Н.С. Посадский Афон в XX веке Святая Афонская Гора, удел православного монашества, как образ земного рая был освящен пречистыми стопами Преблагословенной Владычицы и Приснодевы Богородицы. Известный как жребий евангельского служения Богоотроковицы Марии, священный полуостров пользуется Ее особой любовью и покровом. С давних времен Святой Афон является избранным местом подвигов и молитв православных отшельников и славится по всему миру как столп Православия, вертоград и рассадник православного монашества, как высшая школа умного делания. Однако ненавистник всякого добра, клеветник и корень зла – диавол – через служащих ему богоборцев и отступников не раз пытался омрачить и поколебать мирную жизнь этого духовного оазиса. Много бурь пронеслось над Афоном – видел он зеленые тюрбаны поборников ислама , стойко перенес кровавые походы папистов-крестоносцев и ужасы турецкого господства. Но вот, в начале XX столетия, враг рода человеческого дерзнул коснуться и посеять зловредные плевелы на самой сердцевине православного монашества – учении об умном делании и Сладчайшем имени Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Эту печальную картину, постигшую русское монашество на Афоне, ясно и объективно раскрывает «Сборник документов, относящихся к Афонской имябожнической смуте», изданный в Петрограде в 1916 году. Так, на первых страницах этого сборника настоятель русского на Афоне Свято-Андреевского скита архимандрит Иероним совместно с братией в «Докладной записке в Российское в Константинополе посольство о беспорядках в ските» сообщает, что поводом для новоявленной ереси послужила написанная подвизавшимся в пустынных местах Кавказа схимонахом Иларионом книга об умной молитве «На горах Кавказа», осужденная впоследствии Синодальной грамотой покойного Вселенского патриарха Кир-Иоакима III, как содержащая много ошибочного и ведущая к заблуждению и ереси. Этим воспользовался авантюрист и бывший военный, ротмистр Антоний Булатович, который ранее через связи и большие деньги добился священного сана и схимы. Он стал сочинять и издавать листки и брошюры без цензуры, утверждая новую ересь. Запрещения на него не действовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. Преподобный Савва Вишерский, Новгородский. День памяти — 14 октября           Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору.   Преподобный Савва родился в городе Кашин (в нынешней Тверской области) в 1381 году. Он был вторым из восьми сыновей боярина Ивана Васильевича Борозды, происходившего из рода славного, знаменитого своими воинскими доблестями. С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую одежду, подражал иноческим подвигам. Движимый любовью к Богу, он принял постриг в одном из тверских монастырей. Потом переселился в Саввино-Сретенскую пустынь, основанную в 1397 году преподобными Саввой и Варсонофием и находившуюся в 20 верстах от Твери, где ныне — село Савино. Монахи настолько любили его за смирение, простоту и любовь, что скоро избрали себе игуменом. Да и бояре, и все жители тех мест стали почитать его. Святой тяготился такой славой и в 1411 году ушел на Святую Гору. Мы ничего не знаем о жизни преподобного на Афоне, но из дальнейшей жизни видно, что впечатления от пребывания на Святой Горе надолго остались в его душе. Около трех лет провел святой Савва на Афоне, а потом вернулся на родину, принеся с собой список Кормчей книги, которую использовал затем Ростовский архиепископ Вассиан Рыло. Вероятно, он же, «недостойный и худый и ленивый мних Савва», говорит: «Слышав и видев сицевый псалтырь (с уставом хотящим держати псалтырь в молчании живущим иноком и белцем) написан греческим языком, сжаливси, — понеже не разумех, добре гречески, — но по силе изложих, елико мощь постигла и предах вам торжником, да вы сотворите им прикуп». Сборник с этим уставом замечателен и потому, что здесь же помещены толкования на разные места Священного Писания, с замечаниями против разных русских слабостей. В 1414 году святой прибыл в Великий Новгород и здесь жил неизвестный никому. Потом отправился на речку Вишеру, что в 10 верстах от города, поставил крест и хижину, и стал подвизаться подобно афонским пустынникам. Случилось одному новгородцу проходить теми местами. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве без движения. Лицо его было покрыто комарами и искусано до крови, но он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный увиденным, новгородец рассказал о подвижнике своим товарищам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2694

От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвенное приношение старца Софрония «Молитвенное приношение» — сборник молитв, написанных архимандритом Софронием Сахаровым (1896-1993), учеником преп. Силуана Афонского. Большинство из этих молитв было написано в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, где он поселился по возвращении с Афона и жил с 1946 по 1959 год. О, Ты, Единый подлинно Сый, Творец Благой и Вседержавный, Твоею волею в мир сей Все сущее из тьмы воззвавый; В любви Твоей внемли мольбам Твоих созданий, палимых жаждой Тебя во истине познать, Тебя любить, С Тобою быть — Тобою жить. Склонись смиренно к нашему зову: Тебе мы служим — Святому Богу; В сияньи света откройся нам, Твоим, хоть падшим, но все ж сынам. ПРЕДИСЛОВИЕ О молитве архимандрита Софрония Отверзу уста моя, и наполнятся духа... Вся жизнь старца Софрония была непрестанным стремлением ко Свету Лица Божия, к «Тому, Кто Есть» (Исх. 3, 22). Подобно Моисею десятилетиями он взывал к Богу со слезами: «Яви мне Лице Твое!». Неутолимая жажда проникнуть в тайны Божественного Бытия не умалилась до глубокой старости отца Софрония. Иными словами, вся жизнь его была наполнена молитвой, болезненным исканием пути к нашему Творцу, чтобы вопросить Его: «Для чего Ты создал меня?» Отражением живого предстояния старца перед Вечным и Живым Богом являются молитвы, помещенные в этой книге. Однако они дают лишь частичное представление о той глубокой молитвенной жизни, которая текла в нем. Молитва для старца была всеобъемлющей. Поводом к ней служило все, что окружало подвижника. Его молитва простиралась к Богу обо всем. Каждое движение, каждое действие он начинал и заканчивал с чувством Божественного присутствия. Сознанием этого освящалось все. Вокруг подвижника создавалась напряженная атмосфера непорочной святости, выраженной в словах преп. Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Писал ли он иконы, беседовал ли он с людьми или просто гулял – он «совершал святыню во страсе Божием». Для него не было малых, ничего не значащих вещей, поскольку он воспринимал все и всех через призму молитвы, в присносущном Свете спасения Христова. При беседе со старцем часто возникало ощущение того, что он и слушает тебя, и одновременно предстоит духом пред Богом, и прислушивается к сердцу, что откроет ему Святой Дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преподобные Антоний и Феодосий Печерские В книге, посвященной отцам русского монашества, преподобным Антонию и Феодосию Печерским, представлены их жития, а также некоторые поучения преподобного Феодосия. Молитвенный раздел включает в себя акафист и молитвы преподобным. Сборник также содержит подробный рассказ о Киево-Печерской Лавре, основанной преподобными, ее храмах и пещерах. В приложениях представлен ряд исследований, посвященных жизни и деятельности святых, а также отрывки из «Повести временных лет», созданной в Киево-Печерской обители. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Преподобные Антоний и Феодосий Печерские Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС11-025-2726) Предисловие Преподобные Антоний и Феодосий по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри на Руси существовали и до них. Вскоре после Крещения Руси на княжеские средства было основано несколько обителей, но, как говорится в «Повести временных лет»: «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением». Действительно, придя с Афонской горы в Киев, преподобный Антоний, обойдя все эти монастыри, не нашел подходящей обители и был вынужден ископать себе пещеру. Туда к нему собрались и другие подвижники, одним из которых был преподобный Феодосий. Но преподобный Антоний – отшельник по своему монашескому устроению: вскоре после создания Печерской обители ушел в уединение. Труд по созиданию монастыря ложится на плечи преподобного Феодосия, являющего собой тип монашества деятельного, идущего навстречу миру. Он благоустраивает Печерский монастырь, но не только в том внешнем плане, как были благоустроены княжеские и боярские обители, но и духовно. Для этого из Византии был выписан Студийский общежительный устав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ РАЗДУВАНИЕ ИСТЕРИКИ ВОКРУГ ИНН - ПУТЬ К РАСКОЛУ ДОКЛАД АЛЛЫ ДОБРОСОЦКИХ, РЕДАКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА " ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК " VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. После юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г. высказавшего соборную точку зрения на ИНН, страсти вокруг этого вопроса стали разжигаться с новой силой, что на многих приходах породило панические, а то и раскольнические настроения. В 2000 году значительную роль в формировании общественного мнения сыграла публикация в газете " Русский вестник " ( " ПРОТИВ ИНН. Спецвыпуск 2 по заказу православных христиан, апрель 2000 г. " ) статьи иеросхимонаха Рафаила (Берестова), который назван афонским старцем. В обращении сделаны следующие выводы: " ...Старец Паисий Афонский говорил, что те люди, которые примут такие документы, потеряют благодать Божию, и энергия бесовская вселится в них. Это предательство Бога! " (но в книге старца Паисия, который почил в 1994 году, шла речь о паспорте со штрих-кодом или жетонах, а не о цифровом ИНН!), " Один современный старец, великий старец, мне сказал о тех людях, кто принял или примет эти документы с тайным штрих-кодом и идентификационным номером, что они не только погибнут, но даже здесь, на Земле, Господь их уничтожит войной " . Такое категорическое утверждение, которое, скорее всего, надо воспринимать как частное богословское (или просто монашеское) мнение, было воспринято многими как " окончательный приговор " . Со ссылкой на обращение о. Рафаила появилось множество подражательных публикаций под названиями вроде " Принявший ИНН - не христианин " и даже " Принявший ИНН - не спасется! " . Такие категорические выводы, будоражащие сознание церковных масс, сами по себе требуют соборной оценки - ведь выносить за Бога " приговор " - " не спасешься! " - не дерзали делать даже архиерейские соборы и даже по отношению еретикам и оккультистам.

http://zavet.ru/inn-dobros.htm

прот. Константин Борщ Часть VI. Взгляд на имяславие сегодня (2001–2003 гг.) Глава 1. Чего мы жаждем и ждём? Протоиерей К. Борщ 2001 г. Некоторые говорят: зачем обо всём этом говорить? Ну было это. Да, это общая наша беда. Но людям говорить об этом не надо. Не надо смущать простых людей. Они всё равно ничего не поймут. Почему архиереи не берутся за эту тему? – Да потому, что если за это браться, значит надо осудить синодальное лжеучение. А это для архиереев означает самоосуждение. Архиереи должны и себя осудить за умалчивание о синодальном преступлении против Св. Христовой Церкви. Этой темой должен заниматься Учёный Совет. Учёный совет должен разработать специальную тему по этому вопросу. Патриарх или Патриархи должны собрать Вселенский или Поместный Собор. Собор должен определить истинно-церковное учение об Имени Божием. И как решит Собор, а если Собора не предвидится, то как решит Учёный совет, так и должны веровать архиереи, всё духовенство и весь православный народ. А пока, наверное, Патриарх приказал не касаться этой темы, и сам не хочет заниматься этим вопросом по той же самой причине, какую выше мы указали. Вы хотели знать реакцию по этому вопросу архимандрита отца А.? Вот она. «Я оставляю за собою право думать и веровать об этом так, как я хочу, это моё личное дело. Я думаю об этом – так, другой – иначе. Это дело каждого. Другой священник, может быть, совсем не верует в Бога, – это его личное дело. И т. д. и т. п. – Вот такое резюме я услышал по этому вопросу от одного молодого священника! (о. Н. 20.05.2001 г.) И можно предположить, что почти всё нынешнее духовенство, за немногим исключением, отреагировало бы на эту тему точно так же. Действительно, зачем – думают они – беспокоить себя этим вопросом духовенству, неплохо устроившемуся на тёпленьком доходном местечке? Зачем нарушать свой житейский покой, подвергать себя опасности репрессий со стороны высшего духовного начальства? Тем более так могут подумать сами архиереи. И это при всём том, что власть церковная, настойчиво замалчивая эту тему, упорно стоит на точке зрения Синода по вопросу об Имени Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

прот. Константин Борщ Часть V. Взгляд на имяславие сегодня 2000–2001 гг. Глава 1. «На горах Кавказа». В.М. Лурье Интернет. 2000 г. Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион книгу: «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников». Издание четвёртое, исправленное. Санкт-Петербург. »Воскресение». 1998 г. Первое издание этой книги появилось в 1907 г. по благословению преподобного старца Варсонофия Оптинского . Вслед за тем, в 1910 и 1911 гг. вышли второе и третье издания, причём деньги для первого и второго изданий пожертвовала св. преподобномученица Елисавета Феодоровна (действовавшая по благословению своего духовника схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни), а третье было осуществлено Киево-Печерской Лаврой, после приобретения ею от автора издательских прав. За этим издательская история книги обрывается вплоть до её четвёртого издания, появившегося лишь в 1998 г. Причина этого не только в бурных событиях войны и революции, но, прежде всего, в том, что книга попала в совсем другую «историю» – гораздо менее приятную. Именно эта книга дала повод для так называемых споров о Имени Божием в 1910-х годах. Четвёртое издание книги появилось почти сразу после публикаций доселе неизвестных документов о ходе этих споров, и в самой книге в качестве дополнений к тексту впервые опубликованы некоторые важные документы. Сопровождающее книгу «Послесловие от редакции» – статья М.Б. Данилушкина «Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России» 1123 – является первой попыткой синтеза всех этих новых для нас фактов. В краткой рецензии нет возможности вникнуть во все подробности этого довольно запутанного дела. Упомянём лишь несколько интересных примеров. Афонских имяславцев обвиняли в бунте за то, что они подавляющим большинством (302 против 70) голосов 9 января 1913 г. переизбрали игумена Андреевского скита. Однако это было сделано в полном соответствии с Уставом скита в присутствии Ватопедского проэстоса (полномочного представителя того монастыря, которому подчинялся скит) и с последующим письменным утверждением результатов избрания Ватопедским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

прот. Константин Борщ Часть седьмая. Хроника афонского дела 1176 Титульный лист Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион Беседа двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников Издание четвёртое, исправленное Санкт-Петербург, 1998 От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется . Москва, 7 (20) октября 1909 года . Цензор протоиерей Николай Боголюбский . Книга «На горах Кавказа» составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой. Первые листы книги «На горах Кавказа» Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие! Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века Составися книга сия во славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити ( 1Тим. 2:4 ) Един есть Ходатай пред Бога за человеки – Человек Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ) Яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым. О Сем ecu пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его всякому верующему в Онь ( Деян. 10:42–43 ) Будет Имя Его благословенно во веки. Прежде солнца пребывает Имя Его ( Пс. 71:17 ) Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасен будет ( Деян. 2:21 ) Яко превознесеся Имя Того Единого ( Пс. 148:13 ) Несть иного имени под Небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ) От Восток Солнца до Запад хвально Имя Господне ( Пс. 112:3 ) Яко возвеличил ecu имя святое Твое ( Пс. 132:2 ) Христианин есть тот, кто носит в сердце своём Христа. Леонтий, священноинок

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

прот. Константин Борщ Часть третья. Иеросхимонах Антоний Булатович. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус 451 От редакции Ознаменованный величайшим напряжением политических сил Европы, 1912 год знаменателен и духовным подъёмом. Правда, в широких кругах эти религиозные течения известны весьма недостаточно, однако по существу они бесконечно значительнее, чем судьба всех Балканских государств, вместе взятых. И вспоминая об этом изумительно богатом последствиями годе, отныне и навеки будет волноваться верующее сердце, отныне и навеки будет влечься к нему созерцательный ум (выделено составителем). Подобно волне землетрясения, по всей вселенской Церкви от Юга и до Севера, от Востока и до Запада прошло негодование, когда несколько легкомысленных и подпорченных рационализмом монахов дерзнули посягнуть на тот нерв Церкви, в который сходятся все прочие нервы, на тот догмат, в отрицании которого содержится отрицание всех догматов, на ту святыню, которая лежит в основе святынь церковных. Если бы ничего не было ещё, кроме этой волны 1912 года, то и её одной было бы с лишком достаточно, чтобы как картонные домики сбросить построения хулителей Церкви, говорящих о её мертвенности, о её казённости, о её застое, о её параличности. Церковь слишком велика, чтобы трогаться из-за пустяков. Неподвижность её – неподвижность величия, а не смерти. Но когда покушение на неё задевает её за живое – она являет свою мощь, она содрогается. Так содрогнулась она и ныне, когда со всех концов, из глухих провинциальных монастырей и из столиц, у полуграмотных подвижников и у образованных деятелей вырвался из груди общий крик негодования, и возгорелось дружное желание вступиться за дражайшее достояние верующего сердца. Отступники Церкви требовали знамения – да умолкнут: вот оно! Но где центр этой волны? – Да где же, как не в исконной твердыне Православия. Где же, как не в том исторически беспримерном и неподражаемом государстве монахов, которое живёт наперекор законам земных государств. На Афоне не пахнет ни дымным, ни бездымным порохом, и провинившиеся граждане его наказываются не тюрьмами, а лишением сладкого дыма духовного отечества. Но этим мистическим облаком – этим священным покровом Пречистой Девы – искони веков приосеняется он, как действующий кратер, и на протяжении всей истории человечества, от времени до времени, бурно напоминает дольним о горнем. – Холодно в культурном мире. Непроницаемая каменная кора рационализма затягивает огненный океан благодати всюду. Но вечно кипит в Уделе Пресвятой и Пречистой Матери Божией та и опаляющая и согревающая лава, без которой замёрзло бы человечество. Таким-то духовным извержением, в ряду других, явился 1912 год. Прозвание же ему, если позволительно предвосхитить историю, которая лишь имеет быть написанной в будущем, – прозвание ему: «Год афонских споров об Имени Иисусове».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010