Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСЕГ ЧОН [Тион; арм. ] (VII в.), арм. гимнограф и муз. теоретик, настоятель мон-ря Дпреванк (или Кармирванк - Красный мон-рь) в обл. Ширак (Сев. Армения). По повелению арм. католикоса Нерсеса III Таеци Ишханци (641-661/62) и с благословения Двинского Собора 645 г. ( Киракос Гандзакеци. История. Гл. 1. 61-62) Б. Ч. начал собирать кцурды ( букв.- приложение) - арм. церковные песнопения как силлабического, так и мелизматического стиля, источниками для текстов к-рых послужили библейские Псалтирь и Книга Притчей Соломоновых. Еще в дописьменный период кцурды исполнялись на арм. языке в добавление к «канонам» Псалтири, звучавшим тогда на греч. и сир. (см. Армянский обряд ). Б. Ч. отбирал лучшие из кцурдов с целью составления единого корпуса песнопений. Во «Всеобщей истории» Вардана (XIII в.) сказано, что «редакция их была возложена на святого Барсега, по прозванию Чон, бывшего настоятеля монастыря, называемого Дпреванк, что в [окрестностях] Ани». Составленный им сборник получил название «Чонынтир» ( букв.- Изборник Чона; не сохранился) и, вероятно, послужил основой для более позднего сборника канонизированных гимнов - Шаракноц . Нек-рые исследователи (Н. Тагмизян, К. Джагацпанян) полагают, что Б. Ч. одним из первых занялся и упорядочением системы арм. осмогласия для кцурдов. Ширакский мон-рь Дпреванк впосл. называли также мон-рем Б. Ч. Ист.: Вардан. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 88; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 69, 258. Лит.: Тагмизян Н. Барсег Чон и расцвет профессионального песнетворчества в Армении в VII в.//Вестн. Ереванского ун-та. 1973. 1 (на арм. яз.); он же. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 51, 165. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/77594.html

В начальный период и даже в более позднее время в богослужении доминировали библейские псалмы и гимны; кцурды, исполнявшиеся вслед за ними, являли собою краткие поэтические переложения библейских текстов. Кцурдами (позднее – «кцордами») назывались также составленные из псалмов отрывки (зачастую – в несколько строф); в этих случаях термин «кцурд» употреблялся в значении «кцурд» –псалма 1067 . На противоположном полюсе «кцурд» –псалмов, постепенно отдаляясь от них, находятся песни, имеющие композицию, независимую от духовных песен Библии, хотя в них по–прежнему продолжают использовать выражения и метафоры Св. Писания. Примерно до 8 в. новые песни относительно свободно проникали в церковный обиход. Эта свобода побуждала поэтов сочинять новые кцурды. Жанр кацурда (кондака) в армянском духовном искусстве появился с конца 6 в. и принял форму многострофного произведения с элементами повествования, сочиняемого в форме алфавитного акростиха. Появление в начале 7 в. одного из высокохудожественных кацурдов («Души, посвятившие себя» Комитаса Ахцеци) создает новый уровень в армянской духовной поэзии и музыке и существенно стимулирует дальнейшее развитие также и гимнов–тропарей, которые писали Анания Ширакаци, католикос Саак III Дзорапореци, архимандрит Барсег Тчон (7 в.) и др. В 645 г., когда в Армении, по словам армянского средневекового историка Киракоса Гандзакеци, стало «так много церковных песнопений, что певцы одной епархии не знали песнопений другой», знаменитый композитор и теоретик музыки, настоятель монастыря Дпреванк архимандрит Барсег Тчон по указанию католикоса Нерсеса III предпринял отбор лучших тропарей для последующего редактирования и канонизации. В результате длительной работы был установлен шарк («ряд») – определенное последование ежедневных богослужений. С 1–й пол. 8 в., начиная с времен Степаноса Сюнеци (второго), в употребление входит канон (карг – «ряд», «порядок») – жанр, представляющий собой посвященный определенному церковному празднику текст из восьми–девяти од (строф, песней). В некоторых случаях употребляется термин сарк: спеть какую–нибудь песню «со своим сарком» значит, например, песню «Поем» или «Отцов» спеть вместе со всеми песнями, относящимися к данному каргу (канону) 1068 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

328 Дразарк – известный армянский монастырь в Киликии, крупный книжный и культурный центр, в XII-XIV вв. славился своими живописцами, музыкантами. Из Дразарка были выдающиеся музыкант-композитор Торос, живописец-миниатюрист Саргис Пицак. В Дразарке находилась усыпальница армянских киликийских царей и патриархов. 329 Барсех Пиавеци – в памятной записи Нерсеса Ламбронаци от 1176 г. упоминается «видный учитель Барсех, настоятель монастыря Дразарк » (Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 465), который, согласно Г. Овсепяну, возможно, и есть Барсег Пиавеци (см. там же, именной указатель, с. 1121). 330 Игнатиос, прозванный Шнорали (Благодатным), – крупный литературный деятель, соученик Нерсеса Шнорали. Известен своим «Толкованием Евангелия от Луки». См. о нем в «Житии Саргиса Шнорали» и примеч. 22 к тому же житию. 331 Григорис – брат Нерсеса Шнорали, армянский католикос Григор IV (1113–1165). См. о нем в предисловии к «Житию Нерсеса Шнорали», а также в самом житии. 332 Г. Алишан в своем капитальном исследовании о Нерсесе Шнорали предполагает, что в составлении этого сборника участвовали также другие авторы (см.: Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его окружение, с. 409). 333 См.: Соперк, т. XIV, 1854. Г. Зарбаналян пишет, что сохранилось два жития Нерсеса Шнорали: одно было написано вскоре после его смерти (имеется в виду издание в «Соперке»), а другое через 101 г., о чем свидетельствует памятная запись к нему: «А через 101 г. по переселении святого патриарха Нерсеса, по повелению служителя святого монастыря Аканц отца Степаноса, украшенного милостью Божьей, написана история святого патриарха Нерсеса и его предков, правдиво и безошибочно...» (см.: Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности. Венеция, 1897, с. 641). При знакомстве со вторым житием убеждаешься, что оно не является оригинальным произведением и автор его не монах монастыря Аканц, как справедливо замечает Г. Овсепян. Монах монастыря Аканц буквально пользуется житием, изданным в «Соперке» и написанным через 67 лет после смерти Нерсеса Шнорали, внося лишь некоторые хронологические изменения и новые имена, соответствующие его времени (см.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, т. I, с. 423–444).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

60 В пределах Оттоманской империи армянский патриарх Константинополя обладал не только значительной церковной властью, распространявшейся помимо армян также на иных христиан-нехалкидонитов (халдеев, несториан, коптов), но являлся также этнархом всей армянской нации. В 1914 г. под церковной юрисдикцией константинопольского армянского патриарха состояли 39 епархий и около 1,4 млн верующих. 61 Β 1113 г. в Кармир Ванке (Красном монастыре), в княжестве Кесун, находившийся при смерти католикос Барсег (1105–1113) представил в качестве своего преемника двадцатилетнего епископа Григора. В 1114 г. собор, в котором приняли участие 2500 епископов, монахов и князей из Киликии и из исторических областей Армении, утвердил Григора III католикосом (1113–1166). Против такого выбора выступил епископ Ахтамара (остров на оз. Ван) Давид. Собор из пяти епископов, отмечая молодость Григора и тот факт, что престол католикоса находится за пределами Армении, указав на то, что некоторое время назад патриарший престол находился на Ахтамаре (927–947) и в дальнейшем там хранились жезл св. Григора Лусаворича и другие реликвии Армянской церкви, избрал католикосом Армении епископа Ахтамара Давида (около 1117 – 1140/1165), с которого и начинается список Ахтамарских католикосов. 62 Название Агванк в разные времена давалось различным географическим территориям. До начала V в. Агванком называлась территория, расположенная севернее р. Куры до Дербентских ворот. После падения армянского царства Аршакидов в середине V в. области Великой Армении Утик и Арцах присоединились к Агванку, образовав Агванкское марзпанство со столицей Партав (в области Утик). Таким образом, с начала V в. под названием Агванк подразумевалась территория Агванкского марзпанства. Еще в IV в. армянские миссионеры принесли в Албанию Евангелие; согласно преданию, в V в. Месроп Маштоц создал для Албании алфавит. Поскольку в древности и Средневековье церковные границы определялись границами политическими, при образовании Агванкского марзпанства епископские кафедры Арцаха и Утика, присоединившись к Агванкским, образовали Агванкскую церковь , которая оставалась в духовном подчинении Католикосата Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, все дни календаря Армянской церкви делятся на 3 группы: а) Господские праздники – 136 дней; б) памяти святых – 112 дней; в) постные дни – 117 дней. 270 Так, обратив внимание на то, что с течением времени перевод псалмов в результате искажений подвергся изменениям, Саркаваг в библиотеке Ахпатского монастыря отыскал Псалтирь в переводе первых переводчиков, размножил ее и распространил по всей Армении, чтобы повсюду в отношении псалмов было внесено единообразие. 271 Шнорали – «благодатный» (зд.: умственно одаренный). В армянской историографии высказывалось мнение о том, что Шнорали – почетный титул воспитанников Шугрского монастыря и Кесунского Кармирванка, поскольку известны также Саргис Шнорали, Игнатиос Шнорали, Барсег Шнорали. См.: Зрабаналян Г. История древнеармянской книжности. Венеция, 1887. С. 616 (на арм. яз.). 272 Св. Нерсес Шнорали происходил из одного из самых прославленных армянских княжеских родов. Он был сыном владетельного князя замка Цовк (Киликия) Апирата Пахлавуни, правнуком Григора Магистроса Пахлавуни и младшим братом армянского католикоса Григора III Пахлавуни. Шнорали получил образование в монастыре Кармирванк близ Кесуна, где его вардапетом был настоятель монастыря епископ Степанос Манук. В монастыре Нерсес изучал Св. Писание, труды отцов Церкви, историю Церкви и агиографию, догматику, армянскую книжность, переводы церковных и светских книг, церковную музыку, науку о календаре, риторику и каллиграфию. У Нерсеса Шнорали был красивый почерк, даже в старости он в свободное время переписывал книги, часть из которых дошла до наших дней. Когда Нерсесу исполнилось восемнадцать лет, он был рукоположен в священники своим братом, католикосом Григором III. В возрасте тридцати лет Нерсес Шноралй был рукоположен в епископы и стал служить брату личным помощником и викарием, а в 1166 г. стал его преемником на патриаршем престоле – новым католикосом (Нерсес IV). 276 Оба эти произведения, а также переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (см.: Исторические памятники вероучения Армянской церкви, относящиеся к 12 ст./Пер. А. Худобашева. СПб., 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Св. Софии в Тарсе. По всей вероятности, корону на голову Левона возложил кард. Конрад (Ibid. P. 99-101). Тогда же усыновленный Левоном Раймонд Рубен, который воспринимался как наследник и К. А., и Антиохийского княжества, был крещен Конрадом. Левона поддержало и духовенство Армянской Церкви, католикос Григор VI Апират, Нерсес Ламбронаци. Сведения о церемонии коронации Левона содержит пространная редакция летописи Смбата (La chronique attribute au connétable Smbat/Ed. D. Dédéyan. P., 1980). Они позволяют определить структуру Армянской Церкви в К. А. в это время. В церемонии участвовали 6 архиепископов, представлявших Тарс, Аназарв, Мсис, Сис, Ламброн и Капан (ныне Гебен) и 12 епископов (Адана, Аяс, Андриасанк (мон-рь св. ап. Андрея; ныне Фенккёйю), Бардзраберд, Копитар, Кракка, Машкевор (не локализован), мон-рь Мелуос-Кастрон (Молевон; ныне Милван-Калеси), Мецкар, Санвиланк (не локализован), Селевкия и Йохнанк). Присутствовали также греч. митрополит Тарса и патриарх Сирийской яковитской Церкви. При этом значительная часть духовенства Армянской Церкви в Вел. Армении, мон-ри Гугарка и Арцаха выступили с осуждением Левона, обвинив его в византино- и латинофильстве. Архиеп. Ани Барсег принял титул католикоса вопреки Григору VI, и тем самым мог возобновиться раскол Армянской Церкви. После коронации Левон I на своих монетах именовался королем «всей Армении», подобным титулом официально пользовались также католикосы в Ромкле. Узнав о коронации Левона, визант. имп. Алексей III отправил ему корону от своего имени, призывая не надевать латинскую. Тем не менее возможность союза с К. А. для византийцев была потеряна. Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс После фактического распада Иерусалимского королевства под ударами Салах-ад-Дина и ослабления др. крестоносных гос-в укрепившаяся К. А. приобрела особое значение для христиан на Ближ. Востоке. После коронации Левон I продолжал политику союза с Западом и крестоносцами. Он женился во 2-й раз - на дочери короля Кипра и Иерусалима Амальрика II.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Особенно тяжелым оказался 1439 год, когда в результате нашествия мусульман мон-рь был полностью разграблен. В XVI в. в мон-ре были проведены восстановительные работы; для этой цели в 1517 г. настоятель еп. Тадеос собрал пожертвования. В 1555 г. настоятель Карапет Багишский пристроил к ц. св. Апостолов 4-колонный прямоугольный притвор. В 1597 г. архим. Барсег построил мельницу. В 1609 г. ц. св. Апостолов была отремонтирована, укреплены стены. Колокольня мон-ря была построена архим. Ованом в 1791 г. В 1888 г. в мон-ре была открыта начальная школа. В нояб. 1901 г. мон-рь принял участие в борьбе арм. народа против турок. Здесь нашла убежище группа из 25 добровольцев, спустившихся с гор Сасуна, во главе с Андраником и Геворгом Чаушем. Осадившие мон-рь турки потребовали выдать спасавшихся там партизан, но зимней ночью партизанам удалось выйти из окружения, облачившись в белые саваны. Во время геноцида армян, в 1915 г., мученически погибли настоятель мон-ря Ован Мурадян и вся братия. Многочисленные памятники истории и культуры были варварски уничтожены, хранилища рукописей и церковная утварь разграблены. Из сокровищ мон-ря удалось спасти рукопись Мушского гомилиария и резную дверь ц. св. Апостолов, сделанную мастером Лукой и являющуюся одним из лучших образцов прикладного искусства средневек. Армении. После неск. переездов по Европе и Кавказу в 1921 г. она была привезена в Ереван и хранится в Ереванском Историческом музее. Ист.: Карапет Лусарарян. Гавазанагирк: Книга очередности католикосов, или Хронологический список католикосов. Иерус., 1912 (на арм. яз.); Ован Мамиконян. История Тарона. Ер., 1989 (на арм. яз.); Геноцид армян в Османской империи, 1915: Свидетельства выживших очевидцев: Сб. док-тов/Сост.: А. Вирабян, Г. Авакян. М., 2015. Лит.: Саргисян Н. Топография Великой и Малой Армении. Венеция, 1864 (на арм. яз.); Бенсе (Мовсисян С.). Буланех, или Провинция Нарк/Ред.: Е. А. Лаляан. Тифлис, 1901 (на арм. яз.); А-До. Вилайеты Вана, Битлиса и Эрзрума. Ер., 1912 (на арм. яз.); Цицикиан М.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Григор II и Барсег начали искать контактов со многими возможными союзниками армян, возобновил переписку и обмен посольствами с церковными и политическими лидерами Византии, Римской курии, с сельджуками, с армянскими общинами Палестины и Египта, где его поддержал везир Фатимидов Бадр аль-Гамаль армянского происхождения ( D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 881-891; Mutafian. 2012. Vol. 1. P. 255-256). Посол Григора II в 1075 г. встречался с папой Римским Григорием VII, чем было положено начало постоянным прямым контактам Армянской и Римско-католической Церквей ( Halfter. 1996. S. 118-120). Сохранилась переписка Григора с Иоанном X, патриархом Сирийской яковитской Церкви (1067-1073). В Зап. Европе все более интересовались Ближ. Востоком и говорили о крестовом походе на Иерусалим, Римская курия быстро осознала большое значение армян как союзников в этом регионе. Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс В кон. XI в. Византия еще частично сохраняла свое влияние в регионе; ей принадлежали юж. побережье М. Азии, Равнинная Киликия и Кипр; княжества К. А. считались вассалами Византии, к-рая помогла крестоносцам в разгроме мусульм. гос-в М. Азии и Сирии и в создании крестоносных гос-в. Этому способствовали также княжества К. А. Войско 1-го крестового похода появилось у сев.-зап. границы Горной Киликии осенью 1097 г. Брат Васила Гоха кн. Баграт (в лат. источниках Панкратий (Pancratius)) указал крестоносцам кратчайшие пути, ведущие из М. Азии в Киликию, Антиохию и Эдессу. За эти услуги он получил от крестоносцев неск. крепостей в Приевфратском регионе Сев. Сирии ( Guillaume de Tyr. 1986. Vol. 1. P. 348; D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 1137-1154). Вначале арм. князья доверяли руководителям крестоносцев и помогали им. Однако в нач. 1098 г. крестоносцы во главе с Балдуином Фландрским заняли Эдессу, где в то время правил кн. Торос, армянин правосл. исповедания. Вскоре франки устроили переворот, убили Тороса и отстранили армян от власти, образовав собственное Эдесское графство .

http://pravenc.ru/text/1684612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010