Аннотация Сборник жизнеописаний и изречений св. подвижниц, составленный после 1204 г. для инокини Феодоры. Предположительно его адресатом была Феодора Ангелина, дочь императора Исаака II Ангела, принявшая после смерти отца монашеский постриг. Автор – Исаия [авва Исаия], византийский монах (XII-XIII вв.). Список афонского происхождения 1450 г. был обнаружен еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) во время его пребывания в Иерусалиме как главы Русской духовной миссии в Иерусалиме и передан для перевода еп. Феофану. Перевод частично публиковался в журнале «Воскресное чтение» в 1853–1859 гг., в 1891 г. вышел отдельной книгой; полностью был издан в 1898 г. Предисловие к первому изданию 1891 г. В бытность мою в Иерусалиме попалась мне на глаза в библиотеке о. Архимандрита (потом Преосвященнаго) Порфирия, рукописная книга наставлений Аввы Исайи всечестной монахине Феодоре, надписанная им «Митерикон» и приобретенная на Афоне. Пересмотрев сию книгу, я пришел к мысли, что хорошо бы было познакомить с нею наших благоговейных инокинь, для которых прямо назначенных книг у нас не имеется. В сей мысли я решился перевесть ее, и перевел там же в Иерусалиме. Перевод этот был послан в редакцию «Воскреснаго Чтения», и напечатан в сем журнале в 1853–1859 годах, откуда теперь извлечен и издается особою книжкою. В книге различаются три отделения: в первом содержатся три послания Аввы Исайи к инокине Феодоре о внешнем чине (уставе) уединеннической жизни; во втором – изречения св. жен подвижниц, кои составляют собственно Митерикон; в третьем – наставления самого Аввы Исайи о внутренней жизни, подобающей уединенницам. Наставления направлены к безмолвствующим; но могут идти и вообще к инокиням, ревнующим о совершенстве в иноческой жизни: инокиня в келлии тоже есть уединенница, если живет с разумом. Переведено не все, но не по моему произволу, а по состоянию рукописи. – Существеннаго впрочем ничего чрез это не теряется. Подлинная рукопись находится в публичной библиотеке, вместе с другими книгами Преосвященнаго Порфирия. Рукопись эта 1450 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итоги конференции «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие» 5 ноября 2013 г. 17:42 Интервью с заведующим кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры  А.Р. Фокиным о Первой патристической конференции ОЦАД «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», прошедшей в МГУ им. М.В. Ломоносова 10-11 октября 2013 года. — Алексей Русланович, хотелось бы узнать, как возникла идея конференции и почему выбор пал на преподобного Исаака Сирина? — Идея исходила от ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона . Она возникла чуть более года назад. Причиной послужило то, что владыка Иларион, которому творчество преподобного Исаака Сирина особенно близко, хотел собрать воедино ведущих специалистов в области изучения творений преподобного Исаака в России и за рубежом для того, чтобы дать возможность всем им встретиться на нашей площадке и обсудить актуальные проблемы изучения духовного наследия преподобного. Для нашей аудитории также было особенно важно своими глазами увидеть высокий уровень современной западной патрологической науки. — По каким критериям выбирались участники конференции? — В первую очередь, по рассмотрению владыки Илариона, который не понаслышке знает, какой вклад внесли разные ученые в изучение творений преподобного Исаака Сирина. Критерии были как строго научные, теоретические, так и духовно-практические, чем обусловлено участие в конференции представителей различных сирийских Церквей и афонского монашества. — По словам участников конференции, можно говорить о каком-то предстоящем совместном развитии темы конференции, не могли бы Вы это прокомментировать? — Тут можно с разных сторон рассматривать результаты конференции: для нас, российских исследователей, и для мирового научного сообщества в целом. Насколько мне известно, готовится проект проведения международной патристической конференции, посвященной Исааку Сирину, в Катаре, на родине святого. А мы, в свою очередь, готовим к изданию сборник докладов с прошедшей у нас конференции на русском и английском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/3340148.ht...

прот. Константин Борщ Часть III. Материалы и публикации по вопросам имяславия (1942–1997 гг.) Глава 1. Философия имени Прот. Сергий Булгаков Париж, 1942 г. VI. Имя Божие. Да будет благословенно и препрославленно во веки веков 616 Всё предыдущее рассуждение имело целью привести к правильной и отчётливой постановке великого и страшного вопроса, с неодолимой силой выдвинувшегося в православном богословствовании: об Имени Божием, Его священной тайне. Вопрос этот распадается на две части; с одной стороны, Имя Божие есть Имя, которому свойственны все общие признаки имени, с другой, ему присущи единственные и исключительные черты, которые связаны с его феофорностью. Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть имя, может им стать. Всякий предикат, который мы приписываем Божеству, есть, вместе с тем, и именование Бога: Промыслитель, Творец, Благой, Вечный, Благословенный, Святый и т. д. Учение Дионисия Ареопагита об Именах Божиих относится именно к именованиям. Неизреченное, таинственное, неведомое, трансцендентное существо Божие открывает Себя человеку в Своих свойствах, эти свойства суть сказуемые, предикаты к Божественному Существу, и, как предикаты, они, становясь в качестве подлежащего, так сказать, pars pro toto, становятся именами Божиими, – во множественном числе. Последнее здесь не случайно, но вытекает из существа дела. Всякое подлежащее может иметь неопределённое множественное число сказуемых или предикативных имён, и Божество здесь не составляет исключения в общем числе подлежащих. Если Бог «многочастне и многообразие» открывался людям и в «сени» образов, и более прямым путём, то эти многочисленные откровения суть вместе с тем и Имена Божии, причём смысл и значение каждого из них может быть раскрываем полнее и глубже, что и делает св. Дионисий Ареопагит в своём трактате. Общий характер сказуемости или атрибутивности здесь не изменяется: имя существительное, подлежащее, как было показано выше, вообще не равно своим сказуемым, раскрывается, но не исчерпывается в них, остаётся им трансцендентно-имманентным, благодаря чему и возможна относительно него предикативность как его откровение о себе, имманентное его раскрытие. Подобным же образом подлежащее всех подлежащих, и подлежащее κατ’ ξοχν, основа всякой сказуемости, субъект всех сказуемых. Божество, раскрывается как трансцендентно-имманентное, всякое откровение Божие, всякая феофания есть новое сказуемое, новое имя к неизречённому и неименуемому.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.3 из  5) Хирургия Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние. В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером. – Ааа… мое вам! – зевает фельдшер. – С чем пожаловали? – С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич… К вашей милости… Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и – ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом… Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих… За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поёшь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, все распухши, извините, и ночь не спавши… – Мда… Садитесь… Раскройте рот! Вонмигласов садится и раскрывает рот. Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом. – Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: Бога боюсь, пост…

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-futl...

Содержание О восточных духовных практиках Йога и христианская вера Характерный случай в англиканской церкви Что такое йога Несовместимость йоги и христианства Предупреждение     Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке – один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов. На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела. Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными. Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке. Архимандрит Софроний (Сахаров) в молодости отдал занятиям йогой, – и не просто физическими упражнениями, а с глубокой медитацией, – более семи лет своей жизни. Впоследствии он раскаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского . Отец Софроний на практике постиг духовный опыт Православия, и имел все необходимое, чтобы компетентно сравнивать православный и индийский пути. Он не писал специального сочинения на эту тему, но высказывался в различных беседах, цитаты из которых и приведены в настоящем сборнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ имя неск. южнослав. книжников XIV-XV вв., работавших на Афоне. 1. Серб. монах, книгописец (сер.- посл. треть XIV в.), представитель хиландарской каллиграфической школы, т. к. особенности его почерка близки к письму таких хиландарцев того же периода, как Роман, «таха монах» Марк, «Михо грешный», Феодосий и др. Выполнял как литургические, так и четьи книги. Хотя почти все кодексы были написаны им на бумаге, однако его каллиграфические приемы восходят к почеркам пергаменных рукописей. Книги, в переписке к-рых участвовал И., украшены заставками и инициалами балканского и неовизант. стиля хорошей работы, однако вопрос о нем как об иллюминаторе остается открытым. Сохранилась лишь одна подписная работа И.- Торжественник триодный 60-х гг. XIV в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 299). Ему также атрибутируются (полностью или частично) пергаменное Евангелие-тетр 1372 г. (Vindob. slav. N 52), Повесть о Варлааме и Иоасафе (Ath. Chil. N 422), 2 Псалтири (Ibid. N 80, 612), Сборник слов и житий со сказанием о Римской иконе Божией Матери (Ibid. N 471), Сборник смешанного типа (БАН. Тек. пост. 13; т. н. Сборник М. П. Петровского, в т. ч. содержащий один из древнейших серб. списков «Послания к брату столпнику» Илариона, митр. Киевского; см.: Петровский М. П. Поучение, приписываемое Илариону, митр. Киевскому//УЗ Казанского ун-та. Каз., 1865. Т. 1. С. 57-79; Сергеев А. Г. Наблюдения над сборником гомилий РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 116/241//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 117). 2. Монах, книгописец и переводчик (1-я треть XV в.), хотя, возможно, это разные люди. В 1418 г. «монах» И. переписал в афонском монастыре св. Павла для «господина» Гюрга Бранковича (см. ст. Бранковичи ) сборник Слов Григория Богослова ( Записи. 1. С. 70-71. 223). В 1424/25 г. «кир» И. по прозвищу Доброписец сделал по заказу Евсевия-Ефрема новый перевод «Слова постнического по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника «от гречьска языка на русийскыи», сохранившийся в списках начиная с 1431 г. ( Вздорнов. 1968). В 1426 г. И. перевел и переписал по заказу священноинока Венедикта 1-й т. Бесед Иоанна Златоуста на кн. Бытие (т. н. Шестоднев - ГИМ. Син. 36; 2-й т. (Там же. 37) перевел и переписал сам заказчик), вероятно, в связи с работой над новым переводом (редактированием) библейских ветхозаветных книг, предпринятой по инициативе серб. деспота Стефана Лазаревича ( Гагова. 2006). Список ресавский по орфографии, по мнению первых исследователей памятника, «перевод вообще хорош» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 50).

http://pravenc.ru/text/200259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФОНСКИЙ СБОРНИК [Груз. ], памятник древнегруз. письменности, составленный в XI-XII вв. на Афоне, в груз. Иверском мон-ре, важнейшее письменное свидетельство о пребывании груз. монахов на Афоне и истории мон-ря. Рукопись (Кекел. А-558. 213 л.; 18 ´ 13 ´ 5) выполнена письмом нусхури, состоит из пергаменных (1-164, 170-213) и бумажных листов (165-169), имеет кожаный переплет (20,5 ´ 14). Различается 3 редакционных слоя: 1074 г., 80-х гг. XI в., 40-х гг. XII в. Редакция 1074 г. была составлена при настоятеле мон-ря игум. Георгии (Олтисари) мон. Михаилом (Дагалисонели) в честь прп. Евфимия Святогорца . В состав сборника вошли: Житие преподобных Иоанна и Евфимия, принадлежащее прп. Георгию Святогорцу и содержащее запись о том, что во время игуменства Георгия мощи св. Евфимия были перенесены из ц. св. Иоанна Крестителя в большую соборную во имя Пресв. Богородицы. Далее следует служба прп. Евфимию (13 мая) (3-65); 2 песнопения в честь прп. Евфимия, составленные груз. гимнографами Зосимой и Василием Святогорцами (89v); поминальные записи, сделанные монахами мон-ря, открывающиеся датой 15 дек.- днем памяти одного из ктиторов мон-ря, синкелла прп. Иоанна Торникия ; Житие и проповеди св. Иоанна Богослова, принадлежащие св. ап. Прохору в переводе с греч. прп. Евфимия (90r - 155r). По замечанию одного из редакторов, «Евфимий Грузин был новым Златоустом и примером для подражания имел образ Иоанна апостола» (155v). Первый редактор оставил рукопись без переплета. Во время 2-й редакции после Жития преподобных Иоанна и Евфимия в сборник были включены Житие прп. Илариона Грузина , созданное в 1035-1041 гг. (66r - 89r), песнопение прп. Евфимию (163r - 169v) и 2 песнопения прп. Илариону (157r - 162v). В почитании на Афоне прп. Илариона Грузина наравне с греч. святыми объединялось груз. и греч. духовенство, что подтверждает приписка, сделанная по-гречески на краю текста жития: «Здесь есть Житие Илариона Грузина» (66r).

http://pravenc.ru/text/77106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

Монах Симеон Афонский Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ваша корзина     товаров: корзина пуста Покаянные Гимны «Покаянные гимны» святогорского монаха Симеона Афонского продолжают гимнографическую традицию, восходящую к двум Великим Богословам – свт. Григорию Богослову и прп. Симеону Новому Богослову. Если гимны свт. Григория Богослова были рассчитаны на определенную аудиторию, то покаянные гимны прп. Симеона Нового Богослова представляют собой дневниковые записи, не предназначенные для чужих глаз, а зачастую – просто молитвы.  Примерно так же обстоит дело и с гимнами Симеона Афонского. Не вызывает сомнения, что перед нами дневниковые записи, используемые для молитвенного делания. Как и произведения прп. Симеона Нового Богослова, эти Гимны «написаны кровью». Изложенное в них опытное знание бесценно своей практичностью. Тем не менее, глубже погружаясь в текст Гимнов, можно заметить, что автор объединил составные части в определенную систему.  «Покаянные гимны» монаха Симеона Афонского имеют общий замысел и этим отличаются от разрозненных гимнов прп. Симеона Нового Богослова. Перед нами не просто сборник записей и молитв, а единое произведение. Впрочем, это открывается не сразу.В богословском плане «Покаянные гимны» интересны тем, что обращают наше внимание к третьему Великому Богослову – ап. Иоанну. Если выразиться в терминах современной библеистики, то учение Гимнов сводится к так называемому «иоанновскому богословию»: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Иоан.2:16)». «Похоть плоти» – это сила, которая управляет миром. Каким образом происходит порабощение, динамика этого процесса, – раскрывается в Гимнах: «похоть очес» – увидел, «похоть плоти» – возжелал, увидел – возжелал, увидел – возжелал... И так незаметно происходит пленение. Вскоре душа погружается в страшную бездну: сначала пленение подобно паутине, которая обволакивает душевные очи и сковывает любое движение к чистоте, а затем начинается неожиданное неудержимое падение в пропасть. Из этой пропасти автор Гимнов выводит падшую душу.

http://isihazm.ru/1/?id=1&sid=0&pid=2&ii...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Покаянные Гимны «Покаянные гимны» святогорского монаха Симеона Афонского продолжают гимнографическую традицию, восходящую к двум Великим Богословам – свт. Григорию Богослову и прп. Симеону Новому Богослову. Если гимны свт. Григория Богослова были рассчитаны на определенную аудиторию, то покаянные гимны прп. Симеона Нового Богослова представляют собой дневниковые записи, не предназначенные для чужих глаз, а зачастую – просто молитвы. Примерно так же обстоит дело и с гимнами Симеона Афонского. Не вызывает сомнения, что перед нами дневниковые записи, используемые для молитвенного делания. Как и произведения прп. Симеона Нового Богослова, эти Гимны «написаны кровью». Изложенное в них опытное знание бесценно своей практичностью. Тем не менее, глубже погружаясь в текст Гимнов, можно заметить, что автор объединил составные части в определенную систему. «Покаянные гимны» монаха Симеона Афонского имеют общий замысел и этим отличаются от разрозненных гимнов прп. Симеона Нового Богослова. Перед нами не просто сборник записей и молитв, а единое произведение. Впрочем, это открывается не сразу.     В богословском плане «Покаянные гимны» интересны тем, что обращают наше внимание к третьему Великому Богослову – ап. Иоанну. Если выразиться в терминах современной библеистики, то учение Гимнов сводится к так называемому «иоанновскому богословию»: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Иоан.2:16)». «Похоть плоти» – это сила, которая управляет миром. Каким образом происходит порабощение, динамика этого процесса, – раскрывается в Гимнах: «похоть очес» – увидел, «похоть плоти» – возжелал, увидел – возжелал, увидел – возжелал... И так незаметно происходит пленение. Вскоре душа погружается в страшную бездну: сначала пленение подобно паутине, которая обволакивает душевные очи и сковывает любое движение к чистоте, а затем начинается неожиданное неудержимое падение в пропасть. Из этой пропасти автор Гимнов выводит падшую душу. Поскольку мы имеем дело с дневниковыми записями, то первое, что нас ждет, – Встреча с личностью Автора. Если такого таинственного и неповторимого контакта не произойдет, то ориентироваться в книге Гимнов будет достаточно сложно. После Встречи начинает проявляться общий замысел, объединяющий все гимны. Автор стремится показать цельную картину Спасения, как душа выходит из греховного плена. Гимны ведут читателя вместе с освобождающейся душой, которая медленно мало-помалу набирает силу, укрепляется в духовном делании, избавляется от оков. Нам открывается, сколь незаметно происходит это становление. И вот, совершенно неожиданно душа находит себя уже изменившейся: свободно стоящей в полный рост, уверенной и сильной. Теперь она может попирать врагов и презирать их козни.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=10

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010