198 См. слова и Речи Макария, митр. Московского, произнесённые в 1841–1868 г. Изд. 2 СПБ. 1891 г, стр. 21–30. Первоначально слово это было напечатано в «Христ. Чтении» (см. 1843 г. ч. II отд. V стр. 187–204) под заглавием: «Размышление на день Воскресения Христова». Кроме того из одного письма Макария к Серафимову (см. Церк. Вестн. 1883 г. 9) можно заключать, что настоящее произведение Макария было написано им еще в годы студенчества. Вот это место в письме Макария к своему другу. «Что печатаю? – а вот в последней книжке «Христ. Чтения» кое что еще студенческое мое на день Св. Пасхи». Следовательно, происхождение настоящего слова такое же, как и происхождение слова Макария, произнесенного 25 дек. 1811 г. в Киево-братском монастыре. 201 См. Церк. Вест. 1883 г. 8. Самое сочинение Макария, о котором идет речь, можно читать в Христ. Чт. за 1842 г. ч. IV отд. XII стр. 311– 521, где помещен ряд статей его под общим заглавием: «Святого отца нашего Димитрия ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений». 208 См. за 1843 г. т. X, где был помещен только отрывок из магистерского сочинения Макария на ту же тему. 210 См. Журн. Мин. Нар. Проев. 1844г т. 42 отд. 6; Отечеств. Зап. 1844. Москвитян 1844 г. 2; Библ. для Чт. 1843 г. т. 61; соврем. 1844 г. т. 34 и Литерат. Газета 1844 г. 11. 211 См. за 1844 г. 5 стр. 80–82; ср. Жизнь и труды М.Ц. Погодина. Н. Барсукова кн. VII гл. XXXI стр. 204–205. 220 См. послужной список м. Макария в брошюре: «Кончина и погребение высокопр. Макария, митр. Московс. и Колом. М. 1882, стр. 23, 25. 233 Разумеется недавно почивший преосв. Феофан, бывший епископ Владимирский, который в то время был инспектором Новгородской духовной семинарии. 236 См. арх. С.-Петербург. дух. Академии Журн. Внутреннего Правления за 21 окт. 1843 г. и Журн. Конференции за 26 февр. 1844 г. 239 См. арх. С.-Петерб. дух. Академии по Внутрен. Правлению на 1844 г. дело о декабрьских испытаниях студентов Академии. 240 ) См. там же по Внутрен. Правлению за 1845 г. дело об июньских испытаниях студентов Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Понедельник посвящен ангелам. Дни богослужения изд. 1858. ч. 2. стр. 221–2. Вторник св. Иоанну Предтече и пророкам, стр. 222. Среда и Пятница– кресту и страданиям И. Христа, 223–5 стр. Четверг св. Апостолам и св. Николаю там же; Суббота–поминовению усопших стр. 225–6. Священные воспоминания дней седмицы. Воскр. Чт. 1855. 35. Воскресный день Дни богослужения, ч. 2. стр. 155– 160. В. О священных временах годовых О праздниках вообще. Дни богослужения, ч. 1. стр. 3–16. День Рождества Христова, там же, стр. 17–31. Амвросия Медиоланского о том, как должно сретать день Рождества Христова. Воскр. Чт. 1853. 36. Льва папы Римского, слово на Рождество Христово, там же 37. Праздник Рождества Христова. Христ. Чт. 1849. Декабрь. О приготовлении к празднику Рождества Христова. Воскр. Чт. 1852, 38. Письмо о праздновании святок. Воскр. Чт. 1851, 39. Паримии праздника, Воскр. Чт. 1857. 38. Обрезание Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 32–36. Дух. Бес. за 1858 г. 1-я ч. Сретение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 37–40. Обряд принесения во храм младенца в 40-й день по рождении, по образу принесения во храм Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт., 1843. 43. Сретение Господне. Дух. Бес. 1858 г., 5. Ныне отпущаеши раба твоего Владыко. Воскр. Чт. 1844. 45. Крещение или Богоявление Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 40–51. Паримии в навечерие Богоявления, или образы крещения. Воскр. Чт. 1843. 38. Крещение Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт. 1840. 42. Преображение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 52– 55. О явлении Моисея и Илии на Фаворе и о гласе Бога Отца: Сей есть Сын мой и пр... Воскр. Чт. 1850. 16. Богослужение праздника. Воскр. Чт. 1349, 20. Вход в Иерусалим. Дни богосл. ч. 2, стр. 87–90. Праздник Пасхи. Дни богосл. ч. 2, стр. 132–159. Как совершалась пасха в ветхом завете. Дмитрев. стр. 11. Блаженного Августина , почему Пасха есть подвижный праздник. Воскр. Чт. 1843. 3. О времени празднования Пасхи в древней христ. церкви. Воскр. Чт. 1854. 3. Письмо о христианских визитах в день св. Пасхи, там же 1. О начале обыкновения дарить в Пасху друг другу красные яйца. Воскр. Чт. 1843. 1. Празднование первого дня воскресения Христова св. Апостолами и мироносицами и наше воспоминательное празднование. Воскр. Чт. 1856. 1. Рассуждение Константина Экономида о начале употребления красных яиц во время Пасхи. Перевод с греческого 1826-го года. Ночь накануне Светлого Христова Воскресения. Воскр. Чт. 1851. 52. Евангелие на литургии в 1-й день Пасхи. Воскр. Чт. 1941. 2. Мученическое празднование св. Пасхи. Воскр. Чт. 1845. 1. Отдание Пасхи. Воскр. Чт. 1845, 6. Благословение яств в Пасху. Скриж. ч. 4, стр. 152. Артос. Воскр. Чт. 1837. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) что подобные здесь описанным примеры самонадеянности и неуважения власти, в соборных служителях замечаемые, не могут оставаться без вредного влияния на прочих членов епархии, не совсем ещё опытных и благонадёжных, если таковые примеры останутся ненаказанными». См. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 37.836. 36 См. и в Архиве Астраханской Дух. Консистории 37.636 (19 января – 19 февраля 1842 г.) по рапорту кафедрального протоиерея Андрея Иванова и ключаря о. Василия Ивановского о том, почему они не согласны включить в число братства кафедрального собора, состоящего на иподиаконской вакансии диакона Ивана Скворцова; 38.264 (9–28 октября 1842 г.) о предоставлении протодиаконской должности Николаю Черняеву. 37 Для сего специально был отправляем в Москву эконом Архиерейского дома о. Иерофей, которому поручалось приобретать разные вещи для архиерейской ризницы и других мест (см. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 38.667, 3 февраля 1843 г. – 17 августа 1844 г.), напр., Спасо-Преображенского монастыря 38.678, 5 февраля 1843 г.), обладавшего тогда большими средствами, если в 1843 г. у него отделялось единовременно 200.000 руб. серебром, с отсылкой на оные билетов в Хозяйственное Управление при Св. Синоде 38.880, 10 мая – 8 декабря 1843 г.). 38 Князь Павел Павлович Гагарин, бывший потом председателем Государственного Совета и скончавшийся 21 февраля 1872 г. (см. Сборники. Императорского Русского Исторического Общества, т. LX, СПб. 1887, стр. 127а), состоял начальником ревизионной комиссии в Астрахани, куда чиновником входил и Ив. С. Аксаков. Смарагд соблюдал должную аттенцию по отношению к кн. П.П. Гагарину и, напр., в самую пасху явился к нему с певчими (см. Ив. С. Аксаков в его письмах, ч. I, т. 1, стр. 105). 39 Насчёт Архиерейского дома, Болдинского монастыря и Златоустовской церкви см. и в Архиве Астраханской Дух. Консистории 37.723 (20 февраля 1842 г. – 17 ноября 1849 г.), 37.726 (20 февраля 1842 г. – 25 августа 1847 г.) и 40.187 (18 ноября 1844 г. – 15 октября 1845 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

6, т. 1, стр. 418). Село это некогда было владением князей Острожских, потом Конецпольских, от коих перешло к кн. Яблоновским, а от них приобретено графами Тышкевичами; ныне им владеет княгиня Людгарда из Тышкевичей Яблоновская. При церкви села Плужного священнослужителями состояли: 1) «парох» Леон Зипоецч (с января 1769 г. по 12 ноябри 1789 г.); 2) «парох» Иоанн Лелявский (с 14 ноября 1789 г. по январь 1795 г.); 3) свящ. Михаил Теодорович (упомин. в 1795 г.); 4) свящ. Михаил Максимович (упомин. в 1796 г.); 5) свящ. Иоанн Василевич Башуцкий (с 1796 г. по 1819 г., умер на этом приходе в январе 1820 г.). С января 1820 г. по март 1843 г. Плужанский приход числился за 6) кафедральным протоиереем Киприаном Суковским и во всё это время состоял под наблюдением соседних приходских и заштатных священников, из коих известны 7) заштатный свящ. с. Бельчина Остр. уезда Пантелеймон Леонтиев. Федорович (с января 1820 г. по октябрь 1822 г., с октября 1823 г. по 20 марта 1824 г., с 20 июня 1829 г. по 8 июня 1830 г.); 8) бывший приход. свящ. села Подзамча Кремонец. уезда (с октября 1822 г. по октябрь 1823 г.) Фома Иванов. Кресинский; 9) бывший приход. свящ. села Дуняева Кременец. уезда Иоанн Игнатиевич Белоцерковский (с марта 1824 г. по 29 июня 1829 г.); 10) свящ. Димитрий Топачевский (с 8 июня 1830 г. по 8 декабря того же года); 11) заштный свящ. села Бочаницы Остр. уезда Георгий Васильевич Хойнацкий (с 8 декабря 1830 г. по 3 сентября 1835 г.); 12) бывший приход. свящ. с. Остриена. Дубен. уезда Стефан Григорьевич Шиминский (с 3 сентября 1835 г. по 1 января 1841 г.); 13) свящ. Александр Александрович Тхоржевский (с января 1841 г. по март 1843 г.). С марта 1843 г. настоятелями этой церкви были: 14) свящ. Василий Григорьевич Михневич (с марта 1843 г. по сентябрь 1859 г., умер в с. Мухареве Новоград-Волын. уезда); 15) свящ. Николай Константинович Шумовский (с сентября 1859 г. по октябрь 1868 г., ныне священствует в селе Иршишках Староконст. уезда); 16) свящ. Иоанн Иван. Коровицкий (с ноября 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Наиболее известна деятельность Е. как издателя, редактора и писателя - историка и публициста. Еще в период службы в Мин-ве народного просвещения он публиковал, преимущественно в ведомственном журнале, собственные сочинения: церковно-исторические труды, посвященные рус. средневековью, в т. ч. юго-зап. землям, и фундаментальные биографии современников. К его историческим сочинениям относятся: «Память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском» (Маяк. 1842. Т. 3. Кн. 5. Мат-лы. С. 20-29; отд. отт.: СПб., 1842) - рецензия-рассказ на основе публикации «Русского вестника» (1841), содержащая воспоминания о с. Пурех (Пурих) Нижегородской губ.; «Первые христианские мученики в Литве» (ЖМНП. 1843. Ч. 38. 6. Отд. 2. С. 113-129; отд. отт.: СПб., 1843); рецензия на «Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковно, Трок, православных монастырей, церквей и по разным предместьям. Вильно, 1843» (ЖМНП. 1843. Ч. 39. 7. Отд. 6. С. 1-19); научно-биографические очерки «Елена Иоанновна, великая княгиня литовская и королева польская» (ЖМНП. 1846. Ч. 50. 4. Отд. 2. С. 39-84; отд. отт.: СПб., 1846) и «Патриарх Иоаким и заслуги его Отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях» (СПб., 1847; отд. отт. из газ.: Северная пчела. 1847. 133-136); рецензия на «Описание второй войны императора Александра I с Наполеоном в 1806 и 1807 годах, по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом и членом Военного совета Михайловским-Данилевским. СПб., 1846» (ЖМНП. 1847. Ч. 55. 9. Отд. 6. С. 244-267). Особое место занимают публикации Е., посвященные Киеву: единственное художественное произведение -назидательное сочинение о потомках св. равноап. кн. Владимира «Рассказ о Киевской старине» (СПб., 1842), статья об уникальном открытии Ф. Г. Солнцевым древнейших рус. росписей «Фрески XI века, открытые в Киево-Софийском соборе» (ЖМНП. 1844. Ч. 41. 1. Отд. 7. С. 1-4; отд. отт.: СПб., 1844) и опубликованная значительно позже рукопись И. П. Боричевского «Киевские пещеры» (СПб., 1872), к-рую Е. сопроводил собственным предисловием. Е. видел значение открытия софийских фресок в том, что они объясняют «стиль и вкус» визант. искусства, служат образцом для исторических живописцев и восстановления «древней греческой живописи», доказывают благочестие «русских князей и народа» и преемственность церковной традиции.

http://pravenc.ru/text/189667.html

В январе 1843 года о. Евстратий направил прошение о дозволении построить в Глинской пустыни трехпрестольную теплую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Николая и св. великомученицы Варвары. Средствами на постройку храма обитель располагала как за счет собственного капитала (30 тыс. рублей в казенных кредитных завещаниях), так и за счет пожертвований многих благотворителей (на строительство храма было пожертвовано 6 тыс. руб. ассигнациями и различные материалы). Так, белоградский 1-й гильдии купец Михаил Мазурин пожертвовал железо для связей и на покрытие храма. Один из рыльских купцов был намерен доставить нужное количество стекла, «харьковский помещик Константин Хрущов, независимо от обещанного денежного пособия, пожертвовал две богатые наместные иконы: Успения Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Варвары в сребровызлащенных ризах; курский помещик Александр Анненков изъявил желание украсить иконостас главного престола…; московские купцы известных торговых домов также изъявили ревностное желание о вспомоществовании и содействии сему делу» 832 . Строевой лес пустынь получала из своих лесных угодий, а кирпич для фундамента был заготовлен на заводах обители 833 . 24 июня 1843 года представленный проект церкви Глинской пустыни был утвержден императором Николаем I, и 21 июля 1843 года Св. Синод разрешил постройку 834 . В том же 1843 году в Глинской пустыни был заложен теплый каменный храм 835 . Строительство его продолжалось почти пять лет. 15 января 1848 года Преосвященный Илиодор писал в Св. Синод: «По донесению настоятеля Глинской пустыни постройка теплой церкви совершенно окончена и к освящению готова. Поручено было архитектору Курской казенной палаты Грознову и благочинному священнику Михайле Толмачеву эту церковь освидетельствовать. Ныне представлен ими акт освидетельствования ее, в котором они удостоверяют, что фундамент укреплен до 5 аршин 836 , все строение произведено прочно и соответствует плану» 837 . Снаружи и внутри каменный храм был оштукатурен, покрыт листовым железом, покрашенным голубой краской, глава обита белой жестью, крест был деревянный, вызолоченный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

30 – З1: „О заповедях недобрых”. Толкование на книгу Бытия в вопросах и ответах в русском переводе, Спб. 1843. Тоже на книгу Исход, Спб. 1843. Тоже на книгу Левит, Спб. 1843. Толкование на книгу Чисел, изложенное в вопросах и ответах, Спб. 1843. Толкование на книгу Второзакония, предложенное в вопросах и ответах, Спб. 1844. Краткое изложение божественных догматов в русском переводе, Спб. 1844. Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского, в русском переводе, изд. при Московской Духовной Академии. Части 1 – 5 были вы­пущены во втором издании (Св.-Троицкая Сергиева Лавра 1905. 1905. 1906. 1906. 1907), представляющем простую перепечатку первого, а затем издана (сначала в двух выпусках приложениями к „Богослов­скому Вестнику” за 1907 и 1908 годы) часть VIIÏ Письма блаженного Феодорита 26 в русском переводе со введением, пояснительными примечаниями и приложениями профессора Н. Н. Глубоковского (Сергиев Посад 1908), стрн. III – XVI † 1 – 521 (где нужно поправить на стрн. 257,4 св. и 472,23 – 24 св. „Евдокие” вместо „Евдоксие”, а на стр. 490,10 сн. внести: „Евдокия, императрица: 153”). См. отзывы Prof. Dr. Nathanael Bonwetsch в „Theologisches Literaturblatt” XXIX, Nr. 15 (Leipzig. 10. April 1908), Sp. 173 – 174; XXX, 9 (26. Februar 1909), Sp. 100 – 101. Slavorum litterae theologicae V (1909), Nr. 11 (при Casopis kamolickego duchovenstva 1909, 6, и отдельно, Pragae Bohemorum 1909), p. 75. Г. II. (т. e. Григорий Христофорович Папа-Михаил) в Εκκληs ιas τικd ς F ρος, τος Г ( ν Αλεξανd ρε α 1910), τ μος ε, τεχος κε ( ανουριος, σελ. 91; τεχος κ ( μρτιος, σελ. 267–268. Проф. А. А. Бронзов в „Прибавлениях к Церковным Ведомостям” 11 за 14-е марта 1909 г., стр. 538а. Проф. П. В. Гидулянов в издаваемой Ярославским Демидовским Юридическим Лицеем „Юридической Библиографии” 4 (9) за 1-е февраля 1909 г., стр. 159. Иеромонах Арсений (Леонид Денисов), Духовная лепта; праздничные слова св. отцов: Блаженного Августина , Амвросия Медиоланского , Амфилохия Иконийского , Анастасия Синаита , Андрея Критского , Иоанна Златоуста , Фотия Константинопольского , Феодорита Киррского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

88 . О древностях земли Российской, о козаках/Маяк. 1842. Т. 6. 11. Отд. 2. С. 4–45. 89 . О митрополии Русской в конце IX в./Прибавление к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1850. Ч. 9. С. 132–146. 90 . О святых Кирилле и Мефодии/Москвитянин. 1843. Ч. 3. 6. С. 405–434. 91 . Остромирово Евангелие 1056–1057 г./С прил. текста Евангелий и граммат. объясн. А. X. Востокова. СПб., 1843 92 . Остромысленский Е. А. Исследование о древнейшей киевской церкви св. Илии. Киев, 1830. 93 . Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I/Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. М., 1844. Ч. 2. С. 204–299. 94 . Памятники российской словесности XII в./Изд. К. Ф. Калайдовичем. М., 1821. 95 . Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев: Киево-Печерская лавра, 1791. 96 . Переписка пап с российскими государями в XVII в., найденная между рукописями в Римской Барбериниевой библиотеке/Пер. с лат., предисл. и примеч. прот. И. Григоровича. СПб., 1834. 97 . Платон (Левшин) , митр. Краткая церковная российская история. М., 1805. 2 т. 98 . Погодин Д. О походе руссов на Сурож/Зап. Одес. общества истории и древностей. 1844. Т. 1. С. 191–196. 99 . Погодин М. П. Нестор: Историческо-критическое рассуждение о начале русских летописей. М., 1839. 100 . Погодин М. П. О происхождении Руси. М., 1825. 101 . Полевой Н. А. История русского народа. М., 1829. Т. 1: [От древнейших времен до разделения России на уделы в 1095 г.]. 102 . Полное собрание русских летописей/Изд. Археограф, комиссией. СПб., 1843 – [Продолжающееся издание]. Т. 1: Лаврентиевская и Троицкая летописи. СПб., Т. 2: Ипатиевская летопись. СПб., 1843. Т. 5: Псковская и Софийская летописи. СПб., 1851. Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновской летописью. СПб., 1862. 103 . Порфирий (Успенский) , еп. Четыре беседы Фотия, св. архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 104 . Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере. Б. м., 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Наконец, в начале 1843 года подал он прошение в совет академии о дозволении ему принять на себя сан монашеский. Дозволение, конечно, последовало 22-го мая 1843 г. Распоряжение было сделано. Сам первосвятитель Киевский митрополит Филарет пожелал своеручно постричь профессора Макарова в иночество. В том же 1843 году 10 августа, на ближних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви преп. Антония, что подле его многоцелебного гроба, митр. Филарет постриг Димитрия Иоанновича в мантию и наименовал его Лаврентием, в честь празднуемого в тот день св. мученика и архидиакона Лаврентия. Духовник Киево-Печерской лавры иеросхимонах Парфений при постриге был приемным отцом ему от св. Евангелия, и ему молитвенно поручил владыка новопостриженного инока. С тех пор 10 августа было особенно святочтимым для о. Лаврентия днем, который он до конца дней своих всегда чтил молитвенно, благодаря всеблагого Господа, что сподобил его в этот день взять на себя иго Его благое и легкое по благодати. 14 августа того же 1843 года, на праздник преп. Феодосия Печерского , митр. Филарет служил в великой соборной церкви Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре и рукоположил о. Лаврентия в иеродиакона, а 15 августа того же года, на праздник Успения Богоматери, в той же великой соборной лаврской церкви рукоположил его в иеромонаха. Таким образом, в течение одной недели, бывший профессор Макаров стал и иноком, и священником. При таковых мудрых наставниках, каковыми были митрополит Филарет и иеросхимонах Парфений, не оставлявшие его своим руководством, нет сомнения, явил он в себе достойного исполнителя всех правил и законоположений как монашества, так и священства. – До мая 1844 года, продолжая училищную службу свою в академии, о. Лаврентий не оставлял и подвигов священноиноческих. Митрополит Киевский Филарет, знавший о. Лаврентия, хорошо видел, что училищная служба в академии – не то поприще духовное, на которое предназначен он свыше. Он пожелал сделать его наместником Киево-Печерской лавры, своим ближайшим помощником в управлении ею. 31-го мая 1844 года последовал указ Святейшего Синода, коим иеромонах Лаврентий был определен наместником Киево-Печерской лавры, с возведением его в сан архимандрита, с степенью 1-го класса, и с увольнением от должности профессора академии. 10 июня 1844 года о. Лаврентий возведен митрополитом Филаретом в сан архимандрита и переселился из академии в Киево-Печерскую лавру, столь близкую его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанна Златоуста (М., 1839. 3 ч.), «Историческое обозрение богослужебных книг грекороссийской церкви» и др. сочинения еп. Иннокентия (Борисова, впосл. архиеп.; М., 1843. 3 т.), к-рый благословил его на паломничество ко Гробу Господню в 1842 г. (письма к С. Аксакову от 16 мая н. ст., Языкову от 1 окт. н. ст. и от 12 нояб. н. ст. 1844). Приводя в порядок свое «душевное хозяйство», Г. еще ранее ссылался в письмах на опыт «святых молчальников». «Света никогда не узнаешь,- писал Г. Погодину ок. 2 нояб. н. ст. 1843 г.,- толкаясь между людьми. На свет нужно всмотреться только вначале, чтобы приобресть заглавие той материи, которую следует узнавать внутри души своей». Далее в письме следует прямое свидетельство внимательного чтения аскетических трудов: «Это подтвердят… многие святые молчальники, которые говорят согласно, что, поживши такою жизнью, читаешь на лице всякого человека сокровенные его мысли, хотя бы он и скрывал их всячески». В круг его аскетического чтения входили, вероятно, «Лествица» и «Добротолюбие», с к-рым он мог познакомиться еще до получения книг от Языкова. Не случайно в «Записной книжке 1841-1846 гг.» Г. указал именно «авторов» «Добротолюбия»: «Макария. О молитве. Максима Исповедника. О любви. Ефрема Сирианина см[отреть]. Авва Дорофей, иногда с[мотреть]. Симеона Нового [Богослова]». Аскетический опыт «святых молчальников» Г. соотносит в письме к Погодину от 2 нояб. н. ст. 1843 г. с собственным: «Несколько я испытал даже это на себе, хотя жизнь мою можно назвать разве карикатурой на такую жизнь». Письмо к Языкову от 4 нояб. н. ст. 1843 г. представляет собой целый трактат, навеянный чтением творений отцов-подвижников. Г. излагает свою теорию молитвы с целью «испросить вдохновенья», в к-рой достаточно неосторожно соединяет элементы аскетического опыта (молитвенный восторг, умное делание, слезный дар) с результатами самонаблюдения, в т. ч. над творческим процессом. Отправной точкой для рассуждений становится, судя по всему, одно из высказываний прп. Иоанна Лествичника: «Когда душа, и без нашего страдания и попечения бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим; ибо Господь пришел к нам и без нашего зова…» ( Ioan.

http://pravenc.ru/text/165221.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010