Фрески Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. ( Ξυγγπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδκης, Δρακοπολου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу. В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков. В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс (. Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) – который жил и работал в России! – и Мануил Гедеон (Μ. Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ» (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) (μβρσιος Σταυρινς, † 1931) «Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν» (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) 97 . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения («Συμβολα ες τν στοραν τς χριστιανικς λατρεας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология («Μικρν Εχολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) 98 . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист – профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис (. Φουντολης, † 2007) – является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Εσαγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ες Λειτουργικς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Но как же так, дорогие мои! Ведь божественный Отец сразу же ниже объясняет, почему он так именует Афины. Так трудно прочитать следующие одну-две строчки? Афины для Григория золотые, любезные и доставившие много доброго не потому, что там были софисты, риторы и писатели, не потому, что там процветали науки и искусства, но по другой причине: потому что там он лучше узнал Василия Великого и более тесно сдружился с ним ! Да, друзья мои! Только поэтому. «Ибо они совершеннее ознакомили меня с сим мужем, который был мне небезызвестен и прежде». Божественный Отец и раньше знал Василия Великого , но немного, а в Афинах, где уже находился Василий из-за своего ненасытного стремления к учению, эти два мужа получили благоприятную возможность познакомиться «совершеннее». И Григорий, исполненный радости и счастья за великую находку, благодарит город, где он обрёл это сокровище. «Ища познаний, – говорит он, – обрёл я счастье». Притом он сравнивает себя с Саулом, который, ища ослов своего отца, нашёл пророка Самуила и был им помазан на царство. Поистине, в высшей степени характерное сравнение: «ослы» – науки афинских учителей и вообще внешнее образование, а «царство» (то есть царское достоинство) – почтенный и священнолепный Василий!.. Божественный Отец продолжает: «Сказать короче? Хотя для других (не без основания думают так люди благочестивые) душепагубны Афины, потому что изобилуют худым богатством – идолами, которых там больше, нежели в целой Элладе, так что трудно не увлечься за другими, которые их защищают и хвалят, но не было от них никакого вреда для нас, сомкнувших и заградивших ум. Поэтому напротив (если нужно сказать и то, что несколько необыкновенно), живя в Афинах, мы утверждались в вере, узнав обманчивость и ложность идолов и оказав презрение демонам там, где ими восхищаются» 245 . То есть Афины вредны для души, и такое мнение благочестивых христиан о них не несправедливо; а вредны они потому, что идолы там в изобилии более, чем где-либо в Элладе, и трудно не подвернутся влиянию со стороны воспевателей и защитников этих идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

И далее архим. Лазарь приводит рассуждения В.Н.Лосского : «Индивидуальное, самоутверждающееся, в котором личность смешивается с природой и теряет свою истинную свободу, должно быть сокрушено. В этом – основной принцип аскезы: свободный отказ от собственной  воли, от видимости индивидуальной свободы, чтобы вновь обрести истинную свободу – свободу личности, которая есть образ Божий, свойственный каждому человеку» (стр. 41). В рамках этой логики совершенно последовательными выглядят и соответствующие практические рекомендации:  отказаться «до конца от выявления и запечатления своей «личности»… в тленной сей области бытия» (стр. 149), а для этого – полностью отсечь свою волю, как падшую, дабы дать в себе место Божией воле. Но – спрашивается: евангельская ли, церковная ли эта логика? Точно ли она отображает особенности духовной христианской жизни человека? Уже в первые века христианства в церковной мысли обозначилась дилемма – «Афины и Иерусалим» . Суть её вот в чём. «Иерусалим» – есть  жизнь в полном смысле слова, жизнь с Богом, многие стороны которой всегда являются великой тайной личных отношений Бога и души. Эта жизнь мало поддаётся схематизации, рассудочному гипер-анализу и детальнейшей рефлексии. Духовность в «иерусалимском» устроении осмысляется в практическом ключе, идёт вслед за реальностью Церкви, Богообщения. Всё Евангелие, всё исконное устроение Церкви – «Иерусалим»: определены очень немногие важнейшие вещи, остальное совершается личной свободной и таинственной совместной жизнью Бога и человека. «Афины» – это рефлексия прежде всего , эллинская рассудочность. «Афины» всё схематизируют  и раскладывают «по полочкам» категорий греческой философии. Я совершенно далёк от того, чтобы говорить, что это «плохо» – в конце концов, Церковь приняла именно эллинскую культуру мысли. Но когда «Афины» задавливают, игнорируют, высушивают, берут верх над «Иерусалимом», тогда в церковной жизни наступает великий и трагический перекос. Это видно и в жизни целых церквей – как они отпадают в ереси; и в жизни «частных» христиан – как они трудятся-трудятся над собою, а евангельского плода не получают. Предложенная о. Лазарем схема относится именно к сфере «Афин».

http://pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-...

1166 Имеется в виду знаменитое чудо с кровью святого Януария (фр. Saint Janvier), епископа Беневентского, принявшего мученическую кончину в эпоху диоклетиановых гонений, в 305 г. Мощи священномученика находятся в кафедральном соборе в Неаполе, два флакона-ампулы с его чудотворной кровью – там же, в специально построенной «Королевской капелле сокровища св. Януария», откуда выносятся для демонстрации чуда верующим трижды в год. Подробнее см.: Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 437–440. 1167 Очевидно, имеется в виду почитание чудотворной статуи Мадонны, находящейся в храме на холме Ковиньяно близ Римини («Madonna di Rimini»). Церковь , построенная в 1391 г., была реконструирована в 1860 г. Пострадала от американских бомбардировок 1943–1944 гг., в 1955 г. реставрирована. 1168 Георгий I, король Греции в 1863–1913 гг., сын короля Дании Кристиана IX, брат российской императрицы Марии Федоровны, муж великой княгини Ольги Константиновны, «королевы эллинов». 1169 Настоятелем русской посольской церкви Святой Троицы в Афинах был в это время архимандрит (впоследствии епископ) Анатолий (Станкевич Александр Андреевич; 1821–23.01.1903). Родился в семье священника Минской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию в г. Вильно (1843) и СпбДА (1853). Пострижен в монашество в 1848 г., возведен в сан игумена (1856) и архимандрита (1860). Инспектор Минской ДС (1853), ректор Полоцкой ДС (1860). Настоятель Витебского Маркова монастыря (1861) и Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря (1867). Преподаватель Симбирской ДС (1878). 9 января 1879 последовал синодальный указ о его назначении в Афины. По возвращении из Греции 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Занимал последовательно кафедры епископа Острогожского, викария Воронежской епархии (1887), Уманского, викария Киевской епархии (1890), Калужского (1892–1894). Умер на покое в Московском Новоспасском монастыре. 1170 Антонин имеет в виду восстановленную им из руин в 1851–1856 гг. древнюю церковь Ликодима (Никодима) в Афинах, переданную греками России в качестве посольской церкви и освященную по завершении строительства во имя Святой Троицы. Подробнее см.: Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2009. С. 10–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Другие православные страны не пережили ни такого расцвета литургических исследований, какой состоялся в России в конце XIX — начале XX века, ни крушения всего здания церковной науки, имевшего место после революции 1917 года и установления на территории бывшей Российской империи советской власти, поэтому развитие литургики у греков, румын, сербов и болгар шло гораздо спокойнее. Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс ( .  Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) — который жил и работал в России! — и Мануил Гедеон (Μ.  Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικ ς να ς κα τ τελομενα ν α τ » (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) ( μ βρσιος Σταυρινς, † 1931) « Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τ ν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν » (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения (« Συμβολα ε ς τ ν στοραν τ ς χριστιανικ ς λατρε ας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρε ς λειτουργαι κατ το ς ν θ ναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология (« Μικρ ν Ε χολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист — профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис ( . Φουντολης, † 2007) — является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Ε σ αγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικ ς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ε ς Λειτουργικ ς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://bogoslov.ru/article/1883125

Павел пришел, по-видимому, с рекомендациями от фессалоникийских христиан, а потому немедленно начал проповедь в местной синагоге. Здесь иудеи внимательно слушали Павла и тщательно проверяли пророчества о Христе, на которые он ссылался. Так продолжалось несколько недель, пока из Фессалоник не явилось несколько враждебных иудеев, которые начали возмущать народ против проповеди слова Божия. Тогда Павел, оставив в Верии для продолжения дела своих сотрудников Силу и Тимофея, сам покинул этот город, направляясь в Афины . 13. Апостол Павел в Афинах ( Деян. 17:15–34 ) Павел прибыл в Афины морем. Некоторые из Верийских братий провожали апостола до самого города и, вернувшись обратно, привезли Силе и Тимофею приказание Павла – также плыть в Афины. В ожидании их прибытия, Павел не начинал общую проповедь, а, проходя по улицам и площадям Афин, знакомился с обычаями и достопримечательностями города. Впрочем, он посещал иудейскую синагогу и там рассуждал с иудеями и греками, чтущими Бога. Кроме того, ежедневно, на площади, вел беседы со случайными встречными. Это было в обычаях греков. Город не мог не поразить Павла своею красотой и древностью, но все здесь было чуждо духу учения Христова. Возвышающийся над городом Акрополь с Парфеноном, храмом, посвященным Афине Палладе, с изображением этой богини на фронтоне, был символом многовекового идолопоклонства греков. Да и весь город был полон идолами, которые стояли на всех улицах и перекрестках города. Правда, здесь еще витал дух мудрости Аристотеля, Сократа, Платона и других великих философов, но все это – великое прошлое. Теперешняя философия уже не была «добросовестным исканием истины», она вырождалась в пустые словопрения и псевдонауку. Дух Сократа и Платона еще жил в немногих представителях современных Павлу Афин, но эти немногие определяли общее правило. Афины были большим университетским городом, ораторское искусство и новые философские идеи являлись главным интересом населения. «Афиняне же и все живущие у них иностранцы, – пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Масштабные раскопки здесь не предпринимались, поскольку город застроен современными зданиями. Фессалоники были основаны в 315 г. до Р.Х. и названы в честь сестры Александра Великого. Via Egnatia до сих пор остается главной улицей города. В одном месте она перекрыта прекрасной тройной аркой, сооруженной императором Галерием (305–311 гг.). Западный въезд в город некогда также был перекрыт римской аркой, называвшейся Вардейскими Вратами и простоявшей до 1876 г., когда на этом месте были возведены современные постройки. В надписи, сделанной на этих воротах и ныне хранящейся в Британском Музее, упомянуты некие городские чиновники, названные «политархами». То же самое слово присутствует и в ряде других текстов. В Деян. 17этим словом названы «городские начальники», к которым привели христиан участники беспорядков, вызванных проповедью Павла. Данного слова нет в других греческих произведениях – тем самым археологические сведения подтверждают точность рассказа Луки. Афины Покинув македонские города Фессалоники и Верию, Павел отправился в Афины. Минуло много лет с той поры, как Афины пережили свой золотой век, пришедшийся на V столетие до Р.Х., однако город этот по-прежнему оставался одним из мировых центров философии, архитектуры, поэзии и искусства. В Афинах и поныне существует ряд замечательных и прекрасно сохранившихся памятников античности. Древний центр города, агора, или рыночная площадь, был не только раскопан, но и восстановлен. На этой агоре и в синагоге Павел каждодневно «рассуждал» с иудеями, «с чтущими Бога» и «со встречающимися» ( Деян. 17:17 ). Агора являлась политическим, торговым и социальным центром древнего греческого города и представляла собой большое открытое пространство, окруженное зданиями общественного, культового и политического назначения. Замечательные архитектурные сооружения южной части Акрополя относятся к «золотому веку» Перикла, то есть к V b. до Р.Х. На вершине холма возведен поразительный Парфенон, в стенах которого Фидий, скульптор Перикла, воздвиг изготовленную из золота и слоновой кости статую Афины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник, недостойный Архимандрит Мисаил (Без даты, предположительно, июнь–июль 1979 г.) Письмо 139 Брюссель 13/26 августа 1979 г. Дорогой о Господе о. Мисаил! Был очень рад получить Ваше письмо, которое передали мне двое побывавших на Афоне русских поклонников, и благодарю Вас за вести о нашем монастыре. Сообщаю Вам, что, Богу изволяющу, надеюсь вскоре побывать у Вас на Святой Горе. Московская Патриархия посылает меня в Афины на торжества памяти св. Василия Великого по случаю 1600-летия со дня его кончины. В Афинах я буду с 13 по 17 октября нового стиля, после чего отправлюсь на Афон, где думаю пробыть дней пять. Потом обратно в Афины и оттуда через Москву в Брюссель (в Афины из Брюсселя тоже поеду через Москву, где побываю в Лавре в день праздника). Так что, по Божией милости, снова удастся посетить наш св. монастырь. Буду очень рад Вас видеть и поговорить. Божие благословение да будет с Вами и со всей во Христе братией. Братское приветствие отцу игумену архимандриту Иеремии. Прошу Ваших святых молитв. С любовью о Господе Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Письмо 140 14/27 сентября 1979 г. Его Высокопреподобию Архимандриту Иеремии, Игумену Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Дорогой о Господе отец Архимандрит! Сообщаю Вам, что я назначен Московской Патриархией членом её делегации на празднества в память св. Василия Великого в Афинах 14–17 октября сего года нов. ст. Богу изволяющу, прибуду из Москвы в Афины 13 октября н. ст. и потом, по окончании празднеств, 18 или 19 октября н. ст., отправлюсь через Салоники на Святую Гору, где останусь в нашем монастыре несколько дней, а потом вернусь обратно, тоже через Москву, в Брюссель. Очень рад посетить наш монастырь. Прошу Ваших святых молитв и всей о Христе братии. С любовью о Господе +Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Архимандрит Иеремия (Алёхин). 1994 г. Письмо 141 Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, благословите! Честь имею поздравить Вас, дорогой Владыко, с великим праздником Рождества Христова. Надеюсь, что Вы пребываете в добром здоровии и что Господь даст Вам провести святые сии дни тихо и мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Сам он объяснял свое влечение детскими мечтами о Византии, приведшими к тому, что Русь стала казаться ему неполною, «тысячелетняя древность – слишком свежею, князь Владимир – лишь отблеском Царя Багрянородного. Душа пленилась уже другими образами.» «Человеку, любящему припоминать дни древние и помышлять о летах вечных, нет пригоднее места для этого,...как Византия, от которой и без того на русскую душу веет чем-то своим, близким, но таким давним, что теряются все различительные черты дорогого образа и остается в душе одно общее представление чего-то неодолимо влекущего...» К этому стремлению отца Антонина Святейший Синод отнесся благосклонно и решил назначить его настоятелем при Афинской Миссии. 17 июня 1850 года отец Антонин получил пакет, адресованный «Настоятелю церкви Российско-Императорской Миссии в Греции, иеромонаху Антонину», уведомлявший его о новом месте служения. Оставив преподавание, отец Антонин с радостью отправился в Афины, охваченный «чувством несказанного блага, какого-то духовного роста, жаления, умиления, забытья...Обратившийся уже весь в идеал, классический мир неотразимо влечет меня к себе...» Именно это назначение впоследствии привело архимандрита Антонина к восприятию и переживанию идеи вселенскости Православия, и это же назначение заставило его навсегда покинуть Родину (еще раз он вернется в Россию, но ненадолго). Семилетняя педагогическая практика была для отца Антонина непрерывным процессом подготовки к будущей деятельности. Как бы предвидя дальнейшую свою судьбу, особенно много времени провел будущий Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, изучая греческий язык и живопись, что позволило ему в дальнейшем заниматься археологией на Востоке. Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского С переездом в Афины начался самый интересный период в жизни отца Антонина: он находит свой научный путь и следует ему неуклонно, серьезно работает, благодаря чему его имя становится известным и авторитетным в научных кругах России и Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010