Студийский устав о пище в малые посты был снисходителен. В Петров пост было положено есть дважды и по два блюда, вина по две чаши на обед и на ужин; в Филиппов пост полагалось есть однажды, но пить три чаши. В праздники, воскресенья и субботы с благословения игумена разрешались уставом рыба, два варева с маслом (или второе без масла), есть дважды, пить три чаши за обедом, две за ужином. Предписания Иерусалимского устава несравненно строже. Так, например, в Петров пост по понедельникам, средам и пятницам разрешалось только сухоядение; по вторникам и четвергам, в девятом часу – одно горячее блюдо без масла, другое – сухоядение. В субботы и воскресенья позволялось масло, но относительно вкушения рыбы нет упоминания. В период Студийского устава русские уставные статьи в Петров пост предписывали (понедельник, среду, пяток) проводить без рыбы и вина (даже без варева) и есть однажды «хлеб с овощем» или «горох с яглы» и вишни; рабочим людям разрешалось есть дважды. В остальные дни седмицы разрешались рыба и вино (одна чаша). Филиппов пост проводили так же, как и Петров. В сочельники Рождественский и Крещенский дозволялось вкушать хлеб, капусту и рыбу. Малым детям и больным разрешалось молоко, кроме понедельника, среды и пятницы. Русские уставные статьи относительно малых постов по своему содержанию ближе к Студийскому уставу. Так, в Петров и Филиппов посты в субботу и воскресенье инокам разрешались рыба, вино и масло. Во вторник и четверг дозволялось вино и масло 32 . В Филиппов пост, начиная с Николина дня, а в Петров за две недели до Петрова дня рыба инокам воспрещалась 33 . Успенский пост, по предписанию русских статей устава, проводился как Петров и Филиппов. Но с XV века он приобретает более строгий характер. Сведения об этом содержатся в «Домострое», где говорится, что благочестивые люди не едят в «Госпожино говенье» свежей рыбы, кроме Преображения, а едят сушеную, не пекут пирогов. Были и такие, которые вовсе не ели рыбы этим постом. Таким образом, Успенский пост своим уставом о пище приближался к Великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

Не лишнее заметить, что многие лица, впоследствии замечательные — при выборе поприща жизни долго колебались, представляя собой некоторую загадку для окружающих. Зато тем искреннее подчинялись они воле Божией и тем увереннее шли по пути, который им указывало Провидение. Господь берег Петрова для высоких целей, и его намерение провести жизнь таким невидным деятелем не исполнилось. В 1754 г. Петров определен был справщиком, то есть, старшим корректором в Московскую синодальную типографию, находившуюся в одном ведомстве с академией. В то время эта должность пролагала путь к высшим должностям. Много трудов понес Петров в производившемся тогда деле перепечатки библии. В то время он много читал и как прежде любил ходить в церковь. Его хотели наградить местом учителя пиитики (красноречия) при академии. Он отказался, не решаясь вступить в монашество — не по предубеждению, а по благоговению к этому званию, которого он считал себя недостойным, мало подготовленным. Но он был призван довольно необычайным способом к тому званию, где Господь определил Петрову служить Его славе. В 1758 г. Петров был переведен в лаврскую семинарию учителем риторики. Настоятелем Лавры был в то время известный проповедник Гедеон Криновский, который был убежден, что Петров будет прекрасный инок. Гедеону было поручено склонить Петрова к иночеству. Да, кроме того, самое принятие должности учителя считалось выражением согласия на пострижение, Петров медлил решением. Тогда последовал вторичный указ о пострижении его, и Гедеон объявил ему, что отговоркам внимать более не будут, и он вызван был в Петербург для пострижения на Троицком подворье. В желании избегнуть суеты, он просил, чтоб его постригли в Троице-Сергиевой Лавре. Уже был послан об этом указ, как Петров, опасаясь навлечь на себя гнев, выехал в Петербург. Так и совершилось его пострижение в том городе, где впоследствии ему пришлось служить. 28 июня 1758 г., на 29м году, Петр Петрович Петров пострижен на Троицком подворье с именем Гавриила (что значить сила, крепость Божия), 30 июня он рукоположен во иеродиакона, а 1 июля — во иеромонаха.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Библиография Бриллиантов 1898 – Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898; М., 1988². [Brilliantov A. I. Vliianie vostochnogo bogosloviia na zapadnoe v proizvedeniiakh Ioanna Skota Erigeny (Inluence of Eastern theology on Western theology in the works of John Scotus Erigena). Saint Petersburg, 1898; Moscow, 1998².] Епифанович 1915 – Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. к., 1915. м., 1996². [Epifanovich S. L. Prepodobnyi Maksim Ispovednik i vizantiiskoe bogoslovie (St. Maximus the Confessor and byzantine theology). Kiev, 1915. Moscow, 1996².] Каприев 2011 – Каприев Г. Византийска философия. София, 2011. [Kapriev G. Vizantiiska ilosoiia (Byzantine philosophy). Soia, 2011.] Лосский 2012 – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. СТСЛ., 2012. [Lossky V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi (Essay on mystical theology of the Eastern Church). Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 2012.] Лурье 2006 – Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. спб., 2006. [Lourié B. M. Istoriia vizantiiskoi ilosoii. Formativnyi period (The history of Byzantine philosophy. The formative period). Saint Petersburg, 2006.] Петров 2007a – Петров В. В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. м., 2007. [Petrov V. V. Maksim Ispovednik: ontologiia i metod v vizantiiskoi ilosoii VII v. (Maximus the Confessor: ontology and the method of Byzantine philosophy in the VII century) Moscow, 2007.] Петров 2007b – Петров В. В. Логос сущего у Максима Исповедника : проблемы интерпретации//Философские науки. 2007. 9. с. 112–128. [Petrov V. V. Logos sushchego u Maksima Ispovednika: problemy interpretatsii (Logos of being in Maximus the Confessor: problems of interpretation)//Filosofskie nauki (Philosophical sciences). 2007. 9. P. 112–128.] Петров 2013 – Петров В. В. Трансформация античной онтологии в «Ареопагитском корпусе» и у Максима Исповедника //исследования по истории платонизма/Ред. В. В. Петров. М., 2013. с. 376–393. [Petrov V. V. Transformatsiia antichnoi ontologii v «Areopagitskom korpuse» i u Maksima Ispovednika (The transformation of ancient ontology in the “Corpus” Areopagiticum and Maximus the Confessor)//Issledovaniia po istorii platonizma (Research on the history of Platonism)/Red. V. V. Petrov. Moscow, 2013. P. 376–393.]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

15 Как признается сам автор, «изложение внутренне противоречивого учения максима исповедника о логосах сущего выходит за рамки настоящей работы, поэтому в настоящем разделе мы не обсуждаем его подробно, предполагая рассмотреть взгляды Максима в специальном исследовании» (Петров 2007a. с. 139. примеч. 30). 16 См. выше примеч. 4. отметим, что содержание второй статьи (Петров 2013) практически полностью повторяет содержание первой (Петров 2007b), но в сокращенном виде. 17 Искушенный читатель сразу же заметит параллель между предлагаемой нами классификацией логосов у прп. Максима и западным средневековым учением о трех модусах существования универсалий: ante rem («до вещей», в Божественном интеллекте), in re («в вещах», в самих творениях) и post rem («после вещей», в человеческом интеллекте; см., например: Albertus Magnus. Summa theologiae 1, 317a; 2, 44b; Thomas Aquinas. Contra Gentes 1, 65, 2; Summa theologiae Ia, 15, 2, ad 2; Ia, 55, 3, ad 1; Ia, 58,7; Bonaventura. Itinerarium 3, 3 и др.). действительно, при чтении текстов прп. Максима данная схема, восходящая к знаменитому Εσαγωγ неоплатоника Порфирия (см.: Isagoge. Prol. L. 10–14), а потому хорошо известная в VII веке, постоянно приходила нам на ум, поскольку она действительно способна полно и непротиворечиво описать различные смыслы и функции понятия λγος у преподобного отца. Именно она помогает избежать представления об учении прп. Максима о логосах как «внутренне противоречивом» (Петров 2007a. с. 139. примеч. 30) и о «неясности онтологического статуса логоса» (Петров 2013. с. 385). 18 Логосы в этом аспекте отождествляют с Божественными идеями многие исследователи; см., например: Епифанович 1915. с. 65–66; Бриллиантов 1898. с. 214, 224; Лосский 2012. с. 135–143; Tollefsen 1999. P. 21–22 и др. Бездоказательную критику тезиса Толлефсена мы встречаем у Ж.-К. Ларше (см.: Larchet 2010. P. 392–393. примеч. 271), который в другом месте своей работы сам называет логосы «идеями и волениями Божиими по поводу его творений» (Ibid. P. 394). термин «замысел», «помысел» или «мысль» используют современные отечественные исследователи, см.: Лурье 2006. с. 370; Петров 2007a. с. 20, 23; Петров 2013. с. 386.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Петров пост Календарь и основные сведения Петров пост в 2024 году: 1-11 июля. Петров (апостольский) пост первоначально был введен как компенсация для тех кто по тем или иным причинам не постился в Великий пост (при этом компенсационный пост был разделен на две половины, которое потом стали Петровым и Успенским постами).  Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы. Перед Петровым Постом празднуется Неделя всех святых, кончается пост праздником Петра и Павла.  Петров пост — перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост — наименее строгий,  обычный . Петров пост не такой строгий касательно пищевых запретов как Великий. Во время Петрова поста исключается мясная и молочная пища. Рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням. Красовицкая «Литургика» Память Петра и Павла (в 2018 году— 12 июля)  особо отмечена тем, что это единственный праздник святых, которому предшествует пост; все прочие посты завершаются Господским или Богородичным праздником. У этого поста нет фиксированного начала, поэтому продолжительность его каждый год разная: иногда он бывает почти равен Четыредесятнице, а иногда совсем короткий — всего восемь дней; это зависит от Триоди, от того, когда была Пятидесятница. Память Петра и Павла празднуется в один день, потому что, по церковному преданию, они умерли в Риме, пострадали за Христа в один и тот же день, хотя с исторической точки зрения это неверно. Церковь стремится явить нам единство их подвига, единство их жития и мученической кончины, хотя в Св. Писании мы находим следы их разногласий. Судя по тексту Посланий, они иногда отпускали довольно острые замечания в адрес друг друга: один — про невразумительный язык другого (2 Пет. 3:16), второй — про какое-то непоследовательное поведение первого (Гал. 2:11-14). Но все это преодолевается, все это превозмогается любовью ко Христу, прославлением Господа, к Которому было направлено житие каждого из них, и не случайно Церковь установила им совместное празднование.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

Людмила Григорьевна оставит этот мир в день Рождества Христова в 1960 году. Яков Басов уйдет от нас 16 марта 2004-го. И только в ноябре 2011 года в Санкт-Петербурге в Пушкинс ком Доме состоится презентация книги «Борис Корнилов: «Я буду жить до старости, до славы...»», в которой на основе документов будет рассказана вся эта история. В подготовке книги примут самое активное участие дети наших героев - Ирина и Александр, которые впервые предоставят исследователям материалы семейного архива Басовых, столько десятилетий хранившего в тайне историю любви и смерти, отваги и безрассудства, обретения и потерь своих родителей и многих-многих других людей, связанных с ними временем и судьбой. В каком-то смысле эта книга завершит посвященную Борисом Корниловым своей жене поэму «Люся», которую самому поэту в 30-е годы прошлого века закончить будет не суждено. Владимир Казарин, профессор, доктор филологических наук Алупка-Ялта-Симферополь Декабрь 2011 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Низкий поклон за честную статью о замечательных людях! Автору низкий поклон. Так, честно сказать, осточертело читать на " Русской Народной Линии " глубокомысленные рассуждения тех, кого жареный петух не клевал (ни их близких), о том, как великолепно всё было при товарище Сталине, как отлично цвела наша родина, а если кого и сажали, то так и им и надо, это в наших обших интересах тов. Сталин выкорчевывал " троцкистов " , " сионистов " и прочих нехороших людей. А потом агенты ЦРУ вроде Солженицына (литературный власовец!) оклеветали товарища Сталина, а троцкист Хрущев зря всех этих врагов народа повыпускал. За всеми этими сталинистскими перлами стоит глубокая аморальность: неважно, сколько там народу перебили (да и Никитка наврал), зато был " эффективный менеджмент " . Так противно читать было всё это на православном ресурсе! И такой контраст с этим простая, честная, нравственная, православная история о порядочных людях, борющихся с лапами бесчеловечной власти. Самый низкий поклон профессору Казарину! Да простит меня А.Д. Степанов, но после многих других публикаций, удивляюсь, как эта вообще проскользула на страницы РНЛ. Такой контраст с многомудрыми о. Шумским и диаконом Василиком, и другими, которым людей не жалко.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/15/...

Третья редакция «Хождения» содержит разночтения, касающиеся расстояний между населенными пунктами и временных характеристик. Если в первой и второй редакциях от Волхова до Орла и от Орла до Севска соответственно 40 и 120 верст, то в третьей редакции – 50 и 108. От гирла до Царяграда Уским морем, по версии первых редакций, – 58 верст, а по данным последней переработки памятника – осмтнадесят верст. Новый редактор сообщал: на обратном пути казаки встретили паломников, когда те не доехали Поволочи верст за десять (л. 75), что противоречит свидетельству первых редакций (ерст за 15). При сопоставительном анализе редакций «Хождения» выявлены расхождения в датировке событий: согласно сведениям третьей редакции, паломники вышли из Севска 17 генваря, первой и второй – 16 генваря; из Глухова они отправились в путь 20 генваря вместо 19 генваря, как сообщают первые редакции. Не известно точно, когда путешественники пришли к Оке под городом Белевом: в это время в Спасском монастыре 4 часа нощи ударило (I и II ред.) или два часа ночи (III ред.). В третьей редакции встречаются случаи искажения текста, явно ошибочных чтений. Синайский монастырь именуется Санайским (л. 18 об.), вместо на катаргах (I ред.) читается на торгах (л. 23 об.), слово знамение заменяется на затмение (л. 72), фраза в те поры прочитана редактором как в таборы (л. 76 об.). Идущие в Египет корабли грузили, по версии третьей редакции, не мылом, лесом, а малым лесом (л. 38 об.). Ошибочным является указание на время выхода паломников из Ромли в Иерусалим – ноября в 28 дни (л. 42 об.), ибо далее идет очерк, датированный 30 октября. Допущен ряд изменений в именослове произведения: белевец Вязмитин выступает как Вязмятин, калужане Давыд Стефанович и Никифор Иосифович как Давыд Степанович и Иосиф Никифорович, орлянин Илья Басов как Нил Басов», фамилия севского воеводы меняется с Коровина (Коробьина) на Коровина. Приведенный ниже сопоставительный ряд умножает число разночтений, характерных для третьей редакции памятника:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А сегодня мне надо двух иереев, или постарше – в настоятели в обл. города, или молодых (туда же), но во вторые! Там по одному есть, но много треб... Рекомендуйте! Раннейшая история здесь иноков затрудняет и думать о этой роскоши.... Да привьется к древу доброму молодой черенок – Вася! Петя писал немножко нам, а пока басит еще там. Остаемся с пожеланиями Вам здоровья и успехов! Завтра у вас престол Покрова Богоматери. Завтра у нас – храм и пироги... М. Иосиф. Многоценный Петя! С приветом из делового, как и сама Караганда, Чимкента! Так город мил и южен... Басов здесь мало, зато тенора дерутся... Мы хвалились карагандинскими басами... Они просили басов и теноров им из благословенной Караганды прислать. Мы обещали, и лишь домой вернемся – начнем указы, назначения строчить... А к Октябрьской к нам обещал баритон-балетный приехать и нас своим свежим серебряным голосом – утешить! Привет м. Агнии. Мир городу и всем живущим в нем – работающим и поющим... АТА. 20 октября. Прошу и домашний адрес твой, многоценный внук! Многоценный Витя! Траурное ваше письмо получено. Да помянет Господь Бог р. б. Евдокию. Будем поминать ее душу бессмертную с мыслею: «чаю воскресение мертвых»! Вашему же дому на ул. Гладкого – многолетие. Пришлите свой домаш. адрес. Утерян во время побелки... Ночью вернулись благополучно, даже художественно из красивого Чимкента. Там мы прекрасно послужили и весьма довольными возвратились домой. Привет Коле! АТА. Привет и поклон м. Агнии! М.И. 22 октября. Мир и привет сестрам о Господе Евдокии и Надежде! Привет Вам из тоже цветущей и теплой Алма-Аты. Лучшее пожелание Вам испрашиваю у Господа и здравия! Спасибо за доброе Ваше письмо: так хорошо, что Ваш святитель у Вас бывает и молитвы с Вами разделяет. Как здоровье Высокопреосвященного Владыки Иоанна, Вы мне умолчали. Всем желаю здравия и сносного настроения, и мира в душе и в сердце людей, окрест нас живущих! Уже природа начала у нас окрашивать листья окрест кустарника, возвещая осень и грядущую любимую детворой зиму со снежком и саночками...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

в г. Васильсурске Нижегородской губернии, начавший монашеское служение на Афоне в 1900 г., а затем исполнявший послушание сторожа на Петербургском подворье, и некоторые другие монахи 270 . Все арестованные иноки были в возрасте 50–60 лет, происходили в основном из крестьян, образование имели начальное и с молодых лет жили на Афоне. Себя они называли «сторонниками церкви старо-монархической ориентации», не признающими ни обновленцев, ни сергиан (то есть сторонников митрополита Сергия). Как уже говорилось, все арестованные афонские монахи проходили по делу «последователей истинно-православной церкви», которые «ориентировались исключительно на… митрополита Иосифа Петровых , остававшегося до последнего времени единственным авторитетом во всей их деятельности». Архимандрит Макарий на допросе бесстрашно заявил следователю: «Все возглавляемые мною игумены, иеромонахи и монахи являются сторонниками Истинно-Православной Церкви» 271 . Кроме стандартных для того времени обвинений в возбуждении антисоветских настроений и подготовке сил для организованного контрреволюционного выступления, афонских монахов обвиняли также в оказании помощи заключенным священнослужителям и связи с иностранными дипломатами, которым они якобы передавали сведения о церковной ситуации в Ленинграде. Поскольку иноки проходили по групповому делу иосифлян, то вынесенный 8 декабря 1932 г. Коллегией ОГПУ приговор оказался более суровым, чем приговор предыдущей группе насельников Старо-Афонского подворья. Иеромонахи Иосиф (Мраморный), Дорофей (Гутынин), Гликерий (Сорокин), Рафаил (Животов), Дамиан (Отрыганьев), иеродиаконы Иасон (Басов), Гермоген (Крылов) были осуждены на три года лагерей, иеродиакон Иларион (Андреев), монах Виссарион (Колчин) – на три года ссылки и т. д. 272 . Одна часть осужденных попала в ссылку в Северный край, а другая – в Свирлаг (группу лагерей на реке Свирь в Ленинградской области), где 8 мая 1935 г. умер иеромонах Рафаил (Животов), а 5 марта 1937 г. – иеромонах Дорофей (Гутынин). Иеродиакон Иасон (Басов) скончался после ссылки, в Новгороде, в 1936 г. Уцелел в ГУЛАГе иеромонах Гликерий (Сорокин) – он вышел на свободу в 1935 г., поселился в пос. Малая Вишера Новгородской области, в 1940–1950-е гг. проживал в родной Рязанской области, находясь за штатом и скончался в 1962 г. – в возрасте 84 года 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010