Макаров Д. М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI–XVIII вв.). – Чебоксары, 2000 Миссионерский пролог. – Москва, 2000 Миссия церкви и современное православное миссионерство: Международная богословская конференция к 600-летию преставления святителя Стефана Пермского. – Москва, 1997 Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. – Мурманск, 2002 Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят: (30-е гг. XVII в. – 1917 г.). – Улан-Удэ, 1999. Нестор (Анисимов) , митрополит. Моя Камчатка. – Сергиев Посад, 1995 Николай-До: Святитель Николай Японский : Краткое жизнеописание, выдержки из дневника. – Санкт-Петербург, 2001 Поздняев Д., священник. Православие в Китае. – Москва, 1998 Православная миссия сегодня: Сборник текстов по курсу «Миссиология» для православных духовных школ и богословских учебных заведений/Составитель протоиерей Владимир Федоров. – Санкт-Петербург, 1999 Святые китайские мученики: Житие и сказания. – Москва, 2000 Сергий (Страгородский) , архимандрит. По Японии: (Записки миссионера). – Москва, 1998 Слово Православия в Америке: Проповеди и поучения святителя Тихона (Белавина) . – Москва, 2001 Спиридон, архимандрит. Из виденного и пережитого. – Рига, 1993 Такер Р. От Иерусалима до края земли. – Санкт-Петербург, 1998 Христианизация народов Среднего Поволжья и ее историческое значение: Материалы региональной научной конференции, (Йошкар-Ола, 23–24.11.2000 г.). – Йошкар-Ола, 2001 Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий (Невский) . Москва, 1996 Шмеман А. , протопресвитер. Церковь , мир, миссия. Мысли о православии на Западе. – Москва, 1996 Шпиллер В., протоиерей. Слово крестное. – Москва, 1993. 2 В этом труде нижеследующие выражения (если они не представляют собой цитаты, где сохраняют авторское значение) означают следующее: Западная Церковь – все западное христианство до Реформации; западные Церкви – западное христианство как совокупность Церквей, имеющих с православной точки зрения единую систему взглядов. Это определение ни в коей мере не относится к объединению или взаимосвязи названных обоих вышеуказанных понятий. Если понадобится особое уточнение, оно будет отражено в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

В нач. 40-х гг. XIX в. при возводившемся Никитском храме была устроена жен. богадельня «для престарелых и безродных старух», на средства Руднева был построен отдельный корпус. К 1843 г. здесь проживало до 30 вдов и девиц. В дек. 1843 г. по благословению Тульского еп. Дамаскина в Каширу прибыла первая настоятельница богадельни прп. Фомаида (Чирочина (Чиротина)), постриженица Горицкого в честь Воскресения Господня мон-ря Новгородской губ., бывш. насельница тульского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Направляя в Каширу мон. Фомаиду, еп. Дамаскин писал старосте Рудневу: «Приими сию бесприютную монахиню Фомаиду, она будет вам полезна, у вас около церкви много места». Зимой 1843/44 г. при личной встрече с Рудневым Тульский архиерей так охарактеризовал монахиню: «По доброму свойству своего характера она может около себя собрать девиц с тем, чтобы положить начало иноческой жизни в обители, для к-рой весьма достаточно места около новой церкви». Действительно, мон. Фомаида, духовно окормлявшаяся у старца Белопесоцкого мон-ря иером. Виссариона, оказалась «полезна» молодой жен. общине, она ввела в богадельне келейное правило Горицкого монастыря: после уставного великого и малого повечерий читался акафист (под субботу - Божией Матери перед чтимой Смоленской иконой «Одигитрия», под воскресенье, среду и пятницу - Спасителю), вечерние молитвы, 100 раз Иисусову молитву с земными поклонами. Затем одна из чтиц оставалась читать неусыпаемую Псалтирь. Если утром не было церковного богослужения, сестры вычитывали полуночницу, 3 кафизмы с тропарями и 100 земными поклонами, 1, 3, 6 и 9-й часы с 50 земными поклонами после каждого часа. Насельницы занимались рукоделием, причем мон. Фомаида требовала, чтобы «сестра, взявшая у кого-либо по заказу выгодную работу, непременно приглашала бы в сотрудницы других сестер», желая «первую оградить от гордости и самохвальства, а последних от зависти»; заказов от мужчин не принимали. В 1845 г., когда в богадельне проживало более 30 сестер, Руднев вместе с состоятельными горожанами (102 чел.) просил еп. Дамаскина учредить в Кашире жен. монастырь, но преосвященный заметил, что «для открытия монастыря необходимо содержание сестер обеспечить более верными источниками» (Там же. С. 27-28, 37-39).

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Еще рассказывал Шумилов: Один духовный брат, ходивший беседовать к старцу Даниилу, говорил мне сие: «Во един от дней, бывши у старца, побеседовавши и простившись, вышел я из келии обратно; только, вдруг вздумалось мне посмотреть к старцу в окошечко, и полюбопытствовать – чем старец занимается один в келии, и послушать. Вот и подполз я к окну на коленах тихонько; и вдруг из окна вышло пламя, так что едва меня не опалило. Я, испугавшись, вскричал: «Батюшка Даниил, прости меня грешнаго!» Старец из келии ответил: «Бог простит тебя, брате; но вперед так не делай, и сего не испытывай " ». Еще Александр Данилов сказывал мне следующее: Когда я переехал на жительство в Енисейск, вытребована была в игумении в Енисейский женский монастырь из Иркутска монахиня Евгения, послушница и дочь духовная старца Даниила. Потом, как мать игумения, такожде равно и я, начали старца звать в Енисейск в женский монастырь на жительство. Он долгое время никак на это не соглашался, и говорил: «Надобно хорошенько посоветоваться с келией своей; а она меня не отпускает». Наконец, в 1843 году, согласился ехать в Енисейск; и так как мне случилось быть у него в январе месяце, то он пожелал вместе со мной ехать. Но в день выезда из города Ачинска он постоянно отказывался ехать в Енисейск, и говорил: «Меня не отпускает моя келия, надобно еще ее спросить». Но по усиленной просьбе согласился выехать того дня. Отъехали ли мы верст пять от того города, не знаю; быть может, гораздо менее: как поднялась страшная буря, и от поднявшегося снега не видно было и дороги. Сколько ни усиливался бедный извозчик ехать далее, увеличившаяся буря заставила нас воротиться в город. А старец, вошедши в дом, сказал: «Вот, мы воротились; поедем завтра!» И действительно, в ту же нощь, на той станции убили человека. Тогда мы узнали истинность слов старца: «Видишь на море волны: не пускайся в море». Еще священник Димитрий Евтихиев пишет следующее: В 1843 году, в январе месяце, старец оставил нас, и уехал из Ачинска в Енисейск. Енисейского монастыря игумения Евгения, в свое время, по наставлению старца Даниила, оставила жизнь мирскую, и поступила на подвиг монашеской жизни. Он обещался пожить при ней, и, как она сама удостоверяет, все слова его к ней исполнились верно. В енисейском монастыре и жизнь свою окончил старец. За три дня до смерти он пришел к игумении, собрал всех сестер, дал им наставление, и сказал: «Я от вас уеду скоро, скоро!» Сестры же опечалились, и думали, что ему у них не понравилось; и хочет он опять в Ачинск. Потом велел он позвать священника, отца Василия Кассианова: у него исповедался и причастился Святых Таин Тела и Крови Христовой. После Причащения, стал на колени, и, помолившись Господу Богу на руках игумении скончался, 15 апреля, 1843 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Иеромонах Пимен (в мире Павел Никитич Троепольский) из воспитанников Орловской Семинарии (где имел товарищами E. В. Амфитеатрова , после профессора Московской Духовной Академии, и – до богословского класса – Феофана Говорова, епископа) выпуска 1839 г., кандидат Киевской Духовной Академии 1843 г., 22 октября 1842 г. пострижен в монашество, 18 августа 1843 рукоположен во иеромонаха, в августе 1843 г. определён и. д. смотрителя Загаецкого приходского училища, 7 июля 1844 г. назначен смотрителем Мелецкого уездного духовного училища, всё в той же Волынской епархии, сначала на правах исправляющего должность, а затем с 21–29 сентября – с утверждением в степени кандидата, – и действительным смотрителем (см. у Н. И. Теодоровича , Волынская Духовная Семинария, Почаев 1901, стр. 185), 12–31 декабря 1849 г. переведён смотрителем Севских училищ, но здесь уже с 1852 г. за ним стали замечаться разные неисправности, – и в 1853 г. Смарагд ходатайствовал о назначении его инспектором какой-либо Семинарии, но получил ответ, что о. Пимена будут иметь в виду при открытии вакансии. Между тем неисправности продолжались и вызывали (по ревизии ректора Орловской семинарии архим. Митрофана) строгие внушения епархиального начальства и правления Киевской Духовной Академии (от 17 мая 1855), которой о. Пимен заявил о нежелании, по слабости здоровья, продолжать училищную службу, почему 31 октября – 6 ноября 1855 г. по его прошению Св. Синодом был уволен по болезни от смотрительства с помещением его в один из монастырей Орловской епархии по усмотрению архиеп. Смарагда, который в начале 1856 г. доносил, что иеромонах Пимен может быть занимаем учёными трудами, состоящими в составлении и скатывании поучений, да кроме того было бы полезно поручить ему составление Церковного Устава, для преподавания в Духовных училищах Орловской епархии, а потому и получаемый им классный кандидатский оклад должен быть за ним оставлен. О. Пимен был помещён в Площанскую Богородицкую пустынь (указом туда из Орловской Консистории от 30 декабря 1855 г.) «с тем чтобы занимаем был предназначенными для него учёными трудами», и здесь скончался 15 июля 1858 г. (См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1866 г., 21, стр. 1193; 1867 г., 10, стр. 801; 1868 г., 12, стр. 933. 946. Дела в Архиве Севского Духовного Училища за 1850–1855 гг. (по выпискам A. Е. Попова ), а в Архиве Св. Синода д. 1856 г. 859; д. Духовно-Учебного Управления при Св. Синоде 17 сентября 1860 г. 3.920). О деятельности о. Пимена в Площанской пустыни ничего не известно, и в послужных её списках он даже не значится ни за один год своего пребывания здесь. Известно только, что о. Пимен получал и классный кандидатский оклад и по 17 р. 83 1 / 2 коп. cep. по полугодиям по званию соборного иеромонаха Донского монастыря, а в августе 1856 г. был отпущен на 3 месяца в Киев на богомолье (см. в Площанской пустыни дела 1856 г. 3, 75 и 80; 1857 г. 7, 10 и 92; 1858 г. 65 и 83, а в исходящих за 14 декабря 1858 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

135. Устав Православных духовных академий. СП: Тип. ТСЛ, 1912. 52 с. 136. Устав Православной духовной академии. Б. м., 11 с. (Машинопись). 137. Устав Православной духовной семинарии. Б. м., 11 с. (Машинопись). V. Периодические издания 138. Творения Святых Отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. Силами редакции БВ подготовлена цифровая версия ТСО с делением материала согласно нумерации по «Библиографическому указателю» к ТСО, опубликованному в БВ 3, 4, 5–6 (2003–2006). 139. Прибавления к Творениям Святых Отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Все материалы журнала с 1843 по 1891г. изданы на диске и опубликованы на портале Богослов, ru ( http://www.bogoslov.ru/tso/index .html). 140. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1 (1993) –. Все материалы журнала с 1892 по 2006г. изданы на диске и опубликованы на портале Богослов,ги ( http://www.bogoslov.ru/bv/index .html). 141. Христианин. СП, 1907–1915. Силами редакции БВ планируется издание цифровой версии журнала. 142. Духовный мир: сборник работ учащихся Московских духовных школ. Вып. 1–4. СП, 1994–1997. 143. Встреча. Студенческий журнал. 1996 –. VI. Юбилейные сборники 144. Сочинения на случай открытия Московской духовной академии, последовавшего Октября 1-го дня 1814 года, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М.: В Синод. тип., 1815. 145. Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии: изданные по случаю испытания, при окончании третьего учебного курса. М.: Синод. тип., 1822. 123 с. Слова и рассуждения П. Платонова, Я. Платонова, И Боголепова, Н. Попова и пр. 146. Сборник, изданный Московской духовной академией, по случаю празднования ее пятидесятилетия. М.: Тип. В. Готье, 1864. 452 с. 147. У Троицы в академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, Пятницкая ул., 1914. 772 с. Ряд публикаций и воспоминаний, посвященных МДА, см. 213, 232, 270, 272, 479, 492–494, 499, 502, 503, 506, 508, 510, 511, 515, 517, 525–527, 529, 530, 538, 539, 543, 546, 548, 550, 551, 554, 561, 596–599, 601, 603, 606, 640, 644, 647, 649, 658, 660, 665, 669.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

При содействии российского консула в Бейруте Базили (1839-1853) М. обратился за помощью к Синоду РПЦ (Письмо к А. Н. Муравьеву, 13 янв. 1842 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 7-8 об.), и в бейрутское консульство стали поступать средства из России на организацию школ для православных арабов в Сирии. Так, на 3 тыс. р., пожалованных имп. Николаем I в 1842 г., в февр. 1843 г. было открыто уч-ще в Дамаске. Всего на нач. 40-х гг. XIX в. действовали 3 уч-ща: в Дамаске, Бейруте и Триполи. Эти школы, насчитывавшие по 200-300 учеников, содержались за счет пожертвований, доходов Патриархии и с нач. 40-х гг. за счет субсидий от России и Иерусалимской Церкви. Двухступенчатое образование включало на начальном уровне араб. грамоту, на продвинутом - иностранные языки, основы философии, географии и арифметики. Видной фигурой в окружении патриарха был свящ. Юсуф аль-Хаддад (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), фактически возглавлявший Дамасское уч-ще. Им был выполнен араб. перевод (с греч. версии) «Катехизиса» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), на основе к-рого велось преподавание в православных и даже в униат. школах Сирии. При финансовой поддержке России была воссоздана правосл. типография в Бейруте (1842), приступившая к печатанию богослужебной лит-ры на араб. языке. Чувствуя заинтересованность российского правительства в делах ближневост. Православия, М. в 1843 г. выдвинул проект открытия на средства России еще 6 уч-щ, реализовать к-рый до начала Крымской войны так и не удалось. Тем не менее в 1846-1847 гг. при Патриархии были учреждены семинария и женское уч-ще, которым руководили монахини из Сайднаи. В 1843-1844 гг. Сирию и Палестину посетил представитель российского МИД и Синода архим. Порфирий (Успенский). С 1847 по 1854 г. он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме . Российские представители Базили и архим. Порфирий теснейшим образом взаимодействовали с М., выступая посредниками между АПЦ и Россией. Православным Сирии поступала финансовая помощь от российских властей, частных благотворителей.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Десны, покрывающею соседние луга. Основан Трубчевскими монахами, не пожелавшими остаться в подданстве России, по грамоте короля Польского Владислава IV в 1642 г., в коей между прочим говорится: Вельможный каштелян Киевский Адам Кисель дал монахам пристанище в собственных своих владениях, находящихся в пределах киселевских и менских при р. Десне, где у перевоза Максаковского, когда-то в давнее время, при управлении Московском, был монастырь. В 1764 г. был положен в 3-м классе, в 1788 году исключен из штатов и в нем учрежден дом для содержания сумасшедших; в 1803 г. восстановлен для пребывания в нем единоверческих монахов; в 1829 г. иноки переведены в Высокогорский мон. Костромской губ., а на место их поступили монахини 3-ье классного мон., что Никодимова-Троицкая пустынь; в 1843 г. монастырь возведен на степень 2-го класса. В монастыре в 1681 г. был игуменом Димитрий Тупталович, потом митроп. Ростовский; с 1776 г. здесь же жил Константинопольский патр. Серафим, тайно удалившийся из Царьграда. В монастыре хранится портрет Адама Киселя, устроившего монастырь и скончавшегося в 1653 году. “Максаковский жен. Спасский монастырь”, Чернигов, изд. 1864 г.; тоже самое в “Чернигов. епарх. извест.”, 1864 г., 18–19; “Ист. Росс. Иер.”, V, 44; Ратшин, 540; “Полн. Собр. Закон.”, 1788 г., XXII, 16411; 1829 г., IV, 2819; 1843 г., XVIII, 17421; Проценко, “М-ри в России”, 35; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 684; “Извлеч. из отч. Об.-Пр.”, 1838 г., 79 (о выдаче из казны по 500 руб. в год взамен поступившей в каз. вед. Рябовской мельн.); 1843 г., 10 (о возвед. во 2 кл.); 1877 г., 22 (участие в Турец. войне); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 529, 11; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, VII, 31 (Показания 1668 г. об обвип. еписк. Мефодием; на стр. 76 упоминается игум. Иеремей Ширкевич); VIII, 8 (Челобит. 1669 г. об измене духовн. лиц), 9 (Распросные речи 1669 г.; игум. Иеремея), 20 (Статейн. список 1669 г. под 5 и 16), 64 (Посылка 1669 г. игум. Иеремии Ширкеевича к царю от архиеп. Лаз. Барановича с просьбою напечатать сочинение архиепископа под названием «Труба»), 88 (Милостивое слово 1669 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

25 сентября. Встреча императора и наследника в Успенском соборе. Произнесена краткая речь, отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона Московских святителей. После отъезда гостей состоялось служение благодарственного молебна о благополучном их прибытии в Москву (МВ. 1843. 116. С. 687). 26 сентября. Встреча императорской семьи в Чудовом монастыре. Отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона свт. Алексия Московского (МВ. 1843. 116. С. 687). • Резолюция на прошении причта не представлять рисунки с изображением древней греческой живописи, а делать стенописание по образцам Успенского и Архангельского соборов: «Церкви в Москве многочисленны, а приходы, по самому множеству церквей, малочисленны; и потому поддерживание церквей в благоустройстве и украшение оных посредством обыкновенных церковных доходов было бы большею частью невозможно. Недостаток сей пополняется усердием церковных старост, имеющих собственное избыточное состояние, или деятельно прибегающих к усердию других достаточных людей. При таких обстоятельствах редко бывает возможно составить предварительно значительный капитал на какое-либо церковное дело Есть ли бы Святейший Синод в снисходительном внимании к местным обстоятельствам и к тому, что стенописание предприемлется в приделах, не в поновлении древняго, но на голых доныне стенах, разрешил производство онаго в греческом стиле, в сообразность с указанными образами под неослабным местным надзором без представления подробных проектов: сие много послужило бы к произведению дела без большого замедления» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 140. 9876). 27 сентября. Письмо московскому военному генерал-губернатору князю А. Г. Щербатову: «Сиятельнейший князь, милостивый государь! Почтеннейшим отношением в. с-ва, от 27 сего сентября 5350, объявлено мне Высочайшее повеление Государя Императора совершить освящение церкви, устроенной при экзерцизгаузе· прежде 1 октября. На сие спешу ответствовать, что сие Высочайшее повеление имеет быть мною исполнено в среду 29 дня» (ДЧ. 1895. Ч. 9. С. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

1846. Vol. 3. P. 156-160; Ott J. S. Bishops, Authority and Community in Northwestern Europe, c. 1050-1150. Camb., 2015. P. 175-177). Т. о., после сер. XI в. мощи Н. почитали одновременно в кафедральном соборе и в аббатстве Н. (Сен-Никез), что приводило к спорам между соборными канониками и монахами о подлинности святынь. Согласно записи в монастырских анналах под 1309 г., соборные каноники утверждали, что владеют «всем телом» Н. (se habere totum corpus beati Nicasii), тогда как у монахов есть якобы только зуб святого (Annales S. Nicasii Remenses//MGH. SS. T. 13. P. 87). В 1307 г. архиеп. Робер де Куртене произвел освидетельствование мощей Н. в кафедральном соборе, а в 1310 г.- в аббатстве Н.; повторное освидетельствование в мон-ре было предпринято в 1359 г. архиеп. Иоанном III (Жаном де Краном) ( Demouy. 1980. P. 118-119, 128-131). В 1378 г. архиеп. Ришар Пик подарил имп. Карлу IV частицу мощей святого из аббатства Сен-Никез. Готическая монастырская ц. во имя Н., заложенная в 1231 г., была одной из крупнейших в г. Реймсе и отличалась пышностью убранства (подробнее см.: Givelet. 1897. P. 11-127; Bideault, Lautier. 1977). В церкви находился мраморный саркофаг, установленный на колоннах, в котором, по преданию, некогда покоились останки Н. Мощи святого хранились в 2 серебряных раках; нижняя челюсть, кость руки и зуб - в особых реликвариях; в монастырской ризнице находилась также стола святого ( Marlot. 1843. P. 602-603; Tarb é . 1843. P. 251-259). Во время Французской революции аббатство Сен-Никез было упразднено (1791), монастырские здания проданы с аукциона и к 1819 г. полностью разрушены. Нек-рые предметы убранства были переданы в собор и в базилику Сен-Реми, саркофаг Иовина и фрагменты гробницы Н.- в городской музей. Серебряные реликварии с мощами Н. и Евтропии, хранившиеся в соборе, были конфискованы в 1792 г. ( Tarb é . 1843. P. 139-142). Тогда же были утрачены реликвии, находившиеся в аббатстве Сен-Никез. После революции уцелевшие частицы мощей Н. были переданы в кафедральный собор и в базилику Сен-Реми; среди них были фрагмент нижней челюсти и позвонок святого, ранее хранившиеся в монастыре Сен-Никез, а также документы об освидетельствовании мощей в XIV в.

http://pravenc.ru/text/2565328.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010