Отзыв (...) о сочинении студента Комнино Пантелеймона (...) «Списки греческих Евангелий X–XI вв. в библиотеке СПб. Духовной академии. Обследование текста их и порядка евангельских чтений»//Там же. С. 446–447. Отзыв (...) о сочинении студента иеромонаха Никодима (Кононова) (...) «Соловецкие святые: их жизнь и церковное чествование (по рукописям)»//Там же. С. 447. Отзыв (...) о сочинении студента Левицкого Ивана (...) «Византийские мозаики в храмах Равенны»//Там же. С. 447–449. Отзыв (…) о сочинении студента Рождественского Василия (...) «Церковное пение в России в эпоху замены крюковой нотной системы линейною»//Там же. С. 449. 1901 Из воспоминаний о Константинополе. СПб., 1901. 19 с. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. изд.] СПб., 1901. 160 с., 58 рис. 355 Рецензии: А. Л(опухин)//ХЧ. 1901. T. 1 ч. 2. С. 631–632; Дм. Шемякин//ЦВд. 1904. 39. С. 1539–1542; ВВ. 1904. Т. 11. С. 743. К вопросу об иконе «Коронование Божией Матери»//ЦВс. 1901. 8 февр. 6. Стб. 197. Подпись: Η. П. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания: (Исторические справки)//Там же. 3, 10, 17, 24, 31 мая, 7, 14, 28 июня, 2, 23, 30 авг. 18–24, 26, 31, 34, 35. Стб. 561–563, 593–596, 625–631, 657–663, 689–693, 721–726, 753–758, 817–822, 977–982, 1073–1076, 1105–1108. Без подписи. То же (отдельное издание). СПб., 1901. 77 с. 356 Областной съезд исследователей истории и древностей ростово-суздальской области//ЦВс. 1901.13 сент. Стб. 1169–1172. Подпись: Η. II. [Отзыв] о сочинении Георгиевского Матвея «Символ креста в памятниках письменности и искусства»//ЖЗСДА за 1900–1901 уч. г. (в извлечении). 1901. С. 291. [Отзыв] о сочинении Пападопуло-Керамевса К. «Церковное пение в Византии (музыкальная сторона)»//Там же. С. 291–292. [Отзыв] о сочинении Соколова Петра «Древнерусские церковные песнопения»//Там же. С. 292. [Отзыв] о сочинении Стефановича Димитрия «Стоглав: его состав и историко-литургическое значение»//Там же. С. 292–293. Отзыв о курсовом сочинение студента IV курса Д. Ф. Стефановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Журнал Министерства Народ. Просвещения 1901 г. 7); III. О древнерусских братствах. (С. Кедров, Древнерусские братства. Русский Архив 1901 г. 7); IV. Киевская академия 200 лет тому —64— назад: внешнее состояние, внутренний строй – выборное начало в корпорации, студенческие конгрегации (Проф. С. Голубев , Киевская академия в конце XVII и начале XVIII стоя. Труды Киевской Духовной Академии 1901 г. 11); V. Последняя борьба православного духовенства с унией в 1609–1611 г. (Проф. П. Н. Жукович, Последняя борьба духовенства митрополичьей епархии с Потеем и унией. Христианское Чтение 1901 г. август–сентябрь); VI. О духовной цензуре в России. (Христианское Чтение 1901 г. май–сентябрь); VII. Митроп. Филарет у себя дома. (Из воспоминаний преосв. Леонида Краснопевкова о Московском митрополите Филарете. Русский Архив 1901 г. 8); VIII. Из воспоминаний протоиерея И.И. Базарова: свящ. Гумилевский, из истории духовной школы и духовенства минувшего столетия, из истории духовной журналистики (Русская Старина 1901 г.); IX. Освободительная эпоха и попытки реформ в духовном ведомстве; Особое Присутствие; нужды духовенства и церкви, выясненные печатью; учреждение приходских попечительств; сокращение приходов ( А.А. Папков , Церковно-общественные вопросы в эпоху Александра II (1855–1870). Русский Вестник 1901 г.); X. Перечень других статей. – С.И. Смирнов. 1902, I, 2, 384–410. 683. В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. – С.И. Смирнов. 1902, II, 7–8, 616–640. 684. Сборники писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому . Сообщил В. И. Срезневский . Спб., 1900. – С.И. Смирнов. 1902, II, 7–8, 640–650. 685. Проф. А.С. Лебедев: а) Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902; б) Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). (С портретами и автографами). Харьков, 1902. – И.М. Громогласов. 1903, I, 1, 185–192. 686. Историк новейшей формации. (А. Преображенский, История Владимирского Епархиального женского училища за первый период его существования (1865–1879 г.г.) (ГуБ.Г. Владимир, 1902). А. Филофеев. 1903, II, 6, 352–371.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 11 Января 1901 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 24 января 1901. Кронштадт Честная Матушка Алексия! Посылаю в пользу обители и сестер триста рублей. Все не могу собраться к вам. Частые служения в Петербурге с Архиереями препятствуют побывать у вас 971 . Но все-таки непременно соберусь к вам 972 . Мой поклон тебе и сестрам и батюшкам обители. Протоиерей Иоанн Сергиев 24 Янв 1901. Игумении Варваре (Ивановской). 26 января 1901. Кронштадт Дорогая Матушка Варвара! Мирствуй 973 и радуйся о Господе 974 со всеми о Христе сестрами. Благодарю тебя за письма; благодарю и сестер моих Сурских за письмо и выраженные чувства. Дай Бог всем вам мир и любовь, драгоценнейшие из всех благ. Письмо мое привезет вам новая сестра Мария 975 , которая доставит вам и все вещи, порученные тобою для закупки. Вместе с тем она везет иконы, данные ей мною для келий и для моей внучки Анисии 976 в деревне Осанове. Поклон о. Георгию и его жене. Протоиерей Иоанн Сергиев. 26 Янв 1901. Напиши мне, верен ли слух, будто о. Георгий Маккавеев в Карповой горе оставил много закупленного товару неизвестно для кого – на наши деньги; и что у Селенинова в Архангельске есть большие счета, по которым Сурский монастырь должен уплачивать 977 , и переговори об этом с Маккавеевым, и мне подробно напиши или пусть сам Маккавеев напишет обстоятельно. Жить и служить, так жить и служить по совести и по священству. Прот И Сергиев. Игумении Таисии (Солоповой). 26 января 1901. Кронштадт Дорогая Матушка Таисия! Поздравляю тебя с Ангелом 978 . Шлю тебе Божие благословение и поклон от всего сердца. Сестры твои здешние 979 – тоже. Из Суры м. Варвара пишет мне благоприятные письма, письма мирные, успокоительные. Радуюсь и благодарю Бога, что буря вражия прошла 980 . Да не возвратится же она туда больше. О себе скажу – я здоров, недавно служил у вас 981 . До свиданья. Протоиерей Иоанн Сергиев. 26 Января 1901 г. В Архангельскую Духовную консисторию. 30 января 1901. Кронштадт 30 Янв 1901 . В Архангельскую Духовную Консисторию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Антоний (Храповицкий) , митр. Сын человеческий: Опыт истолкования//Богословский вестник. 1903. Т. 3. 11. С. 361–370. Антоний, архим. Книга пророка Варуха//Труды Киевской духовной академии, 1903, т. II, – С. 222–230. Антоний, иером. Толкование на книгу пророка Михея//Христианское чтение, 1890, II, – С. 49, 65. Арсений (Стадницкий) , митр. В стране священных воспоминаний: (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосв. Арсением [Стадницким], еп. Волоколамским, Ректором МДА, в сопровождении некоторых профессоров и студентов)/Сост. Н.Е.Румянцев, М.И.Сенцов, М.В.Войцехович, А.И.Никольский; под.ред. еп. Арсения//Богословский вестник. 1901. Т. 1. 3. С. 493–531. 1901. Т. 1. 4. С. 665–715. 1901. Т. 2. 5. С. 108–143. 1901. Т. 2. 6. С.311–348. 1901. Т. 2. 7–8. С. 542–591. 1901. Т. 3. 9. С. 102–149. 1901. Т. 3. 10. С. 331–378. 1901. Т. 3. 11. С. 470–520. 1901. Т. 3. 12. С. 672–723. 1902. Т. 1. 1. С. 106–155. 1902. Т. 1. 2. С. 329–347. 1902. Т. 1. 3. С. 532–561. Арсений, митр. Приготовление к удобнейшему разумению пророчеств Исайи//Странник, 1871, I, март. Артоболевский И.А. К вопросу о разработке священно-исторического материала для жизнеописания св. апостола Павла: Речь перед защитой магист. дисс. (Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия. Троице-Сергиева Лавра, 1900)//Богословский вестник. 1899. Т. 3. 12. С. 547–557. Арфаксадов Ф. Иерусалимский синедрион //Православный собеседник, 1903, т. I. – С. 59–130; т. II. – С. 131–190, 191–248. Архангельский В. Святая Земля//Православный собеседник, 1907, т. II. – С. 632–656. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Глинка Ф. Иов Свободное подражание священной книге Иове. СПб. 1859//Странник, 1860, I, февраль. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахове в русской переводе с краткий объяснением. СПб. 1859 и 1860 гг//Странник, 1860, III, декабрь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Книга. Иова в русской переводе, с кратким объяснением Вятка 1860//Странник, 1861, сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Иные же, не упражнявшись еще, если в одну только впадут скорбь и воздвигнется на них брань, тотчас ввергаются в беду и в гибель (прп. Макарий Египетский , 67, 118–119). Источник. ...Так угодно Господу, поскольку человек еще младенец, упражняет его Господь во бранях (прп. Макарий Египетский , 67, 200). ...Кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой (прп. Макарий Египетский , 89, 218). Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 89, 236). Источник. ...Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его, не соуслаждаться им в помыслах (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Нет человека, на которого враг перестал бы нападать (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Иные терпят сильную брань и терзания от греха, но укрепляются и умудряются в бранях, пренебрегая сопротивную силу, и нет им опасности в этом отношении... (прп. Макарий Египетский , 89, 248). Источник. ...Если и наступает брань отвне, делает приражение сатана, то внутренно ограждены Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны (прп. Макарий Египетский , 89, 265). ...Если подъявший на себя оружие Христово, чтобы сражаться мужественно, расслабнет, то скоро предается он врагам и, по разрешении с телом, из тьмы, обдержащей его ныне, пойдет в другую, более страшную тьму и в погибель (прп. Макарий Египетский , 89, 270). Источник. Кто надеждою на Бога одержал верх над многими и сильными врагами, тот, как бы приведя в некое забвение показанные им труды, снова восстает на борцов, еще более сильных и могущественных (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

U. de WilamowitzMoellendorff, Berolini, 1914, p. 327). Здесь все красноречиво: и образ богини, под своими крылами матерински согревающей «людей градских», и приписанное этим последним свойство «разумности» (в смысле «благозакония», упорядоченного общежития), и связь между покровительством «Зевсовой Девы» и благоволением самого «Отца». 18 Срв. замечание Н. П. Кондакова: «При виде этого образа мы невольно вспоминаем богиню Афину, белокурую Палладу, мужественный ее образ в статуе Афины Парфенос, работы Фидия, мудрейшую владычицу, суровую и строгую богиню, чистую и непорочную, защитницу смертных. И высокая, стройная фигура, и длинный овал бледного лика, с глубоко задумчивыми миндалевидными очами, под плоскими дугами бровей, и тонкий, сухой, нередко преувеличенно длинный нос, и заостренный подбородок, и сухое, внутренне скорбное выражение малого рта, и напряженно устремленный пророческий взгляд, нее сближает основу византийского образа Божией Матери с чистым аттическим типом богини Афины…» (Я. Я. Кондаков. Иконография Богомотери, т. 2. Пг., 1915, стр. 18). Когда Феодор Студит описывает, как Дева Мария, заступаясь за христиан, простирает руки к престолу Всевышнего [см./P. Migne. Patrologia Graeca (далее MiPG), т. 99, col. 721], мы вспоминаем деву Афину из элегии Солона, простершую руки над своим городом. Если мы ограничимся констатацией, что некоторые черты Афины были «заимствованы» для создания византийского образа Царицы Небесной и Взбранной Воеводы, мы выскажем некоторую истину, однако ценой упрощения. В действительности столь органичные образы несоздаются посредством механического комбинирования «заимствований», которые осуществляются лишь на поверхности символической семантики. Применитачьно к более глубинным уровням точнее будет сказать, что и образ Афины, и образ Богородицы выявляют — каждый из них в соответствии со своей ступенью в истории общественного сознания — один и тот же устойчивый евразийский первообраз, удерживаемый памятью народов на протяжении самых различных эпох и восходящий к самым истокам человеческой духовной культуры (срв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

На Афон в Пантелеймонов монастырь мы приехали к самому празднику св. Пантелеймона. Есть в монастыре человек от 20 до 30 русских поклонников, и мы будем иметь случай видеть знаменитые афонские 14-часовые бдения. Нашлись здесь земляки по Троице: отец Филарет (Сопелкин) и отец Иеремия, служащий доктором монастырским и берущийся вылечить, между прочим, и меня. Пробуду на Афоне недели две, но постараюсь не более. Отец архимандрит Макарий весьма ко мне милостив и, надеюсь, устроит мои поездки по Афону так, что увидим все наиболее замечательное. Деньги за февраль-май получил и усерднейше благодарю Вас, что не замедлили, как я Вас просил. Так как в Афинах, в которые я отправлюсь с Афона, я не знаю, пробуду долго ли, и так как высылать будущие деньги куда-нибудь в другое место было бы неудобно, то, извините, только что получив деньги, снова обеспокою Вас ими же. Жалованье за июнь, июль и некоторым авансом за август покорнейше прошу послать, по возможности, незамедля в Афины по адресу: «Афины, королевство Греция, русское посольство (по-французски и по-русски). Столько-то, в сторублевых кредитных билетах. Для передачи такому-то. От такого-то (от Вас). Деньги просят удержать в посольстве до востребования». Прошу не замедлить потому, что почта в Афины идет, сколько знаю, довольно долго. Так как я, если Бог даст здоровья, намереваюсь быть в Венеции (из Афин в Италию), то считаю нужным сделать Академии предложение. В Венеции, как Вы знаете, печатают греческие богослужебные книги; если Академия найдет полезным приобрести для библиотеки полный круг этих книг (что, по моему, по крайней мере, мнению, было бы весьма неизлишне), то я к ее услугам. Но так как я не буду иметь своих лишних денег, то в случае согласия должны быть высланы и казенные деньги (вместе с вышеписанными моими в Афины). В каком размере, я и сам не знаю, но полагаю, что будет достаточно 200. Извините, письмо писал среди пения во множестве церквей, среди звона колоколов и среди стука в била, и поэтому непрестанно сбивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но — спрашивается: евангельская ли, церковная ли эта логика? Точно ли она отображает особенности духовной христианской жизни человека? — Уже в первые века христианства в церковной мысли обозначилась дилемма — «Афины и Иерусалим» . Суть её вот в чём. «Иерусалим» — есть ж изнь в полном смысле слова, жизнь с Богом, многие стороны которой всегда являются великой тайной личных отношений Бога и души. Эта жизнь мало поддаётся схематизации, ____________________________________ Из древних о ней писал Тертуллиан; в наше время подробно рассматривал эту дилемму философ Лев Шестов. рассудочному гипер–анализу и детальнейшей рефлексии. Духовность в «иерусалимском» устроении осмысляется в практическом ключе, идёт вслед за реальностью Церкви, Богообщения. Всё Евангелие, всё исконное устроение Церкви — «Иерусалим»: определены очень немногие важнейшие вещи, остальное совершается личной свободной и таинственной совместной жизнью Бога и человека. «Афины» — это рефлексия прежде всего, эллинская рассудочность. «Афины» всё схематизируют и раскладывают «по полочкам» категорий греческой философии. Я совершенно далёк от того, чтобы говорить, что это «плохо» — в конце концов, Церковь приняла именно эллинскую культуру мысли. Но когда «Афины» задавливают, игнорируют, высушивают, берут верх над «Иерусалимом», тогда в церковной жизни наступает великий и трагический перекос. Это видно и в жизни целых церквей — как они отпадают в ереси; и в жизни «частных» христиан — как они трудятся–трудятся над собою, а плода Евангельского не получают… Предложенная о. Лазарем схема относится именно к сфере «Афин». В истории человеческой мысли ещё никто не дал полного и удовлетворительного определения личности. С точки зрения «Иерусалима» личность есть непосредственное самоощущение человека как самостоятельного и уникального существа в единстве и целостности духа, души и тела. Совершенно искусственным и абсурдным представляется отделение «личного» от «индивидуального». Личности не может быть без индивидуальности; индивидуальность есть неотъемлемый атрибут личности. Вполне можно сказать, что это — одно и то же; лишь в рамках гипертрофированной «афинской»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Он написал «Божественные гимны» и «Слова». В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» святого Патриарха Фотия, «Триады» святителя Григория Паламы и сочинения святого Марка Ефесского. Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. По мнению исследователей, «это был период глубокого отрыва от святоотеческого предания в богословии (хотя и не в литургической жизни Церкви) и вместе с тем понижения уровня богословия при всем внешнем развитии богословской науки и учености» [ 100 ]. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние [ 101 ]. Только в XIX b. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из современных догматических сочинений греческих авторов известны следующие. Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I—II тома. Афины, 1952—1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Требелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I—III тома. Афины, 1959—1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Доктор архимандрит Иустин Попович (Сербская Православная Церковь) написал три тома Догматики (Белград, 1978—1980 гг).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Осн. труды А. написаны на новогреч. языке: Христология пастырских посланий, Афины, 1953; Время и вечность. Эсхатология ап. Иоанна, Афины, 1959; Учение ап. Павла о спасении, Афины, 1962; Петр и Иоанн в Евангелиях, Афины, 1965; Ïåðâîñâÿùåííè÷åñêàÿ ìîëèòâà Èèñóñà, Àôèíû, 1965; Èñàãîãèêà ÍÇ, Àôèíû, 1971; Íàãîðíàÿ ïðîïîâåäü, Àôèíû, 1977; Ïàâåë (î÷åðê æèçíè è ó÷åíèÿ àïîñòîëà), Àôèíû, 1977; Åâàíãåëèñò Èîàíí, Àôèíû, 1981. Qrhskeutik¾ kaˆ ºik¾ ™gkuklopaideˆa, " AÁnai 1962, t. 1; WBSA, p. 3. АД слово, происходящее от греч. «Adhj,uлu «Aidhj (невидимый, безвидный), к–рым в переводится ветхозав. Шеóл (Преисподняя). Первоначально это понятие обозначало обитель умерших, вне связи с идеей воздаяния. Появление этой идеи в ветхозав. учении связано с представлением о посмертном воздаянии за злые дела. В совр. смысле слова А. стал обозначаться термином геенна. В апокрифич. 1 Кн. Еноха (18:11–16; 27:1–3; 90:26) геенна изображается как огненная пропасть. Образ геенны сохранен и в НЗ (напр., Мф 5:29–30). Сам этот термин происходит от названия долины Гехинном, находившейся близ Иерусалима. Оскверненная человеческими жертвоприношениями (2 Пар 28:3; Иер 32:35), долина была превращена в свалку, где постоянно горел огонь. В нек–рых местах НЗ слово А. является синонимом демонич. сил (Мф 16:18). См. ст. Посмертное бытие по учению Библии. СББ, с. 9–13; Ф л о р е н с к и й П.А., Столп и утверждение истины, М., 1914, с. 178, факсим. изд., М., 1990. АДАМ (Adam) Карл, свящ. (1876–1966), нем. католич. богослов и публицист. Род. в Баварии. Образование получил в Мюнхене и Страсбурге. В 1900 принял сан священника и служил на приходе. С 1917 проф. нравств. богословия в Страсбурге, а с 1919 проф. догматич. богословия в Тюбингенском ун–те (до 1948). Труды А. в основном касались вопросов и Широта взглядов и лит. талант завоевали ему много читателей и на родине, и за рубежом. Книга А. «Сущность католицизма» («Das Wesen des Katholizismus», Augsburg, 1924) переведена на 11 языков. Однако его позиция, близкая к экуменизму, долго вызывала недовольство в консервативных католич. кругах. Скончался А. в Тюбингене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010