3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никандр, епископ Вятский 522 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 5. Подлинник; Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. Обер-прокурору Св. синода: Собрание духовенства и церковных старост города Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице Вашем народного представителя церковных интересов пред лицом Государственной власти и молит Бога, чтобы при Вашем содействии осуществились давно ожидаемые церковные реформы в целях наибольшего христианского влияния Церкви на благо и процветание Великой России. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. 283. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Самарского и Ставропольского Михаила (Богданова) 4 марта 1917 г. Прошу руководственных указаний о молитвенных возношениях за богослужениями о предержащей власти. Епископ Михаил РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917 г. 1 отдел. V стол. Л. 28. Подлинник. 284. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) 4 марта 1917 г. Содержание моей речи 523 и объяснение немедленно высылаются почтой. Прошу вторично указания, кого поминать за службами вместо царя. Меня осаждают просьбами об этом. Серафим, епископ Екатеринбургский РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 30. Подлинник. 285. Телеграммы архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) и духовенства, епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений г. Симбирска 5 марта 1917 г. Председателю Государственной думы: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием1 приветствуем ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную думу, самоотверженно решившихся взять в свои руки бразды правления в тяжкий момент жизни государства. Молим Господа Бога, да поможет Он вам спасти Родину от постигших ее тяжких испытаний. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 14. Подлинник; Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 121. Председателю Совета министров:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 марта 1917 г. Св[ято]-Троицкая Александро-Невская Лавра. Петроград. [Подписали:] Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский Тихон [Белавин], архиепископ Литовский Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 4б.об. Машинопись. Копия; Петроградские ведомости. 1917. 42. С. 1; Церковность. Приложение к «Православному благовестнику». М., 1917. 336. С. 14; Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. 7. Отдел неофиц. С. 5758; Вера и жизнь. Чернигов, 1917. 34. С. 117118; Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 13. Часть неофиц. С. 910; Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. 8. Часть неофиц. С. 205206; Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 3. С. 12. Приложение к 6 Постановление Св. синода в связи с заявлением шести архиепископов Св. синода От 913 марта 1917 г. СЛУШАЛИ: заявление, прилагаемое при сем, шести архиепископов, присутствующих в Св. Синоде, и на основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: присоединяясь по существу к настоящему заявлению и находя образ действий нового обер-прокурора Св[ятейшего] Синода г. Львова неканоничным и незакономерным, Св[ятейший] Синод определяет: 1) довести до сведения Временного Правительства о сем, присовокупив, 2) что Св[ятейший] Синод не находит однако возможным оставить кормило Всероссийской православной церкви без кормчего и посему 3) оставляет за собой ведение дел по управлению православной российской церковью до созыва нового состава Св[ятейшего] Синода на основах канонических (архиереи избираются архиереями всей русской церкви путем опроса (по телеграфу), а лица пресвитерского сана – духовенством). 47 [Подписали:] Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский Сергий (Страгородский) , архиепископ Финляндский Тихон (Белавин) , архиепископ Литовский Арсений (Стадницкий) , архиепископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

646 Выдержка из данного письма опубликована также в книге: Голубцов Сергий , протодьякон. Московская Духовная академия в эпоху революций. Академия в социальном движении и служении. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. М., Изд. Мартис. 1999. С. 238. 647 С 14 апреля 1917 г. им являлся архиепископ Карталинский и Кахетинский Платон (Рождественский). 648 Письмо отправлено из Иркутска. Оно написано в качестве объяснения того факта, что 26 апреля 1917 г. при обыске у викария Забайкальской епархии епископа Ефрема, являвшегося ранее председателем местного отделения Союза имени Михаила Архангела, была найдена в большом количестве литература монархического содержания, изданная в 1907 году (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 164. Л. 49, 4146, 4950об., 57). По другим сведениям, епископ Ефрем был организатором местного отдела Союза русского народа. В состав этого отдела, созданного Ефремом (тогда – архимандритом) после революции 19051907 гг., входило около 500 членов (преимущественно – простолюдинов). В годы войны отдел прекратил свое существование (см.: Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 19141917 гг. Публ. Ю.И.Кирьянова. Вопросы истории. 1996. 7. С. 108; 10. С. 120). 650 Иннокентия (Фигуровского), епископа Переславского (Переславль-Залесского), викария Владимирской епархии, начальника Российской духовной миссии в Пекине. 651 29 апреля 1917 г. Св. синод принял решение о создании особого органа – Предсоборного Совета. В его задачу входила подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на Поместном соборе РПЦ. 12 мая было решено организовать в Совете ряд отделов, один из которых – «О правовом положении Православной Российской Церкви в государстве», возглавил архиепископ Арсений (Стадницкий) . Совет начал свою работу 12 июня 1917 г. Соответственно, Арсений, до 14 апреля 1917 г. являвшийся членом Св. синода, вновь получил возможность влиять на ход внутрицерковных дел (ЦВ. 1917. 1819. С. 101; ВЦОВ. 1917. 17. С. 3). 653 Церковно-приходские школы постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 г. были переведены из ведомства Св. синода в Министерство народного просвещения, что вызвало острое недовольство среди духовенства и значительной части православного населения (ЦВ. 1917. С. 192193).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 марта 1917 г. Манифест по городу объявлен. Объявлять ли с церковного амвона и по епархии. Ожидаю распоряжения Святейшего синода. Архиепископ Воронежский Тихон РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 8. Подлинник. 346. Телеграмма Св. синоду архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) 5 марта 1917 г. Покорнейше прошу распоряжения Святейшего синода о чине поминовения властей. Димитрий, архиепископ Таврический РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 9. Подлинник. 347. Телеграмма Св. синоду епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) 5 марта 1917 г. Вследствие обращения ко мне военных властей с требованием, смиреннейше прошу, ввиду пропечатания телеграфным агентством актов отречения от престола, дать указания относительно поминовения за богослужениями. Александр, епископ Вологодский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 10. Подлинник. 348. Телеграмма Св. синоду архиепископа Приморского и Владивостокского Евсевия (Никольского) и собрания духовенства г. Владивостока 10 марта 1917 г. Общее пастырское собрание города Владивостока [с] далекой окраины великой России, объединенное сознанием важности переживаемого момента, желает своей родине полного расцвета всех ее сил и скорейшей победы над внешним врагом, приветствует обновленный строй ее, просит в лице Вашего Высокопреосвященства Святейший синод принять такое приветствие и ниспослать благословение на общий объединенный труд. Архиепископ Евсевий, председатель собрания протоиерей Коноплев РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 77. Подлинник. 349. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила(Троицкого) Приблизительно 911 марта 1917 г. Акты прочитаны, молебен совершен, 578 [все] принято [с] полным спокойствием; ради успокоения, по желанию и просьбе духовенства, по телеграфу отправлено приветствие Председателю Думы. Архангельский епископ Нафанаил РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. У стол. Л. 57, 58. Подлинник. 350. Донесение Св. синоду епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не имея возможности произвести систематическое и подробное сравнение Устава с определениями 1917–1918 годов, мы довольствуемся указанием на несколько схожих положений, свидетельствующих о том, что составители пользовались постановлениями Собора 1917 года. Первое место в Уставе, как и в 1917 году, уделяется Поместному Собору. О нем говорится сразу вслед за общими положениями: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору» 878 . Устав не уточняет ни сроки созыва, ни состав Поместного Собора, ни пропорцию и роль мирян в нем: все это отныне решает архиерейский Собор. Однако процедура принятия решений вместе с правом вето «архиерейского совещания» очень напоминает определение 1917 года. Как и в 1917 году, при отказе большинства архиереев утвердить решение, принятое на пленарном заседании, последнее должно пересмотреться. Если же оно снова будет отвержено архиерейским совещанием, то полностью теряет юридическую силу 879 . Определение прав и обязанностей патриарха в Уставе очень схоже с Собором 1917–1918 годов, а иногда является настоящей цитатой последнего. Так, например, патриарх обязан предоставлять отчет о состоянии Церкви за межсоборный период (что и сделал патриарх Алексий на Соборе 2000 года), он обращается с пастырскими посланиями, сносится с представителями православных Поместных Церквей, со светскими властями 880 . А главное, Устав сохранил за патриархом право вето на решения Священного Синода в той форме, в которой оно было определено Собором 1917–1918 годов. Сходства с Собором 1917–1918 годов имеются и в главе, посвященной правам и обязанностям епархиальных архиереев. Статья 6 (10), называющая епископа «предстоятелем местной Церкви» 881 , является почти дословным воспроизведением ст. 15 Собора 1917 года. То же самое можно сказать и о статье 11, утверждающей полноту власти архиерея в области вероучения, священнодействия и пастырства 882 . Епископ пользуется также правом вето в отношении постановлений Епархиального собрания 883 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. II отдел. III стол. Д. 43. Л. 4об., 12. Машинопись. Копия. Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. 15. С. 16. Там же. Приложение к 20. С. 1. 390. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Харьковской епархии 17 мая 1917 г. Одушевленный желанием созидательной работы на благо свободной Церкви, первый Чрезвычайный Харьковский епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует народное правительство, отменившее позор русской жизни – смертную казнь, и выражает готовность всячески поддерживать укрепление в стране свободы, законности и порядка разъяснением всей пагубности преступных выступлений анархически настроенных необщественных элементов, а также укреплением нравственного сознания, что война, диктуемая насущными задачами самосохранения, должна быть доведена, согласно требования государственного разума, в неразрывном единении с союзниками и неизменной верности им, до достойного величия нашей Родины конца, обеспечивающего полное уничтожение милитаризма и братский мир народов. Съезд молит Христа Спасителя мира, да настанет скорее для исстрадавшейся] Родины время, когда все народы раскуют мечи на рала. 680 ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 183. Л. 9899. 391. Из телеграммы Временному правительству 681 1-го съезда монашествующих Московской епархии 682 19 мая 1917 г. [Временному правительству выражаем] доверие и пожелание благополучно довести до конца великое дело обновления России. Московский листок. М., 1917. 111. С. 4. 392. Телеграммы Оренбургского епархиального съезда духовенства и мирян 21 мая 1917 г. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Первый свободный съезд духовенства и мирян Оренбургской епархии, приветствуя вас как Председателя обновленного коалиционного правительства, выражает полную готовность содействовать Временному правительству во всех его начинаниях, направленных к счастью и благоденствию свободной России. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 150. Л. 34. Подлинник; Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. 15. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 54. Подлинник. 435. Телеграмма председателю Государственной думы собрания духовенства Новоторжского уезда Тверской губернии 10 марта 1917 г. Городское и сельское духовенство Новоторжского уезда на общем собрании 9 марта, движимое чувством любви к родине, в годину столь тяжких испытаний и во дни высокого подъема духа свободных граждан ее, считает своим святым долгом идти со своей паствой по пути устроения новой жизни на евангельских началах любви, мира и свободы, выражая полную готовность работать в согласии с правительством и взывать о том же к пастве. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 55. Подлинник. 436. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства г. Кишинева 10 марта 1917 г. Кишиневское духовенство искренно приветствует в вашем лице мужественного председателя Государственной Думы и первого гражданина свободной земли русской и готово все свои силы отдать на устроение обновленной родины на началах правды Божией [и] воли народной. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 57. Подлинник. 437. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства г. Царицына 720 Саратовской губернии 10 марта 1917 г. Петроград Председателю Исполнительного комитета Государственной Думы Михаилу Родзянко. Сердечно радуемся освобождению государства Российского от гнетущего тяжкого рабства, веками губившего силы народа. Испола 721 вам, смелые и честные борцы за давно желанную свободу. Молим Бога, чтобы Он дал вам силу и крепость мощно держать знамя свободы на многие лета. Духовенство города Царицына. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 58. Подлинник. JV» 438. Телеграмма обер-прокурору Св. синода служащих духовно-учебных заведений г. Одессы 10 марта 1917 г. Общее собрание служащих в духовно-учебных заведениях г. Одессы приветствует в вашем лице Временное Правительство Свободной России и выражает полную готовность служить ему по долгу совести на благо Церкви и Родины. Вологодские епарх. ведомости. Вологда, 1917. 7. Отдел неофиц. С. 57. 439. Телеграммы собрания преподавателей церковно-приходских школ Киева

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указом от 26 апр. 1917 г. Синод принял отставку Шавельского и тем же указом назначил новым протопресвитером Л. с оставлением его экстраординарным профессором ПгДА. Однако Л. в новую должность так и не вступил. Уже 7 мая 1917 г. Шавельский написал письмо обер-прокурору Львову, в к-ром, отметив, что военный министр А. Ф. Керенский направил его в ставку в качестве протопресвитера, попросил считать его прошения об отставке недействительными (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 5 ст. 1 отд. 1917 г. Д. 110. Л. 7). На II Всероссийском съезде военного и морского духовенства, проходившем 1-11 июля 1917 г. в Могилёве, посредством закрытой баллотировки (45 положительных голосов из 48) 9 июля Георгий Шавельский был избран протопресвитером военного и морского духовенства. Председателем съезда являлся Л. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 3 отд. 4 ст. 1917 г. Д. 22. Л. 7). На том же съезде Л. был избран делегатом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от военного и морского духовенства. Будучи членом Собора, Л. с 24 авг. 1917 г. состоял заместителем председателя Отдела по личному составу. Участвовал во всех 3 сессиях Собора. 19 авг. 1917 г. был выдвинут кандидатом в Помощники секретаря Собора, 21 авг.- в члены Совета Поместного Собора. 22 авг. был приглашен Соборным Советом для составления соборного послания к чадам православной Церкви, 23 сент. 1917 г.- для передачи послания Собора Румынскому фронту. 3 июня 1918 г. в рамках визита в Петроград патриарх Тихон посетил ПгДА, где его встречали преподаватели и студенты. От лица профессорско-преподавательского состава патриарха приветствовал Л. (Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 9. С. 3). С 1 мая 1920 по 1 окт. 1921 г. Л. являлся сотрудником 2-го отделения 4-й секции Единого гос. архивного фонда. С 4 дек. 1921 г. Л. профессор Петроградского Богословского ин-та на кафедре иностранных исповеданий, преподавал сравнительное богословие и «введение в науку о религии» (РНБ ОР. Ф. 574. Оп. 1. Д. 907. Л. 89). В 1917 г. полностью прекратилось поступление гос. средств на содержание храма, настоятелем к-рого был Л. В связи с этим Петроградское епархиальное управление в нач. 1918 г. поручило Л. выяснить у наркома просвещения А. В. Луначарского судьбу «памятников, храмов, как-то: Исаакиевского собора, Казанского собора, церкви Воскресения на крови, Спаса на водах и т. д.». В ответ последовало заявление о том, что храмы, которые являются памятниками народного искусства, будут поддерживаться на средства гос-ва или Петроградской коммуны; «что же касается освещения храма и содержания причта, то расходы на это всецело должны падать на средства прихожан» (Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 3. С. 3). 22 марта 1918 г. собор Воскресения Христова перешел под управление и охрану наркомата имуществ. 27 мая 1918 г. наркомат установил штат служащих храма с покрытием всех расходов по содержанию собора из казны (ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 244. Л. 8-8 об.).

http://pravenc.ru/text/2463575.html

23 февраля По городу развешивали объявления о прекращении беспорядков, но никто не обращал внимания на это. На заводах призывали к забастовке. Начались волнения, прозвучал первый выстрел: стреляли в городового, попали в женщину. Поняв безнаказанность, толпы стали собираться по всему городу. 25 февраля Чувствовалась власть улицы. Громили полицейские участки, появился красный флаг. В 16.00 жестоко избили городовых, это воодушевляло. В 17.00 у Гостиного Двора запели революционные песни, в 18.00 в жандармов бросили гранату 26 февраля Солдаты Павловского полка вышли из казарм и присоединились к толпе, начали избивать офицеров. 27 февраля Освободили заключенных из ДПЗ и Крестов. Установили свои посты на Финляндском вокзале, заняли арсенал, блокировали железную дорогу Подожгли здание окружного суда (на месте Большого дома). Армия вышла из-под контроля. Вечером адмирал Хабалов был арестован в Адмиралтействе. Началось восстание, все шли к Думе, требовали решительных мер. В феврале (2 марта по ст. ст.) 1917 года произошла революция . Государь Император Николай II отрекся от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича. Церковные ведомости. 1917. 9–15. С. 55–56. 3 марта Акт об отказе Великого Князя Михаила от восприятия верховной власти до решения Учредительного Собрания. Церковные ведомости. 1917. 9–15. 9 марта Святейший Синод обратился ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Николая II и отказа Великого Князя Михаила воспринять власть до решения Учредительного Собрания: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Церковные ведомости. 1917. 9–15. С. 57. 20 марта Временное Правительство постановило отменить вероисповедные и национальные ограничения. Церковные ведомости. 1917. 9–15. С. 64–66. 11 апреля (ст. ст.) 1917 года Святейший Синод назначил протоиерея Н. Чукова редактором неофициальной части «Олонецких епархиальных ведомостей», выходивших до 1 июня 1918 года. Приняв еще одно послушание, о. Николай сразу же публикует ряд статей, ориентирующих духовенство и рядовых верующих в быстром водовороте революционных событий. В своих статьях о. Николай с полным сознанием серьезности положения выдвигает на первый план вопросы, требующие неотложного решения. Само название статей ясно указывает на возникшие проблемы: «Демократизация церковной школы» (ОЕВ. 1917. 19); «Политические партии и христианская Церковь » (ОЕВ. 1917. 20); «Политические партии и школа» (ОЕВ. 1917. 21); «К вопросу о содержании духовенства» (ОЕВ. 1917. 22), «Вопрос о духовной школе на предстоящем епархиальном собрании» (ОЕВ. 1918. 11) и многое другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010