До недавнего времени существовало некое всеми признанное табу на мат, которое, однако, часто нарушалось, ведь нет правил без исключений. Но и тогда матерщина считалась уделом людей специфических профессий и групп населения: в т.ч. (увы и ах!) военных, заключенных и других, выходящих за т.н. «рамки приличия». И все это прекрасно понимали, в т.ч. любители обсценной лексики. Мата было принято стыдиться в обществе, при детях и женщинах, он осуждался и был недопустим в публичном и тем более печатном пространстве. Мат, как антимолитва        Что касается мата в армии, то он прописался и фактически легализовался там как раз в революционное и послереволюционное время крушения всех «рамок», самой старой армии и рождение в её крови новой. Корни этой недоброй традиции напрямую связаны с отходом некогда христолюбивого русского воинства от Бога, отрицания сакрального значения слова и матерщины в частности.       Трудно себе представить матерящегося генералиссимуса Александра Суворова, фельдмаршала Михаила Кутузова или адмирала Павла Нахимова, а вот уже в окопах Первой мировой мат (заодно с листовками о свержении законной власти) стал появляться куда чаще. Позже он перекочевал и в штабы. Для многих известных красных командиров, ставших видными советскими военачальниками и полководцами - выходцами из т.н. «простого народа» мат был вполне допустим в общении с подчинёнными и быстро прижился в лексиконе солдат, матросов и командиров Красной, а позже и Советской армии и ВМФ. Увы, никуда не ушел он из казарм, кубриков и офицерских канцелярий, и нынешней Российской армии, считающей себя ее правопреемницей.       Однако бытует мнение, что, мол, мат помогает не только расслабиться после боя или напряженного дня, но и наоборот, концентрирует, мобилизует в нужный момент, придаёт сил. Всё верно, но каков их источник? Вот что по этому поводу пишет в своей книге «Правда о русском мате», не понаслышке знакомый с солёным флотским фольклором капитан 1-го ранга запаса, а ныне епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин): «Мат, с духовной точки зрения, это антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы», и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом, конечно, чувствует эту «чёрную энергию» и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без подобной политики, но плата за этот допинг непомерно велика – он лишает себя помощи Божией».

http://radonezh.ru/2021/03/09/uroki-russ...

Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Была приписана к Димитриевской церкви в Широгорье. Священник Пармен Иванов Образцов, дьячок Михаил Яковлев Ковыряев, пономарь Павел Лазарев Юров сверхштат. пономарь Василий Селезнев, заштат. дьячок Евгений Земляницын. Священники: 1869 - Образцов Пармен, 1871-1877 - Ельцов Евгений, 1877-1880 - Лебедев Василий, помощник настоятеля; 1880-1905 - Сатрапов Александр Владимирович. Псаломщики: 1887 - Преображенский Александр, 1897-1906 - Преображенский Иоанн, 1906 - Кудрявцев Александр. Дьячки: 1865 - Ковыряев Михаил, 1865-1866 - Преображенский Александр. Пономари: 1865 - Юров Павел, 1865-1867 - Соколов Димитрий, 1867 -1869 - Баданин Алексей, 1869 - Кулаков Димитрий, 1869-1872 - Вознесенский Евгений, 1872-1875 - Вознесенский Александр. Церковь Василия Великого первый раз упоминается в окладной книге 1618 года. Когда была основана, неизвестно. В холодном храме были следующие престолы: Животворящей Троицы, Великомученицы Параскевы, а в теплом: Благовещенья Пресвятой Богородицы, Святителя Василия Великого. В 1832 году в храме был сделан ремонт по плану архитектора Суворова. В д. Хреново по указу Духовной консистории от 1870 года, на месте сгоревшей в 1824 году часовни, в 1871 году была построена деревянная часовня Успения Божией Матери. Каждый год 15 (28) августа и на Пасху к часовне проводились крестные ходы с молебнами Пресвятой Богородице и водоосвящением. Земли при храме было 33 десятины. Указывалось, что храм имеет трудное сообщение с другими церквями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи при Васильевской церкви проходил Торжок. Так же, как и при Широгорской церкви, торговали красным, кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью. Приход храма во имя Василия Великого был намного меньше, чем приход храма во имя Димитрия Солунского. Так, в приход храма во имя Димитрия Солунского входил 51 населенный пункт, а в приход храма во имя Василия Великого - всего 14. К храму вела дорога, след от которой сохранился и поныне. Вокруг храма была железная ограда на каменном фундаменте примерно два метра в высоту. Рядом протекал ручей, который назывался «Поповский» и колодец с ключевой водой, имеющий такое же название. При храме был огород. Церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, имела белые главы - луковицы, железный крест. При ней имелись сторожка и сторож («Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»). Имелось казнохранилище. По штату было положено иметь при храме двух священников, одного дьякона, двух дьячков и двух пономарей. Храм был пятого класса.

http://sobory.ru/article/?object=56189

Закрыть itemscope itemtype="" > Страшный символ апокалиптических времен Митрополит Митрофан (Баданин) о том, стоит ли освящать оружие массового поражения 27.06.2019 24678 На днях заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) заявил, что оружие массового поражения не должно освящаться, сообщает РИА Новости. Он сослался на итоги обсуждения данной темы в рамках комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву. По словам владыки, на этой неделе была завершена работа над проектом документа, который разрабатывался два года в ответ на заданную президиумом Межсоборного присутствия, совещательного органа Церкви, тему: «О практике освящения оружия в Русской Православной Церкви». «По мнению комиссии, в рамках церковного предания можно говорить о благословении воина на несение воинской службы, на защиту Отечества. При совершении соответствующего последования благословляется и личное оружие, причем именно потому, что оно связано с тем, кому преподается благословение. По этой же причине не должно " освящаться " оружие массового поражения и, в целом, не личное оружие», - написал епископ Савва в своем Telegram-kahaлe. Иерарх уточнил, что «в этом позиция комиссии расходится с практикой последних лет». Владыка сообщил, что до конца июля будут внесены соответствующие редакционные правки, предложенные на комиссии, после чего документ будет направлен на дальнейшее обсуждение в епархии. «Напоминаю, что пока он представляет собой лишь мнение членов комиссии и не является " официальным документом " », - подчеркнул архиерей. При этом он добавил, что тема является действительно непростой, и в ходе работы над документом «мнения, и с большим азартом, высказывались полярные: от утверждения, что Церковь вообще не должна благословлять оружие, до защиты практики освящения любого вида вооружения». «Мы сочли своей главной задачей составить документ, который соответствовал бы многовековой практике Церкви, как она отражена в богослужебных и в исторических текстах. При этом требовалось осмыслить и новые реалии: с некоторыми видами вооружений Церковь в принципе не встречалась до ХХ века и, скорее, даже его второй половины», - заключил епископ.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/27/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная заступница 08.07.2010 447 Время на чтение 4 минуты Три года назад Мурманская и Мончегорская епархия обрела святыню - икону Тихвинской Божией Матери. Это точный список знаменитого образа, хранящегося в Успенском монастыре г. Тихвина. Икону украшает драгоценная риза (мастера постарались, чтобы по красоте она не уступала окладу оригинала). А находиться икона будет в селе Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. И не только потому, что когда-то именно из Варзуги, первого русского поселения на Кольском Севере, православие стало распространяться на весь полуостров. Дело в том, что новая драгоценная икона Тихвинской-Мурманской Божией Матери стала достойной заменой прежнему чудотворному Тихвинскому образу, столь любимому варзужанами. В 2007 году он был торжественно перенесён из Афанасьевской церкви Варзуги в возрождённый Тихвинский храм села Кашкаранцы (именно там в конце XIX века произошло от иконы удивительное чудо). И чтобы жителям Варзуги не было столь горько расставаться с Заступницей, решено было написать новый Её образ. Так что же случилось в селе Кашкаранцы? Вот как пишет об этом настоятель Успенского прихода Варзуги игумен Митрофан (Баданин) в своей книге «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря»: «Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера. Ледяные массы " возвышались горными уступами на 5 и даже 8 сажен высоты " , что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома - 11-12 метров. Самым странным при этом являлось то, что не было никаких объективных причин для движения льда на берег, для появления ледяных гор столь фантастической высоты. Стояла спокойная зимняя погода, дул тихий северо-западный ветер. Изучавшие впоследствии этот факт исследователи так и не нашли вразумительного объяснения причин того небывалого явления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Игумен Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Доклад игумена Дамаскина (Орловского) на XIII Дамиановских чтениях в г.Курске Подробнее 25.04.2015  Игумен Дамаскин (Орловский). Интервью в программе Вести 24 ГТРК. Курск 27.11.2014 г. Подробнее 02.04.2015  Интервью игумена Дамаскина (Орловского) Курской областной телерадиокомпании " СЕЙМ " . Подробнее 10.02.2014  Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском соборе Московского Кремля Подробнее 09.08.2012  1937 - год свидетельства о Христе Игумен Дамаскин (Орловский) Интервью в интернет-издании «Татьянин День» Подробнее 06.01.2012  Истина в деталях. О работе комиссии по канонизации в подробностях Игумен Дамаскин (Орловский) Интервью в " Журнале Московской Патриархии " 12 за 2011 год Подробнее 22.07.2011  Подвиг веры русского народа в ХХ столетии и его отражение в житиях новомучеников и исповедников российских З.П. Иноземцева, к.и.н. Доклад прочитан в Московском областном педагогическом университете в ноябре 2010 года Подробнее 19.07.2011  За веру пострадавшие Д.А. Троицкий, Институт истории культур, преподаватель философии, доцент Доклад, прочитанный в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» в Москве 30 июня 2011 года на вечере, посвященном памяти Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Подробнее 17.10.2010   " Святыми становятся на земле " На вопросы «Лампады» отвечает член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) Подробнее 17.05.2011  Текст фонограммы беседы игумена Дамаскина (Орловского) с Валентиной Мокроусовой, ведущей программы " Православная энциклопедия " радиостанции " Маяк " . Декабрь 2001 года. Подробнее 12.06.2010  Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения. Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа, кандидат богословия. Мурманская епархия РПЦ, Терский берег.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Служение онтологическая сущность Пресвятой Троицы. «Протопоп Аввакум в начале своего “Жития”, размышляя над сотворением мира, представляет себе, как это совершилось, и говорит о том, как Предвечный Совет происходил. Отец сказал Сыну: “ Создадим мир!” и Сын ответил: “ Да, Отче!”. − “ Но этот мир, говорит Отец, отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть”. − “ Да будет так!” говорит Сын. И Господь создал мир» (Антоний Сурожский). Отметим, что образец « служения» дает нам сам Господь, «… послужив и до смерти крестной»: « Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления [спасения] многих» (Мф.  20:28). Отсюда, в силу предсуществования Иисуса Христа (о предсуществовании Иисуса Христа, которое, впрочем, непосредственно следует из Символа Веры, см., напр: Митрофан (Баданин), митр. До и после. Апология Книги Еноха. Изд. 2-е доп. Мурманск: изд-во Мурманской епархии, 2019, с. 145-154), следует, что Служение в лице предвечно рожденного Сына является такой же онтологической сущностью Пресвятой Троицы, как и Любовь. А потому, чтобы восстановить в себе «образ и подобие» Божие, человеку просто необходимо служить: служить ближним; служить Родине; служить Богу ради Него. Служение – путь в Царство Небесное, «права» − движение в сатанизм. Легко проверить на себе, что «приятие» «принятие» «указаний и рекомендаций» Бога (в лице Иисуса Христа), хотя бы и с понуждением себя, « мятежности» в душе вызвать не могут. Лишь огорчение в силу сложности и просто «практической невозможности» их прямого выполнения. По глубокой поврежденности грехом человеческой природы. Тем не менее, опыт подвижников наглядно показывает, что «в пределе» приятие заповедей к исполнению, то есть служение ради Бога, влечет « терпение» и « смирение» ведущие в Царство Небесное. Напротив, любая «Декларация прав» от «прав человека и гражданина» до «прав ЛГБТ» и подобных, не говоря уж про разные наши жизненные, бытовые и семейные «права» вызывают в душе чувство мятежности и агрессии:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/22/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > В нас бьется вера в то, что у России будет Царь Епископ Североморский и Умбинский Митрофан выступил на конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье» 22.03.2017 1256 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 16 марта, в 100-летнюю годовщину насильственного отрешения Императора Николая II от власти, в Ленинг радской области в поселке ж/д станции Сологубовка прошла Международная конференция «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». С приветственным словом на конференции выступил епископ Североморский и Умбинский Митрофан (Баданин): Дорогие друзья и единомышленники! Я приветствую всех от имени наших самых дальних рубежей севера Европы и России - побережья Баренцева и Белого морей, где развернуты наши стратегические силы, которые позволяют нам смело восставать против наступления князя тьмы во всем мире. Арктическое стратегическое направление сейчас выделено как особый предмет заботы руководства страны и руководства Церкви. Создание Североморской епархии, по мысли Святейшего Патриарха, как раз было продиктовано той ответственностью, которая лежит на этом крае и стратегическом направлении. Господь призвал меня вернуться вновь спустя 15 лет моего монашеского делания в далеких и совершенно удаленных приделах. Кое-кто был у меня в Варзуге. Но оказалось, что в 1997 году я попрощался с Флотом не навсегда. Прошло 20 лет, и я вновь среди своих братьев по крови. Духовное окормление нашего воинства - задача архиважная. Мы сейчас говорим и вспоминаем весьма печальное и трагичное столетие. Нас ожидают столетия многих печальных событий. Но прошло столетие упразднения военного духовенства. В этом году мы совершили впервые за сто лет возрожденное окормление нашего Флота во время боевых действий в Сирии. Наш отряд боевых кораблей, авианосные соединения, на борту имели священника - нашего замечательного батюшку о.Сергия Шерфетдинова . Этот батюшка был порожден трагедией «Курска» . Он появился тогда, когда стало понятно, что срочно в военный гарнизон Видяево, откуда вышел «Курск» в свое последнее плавание, необходим священник. Храм был построен за 40 дней. К сороковому дню памяти моряков-подводников храм стоял и уже был рукоположен священник - отец Сергий, помощник командира соединения подводных лодок.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/22/v_...

Наконец, следует упомянуть учителя пения Александра Стефановича Хотеновского (род. 11 октября 1864 68 ), поступившего в училище около 1885 года и вскоре принявшего сан священника. Одновременно с преподаванием в духовном училище о. Александр 16 лет законоучительствовал в городском трехклассном училище, учителем в котором с 1 июля 1891 года состоял В.Н. Баданин, будущий зять митрополита Вениамина. А когда в 1901 году при строившейся Зосимо-Савватиевской церкви железнодорожного поселка Няндома был открыт самостоятельный приход, настоятелем туда был назначен о. А. Хотеновский. Освящение церкви в Няндоме 21 января 1902 года возглавил благочинный V округа Каргопольского уезда священник Павел Казанский 69 . После смерти о. П.Казанского священник Александр Хотеновский стал его преемником по благочинию. Годы учения Василия Казанского в Каргополе прошли под сенью городского Христорождественского собора, по соседству с которым находилось училище (собственной церкви в Каргопольском духовном училище до 1897 года не было). От своих наставников Василий мог узнать многое из более чем 300-летней истории собора. Так, в 1652 году здесь делал остановку будущий Патриарх Никон , переносивший в Москву с Соловков мощи св. митрополита Филиппа († 23 декабря 1569). В память об этом к северо-восточному углу собора пристроили Филипповский придел. В своем последнем письме, ожидая расстрела, владыка Вениамин писал, что в детстве и отрочестве он «зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом» 70 . Очевидно, и житие чтимого на Каргополье мужественного московского святителя-исповедника, павшего жертвой произвола Ивана Грозного, было хорошо знакомо будущему Петроградскому митрополиту-священномученику с юных лет. В Каргопольском соборе хранилась чудотворная Казанская икона Богоматери. Она прославилась истечением слез и исцелениями еще в 1714 году. В том же году ее доставили в Великий Новгород, к митрополиту Иову. Вскоре, по указу митрополита, образ «с подобающею честию» вернули в Каргополь и поместили в соборной церкви «во утверждение граду/.../, да благоволит Она, Пресвятая Богомати с Сыном Своим и Богом неотступно при вас быти» 71 . Почти одновременно с прославлением Казанской иконы в Каргополе, список той же иконы начал широко почитаться и в Санкт-Петербурге. Под кровом «Заступницы усердной» в Казанском соборе северной столицы студент-инок Вениамин (Казанский) примет посвящение во иеродиакона и иеромонаха, здесь же произойдет его избрание на Петроградскую архиерейскую кафедру... В Олонецкой духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 апр. на пасхальном богослужении в Казанском храме Никольска владыка пригласил верующих прийти 4-6 мая помолиться в Георгиевский храм с. Дёмина (ныне Никольского р-на Вологодской обл.), где он намеревался служить на праздник вмч. Георгия Победоносца. Вскоре после Пасхи владыка выехал из Никольска, 27 апр. прибыл в дер. Путилово. Он ходил со славой по домам Путилова и окрестных деревень Каино, Княжево и др., вел беседы с крестьянами. В воскресенье 29 апр. И. совершил последнее богослужение в часовне дер. Путилово с участием почти 150 чел. Настроение у преосвященного было тревожно-приподнятое, он предчувствовал приближение испытаний и сказал об этом в проповеди после литургии, еще раз изложив свое видение взаимоотношений Церкви и гос-ва: «Меня власть терзает, во всем преследует, просят, чтобы я был лоялен, но лояльности, по-моему, достаточно и так.... Душевной лояльности они от меня не получат» (Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-6278. Л. 182-182 об.). В понедельник утром 30 апр. владыка приехал в дер. Вырыпаево, а 1 и 2 мая ходил со славой в дер. Вострово, в 5 верстах к югу от Путилова. 2 мая рано утром в Путилово прибыл начальник милиции Никольского р-на Баданин. Узнав о местонахождении архиерея, он проехал в Вострово, арестовал владыку и собирался везти его через Путилово в Никольск. К избе с арестованным подошли крестьяне, посыльные побежали в соседние селения оповестить о случившемся. Начальнику милиции с трудом удалось выехать из Вострова в сопровождении народа. В версте от Путилова процессию встретила толпа крестьян из др. деревень. При въезде в Путилово раздался колокольный звон на часовне, услышав его, жители деревни вышли из домов, собралось более 500 чел. Народ остановил лошадей, оттеснил милицию, забрал владыку и на руках перенес в один из домов, к-рый тут же был окружен верующими, отказавшимися выдать архиерея. Начальник милиции и сопровождавшие его вынуждены были уехать. Однако люди не стали расходиться, охраняли владыку днем и ночью. Женщины молились, пели духовные песни. Как говорили прихожане, опасались, что «владыку от нас увезут, умертвят и больше нам его не видать». Крестьяне обсуждали планы по отправке архиерея в безопасное место.

http://pravenc.ru/text/293760.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010