Праздник ТРОИЦЫ — передвижной, он отмечается на 50й день после Пасхи. (В отсчет включается и самый праздник Пасхи.) Отсюда и другое его название — ПЯТИДЕСЯТНИЦА, так как он приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. Седьмой от Пасхи четверг именуется СЕМИК. Праздник Троицы издревле был связан с культом растительного мира, большое место в нем всегда уделялось поклонению деревьям и другим растениям, отсюда и обычай украшать дома березовыми ветвями. Один из обрядов описан во второй главе «Евгения Онегина» (строфа XXXV), где о Лариных говорится: …В день Троицын, когда народ Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три… ЗАРЯ, или ЗОРЯ (другое название — ЛЮБИСТОК), — пахучая травка, которую во время троицкого богослужения следовало оросить слезами, дабы очиститься от грехов. Гоголь, всегда интересовавшийся народными обычаями, записал в своей карманной книжке: «Троицын день и семик — не работают три дня: заплетают венки, поют песни; хороводный праздник, оканчивающийся бросанием венков в реку» . Праздничные гуляния происходили в семик как в селах, так и в городах. «На Ярилином поле по семикам городское мещанство устраивало гулянье» , — пишет А. М. Горький в «Жизни Матвея Кожемякина». В Москве подобные гулянья происходили в Марьиной Роще. Ближайшая после семика суббота считалась РОДИТЕЛЬСКОЙ — день поминовения близких родственников. Сразу после Троицы начинался ПЕТРОВ ПОСТ, длившийся до дня Петра и Павла (29 июня/12 июля). Так как начало этого поста определялось лунным календарем — по Троице, а конец приходился всегда на один и тот же день, то продолжительность поста была различной — от 5 до 42 суток. ПЕТРОВ ДЕНЬ — любимые народом ПЕТРОВКИ, середина лета, время сенокоса: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (Некрасов). Герасим в «Муму» Тургенева «о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…» «Аверкий слег, разговевшись на Петров день» , — так начинается рассказ Бунина «Худая трава»; именно с Петрова дня можно было есть скоромную пищу.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

«Шел бы ты себе в другое место за мелочью! – однажды подумал Петров в сердцах. – Надоел, право, со своими нищими». Батюшка только внимательно посмотрел на него и ничего не сказал, но с этого дня разменивать деньги в лавку больше не заходил. И как-то так получилось, что и торговля пошла на убыль. Петров пожаловался приятелю. «А что, отец Иоанн все по-прежнему к тебе ходит за мелочью?» – спросил тот. «Нет, – сказал Петров. – Что-то перестал ходить, давно уже его у меня не видно». Приятель задумался. «Не обидел ли ты батюшку чем-нибудь? Почему он перестал ходить к тебе?» Тут лавочник и вспомнил последнее посещение отца Иоанна и свою досаду на него. Не откладывая дела, он отправился к батюшке. «Что случилось? – спросил его отец Иоанн. – Я ведь больше не отвлекаю тебя от торговли». Тут Петров бросился ему в ноги. «Батюшка, простите!» – воскликнул он. «Встань! – сказал отец Иоанн. – Не меня ты обидел, а моих бедняков, моих нищих, а с ними Бог. Я не сержусь на тебя, но и ты не отворачивайся от просящего, если можешь помочь ему чем-нибудь! Тогда и Господь от тебя не отвернется». Отец Иоанн отслужил по просьбе лавочника молебен и снова стал разменивать у него на медь ассигнации, и постепенно торговля у Петрова опять наладилась. Бесов батюшка тоже видел Однажды отец Иоанн ехал с игуменьей Леушинского женского монастыря Таисией в коляске по набережной реки Невы. Около Николаевского моста они поравнялись с похоронной процессией. «Как страшно умирать пьяницам!» – перекрестившись, сказал отец Иоанн. «Вы знали покойного? – спросила игуменья, полагая, что батюшка говорит о пьянстве покойника, узнав кого-то из родственников, шедших за гробом. «Нет, – ответил отец Иоанн. – Я вижу этих людей в первый раз». – «А почему вы решили, что покойный пил?» – «Я вижу, матушка, бесов, радующихся о погибели души пьяницы…» Бесы русской революции Не только бесов пьянства ясно различал Иоанн Кронштадтский своим просветленным молитвами и самозабвенным служением Богу зрением… Ясно видел он и бесов революции. «Отчего многие русские интеллигенты ненавидят Россию? Отчего желают ей зла и злорадствуют о ее неудачах? – спрашивал он. – Оттого что они отвергли учение матери своей – Церкви… Дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол…»

http://pravoslavie.ru/94269.html

В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (1–16). Март 1 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 94–105] (293–362) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (363–394) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [продолжение] (395–439) 4 . Линицкий П. Наука и религия. О законах мышления [начало] (440–476). Том 2 Апрель 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней (89–174) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [продолжение] (477–522) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [окончание] (523–563) 4 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (564–630) 5 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Греции, Фессалии, Эпире и Македонии (631–678) 6 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за январь и февраль 1880 г.) (679–692) В приложении: 7 . Расписание испытаний студентам Киевской Духовной Академии за учебный 1879/80 год. (1–8) 8 . Прием воспитанников в Киевскую духовную Академию (1–4) Май 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга третья (117–176) 2 . Олесницкий А. Государственная израильская летопись или книги царей херема (3–83) 3 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (84–144) 4 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (145–174) 5 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии за март 1980 г. (175–180) Июнь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (175–254) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [окончание] (181–235) 3 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [продолжение] (236–272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассматриваемое сочинение о. Петрова, наиболее всех других пришедшееся по вкусу публики, не во всём однако отразило в себе вышеизложенное миросозерцание автора и в некоторых пунктах вносит изменения, немеющие характера усовершенствования 2898 . Ухудшение достигается здесь вообще усиленным развитием и выражением тех или иных взглядов, проводимых о. Петровым в других сочинениях. В правильной и всесторонней формуле прогресса общественное благо есть результат взаимодействия двух факторов: личности и среды. Выдвигая на первый план первый фактор в качестве главного в других сочинениях, о. Петров признаёт значение и последнего фактора. Но в „Евангелии“ определяющим началом жизни объявляется только сердце человека (стр. 127). Вера нашего автора в нравственную мощь человека или его способность к добру принимает в „Евангелии” вид поверхностного оптимизма там, где о. Петров, в своей речи об условиях осуществления царства Божия, перерождение человека понимает в смысле изменения его мыслей и понятий, а не сердца и воли, – по крайней мере говорит языком этического интеллектуализма или рационализма. —634— В других сочинениях покаяние, требуемое Евангелием в качестве условия вступления в царство Божие, понимается в смысле сознания своей виновности или греховности, а здесь евангельское „покайтеся“ значит „передумайте, перемените ваши мысли, измените основную точку зрения, произведите коренную переоценку всех своих воззрений“ и т. п. Средством к коренному нравственному перевороту называется ясное понимание величия Евангелия, усвоение учения евангелия умом, выяснение в сознании обаяния евангельской жизни и т. д. 2899 Подобными выражениями о. Петров даёт повод несочувственной критике упрекать его в рационализме, пелагианизме и т. п., – упрекать несправедливо: в этом же ведь сочинении мы читаем и иные речи, где под перерождением разумеется изменение сердца, перевоспитание воли (в целой главе) „обновление всей духовной природы человека“ 2900 . Неточным выражением взгляда о. Петров производит, таким образом, впечатление (особенно на подозрительную критику), будто воззрения его „покоятся на началах рационализма, который полагает, что царство Божие основано одним учением – Христа“, усиливая это впечатление умолчанием о действии благодати Божией и о значении церкви в деле обновления человеческой души, о чём находим упоминание в других сочинениях 2901 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранился список с присяжных листов. Первее всего из присягавших значится архиерей Иннокентий. За ним дома его преосвященства: иеромонах Лаврентий, иеродиаконы Тарасий и Серафим, иподиакон Егор Рещиков; певчие: Димитрий Савастьянов, Григорий Мишенев, Андрей Попов (который был Тобольского архиерейского дому); подьяки: Иван Плотников, Григорий и Михайло Ключаревы, Михайло Яворский и Илья Лавровский. За ними следуют соборяне: протопоп Петр Григорьев, ключарь Василий Федоров, священники: Иосиф Петров и Симеон Афанасьев, дьякон Никифор Петров (сын протоиерея), два дьячка, два пономаря и три сторожа. За соборянами Иркутского Вознесенского монастыря иеромонахи: Корнилий, Стефан, Серафим, Иоанникий, Иона, иеродиакон Симеон, строитель монах Аарон, 13 монахов-послушников, 3 больничных и один дьячок-белец Феодор Лобанов. Посольского монастыря: игумен Паисий, иеромонахи Митрофан и Манассия, иеродиакон Серапион, схимонах Иоанн и 23 монаха. Троицкого Селенгинского монастыря: архимандрит Мисаил, иеромонах Иов, иеродиакон Даниил, казначей монах Иов Трудов, два схимонаха: Нифонт да Корнилий, 20 монахов послушников, 2 подьяка, 4 псаломщика, 1 дьячок и 1 пономарь. Нерчинского Успенского монастыря: игумен Нафанаил, иеромонах Боголеп, иеродиакон Терентий, казначей монах Варлаам, схимонахи Вассиан и Иоасаф, 10 монахов и 1 белец, бывший дьячок Иван Михайлов Попов. Приходские причты города Иркутска: Богородско-Владимирской церкви поп Иван Андреев , дьячок Иван Микушин, пономарь Иван Минеев и сторож Прокопий. Троицкой Петропавловской церкви: поп Илья Иванов (Карамзин) дьячок Иван Литвинов, трапезник Сидор Калимов. Знаменского девичьего монастыря: поп Иаков Максимов, дьячок Алексей Петров Корноков, пономарь Артемон. Троицкой Сергиевской (Крестовской) церкви: священники Иван Карамзин и Влас Миронов, дьячки Максим и Леонтий, свещеносец Григорий Очередин и сторож Василий Андреев. Прокопиевской церкви: поп Иван Петров, диакон Логин Миронов, дьячок Онисим Бобровников, пономарь Марко Родионов, страж Лука Грехнев. Тихвинской Богородской церкви: священники Филипп Васильев и Иустин Иванов, дьякон Тит Григорьев, дьячок Сергей Иванов, пономарь Василий Устюжанин, сторож Ананий Лагунов. Безместный поп Иван Васильев Хром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петров Григорий Никифорович, старец — 86 Петров–Батурин — см. Петров–Батурич Петров–Батурич Семен Васильевич (1833–1899) — редактор Азиатского отдела газеты «Голос», прозаик — 213, 232 Петя — см. Мещерский П. Н. Петя, сын И. И. Демкина — 311 Петя, сын И. И. Демиса — 138 Петя, сын А. И. Парвова — 128 Пешехонов — см. Пошехонов Пещуров Алексей Алексеевич (1834–1891) — управляющий Морским министерством (в 1880–х гг.), вице–адмирал; член Государственного совета — 193 Пимен, архимандрит — Пимен (Месняков Петр Дмитриевич) (1810— 1880) — архимандрит Угрешского подворье в Москве; автор неопубликованных «Воспоминаний» (см.: Пимен (Благово). Архимандрит Пимен, настоятель Николо–Угрешского монастыря: Биографический очерк. М., 1881) — 246, 253 Пимен, келейник архимандрита Геласия — 155 Писемский Алексей Феофилактович (1820–1881) — писатель — 294 Платон Костромской — Платон (Фивейский Павел Симонович) (1809–1877) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1834); архимандрит (с 1841 г.), ректор Казанской (с 1842 г.), Орловской (с 1843 г.), Тамбовской (с 1847 г.) и Владимирской (с 1852 г.) Духовных семинарий; епископ Старорусский и викарий Новгородской митрополии (с 1856 г.), епископ Ревельский (с 1856 г.) и Костромской (с 1857 г.), архиепископ Костромской и Галицкий (с 1868 г.); духовный писатель — 289 Платон Московский — Платон (Левшин Петр Георгиевич) (1737–1812) — митрополит Московский; законоучитель великого князя Павла Петровича; проповедник и первый историк русской церкви — 136, 284–285 Платон Одесский — Платон Городецкий (Шалюхин Николай Иванович) (1803— 1891) — магистр Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1827 г.) и ее инспектор (с 1836 г.), архимандрит (с 1831 г.); ректор Костромской Духовной семинарии и настоятель костромского Богоявленского монастыря (с 1837 г.); епископ Ковенский (с 1843 г.) и Рижский (с 1848 г.); архиепископ Донской (с 1867 г.), Херсонский и Одесский (с 1877 г.); митрополит Киевский и Галичский (с 1882 г.); член Святейшего Синода (с 1882 г.) (см.: Шевелев Ф. Из воспоминаний о высокопреосвященнейшем Платоне, митрополите Киевском и Галичском//Тверские епархиальные ведомости. 1892. 5. Часть неофициальная. С. 94–105; 6. Часть неофициальная. С. 131–138; 7. Часть неофициальная. С. 160–166) — 314

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_59872.html 01 декабря 2008 " Адмиралъ " . Лучше бы этого фильма не было На радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " обсудили фильм " Адмиралъ " Источник:  http://www.grad-petrov.ru/Радио " Град Петров " Вышедший на экраны наших кинотеатров в октябре месяце фильм режиссера Кравчука " Адмирал " , посвященный жизни и гибели адмирала Александра Васильевича Колчака, вызвал самые противоречивые отклики среди зрителей. По поводу фильма спорят, одни его принимают, другие отрицают, но с точки зрения участников " круглого стола " на радиостанции " Град Петров " (1323кГц, www.grad-petrov.ru) фильм стал замечательным " информационным поводом " для того, чтобы современное общество задумалось о трагедии гражданской войны. Но может ли подлинное произведение искусства быть всего лишь " информационным поводом " ?... В дискуссии принимали участие: магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерей Георгий Митрофанов, священник Дмитрий Симонов, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Государственного Университета кандидат исторических наук Кирилл Александров. Профессор Спб Духовной Академии протоиерей Георгий Митрофанов: Сразу хочу оговориться, наша дискуссия не будет иметь характера дискуссии профессиональной. Мы не являемся киноведами, и будем размышлять об этом фильме просто как кинозрители. Причем, кинозрители, наверное, подходящие к этому фильму с различных позиций. Объединяет нас разве, только одно: убеждение в том, что тема, которую поднимает этот фильм, чрезвычайно актуальна не только для нашего киноискусства, но и для нашей страны в целом. А говорить об этом фильме мы будем исходя из того, что, священник Дмитрий Симонов является священнослужителем, образованным, мыслящим, но отнюдь не каким-то профессиональным киноведом. Он посмотрел этот фильм, и фильм произвел на него довольно значительное впечатление. По-своему не менее значительное впечатление фильм произвел и на Кирилла Михайловича Александрова, который, опять-таки, выступает здесь как кинозритель, но является при этом профессиональным историком, занимающимся именно военной историей России ХХ века. И, наверное, уже с этой точки зрения, их подход к фильму будет различен. А я, будучи священником, церковным историком и одновременно уже многие годы своеобразным комментатором отечественного кинематографа в передаче " 25 кадр " на радиостанции " Град Петров " попытаюсь подвести определенные итоги нашей дискуссии, имея в виду как исторический ее аспект, так и аспект чисто кинематографический.

http://religare.ru/2_59872_1_21.html

Митрополит Антоний (Паканич): Петров пост мы должны посвятить тому, чтобы ненависть и злоба ушли из нашей жизни Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. 18 июня, 2014 Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. Начался Петров пост. Этот пост всегда начинается в понедельник после недели Пятидесятницы и заканчивается 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная Церковь призывает к этому посту, приводя пример апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, «в трудах и в истощении, часто в бдении, в голоде и жажде» готовились ко всемирной проповеди Евангелия. О том, как провести Петров пост, на что обратить внимание православному человеку в эти дни, в интервью «УНИАН-Религии» рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Владыка, расскажите о том, зачем современному человеку поститься? «ПОСТ ИЗМЕНЯЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА» Церковь установила многодневные посты перед большими праздниками – перед Рождеством, Пасхой, днем святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери. Пост установлен Церковью для того, чтобы подготовить душу человека ко встрече великих праздников. Пост изменяет внутренний мир, в это время происходит более глубокое осознание и осмысление того, чем человек занимается. Ведь пост – это не просто ограничение в пище. Это время задуматься правильно ли мы живем, какие у нас ориентиры. Время и осознания и покаяния. Очень важно сохранять телесный пост. Не уделяя этому внимания, человек грубеет. Когда мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, когда ограничиваем себя от увеселений, от собственных слабостей – мы самоорганизовываемся. Наш внутренний мир становится более восприимчив к истине и Слову Христову. Есть такое церковно-славянское слово – «одебеление». Одебеление человеческой природы. Это слово часто употребляется в православном богослужении. Одебеление – в значении чрезмерного нагромождения на себя плотского и мирского. Когда человек проходит через пост, он очищается, становится как бы более прозрачным. Он принимает более легкую пищу, чаще молится, бывает на богослужениях. В дни поста мы чаще бываем на исповеди и причащаемся Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Одиноким почувствовал себя Аким Петров среди всех этих простых людей, собравшихся в храм помолиться Творцу за свои грехи, выплакать здесь пред Ним свою скорбь. Жутко стало у него на сердце среди благоговейной церковной тишины. Вышел священник из алтаря и перед царскими вратами звучным голосом прочел молитву: «Господи, Владыко живота моего...» Все клали земные поклоны... Но вот на клиросе стройно запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи...» Вдумался Аким Петров в смысл прекрасной молитвы и сладких евангельских слов, тронули они его огрубелое сердце, в нем заговорило что-то новое, небывалое... напоминали они ему забытые им наставления давно уже умершей матери – жить по Божьи, жалеть людей, молиться о царствии небесном. Рядом с этими воспоминаниями, в глубине его души шевельнулась совесть: «не достоин ты», заговорила она, «царствия Божия, далеко, далеко стоишь ты от него, а удалила от него твоя грешная, безобразная, скотская жизнь». Пал на колени Аким Петров, и из его зачерствелой души вырвался первый, после многих лет безсовестной жизни, покаянный вздох, первый молитвенный вопль... Солнце уже высоко стояло на небе и обильно лило свои ласковые лучи, когда кончилась литургия «преждеосвященных даров», и говельщики стали расходиться из церкви по домам. Шел к себе домой и Аким Петров, но не так, как он обыкновенно ходил по своему селу, гордо посматривая по сторонам, сознавая свое превосходство и силу над односельчанами, но скромно, потупя голову, шел он вдоль улицы. Дома он и не поглядел на свое обычное место стул за буфетом, а прошел в отдельную каморку, достал с полки запыленные, забытые сказания о жизни святых и стал читать их. Читал он, не отрываясь, до самого благовеста к исповеди, и как только раздался первый удар колокола, встал он с лавки, набожно перекрестился и поспешно стал собираться в церковь . В церкви за ширмами уже ждал священник кающихся; первым подошел к нему Аким Петров; долго, искренно беседовал он с своим пастырем и каялся пред ним в своем беззаконии как никогда, ни разу в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А этот мужик, по словам же оратора, явил себя героем не меньшим, чем Муций Сцевола. Французы взяли его в плен и, скорее ради шутки, положили клеймо на его руку. Вот-де, ты теперь не русский, а наш и не откажешься. Герой, недолго думая, схватил лежащий по близости топор и сам отрубил свою заклейменную руку... Неужели такой герой не заслуживает названия по имени или, по крайней мере, эпитета «один русский крестьянин?» Возмутительнонебрежное и оскорбительное: «какой-то русский мужик», тем более неизвинительно и даже неприлично, что оно из уст русского человека, по отношению к русскому герою и в собрании русских людей... Речь о геройстве в мучениях зашла попутно с речами о крестных страданиях Спасителя. Уж тут то, казалось бы, так естественно и даже неизбежно было сказать о подвиге кого-либо из сонма христианских мучеников. Но о. Петров настолько оказался последователен и верен своему принципу во что бы то ни стало игнорировать христианскую Церковь и её историю, что и тут даже одним словом не обмолвился не только о каком-либо отдельном христианском мученике или мученице, но и вообще о мучениках за веру в Потерпевшего за нас крестные мучения (о которых, повторяем, собственно и шла речь). Чего доброго, уже не почитает ли о. Петров весь сонм христианских мучеников за ослепленных фанатиков, достойных снисходительного сожаления, а не благоговейного удивления за их невероятную твердость в мучениях?.. Но дело еще и вот в чем. Уместно ли, мало того – не слишком ли дерзновенно, особенно для священника, делать, хотя-бы и отдаленные, сопоставления какого-бы то ни было геройства с страданиями Агнца Божия, нашего Спасителя? – Неужели о. Петров не согласен с преосвященным Иннокентием в том, что страдание и смерть Сына Божия были ни с чем несравненные по их не только важности, но и тяжести, что летописи человеческих страданий не представляют подобных примеров и что поприще страданий Иисуса Христа было единственное и беспримерное, Божественное... «Это говоря без всякого преувеличения (так выражается преосвященный Иннокентий) было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей» («Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010