Бог исполнил человека ведением и разумом, стараясь очистить страсти и самопроизвольное зло и по Своей благости жатая преложить смертное в бессмертие (прп. Антоний Великий , 89, 91). Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри, не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей... (прп. Антоний Великий , 89, 93). Источник. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл – толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтобы не верить своему разуму более, чем Святому Писанию, ибо это – знак гордости (прп. авва Исаия , 89, 298–299). ...Блюди себя от лжеименного разума, противящегося здравому учению, как сказал Апостол (см.: 1Тим. 6, 20; 1, 10 ) (прп. авва Исаия , 89, 299). Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение). Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздает славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его (прп. авва Исаия , 89, 316).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти... ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий , 89, 84). Источник. Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий , 89, 90). Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий , 89, 92). Источник. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2 . От Арсения, Архиепископа Казанского – 62 названия его сочинений и изданий в 65 томах и тетрадях (Особ. катал.). 3 . От Сергия, Архиепископа Владимирского – 1) его труд: Полный месяцеслов Востока, издание 2-е, тома I–II, в двух экз.; и 2) книги: а) Acta Sanctorum, Octobris t. 13; Auctaria Octobris et tabulae generales; Novembris t. 1 и t. 2 – di pars prior; 6) Μνημεια αγιολογια π εροδ. Θεοφιλου Ιωαννου. Βενετια, 1884; в) Τρυφωνος Ε. υαγγελδου Ο βιοι τν αγων ν Αϑναις, 1895; г) Kalendarium utriusque ecclesiae orientalis et occidentalis, ed. Nilles, tom. 1–2, Oenipontae, 1896–1897; д) Πατμια Βιβλιοϑη υπ Ι. Σαελλιωνος, Αϑην. 1890; и 3) рукопись XIX в.: Выписка из ркп. святцев конца XVII столетия. 4 . От Димитрия, Архиепископа Тверского – его труды: а) Собор св. 70-ти апостолов, вып. 2-й, Тверь, 1901, и б) Месяцеслов святых, вып. XI-й (июль). Тверь, 1901. 5 . От Никодима Милаша , Епископа Далматинского – 1) его труды: а) Православна Дaлмaцja. Ucmopujcku преглед. Нови Сад, 1901; б) Православно црквено право. Друго изданье. Мостар, 1902, в двух экз.; в) Православно калугерство, Мостар, 1902, в двух экз.; и 2) брошюра: Свештенство и народ православно-српске enapxuje Далматинске своме архипастиру Никодиму. Нови Сад, 1901. 6 . От Виссариона, Епископа Костромского – его Костромские поучения за 1900 год (выпуск 6-й). Москва, 1902. 7 . От Николая, Епископа Ревельского – Новый Завет , в японском переводе её. Николая и Павла Накаи. Токио, 1901. 8 . От Николая, Епископа Таврического – его Беседы, поучения, слова и речи (1899–1901 г.). Симферополь, 1902. 9 . От Арсения, Епископа Волоколамского, Ректора Академии – 1) его книга: В стране священных воспоминаний. Сергиева Лавра, 1902, в двух экз.; 2) Оригинал книги: „В стране священных воспоминаний“, ркп.; 3) брошюры: —181— a) Nasturel, Nova pascalia, Bucuresci, 1901; б) Nasturel, Unificarea calendarelor, Bucuresci, 1901; в) Отчёт Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1899 г. СПб., 1901; г) Плоды учения гр. Л. Толстого, кн. 1–2 СПб., 1896; д) Church Union Gazette, 1901 и 1902 г.; e) Hochschul-Nachrichten, 1901 и 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В декабре 1873 года в хут. Обуховском было открыто Министерское приходское училище, законоучителем в которое дирекцией училищ Донской области был назначен священник А. Киреев. С 1901 г. до закрытия училища его учителем был диакон П. Жаханович. С 1896 г. это училище числилось как мужское. В 1890 г. было открыто смешанное министерское приходское училище в хут. Рогожинский, который относился к приходу Преображенского храма хут. Обуховский. Его бессменным законоучителем до закрытия также был священник Алексий Киреев. Учителями Рогожинского министерского училища были: В. Федоров (из казаков) с 1890 г. по 1893–1896 г.; дочь псаломщика Екатеринославской епархии девица Александра Николаева Беззобова с 1896 г.; И. Орлов с 1898 г.; А. Климентов с 1901 г. 15 октября 1895 г. в хут. Обуховском была открыта церковно-приходская школа грамоты. В 1898 г. она была переименована в одноклассную церковно-приходскую школу. С 1901 г. церковно-приходская школа числилась как женская. Заведующим церковно-приходской школы от основания до закрытия был священник И. Ковалевский. Учителя: диакон Д. Феденко с 15 октября 1895 г.; диакон П. Жаханович с 1901 г. С 1901 г. в школе преподавали также учительницы: М. Попова с 1901 г.; Е. Маноцкова с 1903 г. В 1896 г. при Преображенской церкви хут. Обуховского было открыто приходское Министерства народного просвещения женское училище. Законоучителем женского приходского училища от основания до закрытия был священник И. Ковалевский. Учительницы: Н. Михеева, окончившая курс женской гимназии с 1896 г.; М. Ребрикова с 1901 г. В отличие от многих православных храмов Донской области, Преображенская церковь была одной из очень немногих, не закрытых в годы советской власти. Несмотря на решения Азовского райисполкома и Ростовского облисполкома от 15–18 октября 1940 г. о закрытии Преображенской церкви хут. Обуховки (обусловить ликвидацию храма пытались, инкриминируя общине нарушение договора и правил культа/невыполнение предусмотренного договором ремонта, неправильный учет и хранение культового имущества/, на основании ст. 43 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8. IV-29 г.) храм отстояли местные жители.

http://sobory.ru/article/?object=32713

И.д. доцента Илья Громогласов напечатал в «Богословском Вестнике» несколько биьлиографических заметок. И.д. доцента Павел Тихомиров напечатал: а) в журнале «Вера и Разум» статью: «Реализм Спенсера (критический этюд)»; б) в «Богословском Вестнике» – библиографическую заметку «Шопенгауэр в переводе Ю.И. Айхенвальда» и статью: «Обзор русских философских журналов за 1900 год»; в) в «Вопросах философии и психологии» – реферат «Гносеология Риля». И.д. доцента Сергей Смирнов напечатал: а) в «Богословском Вестнике» – « Александр Васильевич Горский (Биографический очерк) »; б) в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде, статьи под заглавиями: «Праздник Крещения Господня в древней Руси» (1901 г. 1) и «Как говели в древней Руси?» (1901 г. 8, 9 и 10); в) в тех же изданиях – несколько библиографических статей. И.д. доцента монах Иосиф (Петровых) напечатал: а) в «Богословском Вестнике» статью под заглавием: «Самуил и Саул в их взаимных отношениях» (1900 г. 12); б) в «Новгородских Епархиальных Ведомостях» – статью: «Торжество православия в с. Наронове, Крестецкого уезда, Новгородской губернии» (к освящению единоверческого храма 12 августа 1901 года-1901 г. сентябрь»; в) в «Ниве: «Св. гора Мориа» (Исторический очерк) – 1900 г. 42 и г) выпустил отдельным изданием брошюру под заглавием: «Незабвенная милость Божией Ма- —44— тери г. Устюжне в смутную годину отечества» (С кратким описанием Устюжнского Богородице-Рождественского Собора). Сверх сего: 1) Преосвященный Ректор Академии Епископ Арсений состоял ответственным цензором академического журнала «Богословский Вестник», а 2) экстраординарный профессор Анатолий Спасский – редактором его; 3) заслуженный ординарный профессор Димитрий Голубинский – председателем Совета Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Академии; 4) заслуженный ординарный профессор Василий Ключевский – профессором Императорского Московского Университета и председателем Императорского Общества Истории и Древностей Российских; 5) заслуженный ординарный профессор Петр Цветков – членом Совета при состоящем под Высочайшим Ее Императорского Величества покровительством Александро-Мариинском Доме Призрения и 6) заслуженный ординарный профессор Николай Каптерев – городским старостою Сергиевского Посада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изд. СПБ, 1893. В чем искать счастья в жизни. Изд.2-е, СПБ, 1893. Очерки по истории просвещения в период Византийский Вып.1, Киев, 1893. К учащимся. «О значении и пользе образования”. Беседа. Изд. 2-е, СПБ, 1893. Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя. СПБ, 1899. ”Об употреблении времени”. Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года. СПБ, 1900. Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Дух. Акад., сказанная перед последним служением в Академической церкви ΙΙ.II.1901 года. СПБ. Записки по Пастырскому Богословию, сделаны по английскому сочинению Hoppins " a ”Pastoral Theology”. Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то: «Томские Епархиальные Ведомости” «Филологические записки». «Руководство для сельских пастырей». «Вера и Разум”. «Прибавление к творениям св. отцов”. «Православное Обозрение». «Чтения Общ. Любит.Дух.Просвещ.» «Православный собеседник». «Труды Киевской Духовной Академии» и др. Отзыв проф. Ф.А.Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Период второй. «Прав. Собес.» 1912, ноябрь. Литература: «Церк. Ведом” 1899, стр.183. -«- 1901, стр.21. «Приб. к «ЦВ” 1899, стр.786–789. -»- 1901, стр.1426–1430. «Прав. Собес.”1897, декабрь, стр.22. -«- 1899, январь, стр.26, отчет. -»- 1900, февраль, стр.215. -«- 1900, март, стр.28, отчет. -»- 1901, ноябрь, стр.733–742. «Церк. Вестн.”1892, -«- 1893, -»- 1891, стр.11. -«- 1899, -»- 1901, и 8. «Истор. Вестн.” 1890, сентябрь, стр.685. «Мис. обозр.” 1901, март, стр.297. «Изв. Каз. еп.” 1886, стр.479. «Христ. Чтение” 1900, март, стр.487, 497–498. -«- 1901, апр.-июнь, 56, 97. -»- 1902, март, стр.351–354. «Красный Архив” 1930, т.40, стр.104–105. Булгаков, стр.1412. БЭС m.I, стб.390. БЭС m.II, стб.1816. БЭЛ m.II, стб.968–971. Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, епископа Ямбургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовн.Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4 августа 1887 г. принят чиновником в канцелярию Государственного контроля с откомандированием в Санкт-Петербургскую контрольную палату. 3 декабря 1887 г. уволен от службы в Государственном контроле по домашним обстоятельствам. В 1889 году перечислен из Архангельского мещанского общества в состав новгородских мещан. В том же году возбуждает в Новгородской духовной консистории дело о расторжении брака с Риммой Николаевной Уствольской (дочерью надворного советника Никитина) по её прелюбодеянию. В октябре 1900 гола архиепископ Новгородский Гурий (Охотин) утверждает постановление духовной консистории о расторжении этого брака [см. определение Свят. Синода от 12–19 января 1901 г. за 70. по бракоразводному делу супругов Уствольских (РГИА. ф. 796. оп. 209, год 1901, д. 2122. л. 109 109об.)]. 25 января 1901 г. подает в Святейший Синод прошение о возвращении иерейского сана, но так как ранее Уствольский нарушил данный при рукоположении во пресвитера обет неуклонного пребывания в принятом на себя звании, то просьба оставлена без последствий. 13 апреля 1901 г. уволен из Новгородского мещанского общества для поступления в монашество. 11 мая 1901 г. по благословению епископа Кирилловского Арсения (Пващенко) определён на послушание в Хутынский Варлаамов Спасо-Преображенский монастырь. 10 июля 1901 г. получает в Новгородской духовной консистории удостоверение, что со стороны епархиального начальства не встречается препятствий к увольнению Уствольского в двухмесячный отпуск в Иерусалим (для поклонения Гробу Господню). 26 июля 1901 г. в Стамбуле просит патриарха Константинопольского Иоакима III дать письмо на имя настоятеля Афонского Пантелеимоновского монастыря с предложением постричь Уствольского в монашество. В июле того же года прибывает в Пантелеимоновский монастырь с патриаршим посланием к архимандриту Андрею, но получает отказ в монашеском постриге. Уствольскому «было замечено одним из почтенных соборных старцев в присутствии ещё покойного игумена монастыря отца архимандрита Андрея (†30 Октября 1903 г.): " " Как же это так? Сегодня вы дадите добровольный обет послушания и пребывания в монастыре до последнего издыхания, а завтра добровольно или своевольно поедете куда хотите?!» Хорошо знаем, как после этой неудачи он там же настойчиво стал проситься «в монахи» в русском Андреевском скиту. Но и там по тем же причинам ему было наотрез отказано». [От Святыя Афонския Горы, Земного Удела Царицы Небесной, членам «незалежной русской православной в Канаде общины», созданной и возглавленной лже-митрополитом Серафимом, братское увещание//АПВ, 1906. т. Х, с. 128.]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После официального принятия христианство на Руси распространялось медленно и постепенно. Его внедряли силой, «огнем и мечом», или, по словам митрополита Иллариона, «страхом власти» (Голубинский Е., 1901, с. 169). Летопись передала слова князя Владимира: кто не крестится «противен мне да будеть» (ПСРЛ, т. 1, с. 117). Еще княгиня Ольга, а затем князь Владимир «храмы идольскыя и требища всюду раскопа и посече, и идолы съкруши» (Голубинский Е., 1901, с. 242). При этом «бысть нечестивым печаль велика» и «плакахуся его невернии людье» (ПСРЛ, т. 1, стб. 117). В XI в. выступления волхвов в Суздале, Ростове, Новгороде пользовались поддержкой народа, в XII в. вятичи убили проповедника Кукшу. Не желавшие креститься бежали из Киева или были казнены (Голубинский Е., 1901, с. 175). Язычники уходили в дебри, пустыни и леса (Аничков Е. В., 1914, с. 264, 270). В Слове св. Григория о том, «како первое погани суцие языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят» (XIV в.), сказано, что «и ныне по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам нъ то творять акы отай» (Гальковский Н. М., 1913, с. 25). О том, что язычество сохранялось после принятия христианства в одних местах более, в других местах менее, признавали историки русской церкви (Митрополит Макарий, 1901, с. 25). Христианизация русской деревни, по Е. В. Аничкову, продолжалась до XV–XVI вв. (1914, с. 306). Укрепление христианской идеологии произошло лишь после татарского нашествия (Рыбаков Б. А., 1987, с. 773; Новосельцев А. П., 1989, с. 29). Славяне, принявшие крещение, долгое время сохраняли старые языческие верования и обряды. В Слове некоего Христолюбца (XII в.) говорится о христианах «двоеверно живущих», то есть присоединявших христианство к прежним языческим верованиям (Голубинский Е., 1901, с. 835–836). Вновь крещенные в массе своей усваивали лишь внешнее благочестие, не знали учения веры, ее догматов. Книг и священников было мало, сами священники были плохо образованны, едва грамотны, умели совершать только церковные службы и учить таинствам (Голубинский Е., 1901, с. 369, 479, 831). В Слове Иоанна Златоуста говорится: «Не все, именующиеся христианами, христиане на самом деле... По названию христиан много, а на деле очень немного... В крестьянстве суще, а не ведають, что есть крестьянство» (Гальковский Н. М., 1913, с. 56–59). Христиане «жруть бесом и болотам и кладезям», смешивают «чистые молитвы с проклятым моленьим идольским» (Голубинский Е., 1901, с. 848; Гальковский Н. М., 1913, с. 43). И все это «творят не токмо худии людие, но и богатых мужии жены» (Аничков Е. В., 1914, с. 300) и «не только невежи, но и вежи попове и книжници» (Гальковский Н. М., 1913, с. 14). Сохранение языческих верований среди социальных верхов русского государства XII–XIII вв. показал Б.А. Рыбаков при исследовании золотых и серебряных предметов женского убора и змеевиков, насыщенных аграрной и заклинательной символикой (1987, с. 557–657, 775–782).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ум Скудный ум приносит и плоды скудные... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 89). Источник. ...Ум преобразуется и начертывается по виду воспринимаемого им предмета, когда же сподобится быть в Боге, превысшем образа и вида, тогда и сам бывает необразен и безвиден (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 106). ...Как земля, если земледелец не обрабатывает ее, зарастает тернием, и особенно если она хорошего качества; так и ум, если не упражняется в молитве и чтении и не имеет этого своим (непрестанным) делом, – одебелевает и не замечает того. И как земля, хотя идет на нее дождь и светит солнце, не приносит пользы земледельцу, если он не засеивает ее и не охраняет, так и ум без нравственного делания не может иметь ведения, хотя, может быть, и от благодати получил его (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 70–71). Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу (прп. Антоний Великий . 89, 67). Источник. ...Боголюбивый ум есть свет, осиявающий душу, как солнце – тело (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души (прп. Антоний Великий , 89, 81). Источник. Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Ум все видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает его, кроме одного греха. Для чистого же ничего нет неудобопонятного, как для слова его, – неизглаголанного (прп. Антоний Великий , 89, 83). Источник. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его, – так душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может (прп. Антоний Великий , 89, 85). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Страх Божий есть корень всех добродетелей (прп. авва Исаия , 59, 116). На пути добродетелей есть падения, есть враги, есть изменение, есть изобилие, есть умеренность, есть бесплодие, есть печаль, есть радость, есть болезнование сердечное, есть утеснение, есть покой, есть преуспеяние, есть понуждение (прп. авва Исаия , 59, 145). Четыре есть добродетели, которые чистою делают душу: молчание, соблюдение заповедей, теснота (стеснение себя во всем, чтоб был тесный путь) и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 89, 318). Источник. Четыре добродетели, как стеною, ограждают душу и киот ей покойно вздохнуть от тревог со стороны врагов: милость, безгневие, долготерпение и извержение всякого находящего семени греха; противостояние же забвению сохраняет их все (прп. авва Исаия , 89, 318). Источник. Орудия добродетелей – суть телесные труды с разумом (прп. авва Исаия , 89, 349). Источник. ...Попрание совести исторгает добродетели из сердца (прп. авва Исаия , 89, 350). Уступление своей воли ближнему означает, что ум имеет в виду добродетели... (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Добродетелям... всем одна мать, которая называется страхом Божиим... (прп. авва Исаия , 89, 371). ...Как земледелие изменяет качество растений, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всякими недугами (свт. Василий Великий , 5, 79). ...В нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе (свт. Василий Великий , 5, 143). ...Премудро и благоискусно, приводя нас к добродетели, Псалмопевец удаление от греха положил началом добрых дел (см.: Пс. 36, 27 ). А если бы он вдруг потребовал от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу. Теперь же приучает тебя к более удобоприступному. чтобы ты смелее взялся за прочее. И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице... которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях, и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преуспеяние, не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему, как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния (свт. Василий Великий , 5, 161). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010