От булл, бреве и правил апостольской канцелярии отличаются literae apostolicae simplices (простые апостолические документы), издаваемые от имени папы учреждениями курии. С XVI столетия публикация папских законов через прибитие к дверям Ватиканской и Латеранской базилик их текстов считается состоявшейся urbi et orbi (городу и миру), если в самих законах нет на этот счёт оговорок. В новое время все папские акты, разумеется, стали публиковать в официальных печатных изданиях. В настоящее время новые постановления папского престола и курии помещаются и выходят в информационных бюллетенях «Akta Apostolicae Sedis» (Акты Апостолического Престола), которые выходят в Ватикане каждые двадцать дней. Постановления Вселенских Соборов, как семи древних, признаваемых Православной Церковью, так и последующих тринадцати Западных Соборов, в Католической Церкви тоже рассматриваются как одна из особо торжественных форм папского законодательства. В западных сборниках законодательные акты Соборов помещаются под именами тех пап, при которых эти Соборы состоялись. Помимо так называемого VIII Вселенского Собора, созванного в Константинополе в 869 году, Римская Церковь насчитывает ещё несколько Вселенских Соборов: четыре Латеранских (1122, 1139, 1179, 1215 гг.); два Лионских (1245 и 1274 гг.) – на втором Лионском Соборе состоялась неудачная уния с Восточной Церковью: она была отторгнута православными; Виенский (1311 г.); реформационные Соборы XV века: Констанцский (1414 – 1418 гг.), Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признаёт Вселенским, Ферраро-Флорентийский (1439 г.) – для некоторых канонистов Запада – продолжение Базельского (этот Собор вошёл в историю в связи с новой неудачной унией); V Латеранский (1516 – 1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к Вселенским; Тридентский (1545 – 1563 гг.); I Ватиканский (1869 – 1870 гг.) и II Ватиканский Собор (1959 – 1865 гг.). На реформационных Соборах XV века, созванных после раскола Западной Церкви, когда объявилось двое, а потом и трое пап, причём все они признавались в тех или иных европейских государствах, проявилось стремление епископата подчинить пап авторитету Соборов. Согласно сформулированной в ту эпоху епископальной доктрине, папа является главой исполнительной власти в Церкви – главой управления (caput ministeriale). Но высшая власть (законодательная власть) в ней принадлежит Соборам вселенского епископата. Особенно решительно против папского всевластия выступил Базельский Собор. Однако, папе Евгению IV, низложенному этим Собором, удалось объявить Базельский Собор закрытым и созвать новый Собор в Ферраре. Постановления Базельского Собора были отменены, сам Собор перестал на Западе считаться Вселенским, а что касается Констанцского Собора, то из его постановлений Рим принимает лишь те, которые были утверждены избранным на Соборе папой Мартином V.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Он низлагает троих соперников-пап. Констанцкий собор, кроме того, задаётся целью осуществить назревшую потребность в коренных церковных реформах и своими определениями решительно потрясает папскую систему в её основных положениях. Он формально провозглашает принцип верховенства над папой вселенского собора. Постановленный на 4 и 5 заседаниях этого собора декрет гласил: «каждый, законно созванный, вселенский, представляющий церковь , собор имеет свой авторитет непосредственно от Христа и в делах веры, искоренения раскола и реформирования церкви во главе и членах ему обязан повиноваться каждый, не исключая и папы» 1708 . И против этого определения на соборе не было ни одного голоса. Вселенские же соборы, по определению констанцкого собора, необходимо должны быть созываемы через каждые десять лет 1709 . Дело констанцкого собора продолжает собор базельский. Он повторяет и подтверждает основные определения собора констанцкого и в свою очередь постановляет несколько декретов, направленных к ограничению разных папских полномочий. Как бы в дополнение к основным постановлениям констанцкого собора собор базельский со всей решительностью утверждает, что никто (следовательно и папа) не имеет права прерывать или распускать всеобщий собор 1710 . Настроение умов западного мира в описываемый момент было таково, что папы находили нужным считаться с ним. Мартин V и Евгений IV официально признают основные декреты констанцкого собора. Констанцкий и базельский соборы вследствие соперничества между собой западных наций не осуществили, правда, своей задачи, не реформировали на деле церкви. Но идеи этих соборов живут в сознании отдельных западных церквей и некоторые из соборных декретов не остаются без влияния на действительную жизнь западных церквей. Так, во Франции на соборе в Бурже вырабатывается и более или менее продолжительное время сохраняется «прагматическая санкция», признающая высший авторитет в церкви вселенского собора, свободу церковных избраний и некоторые другие декреты базельского собора 1711 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

5 нояб. 1439 г. герц. Амедей VIII Савойский был избран Собором на Папский престол с именем Феликс V (он стал последним антипапой в истории Римско-католической Церкви). В этот период И. из С. как посол Базельского Собора участвовал в переговорах в Нюрнберге (1438), в Майнце (1439, 1440-1441) и во Франкфурте-на-Майне (1442) с целью достичь соглашения с императором и герм. князьями. Как представитель Собора он посетил города Бурж (в 1440) и Женеву (в 1447). 2 окт. 1440 г. Феликс V возвел И. из С. в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Девы Марии (S. Mariae trans Tiberim). С кон. 1440 по февр. 1442 г. И. из С. участвовал в подготовке к изданию актов и постановлений Констанцского Собора . В нояб. 1442 г. антипапа Феликс V назначил И. из С. регентом Апостольской палаты (Camera apostolica). В 1449 г. Феликс V отказался от претензий на Папский престол и подчинился папе Николаю V (1447-1455), получив титул кардинала-пресвитера ц. св. Сабины. И. из С. также признал власть Николая V, однако папа счел незаконным возведение И. из С. в кардинальское достоинство. В 1449 г. И. из С. получил в качестве комменды еп-ство Сен-Поль-Труа-Шато, в 1451 г.- еп-ство Сен-Жан-де-Морьен, а в 1453 г. он был рукоположен в лат. епископа Кесарии Палестинской. Последние годы жизни И. из С. провел в приорате Этон близ сел. Эгбель (Савойя), где работал над сочинениями, среди них - трактаты «De auctoritate Ecclesiae», или «De insuperabili sanctitate et suprema auctoritate generalium conciliorum» (О власти Церкви, или О непревзойденной святости и высшей власти Вселенских Соборов), «De magna auctoritate episcoporum in concilio generali» (Об огромной власти епископов на Вселенском Соборе), где подробно излагались основные идеи концилиаризма; обширная «Historia gestorum generalis synodi Basiliensis universalem Ecclesiam repraesentanti» (История деяний Базельского Собора, представляющего всю Церковь), в работе над этим сочинением И. из С. опирался на дневник, к-рый он вел в ходе заседаний Базельского Собора, на протоколы соборных заседаний, на постановления и др. соборные документы; «Liber de substantia ecclesiae» (Книга о сущности Церкви), «De gladio divini spiritus mittendo in corda Saracenorum» (О мече божественного духа, который должен быть вонзен в сердца сарацин) и др. И. из С. уделял особое внимание угрозе христ. миру со стороны Османской империи. После падения К-поля в 1453 г. он призывал к «мирному крестовому походу» - межрелиг. диалогу с мусульманами и постепенному их обращению в христ. веру. По его просьбе в Этон в 1456 г. прибыл муфтий из Сеговии Иса ибн Джабир, к-рый помогал И. из С. в работе над переводом Корана с арабского на кастильский и лат. языки.

http://pravenc.ru/text/471247.html

Поучительно наблюдать степень папистического гипноза в католической догматике: для нее в такой мере решающее значение получил штемпель папской апробации, что утрачивается уже интерес к самому первоисточнику утверждаемых положений, к Собору. Оказывается, что Собор, состоящий из явных еретиков в одном отношении, является утверждением правоверия в другом – из одного источника текут здоровые и отравленные воды. Или же Собор просто превращается в папскую канцелярию заготовления проектов по догматической части. III Это колебание и противоречивость сказывается еще с большей ясностью на истории Собора Базельского, с которым в течение десятилетий происходит настоящая борьба со стороны папы, склоняющаяся то в ту, то в другую сторону. Базельский Собор после победы папства естественно вовсе выключен из числа Вселенских Соборов, признаваемых Западной Церковью (хотя на нем, между прочим, был выражен католический догмат непорочного зачатия Богоматери, провозглашенный в 1854 году папой Пием IX). Для нас интересно и значительно не это его позднейшее отвержение, но продолжительные колебания в отношении к нему, которые были бы невозможны, если бы Церковь содержала тогда догмат о папской непогрешимости. Напротив, Базельский Собор твердо стоял на почве догматического определения Констанцского Собора и несколько раз его подтверждал. Базельский Собор, открывшийся 23 июля 1431 года вскоре после избрания (по смерти Мартина V) на папский престол Евгения IV, сразу впал в конфликт с папой, желавшим распустить его, чтобы собрать новый (Соборы должны были теперь, согласно постановлению Констанцского Собора, собираться периодически, через 10 лет) в Болонье, в пределах Италии. На это Собор ответил постановлением, отрицающим за папой право на роспуск Собора (а, следовательно, и plena potestas (полная власть (лат.) – Прим. ред.). Через некоторое время папа пошел на уступки непокорному Собору и предложил ему через епископа Тарентского (речь которого на Соборе была возвеличением папского примата и plena potestas) пойти на компромисс и перенести Собор или ограничить его компетенцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Переговоры папских посланников с имп. Иоанном VIII и патриархом К-польским Иосифом II (1416-1439) проходили с сер. сент. 1437 г., когда в К-поль прибыл 1-й корабль из Венеции. После появления в кон. сентября в К-поле Марко Кондульмера и Н. К. посольство на офиц. приеме предъявило скрепленное соборными печатями (в действительности полученными обманным путем) решение меньшинства Базельского Собора, в к-ром говорилось, что Собор находится в полном единомыслии с папой Римским и приглашает греков приехать на объединительный Собор во Флоренцию или в Удине (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 218-219. N 327). В нач. окт. 1434 г. переговоры оказались значительно затруднены тем, что в К-поль прибыло еще одно посольство, направленное большинством участников Базельского Собора, члены которого обвинили папских посланников, в т. ч. Н. К., в незаконном присвоении права выступать от имени Собора; были предъявлены надлежащим образом заверенные документы Собора, опровергавшие полномочия папских посланников (Ibid. S. 219. N 328). Во время прений в присутствии императора и патриарха Н. К. выступил как свидетель событий, происходивших на Базельском Соборе. Он заявил, что посланники соборного меньшинства имеют полное право действовать как представители Собора, сославшись в т. ч. на то, что в истории церковных Соборов решение не всегда принималось простым большинством голосов, но во мн. случаях правильной и принятой впосл. Церковью оказывалась позиция меньшинства (см.: Ibid. S. 219-222. N 329-330). Весьма вероятно, что Н. К. использовал также неоднократно впосл. приводимый им в полемике со сторонниками Базельского Собора аргумент о том, что законный Собор Зап. Церкви должен действовать в единстве с папой Римским и вне такого единства не может принимать к.-л. обязательные для всей Церкви решения. Хотя из источников следует, что Н. К. как минимум один раз выступал в присутствии императора и патриарха с важными аргументами в пользу позиции папского посольства, в целом его роль в переговорах едва ли была значительной.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

папскую делегацию; по настоянию послов Базельского Собора ему не было предоставлено слово (см.: Ibid. S. 253-254. N 388-389). О событиях в Майнце Н. К. сообщил в донесении кард. Ф. Кондульмаро, племяннику папы Римского Евгения IV (текст не сохр.); в ответном письме кардинал одобрил его труды и выразил надежду, что князья выступят против Базельского Собора, использовав против его участников в т. ч. и военную силу (см.: Ibid. S. 254-256. N 390). 25 июня 1439 г. Базельский Собор принял решение о низложении папы Римского Евгения IV как упорствующего еретика. В ответ папа Римский Евгений IV, позиции которого значительно усилились после заключения 5 июля 1439 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе унии между Зап. и Вост. Церквами, выпустил буллу «Moyses vir Dei» (4 сент. 1439), в которой все остававшиеся в Базеле участники Собора отлучались от католич. Церкви как раскольники и еретики (см.: Bond. 1996. P. 148-149). Н. К. в авг. 1439 г. выступил в поддержку папской позиции в отзыве, отправленном участникам провинциального Собора Майнцского архиеп-ства; в нем он отмечал, что решение о низложении папы Римского не поддержали епископы, в т. ч. и многие из числа присутствовавших на Базельском Соборе, поэтому оно канонически ничтожно (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 255-256. N 401-402). Подробную аргументацию в защиту папской позиции Н. К. изложил в относящемся к этому периоду письме одному из представителей герм. короля (см.: Ibid. S. 268-273. N 408). В нем Н. К. впервые использовал для доказательства своей правоты результаты Ферраро-Флорентийского Собора. По его утверждению, этот Собор смог достичь объединения Зап. и Вост. Церквей под единым главой - папой Римским, став Собором единства, поэтому он и есть истинный Собор, тогда как Базельский Собор, вносящий в Церковь раскол, уже в силу одного этого должен быть признан лжесобором. В дек. 1439 г. Н. К. присутствовал на встрече герм. курфюрстов в Ланштайне, посвященной подготовке выборов нового герм. короля, однако публично не выступал (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Швейцарии открывается масштабный проект по созданию первой научной монографии о Базельском соборе Бывший католический кафедральный собор, принадлежащий сегодня Евангелическо-Реформатской Церкви, строился в период с 1019 по 1500 г. в романском и готическом стилях. БАЗЕЛЬ. В швейцарском городе Базель стартовал масштабный проект по созданию первой научной монографии о знаменитом Базельском соборе. Работа, призванная осветить историю, архитектуру, внутреннее убранство и многие другие темы, связанные с важнейшим средневековым храмом Верхнего Рейна и главной достопримечательностью Базеля, будет опубликована в 2019 г., пишет kipa/apic. Монография станет одним из подарков к празднованию 1000-летия т. н. собора Генриха II, который стоял на месте нынешнего храма. На исследование планируется потратить около 1.7 млн. франков. Команда ученых, состоящая из 5 человек, соберет, проанализирует и представит к публикации результаты всех имеющихся исследований. Возглавляет проект базельский искусствовед Анна Нагель. 500-страничная монография станет новым томом серии «Памятники Швейцарии», которая на сегодняшний день выпустила уже 118 книг. Базельский собор, в соответствии классификацией швейцарского Общества по изучению истории искусств (Gesellschaft für Schweizerische Kunstgeschichte) является «ключевым произведением архитектуры романо-готического стиля». Бывший католический кафедральный собор, принадлежащий сегодня Евангелическо-Реформатской Церкви, строился в период с 1019 по 1500 г.  В результате землетрясения 1356 г. храм был частично разрушен и перестроен. Предшественниками современного Базельского собора является храм в ранне-романском стиле, сооруженный по приказу Генриха II, и постройка каролингского времени. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/2535944.html

Наиболее важное решение в истории византийско-рус. отношений, к-рое принял И. Г.,- это возведение на Киевскую кафедру бывш. епископа Владимирского, а затем Смоленского Герасима (см. ст. Герасим , митр. Киевский и всея Руси). Герасим дважды посетил К-поль (весной-летом 1428 и осенью 1432 - зимой 1433) и сумел добиться расположения патриарха ( Флоря. 2007. С. 349-350). После казни Герасима вопреки воле Москвы, рассчитывавшей, что новым митрополитом станет свт. Иона (в то время епископ Рязанский), на Киевскую кафедру был возведен сторонник унии Исидор . Вероятно, инициатива его поставления исходила не от И., а от имп. Иоанна VIII Палеолога . В марте 1437 г. И. высказывал недовольство решением назначить Исидора представителем Иерусалимского патриарха на запланированном Соборе в Италии, куда из-за запрета османских властей патриархи попасть не могли (Там же. С. 368-370; Gill. 1959. Р. 76). Переговоры И. с Римом по вопросу о заключении унии Зап. и Вост. Церквей были начаты при папе Мартине V . 14 нояб. 1422 г. И. вместе с имп. Иоанном VIII сформулировал ответ на «Девять глав» Мартина V, доставленных в К-поль папским легатом Антонио де Масса в сент. 1422 г., в к-рых папа напоминал об обещании созвать объединительный Собор и просил назначить место и дату его проведения. В ответ патриарх и император заявили, что речь должна идти не об объединительном, а о Вселенском Соборе, созванном так же, как и первые 7. Этот Собор должен состояться в К-поле, однако на средства папы Римского и только после того, как минует угроза со стороны тур. султана Мурада II (RegImp, N 3406). Переговоры, в ходе к-рых византийцы согласились на проведение Собора в одном из итал. городов, продолжились в 1426-1430 гг., однако не были завершены из-за кончины Мартина V (20 февр. 1431), и направлявшееся в Рим визант. посольство было отозвано. В 1431-1437 гг. И. вел переговоры о церковной унии как с папой Евгением IV , так и с участниками противостоящего ему Базельского Собора . В 1433-1434 гг. К-поль дважды посетил папский посланник Христофоро Гаратони. Итогом переговоров стало решение о созыве Собора в К-поле. Осенью 1435 г. в К-поль прибыли послы от участников Базельского Собора с предложением провести Собор в Базеле. После долгих обсуждений имп. Иоанн VIII и И. дали послам положительный ответ, однако И. в качестве обязательного условия выдвинул участие в Соборе папы ( Gill. 1959. P. 66; Ломизе. 1994. С. 109).

http://pravenc.ru/text/673635.html

Собор в Ферраре осудил принятые к тому времени решения по вопросам реформы, противоречащие примату папы. Евгений IV попытался поднять авторитет папы, используя тяжелое положение Византии, которую теснили турки, для унижения греко-восточной церкви, с тем чтобы после полной капитуляции заключить с нею унию. В Феррарском соборе, на котором решался вопрос об унии, приняло участие высшее духовенство греческой церкви под руководством императора Византии Михаила Палеолога и Константинопольского патриарха Иосифа. Греки хотя и не без сопротивления, но в конце концов были вынуждены принять филиокве и примат папы, но сохранили свои литургические традиции. Для них уния была политической необходимостью: пойдя на восстановление единства церкви, они надеялись, что латинский христианский мир окажет им вооруженную поддержку в борьбе не на жизнь, а на смерть с турками. Действительно, авторитет Евгения IV возрос благодаря тому, что 6 июля 1439 года декрет, начинавшийся словами «Laetantur coeli» и подписанный греческими иерархами, привел, в соответствии с требованиями папы, по крайней мере на бумаге, к унии. Практическое же осуществление унии потерпело неудачу, натолкнувшись на сопротивление греческого низшего духовенства и верующих. Когда ожидавшаяся помощь Запада не поступила, то и император не настаивал на дальнейшем претворении унии в жизнь. Собор же, на котором была подписана уния, после своего 15-го заседания из-за вспыхнувшей в Ферраре чумы переехал во Флоренцию. Оставшиеся в Базеле соборные отцы вступили на путь радикализма. Их решения чуть ли не призывали к церковной революции. На Базельском соборе они в противовес папскому абсолютизму выдвигали верховенство народа, трактуя его с радикализмом, выходящим за рамки сословности. Но требование демократической церковной конституции противоречило монархическим в своей основе организации и мировоззрению церкви. На Базельском соборе руководящая роль перешла из рук высшего духовенства в руки церковной интеллигенции - докторов, юристов, теологов. В начале 1438 года по их инициативе собор временно отстранил папу Евгения IV от престола. После чего кардиналы во главе с Чезарини ушли с собора; за ними в Феррару последовала также большая часть епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010