Бесспорно, к таким иконам принадлежит древнейший список иконы Божией Матери Скоропослушницы, чудотворная копия которой находится ныне в Дохиарском афонском монастыре. Все другие иконы хотя писаны на папирусе, но принадлежность их к VIII или IX векам, как думают местные археологи, едва ли серьёзно может быть доказана. Занятие своё в Каире я окончил 1 Августа, а второго числа, во вторник, выехал в Александрию. Город этот, бесспорно важный в торговом отношении, весьма незначительный интерес представляет для археолога. Посещение зданий патриархии, в которой в храме, как говорят, стоят колонны, привезённые сюда из древних фивских храмов, некоторых других церквей этого города позднейшей архитектуры, а также колонны помпеянской, заняло у меня всего полдня и наполнило всё моё досужее время. Желание моё побывать в так называемых александрийских катакомбах осталось неудовлетворённым, потому что я не мог отыскать хорошего проводника, знающего катакомбы. Ввиду редких случаев посещения их учёными археологами, опытных проводников в катакомбы здесь нет. 3 августа на арабском пароходе прямого сообщения я выехал в Афины, куда и прибыл утром, в пятницу, 5 числа. В летнее время Афины, как и всякий иной университетский город, для учёных занятий представляет весьма много неудобств. Учёная жизнь в это время года, так сказать, замирает. Университет, музеи и библиотеки закрываются. Научные силы, утомлённые работой оконченного академического года, спешат на отдых, а неутомимые предпринимают учёные экскурсии. Но если и открываются учебно-вспомогательные учреждения города для обозрения их случайными посетителями, то время на это назначается самое незначительное. Первой и главнейшей целью моего путешествия в Афины было обозрение остатков древнейших классических построек и вообще монументальных зданий, как, например, Парфенона, Нике-Аптероса, Эрехтиона, Тезея, Юпитера Олимпийского, башни ветров и т. д., древнейших христианских храмов в самом городе в его окрестностях, знакомство с музеями центральным, политехническим и акропольским, как хранилищами памятников древне-классической скульптуры и вещественных остатков (например, в собрании древностей Микенских г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афины ранневизантийского периода – продолжали оставаться одним из научных центров. В философской школе Платона (Новой или третьей Академии) началось обобщение идей Платона, Аристотеля и стоиков преимущественно в области этики. В ней учились Василий Кесарийский , Григорий Назианзин , Григорий Нисский , Ливаний, Евнапий и др. у софиста-неоплатоника Проэресия. О жизни школы рассказал в своих речах Имерий (315386). С Афинами была связана деятельность философа-неоплатоника Прокла Диадоха . В 529 г. афинская философская школа как оплот языческих традиций была закрыта императором Юстинианом. С IVV вв. в городе появились христианские школы. Известно, что философы и богословы Афин и Фив участвовали в теологических диспутах с богословами Константинополя (VI в.). Сооружение первых христианских церквей, небольших по размерам и скромных по декоративному убранству, относится к V в. (остатки базилики на реке Илиссос и центрическая церковь в библиотеке Адриана; обе, по-видимому, имели деревянные купола). В VI в. у подножия горы Имиттос, в семи километрах от центра Афин, был возведён монастырь Кесариани с церковью, перестроенной в XXI вв. и украшенной фресками в XVIXVII вв. Перестав быть научным центром, Афины пришли в упадок в VIIVIII в. Возрождение города в конце IXX вв. началось с подъема ремесел, усиления строительства и улучшения техники керамического производства. В XI в. в Афинах были возведены небольшая изящная церковь Агиос Элевтериос (Малая Митрополия площадью 7,32 м и 11,38 м), центрическая церковь Апостолов из камня и кирпича на Агоре, церковь Успения в монастыре Дафни, расположенном в 10 км от центра города (см. монастырь Дафни ). В 1049 г. в Афинах была сооружена изящная, с гармоничным соотношением частей церковь св. Феодора. Новизной отличались ее расширенные и укороченные боковые нефы, а также поперечный неф, включенный в прямоугольный план здания. Апсиды были полукруглыми внутри и многогранными снаружи. Предполагают, что церковь строили местные мастера. В 1453 г. вслед за Константинополем турки-османы захватили Афины и другие византийские города в Средней Греции и на Пелопоннесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Там же, 225. 3 Наиболее яркий пример этого — знаменитый в свое время проповедник, епископ Керникский и Калаврийский Илья Миньятис (1669–1714). Историк новогреческой литературы К. Димарас характеризует его проповеднический стиль следующим образом: “Слово Миньятиса перегружен украшениями и рюшками итальянского барокко… Оно изобилует риторическими фигурами,.. образами, параболами, мечтаниями, диалогами… В эпицентре его учения находится нравственная проблема”. 4 Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского, изд. Оптиной пустыни, Москва, 1847, 224–225. 5 Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского, изд. Оптиной пустыни, Москва, 1847, 225. 6 Тахиаос, Э., Паисий Величковский (1722–1794) и его аскетико-филологическая школа (на греч. языке), Салоники, 1964. 7 С. Пападопулос, Святой Макарий Коринфский. Родоначальник филокализма (на греч. языке), Афины, 2000, 45–51. 8 О “Добротолюбии” св. Григория Богослова см., например: Robinson, J.A., The philocalia of Origen, Cambridge, 1953. 9 Феоклит Дионисиат, Святой Никодим Святогорец (на греч. языке), Афины, 1954, 31. 10 Иоанна Маврокордат был молдавским воеводой с 1743 по 1747й годы. О семье фанариотов Маврокордатов см.: Legrand, E., Genealogie des Maurocordatos de Constantinople, Paris, 1900. 11 Срв.: “…ex libro inter rariores rarissimo” (PG 127, col. 1127). 12 Этот экземпляр находится в Британском музее, куда он был подарен отцом Погтн’ом. Неизвестно, правда, как он у него самого оказался. (См.: Une Moine de l‘Eglise d’Orient, La priere de Jesus, 62.) 13 Флоровский, Г., Пути русского богословия, Париж, 31983, 123. 14 Из предисловия к Житию и писаниям молдавского старца Паисия Величковского, изд. Оптиной пустыни, Москва, 1847, II. 15 Флоровский, Г., Пути русского богословия, Париж, 31983, 126. 16 Яннарас, Х., Православие и Запад в новейшей Греции (на греч. языке), Афины, 19963, 194–195. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/iz-istorii-dobrotolyubi...

В 50-х гг. IV в. по указанию имп. Констанция II в храм св. Апостолов в К-поле были перенесены из Г. мощи апостолов Андрея (из Патр) и Луки (из Фив). При имп. Феодосии I Великом в нач. 90-х гг. того же века были закрыты античные святилища в Дельфах, Элевсине, Олимпии, отменены Олимпийские игры. В это время афинский Парфенон стал христ. храмом Богородицы. Большое количество древних статуй было перевезено в строящийся К-поль. Тем не менее, несмотря на торжество христианства, в Г. еще ок. 2 веков сохранялись очаги язычества и античной философии, продолжала действовать Академия платоновская . Большим влиянием пользовались связанные с ней ученые - Прокл, Марин, Евнапий. Со школой афинского неоплатонизма V в. был хорошо знаком автор «Ареопагитик». Имп. Евдокия (423-460), жена имп. Феодосия II, была дочерью афинского философа Леонтия и до крещения носила имя Афинаида. В III-IV вв. Г., как и др. балканские провинции империи, подвергалась разрушительным нашествиям готов . В 268 г. готы, прорвавшись из Чёрного м. в Эгеиду, опустошили ряд островов и городов Г., в т. ч. Афины и Коринф. Новая волна вторжений относится к кон. IV в., когда готы переселились на территорию Вост. Римской империи. Дружины Алариха регулярно опустошали Македонию, а в 395-396 гг. разграбили Ахайю: пострадали Коринф, Мегара и Пелопоннес, Афины заплатили варварам выкуп. Обострение римско-гот. противостояния произошло в 70-х гг. V в.: гот. отряды Теодориха Страбона и Теодориха Амала грабили Македонию, Родопы и Эпир, неоднократно угрожали Фессалонике. Крупнейшее вторжение гуннов Аттилы на Балканы в 447 г., по-видимому, почти не затронуло Г., но племенные объединения во главе с гуннами в 517 г. разграбили греч. земли до Фессалии включительно. В 539 г. гунны прорвались через Фермопилы и разорили Ахайю. Однако, несмотря на эти дестабилизирующие факторы, до 2-й пол. VI в. нельзя говорить об упадке Г. В частности, церковная иерархия региона в этот период достигла наибольшего развития. Если Фессалоника процветала, то Афины переживали период стагнации. Тем не менее классическая античная городская цивилизация еще преобладала и была способна пережить варварские нашествия. Ярким свидетельством динамизма городской жизни являлось активное церковное строительство, охватившее весь регион в ранневизант. эпоху. Славянская колонизация: VI-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Филон думал, что иудейская религия предназначена сделаться религией всего рода человеческого. Он предвидел, что потребность в единстве и равенстве между людьми всех племен и всех наций – всего больше находившая для себя оправдание в духе закона Моисеева и наиболее чувствовавшаяся тогда по обстоятельствам времени, в народе иудейском, станет некогда всеобщею потребностью человечества и, так сказать, новою религию людей. Но тем не менее Филон полагал совершение всеобщего нравственного и догматического преобразования возможным не в пределах и не в средствах самого закона Моисеева или же в формах аскетических стремлений любимой им ессейской общины 1 , а при появлении того Лица, мыслию о котором проникнуто все учете Ветхого Завета. В этом отношении Филон вполне разделяет общее верование своего племени в грядущего Мессию и о времени пришествия Мессии мечтает, как о самом счастливом времена для человечества 2 . Филон имел огромное влияние не только на свою эпоху, но и на эпоху развития философских понятий о христианстве в первенствующей церкви. Многие из христианских писателей (напр. Климент александрийский , Ориген ) в своих сочинениях проводили иногда его воззрения и пользовались его методом при объяснении св. писания. Мы имеем в виду рассмотреть дух и учение этого замечательного для христианства мыслителя иудейского. § I В ближайшее время после смерти Александра Македонского главным местом греческого образования были Афины, которые, в воспоминании прежнего своего блеска, составляли теперь сборное место разных отдельных групп и школ философских. Академия Платона имела там своего представителя, равно как школа перипатетиков – своих последователей. Там жили также и учили: последователь Сократовой философии Антисфен, под именем циника, и ученик философии наслаждения – Аристипп, последователь школы киринейской. Были там и новая школа стоиков и эпикурейцев, наряду с которыми, в зал Платоновой академии, собиралась группа скептиков, которая со своим сомнением в возможности общегодного и бесспорного знания боролась против основных положений догматической школы. Но в тоже волнующееся и бурное столетие, которое наступило после смерти. Александра, успел возвыситься, между прочим, другой город как соперник Афин – Александрия, которая приобретала себе значение по мере того, как Афины, теряя свою политическую независимость, утрачивали вместе с тем и свой духовный блеск. И когда в 86 году перед Р. X. Афины были завоёваны Суллою, – политическое здание Александра при устьях Нила стало уже самым важным торговым пунктом тогдашнего света и самым блестящим рассадником греческого образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/filon-a...

Афины сегодня –это мегаполис с 6 млн. населения (хотя все население Греции немного превышает 10 млн.), который вместе с пригородами составляет так называемые «Большие Афины», занимающие огромную территорию. Здесь, в древнем Ареопаге, некогда проповедовал святой апостол Павел, но большинство аристократов-философов, как мы читаем в Деяниях, не вняло его словам. Нынешние Афины тоже больше внимают языческой «мудрости века сего», проповедуя в разнузданной рекламе «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую». И хотя стоят посреди этого бушующего житейского моря, как маяки, православные храмы со святыми иконами и мощами, но не спасут эти святыни греков, как ковчег Завета не спас израильтян, как не спасут и нас русские наши святые, если не будет покаяния. В Афинах мы получили утешение за службой в Троицком храме Московской патриархии, где были радушно приняты настоятелем – протопресвитером Георгием и прихожанами, а также поклонились мощам Патриарха Григория V Константинопольского и преподобномученицы Феодоры Афинской, пострадавшей от турок за веру и борьбу за национальную независимость греков. Вечером того же дня мы посетили Благовещенский монастырь в пригороде Афин Неа Макри, где покоятся святые мощи великомученика и чудотворца преподобного Ефрема Новоявленного. Подробное житие Святого, описание чудесного обретения его мощей и чудесной помощи прибегающим к его молитвенной помощи можно найти на сайте клирика нашей епархии протоиерея Владислава Анцибора. Святой прожил свою подвижническую жизнь как ангел, и чрез это ему была дана Господом благодать и сила пострадать страшными мучениями, которые длились достаточно долго: с 14 сентября 1425г. до 5 мая 1426 г. – дня мученической кончины. Святой Ефрем мученически скончался в возрасте 42 лет. Перед своей смертью он испытал страшные мучения. Турки сильно избили его, распяли его измученное тело на дереве вниз головой и проткнули его живот несколько раз раскаленным колом. После таких пыток он все равно оставался в живых и молился за своих мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1878 г. Православный восток в минувшем году 2). Положение дел в Иерусалиме и греческая печать 3). Протест восточных патриархов против румынского правительства 4). Аноим 6, патриарх константинопольский – некролог 5). Вести из Афин 7). Профессор Иван Васильевич – некролог 10). Что подумывают греки? 17). Решение восточного вопроса с греческой точки зрения 18). Греция и восточный вопрос 19 и 21). Вести из Константинополя 39). Остров Корфу и его святыни 40). Протоколы избрания нового вселенского патриарха 44 и 45). Прибытие в Константинополь патриарха Иоакима 3 46). Чин наречения и возведения на престол вселенского патриарха 48). Окружное послание его святейшества, вселенского патриарха Иоакима 3 50). Англичане на о. Кипр в 12 веке (там же). Окружное послание его святейшества, вселенского патриарха Иоакима 3, к митрополитам , подчинённым святейшему патриаршему престолу 51). 1879 г. Православная церковь (константинопольская) в течение последних пяти лет (1873–1878 г.г.) с точки зрения политической, нравственной и финансовой (заимствовано из константинопольской газеты Courrier d,Orient 1878 г. 4769) – начало статьи 1) и продолжение в следующих 2, 4и 5). Православный восток в минувшем году 2). Окружные послание патриарха Иоакима 3 от 1878 г. (перевод с новогреческого). 1880 г. Православный восток в минувшем году 3). Празднование Богоявления Господня в настоящем году в Константинополе 5). Поздравительный адрес Иерусалимского патриарха Его Величеству Государю Императору (перевод с новогреческого). 1881 г. Православный восток в минувшем году 2). Католический и протестантский запад в минувшем году 3). Вести с востока (Константинополь, Афины и др. 6 и 7). Вести с востока и запада 14 и 15). Свечной вопрос в Константинополе и у нас 19). Новое уложение о приходах в Константинополе 20, 21, 22, 28 и 31). Вести с востока (Константинополь. Иерусалим, Афины, Кипр и пр. 24–26). Патриарх Григорий 6 – некролог 27). Вести с запада 34). Вести с востока (Константинополь, Афины и др. 37 и 45). Вести с католического запада 48) и протестантского 51–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

Едва вернувшись из Москвы в Брюссель, я должен был почти сразу вылететь в Афины, где встретился с митрополитом Никодимом, который как и я прилетел для участия в работе Третьего Всеправославного Совещания на острове Родос (с 1 по 15 ноября 1964 года). С ним прибыл архимандрит Филарет (наш теперешний Экзарх) и епископ Илия, который сейчас стал Грузинский Патриарх. Во время Совещания мы втроём обедали за отдельным столиком и вели оживлённые разговоры. Помню, что на эти дни пришлось празднование октябрьской революции. Так как эти дни попадали на субботу и воскресенье (заседаний в эти дни не было), то Митрополит Никодим решил поехать на эти дни в Афины, на приём в посольство СССР. Он заявил нам о своём намерении во время обеда. «Владыко, не делайте этого, – сказал я ему. – Вас все будут осуждать. Скажут, православный митрополит предпочёл официальный приём, общению со своими собратьями. В воскресенье кроме литургии предполагается поездка на пароходике в монастырь на остров Сими, Вам будет интересно и даже полезно для общего дела. Вы сможете пообщаться с участниками Совещания». Владыка Никодим ничего не ответил, но в Афины не поехал, а послал вместо себя одного из переводчиков. Тогда епископ Илия, остроумный по-восточному человек и любящий пошутить, стал иронизировать в присутствии митрополита Никодима и архимандрита Филарета: «Владыко Василий, как разве Вы не едите на праздник октябрьской революции? Это не патриотично! Всякий советский гражданин должен присутствовать на этом празднике». «Но я не советский гражданин», – ответил я. «Как, Вы не советский гражданин? Этого не может быть! И Патриархия это терпит, не требует от Вас принять советское гражданство? Невероятно!» Всё это владыка Илия говорил с явной насмешкой, почти издеваясь над митрополитом Никодимом. Тот всё слушал и произнёс: «Это всё не совсем так, владыка Василий волен, иметь какое он хочет гражданство, нас это не интересует». Отмечу ещё один эпизод мне запомнившийся. Во время Совещания, в одном из храмов Родоса совершалась всенощная и митрополит Никодим, сослужил и произнёс небольшое, но удачное слово, хотя и не без некоторой советской пропаганды. Стоящий рядом со мной проф. Братиотис (Афинского Богословского факультета) заметил мне, как бы комментируя слово владыки Никодима, но так что его хорошо услышали другие: «Хрущёв знал, кого посылал!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Канелопулоса в Афинах, подписная). Ему принадлежит особый вариант традиц. композиции «Христос во гробе» (Музей истории искусства в Вене; триптих в ГЭ), опирающийся на венецианскую готику и работы Дж. Беллини. Согласно последним исследованиям, иконы Зафуриса заказывали и католики, и православные. Как в традиц. визант. манере, так и в стиле венецианской готики работал Андреас Павиас (1440 - ок. 1504). Его подписная икона «Успение прп. Ефрема Сирина» (ц. святых равноапостольных Константина и Елены в Иерусалиме) с изображением сцен отшельнической жизни святого повторяла иконографию стенописи и традиц. иконописный стиль палеологовского времени. Те же черты присущи иконе «Св. Антоний» (коллекция Харокопос в Кефалинии). «Распятие» (Национальная пинакотека, Афины) с лат. надписями имитирует готическое произведение сложной иконографии. Принадлежность крупным мастерским др. неизвестных по именам критских художников XV - 1-й пол. XVI в., ориентировавшихся в своем творчестве в основном на произведения А. Рицоса и Н. Зафуриса, остается неясной. Наиболее популярные среди заказчиков сюжеты повторялись в критской иконописи в близком стилистическом варианте в течение неск. десятилетий: «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Страстная», «Madre della Consolazione», «Успение Богоматери», «Рождество Христово», «Христос во гробе», «Св. Георгий, побеждающий дракона» (музеи Греческого ин-та, Венеция). В 1-й пол. XVI в. начался исход мастеров из Кандии. Они отправлялись в правосл. мон-ри или в Италию, преимущественно в Венецию, что в дальнейшем определяло формирование направления их творчества в сторону сохранения традиций или усиления зап. элементов живописи. Распятие Христово. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Павиас (Национальная пинакотека. Афины) Распятие Христово. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Павиас (Национальная пинакотека. Афины) К этому периоду относится творчество Ангелоса Бизоманоса (1467 - после 1532) - ученика Андреаса Павиаса. В 1518 г. он уехал с Крита в Далмацию, где написал сцены пределлы с 5 святыми для алтаря католич.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Литургию было еле слышно. Так же было и у старца, когда он пребывал на Святой Горе. А когда он приехал в Афины и стал служить в больнице, то там напротив был магазин грампластинок, и несчастный продавец этого магазина, чтобы рекламировать песни, проигрывал пластинки на такой громкости, что было слышно в храме и литургию заглушало. Старец говорил: «Я не мог, просто не мог служить, потому что постоянно слышал песни. Я думал: что же мне делать?» И он придумал: чтобы сосредоточиться, надо молиться изо всех сил. Он научился молиться всеми силами своей души. Старец рассказывал: однажды, читая евангельский отрывок о страстях Господних, он вдруг вскрикнул и потерял сознание, а люди бросились приводить его в чувство. Причина была в том, что во время чтения этого Евангелия он видел перед собой все страсти Господни, видел, как распинали Христа, как Его прибивали гвоздями ко кресту; не выдержав этого, старец потерял сознание. Старец «увидел», что турки вторглись на Кипр, еще до того, как об этом сообщили по радио. Вечером он отправился из Афин на Афон (об этом рассказывали люди, которые были с ним в машине), и вот в пять утра он сказал: «Турки высаживаются на Кипре». — «Геронда, что вы говорите?» Они включили радио, там ничего, только песни. А старец продолжил: «Вот сейчас турки вторгаются на Кипр, — и стал описывать Керинию, побережье, — вот причаливает первый корабль, выезжает первый танк, высаживаются солдаты, начинается война. Быстро возвращаемся в Афины!» Они вернулись в Афины и через два-три часа услышали сообщение о вторжении турок на Кипр. Во времена Чаушеску в Бухаресте было восстание студентов, и их убили по одному. Не знаю, помните ли вы это. Так вот, старец «видел» то, что происходило, и описывал все в точности. Преподобный Порфирий Кавсокаливит Как-то старец позвонил одной семье в Южную Африку, Йоханнесбург, и сказал: «Под вашим домом прокладывают провода высокого напряжения, поэтому уезжайте, а то заболеете раком». Они очень удивились и спросили: «А кто вы такой? И откуда нам звоните?» — «Вы госпожа?..» — «Да».

http://pravoslavie.ru/74224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010