Проповедовавший в Афинах ап. Павел встретил там представителей эпикурейской и стоической школ; среди обращенных им в христианство был Дионисий Ареопагит (Деян 17. 34), ставший еп. Афинским (Евсевий называет его первым Афинским епископом - Hist. eccl. III 4. 10); неизвестно, однако, встречался ли ап. Павел с платониками и были ли они тогда в Афинах. Примерно в то время, когда ап. Павел был казнен в Риме (по преданию, в 65), в Афинах преподавал Аммоний Александрийский. Афины укрепились как оплот языческой учености во II в., после восстановления там в 176 г. 4 философских кафедр философом-стоиком имп. Марком Аврелием, в правление к-рого принял мученическую кончину умудренный в платоновской и пифагорейской философии св. Иустин Философ (ок. 165). Примерно к этому времени относится «Истинное слово» Цельса , философа платоновской ориентации, но нельзя сказать, был ли он к.-л. образом связан с Афинами. Тертуллиан противопоставил Афины Иерусалиму в знаменитом вопросе: «Что Афины Иерусалиму? Что Академия Церкви? Что еретики христианам?…» (De praescript. haer. 7). Между тем ни сам Тертуллиан, ни др. христ. богословы не отвергали языческого образования как такового, но отказывались (в особенности в условиях гонений) от преподавания в гос. школах, обязывающих связывать школу с языческими культами. В тех же Афинах учились не только противник христианства платоник Порфирий (в III в.) или пытавшийся сделать платонизм ямвлиховского типа гос. религией имп. Юлиан Отступник (в IV в.), но и свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов , Патриарх К-польский; последний, в частности, воздал должное высокому общеобразовательному и научному уровню афинских школ в надгробном слове свт. Василию Великому и отметил при этом, что, «живя в Афинах, мы утверждались в вере» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 21). Непосредственно с платониками последнего века существования А. ш. п. связаны 2 христ. мыслителя: во времена Прокла в Афинах получил философское образование (до 451) Давид Анахт , ученик Саака Партева и Месропа Маштоца ( Элиас. Комментарий к «Первой Аналитике» Аристотеля/Пер. и примеч. Ю. А. Шичалина//Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991. С. 68-76; Prolégomène à la philosophie de Platon/Texte établi par L. G. Westerink; trad. par J. Trouillard avec la collab. de A. Ph. Segonds. P., 1990). Во 2-й пол. V в. с А. ш. п., в частности с философским учением Прокла, был тесно связан автор Ареопагитского корпуса ( Saffrey H. D. Un lien objectif entre le Pseudo-Denys et Proclus// idem. Recherches sur le Néoplatonisme après Plotin. P., 1990. P. 227-234; idem. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus//Ibid. P. 235-248). В свою очередь Ареопагитский корпус оказал непосредственное влияние на последующее христ. богословие прежде всего благодаря тому, что мировоззрение его автора было прочно укоренено в церковном Предании.

http://pravenc.ru/text/Афинской школы ...

Апостолы Павел и Сила перенесли свою благовестническую деятельность в соседний город Верию, отстоявшую от Фессалоники в ста километрах, и там, по обычаю, проповедывали в синагоге. Проповедь имела успех, обратилось много иудеев, прозелитов, уверовало много «почётных женщин и из мужчин немало» ( Деян.17:12 ). Новообращённые особенно любили ежедневно разбирать с апостолом Ветхозаветное Писание, чтобы убедиться в согласии слова апостола с Писанием 48 . Так была заложена ап. Павлом Церковь в Верии. Однако пришедшие из Фессалоники иудеи возбудили народ против ап. Павла, и он должен был покинуть Верию, оставив в ней Силу и Тимофея 49 , который из Филипп последовал за ап. Павлом. Всего апостол пробыл в Фессалонике и Верии один месяц с небольшим (октябрь 50 г.). Из Верии ап. Павел в сопровождении некоторых верующих направился к «морю», т. е. Эгейскому морю, и, несомненно, морским путем прибыл в Афины, центр греческого образования, мировой мудрости и языческого богопочитания. Расстояние от Верии до Афин морским путём – пятьсот километров, и при попутном ветре путешествие могло закончиться в три – четыре дня. В Афинах великий апостол проявил всё величие духа, всю мудрость свойственную посланнику Христову. До сего времени он обращал свою проповедь или к обрядоверам-евреям, часто фанатикам, или к простецам-язычникам, чтителям бездушных идолов. Теперь в Афинах слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» ( 1Кор.3:18 )– философам риторам, поэтам. Афины были центром языческой мудрости и языческого просвещения. Правда, Афины времён апостола были уже не те, чем они были в древности: последователи великого Платона превратились в жалких мечтателей, а мудрого Эпикура – в плотоугодников; суровые стоики представляли собой мелких лицемеров. Все разменялись на бесплодные рассуждения и горделивое самохвальство ( Деян.17:21 ). Город был полон идолов и языческих храмов. Образованная часть населения, вместе с философами, была равнодушна к религии, а простой народ был погружён в самое грубое суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

К таким обвинениям они не имели повода, потому что Павел большей частью действовал между язычниками; да и мало бы они успели сделать с этим обвинением у такого начальства, которое не было к ним особенным образом расположено. Всего более могло иметь силу обвинение политическое, crimen majestatis, так как впоследствии враги христианства в самом деле часто им действовали против христиан. Так как Павел много говорил в Фессалониках о предстоящем царстве Христовом, то это и послужило поводом к клевете против него, будто он учит признавать государем не царствующего в Риме государя, а какого-то Иисуса (Деян. 17, 6, 7). Однако, начальники сами скоро увидели несправедливость таких обвинений: и когда Иасон и друзья его поручились, что никакого возмущения со стороны проповедников ожидать нельзя и что Павел со своим спутником скоро сами оставят город, то немедленно были отпущены. И еще в ночь, которая следовала за днем возмущения, Павел и Сила оставили город после трех- или четырехнедельного пребывания. Так как Павел по этим обстоятельствам должен был удалиться отсюда ранее, нежели как позволяло состояние Церкви, то он очень озабочивался, особенно предвидя, что новые христиане будут и впоследствии немало терпеть от раздражаемых иудеями язычников. Поэтому он имел намерение, как только волнение поутихнет, опять идти туда (1 Сол. 2, 18). Но это намерение осталось без исполнения. В Верии, отстоящей от Фессалоник около десяти миль, их лучше приняли иудеи, много обратилось и язычников. Но возбужденное фессалоникскими иудеями возмущение понудило Павла оставить этот город. Сопровождаемый некоторыми из верующих, он взял путь в Афины: Сила и Тимофей остались в Верии (История Евангельская и церкви Апостольской, стр. 430). Стих 16-34 Св. апостол Павел в Афинах. (XVII, 16-34) Никанора, Архиеп. Херсонского.   Совершая одно, именно четвертое по счету, из своих апостольских путешествий, великий апостол языков должен был посетить и Афины. Афины, некогда метрополия, по нашему, столица самой славной из республик древней поэтической Эллады, в эту пору покоренная грозным Римом, оставалась пока столицей просвещения и как бы главным святым городом для всего тогдашнего языческого мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Призвание к монашеской жизни, которое он явственно ощущал, усиливалось в нем. Но родители препятствовали его желанию оставить мир, особенно отец, грозивший наложить на себя руки. В поисках обители, которая стала бы для него домом, Константин странствовал босой, без всяких вещей, только с Библией и сменой одежды в котомке за спиной. Так прибыл он в Патру, уставший и совсем разбитый. Здесь отец Евсевий (Матопулос) посоветовал ему вернуться, чтобы исполнить свой долг перед родиной – пойти в армию: «отдать Цезарю цезарево» и лишь потом послужить Царю Небесному. В 1905 году в возрасте 21 года Константин приехал в Афины, где и был призван на военную службу. В течение двух с половиной лет военной службы он имел возможность продолжать свое образование по вечерам. Также он посещал проповеди отца Евсевия, который также переехал в Афины. Пока Константин служил в Афинах, у него была счастливая возможность познакомиться и проводить время с Александром Мораитидисом , Александром Пападиамантисом , святым Николаем (Планасом) и святителем Нектарием Пентапольским. Закончив военную службу, Константин спросил святителя Нектария, где начать ему монашескую жизнь. Отец Нектарий ответил: «Цель твоя благая, я советую тебе поступить в Лонговардский монастырь в Паросе, где братия добродетельна и многочисленна». Но 23-летний Константин, стремясь осуществить желание многих лет своей жизни, отправился на север, на контролируемую турками территорию Македонии, и в частности на Святую гору Афон. Приехав в Фессалоники, он тотчас же отправился поклониться мощам святого мученика Димитрия, которого очень любил и перед которым благоговел. Вскоре турки схватили его и обвинили в шпионаже. Благочестивый молодой человек был осужден на смерть секретарем паши, но паша, ссылаясь на то, что все обстоятельства дела ему неизвестны, не утвердил приговор. Он отпустил юношу, выслав его обратно в Афины. Только через несколько лет узнал Константин, почему паша помиловал его. Друг его, с которым он путешествовал в Салоники, поведал ему историю, слышанную от паши, которая все и прояснила.

http://pravoslavie.ru/3124.html

был XII век, к которому относится наибольшее их количество (см.: Шалина. 2005. С. 565). Однако неясно, было ли развитие иконографии выносных И. последовательным, или разные программы складывались одновременно. Грабар полагал, что композиция «Распятие» или родственные ей «Оплакивание», «Поклонение Кресту» пришли на смену изображению Креста, прежде единственному варианту оформления оборотной стороны И. Одна из древнейших 2-сторонних выносных икон болг. происхождения из ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Мелнике имеет на лицевой стороне изображения Божией Матери «Одигитрия», архангелов и сцены «Благовещение» (нач. XIII в.,), а на обороте комплекс сюжетов: «Снятие с Креста», «Оплакивание» со сценами из НЗ (кон. XII в.) (см.: Бакалова. 2002. С. 64-65, 67-68). Однако иконографический репертуар выносных И., прежде всего 2-сторонних, особенно поздневизант. времени (XIII-XV вв.), гораздо богаче намеченных исследователями типологий и труднее поддается классификации. Достаточно рано появились редкие варианты 2-сторонних И. с образами святых на обеих сторонах (икона с рельефным образом вмч. Георгия в окружении живописных житийных сцен на лицевой стороне и святыми Мариной и Ириной (?) в молении Спасителю на оборотной, 2-я пол. XIII в., Византийский музей, Афины), или с образами святых на лицевой стороне и «Распятием» на обороте («Святые Иерусалима и 3 отрока. Распятие», 3-я четв. XIV в., Византийский музей, Афины), или с образом святого на лицевой стороне и сюжетной сценой на обороте («Вмц. Екатерина. Прп. Зосима причащает прп. Марию Египетскую», 2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины). Известны выносные И. с образами Божией Матери на обеих сторонах, как правило разного времени (икона с образом «Одигитрии» на лицевой стороне (ок. 1315, иконописец Георгий Каллиергис?) и «Одигитрии» же с эпитетом «Παμμακριστος» (Всеблаженнейшая) на обороте (2-я пол. XVI в.) или икона с образом «Умиление» (ок. 1400) на лицевой стороне и «Неувядаемый цвет» (1-я пол. XVIII в.) на обороте (обе - Византийский музей, Верия).

http://pravenc.ru/text/389040.html

36 Ср. Л. Филипидис. πρτη πρς Τιμθεον ποιμαντικ πιστολ το π. Παλου. Афины, 1952, 120: «Следовательно, Благочестия тайна ­­ тайна христианской религии, сверхъестественное событие вочеловечивания Сына и Слова Божия, которая представляет собой содержание глубочайшей веры в открытого в Господе Иисусе Христе истинного Бога... – Божественная Икономия явления Бога». 39 Ср. прп. Иустин (Попович) . Догматика, т. 2, 266: «Личность и дело Богочеловека составляет единую и нераздельную великую тайну благочестия». Ср. и И. Кармирис. Τ δγμα τς σωτηρας, " κκλησα«, 18/1956, 325. Ср. и А. Феодору, ρθοδοξας. Афины, 1961, 60: «Личность и дело Спасителя составляют две стороны одной и той же сверхъестественной Личности, они неразделимы и неотделимы, и имеют высшее догматическое значение». 41 По св. Максиму Исповеднику , «Тайной Христовой слово Священного Писания называет Самого Христа» (К Фалласию 60, PG 90, 620), как об этом ясно свидетельствуют и слова апостола Павла в Послании к Колоссянам (1:26–27). Толкуя эти слова, Евфимий Зигабен говорит: «(Павел) переходит от тайны Христовой на Самого Христа, и Его снова понимает как Тайну, ибо в Нём свершилась тайна божественного вочеловечивания. И если в Нём, следовательно, Он – эта тайна. Поэтому говорит: Которая есть Христос в вас». Толкование на Послание к Колоссянам, изд. Н. Калогерас, Афины, 1877, т. 2, 125. Зигабен следует за Златоустом. 42 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 11, 1–2 на 1 Послание к Тимофею (62, 554–5). Также ср. св. Иоанн Дамаскин . На 1 Послание Тимофею 3,16 (PG 95, 1008): «Столп и утверждение вселенной есть Церковь ; и тайна, и великая благочестия тайна, и всеми признанная, а не только открытая, ибо – очевидна». Также справедливо замечает и профессор Л. Филлипидис: «Великая благочестия тайна здесь понимай как Божественная Икономия вообще, то есть от Самого Бога Живого, воплощённого и явленного среди людей Сына и Слова Божия, Искупителя и Спасителя мира, Богочеловека Иисуса Христа, основание и утверждение Церкви Его как носителя непоколебимой Истины Его», стр. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Особисты» начали свою кровавую работу ещё при Ленине. Сохранились яркие страницы, описывающие переживания заключённого, попавшего в камеру смертников. В страшную камеру под сильным конвоем нас привели часов в 7 вечера. Не успели мы оглядеться, как лязгнул засов, заскрипела железная дверь, вошло тюремное начальство, в сопровождении тюремных надзирателей. – Сколько вас здесь? – окидывая взором камеру – обратилось к старосте начальство. – Шестьдесят семь человек. – Как шестьдесят семь? Могилу вырыли на девяносто человек, – недоумевающе, но совершенно спокойно, эпически, даже как бы нехотя, протянуло начальство. Камера замерла, ощущая дыхание смерти. Все как бы оцепенели. – Ах, да, – спохватилось начальство, – я забыл, тридцать человек будут расстреливать из Особого отдела. Потянулись кошмарные, бесконечные, длинные часы ожидания смерти. Бывший в камере священник каким-то чудом сохранил нагрудный крест, надел его, упал на колени и начал молиться. Многие, в том числе один коммунист, последовали его примеру. В камеру доносились звуки расстроенного рояля, слышны были избитые вальсы, временами сменявшиеся разухабисто весёлыми русскими песнями, раздирая и без того больную душу смертников – это репетировали культпросветчики в помещении бывшей тюремной церкви, находящейся рядом с нашей камерой... 554 Но на этом «отступное» завершалось – до следующего «табельного дня». Владыка Никодим знал меру и не давал «тёмным силам» переступать условную черту. Хотя сам он порой бывал заложником советского дипломатического протокола. Так, однажды владыка должен был вылететь в Афины для участия в работе Третьего Всеправославного совещания на острове Родос (с 1 по 15 ноября 1964 г.). Вспоминает архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) . Помню, что на эти дни пришлось празднование Октябрьской революции. Так как эти дни попадали на субботу и воскресенье (заседаний в эти дни не было), то митрополит Никодим решил поехать на эти дни в Афины, на приём в посольство СССР. Он заявил нам о своём намерении во время обеда. «Владыко, не делайте этого, – сказал я ему, – Вас все будут осуждать. Скажут, православный митрополит предпочёл официальный приём общению со своими собратьями. В воскресенье, кроме литургии, предполагается поездка на пароходике в монастырь на остров Сими, Вам будет интересно и даже полезно для общего дела. Вы сможете пообщаться с участниками Совещания». Владыка Никодим ничего не ответил, но в Афины не поехал, а послал вместо себя одного из переводчиков 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

• 399–389 гг. — Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, уезжает в Мегару, к Евклиду. По некоторым сведениям, Платон посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В Кирене (Северная Африка) Платон берет уроки математики у Феодора. • 389–387 гг. — Поездка Платона на Сицилию. Знакомство с Дионом и с тираном Дионисием Старшим. Анникерид выкупает проданного в рабство Платона. • 387 г. — Возвращение в Афины. Покупка сада с домом и основание Академии. • 367 г. — По настойчивым просьбам друзей Платон вновь посещает Сицилию и поселяется при дворе «просвещенного» тирана Дионисия Младшего. • 362–361 гг. — Третья поездка на Сицилию. • 353 г. — Гибель Диона в Сиракузах. • 347 г. — Платон умирает, по преданию, в день своего рождения. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ • 384(3) г. до н. э. Между июлем и октябрем, в первый год 99-й Олимпиады — в городе Стагире, в семье врача Никомаха и Фестиды родился сын Аристотель. •? — Никомах приглашен македонским царем Аминтой III в придворные врачи и вместе с семьей переезжает в город Пеллу. • 367(6) г. — Аристотель приезжает в Афины и приходит в Платоновскую академию. • 365(4) г. — Встреча с Платоном. • Конец лета 348 или 347 г. — Аристотель после смерти Платона покидает Академию и едет в Ассос. • 345(4) г. — Аристотель читает лекции в г. Митилене на Лесбосе. • 343(2) г. — Аристотель получает приглашение Филиппа II стать воспитателем Александра, наследника престола. Вскоре Аристотель получает известие о гибели Гермия. • 338 г. — Херонейская битва. Филипп II производит в Греции большие разрушения. • 336 г., лето — Убийство Филиппа II. Рождение в семье Аристотеля и Пифиады, племянницы Гермия, дочери Пифиады. • 335 г. — Рождение сына Никомаха от Герпиллиды. • 335 г., осень либо 334 г., весна — Возвращение Аристотеля в Афины. Аристотель основывает Ликей. • 327 г., весна — Трагическая гибель Каллисфена, племянника и воспитанника Аристотеля, жившего при дворе Александра. • 323 г. — Смерть Александра Македонского. Судебное дело по обвинению в нечестии. Бегство на Евбею.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

529 Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году. С приложениями. Киев, 1890. 193 с. – Эта командировка явилась началом систематических (почти ежегодных) его поездок по восточным монастырям и греческим и европейским древлехранилищам (1889 – Иерусалим; 1891 – Афон, Афины, Патмос, Италия; 1893 – Константинополь, Афины, Афон, Италия, Вена; 1896 – Константинополь, Афины, Рим, Париж, Дрезден; 1897 – Трапезунд; 1898 – Иерусалим, Афон; 1903 и 1910 – Афон). В том же 1910 г. он вновь посетил Иерусалим уже с иной целью – для ревизии учебных и паломнических учреждений Имп. Православного Палестинского Общества, секретарем которого состоял в 1906–1917 гг. 530 Он был опубликован сначала в приложении к журналу «Православный собеседник», за 1889–1894 гг., а затем вышел отдельно: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной Седмиц в святом Иерусалиме по уставу IX-X века. Казань, 1894. XVI†426 с. 532 Дмитриевский А. А. Современное Богослужение на Афоне и в Константинополе. 1. Об истории Святогорского (Афонского) Устава. 11. Богослужение на Афоне и в Константинополе. Святогорский (Афонский) Типикон. (Происхождение, его историческая судьба и краткая характеристика. – «Руководство для сельских пастырей» (далее «РСП»). 1887. 1,3, 4, 5; Его же. Типикон Великой Церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей. – Там же. 6, 7. 534 Дмитриевский А. А. Преподобный Савва Освященный и его духовное завещание монахам Лавры. (Вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века). – «РСП». 1889. 27, 31, 32, 35; Егоже. Киновиальные правила преподобного Саввы Освященного, врученные им пред кончиной преемнику своему игумену Мелиту. (Вновь открытый памятник аскетической письменности 524 года). – «Труды Киевской Духовной Академии». 1890. 1. С. 170–192. 535 Дмитриевский А. А. Современное Богослужение на Православном Востоке. Историкоархеологическое исследование. Выпуск первый (вступительный). Киев, 1891. 153 с. – Продолжением работы можно считать изданную 20 лет спустя книгу: Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. (Очерки, заметки, наблюдения и впечатления с 63 рисунками и планами). – Часть I. СПб., 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Замечательно, что славные науками в древности Афины от начала введения христианства до нашего времени не славились ни ученостью, за исключением Дионисия Ареопагита и Мелетия (†1714), ни зодчеством и ваянием, ни сочинением церковных песнопений, ни иконописанием. Какие же были причины тому? Причины эти – величайшие бедствия, от коих страдал сей город почти непрерывно. Еще в 258г. после Рождества Христова варвары готфы подступали к Афинам, и уже в 267г. афинянин Дексипп прогнал их далеко. В 396-е лето христианское готфский царь Аларик осаждал Афины. Язычество господствовало в этом городе до царствования Иустиниана I (527г.); и даже в его дни языческие чтилища Парфенон, Ерехфион, Фисион и другие обращены были в христианские церкви. В 675г. славяне велесичи, с берегов Дуная, поднялись с женами и детьми и всем имуществом своим и водворились в Аттике и Афинах. Они-то исказили там греческий язык так, что афинский митрополит Михаил Акоминат едва в три года выучился этому языку, слыша вот такие слова: δενδρφια, προβατλλια, παιδλλια, τετος, τονος, вместо δνδρα, πρβατα, παιδα, τοιοτος, ατς, а когда говорил проповеди , написанные по-аттически, тогда слушатели нисколько не понимали его, как будто он говорил им по-персидски или по-скифски. В течение средних веков история почти не упоминает об Афинах. По взятии Константинополя латинами в 1204г. и по раздроблении Византийского царства, этот город с областью его достался франкам из фамилии де-ла-Рош и де-Бриенн. В 1312г. его заняли каталанцы, в 1326г. – сицилийский король Фридрих II; в 1370г. его завоевали итальянцы Акчиолии с помощью венециан и турецкого султана Амурата I. Наконец овладел им Магомет II в 1456г. Тогда турки обратили в мечети Парфенон, Ерехфион, Фисион и другие храмы христианские. В 1687г. венецианский дож Морозини осаждал Афины и взял их с бою, повредив своими ядрами Парфенон и капище богини Победы бескрылой. Спустя несколько месяцев он покинул сей город, отдав жителей его мстительности турок. Во время восстания еллинов в 1821г. столица Аттики была разграблена и почти вся разрушена неистовыми турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010