Cioni P. Gorky and “the Gospel of the new faith”//Philological Class. 2018. 2 (52). С. 72. Пименов В. Ю. «Исповедь» М. Горького как манифест богостроительства//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. 2–2 (16). С. 169–170. Стейла Д. Богостроительство и авторитаризм: проблема соотношения большевизма и религии//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. 1–2. С. 546–547 К этому времени свящ. Г. Петров был автором двух брошюр, которые явно не могли быть близки М. Горькому: «Церковь Лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа»/Сост. свящ. Григорий Петров. СПб., 1896; «Соль земли [об истинно-христианской жизни и назначении человека]». СПб., 1896 (под псевдонимом). Щелкунов А. В. Формула добра и красоты. М.: Новый ключ, 2013. С. 13. Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 115. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. С. 9. Там же. С. 18. Kenworthy S. M. An Orthodox Social Gospel in Late-Imperial Russia//Religion and Society in Central and Eastern Europe, Vol. I. Maiami: Maiami University, 2006. P. 19. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. C. 112; Эти призывы он будет повторять из книги в книгу вновь и вновь, пока в последний раз они не прозвучат в основной книге Г.С. Петрова «Финляндии, стране белых лилий» [ Петров Г. С. Финляндия, страна белых лилий/Пер. М. Витухновской. СПб: Европейский дом, 2004. С. 69-70]. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 329. Там же. С. 335–336. Там же. С. 338. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М.: Главное издательство художественной литературы, 1955. С. 576. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 348.

http://bogoslov.ru/article/6193256

К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. Т. 1. С. 335). Однако восстановление Петрова в сане в то время уже не могло произойти по причине вступления его во второй, не венчанный, гражданский брак. В конце 1920 г. эмигрировал в Сербию, потом переехал во Францию. В 1923 г. закончил перевод своей книги «Страна болот: Финляндские впечатления» (М., 1910) на сербский язык, вышла под названием «Задари живота»(«Созидатели жизни»). Получив большую популярность, переведена на болгарский язык. В 1925 г. опубликована в Болгарии уже после смерти автора «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»), выдержала 14 изданий. В 1928 г. ее перевели на турецкий язык. В Турции книга переиздавалась 16 разот 12 до 25 тыс. экземпляров. В 2004 г. издана в РФ, см.: Петров Г.С. Страна болот: Финляндские впечатления. М., 1910; Он же. Финляндия, страна белых лилий/Авт. вступ. ст. и пер. М.А. Витухновская. СПб., 2004. О Г.С. Петровесм.: Петров Г.С. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию.СПб., 1908; Преображенский И.В. Новый и традиционный духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев, Кронштадтский. СПб., 1902; Руманов А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Биографияи история ссылки в монастырь. М., 1907; Фирсов С.Л. Священник Григорий Спиридонович Петров//Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века: Тезисы докладов и сообщений науч. конф. С.-Петербург. 19–20 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 208–211; Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. С. 334–335; Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни»//Родина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4 радиопередачи января: Цикл Год памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского » в рамках программы «Душеполезные чтения». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Ежедневно в 13.00//Фома. - – январь 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Цикл « К 90-летию со дня рождения А. И. Солженицына » в рамках программы «Литературные чтения» и «Лекторий». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге.  Каждое воскресенье, в 21.40 (повторение в понедельник, в 15.10)/Рекомендует Юлия Осинская , руководитель издательского отдела официальной радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров»//Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Бог и человек в мировой литературе. Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Каждую пятницу, в 21.40 (повторение в субботу, в 15.30)/Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); «Фома» – программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция « Говорит Москва ». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. Каждую среду, после 21.00. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »). Передача «Фома» – это вечерний разговор об актуальном и вечном, о вере и сомнениях, о церковной и нецерковной жизни. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова . Каждую первую среду месяца на вопросы слушателей отвечает священник Игорь Фомин . Последняя среда месяца – время главного редактора «Фомы» Владимира Легойды .   5 дисков января:   Представлены диски: «История Древней Руси». Ю. А. Соколов . Вып. 1. - Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков января »); Первый выпуск издания курса лекций по истории Древней Руси петербургского историка и постоянного автора радио «Град Петров» Юрия Алексеевича Соколова. Охвачен период от древнейших времен до основания Киева. Это не сухое изложение фактов и событий, а красочный рассказ о далеком прошлом.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Какой, однако, о. Петров неотступный последователь за Толстым!.. Недаром, с другой стороны, сектанты говорят об о. Петрове: «вот, это наш проповедник» ... Чем же, по крайней мере, сам о. Петров объясняет такой, совсем необычный для православного пастыря, характер своего проповедничества? Некоторый ключ к уразумению этого можно находить вот в чем. Однажды, доказывая заслуги графа Толстого в интересах христианства, о. Петров высказал ту мысль, что своими трактатами на евангельские темы Толстой привел светское общество к Евангелию, заставил его читать Евангелие, размышлять над ним, поучаться из него нравственной жизни 6 . «Нас-де, церковников, общество не слушает, а Толстого послушало: в этом его и заслуга». Вот, вероятно, чтобы заставить себя слушать, о. Петров так и боится набросить на себя и малейшую тень церковности. Но та масса слушателей, которую имеет о. Петров, говорит-ли о том, что он достигает своей цели именно тем, что упорно открещивается от всякой церковности? – Позволяем себе усомниться. И вот живое основание для нашего сомнения. Кому неизвестен отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и как проповедник, истолкователь слова Божия? По характеру своих духовных бесед и в храме, и в общественных собраниях, и в частных домах о. Иоанн – оратор, в теснейшем смысле слова, традиционный и, как таковой, диаметрально противоположен о. Петрову. Вот, для примера, одно из поучений о. Иоанна (18 Апреля 1902 г.) на Леушинском подворье на дневное евангельское чтение – «Беседа Иисуса Христа с Никодимом». В этом поучении применительно к содержанию Евангелия, о. Иоанн развивает мысли о необходимости для всякого христианина таинств крещения, покаяния и причащения, вопреки учению толстовцев, пашковцев и др. еретиков и горячо призывает всех не внимать басням еретиков, а крепко держаться учения и верований православной Церкви. Произнесение такого или подобного поучения было бы для о. Петрова таким же неподходящим делом, как, напр., ношение при мундире прокурора священнической камилавки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Очень значима серия его эскизов для журнала «Пламя» 1919 года. Сохранились только три листа – «Целование Иуды», «Отречение Петра» и «Распятие». Для Петрова-Водкина была важна тема предательства. И Иуды, и Петра, который трижды отрекся, как и Христос предсказал. Момент, когда художник работает над этой серией эскизов, совпал с его личными переживаниями. Был разгром эсеров, взяли Иванова-Разумника, а в его записной книжке нашли адреса людей, с кем он сотрудничал, в том числе адрес Петрова-Водкина, и художника на один день арестовали. И все эти настроения вылились в рисунках. Здесь тему предательства Петра Петров-Водкин представляет как независящие от человека обстоятельства, которые толкают на крайности и которые сложно выдержать. Вот такое было настроение. И художник много рисует распятого Христа. 5 самых ярких картин дореволюционного периода «Купание красного коня», 1912 год Здесь четко видна связь с древнерусским искусством, Петров-Водкин обратился к теме всадников, которая возникает в новгородских иконах, в частности, иконах Георгия Победоносца. И современники это прочитали. Но у Петрова-Водкина была чисто художественная задача – соединить несоединимое, показать в единстве движение и статику. Кстати, эскизы он писал со своего племянника и коня по кличке Мальчик. Красный цвет коня – из-за желания оторваться от быта, сделать символического всадника, мифологического, нездешнего. Конь – как судьба. Смотрит косым глазом – и грозный, и торжественный. Что ждет этого юношу? Когда началась Первая мировая, Петров-Водкин уверял, что он предвидел эти события. Доказать это, конечно, нельзя, но видимо, он просто чувствовал в жизни и тревогу, и радость, хотел символически показать эту сложность судьбы людей. «Мать», 1913 год С одной стороны, мы видим обычную крестьянку. Причем в ранних эскизах было лицо девушки, но все-таки Петров-Водкин выбрал чуть более грубоватое лицо по чертам, старше. Он не хотел делать идеализированный образ. Для него эта крестьянка воплощает Россию, народную, крестьянскую. Петров-Водкин пытался обобщить портретный образ матери до образа символического – страны.

http://pravmir.ru/creative/petrov-vodkin...

Не будет ли такая федерация напоминать удельного устройства Руси с его кровавыми междоусобицами, закончившимися порабощением России монгольской орде? Кто, кроме врагов России, или безмозглых доктринеров, может предлагать план расчленения, а чрез то и ослабления России? Когда Давид с приближенными ночью прокрался в стан Саула, проник даже в палатку последнего, то Авесса просил позволения у Давида заколоть спящего Саула, этого личного врага и гонителя Давидова, но Давид воспретил ему, говоря: Не убивай его, ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? Меня да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня ( 1Цар.26:9–10 ). И кого же сравнивает с Давидом священник Петров? Тех, которые рвали, топтали русские национальные флаги, поднимали красный флаг – символ резни и крови, поносили царя, пели революционную марсельезу, издавали дикие вопли: «крови! крови»! били и убивали осмеливавшихся сказать слово в защиту царя, проявлявших патриотические чувства, любовь к России и к русским, называли их презрительно черносотенцами. Царь и русское правительство – Голиаф; социалисты, анархисты, революционеры, убийцы из за угла, жиды и жидовствующие враги России и русского народа – Давид. Только свящ. Петров и мог сделать такое сравнение. Точно в насмешку над самим собой, или над здравым смыслом читателей свящ. Петров оканчивает свою статью словами Христа: «Познайте истину, и истина вас сделает истинно свободными. (Слова «истинно» в этом евангельском изречении нет; свящ. Петров восполняет слова Христа своими словами). Сам то свящ. Петров держится ли истины; уважает ли и любит ли истину? Он – деятельный сотрудник Русского Слова; а в какой иной газете печаталось больше лжи, особенно в октябре, ноябре и декабре 1905 года, как не в Русском Слове? Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты. Свящ. Петров перечислил с полдюжины свобод, но опустил еще одну – свободу лжи. В газетах, особенно либеральных, ложь и прежде текла ручьями, а с дарованием свободы печати в газетах, подобных Русскому Слову, она полилась реками – мутными, грязными, зловонными, угрожая залить, затопить, задушить смрадом все живое и доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Петров пост — зачем? В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… 28 июня, 2013 В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… Зачем нужен Петров пост? В чём разница между нами до и после него? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Петров пост в этом году короткий. Пасха поздняя была, поэтому и от  Троицы до праздника апостольского, 12 июля, расстояние по времени совсем небольшое. Но даже эта краткость временная недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, не убирает. И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей, поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего? Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением преумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения. Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут. В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.

http://pravmir.ru/petrov-post-zachem/

Скоромное в эти дни совсем запрещено есть, рыба дозволена только два раза во всю Четыредесятницу – в Благовещение и в Вербное воскресение, по субботам же и воскресеньям разрешено употреблять масло и вино. Обыкновенная пища в эти дни – сухоядение, есть – однажды в день и то не досыта, но старым и малым и матерям грудных младенцев можно есть два раза в день 1 . б) Пост Петров, иначе апостольский , начинается всегда спустя неделю после Пятидесятницы, или Троицына дня, и продолжается до 29-го июня, то есть до дня первоверховных апостолов Петра и Павла. Он установлен как в воспоминание того, что святые апостолы постились, приготовляясь на дело евангельской проповеди , так и в уважение к апостолам Петру и Павлу, которые в это время томились в темницах и в узах, а 29-го июня мученически скончались. Продолжение Петрова поста бывает не одинаково, смотря по тому как – рано или поздно – бывает Пасха. Самый большой Петров пост бывает шесть недель, а самый короткий – неделя со днем. Что же касается до пищи, то Петров пост менее строг, чем Великий. в) Успенский, или Богородичный пост всегда начинается с 1-го августа и продолжается две недели, то есть до 15-го августа. Этот пост установлен для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери, Которая перед Своим переселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Строгостью правил пощения Успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но менее строг, чем Великий. г) Пост Рождественский, который иначе называется Филиппов , потому что он начинается с 14 ноября, то есть с того дня, в который празднуется память святого апостола Филиппа, и продолжается до 25 декабря, то есть до дня Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы христиане приготовились к достойному сретению имеющего родиться Господа. Правила пощения, предписанные Церковью в Рождественский пост, так же строги, как и в Петров. Все эти четыре поста, о которых мы говорили, называются постами многодневными, потому что они продолжаются не один, а много дней, но есть посты и однодневные .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть мнение, что Петров пост существует для тех, кто не постился Великим постом, а тем, кто постился, его соблюдать необязательно. Правда ли это? Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска: - Мнение о том, что Петров пост установлен для тех, кто по каким-либо причинам не мог поститься в течение Великого поста, основывается на фрагменте из «Апостольского предания» священномученика Ипполита Римского: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это самое древнее упоминание о «посте после Пятидесятницы». Оно относится к первой половине III века и никак не связывает этот пост с именами апостолов Петра и Павла. Впоследствии, уже об «Апостольском посте», говорится в «Апостольских постановлениях», творениях Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Феодорита Кирского и других святых отцов. В разное время этот пост имел неодинаковую продолжительность, иногда он соблюдался до праздника Успения, то есть соединялся с Успенским постом. Возможно, в эпоху святого Ипполита Римского традиция Апостольского поста только начинала складываться. Однако впоследствии Петров пост утвердился в христианской Церкви в качестве обязательного канонического установления, никак не связанного с другими постами церковного календаря. Таким образом, пост апостолов Петра и Павла не отменяется и для тех, кто усердно постился в течение всего Великого поста. Петров пост приходится на период отпусков. Разрешает ли Церковь в это время ездить на отдых? Как быть с отпускными развлечениями: от всего нужно воздерживаться или только от скоромной еды? Отвечает священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова: - А разве среда и пятница не приходятся на период отпусков? Я бы сформулировал так: период отпусков у некоторых людей приходится на Петров пост. Теперь это выглядит честнее, и мы можем рассмотреть заданные вопросы более объективно.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/28/post...

Василии Петров Петров Василий Петрович (1736–1799) – поэт, переводчик. Главным трудом всей литературной жизни сына московского священника Василия Петрова был перевод «Энеиды» Вергилия, имевший не меньшее значение, чем знаменитые переводы, появившиеся через полвека, уже в пушкинские времена, – «Илиада» Николая Гнедича, «Освобожденный Иерусалим» Семена Раича, а в 1850 году – «Одиссея» Жуковского. Но имя Василия Петрова «обессмертил» не столько сам перевод, сколько два отзыва о нем. «...Среди наших молодых авторов невозможно пройти молчанием имя В.П. Петрова, библиотекаря собственной библиотеки императрицы. Сила поэзии этого молодого автора уже приближается к силе Ломоносова, и у него более гармонии; стиль его прозы исполнен красноречия и приятности; не говоря о других его сочинениях, следует отметить его перевод в стихах «Энеиды», первая песнь которой вышла недавно; этот перевод его обезсмертит». Так напишет о нем в 1770 году, о библиотекаре императрицы, не кто-нибудь, а сама императрица Екатерина II, что конечно же не могло не отразиться на его придворной карьере. Уже вскоре Василий Петров войдет в число одописцев и доверенных лиц как самой императрицы, так и всесильного Григория Потемкина. Но в литературе все произошло с точностью до «наоборот». В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев назовет его перевод «древним треухом, надетым на Вергилия ломоносовским покроем». Появятся пародии Сумарокова, Василия Майкова. Уже первая ода Петрова «На величественный карусель», изданная в 1766 году и отмеченная щедрым подарком императрицы – золотой табакеркой с 200 червонцами, была встречена Сумароковым пародийным «Дифирамбом Пегасу»: Мой дух, коль хочешь бытии славен, Остави прежний низкий стих! Он был естествен, прост и плавен, Но хладен, сух, безсилен, тих! Гремите, музы, сладко, красно, Великолепно, велегласно! Стремись, Пегас, под небеса, Дави эфирными брегами И бурными попри ногами Моря, и горы, и леса!.. Сумароков имитировал одический стиль Василия Петрова, как это он делал в своих предыдущих «Одах вздорных», пародируя одическую поэзию Ломоносова. После смерти Ломоносова он продолжал спор с его учениками, среди которых неожиданно выделился никому неведомый священник Петров.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010