прот. Константин Борщ Часть вторая. Развитие афонских событий Глава 1. Истина об Истине к предотвращению имяборчества 262 «Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты ecu БОГ СПАС мой... Ради Имени Твоего, Господи, очисти грех мой» ( Пс. 24:5, 11 ) 1. Беседа инока Досифея со Старцем Амвросием о новой имяборческой ереси Однажды, беседуя с одним из старейших наших духовников (55 лет прожившем на Афоне) о современных наших афонских нестроениях и разногласиях относительно Имени «Иисус», и весьма скорбя о том, что сколь великие и уничижительные мнения об Имени Иисусовом и хуления на оное не только высказывается открыто начальствующими и духовниками и высокообразованными монахами, но даже печатаются в духовных журналах, как то, например, было в «Русском Иноке», где архиепископ Антоний лично на всю Россию возвестил, что Имя Иисус постольку же не есть Бог, поскольку и имена многих других Иисусов 263 . – Итак, весьма скорбя о сих небывалых хулениях, я вопросил старца: – Отче мой, что же делать мне? Молчать ли, или изобличить хулителей Имени Божия, но они суть власть имущие в нашей обители и на меня тогда обрушатся разные беды и гонения?! – Надо узнать волю Божию, и узнав её, действовать согласно с ней, – отвечал мне духовник, – тогда совесть твоя мирная будет, что бы с тобой из-за этого не случилось. – А как мне узнать волю Божию? – говорю я. – Писано есть: «вопроси отца твоего, и возвестят тебе старцы твоя, и рекут тебе» ( Втор. 32:7 ). – Но которого же отца вопросить мне, который воистину мог бы мне открыть волю Божию? – вопросил я. – В Зографе есть великий старец, о. Амвросий. Он одарён великой благодатью, и даже некогда только что умершего, и не успевшего приобщиться, воскресил и приобщил, он имеет дар прозорливости, и есть воистину старец благодатный, и ты можешь, несомненно, верить, что уста его будут для тебя Божиими устами. Давай помолимся, и ступай к нему, и как скажет, так и сотвори. Этот совет пришёлся мне весьма по душе, и так мы сделали, и наутро я пошёл в Зограф. Когда я постучался к старцу, то оказалось, что он отдыхал, но келейник, почему-то, не постеснялся немедленно его разбудить, я же стоял в дверях. Пробудившись и ещё не видя меня, но, только вставая с ложа и усаживаясь на стул, столетний старец говорил как бы про себя, но громко:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

13. Исихазм в Румынии Краткая общая история румынского исихазма До недавних пор было принято считать, что румынский исихазм существует как историческое явление, лишь начиная с XVIII века. Однако не так давно были опубликованы труды весьма авторитетных ученых, которые доказывают, что румынский исихазм имеет свое начало в той же эпохе поздневизантийского исихазма, когда жил и подвижничал святой Григорий Палама . Среди этих трудов мы выделим, прежде всего, две книги. Первая из них – «Din istoria isihasmului în Ortodoxia român» («История исихазма в румынском Православии»), ее автор – священник и профессор, один из крупнейших православных богословов современности Думитру Станилоаэ (1902–1994). Книга появилась впервые в составе VIII тома румынского «Добротолюбия», выпущенного о. Думитру («Filocalia», vol.VIII, 1979) и вышла отдельным изданием в 1992 г. Второй же труд – сборник «Paisianismul, un moment românesc în istoria spiritualitii Europene» («Паисианизм, румынское явление в истории европейской духовности»), опубликованный в Бухаресте в 1996 г. и содержащий исследования проф. Дана Замфиреску и архимандрита Чиприана Захарии. Безусловно, можно было бы назвать и многие другие труды, но мы ограничимся указанными, как наиболее обобщающими. Они создают достаточно ясный образ того, чем был в действительности румынский исихазм в своей эволюции, от зарождения и до той вершины, когда в XVIII в., благодаря деятельности преп. Паисия Величковского , румынский исихазм стал называться «паисианизмом». В них показывается, что столь значительное явление в духовной жизни Православия, каким был исихазм с начала XIV в., не могло остаться незамеченным в Румынии, которая в то время начинает принимать у себя самых известных представителей исихазма православного мира. Существует два этапа развития исихазма в Румынии: первый включает период, когда формируются румынские княжества и митрополии; это время отмечено приходом в румынские земли преподобного Никодима Афонского, а также деятельностью Патриарха Тырновского Евфимия: они оба были великими исихастами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

А.А. Кострюков Источники Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Д. «Архиепископ Серафим (Соболев) ». Архив ОВЦС Московского Патриархата. Д. «Болгарская Православная Церковь », «Русская Православная Церковь Заграницей», «Сербская Православная Церковь ». Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат). Дело 46-н. (Письма митрополиту Анастасию). Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль). Фонд «Свитич». Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1486 – Шавельский Г. И., протопресвитер. Оп. 1. Д. 8; Ф. 3696 – ВВЦУ на юго-востоке России. Оп. 1. Д. 2, 3, 25; ГАРФ. Ф. 6343 – Архиерейский Синод РПЦЗ. Оп. 1. Д.2,6,8,10,12,14,15,21–199, 222, 283; ГАРФ. Ф. 6991 – Совет по делам религий. Оп. 1. Д. 16, 132, 140, 418, 419, 731. Оп. 2. Д. 65. Оп. 7. Д. 28, 104. Архив А. Бойкикевой (Болгария) Справка из Государственного архива Рязанской области ТЦ-3459 от 23.10.2014 «Аз съм ви не само баща, но и родна майка». Кратки спомени за архиепископ Серафим//Православно слово. 2001. 4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М.: 1994. Вениамин (Федченков) , митр. Промысл Божий в моей жизни. СПб. Сатис. 2011. Власть и Церковь в Восточной Европе 1944–1953. Документы российских архивов. Т. 1–2. М.: РОССПЭН. 2009. Воззвание митрополита Макария Московского //Вестник военного и морского духовенства. 1913, 7–8. Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8–21 ноября 1921 года (21 ноября-3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С.Х. И С. Сремски Карловци: Српска манастирска штампари]а, 1922. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 8–18 июля 1948 г. Т. 2. М.: 1949. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов. Публ. 3. Тининой//Мир Православия. Сборник научных статей. Вып. 4. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2002. Древний патерик, изложенный по главам. М.: Издание Афонского Пантелеимонова монастыря. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Великий Новгород – выдающийся культурный центр Древней Руси. С его именем связаны древнейшие памятники нашей письменности: Остромирово Евангелие, богослужебные Минеи XI в. и др. Их созданию и сохранности способствовали два фактора высокий культурный и экономический потенциал Новгорода и благоприятствовавшие исторические обстоятельства «Орды Батыя не дошли до Новгорода, счастливо избегнувшего общего для всех русских городов разгрома. Поэтому Новгород сохранил рукописные богатства Киевской Руси, сохранил книжную образованность и, впоследствии, в течение веков снабжал Москву древними рукописями, летописями, предметами искусства» 1 . Академик М. Н. Тихомиров подчеркивает, что «новгородцы выделялись своей относительной образованностью»  2 . Активную роль в этом созидательном процессе играли новгородские монастыри и, прежде всего, соборный храм святой Софии, Премудрости Божией, и новгородские святители «Помещались ли в доме Новгородского владыки, кроме канцелярии, еще какие-нибудь учреждения, мы не знаем. Очень возможно, что именно тут, а не где-нибудь в другом месте работали ученые составители летописей и переписчики разных книг, дошедших в значительном количестве до нас и обозначенных местом их написания. Пишут здесь книги «Владычные паробки» Владыки Новгородские собирают вокруг себя много писцов и заботятся о развитии при доме своем книжного дела» 3 . Книжными начинаниями известны такие Новгородские владыки, как архиепископы Моисей 4 , Евфимий II и др. 5 . Во второй половине XV в. в Новгороде трудился плодовитейший писатель древней Руси – афонский иеромонах Пахомий Серб 6 . Особое место среди владык занимает святитель Геннадий – богослов и полемист, библеист и литургист. «Старый Новгород в длинном ряду своего литературного наследства оставил один знаменитый памятник духовной или, точнее, священной письменности, который решительно выделяется, как Софийский собор среди многочисленных новгородских святынь, из всей родственной ему старой русской литературы. Это Библейский свод, то есть первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание Библейских книг в славянском переводе, сделанное Новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году» 7 . Продолжателем его трудов был архиепископ Новгородский Макарий (1526–1542), позднее – митрополит Московский и всея Руси (1542–1563) 8 . Он принимает уже усилия по собиранию всей духовной литературы в единый сборник – Великие Минеи Четьи (далее ВМЧ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Издание проф. А.С. Хахановым Номоканона Иоанна Постника в грузинском переводе (Критическая заметка) Источник Принимая участие совместно с проф. Н. А. Заозерским в ученом труде «Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской» (М. 1902), проф. А. С. Хаханов предпринятому им здесь изданию грузинского текста (с русским переводом) предпосылает предисловие. Последнее, озаглавлено; «Сведения о св. Евфимии, грузинском переводчике номоканона, и грузинских рукописях канонов Иоанна Постника ». Таково, действительно, и есть его содержание, при чем тому и другому предмету своей речи в нем автор оказывает одинаковое внимание (биографические сведения о св. Евфимии стр. 85–90 и обзор ркпп. номоканона I. Постника стр. 91–96). Для первой цели автор почерпает сведения из жития св. Евфимии, составленного иноком Георгием, в известной мере свидетелем его подвигов. На основании этого источника он повествует о роде св. Евфимия, его отце, условиях, при которых он сделался иноком на Афоне, об основании на последнем Иверской обители, о настоятельстве св. Евфимия в новооснованной обители, о переводческой его деятельности вообще и, наконец, о трагической его кончине. Останавливаясь на этом очерке, не безосновательно можно сказать, что он со всех сторон оставляет желать весьма многого. Прежде всего, указывая вообще источники своего сообщения о св. Евфимии, автор оставляет читателя в полном неведении по вопросу, имеющему для него немаловажное значение, именно сделано ли у нас что-либо по этому предмету? сообщены ли где-либо и когда-либо какие-нибудь сведения о жизни св. Евфимия? Судя по изложению автора, – ничего подобного доселе не было. А между тем, эти сведения отчасти уже имеются в Афонском патерике и в полном «Жизнеописании святых Грузинской церкви. Жребий Божией Матери», ч. II (1871–1873) 1 . С другой стороны, отмечая, что свои сведения он почерпает из жития, составленного иноком Георгием, автор не говорит, издано ли это житие, или нет. Правда, при начале речи о настоящем предмете, он упоминает, что недавно (в 1901 г.) издан сборник житий грузинских святых по грузинской ркп. 1074 г., но по изложению автора нет ясных данных заключать, чтобы там было издано и житие св. Евфимия. Вообще какого-либо более или менее точного определения литературных источников жития св. Евфимия мы здесь не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Источники и литература К главе «Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) » Зосима (Верховский) , прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска//Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина – монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849. – С. 19–87. Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. – С. 641–674. Преподобный Василиск Сибирский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.506–537. Преподобный Зосима (Верховский) //Там же. – С. 429–452. Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997. – С. 127–169. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//То же. Апрель. – С. 248–295. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. – Репр. воспр. изд. 1889 г. – М.: Паломник, 1994. Старец иеромонах Адриан (1746–1775) и его ученики: Варнава, Василиск, Зосима и др.//Старцы Площанской пустыни. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 18–37. Зосима (Верховский) , прп. Творения. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. К главе «Подвижники Верхотурского края» Преподобный Илия Верхотурский ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 554, 556, 585, 586, 600, 608, 656; Ф. 6. Оп. 4. Д. 157, 183; Оп. 19. Д. 175. Антоний Святогорец, иеромон. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. – М.: Афонское подворье, 1994. Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 2005. Валаамский монастырь и его святыни. – Л., 1990. Жизнеописание старца Евдокима Пленкина. – Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД РЕДЕСТСКИЙ [αβδ Ραιδεστινς], мон. и доместик мон-ря Пантократор на Афоне, визант. мелург и писец (1-я пол. XV в.). Происходил из г. Редеста в Вост. Фракии (ныне Текирдаг, Турция). Хрисанф из Мадита , еп. Диррахия (Θεωρητικν. Σ. 354. § 54), упоминает его как «Давида монаха», без к.-л. уточнений, а Г. Пападопулос (Συμβολα. Πρλοϒος. Σ. 20) говорит о Д. Р. как о мелурге, имя к-рого встречается в Стихираре. Митр. Софроний (Евстратиадис) в работе «Фракийские музыканты» (ΕΕΒΣ. 1936. Σ. 54-62) отождествлял Д. Р. с афонским мон. Даниилом, исходя из надписания в рукописи Ath. Laur. Κ. 188: ««Ныне силы», Даниила Агиорита. Другое, того же Даниила монаха, в великой схиме Давида». Тот же исследователь считал, что родовым именем Д. Р. было Гавала, поскольку надписанный в той же рукописи именем мон. Даниила Гавалы причастен «Вкусите и видите» Д. Р. в автографе (Ath. Laur. Ε. 173 (635), 1436 г.) обозначил как собственное произведение, в рукописи Ath. Laur. Θ. 154 это произведение надписано: «Давида монаха Агиорита», а в рукописи Ath. Xeropot. 317 - «Давида монаха» (Fol. 242v - 266, нач. XVIII в.). Известно 3 др. мелурга с прозвищем Гавала: Герасим и священники Константин и Филипп. Творения Герасима (причастны «Вкусите и видите» и «Тело Христово») и Константина (непорочны) Д. Р. включил в свой певч. сборник (Ath. Laur. Ε. 173 (635)), что может свидетельствовать о родственной связи между ними. Под именем Филиппа Гавалы известны седмичные причастны (Ath. Laur. Κ. 188). То, что Д. Р. избегал называть себя родовым именем, митр. Софроний объяснял этосом, приличествующим великосхимнику. Д. Р. не следует смешивать с Давидом Скопелитом , или Бернардисом (1-я пол. XVIII в.), одаренным мелургом, более известным в качестве писца певч. кодексов (см.: Καραϒκονης. Σ. 140-142). Кроме того, Д. Р. под именем «Даниил монах» следует отличать как от более древнего мелурга иером. Даниила Ахрадиса (Αχρδης, кон. XIII - нач. XIV в.), так и от позднейшего Даниила , протопсалта Великой ц.

http://pravenc.ru/text/168574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДАМАСКИН» рукописные сборники житийного и поучительного характера, широко распространенные у юж. славян в кон. XVI - нач. XIX в. Образцом «Д.» был греч. сб. «Сокровище», составленный митр. Навпактским и Артским Дамаскином Студитом (полное название: Θησαυρς αμασκηνο ποδιακνου κα Στουδτου το Θεσσαλονικως, μετ τς προσθκης ν τ τλει κα τρων πτ λϒων ψυχωφελεσττων κα τς ξηϒσεως το Πτερ μν. Венеция, 1558; к нач. XIX в. более 25 изданий), продолжавший традицию визант. сборников смешанного содержания. «Сокровище» содержало 36 произведений, основное место среди к-рых занимали авторские переработки житий редакции Симеона Метафраста (Х в.) наиболее почитаемых святых - Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, свт. Николая Чудотворца и др., а также проповеди и поучения. Между 1570-1580 гг. Григорий, еп. Пелагонийский и Прилепский, перевел «Сокровище» на слав. язык с одного из первых изданий. Этот перевод, сохранившийся в 7 списках кон. XVI-XVII в., отражает влияние западноболг. наречия и серб. ресавской школы (см.: Илиевски П. Крнински Дамаскин. Ckonje, 1972). В кон. XVI в. в Македонии был выполнен еще один перевод «Сокровища». Название сборника не прижилось в южнослав. книжности, и рукописи стали именоваться «Д.», хотя в дальнейшем их содержание не исчерпывалось произведениями, входившими в сб. «Сокровище». Дополнительными источниками для «Д.» стали популярные сборники, составленные афонским мон. Агапием Ланд(ос)ом «Новый Рай» (Венеция, 1641), содержавший 24 жития и часть кн. «Спасение грешных» (Венеция, 1641) «Чудеса Богородицы» - 69 свидетельств о чудесах Божией Матери. Постепенно «Д.» стали включать повествования из патериков, апокрифические сочинения из сборников смешанного содержания, поучения и проповеди на актуальные для читателей темы, авторские произведения, исторические заметки, глоссы переписчиков и проч. В сербской книжности «Д.» получили известность вскоре после их перевода на слав. яз. Один из старших списков посл. трети XVI в. (ГИМ. Соколов. 130-4°) практически современен переводу. Однако в Сербии они не получили широкого распространения, возможно, из-за конкуренции с переведенным ранее типологическим аналогом Евангелием учительным К-польского патриарха Каллиста («Патриарший гомилиарий»), печатные экземпляры к-рого попали в Сербию в XVI в. (возможно, начиная с изданных в Заблудове (ныне Заблудув, Польша) в 1569). В 1676 г. в афонском мон-ре св. Павла проигум. Исаия вновь перевел сборник Дамаскина Студита с греч. на серб. язык. Этот перевод известен по списку 1744 г., находившемуся в нач. ХХ в. в собрании мон-ря Велика-Ремета. Возможно, он же представлен в серб. списке XVII в. (Белград. Патриаршая б-ка. 218). В болгарской книжности

http://pravenc.ru/text/168722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ I († 18.01.1246), свт. (пам. 18 янв.), патриарх Тырновский (1235-1246), 1-й болг. патриарх после восстановления Болгарской Патриархии. Главным источником сведений о его жизни является Житие, единственный список к-рого сохранился под 18 янв. в Праздничной Минее на сент.-февр. западноболг. редакции (нач. XV в.; София. АН Болгарии. Слав. 23). Согласно Житию, И. был «болгарин родом» и принял монашество на Св. Горе. Судя по умолчанию Жития, И. не жил на Афоне в одном из больших мон-рей и не был игуменом. Существует предположение, не получившее развития в лит-ре, но и неопровергнутое, что с И. в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный «от Святые горы некий великий старец в преподобных», написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I , архиеп. Сербского, игум. серб. монастыря Студеница Спиридону ( Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игум. Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей)//Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92). Текст послания известен по 2 пергаменным серб. спискам в конвое сокращенного вида Пандектов Никона Черногорца в древнейшем переводе (РНБ. Q.n.I.27 (кон. XIII - нач. XIV в.). Л. 27 об.- 28 об.; F.n.III. 122 (2-я пол. XIV в.). Л. 175 об.- 176 об.; памятник не исследован и не опубл.). С Афона И. пришел на Дунай и поселился в местечке «над Красном» (совр. с. Красен; Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев. 1983. С. 283) или в с. Червен близ Русе ( Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството//Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282), в любом случае в долине р. Русенски-Лом (Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3). По одной из версий, И. был отсюда родом ( Снегаров. 1954. С. 164; Христов. 1976. С. 43). Вместе с 3 учениками он высек в горах небольшую ц. в честь Преображения Господня. Это произошло до 1218 г., т. к. болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования «слышал» о подвигах И. ( Ангелов. 1962. С. 18), посетил его и одарил золотом. Здесь И. называют старцем, что подчеркивает его сан и положение ( Павлов, Грудков. 1999. С. 12). На царские деньги он нанял работников, к-рые высекли ц. во имя арх. Михаила, к-рая является частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.

http://pravenc.ru/text/468925.html

монах Моисей Святогорец Содержание От издателей Различение и убийство страстей Воспитание сердца Божественное откровение в нашей жизни Стяжание Святого Духа Выход из современного духовного кризиса     «Мужество состоит в том, чтобы победить свои страсти» – это слова одной из пяти бесед, которые включены в этот сборник. Они принадлежат афонскому старцу Моисею (1952–2014). Эти беседы – о разрушительности для души греховных страстей, борьбе с ними и о стяжании Духа Святого – главной цели жизни каждого христианина. Для широкого круга читателей.   Монах Моисей Святогорец (1952–2014) родился в Афинах. От природы он имел различные дарования: был иконописцем, поэтом, литературным критиком и духовным писателем. Старец более тридцати пяти лет подвизался на Святой Горе. За эти годы им было издано 52 книги и написано более тысячи статей. Его труды были переведены и изданы во многих странах мира. Он был основателем и главным редактором святогорского журнала «Протат». Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет являлся старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Старец Моисей был одним из самых известных современных афонских монахов и писателей. От издателей Перед вами книга бесед монаха старца Моисея Святогорца. Первая беседа рассказывает о страстях и способах их отсечения. Во второй беседе речь идет о возделывании нашего сердца, находящегося обычно в запустении. Третья – посвящена откровению Бога в нашей жизни. В четвертой беседе делается акцент на главной цели жизни христианина – на стяжании Святого Духа. В последней, пятой, описан кризис современного мира, по сути являющийся не столько экономическим, сколько духовным, а также даются некоторые советы по выходу из него. Старец Моисей многие годы трезво и рассудительно, со смирением и скромностью проводил беседы, писал книги, жития святых, сказания о святых отцах. Его духовное слово всегда было наполнено глубоким содержанием и служило на пользу всем христианам и во славу Божию. Старец провел сотни бесед по всей Греции и за ее рубежом. И каждая из них свидетельствовала о его горячем стремлении помочь братьям во Христе на их сложных путях духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010