Он является Сыном Божиим «не по существу, а по благодати». Практически для всех доникейских триадологических научно-философских и богословских систем был характерен субординационизм, т. е. принцип «подчиненности» и, следовательно, второстепенности Второго и Третьего Лиц Св. Троицы пред Лицом Первым. На Соборе в Никее (325) после долгих прений восторжествовало «омоусианство» – учение, прямо противоположное арианству. Оно выразилось в Никейском символе, где после слов «от Отца рожденного» говорилось: «несотворенного, единосущного Отцу» (Ομοουσιον τω Πατρι). Арий был отлучен, сослан и умер в изгнании. Однако этим история А. не закончилась. Понадобилось время и гений отцов Церкви, таких как великие каппадокийцы, чтобы подготовить богословское сознание Церкви для усвоения тайны Троицы. Даже после Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 г. арианство было побеждено не сразу. Следы А. можно найти в Константинополе в VI в. Еще упорнее арианство держалось среди варварских народов, благодаря сравнительной простоте положений арианства. Ограничительные меры императоров не распространялись на варварские государства. Остготы оставались арианами до 553, вестготы Испании – до собора в Толедо 589; вандалы, занявшие северную Африку,– до 533; бургунды были арианами до присоединения их к королевству франков в 534, лангобарды – до середины VII в. APXIEPEU (от греч. ρχιερες) – в греческой и русской церкви именование всех лиц, имеющих епископский сан: епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов. Священнический чин – иереи. БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР (1431–1439) – собор, явившийся продолжением Констанцского. Подтвердил провозглашенное на Констанцском соборе положение о том, что авторитет соборов выше авторитета папы. Первые 25 сессий (до переноса собора в Феррару и Флоренцию) признаются в РКЦ Вселенским собором. БАПТИЗМ (от греч. βαπτξω – крещу, погружаю) – христианское исповедание, оформившееся самостоятельно в XVII в. в Англии среди пуритан, а затем и в других странах Европы. Из двух основных направлений («общие» и «частные») последнее, представлявшее кальвинистскую позицию, постепенно стало преобладающим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Эта партия, со своими Фанатическими стремлениями, не могла долго держаться. Табориты имели силу и значение в Чехии только до тех пор, пока чехам нужно было вести ожесточенную борьбу со своими врагами. Но когда настало более спокойное время, крайние стремление таборитов стали возбуждать против себя опасение и преследование в среде самих чехов. Другая партия – более умеренные в своих стремлениях Чашники утраквисты или Каликстины (т.е. требовавшие для всех христиан причащения из чаши (caLix или под обоими видами sub utraque), не задаваясь широкими политическими мечтаниями, желали преимущественно религиозного преобразования, и свой протест против римской церкви ограничивали главным образом требованиями проповеди Слова Божия на народном языке, причащение под обоими видами, и более скромной нравственной жизни от духовенства. Эта партия между чехами была самая многочисленная и пользовалась большою силою, особенно, когда во главе её во второй половине XV века стоял ученый и влиятельный епископ Рокицана. Но так как и эта партия не имела твердых и ясно определенных стремлений, и в своих протестах против папства мало-помалу становилась все умереннее и умереннее, то римской церкви не трудно было льстивыми обещаниями и малыми уступками склонить эту партию к примирению. Склонность к союзу с Римом в этой партий стала обнаруживаться почти с самого начала её существования. Уже в 1436 году на базельском соборе представители утраквистов заявили свое согласие помириться и вновь соединиться с римскою церковью, если в Чехии будет дозволена свободная проповедь Слова Божия на народном языке, восстановится причащение под обоими видами, и отобраны будут светские владение от духовенства. Базельский собор принял эти условия; и в этом заключалась сущность так называемых базельских компактатов. Но сами действия базельского собора, клонившиеся к ослаблению неограниченной власти папской и строгого католицизма, признаны были на западе незаконными и отвергнуты папами. Папа Евгений IV, на собранном им флорентийском соборе, вновь отверг требование чехов и – его преемники Николай V, Каликст III, Пий II и другие продолжали громить чешскую страну отлучениями и проклятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

По своему плану описание представляет дневник пути от Москвы до Флоренции и обратно от Флоренции до Офена или Пешта в Венгрии 879 ; в дневнике поименовываются главнейшие города, через которые шёл Исидор, с указанием расстояний между ними, и кратко описываются они сами, с обозначением их особенностей против наших городов и с описанием их достопримечательностей. Дойдя до Феррары и из неё переходя во Флоренцию, автор сообщает краткую историю Ферраро-флорентийского собора. Описание замечательно в том отношении, что представляет собой первые по времени записки русского человека о западной Европе. Как r памятнику литературному мы возвратимся к нему после, когда будем говорить о нашей литературе за данное время 880 . Исидор прибыл в Феррару спустя 5 с половиной месяцев после Греков (которые приехали туда 4 Марта 1438 года). Однако он застал собор не только не конченным, но почти что и не начинавшимся. Симеон суздальский в своей повести о соборе говорит, будто замедление произошло от того, что Греки ждали именно Исидора, которого «мнели боле всех великим философом»; но действительной причиной этого было другое. Император константинопольский рассчитывал через соединение церквей получить от государей западных военную помощь против Турок; для этой цели ему нужно было, чтобы присутствовали на соборе или сами государи, или их уполномоченные; между тем на собор вовсе не явились ни одни, ни другие. Одновременно с тем, как папа устроил наш собор, происходил в католической церкви антипапский собор Базельский (1431–1443), служивший продолжением собора Константского (1414–1418), который, поставив соборную власть выше папской, предположил было преобразовать церковь в главе и членах; все государи западные находились на стороне этого последнего собора и поэтому, присутствуя или не присутствуя на нём, не хотели являться на собор папский. Прибыв в Феррару и вовсе не найдя в ней ни государей, ни их уполномоченных, император константинопольский потребовал от папы, чтобы он вызвал на собор одних или других, а до того времени решительно отказывался приступить к соборованию; тогда папа, обещав императору послать легатов за государями, положил, чтобы, открыв собор немедленно, – что и сделано было 9 Апреля 1438 года, отсрочить торжественные соборные деяния до прибытия государей или уполномоченных, а пока, в ожидании их, заняться частными рассуждениями о предметах споров между обеими церквами 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ульрих принял результаты этого совещания лишь частично; в последующие годы он неоднократно пытался вновь настоять на своих правах, обращаясь уже не к Базельскому Собору, а к папе Римскому Евгению IV. Ульрих продолжал борьбу вплоть до кончины на обратном пути из Рима в Германию 18 окт. 1438 г. (см.: Meuthen. 1964. S. 250-256). Однако Н. К. после поражения на Соборе в 1434 г. полностью отстранился от деятельности Ульриха; его участие в переговорах в кон. 1435 г. имело лишь формальный характер. Еще 11 мая 1435 г. Н. К., несмотря на то что как сторонник Ульриха он в это время продолжал находиться под папским интердиктом, впервые после долгого перерыва обратился к папе Римскому Евгению IV с просьбой о предоставлении ему нового бенефиция в Мюнстермайфельде (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 162. N 236). Согласие папы свидетельствует о том, что с этого времени он рассматривал Н. К. как реального или потенциального сторонника. При этом Н. К. добился, чтобы его право на этот бенефиций подтвердил также Базельский Собор (см.: Ibid. S. 165-166. N 246, 248). Это ярко демонстрирует, что в период после 1434 г. позиция Н. К. была двойственной и неопределенной; он искал покровительства папы Римского, однако еще не был в нем уверен и поэтому не был готов пожертвовать своим положением на Соборе (см.: Meuthen. 1964. S. 258). Поражение представляемой Н. К. стороны в судебном процессе не имело внешних негативных последствий для его репутации как участника Собора. Об этом свидетельствует внушительный список поручений, которые он исполнял с кон. 1434 по нач. 1437 г. в качестве уполномоченного Собором лица (см.: Woelki. 2013. S. 27. Not. 85). Так, всего через 2 месяца после завершения дела Ульриха, в июле 1434 г., Н. К. был назначен одним из судей в споре между архиепископом Рижским и Ливонским орденом (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 157-158. N 228). В окт. 1434 г. Н. К. входил в группу участников Собора, рассматривавших процедурный спор между делегациями Англии и Испании (см.: Ibid. S. 158. N 229), а также был членом комиссии, разрабатывавшей соборный декрет о симонии (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

е. рабочих групп, занимающихся подготовкой решений по определенному кругу вопросов для их последующего общего утверждения Собором. Н. К. был включен в «депутацию веры» (deputatio fidei), к-рая занималась вопросами вероучения и канонического права, имевшими общецерковное значение. Центральным из этих вопросов в 1432 г. оставался вопрос о соотношении властных полномочий папы Римского и Вселенского Собора. В момент прибытия Н. К. в Базель проходивший там Собор не был официально признан папой Римским Евгением IV, к-рый объявил о роспуске Собора 18 дек. 1431 г. и лишь после долгих и трудных переговоров согласился вновь признать его законным 15 дек. 1433 г. Однако это не сняло мн. противоречий между папой Римским и Собором, найти пути преодоления к-рых пытались участники депутации веры, в т. ч. и Н. К. Еще одной важной задачей в этот период считалась выработка общей оценки религ. учения гуситов, последователей Яна Гуса (ок. 1370-1415), признанного еретиком на Констанцском Соборе. Участники Базельского Собора были настроены на поиски религ. компромисса с гуситами с целью возвращения их в католич. Церковь, однако вопрос о том, какие уступки гуситам допустимы, вызывал серьезные дискуссии. Т. о., деятельность Н. К. в Базеле оказалась разделена на 2 основные сферы: церковно-богословскую, связанную с той работой, которую он должен был выполнять как член депутации веры, и церковно-политическую, связанную с защитой интересов У. фон Мандершайда. Наложением этих 2 сфер объясняется то, что в области богословия до 1436 г. Н. К. занимал концилиаристскую и проимперскую позицию. Поддерживая противостояние Собора папе Римскому и претензии нем. князей на независимое от Рима принятие церковных решений, Н. К. одновременно учитывал и узкую политическую задачу, поскольку, с т. зр. Н. К., именно такая позиция Собора могла способствовать преодолению трирской схизмы в выгодном для Ульриха направлении (обзор деятельности Н. К. в период участия в Базельском Соборе см.: Meuthen. 1964. S. 104-261; Woelki.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Святитель Иона отправился в Константинополь для поставления с послом Князя Московского. Но уже было поздно. Иоанн Палеолог, стесненный Турками под самыми стенами Константинополя, прибегнул опять к неблагоразумной политике своих предшественников и начал искать помощи на Западе. Опять начались переговоры об Унии; Император соглашался на все, Патриарх Иосиф не был противником сношений с Латинянами и готов был сам ехать на Запад для соборных совещаний. Но в народе Греческом было еще очень много ревностных приверженцев Православия и, следовательно, сильных противников этих сношений. Царь и Патриарх знали это, знали, что немного найдется людей, которые, отправившись на Собор, согласны бы были на все уступки и готовы изменить чистоте восточного исповедания, и потому, чтобы усилить себя на Соборе влиянием России, желали отправить в Россию Митрополитом человека, который бы разделял их взгляды на соединение Церквей, и избрали на это место Исидора. Исидор, родом Болгарин 306 , получил Римское образование и потому, с безразличием смотря на разности вероисповеданий Католического и Греко-восточного, более привержен был к Католичеству, что и показал на Соборе Базельском, позволив в акте назвать Церковь Греческую «старою ересью» 307 . Отличаясь не столько красноречием и богословскими познаниями, сколько способностью менять свои религиозные убеждения, Исидор был из числа таких людей, которые скорее всех других могли помочь Папе и Императору Греческому. Поэтому его спешили привязать к себе еще более и, поставив Митрополитом в Россию, взяли с него слово прибыть на Собор в Феррару. При таких обстоятельствах, сколько бы ни спешил Святитель Иона в Константинополь, никогда не поспел бы вовремя. Царь и Патриарх жалели о том, что Иона опоздал, жалели о своей поспешности, и дали ему благословение на Митрополию всея России после Исидора. Исидор прибыл в Россию в 1437 г. 308 , может быть, видя нетвердость в Православии верховного Пастыря России, Святитель Иона со скорбью в сердце о неуспехе своего путешествия провожал его 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Римские первосвященники Мартин V и Евгений IV весьма успешно воспользовались в своих интересах этими затруднениями Греческой империи и угодливостью тогдашнего константинопольского патриарха. Желая услужить папе, константинопольский патриарх посвятил в митрополиты русской церкви известного своей приверженностью к римскому престолу грека Исидора. Достигнув этого немаловажного, как казалось, успеха, папа Евгений IV, несмотря на то, что на открытом и действовавшем в то время Базельском соборе был поднять вопрос о соединении церквей, успел однако в 1439 году созвать для этой же цели собор, сперва в Ферраре, а потоми во Флоренции, куда поспешили: Византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф, оба побуждаемые к тому обещанием папы оказать Византии содействие в борьбе её с турками. На этот собор прибыл также и русский митрополит Исидор. История Флорентийского собора, провозглашенного в тогдашнем римском духовном мире вселенским собором, слишком известна, и в настоящее время документально доказано, что последовавшее на нем соглашение о соединении церквей, с явными принижением греко-российской церкви и с признанием главных догматов католической церкви: об исхождении св. Духа от Отца и Сына, о чистилище, и о главенстве папы, было исторгнуто силой от греческих епископов, действовавших в угоду императору. Этот император был подавлен страхом пред турецкой силой, искал во что бы то ни стало помощи у папы, и настаивал поэтому на принятии проекта римских богословов. Известно также что многие из греческого духовенства по возвращении на родину с сокрушенным сердцем говорили: «мы продали нашу веру», а один из лучших греческих богословов того времени, известный ревнитель православия, Марк Ефесский , не смотря ни на какие угрозы и принуждения, не подписал флорентийского соглашения: другой же греческий епископ Антоний Ираклийский, хотя и подписал, но затем торжественно отрекся от этого соглашения и предал себя суду церкви. В России, по возвращении Исидора, сразу поняли его измену православию и флорентийское соглашение было тотчас энергично отвергнуто на местном Московском соборе, а Исидор принужден был тайком бежать из русских пределов. 85 Патриархи же, не бывшие в Италии, именно: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, созвали в 1443 году собор в Иерусалиме и объявили на нем флорентийское соглашение нечестивым. Даже в католическом мире, в лице членов составлявших Базельский собор, осудили папу Евгения за его своевольные действия по созыву флорентийского собора, а последний признали незаконным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

За ходом дел на соборе повсюду следили с напряженнейшим вниманием, и возбуждение умов дошло до высшей степени, когда стало несомненным, что большинство собравшихся в Риме епископов выскажется на догматизирование учения о папской непогрешимости. В немецкой Швейцарии это учение дотоле не проповедовалось ни при религиозном обучении юношества, ни в богословских заведениях, ни с кафедр. Даже еще после открытия собора в строго папистически настроенных, но менее осведомленных кругах немецкой Швейцарии, с полною серьезностью утверждали, что это просто лишь изобретение врагов церкви, которые со злонамеренною целью распространяли молву, что собор объявит папу непогрешимым. Главный орган римско-католической Швейцарии («Люцернская Газета», теперь Vatorland) с радостью, поэтому, приветствовал тот факт, что епископ базельского диоцеза Евгений Лашо взял с собою в Рим известного противника учения о папской непогрешимости, каноника проф. Таннера из Люцерна. И когда позже услышали, что, по крайней мере, один швейцарский епископ, Грейт сен-галленский, примкнул к меньшинству на ватиканском соборе, то в римско-католических кантонах так обрадовались этому, что даже лица, отличавшиеся строго папистическим направлением, составили одобрительный адрес названному епископу и пустили его для подписи. Адрес, однако, не был отправлен в Рим. Слабохарактерный епископ Грейт, услышав о предположении приветствовать его по поводу его положения на соборе, немедленно же велел сообщить, что адреса он не примет, и увещевал его виновников, чтобы они лучше позаботились об успокоении возбуждения умов среди народа. Дело, очевидно, было уже решено. Если кто в это время высказывался против нового учения, то его клеймили названием возмутителя, а то и прямо врага церкви, и римские органы печати не принимали уже больше статей, направленных против тенденции большинства на ватиканском соборе. В таком положении находилось дело, когда в апреле 1870 года в Люцерне четверо духовных лиц (это были: люцернский пастор Шюрх, два учителя гимназии – Гельфенштейн и Суппигер, и проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Представителям государств на Констанском Соборе удалось лишь заключить с избранным ими папой Мартином V отдельные конкордаты относительно исправления некоторых церковных беспорядков. Папа Мартин V, согласно своему обещанию, данному своим избирателям на Констанском Соборе, созвал всеобщей собор в Базеле, но умер в том же году. Преемник его, Евгений IV, заметив в Соборе наклонность к самостоятельным действием, объявил его закрытым, но Собор потребовал его к себе на суд и пригрозил ему низложением. Евгений вынужден был отменить свое распоряжение о закрытии Собора, но, пользуясь открытием переговоров с греками о воссоединении Церквей, открыл другой вселенский Собор в Ферраре, перенесенный потом во Флоренцию, пригласив сюда же перейти и отцов Базельского Собора. Базельский Собор сильно ослабил папскую власть. Плодом его реформатских постановлений была для Франции прагматическая санкция, а для Германии венский конкордат (1448), определившие отношения французской и германской церкви к папе. В половине XV в. папам пришлось заботиться уже не о своем влиянии на политические дела Европы, а об упрочении своей власти в собственной церковной области. В это время они являются такими же политическими интриганами и распутными тиранами, какими были тогда и другие владетельные особы в Италии. Реформация Лютера отрезвила пап и заставила употребить все имеющиеся в их руках силы и средства для охранения католической церкви и своей власти. На Тридентском Соборе были раскрыты и утверждены все догматы веры, подвергавшиеся нападкам со стороны протестантов. В богослужении, благочинии и жизни католической Церкви были произведены необходимые исправления и улучшения. Взамен выродившихся монашеских орденов учрежден орден иезуитский, оказавшийся крепкой опорой папства и сильным противником реформации. Иезуиты, взамен утрат, причиненных католической церкви реформацией, не только успели расширить ее пределы в Азии, Америке и Африке, но и возвратить в ее лоно много протестантов. Успехи их были так велики, что папы возмечтали о совершенном подавлении реформации и протестанты только с крайним напряжением своих сил в тридцатилетней войне смогли отстоять свободу своего вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В сент. 1437 г. папа издал буллу о перенесении Собора в Феррару. 27 нояб. 1437 г. визант. делегация во главе с имп. Иоанном VIII и И. покинула К-поль и 8 февр. 1438 г. прибыла в Венецию. С позволения дожа визант. делегаты задержались там, чтобы продолжить обсуждение вопроса о месте проведения Собора. По сообщению Сиропула, в первые дни И. отказывался высказать к.-л. определенное мнение, ссылаясь на болезнь ( Laurent. 1971. P. 220-222), однако после самостоятельных консультаций с членами венецианского сената, поддерживавшего папу, высказался за участие в Соборе в Ферраре ( Пашкин. 2006. С. 356-358). 17 февр. И. известил о своем решении представителей короля Кастилии на Базельском Соборе ( Laurent. 1960. Р. 143-144). Император, колебавшийся несколько дольше, поддержал И. и в послании Базельскому Собору от 25 февр. сообщил, что визант. делегация отправится в Феррару (RegImp, N 3478). Визант. делегация прибыла в Феррару в начале марта (т. е. 3 месяца спустя после 1-го заседания Собора). 8 марта состоялась 1-я встреча И. и папы Евгения IV, к-рая едва не была отменена из-за отказа И. и др. греч. иерархов целовать папе туфлю, как того требовали папские посланники. И. был болен и не мог присутствовать на 1-м совместном заседании 9 апр. В янв. 1439 г. было принято решение перенести Собор во Флоренцию. Путешествие из Феррары отняло у И. много сил, он прибыл во Флоренцию 7 февр., однако из-за болезни въехал в город только 4 дня спустя. 3 июня 1439 г., после продолжительных дебатов по вопросу Filioque, И. признал, что католич. добавление к Символу веры не противоречит учению св. отцов и выражения «через Сына» (признаваемое нек-рыми правосл. богословами) и «от Сына» синонимичны, т. е. «через Сына» также указывает на причину исхождения Св. Духа (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 432, 438). Во время пребывания во Флоренции И. был уже очень стар и страдал от мн. болезней, в т. ч. от водянки. 10 июня 1439 г. он внезапно скончался. По сообщению Сиропула, это произошло за обедом ( Laurent.

http://pravenc.ru/text/673635.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010