Иоанна, Болгария 18 ноября 2019, 13:52 Если Пасха 8 мая, заговезни на Петров пост - 03 июля (Пасхалия в новокалендарных поместных Церквях всегда по юлианскому календарю), а день свв. Петра и Павла 29 июня (всегда! Неподвижные праздники – по григорианскому). Самый длинный Петров пост в этих поместных Церквях – неделя. А так – 3-4 дня. Или – „минус три-четыре дня“, то есть после праздника. В 2021 года Пасха 2 мая, заговезни – 28 июня, а Петров день – опять, неизменно, 29.06. Алла 18 ноября 2019, 02:12 Михаил Чернушенко, вот именно, григорианский календарь сконструирован так, чтобы равноденствия выпадали на одни и те же даты. А значит он всегда показывает верное время года. Юлианский же накапливает расхождения с реальным временем, т.е. тропическим годом, каждые 128 лет. Что касается соотношения календарей, то это проблема исключительно историков, вычислить для нас верные даты тех или иных исторических событий. А остальным людям нужно одно - чтобы календарь показывал реальное время года. Евгения 18 ноября 2019, 00:48 Иоанна, Болгария (13.11.2019, 17:44): " в некоторые года заговезни на Петров пост выпадают после праздника свв. Петра и Павла " .//Иоанна, приведите, пожалуйста, пример с использованием экстремума - Пасха 08 мая по новому стилю. Лично я считаю так: Пасха 08 мая, Пятидесятница 26 июня, заговенье на Петров пост 03 июля. Иоанна, где у меня ошибка? Михаил Чернушенко - Алле 17 ноября 2019, 19:27 Вы писали (16.11.2019, 07:46): " Григорианский календарь показывает РАВНОЕ соотношение длины и ночи в оба равноденствия " . Но равная длина дня и ночи - это же и есть равноденствие! Весной оно приходится в новом стиле на 21, 20 и даже 19 марта, а в старом - на 8, 7 или 6 марта. Дата по одному календарю не более " правильна " , чем по другому. Как календарь может " показывать соотношение длин дня и ночи " ?! Это дают наблюдения и вычисления, а не календарь. Дата равноденствия по Юлианскому календарю в течение столетий смещается быстрее, чем по Григорианскому. Зато смещение в отношении сидерического года в Юлианском меньше. А главное, он проще, исторически непрерывен и принят Церковью для богослужения.

http://pravoslavie.ru/125482.html

Там же. С. 364–365, 369. Воронцова И. В. Священник Г. С. Петров и его «дело»: процесс над церковным публицистом 1906–1907 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 11–29. DOI: 10.15382/sturII201885.11-29; Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 120–126. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 2-е. СПб., 1898. С. 5–6. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию. СПб., 1908. С. 1. Восторгов И. И., прот. Полное собрание сочинений. Т. 1. Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравств. темы. 1889–1900 гг. М., 1914. С. 243. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. С. 15–18. Там же. С. 26. Там же. С. 37. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 2: 1900–1901. М.: Наука, 1997. С. 207–208. Там же. С. 217. Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 110–111, 120. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 2: 1900–1901. М.: Наука, 1997. С. 422. Ру-ов [Руманов] А. В. Священник Г. С. Петров, член Государственной думы: Биография и история ссылки в монастырь. М., 1907. С. 117–118. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 6: 1907 — август 1908. М.: Наука, 2000. С. 167, 179. Там же. С. 440, 454. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 7: конец августа 1908 — 1909. М.: Наука, 2001. С. 15, 263. Там же. С. 515. Горький и его корреспонденты. Серия «М. Горькии. Материалы и исследования». Вып. 7. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 244. Можно думать, что какие-то заочные отношения через издателя Сытина были у Петрова с Горьким даже в конце 1915 года, но здесь нельзя и предполагать, что они общались c. 268]. Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 127.

http://bogoslov.ru/article/6193256

Нам гораздо труднее поддерживать тот уровень, который незатруднителен для жителей Средиземноморья. Даже на побережье Таврии (в Крыму) у нас холоднее, чем в Элладе, и уже не все растет. Однако при этом мы ухитряемся сохранять в календаре пост, который у греков вообще вышел из употребления. Как это произошло — сказать затруднительно. По всей вероятности, он не был повсеместным, и потому отпал. Это длинный Петров пост. Он отпал, хотя грекам, у которых в это время уже поспели растительные продукты нового урожая, соблюдать июньский пост было бы нетрудно. [Комментарий редактора “Азбуки веры”: В Греции Петров пост не вышел из употребления, но имеет на 13 дней меньшую продолжительность, как у большинства Поместных православных церквей. Соответственно, когда в России Петров пост менее 13 дней (он бывает от 8 до 42 дней), то в Греции его нет.].  Зато его трудно соблюдать русским, которые его усердно сохраняют. Он существует только в нашей Церкви и у тех, кто у нас учился, то есть у более поздних православных. У балканских славян, как и у греков, он вышел из употребления. В дореволюционной России он иначе назывался «голодным постом», потому что к концу весны и началу лета запасы прошлого года подъедались, а новых еще не было. Очень легко, даже безо всякой рыбы, соблюдать двухнедельный Успенский пост. И совершенно в ином положении Петров пост, особенно если учесть, что он представляет собой только дань чести апостолам. Если так уж необходимо сохранять благочестивые воспоминания об апостолах, почему бы не вспомнить, что единственным безгрешным человеком, обладавшим абсолютной личной святостью, была Богоматерь, в честь которой совершается двухнедельный пост. Тогда почему бы не установить однонедельный, фиксированный Петров пост, неделю до дня апостолов Петра и Павла. Нигде нет, а в наших монастырях есть еще один, кроме среды и пятницы, постный день — понедельник, называемый «архангельским». Правда, никто не знает, какой архангел его установил и откуда это взялось. Но мы бедная страна, холодная, так сделаем же себе еще пожестче правило, чем у всех нормальных христиан.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

В субботы и воскресенья позволялось масло, но относительно вкушения рыбы нет упоминания. В период Студийского устава русские уставные статьи в Петров пост предписывали (понедельник, среду, пяток) проводить без рыбы и вина (даже без варева) и есть однажды «хлеб с овощем» или «горох с яглы» и вишни, рабочим людям разрешалось есть дважды. В остальные дни седмицы разрешались рыба и вино (одна чаша). Филиппов пост проводили так же, как и Петров. В со­чельники Рождественский и Крещенский дозволялось вкушать хлеб, капусту и рыбу. Малым детям и больным разрешалось молоко, кроме понедельника, среды и пятницы. Русские уставные статьи относительно малых постов по своему содержанию ближе к Студийскому уставу. Так, в Петров и Филиппов посты в субботу и воскресенье инокам разрешались рыба, вино и масло. Во вторник и четверг дозволялось вино и масло. В Филиппов пост, начиная с Николина дня, а в Петров за две недели до Петрова дня рыба инокам воспрещалась. Успенский пост, по предписанию русских статей устава, проводился как Петров и Филиппов. Но с XV века он приобретает более строгий характер. Сведения об этом содержатся в «Домострое», где говорится, что благочестивые люди не едят в «Госпожино говение» свежей рыбы, кроме Преображения, а едят сушеную, не пекут пирогов. Были и такие, которые вовсе не ели рыбы этим постом. Таким образом, Успенский пост своим уставом о пище приближался к Великому (Там же, с.464–465). Пост в XVII веке В XVII веке пост наряду с молитвой занимал важнейшее место в жизни русских людей, даже в непостные периоды постились ежедневно до 2–3 ча­сов дня, строго соблюдали среды и пятницы, нередко добавляли к этому еще личные посты. Во время бедствий первым единодушным стремлением православных было обращение к покаянию, молитве и посту. В 1654 г, когда началась «моровая язва», к бывшему тогда в Коломне патриарху Алексан­дрийскому Макарию явились знатные горожане с просьбой благословить им строгий пост в течение недели. Но патриарх благословил только на три дня (Там же, с.466).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

С формами местоимения «он» и производными от него О устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр., в молитвах «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Он глас Отчь истины и верных послушествовася» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Он глагол он истинный верных послушествовася» ( Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Он глас Отец истины во верных послушествовася» ( Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). 1875. С. 141); «Он глаголет Отчь истинныи верных послушествовася» ( Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь свет миру»: «Оны моя призоу (sic! - Е. К.) языкы, и тии Мя прославят» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь Бог»: «Они бо Мя призовут, да ти Мене прославят» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Ону работу египетскую отдах вам и послуха поставих Авраама» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Ону работу египетскую отдах вы и послуха поставих Авраама» ( Кобяк. 1987. С. 152); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Онное работы египетцкия нестерпимую тяготу изъяви» ( Петров. 1894. С. 19), в др. редакции: «Оноя работы египетския нестерпимую тяготу изяви» ( Кобяк. 1987. С. 149); «Аз Ти благодарю Бог»: «Оного Нахора, украдшаго часть Божию, потребил есть» (Там же. С. 153). Значительно реже в азбучных акростихах О соотносится со словами: «очи» - «Аз превечен в троицы»: «Очи слепы дарует, и хромым хожение, и мертвым живот» (Там же. С. 155); «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Очи мои просвети, милостивее, сьрдце чисто съзижи в мне», в др. редакции: «Очи мои просвети, Христе милостивее, и сердце чисто созижди во мне» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 34, 35); «отец» - в азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского: «Отче, Сыну и Пресвятыи Душе» ( Степанов. 1997. С. 421); «обращение» - «Аще хощеши мудрости святых»: «Обращение от зла ко спасенному пути» ( Кобяк. 1987. С. 145); с формами глагола «обещати» - «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Обещах вам, Иердан проидосте страшная место ратных» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Обещанный Иордан проидосте и страшна месте ратных» ( Кобяк. 1987. С. 151); «огнь» - «Аз есмь всему миру свет» (1-я ред.): «Огнь сниде на сыны непокоривыа» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55); «оцет» - «Аз есмь всему миру свет» (2-я ред.): «Оцта и желчи напоиша Мя» (Там же. С. 57; Кобяк. 1987. С. 155); «оцещение» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Оцещение всем си. не требуе пльтю. просвети се миросерде. свет си превечны» ( 1981. С. 110); «оканьный» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Оканьне безумне чловече. почто время погублаеши в лености» ( Загребин. 1981. С. 79); с предлогом «от» - «Аз есмь Бог первый»: «От небес призову Моя языки» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2578023.html

В нашем годичном богослужебном круге нет ни одной молитвы о миссионерах. Даже в день свв. Петра и Павла, в день апостольский, когда Церковь должна воспевать свое апостольское призвание и происхождение, нет никаких особых миссионерских молитв. Да, в этот день мы просим апостолов «мир вселенней даровати и душам нашим велию милость», но это настолько общая молитва, что с ней и к пустыннику-отшельнику можно было бы обратиться, а не только к апостолам. И это очень странно, потому что в нашем народном благочестии необычайно остро переживается «специализация» каждого из святых (кому в какой нужде молиться). В этой молитве нет ничего собственно апостольского. И, значит, даже в этот апостольский день нет ни одной молитвы, в которой бы Церковь просила у Господа послать нам апостольские дары. Меня коробит, когда при начале Петрова поста православные теле- и радиопроповеди объясняют его происхождение: «Петров пост у нас существует потому, что мы подражаем апостолам. Они постились прежде чем пойти на проповедь Евангелия. И мы следуем их примеру». Услышав это в очередной раз, я говорю: прекрасно. Апостолы действительно постились, (хотя Петров пост к этому не имеет никакого отношения: апостольское предание св. Ипполита Римского в III веке этот пост считает компенсаторным: те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся неделю спустя после Пятидесятницы). И пусть, в самом деле, мы постимся в Петров пост в подражание апостолам, которые постились перед тем, как пойти на проповедь. Только у меня вопрос: скажите, почему мы апостолам подражаем только в этом? Нет, чтобы сказать: «Братья и сестры, пройдя Петров пост, и, подражая апостолам, подготовленные постом к апостольскому служению, пойдём в пионерские лагеря проповедовать!». Представьте, если бы приходской священник сказал бы: «Братья! Через неделю — день памяти св. князя Александра Невского, защитившего нашу страну от нашествия латинян. Почтим же его память подражанием его делам! Нам известно, что всю неделю до битвы дружинники св. князя примеряли кольчужки — коротки они или нет. Вот и мы давайте всю неделю будем одевать и снимать кольчуги, чистить мечи… А в день св. Александра поедем… Нет, нет, не на битву — на загородный пикник». Смешно? Ну, вот точно так же же мы подражаем апостолам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

thunberg 1985 – thunberg, Lars, Man and the Cosmos. The Vision of St Maximus the Confessor, with a Foreword by A.M.Allchin (Crestwood, New York: St Vladimir " " s Seminary Press, 1985). бальтазар, Ханс Урс фон, Вселенская литургия (фрагменты), пер. М .першина и др., АО 3/14 (1997); 2/16 (1998); 1/19 (1999); 1/23 (2000); 3/25 (2000); 2/36 (2003); 4/38 (2003). бриллиантов, Александр Иванович , Влгяние восточного богословгя на западное вь произведениях Иоанна Скота Эригены (СПб., 1898; переизд.: М.: Мартис, 1998), с. 212–234. бронзов, Александр Александрович, «Предисловие переводчика», 1894 г., в кн.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Дионисий (шленов) , иеромонах, «Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника », в кн.: Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д.А.поспелов (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004). Афанасий (Евтич) , епископ, «Пролегомены к исихастской гносеологии», £740 (2005), с. 74–121. ЕПИФАНОВИЧ, Сергей Леонтьевич, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие ([!]Киев, 1915; переизд.: М.: Мартис, 2003). петров В.В., " О трудностях XLI Максима Исповедника : основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа, сс. 147–271. петров В.В., «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D-1316A) Максима Исповедника », ВТ 40 (2005), с. 47–73. петров в.в., «. Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника », Точки/Puncta 3–4/5 (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005), сс. 7–25. поспелов Д.А., «Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов», в кн .».Диспут с Пирром... (см. выше). флоровский, Георгий Васильевич, Восточные отцы V-VIII веков (Париж, 1933, Paris: Ymca-Press, 1990). 265 Прокл, In Platonis Cratylum commentaria (ed. G.Pasquali) III, 2, 5–12; In Platonis Parmenidem p. 982, 24– 30; 1003, 10; In primum Euclidis elementorum, 42, 15; 69, 13. триада ποδεικτικ – ριστικ – διαιρετικ упоминается Ямвлихом в Жизни Пифагора 161, 8: «Общие знания, такие, как учение о доказательстве, определении и делении, он [Пифагор] передал людям» (пер. Ю.А.Полуэктова).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Месяц С. В. Ямвлих//Там же. С. 837–848. Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского . Киев: Тип. Т. Г. Корчак-Новицкого, 1899. Мироносицкий П. Афинагор, христианский апологет II в. Казань: Изд-во типо-лит. Имп. университета, 1894. Михаил (Грибановский) , еп. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Изд-во Пролог, 2003. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви//Богословские Труды. 1980. 21. С. 71–89. Михайлов П. Б., Турилов А. А., Дионисий (Шленов) , иером. и др. Василий Великий //Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 131–191. Морескини К. История патристической философии/Пер. с итал. Л. Горбуновой, прот. М. Амсуса, мон. Д. Ларионова. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011. Муретов М. Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1885. Насонов М. Ю. Взаимосвязь космологии и антропологии в учении св. Григория Богослова //Начало. 1996. 3/4. С. 55–64. Нелюбов Б. А. , Э. П. Г. Афинагор//Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 83–85. Петров В. В. Евхаристия в «Ареопагитиках» и у прп. Максима Исповедника //Православная энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. Т. 17. С. 600–604. Петров В. В. Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья. М.: Изд-во ИФ РАН, 2008. Петров В. В. Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции//Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исследования и переводы). М.: Изд-во Прогресс–Традиция, 2005. С. 577–632. Петров В. В. Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены//IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25. 01. 2001, Иститут философии РАН)/Под ред. В. К. Шохина. М.: Синодальная Богословская комиссия, Изд-во ИФ РАН, 2002. С. 22–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В древнейших слав. азбучных акростихах Ж соотносится преимущественно с формами глагола «жити», с образованными от него существительными «живот» (жизнь) и реже «житие», «жизнь», а также их производными. Формы глагола «жити» представлены в следующих акростихах: в азбучной молитве свт. Константина Преславского «Аз словом сим молюся Богоу»: «Живущиим в заповьдьх Ти» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Живущи в Бозе Божьскими оукрашаются лепотами» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; ср. также: Кобяк. 1987. С. 148; в др. редакции: «Живущии по Бозе бесконечны оукраются (sic!) лепотами» - Петров. 1894. С. 19); «Аще хощеши мудрости святых»: «Живущим в пьянстве, и во блуде, и во всякои нечистоте» ( Кобяк. 1987. С. 144); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Живете достоино, заповеди Моя соблюдающе» (Там же. С. 154); «Аз от начала повествую с тобою»: «Живяху бо от Него, сущии безчисленно, грехолюбие наполниша» ( Петров. 1894. С. 19; в др. редакции: «Живяху бо от Него, безчинно сущее, и в грех впадша, и грехов наполнишася» - Кобяк. 1987. С. 149). Существительное «живот» употреблено в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Живот дах всеи твари» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есть всему миру свет» (1-я редакция): «Живот дал все твари»; «Аз есмь Бог»: «Живот дах миру»; «Аз есмь Бог первыи»: «Живот во веки»; «Азбука об Адаме»: «Живота оубо раискаго Адам оуже погрешии» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 59, 60); «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Живот и силу подах вам» ( Петров. 1894. С. 20); «Аз ти благодарю Бог»: «Живот вы и грех вашь отпустих» ( Кобяк. 1987. С. 153). Прилагательное «животныи» встречается в молитве «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Животную силу подах вы» (Там же. С. 150). Существительное «житие» представлено в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Житие бо свое в мраце иждих» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; ср.: Кобяк. 1987. С. 146); «Аз любяи вас и без числа отдая»: «Житие ваше скверно вещая» ( Петров. 1894. С. 21, ср.: Кобяк. 1987. С. 152); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Житию ныны и славу погыбающю» ( Загребин. 1981. С. 76). Слово «жизнь» встречается во 2-й редакции молитвы «Аз есть всему миру свет»: «Жизнь есть всему миру» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 56; Кобяк. 1987. С. 155). Гораздо реже в акростихах встречаются др. слова на букву Ж. В варианте азбучного стиха «Аз есмь Бог», представленном в серб. Пакрацком сборнике («Книга Агапиевец») сер. XVI в. (Архив ХАЗУ. III а 43), читается «жолчь»: «Жльчы вькоусихь» ( Mo š in. 1955. С. 81; 1990. С. 14); азбучные стихиры 6-го гласа на предпразднство Богоявления содержат форму от глагола «желати»: «Желее вьжделехь, рече, вьзданиа моего сам вьзыскати» ( 1981. С. 108).

http://pravenc.ru/text/182175.html

Член Государственной Думы Григорий Петров, называющий себя православным священником, в телеграмме на имя председателя Думы, опубликованной в печати и подписанной Петровым, как священником, пишет, в соблазн христианам, что Думе «надлежит создать великий храм народовластия с широким простором свободы и высоким куполом вечной Божией правды» 43 . Если бы Григорий Петров заявлял о своём признании народовластия, как юрист или социолог, мы бы могли молчать, предоставив юристам же и социалистам приводить научные доводы против его положений. Но Григорий Петров выступает, как священник; и ранее, в 1905 году, он уже делал попытку обосновать учение о народовластии искажёнными и переделанными по своему усмотрению словами Священного Писания в листках для народа («Русское Слово» 1905 года По долгу звания, по долгу совести мы обязуемся объявить это неслыханное в устах православного священника учение о народовластии вместо боговластия лично принадлежащим ему, Петрову, но не православной Церкви. Объявить это учение его, Петрова, человеческим измышлением, но не учением слова Божия, указания которого для того, кто называет себя православным священником, и в качестве такового говорит, бесспорны и обязательны. Учение Петрова о народовластии прежде всего неразумно, ибо если «властвует народ», то где же его подданные и над кем же он властвует? Учение это опасно в нравственном отношении, ибо прививает народу страшную по своим последствиям похоть власти, ту похоть, от которой более всего желал отвратить Иисус Христос Своих последователей. Учение это не христианское и противно слову Божию, как это мы выше показали; ибо Царь наш и Владыка – Бог, а не народ. Господь воцарися, в лепоту облечеся, – Господь властвует, а не народ; от Бога и власть земная, а не от народа; Бог избирал царей и помазывал, а не народ. Господь возводит и низводит царей, а не народ. Народ в той же мере может избирать царя, как дети избирают отца и мать... Учение о народовластии прямо грозит ниспровержением той вечной Правды Божией, которую Григорий Петров помещает в своей не особенно вразумительной образной речи где-то в «высоком куполе над широким простором свободы великого храма народовластия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010