Благодарю Господа нашего, милостиво давшего мне силы, дабы положить их на сей скромный труд о военном духовенстве России. Православие в продолжении тысячелетней истории играло исключительную роль в жизни государства, в становлении духовного нацинально-патриостического самосознания народа. Сознавая высоту ответственности Вооруженных Сил перед государством, Церковь всегда окружала воинов заботой, вниманием и любовью к Отечеству. Это к ним, духовным героям, относятся слова Господа: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Ваш его Небесного»» ( Мф.5:1416 ). Митрофорный протоиерей Георгий (Поляков) Источники и литература Архимандрит Киприан (Пыжов). Мои воспоминания... Православная Русь, 1991, 22. Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Барсуков П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. Бирюков Юрий. Родина, 1995, 9. Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994. Большаков В.И. По закону исторического возмездия. М., 1998. Сергеев В., журн. Родина, 1, 1991. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, 9, 10, 1314, 20, 22. Всероссийский Церковно-общественный Вестник, 1917, 1112, VII; 3, VIII, 8. Гаршин В. Рассказы. Гумилев П.П. Русь и великая степь. М., 1989. Давыдов А.П., Киличенков А.А. Москва и судьбы Российского флота. М., 1996. Даниловский Благовестник, 1996, 8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вопросы истории, М., 1990, 10. Желобовский А.А. Исторический очерк «Столетие Военного Министерства 18021902 г.» Желобовский А.А. Наши герои на Дальнем Востоке. СПб., 1908. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. Золотарев О. Подвиги военных пастырей. Держава, 1995, 2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны, вып. IV СПб., 1904, вып. Х, 1905. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. Спб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимин. СПб., 2006. С. 66-67). Это изображение князя (в шубе, шапке, с крестом и мечом), выдержанное в стиле иконописи XVI в., довольно точно соответствует предписаниям иконописных подлинников. Др. произведения, так или иначе связанные с именем вел. кн. Михаила Александровича, демонстрируют разные варианты иконографии М. Я. Образ М. Я. широко представлен в совр. церковном искусстве. Его изображения отличаются разнообразием, т. к. ориентируются на разновременные и отличающиеся по стилю произведения. В мае 2008 г. на Советской (бывш. Почтовой) пл. Твери установлен конный памятник князю (скульптор А. Н. Ковальчук). Ист.: Писцовая и межевая книга Твери 1685-1686 гг./Сост.: А. В. Матисон. М., 2014. Лит.: Соколов А. В., свящ. Св. блгв. вел. кн. Михаил Ярославич Тверской. Тверь, 1864; Филимонов Г. Иконописный подлинник новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. Мат-лы. С. 15 (отд. изд.: М., 1873. С. 46); Барсуков. Источники рус. агиографии. 1882. Стб. 371; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 9-11; Колосов В. И. Св. блгв. вел. кн. Михаил Ярославич Тверской и переложение мощей его 23 июня 1902 г. Тверь, 1902; Успенский В. И., Писарев С. П. Св. блгв. кн. Михаил Ярославич Тверский: Выпись из лицевого Царственного Летописца. СПб., 1903; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого мон-ря в Москве: Иконописный подлинник. М., 1904, 1997р. С. 11; Савва (Тихомиров), архим. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1906. Т. 6; 1907. Т. 7; 1909. Т. 8; 1911. Т. 9; Любский М. П., свящ. Крестный ход из г. Твери в гор. Кашин. Тверь, 1909; Айналов Д. В. Миниатюры древнейших рус. рукописей в музее Троице-Сергиевой лавры и на ее выставке//Кр. отчет о деятельности Об-ва древней письменности и искусства за 1917-1923 гг. Л., 1925. С. 11-35. (ПДП; 190); он же. К истории древнерус. лит-ры: 2. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

М., 1895. Кириллов, 1905; Память прп. Кирилла, Новоезерского чудотворца//ЖСв. Кн. 6: Февр. 1905. С. 60-63; Голицын С. М. Записки уцелевшего. М., 1990. С. 328-335; Курдюмов М. Г. Год злоключений: Отчет об археогр. поездке в Белозерский край в авг. 1919 г.//Памятники Отечества. М., 1993. Вып. 30: Сев. Фиваида. С. 51-56; Акафист прп. Кириллу Новоезерскому. СПб., 1860; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Ч. 3. С. 460-474; Афанасьев В. Костромские святые: Житие прп. Кирилла Белого, Новоезерского чудотворца//Лит. учеба. 1994. 5. С. 144-161; он же (Лазарь, мон.). Житие прп. Кирилла Белого, Новоезерского чудотворца. Рязань, 2010; Житие Кирилла Новоезерского: Текст и словоуказ./Сост.: И. В. Азарова и др.; под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. (Памятники рус. агиогр. лит-ры); Описание о российских святых. С. 142-143; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; она же. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ./Под ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. Вып. 2. С. 249-301. Лит.:ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 507-516; Богословский Н. Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей: 4. Кирилло-Новоезерский мон-рь//Новгородский сб. 1865. Вып. 1. С. 275-279; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 154-163; Строев. Списки иерархов. Стб. 78-79; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 307-308; Васильев В. П. История канонизации рус. святых//ЧОИДР. 1893. Кн. 3. Отд. 3. С. 212-213; Успенский Н. П. Белозерская старина: Мат-лы для истории Белоозера, посада и уезда в XVII в. Новгород, 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 130; Барсов Е. В. Четии Минеи братьев Денисовых//Сб. статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 663-708; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. Минеям). П., 1951; М., 2008. С. 232-233; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1981. С. 61-62, 84; Ключевский. Древнерус. жития. С. 319-320; Кручинина А. Н. О музыкально-литург. творчестве Кириллова мон-ря//Монастырская традиция в древнерус.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Наконец, в сентябре 1726 г., Барский прибыл в Яффу, откуда пешком двинулся в Иерусалим. Между Рамле и Иерусалимом он, как и Лукьянов, был избит и ограблен арабами. В Иерусалиме он встретил Рождество и новый, 1727 год. 17 апреля он отплыл из Яффы на Синай. Был в Александрии и Каире, монастыре святой Екатерины. В 1729 г., уже из Ливана, Барский предпринял второе путешествие в Иерусалим – на сей раз через Назарет и Самарию. На Пасху 1729 г. мы видим его в Иерусалиме. После долгих странствий по Востоку, в Киев он вернулся лишь 5 сентября 1747 г. Собственноручное описание Барским его странствований оставалось в доме его матери и ее наследников до 1794 г. Громадный объем текста был, видимо, причиной того, что рукопись практически не переписывалась. Издавший ее на средства Православного Палестинского общества Н. П. Барсуков называет, кроме автографа, лишь три известных ему списка. 919 Важным дополнением к повествованию являются собственноручные рисунки автора, сохранившиеся как в его подлинном тексте, так и в отдельном альбоме, принадлежавшем Одесскому обществу истории и древностей. Григорович-Барский составляет целую эпоху в истории позднейших русских хождений, по существу замыкая этот жанр. Хотя и позже, во второй половине XVIII и в XIX вв. появились описания путешествий духовных и светских лиц, написанные в стиле хождений, но они, как правило, уже несут на себе черты развивающейся литературы путевых очерков. Описание Иерусалима и святых мест Палестины полностью соответствует этому промежуточному положению. Во многих случаях В. Г. Барского интересует не только непосредственно святыня и ее история, но и жизнь местного населения, и климатические условия, и архитектурные подробности церковных зданий и памятников. Ограничимся одним примером: «Гора Елеонская извнутрь града зрится сице: стоит же от страни восточной и есть височайшая. От верху ея зрится весь Иерусалим, аки на длани, такожде Иордан, иже стоит на восток, и езеро Содома и Гомора. Гора Елеонская, Российским или Руским язиком именуется гора Оливная, или Маслинная. Се же того ради прозвася тамо, яко много имат на себе садов от древа маслиннаго, от него же елей, или, просте рекше, олива делается. Суть некие маслинни великие и сице ветхие, яко еще от воплощения Христова (якоже повествуют) даже доселе стоят и плодородят не усихающе, еже есть не токмо видети, но и слишати преславно. Оттуду возвращшеся, снийдохом с гори темжде путем к Гефсимании, яже стоит при потоце Кедрском, идеже иногда весь бяше, якоже чтется в Писании Божественном, и людие жителствоваху в ней, нине же токмо садове обретаются и Гроб Матере Божия, стоящ в земли глибоко в церкви, от нея же здания вне ничтоже зрится, токмо вход, имущ вниз степеней пятьдесят, идеже посреде степеней, от обою страну, суть гроби Иоакима и Анни. Посреде же олтаря есть каплица каменна, в немь же внутрь гроб Матере Божия, каплица же и гроб от мрамора бела составленна». 920

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об Алексии см.: РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. 1011 Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. 1012 Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский , митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский , митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 466. Anm. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Monchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском : Жмакин В. , в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Особую ценность для изучения рассматриваемой темы имеет эпистолярное наследие митрополита Московского Филарета (Дроздова) – выдающегося церковного деятеля XIX века. Понять роль и значение святителя Филарета в жизни Горского помогают материалы из следующих опубликованных источников: «Письма митрополита Московского Филарета к А. В. Горскому»; «Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867»; «Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету»; «Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам» 431 . В исследовании использованы также «Письма Филарета, архиепископа Черниговского к A. В. Горскому» 432 . По значимости к ним примыкают дневниковые записи архиепископа Саввы (Тихомирова) , содержащие переписку этого архиерея за многие годы. В его труде под названием «Хроника моей жизни» 433 часто упоминается Горский. Большое значение имеет многотомный труд Н. Барсукова «Жизнь и труды М. П. Погодина» 434 . В этой серии напечатана переписка ученого с А. В. Горским по различным научным вопросам. Важной является статья М. Н. Воробьева «А. В. Горский и К. И. Невоструев (к вопросу о соавторстве)», где опубликована переписка ученых, позволяющая извлечь немало ценных сведений из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки 435 . II. Печатные труды профессора протоиерея А. В. Горского Отдельно изданные · Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842, 1852, 1857, 1865, 1873, 1882, 1902, 1996. · История Флорентийского собора. М., 1847. · Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России. М., 1848. · Св. Киприан, митрополит Киевский и всея России. М., 1848. · Жизнь святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. М., 1851; Сергиев Посад, 1902. · Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки/А. Горский, К. Невоструев . М., 1855–1917. Т. 1–6. · О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной. М., 1862. · Слово на день памяти свв. Кирилла и Мефодия. М., 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Путевые записки//РА. 1903. Кн. 2. 5. С. 133-134; 7. С. 466-467; Крылов В., сост. Административные док-ты и письма высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархиею и местными духовно-учебными заведениями за 1846-1868 гг. Каз., 1908. С. 75, 102, 104-108, 166-167, 242-243, 261-263, 270-280, 296, 327; Касьянов В. Д., прот. Из дневников 1870-1897 гг./Автор-сост.: А. В. Броднева. Красноярск, 2012. 2 кн. Лит.: Очерк жизни покойного преосв. Павла, еп. Камчатского//Странник. 1877. Т. 4. 11. С. 227-234; Преосв. Павел, еп. Камчатский: (Некр.)//Моск. ЕВ. 1877. 24. С. 230; Сулоцкий А. И., прот. Нек-рые черты из жизни покойного Камчатского еп. Павла//ДЧ. 1877. Июнь. С. 217-222 (отд. отт.: М., 1877); он же. Заметки к статье «Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском»//Иркутские ЕВ. Приб. 1878. 25. С. 285-289; [Виноградов А., прот.]. Восп. о преосв. Павле, еп. Камчатском//Там же. 1878. 1. С. 8-12; 2. С. 16-22; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 327-330, 365-370, 413, 416-417; Енисейское духовное приходское училище: (1820-1828 гг.)//Енисейские ЕВ. 1885. Ч. неофиц. 2. С. 21-29; 14. С. 249-266; Вавилов М. И. Последние дни в Рус. Америке, 1867-1868 гг.: Из записок очевидца//РС. 1886. Июнь. С. 594, 597-598; Словецкий И., свящ. Письмо в редакцию Якутских ЕВ//Якутские ЕВ. 1891. Отд. неофиц. 3. С. 29-31; Кириллов А. В. Мат-лы для истории Камчатской епархии//Камчатские ЕВ. 1894. 16. С. 333-343; 17. С. 353-359; Ист. записки о Якутской епархии, собранные по случаю 25-летия ее самостоятельности//Якутские ЕВ. 1897. 1. С. 7-13; 2. С. 20-24; 3. С. 36-38; Мисюрев А. А., прот. Кр. ист.-стат. очерк Томской епархии. Томск, 1897; Парышев С. Е. Распоряжения преосв. Павла и Дионисия, епископов Якутских, об отправлении богослужения на якутском яз.//Якутские ЕВ. 1902. 7. С. 110-112; он же. По поводу посещения архиеп. Камчатским Иннокентием г. Якутска в 1862 г.//Там же. 1911. 2. С. 25-28; 5. С. 69-76; 1912. 1. С. 12-16; 4. С. 64-66; 7. С. 127-128; 11. С. 185-192; 12. С. 205-208; 14. С. 236-240; 15. С. 252-255; 16. С. 267-270; Климент (Капалин), митр. РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 139-142. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2578501.html

С. 158) пишет, что Святейший Синод имел законодательную власть, но не дает ей никакого определения; Доброклонский. 4. С. 75; Суворов. 1. Учебник (1912). § 81; Верховской. Учреждение. 1. С. 108; он же. Очерки. С. 133. Законодательство в отношении церковных дел архиепископ Антоний Храповицкий определил как «порабощение Церкви» (Отзывы. 3. С. 192). 347 См. ниже § 13–16 и § 19–21. 348 Верховской. Учреждение. 1. С. 595; он же. Очерки. 1. С. 121. Ср.: Ивановский. Учебник государственного права. Казань, 1914. 4-е изд. С. 311. 349 В III Государственной думе было 440 членов. По вероисповеданию они образовывали следующие группы: православных и старообрядцев (вместе) 382, католиков – 25, лютеран – 19, армяно-григориан – 2, евреев – 2, мусульман – 10 (Ежегодник газеты «Речь» на 1912 год. СПб., 1912. С. 126). 350 Верховской. Учреждение. 1. С. 595. 351 Верховской. Очерки. С. 123, 127. 352 Сборник. 113. 2. С. 341–370. 353 Там же. 113 2. С. 4; «Правила о ревизии» от 1865 г., в: 2 ПСЗ. 40. 42742; «Правила…» от 1911 г., в: 3 ПСЗ. 31. 35004. 354 Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. С. 692. 355 Сборник. 113. 2. С. 370–383; Савва. Хроника. 6. С. 557, 558, 551; 9. С. 495. 356 ПСПиР. 2. 596; Бердников. Краткий курс (1888). С. 158; Никольский. Новые духовные законы. 2. С. 8–12, 77–82, 82–97; Калашников (по указателю); Устав Духовных консисторий от 1883 г. Ст. 280–284, 86; ПСПиР. 3. 1061; ПСЗ. 16. 12060; 17. 12471; 32. 26671; Устав 1883 г. Ст. 47, 48, 92; Извлечения… за 1858 год. С. 15. 357 Особенно в: Прав. об. 1870–1872 (отделы «Хроника» и «Внутренние известия»). Следует также отметить следующие статьи: Сушков С. П. Каноническое устройство церковного управления, в: Русс. вест. 1870. 7; Соколов Н. К. (см. библиогр.); он же. Церковный суд в первые три века христианства, в: Прав. об. 1870. 11–12; он же. О составе епископского управления – там же. 10; он же. Основные начала судебной реформы в применении к ведомству церковного суда – там же. Н. К. Соколов пытался доказать необходимость реформы духовного суда в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

С. 4-45; Журнал частного совещания в г. Задонске по вопросу о порядке празднования 50-летия со дня открытия мощей свт. Тихона//Воронежская старина. 1911. Вып. 10. С. 44-51; Олейников Т. М. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//Там же. С. 95-98; Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России чудотворец. М., 1912. С. 1-42; Черменский П. Н. Донские вотчины бояр Романовых. Тамбов, 1915. С. 35-36; Красное знамя. Елец, 1929. 58. С. 2; 59. С. 3; За коллективизацию. Липецк, 17 сент. 1931. 96. С. 1; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Маш. Ч. 1. С. 82-87, 102-104; Ч. 4. С. 620-633, 718-727; Шатров Е. В. Дважды разоблаченные. М., 1967. С. 47-55; 3ыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России, 1917-1921. М., 1973. С. 177; Горлов В. П., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецк, 1993; Данилов В. И. Галичья гора. Воронеж, 1975. С. 43; Морев Л. А. Под перезвон колокольный: Задонск и Задонский Богородицкий мон-рь в досоветский период. Липецк, 1999. С. 3-102; он же. История Задонского муж. мон-ря. Задонск, 2003; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 39-43, 328; Задонский Богородицкий мон-рь//Липецкая энцикл. Липецк, 2000. Т. 2. С. 32-33; Барсукова И. Как я была хранительницей мощей//Светоч. Пермь, 2001. 8. С. 12; Титова В. В. Свт. Тихон Задонский: Биография и судьба//Сб. Орловского церк.-ист.-археол. об-ва. 2001. 2. С. 164-166; Воронежские архипастыри. С. 308, 455, 479-483; Дамаскин (Орловский), игум. История РПЦ в документах АП РФ: Новомученики XX в. М., 2004. С. 38, 54. (Память мучеников и исповедников РПЦ. Тр.; Вып. 1); Духовное сердце Липецка: Паройская пуст. Древне-Успенский храм. Св.-Успенский Липецкий муж. мон-рь. Липецк, 2005. С. 12; Елагин Н. В. Житие свт. Тихона Задонского. Задонск, 2005. С. 18-21; Митрофан (Шкурин), игум. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к РПЦ в 1922-1929 гг.: Канд.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Сейчас происходит нечто более страшное. Церковь начинает превращаться, в том числе и при соучастии некоторых представителей духовенства, не в государственную религию, а в государственную ИДЕОЛОГИЮ, в идеологию государства, которое объявило себя государством светским. То есть это государство, которое даже и не собирается, хотя бы внешне, как это было во времена императора Константина, воцерковляться. Государство просто использует Церковь — берёт её в качестве инструмента своего агитпропа, пытается православной атрибутикой дополнить свою деятельность, отнюдь на Христа не ориентированную. И это – самое искусительное. Творчество писателя Войновича всегда вызывало у меня критическое отношение, оно казалось мне пустым ёрничеством человека, равнодушного к судьбе моего народа, солдат Иван Чонкин представлялся мне клеветой на русского солдата, этаким псевдо-Тёркиным и т.д. Когда я прочёл в конце 1980ых антиутопию «Москва 2042», я подумал только одно — насколько же Войнович не верит в Россию, насколько он презирает Русскую Православную Церковь. Но наблюдая происходящее в нашей церковной жизни сейчас, я вынужден признать, что, во многом, Войнович, к сожалению, оказался прав. Образ отца Звездония сейчас вполне отчетливо ассоциируется с вполне конкретными представителями нашего духовенства. И прогноз Войновича, если он всё же верен, – это приговор и для страны, и для Церкви. Последнее меня волнует как священника больше всего. Петров: В Российском Государственном Историческом Архиве случайно натолкнулся на такую цитату, произнесённые в 1909 году на открытии в Могилёвской губернии Горецкого землемерно-агрономического училища, его директором Иваном Барсуковым: «Изучение русских законов покажет учащемуся, что Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов Церкви и блюститель Правоверия и всякого к церкви святой благочестия, поэтому помимо присущего всякому культурному человеку религиозного чувства, ученик обязан чтить Церковь, как государственное учреждение, более того, как одну из важнейших основ нашего государственного строя». Не кажется ли Вам, что в таком подходе, может быть, и заключается одна из причин тех проблем, которые ждали Россию в 1917 году и после?

http://pravmir.ru/bolsheviki-ubivali-per...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010