Что можно сказать яснее того, что вещество плоти, которое назвал перстию, потому что от семени человека получила начало, при посредстве его посеяна, как взятая от земли, опять возвратится в землю; а дух, который не зарождается от совокупления того и другого пола, а присвояется единственно одному Богу, к Виновнику своему и возвратится» Собеседование аввы Серена 8-е, гл. 25]. В этом учении суть христианской антропологии. Плоть и дух возвращаются в своё исходное состояние, в свою первичную стихию. О воскресении мёртвых Екклесиаст ещё ничего не знает. Батюшка спрашивает врача-анестезиолога: – Что есть смерть? Врач, работающий в отделении реанимации, многажды видевший смерть и профессионально занимающийся вопросом жизни и смерти, отвечает: – Смерть – это когда начинаются необратимые процессы распада жизнедеятельности организма. С этим спорить невозможно – да, это так. Но что же происходит, в результате чего начинаются эти самые необратимые процессы? Наука молчит. Ангел Божий, ангел смерти приходит за душой ( Откр. 6:8 ; Лк. 16:22 ). Дух разделяется с телом. Тело человека от земли взято, в землю и возвращается. Бог сказал Адаму: будешь жить и трудиться, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Тело, оставленное духом, превращается в прах, жизненной силы в нём больше нет. Ведь человек стал душею живою , только когда Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни ( Быт. 2:7 ). И отходит от тела в момент смерти именно дух (дыхание) (руах). Общепринято верить и считать в церкви, что отходит душа. Многие святые отцы дух и душу не различают, считают за одно. Однако, согласно Писанию, дух и душа различаются. Выразить догматически точно это различие сложно. Св. арх, Лука (Войно-Ясенецкий) , хирург и профессор медицины, сводит душу человека к его психофизической природе. Психофизическая деятельность в момент смерти прекращается. Тело уходит в землю, рассыпаясь в прах, дух, как неразрушимая субстанция, возвращается к Богу, Который и дал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1081 М. Коялович. Литовск. церковн. Уния II, стр. 229–235. Шумлянского только с 1700 года считают явным униатом (Опис. Киев.-Соф. Собора, стр. 196). До этого времени некоторые называют его православным. Но проф. Коялович 20 лет православия Шумлянского считает лишними (Лит. Ц. Ун., II, 422). Действительно, из подлинных актов видно, что об униатстве Шумлянского известно было Москве еще в 1685 г. (Арх. Юго-Зап. Р. ч. I, т. V, XII. 1082 Архив. Юго-Зап. России ч. I. т. V, LIV. – Документы, относящиеся к истории подчинения Киевской митрополии, изданные проф. С. А. Терновским . Они извлечены из так называемой Иконы или Сборника официальных документов, относящихся к патриаршеству Иоакима и Адриана. 1090 Архив. Юго-Зап. Рос. V, VI (Письмо Гедеона от 24 ноября), VII (Письмо патриарха от 11 декабря). 1091 Соловьев. Ист. Рос. III, XIV, стр. 996–997. Самойлович, являясь защитником и покровителем православия от притеснений латинян и униатов, в интересах греческой веры и личной власти желал расширить свою границу по Днестр и Случ, удержать р. Сожь и ввести Запорожье в исключительное владение великих государей. Он потихоньку внушал московскому правительству в удобный момент отыскивать искони русские области по ту сторону Днепра: Подолию, Волынь, Подгорье, Подляшье и всю Красную Русь (там же, стр. 906). Дело о политических границах велось одновременно с делом о назначении митрополита. Вопрос о границах был отложен. 1095 Архив. Юго-Зап. Рос. V, XII, стр. 55. Помимо указанного, протестующее духовенство опасалось, что г) подсудностью патриарху будет положен конец бесконтрольной деятельности киевского митрополита; – в Москву станут подавать на него аппеляции, даже из за пустяков, как это делалось в Великороссии; д) митрополиту прибавится обязанность по вызову ездить в Москву на чреду; е) под новой властью могут уничтожить киевскую типографию, потому что в Великороссии не велено иметь типографии в каждой митрополии; і) за киевским митрополитом не останется титула всея России, так пишется только патриарх, наконец, и) митрополит мог лишиться Белого клобука и многих других исконных почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ее величество читает мою записку, поданную великому князю Константину, и по прочтении ее непременно позовет к себе. До назначения нашего апокрисиария в Константинополь думают учредить новую миссию в Египте под моим начальством, дабы я действовал там на коптов. На место настоятеля нашей посольской церкви в Константинополе выбрали меня, ректора Костромской семинарии, тезоименитого мне арх. Порфирия, и кого-то третьего, и предоставили выбор посланнику Бутеневу. Он выбрал ректора. Но этот избранник не хочет служить там. NB. Бутенев выбрал ректора Порфирия по указанию Горчакова, как об этом узнал я впоследствии. Бутенев желал меня, но не мог противоречить Горчакову. В частном письме к своей родственнице Елизавете Леонтьевне Ширман, он выразил сожаление о том, что мне не отдают должной справедливости. Итак, я поеду на Восток. Слава Богу! Благодарение великому князю! Спасибо Мансурову! Однако видно, что меня опасаются и что Мансуров будет соглядатаем пребывания моего на Востоке. Быть так! Неканоническое назначение нашего епископа в Иерусалим, обличенное мною, предержащие признали неправильным, и вот они опасаются, как бы я не вооружил против него восточных патриархов. Напрасно опасаются! Я не люблю мутить воду. Быть начальником нашей миссии в Египте внутренне не желаю. Доколе будут назначать мне роли второстепенные? Меня считают самолюбивым! Но, Боже мой, когда и кого стеснил я своим превосходством? С митрополитом Григорием я даже не беседовал ни однажды. Он вовсе не знает меня. К прочим архиереям я ездил только с поклоном. Откуда же возникло обвинение? Не понимаю. Хитрецы! Не знают, за что обвинить меня, так упрекают в самолюбии. Боже прости им: не ведят бо, что творят 50 . Март. День 1. По желанию синодального обер-прокурора Толстого, в седьмом письме к нему изложено мое мнение об отправлении на Восток профессора Лейпцигского университета Константина Тишендорфа, на счет нашего правительства, для отыскания и приобретения тамошних древних рукописей для нас. Это мнение мое не было уважено. Тишендорф, по настоянию министра Норова у государя императора и супруги его, был послан на Восток и привез Синайскую рукописную Библию , открытую мною в 1845 году, и несколько рукописных листков.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сходство шапок великокняжеских и епископских митр в древнее время было так велико, что сохраняющуюся и но ныне в ризнице новгородского Софиевского собора древнюю «тапочку» ученые считают и «великокняжескою» шапкой и архиерейскою митрою-шапочкою (Древност. российск. государства отд. I, стр. 150, отд. II, стр. 24; арх. Макарий. Археол. опис. церковных древностей в Новгороде и его окрестностях М. 1860, ч. II, стр. 358). Не произошло-ли, и в самом деле, с нашею древнею митрою-шапкой то же самое, что случилось у греков с митрою-короною? Если последняя была копией венца византийского императора позднейшего времени, то наша митра-шапка не имела-ли своим образцом великокняжескую шайку, с которой сходство в форме отрицать едва ли можно? Не получили ли это головное украшение наши епископы с головы наших набожных князей, глубоко чтивших епископский сан?.. 3 В «указе како подобает епископа поставляти» 1650 года епископа Дионисия Балабана читаем следующее; «Потом вземлет митру рукоположитель от святыя трапезы, и аще есть непосвященна, подав ю единому от предстоящих епископов в десную руку, благословляет ю крестообразно... и окропив водою священною (по прочтении молитвы), абие, способствующи ему и прочиим епископом, подает ему лобзати, еюже лобзав, возлагают на главу его, глаголющу рукоположителю сие: «Господи Боже наш, о имени Твоем возлагаем на главе сего архиепископа и воина Твоего митру сию рукама нас недостойных раб Твоих, и молимтися славою и честию архиерейскою венчай его, и благоволи еже быти ему в шлем спасения и утверждениа, в победу на вся противящаяся истине святаго Евангелия Твоего, на сотрение сопротивныя диаволскиа силы в вся дни живота ею. Ты бо еси крепость и утверждение раб Твоих и Тебе славу возсылаем безначальному Отцу с единородным ты Сыном и всесвятым благим и животворящим ти Духом ныне и присно» (Ркп. библ. Соф. Киев. собора 77, л. 65 об. – 66 об.). Почти в тех же выражениях читается епископом молитва , и при возложении митры на главу архимандрита: «Молимтися венчай его Твоим вышнем благословением и благоволи быти ему в шлем спасения» и утверждения, и в победу съпротив всем кознем дьявольским и врагом истины Твоея вся дни живота его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Получил развитие и образ жены И. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44). Особую популярность получил источник (или колодец) И. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в дер. Эль-Джура недалеко от совр. Ашкелона, в к-рой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница И., скала, на к-рой он сидел прокаженным, и источник находились в мест. Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении И. из Эдома, ставшую господствующей. В наст. время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей И., является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в дер. Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения И. г. Ниха в р-не Шуф (Ливан). В мусульм. рукописях XI-XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) И. изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит арх. Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от к-рого совершилось исцеление. Ист.: BHG, N 938-939t; SynCP. Col. 659; MartHieron. P. 246; MartRom. P. 182; ActaSS. Mai. T. 2. Col. 492-495. Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 1854. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Валенсия стала привлекательной и для вполне успешных на своей родине художников, таких как флорентиец Герардо ди Якопо Старна (прозвище Старнина). Искусство Старнины было не только востребовано в Валенсии (где он пробыл с 1395 по 1409), но и нашло последователей. Мигеля Альканьиса считают alter ego художника, до наст. времени остается нерешенной проблема разделения наследия этих художников, в т. ч. определение авторства таких известных в Валенсии памятников, как «Ретабло Бонифация Феррера» (1396-1398, Музей изобразительных искусств, Валенсия; далее - Музей Валенсии). Несмотря на то что документальные свидетельства об Альканьисе были обнаружены еще в 1-й пол. ХХ в., его личность долгое время не соотносилась с конкретными художественными произведениями. Так, Ч. Пост объединил ряд сходных произведений под именем «мастер де Хиль». И только изучение архивов Валенсии, проведенное Л. Саралеги, позволило связать эту группу памятников с именем Альканьиса. Первое упоминание о художнике в Валенсии встречается в 1408 г., ок. 1410 г. он выполнил «Ретабло св. Креста» для капеллы ц. Санто-Доминго (ныне в Музее Валенсии). В 1415 г. Альканьис находился в Барселоне, затем на Мальорке, потом с 1421 по 1432 г. в Валенсии, уже как известный и авторитетный мастер. Из Валенсии он снова отправился на Мальорку, где, вероятно, и умер после 1447 г. В наст. время большинство специалистов к работам Альканьиса причисляют «Ретабло св. Креста», «Ретабло арх. Михаила» (1421, боковые створки - в Музее изобразительных искусств, Лион, «Распятие» - в коллекции Хиггса, Нью-Йорк), части ретабло, заказанного Висенте Хилем (1426, 3 части - в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 3 части - в Испанском об-ве Америки, Нью-Йорк). О раннем этапе в творчестве Альканьиса позволяет судить небольшая доска со сценой «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» (до 1410, Музей собора, Сегорбе). В работах Альканьиса можно отметить близость к т. н. джоттовской группе памятников Старнины при сравнении фигур, их пропорций, лиц с характерной формой носов (удлиненных, с чуть загибающимся вверх кончиком). Но наиболее поразительным является совпадение прописей лиц и волос, сделанных тонкими мазками белой краски. Все эти сходные черты делают вероятной гипотезу об ученике Альканьисе и учителе Старнине во время их пребывания в Валенсии. Особенностью собственного живописного стиля Альканьиса является отсутствие размеренного ритмического построения композиции, жесты фигур более экспрессивны, чем в работах Старнины, пространство 1-го плана тесное, художник вводит туда условный пейзаж с горками, по к-рым наподобие декоративного узора разбросаны цветочки, травинки - элементы, чуждые лаконичному языку Старнины. Представления о манере Альканьиса дает и произведение со сценой «Распятие» (ГЭ: Каганэ. 2001. С. 3-5).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Арх.». С. 13]. Создавалась какая-то фикция, которая действительно запутывала ещё более сложную политическую обстановку и делала ещё болезненнее разрешение назревших конфликтов… Возражая Кролю, Н.Д. Авксентьев обмолвился: «Нужно думать, что будет с Россией в течение первых трёх месяцев» [с. 189]. Роковая ошибка. Через три месяца уже не было Директории. 4. На другой день Только казалось «в последние часы Совещания», что решение в Уфе найдено, что «демократия может объединиться в единую силу, что дух борьбы и недоверия отлетел, унесённый пережитым и осознанным общим горем, горем страны, и что мы способны к работе возрождения» [Аргунов. С. 20]. Решение в Уфе не было найдено. Внешне победила тактика Авксентьева 461 и «умная диалектика» Гендельмана. Победили эсеры – утверждает Серебренников в противоположность Майскому: «Сибиряки и примыкающие к ним группы пошли на большой принципиальный компромисс, вырвав у противников некоторые уступки непринципиального свойства» [с. 13]. 28 сентября на Съезде членов У.С. Гендельман говорил: «Для нашей партии сегодняшний день – великая награда за борьбу в деле освобождения России… Сегодня перед нами разгорается заря, когда мы уверены, что близок день возобновления работы возрождающегося У.С. 1 января возобновится великое наше Учредительное Собрание» [«Сибирь», 63]. Речь Авксентьева на Съезде такая же апологетика – это апофеоз тому Учред. Собранию, к ногам которого сложить свои уполномочия члены Правительства считают своей «священной обязанностью». Видел «победу демократии» и Зензинов. «В Уфе, – говорил он в беседе с сотрудниками газет, – мы сказали, что не уедем, не создав государственной власти. Обещание исполнили. В состав Правительства нам не удалось провести всех, кого мы считали необходимым иметь для данного времени. Но одержали победу в признании прав данного У.С.» [«Сибирь», 64]. В действительности не все были настроены так оптимистически. Не все видели в достижениях Уфимского Совещания победу демократии 462 . В книге Майского приведена лента разговора по прямому проводу автора воспоминаний с самарским министром ин. дел Веденяпиным. Разговор относится к тому самому моменту, когда рождалось Всер. Вр. пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Пение, нераздельное со словом, исполненным силы и красоты, проникая в русскую душу, богато одаренную поэзией песни, воспитывает в ней вместе с сродностью ей звука и гармонию чувства. Предъявляя требование ко всякой школе, чтобы она была народной и для сего шла рука об руку с Церковью, автор решительно требует от учителя, чтобы он не угашал в себе духа. «Не мало есть высший учебных заведений, откуда выходят люди на дело учительское и на проповедь. В заботе о высших курсах, о трудных экзаменах, об ученых диссертациях, они считают ниже своего достоинства – учиться, как учить детей. И если бы кто попробовал предложить им это средство, они отвергли бы его с негодованием. Напрасно. Пропустив время воспитать в себе душу учительскую, многие уже не наживут ее и останутся при одном ремесле учительства». Вся книжка «Ученье и Учитель» есть один сплошной совет учителю – сохранить душу живу в своем святом деле. «Тесен, по-видимому, и скуден, и одинок круг деятельности учителя. А если ему суждено учить и действовать в глуши, он становится подвижником. Но благо тому, кто и на этом месте не успел дух угасить в себе... сберечь свои крылья». «Учитель! Учитель! Подумай – нет науки, которую нельзя было бы обратить в орудие мучений для «малых сих», состоящих под твоею ферулою. Твое дело – помогать им расти, а сколько педагогов, считающих долгом надевать на них цепи и корсеты как будто для того, чтобы задерживать рост или искажать его!» Вообще наставления К.П. Победоносцева об образовании и воспитании, полные живого интереса для каждого учителя и воспитателя всякой школы. – суть живое слово о живом деле и не могут пройти бесследно в деле нашего народного просвещения и найдут самый живой отклик в духовной жизни России. 381 Русские славяне впервые услышали слово о Христе во время пребывания Свв. Кирилла и Мефодия, посланных в эти страны именно патриархом Фотием. 382 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Филарета, арх. Черниговского, кн. I, стр. 9–10; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 365–371. 383 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн. кн. I, стр. 17–22; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Купец ловец. Купишь ордаш, даром денежки отдашь. Купилы-то притупели. 80 Курица, и та пьет. Куриц под осень считают. Курице не быть петухом, а бабе мужиком. Кус деньга, кус и гривна (ср. Р. Н. П. К-695). К бережливому и Бог пристает (Валдайск.). 85 К завтрему хлеба оставляй, а дела не покидай. К мокрому теленку всё мухи льнут. К обедни ходят по звону, а в гости по зову. К пиру едется и слово молвится. Л 1 Лапти плесть, однова в день есть. Ласки в глазки. Легко берется, да не так-то легко отдается. Легко воровать, как семеро норовят. 5 Легче брать, чем отдать. Лены Алене, огурцы Константину. Лизав медок, заглянешь и в гробок. Лиха беда начало. Лихого глаза и чад неймет. 10 Лихо думаешь, Богу не молись. Лихо помнится, а добро век не забывается (Арх. и Шенкур.). Лишний раз поклониться, голова не отвалится. Ложка едоком, а лошадь ездоком. Лошадь пой, корми, как сына; берегись, как вора. 15 Лукавый путает (попутал). Лучше жить в зависти, чем в жалости. Лучше в чужую голову, чем в свою. Лучше есть на своей земле костью лечи, нежели на чужой славну быти. Лучше есть хлеб с водою, чем калач с бедою (ср. Р. Н. П. Л-219). 20 Лень мужа портит, а встань кормит. Лень перекатная: палец об палец не ударит. Лес о дереве не (плачет) тужит. Лето и зиму язык один. Летом ведро воды ложка грязи, осенью ложка воды ведро грязи. 25 Люби жену, как душу; тряси ее, как грушу. Любимцы ловцы, Даниловцы не выдавцы, Романовцы схорони концы. Люби ссору, люби и мир. Любо смейся, не любо плачь. Люблю, как душу, а трясу, как грушу. 30 Любо брюху, что каши много. Люди ссорятся, в воеводы кормятся. М 1 Мазырь, как пузырь: кругом вода, а в средине беда. Маленький домок, теплый уголок, средненький умок век проживешь. Майская роса лучше овса. Мастер мастеру не указ. 5 Матушка наша, гречишная каша, не перцу чета, не порвет живота. Мать сыра земля! говорить нельзя. Махни, махни! недалеко до Балахны. Медведь-то новый, а поводник-то старый. Медовые уста отворяют железные ворота (Владим.). 10 Мертвого от церкви не носят.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Только наличность памятников, взятых вместе во всей совокупности, притом в связи с историческими данными, может создать почву для разрешения этих вопросов. Архиепископ Амвросий Орнатский в своих записках о Софийской ризнице 31 мимоходом заметил, что «Сионы в древности употреблялись на великом выходе при архиерейских церемониальных служениях, а вместо сего ныне на великом выходе выносится архиерейская митра». Эта случайно брошенная мысль, очевидно, навеяна мнимым сходством форм Сиона и митры, какого в действительности нет. Неверно и то, что митра на великом входе заменяла Сион: те и другие находили место одновременно в этой церемонии. То же самое, лишь с некоторыми подробностями, повторено в Древностях Российского Государства. «Сионами или Иерусалимами назывались ковчеги, имеющие подобие церкви. Происхождение и подлинное их значение в богослужении нам мало известно... В соборных церквах Киева, Новгорода, Пскова, Владимира и Москвы такие Иерусалимы выносимы были во время архиерейского служения на малом выходе пред Евангелием и на великом выходе вместо митры (опис. Новгор. Соф. соб. в Новгор. губ. вед. 1848 г. 9), также в крестных ходах, и ставились на престоле в алтаре (Древн. росс. Вивл. т. X, 169)». Очевидно, автор повторяет мнение, критически не проверенное и ничего не разъясняющее. В другом месте, в главе о дарохранительницах, Новгородские Сионы прямо приписаны к этим последним и отнесены – первый к XV–XVI в. 32 , а второй (без стенок) к XV в. 33 , также без всякой мотивировки. Известный немецкий учёный Бок, упоминая об Ахенском Сионе 34 , относит его к числу ковчегов евхаристических. Архим. Макарий признает Софийские Сионы дарохранительницами 35 . Однако ни тот ни другой не считают нужным мотивировать свои отзывы более или менее определённо, а наоборот – арх. Макарий, равно как и автор статьи о Сионах в Древностях Российского Государства, допускают двойственность в объяснении: то относят они Сионы к числу предметов церемониального обихода, то признают их дарохранительницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010