910. 12. 1911. 1-3, 5, 6, 9, 10); Шаров П. Большой Московский Собор 1666-1667 годов//ТКДА. 1895. Янв. С. 23-85; Февр. С. 177-222; Апр. С. 517-553; Июнь. С. 171-222; Полознев Д. Ф. К хронике московских Соборов 2-й пол. XVII в.//Чтения по истории и культуре древней и новой России: Мат-лы конф. Ярославль, 1998. С. 103-106; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI - XVII вв. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Ист.: Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 99-109; «И были полки Ольговы…»: Свод летописных известий о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х гг. XVI в. М., 1994; Политбюро и церковь. Кн. 1. С. 443-445; Кн. 2. 1998. С. 84; Хрестоматия по ист. Липецкого края. Липецк, 2004; Письма Патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ при СМ СССР: 1954-1970 гг. М., 2010. Т. 2. С. 471-472, 476-477. Лит.: Болховитинов Е. А., прот. (впосл. Евгений, митр.). Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800; Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской губ., разделенное на пять периодов в виде летописца. М., 1822; Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Реутский Н. В. Люди божьи и скопцы: ист. исслед. М., 1872; Пискарев П. И. Собрание мат-лов для ист. зап. края Тамбовской губ. и епархии. Тамбов, 1878; Ист. сведения об епархиях в России: (С утверждения правосл. христианства в России и до наст. времени). М., 1881; Григорьев В. Н. Молокане Раненбургского у.//РМ. 1884. Кн. 7. С. 40-58; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 4; Мат-лы для ист. Воронежской и соседних с ней губерний. Воронеж, 1887. Т. 1; 1891. Т. 2; Добролюбов И. В. Ист.-стат. описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Рязань, 1888. Т. 3; Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты: Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий//РС. 1895. Т. 84. Дек. С. 51-93; 1896. Т. 85. Янв. С. 5-51; февр. С. 225-263; Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Россия: Полн. геогр. описание нашего Отечества. СПб., 1902. Т. 2; Андриевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской обл.: (По мат-лам экспедиции Ин-та истории АН СССР в 1959 г.)//ВИРА. 1960. Т. 8. С. 59-100; он же. Современное сектантство в Липецкой обл.: (По мат-лам экспедиции Ин-та истории АН СССР в 1960 г.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

М. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//БВ. 1916. 9. С. 140-166; Святитель божий Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири: (1651-1715 гг.): Сб. мат-лов. Чернигов, 1916; Тутолмин Г. С., прот. Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1916; Юрьевский А., прот. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//ТКДА. 1916. 5/6. С. 62-63; Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители//ЖМП. 1948. 3. С. 30-33; Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания: (XVII-XVIII вв.)//Тр. ГБИЛ. М., 1959. Т. 3. С. 234-236, 244-245, 282-295; Просвирнин А., прот. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири: (К 250-летию со дня кончины)//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; он же. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец//Там же. 1976. 5. С. 57-58; Гребенюк В. П. Панегирическая лит-ра петровского времени. М., 1979. С. 54-71; Серафим (Шлыков), иеродиак. Свт. Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Канд. дис. Загорск, 1985. Ркп. [библиогр.]; Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995; Служба свт. Иоанну, митр. Сибирскому и всея Сибири чудотворцу/Сост.: архиеп. Варфоломей (Городцов)//Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания: К 40-летию со дня кончины. Новосиб., 1996. С. 159-175; Николаев С. И. Максимович Иоанн//Словарь рус. писателей XVIII в. Спб., 1999. Вып. 2. С. 266-267; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Денисов М., свящ. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец, и история его прославления//Сибирь православная. 2007. 1. С. 2-8; Журавльова С. С. Випробування Фортуни: Nocmami античних мoжhobлaдцib в ihmepnpemaцiï Ioaha (Максимовича)//Akmyaльhi проблеми слов " янськоï фiлoлoriï: Miжbyз. зб. наук. ст. К.; Hiжuh, 2007. Вип. 12: Лihrbicmuka i лimepamypoзhabcmbo. С. 77-82; она же. Bipш Oлekciя, чoлobika Божого» Ioaha (Максимовича)//Волинь фiлoлoriчha.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Петр имел найти во рту рыбы (17:24–27), и о том, что апостол спрашивал Господа, сколько раз должно прощать (18:21). Равным образом только из евангелия от Луки мы узнаем, что призванию Петра к апостольству предшествовал чудесный лов рыбы, по слову Господню ( Лк.5:1–11 ); что ап. Петр обратился ко Христу со словами «народ теснит Тебя» (8:45; Мк.5:31 : «ученики»); что ап. Петр спрашивал: «Господи! к нам ли притчу сию (о непрестанном бодрствовании в ожидании пришествия Господа), или и ко всем?» (12:41), что апостол Петр был послан с Иоанном приготовить пасху (22:8; Мф.26:18–19 «ученики»; Мк.14:13 «двух из учеников»); читаем слова предостережения, с которым Господь обратился к апостолу: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу» (22:31–32); узнаем, что взор Господа обратил отрекшегося от Него апостола к покаянию (22:61); что одно из первых явлений Господа было явление ап. Петру (24:34). Но защитники предания самым отсутствием некоторых известий об ап. Петре в евангелии от Марка пользуются для доказательства зависимости его от проповеди ап. Петра. Глубокое смирение побудило апостола опускать в своей проповеди все, что относилось к особенной его славе, не скрывать того, что клонилось к порицанию, не смягчать своих погрешностей. Так, апостол опускает слова благословения, которых он удостоился от Господа за свое исповедание, и передает слова порицания за прекословие Христу ( Мк.8:29–33 ; Мф.16:16–23 ) 1118 ; передает с особенною подробностью историю своего отречения (14:30–32, 54–71) «прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» 1119 , и опускает то, что говорит о глубине раскаяния ( Мф.26:75 ; Лк.22:62 «плакал горько» (πικρς); Мк.14:72 «начал плакать» 1120 ). Такова точка зрения на свидетельство евангелия от Марка об апостоле Петре, указанная еще Евсевием 1121 и принимаемая Дэвидсоном и Гэрике. Атак как подобным мотивом в выборе фактов из своей жизни мог руководствоваться только сам ап. Петр, то, признавая, что глубокое смирение проявилось в тех умолчаниях, с которыми мы встречаемся в евангелии от Марка, мы необходимо должны признать, что оно написано в зависимости от проповеди ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

802 Исторические данные взяты из „Führer durch das Alte und das Neue Museum“. Berlin. 1894. und „Katalog der Königlichen National-Galerie zu Berlin. B. 1895. 803 Эти гобелены представляют следующие сюжеты из Евангельской Истории. Смерть Анании, Паси овцы моя, Павел и Варнава в Листре, Поражение слепотой волхва Климы, Обращение Савла, Проповедь Павла в афинском ареопаге. Побиение камнями Св. Стефана, Чудесный лов рыбы и Исцеление расслабленного. 804 Краткое содержание этих картин: Вавилонское столпотворение, изображающее разделение на племена, начало всей истории. Еллинский мир, как плод зрелого развития религиозной культуры, цветущая эпоха Греции: Гомер и все греческие поэты и художники (1-я картина). Символико-историческое изображение победы римского владычества над культурой Моисея. Разрушение Иерусалима (2-я кар). Борьба христианства с язычеством и преобладание христианства во всём мире. Атилла, вызывающий жизнь к новому развитию (3-я кар.). Крестовые походы и символическое изображение торжества и всеобщности христианства (4-я кар.). Дальнейшее религиозное развитие. Реформация и её представители (5-я кар.). Наука и её представители (6-я кар). 806 Из множества других музеев можно указать ещё следующие: Архитектурный музей, – заключающий в себе массу планов и чертежей; Гогенцоллернский музей, богатый по коллекции из истории Прусско-Бранденбургского и Гогенцоллернского дома; Маркский музеи – хранилище всякого рода древностей, касающихся культурно-исторического развития провинции Бранденбург, Музей германских национальных костюмов, Музей экспериментальной Психологии, Почтовый музей, Музей старинных музыкальных инструментов, Анатомический музеи, Зоологический и ботанический музеи, Музей художественной промышленности, Музеи сельскохозяйственный, Музей Горной Академии и мн. др. Не без интереса можно побывать в Берлинском Аквариуме, где находятся, как представители всевозможных пород рыб и низших морских животных, так и весьма много земноводных и пресмыкающихся. 807 Нужно сказать, что такое содержание приходится на долю первого пастора (проповедника) при церкви; второй пастор получает от 3–6 тысяч марок, а третий от 2–3 тысяч марок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синодик В монастыре три древних Синодика: 1) Б. М. Хитрово , построенный в 1664 году, 2) Монастырский, заведенный в 1674 году при Архимандрите Вениамине и 3) Построен в 1701 году Акилиною Петровною супругою Ивана Ивановича большого Бутурлина, дочерью Петра Савостьяновича Хитрово. I Синодик в лист писан полууставом. Начинается предисловием, которое состоит из слова Иоанна Златоустаг о на слова 7 стиха 38 Псалма «убо образом ходит человек и всуе мятется, сокровиществует и не весть кому соберет я.» «Понуждает нядро (так начинается это слово) глубинное рыболовца, егда мрежу вверг, и мног от сущих в мори лов объем, раздирающуся временем мрежу исторг привлачитъ; и ловит чящу зверопитатель, егда горы испытав, и верхи горам обраслыа претек со светлем и богатем возвратися ловом.» После предисловия следует заглавный лист, на котором надпись: «172/1664 мая в 28 день, строил сию книгу Синодик живоначальные Троицы в Лютиков монастырь Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, по своих родителех.» Затем на первой странице записан 1) «Род Князя Владимира, Князя Михаила, Князя Александра Ивановичев Воротынских.» Князя Романа, Князя Юрия, Князя Льва, Князя Федора, Князя Михаила, инока Князя Иону, Князя Иоанна, Князя Федора, Князя Михаила, Князя Еоумення, Князя Киприана, Князя Тихона, Князя Евдокима, Князя Логина, Князя Симеона, Князя Федора, Князя Георгия, Князя Симеона, Князя Федора, Захария, Иакова, Юрия, иноку Княгиню Мароу и. т. д. На 4-х страницах несколько сот имен мужских и женских; в том числе более 20 убиенных. 2) Род Олферя (Алфея) Семеоновича Хитрово В его помяннике записан между прочим благоуродивый Иоанн, по поводу чего Н. З. Хитрово (автор краткого описания Лютикова монастыря) пишет, что устное предание, подтверждаемое старожилами и монахами Лютикова монастыря, сохраняет память об Иоанне юродивом, который кроме обыкновенной юроднической жизни ходил босиком и зимою 80 . Некогда пред сильным пожаром бегая по Калуге, он кричал: железные двери, железные затворы! Те, кои догадались перенесть свое имущество в кладовые со сводами и выходами сохранили свое имущество (сие произошло прежде последнего великого пожара, называемого Одигитревским лет за 70-ть). Погребен юродивый Иоанн, как предполагает Н. 3. Хитрово, под названием большого колпака в Московском Покровском Соборе, слывущем также церковью Василия Блаженного. Но достоверно неизвестно, точно ли это самый тот Иоанн, о котором упомянуто в роде Хитровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010