—8— В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли в течение года следующие перемены: Ректор Академии Феодор, Епископ Волоколамский, с 25 ноября 1916 года переименованный первым викарием Московской епархии, указом Святейшего Синода от 1-го мая 1917 года назначен управляющим, на правах настоятеля, Московским Даниловым монастырем, с увольнением его от занимаемой им должности Ректора Московской Духовной Академии. На его место Советом Академии избран на пятилетний срок (с 10 сентября 1917 года по 10 сентября 1922 года) и указом Святейшего Синода от 18 сентября 1917 года за 8929 утвержден в должности Ректора экстраординарный профессор Академии по кафедре истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной церкви от 1054 года до настоящего времени, магистр богословия, Статский Советник Анатолий Петрович Орлов, с возведением его, по рукоположении во священника, в сан протоиерея. Сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии Митрофан Дмитриевич Муретов, читавший лекции по Священному Писанию Нового Завета и состоявший членом Совета Академии, 11 марта 1917 года волею Божией скончался. Ординарный профессор по кафедре основного богословия Сергей Сергеевич Глаголев, по выслуге 25-ти лет в штатных преподавательских должностях при Академии, указом Святейшего Синода от 19 сентября 1917 года за 8969 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора Академии. —9— Ординарный профессор по кафедре нравственного богословия Михаил Михайлович Тареев постановлением Совета Академии от 4 мая 1917 года избран редактором академического журнала «Богословский Вестник» на место экстраординарного профессора по кафедре истории философии священника Павла Александровича Флоренского, тем же постановлением Совета уволенного от этой должности, согласно его прошению. Экстраординарный профессор по 1-й кафедре патрологии Иван Васильевич Попов, определением Совета Петроградской Духовной Академии от 7 мая 1917 года удостоенный, за представленное им сочинение под заглавием: «Личность и учение блаженного Августина . Том первый. Ч. I. Личность бл. Августина. Ч. II. Гносеология и онтология бл. Августина». Сергиев Посад, 1916 года, ученой степени доктора церковной истории, согласно избранию Совета Московской Духовной Академии, указом Святейшего Синода от 9 июня 1917 года за 6057 утвержден в звании ординарного профессора оной с 15-го мая 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист.: Определения Святейшего Синода за 6 марта - 4 окт. 1917 г.//ЦВед. 1917. 9-42; Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. 2 вып.; Собор, 1918. Деяния. Т. 1; Жевахов Н. Д. Восп. тов. обер-прокурора Св. Синода. М., 1993. 2 т.; Любимов Н. , протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апр.- 12 июня 1917 г.)//Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995. С. 15-120. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 8); Февральская революция: Сб. док-тов. М., 1996; Грюнберг П. Н. О положении епископата РПЦ при Временном правительстве: (По новооткрытым источникам)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 69-163. Лит.: Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924; Карташёв А. В. Временное правительство и Рус. Церковь//Из истории христ. Церкви на родине и за рубежом в XX ст.: Сб. М., 1995. С. 9-27. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 5); Фруменкова Т. Г. Высшее правосл. духовенство России в 1917 г.//Из глубины времен. СПб., 1995. 5. С. 74-94; она же. Синод и Февральская революция//Февральская революция: Сб. науч. ст. СПб., 1995; она же. Деятельность В. Н. Львова на посту обер-прокурора Св. Синода//Рос. интеллигенция на ист. переломе: 1-я треть XX в.: Сб. СПб., 1996; Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва//Церковь и гос-во в рус. правосл. и зап. лат. традициях: Мат-лы конф. 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996; Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 2. С. 720-743; Редькина О. Ю. Политика Временного правительства (февр.-окт. 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. 5. С. 64-85; Одинцов М. И. На пути к Поместному Собору (февр.-авг. 1917 г.)//Религиоведение. 2001. 2. С. 9-30; Соколов А. В. Св. Синод и Временное правительство: Февр.-апр. 1917 г.//Вестн. молодых ученых: Ист. науки. 2001. 2; Гайда Ф. А. Рус. Церковь и полит. ситуация после Февральской революции 1917 г.: (К постановке вопроса)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 60-68; Бабкин М. А. Духовенство РПЦ и Февральская революция 1917 г. М., 2002; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-1918 гг.). М., 2002. С. 485-565.

http://pravenc.ru/text/155432.html

1917,12  марта – в связи с отречением императора Николая II и действиями новой власти направляет телеграммы всем благочинным с призывом «общими силами уяснить себе и пастве важность переживаемых событий, ответственность всех за целость Родины» 1917,9 июня – определением Св. Синода, согласно результатам голосования правящих и викарных епископов, вызван в Петроград для участия в работе Предсоборного совета (набрал 46 голосов) 1917,15  июня – председательствовал на епархиальном съезде Тамбовской епархии 1917,21  июня – определением Св. Синода назначен председателем седьмого отдела (о церковном хозяйстве) Предсоборного совета 1917  – член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., председатель отдела о преподавании Закона Божия 1917, 23 сентября – на заседании Поместного Собора сделал доклад по деятельности возглавляемого Отдела о преподавании Закона Божия в школе 1917,11  октября – прием соборной делегации во главе с архиепископом Кириллом министром исповеданий А. В. Карташевым , а также А. Ф. Керенским 1917.14  октября – внеочередной доклад архиепископа Кирилла на Поместном Соборе о переговорах с Временным правительством 1917,27  октября – вместе с архимандритом Вениамином (Фед- ченковым) оказался в московском Кремле во время военного противостояния большевиков и юнкеров 1917,31 октября – во время выборов общего числа кандидатов в патриархи указывался вторым (после митрополита Антония (Храповицкого) по числу голосов, а во время голосования по конкретным кандидатурам – пятым, четвертым и третьим соответственно в трех турах голосования 1917,7  декабря – избран одним из пяти заместителей членов Св. Синода 1918,4 (17) февраля – организованное законоучительным отделом Поместного Собора (отдел под председательством архиепископа Кирилла) собрание Всероссийского совета родительских организаций, Союза союзов родительских комитетов г. Москвы, представителей родительских комитетов г. Петрограда и законоучителей всех учебных заведений г. Москвы единогласно постановило признать преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях обязательным, а попытки его изгнания из школы считать давлением на совесть родителей и учащихся

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

С марта 1917 г. в «П. е. в.» публиковали отклики на революционные потрясения и многочисленные, порой противоречивые статьи на социальные темы (с 12 за 1917 журнал выходил без цензуры). Редактор Колосов писал о ценности обретенной свободы («Бойтесь разбить драгоценный сосуд» (1917. 13. С. 225-230)), о многообразии возможного гос. устройства («Христианство, формы государственного правления и социализм» (1917. 16/17. С. 300-303; 18/19. С. 339-355)) и в то же время опасался отделения Церкви от гос-ва («Преждевременная мысль» (1917. 26/27. С. 399-405)). На эту же тему печатали заметки местных авторов (напр., «Взаимоотношения Церкви и государства» А. Рыбакова (1917. 16/17. С. 303-306)) и перепечатывали статьи из других изданий («Религия и государство» прот. Павла Светлова (1917. 28/29. С. 429-433)). Правящий еп. сщмч. Андроник (Никольский) в своих воззваниях не скрывал негативного отношения к состоянию гос. дел, Февральскую революцию именовал «государственным переворотом» («Архипастырское обращение» (1917. 13. С. 217-221); см. также его призыв «К предстоящему Учредительному собранию» (1917. 9. С. 160-164), «К духовенству Пермской епархии» (1918. 3. С. 23-25), «Перед лицом психологии современной разрухи (обращение к духовенству и всем образованным русским людям)» (1918. 4/5. С. 42-47)). Печатались также сатирические заметки и рассказы: «От буржуев житья не стало» Б. Ж. (1917. 26/27. С. 420-422), «Разговор с бестолковым» Тэффи (1918. 1/2. С. 18-21). Среди документов о церковной жизни - «Письма с Церковного Собора» ректора Астраханской ДС прот. Николая Летницкого (1917. 30/32. С. 456-466), постановление патриарха и Синода 65 от 15 февр. 1918 г. (1918. 7/9. С. 76-80), сообщения об обысках в покоях и канцелярии еп. Андроника, о занятии здания ДС под военный отдел исполкома, а здания ДУ - под курсы военных инструкторов («Хроника» (1918. 15/16. С. 145-147)), заметка памяти митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) «Ангел Самарской паствы» свящ. Иоанна Пьянкова (1918. 15/17. С. 161-162). После освобождения Перми от большевиков в возобновленном издании «П. е. в.» были напечатаны «Послание архипастырей и членов Всероссийского Свящ. Собора епархий Сибирских и Приуралья всем членам Православной Церкви епархий, освобожденных от советской власти» (1919. 1. С. 4-7), репортаж о посещении Перми Верховным правителем А. В. Колчаком 1. С. 10-13), «Список священно-церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Св. Церковь» 1. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Рогозный П. Г. Епископат Российской Церкви на Украине в 1917 году//Украинский вопрос в революционных событиях 1917 года. СПб., 2006 Рогозный П. Г. «Церковный большевизм». К изучению языка борьбы за власть в Российской Православной Церкви//Социально-политическая история России первой четверти XX века СПб., 2006 Рогозный П. Г. «Пред нашими взорами совершился суд над историей». (Проповедь профессора А. Л. Дмитриевского 5 марта 1917 года)//Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2008. Т. XXX Рогозный П. Г. Несколько новых штрихов к биографии патриарха Сергия (Страгородского) //Политика. Общество. Человек. К 85-летию доктора исторических наук, профессора А. З. Ваксера. СПб., 2008 Сенин А. С. Гучков. МЦ 1996 Снигирева Э. А. От Февраля к Октябрю ( церковь и политика)//Атеизм, религия, современность. Л., 1973 Снигирева Э. А. Политическая переориентация русского православия в первое десятилетие советской власти (1917 – 1927 гг.) Автореферат дисс. канд. ист. наук. Д, 1974 Соколов А. В. Временное правительство и Русская православная церковь (1917 год). Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб., 2002 Смирнов Н. Н. На переломе: Российское учительство накануне и в дни революции 1917 года. СПб., 1994 Смолин И. К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917 – 1918 гг. (К истории взаимоотношений между государством и церковью в России)// Смолин И. К. История Русской Церкви 1700 – 1917. Ч. 2. М., 1997 Соболев Г. Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда. Л., 1973 Федоров В. А. Русская православная церковь  и государство. Синодальный период 1700 – 1917. М, 2003 Фирсов С. Л. Православная церковь  и государство в последние десятилетия существования самодержавия в России. СПб., 1996 Фирсов С. Л. Записка 32-х священников как источник по истории Православной Российской Церкви//Русское прошлое. СПб., 1996. 7 Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен. М., 2002 Фирсов С. Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи Николая II. СПб., 2008

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец апрелямай 1917 г. Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Смоленской епархии, приступая к обсуждению вопросов переустройства церковной жизни на началах свободы и самоопределения, шлет свой горячий привет и сердечные пожелания благотворной работы Временному правительству, твердо стоящему на страже защиты прав величия и славы нашего Отечества и Православной церкви, в борьбе за раскрепощение Родины от всякого гнета, и принявшему на себя тяжелый труд вывести дорогую Родину на путь свободной, истинно христианской жизни. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 165. Л. 17. Подлинник. 380. Телеграммы Симбирского епархиального собрания духовенства и мирян 25 апреля3 мая 1917 г. Министру-председателю князю Г.Е. Львову: Симбирское епархиальное церковно-народное собрание приветствует демократизацию государственного строя, всей душой с Вами, несущими огромное бремя власти. Будьте непоколебимы. Прочь гибельное двоевластие. 670 Полное доверие Вам и вашим товарищам. Ждем Учредительного собрания. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 164. Л. 16. Подлинник; Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Симбирская церковь напряженно ждет одновременно с Учредительным собранием созыва церковного [Поместного] собора. Тяготимся расстройством церковно-общественной жизни. Ждем с нетерпением коренных церковных реформ. Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. 381. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Астраханской епархии 2 мая 1917 г. Родзянко М.В.: Чрезвычайный Съезд духовенства и мирян Астраханской епархии приветствует в вашем лице Временное Правительство, выражает ему полное доверие и признательность за отмену смертной казни, сознавая многотрудность лежащей на нем задачи, желаетем крепости сил и мужества благополучно довести Государственный Корабль до Учредительного Собрания, и настоящую войну до победоносного конца. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 168. Подлинник; Журналы Астраханского епархиального 40-го съезда духовенства и мирян. 210 мая 1917 г. Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917 г. Приложение к 11. С. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

106 Весной и летом 1917 г., на фоне получившего широкое распространение процесса отхода общества от Церкви среди паствы появились воинствующие антиклерикальные настроения. На приходах происходили массовые изгнания клириков. Прихожане возмущались установленными платами за совершение священниками треб, бесконтрольностью распределения церковных денег, нередко и безнравственной жизнью своих пастырей. Получили широкое распространение сведение личных счетов и различные интриги. В различных епархиях число изгнанных священников исчислялось десятками и сотнями. Например, в Киевской и Волынской епархиях в течение трех первых недель апреля по решениям сельских обществ было удалено со своих мест по 60 священников, в Саратовской –65; в Пензенской губернии было изгнано 70 церковных пастырей, что составляло 510 % от общего числа приходских священников названных епархий (см.: ВЦОВ. 1917. 35. С. 12; 36. С. 4; 40. С. 1; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. 27. Отдел неофиц. С. 102103; Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. 910. Часть неофиц. С. 298; Церковная правда. Симбирск, 1917. 4. С. 2; Свет. Пг., 1917. 81. С. 2; 88. С. 4; Бессарабский церковный голос. Кишинев, 1917. 2930. С. 552; Терский вестник. Владикавказ, 1917. 7. С. 4; Емелях Л.И. Крестьяне и Церковь накануне Октября. Л., Наука. 1976. С. 7783; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. синода по ведомству Православного исповедания за 1914 г. Пг, 1916. Приложение 9. С. 2425). 108 Согласно определению Св. синода 4443 от 12 июля 1917г., данное обращение подлежа ло широкому обнародованию. Его надлежало прочитать со всех церковных амвонов в первый воскресный или праздничный день после получения текста. Кроме того, его предлагалось опубликовать в «Церковных ведомостях», «Вестнике Временного правительства», «Всероссийском церковно-общественном вестнике» и других периодических изданиях (ЦВ. 1917. 30. С. 233). 109 18 июня 1917 г. российские войска перешли в наступление против австрийской армии. Главный удар был сосредоточен на юго-западном фронте. Его целью было овладение столицей Галиции Львовом. Однако наступление было неудачным: в начале июля немецкими и австрийскими войсками оно было остановлено (Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне. Смоленск, 2000. Изд. Русич. С. 375377).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вплоть до принятия Кодекса канонического права 1917 г. круг источников права для католич. Церкви был гораздо шире современного. Так, в Декрете Грациана содержатся разнообразные по происхождению нормы: цитаты из Свящ. Писания, постановления Вселенских и поместных Соборов, акты зап. местных Соборов, высказывания отцов Церкви, декреталии Римских пап, постановления и судебные решения отдельных епископов, постановления рим. императоров и нормы «Corpus iuris civilis» имп. Юстиниана, капитулярии Меровингов и Каролингов, постановления римско-герм. императоров. Одним из основных источников для формирования К. п. было рим. право, и Зап. Церковь в средние века сыграла важнейшую роль в его рецепции в Европе. Большое количество норм К. п., заимствованных из светского права, способствовало разработке средневек. канонистами концепции «апробированного» католич. Церковью светского права, а также концепции рим. права как вспомогательного права (jus suppletorium), обосновывавших их применение, когда каноны не дают ясных указаний. Если доктрина вспомогательного права была в ходу до 1917 г., то концепция «апробированного» права сохраняет актуальность до наст. времени. Римско-католическая Церковь «апробирует» гражданские законы, не противоречащие Божественному праву (CIC. 22). В католич. К. п. учитывается национальное государственное право в части норм, касающихся договоров (CIC (1917). 33 § 2, 1529; CIC. 1290) и сделок (CIC (1917). 1926; CIC. 1714), заключения брака (CIC (1917). 1059, 1063 § 3, 1080 и др.; CIC. 1071 § 1. 2, 1105 § 2), усыновления (CIC (1917). 1059, 1080; CIC. 110, 877 § 3), опеки (CIC. 98 § 2), прескрипций (CIC (1917). 1508; CIC. 197), доказательств в суде с использованием офиц. гос. документов (CIC (1917). 1813 § 2, 1814), завещаний (CIC (1917). 1301 § 1, 1513 § 2; CIC. 668 § 1, 1299 § 2), управления церковным имуществом (CIC (1917). 547 § 2, 1523 § 2; CIC. 1500, 1284 § 2.3, 1286 § 1), препятствий к рукоположению в сан (CIC (1917). 987 § 5) и др. В нек-рых странах, где католицизм являлся гос. религией, К. п. было встроено в систему национального права (в ряде гос-в это положение сохраняется и в наст. время).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Голубцов Георгий, протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник: (29 января – 18 апреля 1918 г.)//Российская Церковь в годы революции. (1917–1918). Сборник/публ. М.И. Одинцов. М., 1995. С. 121–269. Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008. Доклад Отдела о высшем и окружном церковном управлении об образовании новых епархий и викариатств//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 42–43. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении о будущих Соборах Российской Православной Церкви и их составе//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 18–24. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении в церковных округах//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 31–34. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. Кривошеева НА., Мраморнов А. И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 5–32. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010