С посл. четв. XVIII в. начало увеличиваться число композиторов англо-ирл. происхождения, в творчестве к-рых использовалась традиц. ирл. мелодика: Ч. Т. Картер (ок. 1735-1804), органист ц. св. Вербурги и ц. св. Петра в Дублине, написал антемы «Hear My Prayer» (Услыши мою молитву; опубл. в сб.: Ten Full Anthems. L., [ок. 1760]; Sacred Harmony/Arranged by R. Willoughby. L., 1799) и «Sing unto God» (Пойте Богу), Службу C-dur; Ф. Коуган (ок. 1748-1833), органист собора св. Патрикия,- автор 4-голосного антема «To God our never failing strength» (Богу наша никогда не убывающая сила; изд. в сб.: Melodia Sacra: or the Psalms of David... with Hymns, Anthems and Choruses/Ed. D. Weyman. Dublin, 1814. 2 vol.); Дж. А. Стивенсон (1761-1833), хоральный викарий в соборах Св. Троицы и св. Патрикия, 1-й органист и муз. директор капеллы Дублинского замка, написал цикл «Утренние и Вечерние службы и антемы» (изд.: Morning and Evening Services and Anthems. L., 1825) и ораторию «Благодарение» (Thanksgiving; 1831) (он также издал сборник произведений В. А. Моцарта и др. композиторов, составленный Т. Муром: A Series of Sacred Songs. L., 1816-1824); Т. А. Гири (1775-1801), органисту-ассистенту Коугана в соборе св. Патрикия, принадлежит 4-голосный антем «With Humble Pleasure, Lord» (Со смиренной волей, Господи) (изд. в сб.: Melodia sacra. Dublin, 1814). После включения И. в Соединенное Королевство (1801) число новых авторских муз. произведений заметно сократилось, исчезли профессиональные оркестры, публичные концерты стали редкостью. Самые известные ирландские композиторы этого времени работали за пределами страны. М. У. Балф (1808-1870) в 1846 г. создал цикл «Три церковных сочинения» (Three Sacred Pieces: «Gratias ago» (для баса), «Kyrie eleison» (для 2 басов), «Sanctus» (для сопрано и 2 басов)) и мотет «Save me, O God» («Спаси меня, Боже»: из псалмов (для 4-голосного смешанного хора)). У. В. Уоллас (1812-1865), в 1830-1831 гг. служивший органистом в католич. соборе г. Терлес и профессором музыки в местном мон-ре урсулинок и перешедший из протестантизма в католичество, впосл. эмигрировал и жил в разных странах. В Мехико он сочинил Мессу для кафедрального собора Вознесения Богоматери (1841), известен также его свадебный гимн (Wedding Hymn).

http://pravenc.ru/text/674067.html

А в Швейцарии в небольшом, окруженном горами городке Вивей на берегу Женевского озера московская делегация и хор встречались с епископом Амвросием (Кантакузеном). Потомок древнего византийского рода, владыка много сделал для воссоединения Церквей. В маленькой швейцарской церквушке «немалый» Сретенский хор (в его составе – 41 хорист) пел для одного человека, сидевшего в инвалидной коляске. Хор пел так же вдохновенно, как перед огромными аудиториями. И негромкая благодарность епископа Вевейского певчим была не менее дорога, чем бурные овации, прозвучавшие через пару дней после триумфального концерта в лондонском Кэдогэн Холл. Сретенский монастырь – это древнейшая православная обитель, расположенная в самом центре Москвы и хор является ее неотъемлемой составляющей. Часть хора и, разумеется, его основа, – семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Сам регент хора, выпускник «Гнесинки», вырос в семье священника и с самого раннего детства пел в хорах Троице-Сергиевой лавры. Именно в этом духовном знаменателе отличительная особенность хора Сретенской обители. Восемь басов (в том числе два октависта), семнадцать первых и вторых теноров, каждый из которых – настоящая находка для любого хора. Собственные композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Евгений Ставинский, Евгений Либерман, Андрей Башков, Антон Сергеев, Вячеслав Воробьев, Александр Корогод, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей. Но в хоре все его участники являются послушным инструментом в руках регента Никона Степановича Жилы. «Казалось, – писал американец Бэрримор Ширер, – что господин Никон Жила управляет певцами, словно большим органом, в котором есть полный набор теноров и басов, управляет виртуозно – лишь одними кончиками пальцев» (Wall Street Journal). По отзывам российской и зарубежной прессы, Сретенский хор – один из наиболее профессиональных, а покойный первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр называл пение Сретенского хора исключительно молитвенным.

http://pravmir.ru/muzhskoj-xor-sretensko...

Мечеть, а точнее целый мусульманский комплекс, включающий медресе и сад с экзотическими породами деревьев, предполагалось построить на так называемой Боголюбской горке, расположенной при въезде во Владимир со стороны нижегородского направления автотрассы Москва – Нижний Новгород. Закладке мечети предшествовала значительная подготовительная работа, Басов успел наладить контакты с другим неофитом Абдул-Вахедом Ниязовым и даже возглавил владимирское отделение его движения «Рефах». С помощью Ниязова Басову удалось заручиться поддержкой благотворителей из Объединенных Арабских Эмиратов, которые будто бы пообещали ему выделить пять с половиной миллионов долларов на строительство мусульманского комплекса 276 . Вскоре после закладки первого камня планы строительства мусульманского комплекса стали известны городской общественности. Жители ближайшего микрорайона выступили против предполагаемого соседства с мечетью, а Владимирская епархия Русской Православной Церкви отметила неуместность строительства мусульманского храма на месте, где в XII веке князю Андрею Боголюбскому явилась Пресвятая Богородица, повелевшая ему построить храм и монастырь, ныне называемый Свято-Боголюбским. После вмешательства епархии мэрия решила пересмотреть своей решение, однако Басов-Пащенко отказался переносить мечеть и написал архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию гневное письмо, в котором обвинил архиерея в исламофобии 277 . 3 ноября 1998 года город Владимир впервые посетил муфтий Равиль Гайнутдин. На встрече с губернатором области он поддержал инициативу строительства мечети, однако связал ее появление со стабилизацией внутри мусульманской общины, которая в то время стараниями Басова раскололась на сторонников и противников действующего имам-хатыба Рушана Мязитова. Скандальная история вокруг мусульманского комплекса завершилась арестом Басова-Пащенко, осужденного 3 ноября 2000 года за мошенничество и незаконное хранение оружия и приговоренного к пяти с половиной годам колонии с конфискацией имущества. Выяснилось, что его главной целью было не возведение мечети, а улучшение собственного благосостояние за счет арабских денег и иных пожертвований 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

в периодике было зафиксировано более 70 его выступлений. Пресса выделяла Е. среди тамбовских регентов, указывала на «солидную известность» его хора: «...он с хором - образец, он - тон на всю епархию» (Тамбовский край. 1907. 15. С. 3). Отмечались также «великолепное», «блестящее», «могучее», «благородное», «музыкально-художественное», «молитвенное» исполнение, умелый подбор голосов (особенно теноровой партии), совершенство хоровой органики: безупречность хорового строя, слитность певч. ансамбля в голосовых партиях. Критические замечания касались «сильно завышенного тона», увлечения «велегласием», произвольного сокращения литургии, «недостаточности отделки сочинений», обращения к «декадентским направлениям в церковной музыке» (т. е. к сочинениям композиторов Нового направления), чрезмерной требовательности к певчим и др. Но все перечисленное не нарушало целостного представления о Е. как о регенте. Он улучшил состояние церковнопевч. дела в Тифлисе, преодолев возникший поначалу конфликт с местными музыкантами. Церковнопевч. репертуар Е. включал более 60 произведений Е. С. Азеева , прот. Димитрия Аллеманова , А. А. Архангельского , Бортнянского, А. Л. Веделя , А. Т. Гречанинова , В. С. Калинникова , А. Д. Кастальского , Н. И. Компанейского , А. Ф. Львова, Дж. Сарти , П. Н. Драгомирова , прот. Петра Турчанинова, П. И. Чайковского , П. Г. Чеснокова , архим. Феофана (Александрова) , Д. М. Яичкова и др., а также его собственные сочинения. Е. является автором церковных и светских (сохр. в рукописях) муз. произведений. Среди первых немало разнообразных обработок знаменного, греческого распевов, образцов серб. и груз. церковного пения. Были изданы: «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» на литургии сербского напева, Херувимская песнь ми мажор, «Милость мира», «Заступнице усердная» 4-го гласа греческого распева, «Глубиною мудрости» и «Тебе и стену» (Духовно-муз. соч. и перелож. СПб., 1911). В обработках Е. использовал приемы подголосочной полифонии, натуральный лад, акустический архаический эффект октавного divisi басов, опирающийся на мелодически развитые партии басов и теноров.

http://pravenc.ru/text/189921.html

На наших глазах происходит новое для церковной традиции чудо — массовое мироточение; первые признаки его появились в начале 1990-х. Под самый знаменитый его случай Д. Басов в своей книге “Чудо мироточения” отводит особую главу — “Небывалое знамение в Иваново”. Знамением стало в 1998 г. мироточение богородичной иконы в одной из келий местного монастыря, давшее старт эстафете мироточений от одной иконы к другой (чего не бывало в истории православного иконопочитания!). Басов сам видел, как на иконах в келье из ниоткуда появляется влага. Насельница кельи вспоминает об атмосфере при начале чуда: “Первое время у нас большое воодушевление было Монастырь прямо гудел Сейчас уже попривыкли”. В келью приезжают люди отдать иконы на мироточение. “Иконки, которые прибывают, все мироточат Матерь Божья никого не оставляет”, — заверяет насельница. Чудо гарантировано, проблема лишь в том, когда замироточит привезённая икона, время ожидания зависит от веры и молитвы того, кто приехал за чудом. Приходящие в келью отмечают духовно насыщенную атмосферу кельи: “Господь присутствует где-то рядом. Здесь что-то происходит с душой и хочется подольше быть в келье”. Только за первый год более 7,5 тысяч икон вышли из кельи чудотворными. Иеродиакон Николай в ивановской газете увещает массы хранителей мироточивых икон: не скандалить, не поминать бесовскую силу в ругательных призываниях. Это увещание напоминает азбучные советы от пауэр-ивэнджелиста Уимбера для мистиков, в молитве говорящих на ангельских языках. Да, желание видеть и совершать чудеса не движет православных и “неохаризматов” на борьбу со страстями. Ивановский монастырь стал паломническим центром для принимающих чудо, миром из кельи исцеляются. Епархиальная комиссия (её пригласили уже после того, как в келью стали отдавать на мироточение иконы) не взялась дать интерпретацию увиденному. Духовник и основатель монастыря, слывущий в народе старцем, высказал Басову свою трактовку чуда: Господу угодно, “чтобы отсюда началось выздоровление всей России”. Масштаб чуда и правда всероссийский, но есть сомнение в его благодатности.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

Как бы то ни было, любовь к церковному пению в конце XVIII-ro и в начале XIX в. охватила самые широкие круги общества во всей России. Еще не исчез бывший прежде обычай у некоторых посетителей храма, даже горожан и помещиков, подпевать певчим и таким образом принимать участие в совершении богослужений. С.Т. Аксаков вспоминает про двоюродную тетку своего отца, богатую помещицу, и ее мужа: «Михаил Матвеевич не забыл (в своем имении) и о церкви и в два гола вместо ветхой деревянной выстроил и снабдил великолепную утварью новую каменную церковь ; славных певчих завел из своих дворовых людей» 461 ; владелица имения любила церковное благолепие и сама пела со своими певчими, стоя у клироса. Она знала наизусть весь годовой круг песнопений 462 . Петь вместе со своими певчими (а не дьячками!), не стоя на клиросе с певчими, а около них, можно было только в том случае, если напевы были хорошо знакомы. Вероятно, здесь дело идет не о партесном пении, а об уставном. При партесном пении нужно было ведь петь по нотам определенную партию, тогда как при уставном, хотя бы и многоголосном, пении для тех, кто знал весь годовой церковный круг песнопений и напевов, не составляло труда петь вместе с певчими, не заботясь о художественности исполнения. Важно было совершение богослужения пением, а не развлечение присутствующих и щеголяние перед ними искусством исполнения. Монастырское пение. Единоверцы. Как мы видели, в конце XVIII-ro и в начале XIX в. хоровое, свободно сочиненное композиторами церковное пение стало не русским и даже не православным по характеру. Но пение в монастырях не было затронуто модой, даже в самом Петербурге. Там еще сохранилось уставное пение и были иерархи, которые любили древнее уставное богослужебное пение и следили за тем, чтобы традиция его не угасала. Вот одно свидетельство из 1807 г. о пении в Петербургской Александро-Невской лавре на первой неделе Великого поста 463 : «Служба простая, но величественная... Ирмосы пели монахи прекрасно: клир состоял из одних басов 464 , кроме какого-то послушника, высокого тенора. Это басовое пение шестигласных ирмосов невыразимо действует на душу. В Троицкой лавре поют также отлично, но там голоса перемешаны, здесь же, напротив, одни басы. Сказывали, что митрополит Амвросий 465 очень любит столповое пение и в бытность свою Казанским архиепископом кроме обыкновенных певчих архиерейского дома имел еще хор, составленный из одних басов, который предпочтительно любил слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но от монашества Петров не ушел. Великороссы Димитрий Сеченов и Гедеон чрезвычайно дорожили всеми талантливыми великороссами и тянули их вперед. Петров был для них такая находка, которую они не желали легко выпустить из рук. Заметив Петрова в синодальной типографии, Гедеон сразу оценил его и решил в себе, что он выведет его на дорогу. Он принудил его принять место в академии, ведшее за собой пострижение. Но Петров не постригался. Последовал указ об этом Синода, Петров не постригался. Гедеон в Синоде настаивал на своем требовании, и последовал вторичный указ, причем было прибавлено, что „уже отговоркам внимать не будут“ и чтобы Петров немедленно ехал в Петербург к Гедеону для пострижения. В 1759 году 29 лет от роду Петров пострижен Гедеоном с наименованием Гавриилом. Сеченов и Криновский стали так быстро возвышать его, что через два месяца он был ректором семинарии и лавры наместником. Три года он усиленно работал и по семинарии и над громадным хозяйством лавры, еле успевая принять раз в день пищу, состоящую из кашицы с сухарями. Чрез 3 года Гавриил сделан ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. По смерти Гедеона, поведшей за собой перемещение архиереев, он был назначен на Тверскую епископскую кафедру, на 33 году возраста, а в Петербурге ему поручали важные дела. Раз императрица Екатерина шла с ним рядом в крестном ходу и все время беседовала, и потом отозвалась, что он, „муж острый и резонабельный“. Она посвятила ему, в виде особого к нему уважения, свой перевод книги Мармонтеля Велизарий, причем в посвящении значилось: „Мы уверены, что сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как и добродетелью, с Велизарием сходны“. Покровители Гавриила выдвинули и другое духовное светило – Платона Левшина , тоже великоросса и тоже воспитанника московской академии. Платон рано прославился в Москве своей проповеднической деятельностью, которая началась в академии беседами с народом по катихизису, происходившими обыкновенно пред обедней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел, 1885 – Архимандрит Павел. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, о каждой с замечаниями. М., 1885 Панченко, 1973 – Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973 Панченко, Успенский, 1973 – Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепция первого монарха//ТОДРЛ, т. XXXVII. Л., 1983 Патерик, 1702 – Патерик Киево-Печерский. Киев, 1702 Пекарский, 1865 – Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. [Отдельный оттиск]. [СПб., 1865] Пернштейн, 1876 – Иоанн Пернштейн. Донесение о Московии. М., 1876 Петерсон, 1971 – Pemerson Th.G. The Survival of Byzanminism in 18 Century Greek Painting//Allen Memorial Art Museum. Bulletin, vol. XXIX, 1971, Петкович, 1965 – Петкович С. Зидно сликарство на 1557–1614. Нови Сад, 1965 Петров, 1866 – Петров П.Н. Сборник материалов для Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 3. СПб., 1866 Петров, 1902 – Петров Н.И. Коллекция старообрядческих икон и других священных предметов из Стародубья, собранная В.Н. Фальковским//Труды Киевской духовной академии, 1902, янв. Петров, 1911 – Петров Н.И. Один из способов похищения древних икон путем подмена их позднейшими копиями//Искусство. Киев, 1911, Пирсол, Солтер, 1973 – D. Pearsall, Е. Salter. Landscapes and Seasons of the Medieval World. Toronto. Buffalo, 1973 Писарев, 1904 – Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Репринт. М., 1991 Побединская, Уханова, 1985 – Побединская А.Г., Уханов И.Н. Произведения мстерских художников М.И. Дикарева и О.С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1985 Покровский, 1895 – Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. М., 1895 Покровский, 1899 – Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства//ПДПИ, CXXXIV. см., 1899 Покровский, 1900 – Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб.. 1900

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Но от монашества Петров не ушел. Великороссы Димитрий Сеченов и Гедеон чрезвычайно дорожили всеми талантливыми великороссами и тянули их вперед. Петров был для них такая находка, которую они не желали легко выпустить из рук. Заметив Петрова в синодальной типографии, Гедеон сразу оценил его и решил в себе, что он выведет его на дорогу. Он принудил его принять место в академии, ведшее за собой пострижение. Но Петров не постригался. Последовал указ об этом Синода, Петров не постригался. Гедеон в Синоде настаивал на своем требовании, и последовал вторичный указ, причем было прибавлено, что «уже отговоркам внимать не будут» и чтобы Петров немедленно ехал в Петербург к Гедеону для пострижения. В 1759 году, 29 лет от роду, Петров пострижен Гедеоном с наименованием Гавриилом. Сеченов и Криновский стали так быстро возвышать его, что через два месяца он был ректором семинарии и лавры наместником. Три года он усиленно работал и по семинарии и над громадным хозяйством лавры, еле успевая принять раз в день пищу, состоящую из кашицы с сухарями. Чрез 3 года Гавриил сделан ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. По смерти Гедеона, поведшей за собой перемещение архиереев, он был назначен на Тверскую епископскую кафедру, на 83 году возраста, а в Петербурге ему поручали важные дела. Раз императрица Екатерина шла с ним рядом в крестном ходу и все время беседовала, и потом отозвалась, что он, «муж острый и резонабельный». Она посвятила ему, в виде особого к нему уважения, свой перевод книги Мармонтеля Велизарий, причем в посвящении значилось: «Мы уверены, что сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как и добродетелию, с Велизарием сходны». Покровители Гавриила выдвинули и другое духовное светило — Платона Левшина , тоже великоросса и тоже воспитанника Московской академии. Платон рано прославился в Москве своей проповеднической деятельностью, которая началась в академии беседами с народом по катехизису, происходившими обыкновенно пред обедней.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010