Гиркан, сын Товии… Некоторые считают его за одно лицо с упомянутым у Иосифа Флавия Гирканом (Арх. XII, 4, 2 и д.), которого сын Товии – Иосиф произвел в беззаконной связи со своей племянницей, и который, как и отец его, хитростью и пронырством сумел войти в благоволение при дворе и нажил этим путем огромные богатства. Но если так, то надлежит сказать, что Гиркан был внук, а не сын Товии, вопреки употребленному обозначению, которое, впрочем, может обозначать вообще близкое, родственное отношение Товии к Гиркану. – «Мужа весьма знаменитого» – σφδρα ανδρς ν υπεροχ κειμνου, по своей должности и богатству. – «Четыреста талантов серебра и двести золота» – при неопределенности показания, какие таланты здесь разумеются – еврейские или сирийские, наполовину меньше еврейских, трудно судить о точном количестве указанной суммы, которая, быть может, вдвое меньше номинальной. Принимая же во внимание, что значительная часть ее составляла частное, а не храмовое достояние, отданное лишь на хранение храму, окажется, что собственно храмовая сумма была значительно менее – не только номинальной, но и фактической, в значительной части принадлежавшей Гиркану. Считая еврейский талант серебра около 3 000 рублей, а золота – около 30 000 р., получим во всей указанной сумме талантов – более 1 000 000 серебра и до 6 000 000 золота. 2Мак.3:12–15 обижать же положившихся на святость места, на уважение и неприкосновенность храма, чтимого во всей вселенной, никак не следует. Но Илиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должно быть взято в царское казнохранилище. Назначив день, он вошел, чтобы сделать осмотр этого, и произошло немалое волнение во всем городе. Священники в священных одеждах, повергшись пред жертвенником, взывали на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверяемом святилищу имуществе, в целости сохранил его вверившим. «Закон о вверяемом имуществе…» находится в Ucx XXII: 7 и д. 2Мак.3:16–18 Кто смотрел на лице первосвященника, испытывал душевное потрясение; ибо взгляд его и изменившийся цвет лица обличал в нем душевное смущение. Его объял ужас и дрожание тела, из чего явна была смотревшим скорбь его сердца. Иные семьями выбегали из домов на всенародное моление, ибо предстояло священному месту испытать поругание;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По отвесной стене Хорива, по неправильным, частью природным, частью же искусственным ступеням, устроенным отшельниками, здесь в стенах горы с III-ro века жившими; там, где восходил Моисей, мимо источника свежей воды, вымоленного когда-то святым, капеллы Марии и пещерных капелл Илии и Елисея, мимо векового, одинокого кипариса, через двое врат, паломники достигают вершины святой горы, и кроме прелестных видов, открывающихся здесь во все стороны, уносят отсюда в сердце своем отзвук дивных повествований. Вот одно из них. Убив пророков Ваала, служителей нечестивой Иезавели, пророк Илия (III кн. царств, XIX, 9–13) «бежал из Иудеи; он шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией, Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Савваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет, Твой, разрушили Твои жертвенники, пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой, и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь...» Число ступеней до вершины считают разно, от трех тысяч и больше; сама же вершина подымается до двух с половиною тысяч футов высоты над монастырем, так что приходится на 7300 англ. футах над морем и дает удивительные виды на эти бесснежные Альпы Синайского полуострова. Место равно священное для Евреев, Христиан и Мусульман, ибо последние твердо верят, что пророк их дважды посещал монастырь, и след верблюда, несшего пророка, показывается на средине пути. Восторженными отзывами о впечатлениях этого восхождения наполнены и переполнены дневники Эберса, Фр. Штраусса, Робинсона, Стефенса, Фрааса, Станлея, гр. Лоттен де Лаваль, Норова, арх. Порфирия и пр. и пр.; иные из них называют день восхождения счастливейшим днем своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Архиепископ Антоний Волынский не понял добрых намерений Меньшикова и возмутился. «Конечно, среди русской публики, превосходящей своим невежеством в Священном Писании все народы, можно городить какую угодно чушь. Прошу читателей не верить, — несколько наивно заключает архиепископ, — прошу поверить мне как бывшему профессору Священного Писания Ветхого Завета…» Писатели, подобные Меньшикову, по мнению архиепископа Антония, только «морочат честной народ» («Письмо» арх. Антония в редакцию «Колокола»). Меньшиков — националист, арх. Антоний — тоже националист. Оба они считают православие оплотом русского «национализма», и вот один доказывает, что Иисус Христос — не «жид»; другой возражает, что Он во всяком случае не индейский бог, а православие остается незыблемым, продолжая объединять обоих противников в защите «национализма». Но главного арх. Антоний все-таки не понял. Когда Меньшиков «городит чушь», то он хорошо знает, что делает, и тут не простое невежество. Не простое невежество и в той «чуши», которую «нагородил» он (прошу извинения, что пользуюсь неучтивыми выражениями арх. Антония) о еврейском вопросе по поводу нашего письма (Поликсены Соловьевой, 3. Гиппиус, Д. Философова и моего). Надо быть благодарным нововременским «националистам». Ежели до сих пор не для всех был ясен религиозный смысл «национализма», то теперь не может быть никакого сомнения, что это атеизм, нигилизм чистейшей воды. Добрые старые нигилисты зажигали папиросы о лампадку перед образом; нынешние — затепливают ту же лампадку перед тем же образом, только с Ликом Господним, перемалеванным в индейского бога. Перерождение «национализма» в нигилизм отнюдь не случайно, а логически неизбежно. Утверждать во имя любви к своему народу, как это делает А. Столыпин (и Меньшиков с ним соглашается), что другой народ — «зверь», «паук», «подделка на человечество», «чертова кукла», ядовитая гадина, которую надо стереть с лица земли, значит утверждать «национализм» как открытое и всенародное человеконенавистничество, человекоубийство. Всякий человекоубийца есть богоотступник, безбожник в высшей степени. Как человек, так народ: для того, чтобы видеть в другом народе лицо зверя, сам он должен озвереть, утратить лицо человеческое. «Национализм» и есть призыв к зверству. Русских людей уверяют, что они и евреи — два паука в банке: один другого съест. И весь вопрос, кто кого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Многие иудеи верили, что кроме Мессии-Царя явятся Мессия-Первосвященник и Мессия-Пророк. Иисус же соединяет в Себе всех трех: Он – и Провидец, и Служитель, и Царь. Он – Помазанник, владеющий всей полнотой власти. Но почему тогда Он действует столь осторожно, почему скрывает от народа Свой сан, запрещая называть Себя Мессией? Ученики переходили от недоумений к тревоге и от уверенности к сомнениям. Но любовь, глубокая человеческая привязанность и доверие к Учителю оказались сильнее всего. И они продолжали терпеливо ждать дальнейших событий… 31 Мф. 2:1 сл. Относительно “звезды волхвов” существуют следующие мнения: 1) это был сверхъестественный феномен, 2) комета, 3) так наз. “сверхновая” звезда, о появлении которой сообщали в те годы китайские астрономы; 4) волхвы увидели вещий знак в сближении “царских” планет Юпитера и Сатурна, которое имело место за 7 лет до н.э. Последняя гипотеза, впервые выдвинутая в  XVII в. астрономом И.Кеплером, до сих пор остается наиболее популярной. Некоторые экзегеты считают весь рассказ о волхвах аллегорией, призванной показать участие язычников в рождественских событиях. Но бесспорных аргументов у сторонников этого взгляда нет. В греческом тексте Евангелия волхвы названы магами (…………..). Таково было наименование жрецов иранского культа. При Ироде существовали частые контакты между Иудеей и Парфией, которая в ту эпоху владела Ираном. См.: Флавий И. Арх. XVII, 2,1. 32 См.: Тацит. История, V,13; Светоний. Веспасиан, 4; Флавий И. Иудейская война, VI, 5,4. 33 Основные данные о жизни Ирода содержатся в кн.: Флавий И. Арх. XIV- XVII и Иудейская война, кн.1. 34 Лк 21,2 . И.Флавий указывает на 6000 фарисеев, которые отказались присягать Августу в последние годы правления Ирода (Арх. XVII,2,3). Следовательно, в это время производилась какая-то перепись населения под контролем римлян. Ее и мог иметь в виду ев.Лука. Относительно способа переписи, указанного им, см. ниже . Лк говорит, что Рождество совпало с правлением Квириния в Сирии. Квириний был легатом Сирии в первые годы н.э.; однако надписи из Тиволи и Антиохии Писидийской свидетельствуют, что он контролировал Сирию также и за несколько лет до н.э.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Август одобрил завещание Ирода. Каждый из трех его сыновей получил свою долю наследства. Но Архелай, вопреки его ожиданиям, вернулся домой без царского титула. Цезарь дал ему только звание «этнарха», правителя народа, хотя при этом обещал, что сделает его царем позднее, если он докажет свою лояльность сенату. Примечания.   1 Мф 2:1 сл. Относительно «звезды волхвов» существуют следующие мнения: 1) это был сверхъестественный феномен, 2) комета, 3) так наз. «сверхновая» звезда, о появлении которой сообщали в те годы китайские астрономы; 4) волхвы увидели вещий знак в сближении «царских» планет Юпитера и Сатурна, которое имело место за 7 лет до н.э. Последняя гипотеза, впервые выдвинутая в XVII в. астрономом И.Кеплером, до сих пор остается наиболее популярной. Некоторые экзегеты считают весь рассказ о волхвах аллегорией, призванной показать участие язычников в рождественских событиях. Но бесспорных аргументов у сторонников этого взгляда нет. В греческом тексте Евангелия волхвы названы магами. Таково было наименование жрецов иранского культа. При Ироде существовали частые контакты между Иудеей и Парфией, которая в ту эпоху владела Ираном. См.: Флавий И. Арх. XVII, 2,1. 2 См.: Тацит. История, V,13; Светоний. Веспасиан, 4; Флавий И. Иудейская война, VI, 5,4. 3 Основные данные о жизни Ирода содержатся в кн.: Флавий И. Арх. XIV-XVII и Иудейская война, кн.1. 4 Лк 21:2 . И.Флавий указывает на 6000 фарисеев, которые отказались присягать Августу в последние годы правления Ирода (Арх. XVII,2,3). Следовательно, в это время производилась какая-то перепись населения под контролем римлян. Ее и мог иметь в виду ев.Лука. Относительно способа переписи, указанного им, см. выше, с. Лк говорит, что Рождество совпало с правлением Квириния в Сирии. Квириний был легатом Сирии в первые годы н.э.; однако надписи из Тиволи и Антиохии Писидийской свидетельствуют, что он контролировал Сирию также и за несколько лет до н.э. Ввиду отсутствия в древнем мире общего календаря точная дата Рождества не была известна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Арх. Гурий указывает на еще одну особенность буддистского нравственного учения в сравнении с христианским: «…через всю эту, не лишенную симпатичности мораль, красной нитью проходит горделивое стремление к обожествлению силой собственного человеческого духа. Это стремление губит идеальные стороны морали буддизма. Оно особенно прочно укоренено в буддийском духовенстве. Простой народ, по незнанию учения, чужд этого стремления и вся его мораль строится на боязни получить по смерти дурное перерождение» (С. 273). Благодаря акценту на буддизме махаяны, арх. Гурий рассматривает учение о бодхисатвах, и можно сказать, что делает это более обстоятельно, чем любой другой православный автор. По его мнению, «образ воплотившегося во имя глубочайшего сострадания к людям будды или бодхисатвы есть самое высшее, что может создать человеческая душа из своего существа. Ибо в нем во всей полноте сказалась жажда души человеческой в руководителе и спасителе, самоотверженно любящим, жертвующим собой для блага и спасения других. Здесь причина живучести буддизма и его могучего влияния на народные массы. Но все величие буддизма, говорящее о силе естественной человеческой мысли, ничтожно само по себе, ибо основано на песке и не имеет под собой прочной базы. Корни философии буддизма и его морали атеистичны. Поэтому добро без Бога ведет буддизм не к богочеловечеству, а к человекобожеству. Но и путь к человекобожеству здесь совершается не во имя логики мысли, а во имя голоса чувства. Это – роковое противоречие буддизма» (С. 121–122). Заслуживает внимания то, что арх. Гурий приводит слова Ваджракхедика махаяна сутры о том, что «нельзя приписывать Будде слова: «я освободил, спас всех живых существ, ибо нет никаких живых существ, которых он мог бы спасти " » (с. 88). Учение об иллюзорности мира и несуществовании «я», в конечном счете, делают бессмысленными самоотверженные труды, которые будды и бодхисатвы якобы предпринимают для спасения людей. Кроме этого, автор отмечает, что человек, становящийся бодхисатвой, любящим других людей и сострадающим им, в конце концов должен все же погрузиться в последнюю стадию самадхи равнодушия, «и равно думать о всех существах, без ненависти к одним и любви к другим… достигаемое в нирване чувство полнейшего безразличия и совершенного покоя, тождество и слияние всех противоречий – для нас финал агонии самоубийства, но буддисты считают, что таковой достиг высшего совершенства» (С. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Koeppen. 320. р. Происхождение всех этих и подобных рассказов, составляющих любимую тему легендарных буддийских сказаний, приписывается самому Будде. По преданию, Шакъя-Муни знал прежние перерождения и свои, и чужие, и объяснял из этого судьбу каждого человека и его положение в обществе. Он все объяснил и оправдал предшествующими событиями. Но большая часть этих вымыслов, имеющих чисто сказочный характер, впрочем очень занимательных и назидательных для массы народа, – позднейшего происхождения. Вернее всего, что Будда сам брал подобного рода рассказы из народных преданий и пользовался ими для выражения своих нравственных истин, сближая события давнего времени с происшествиями, которых он был очевидцем. Нельзя думать, чтобы сам он выдумывал подобного рода басни. Жизнеописание Будды, Арх. Палладин. 618 Некоторое незначительное различие они получают только сообразно с периодом мировой жизни, в какой являются. Возраст их жизни и масса тела незначительно разнообразятся под влиянием возрастов самого мира. 619 Впрочем учение об этих предшествовавших Буддах неопределенно у самих буддистов. Ближайших предшественников Шакъя-Муни считают то 53, то тысячу, даже 3 тысячи. В Китае поклоняются 3053 Буддам, имена и доблести которых известны. Труды членов Пекинской миссии т. II. Обеты буддистов. 620 По мнению некоторых буддистов, Будды также неисчислимы, как песок на берегу Ганга. Koeppen. р. 310. 622 Будда-Майтрея признается всеми сектами и школами буддистов. Учение о нем, по-видимому, явилось довольно рано. Koeppen. S. 327. 623 Легендарные рассказы о рождении Будды, вышеизложенные, составлены под влиянием позднейших воззрений на достоинство и значение Будды. Жизнь Будд, – предшественников Шакъя-Муни, так-же служит предметом подобных легендарных сказаний. 624 «Малы, ничтожны все боги небес сравнительно с Буддой. Нечист и невежда пред ним всякий из богов». Труды Пекинской миссии, т. II. Обеты буддистов, стр. 237. 625 Не удивительно, поэтому, что в верованиях буддистов встречаются и космогонические рассказы о творении мира, в которых творцом мира является Будда, вопреки воззрению первоначального буддизма. Так, в ламайстве «Абида», т. е. Будда, – творец и верховное существо мира. См. Буддизм. Арх. Нила. 626 «И все живое способно достигнуть постепенно состояния Будды». Труды Пекинской миссии, т. II. Вышеуказанная статья. Человеческая форма существования дает право на непосредственный переход в звание Будды. 629 Будда, очевидно, становится при этом отвлеченной идеей бытия или мировой сущностью, как Брама в индийской религии. Он, как выражаются буддисты, есть «чистейшее состояние природы. Все живое имеет в себе Будду».-Труды Пекинской миссии, т. II. Обеты буддистов. 631 Ibidem. Будда сравнивается в некоторых сутрах с ребенком, который не может ни прийти, ни уйти, – термин, показывающий, что предметы мира не существуют, что все, как и сам Будда, есть только призрак. Васильев 1. стр. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

«Участие Православной Церкви в ВСЦ  никак не оправдано», - считают болгарские клирики архимандрит Серафим и архимандрит Сергий («Можно ли православвному христианину быть экуменистом», стр. 140). «Православным» экуменистам практически запрещена всякая пропаганда Православия и свидетельство о православной истине. Но сами протестанты активно свидетельствуют о своих «традициях» и навязывают их православным ради их «обогащения». Русский протоиерей о. Всеволод Шпиллер (служивший священником в Болгарии в 1934-1950 г.г.) на Московском Всеправославном совещании 1948 г. говорил о пагубных последствиях контактов Болгарской Православной Церкви с экуменизмом. Это расшатанность чувства церковности, расшатанность сознания единоспасающей Церкви, обмирщение Церкви, снижение уровня духовной жизни, отрыв от святоотеческих традиций, как в богословии, так и в быту» (Арх. Серафим и арх. Сергий, стр. 143). Экуменически настроенный Константинопольский патриарх отказал в принятии под свою юрисдикцию группы итальянских католиков, которые настоятельно просили об этом. По примеру Константинополя и Московская Патриархия, в лице ее экзарха в Западной Европе - Ленинг радского Митрополита Никодима, отказалась в 1974 г. окормлять несколько приходов, насчитывавших около 2000 православных итальянцев на острове Сардиния. Православные сардинцы вместе со своим духовенством стали искать покровительства у Поместных Православных Церквей, но повсюду получали отказ! После долгих мытарств их приняли в каноническое общение греческие старостильники. Спрашивается, чего испугались? Папофильской боязни. И еще сыграло роль отсутствие миссионерской любви. «Это мировой позор!» - заключают болгарские клирики ( стр. 146). А ведь когда вступали во Всемирный Совет церквей, наши хамелеоны уверяли, что вступают только ради того, чтобы нести иноверцам свет Православия ... Один кардинал заявил православному богослову о. Мейендорфу: «Мы, латиняне, стараемся, чтобы православные поняли необходимость объединения вокруг Фанара (т.е.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

12 мая . [Москва] 9 мая выехал из Саратова на Москву. Поезд 85, вагон мягкий, по брони из облисполкома. Проехал хорошо. Встретил Слава Алексе­ев. Дорогой сообщил о нескольких предстоящих хиротониях. В 9½ ч[асов] утра был уже в патриархии и виделся с Патриархом. Он сразу сообщил мне о хиротониях. Я ему о своих переживаниях вследствие обложения налогом с 20 тыс[яч] и о моральной тяготе при вопросах об открытии храмов и назначении кадров. Он мне сразу же предложил подумать о Ярославской кафедре и просил переговорить об этом с Карповым. Я рассказал о Борисе Вике и его проделках. После в беседе с Колчицким выяснилось, что ни моя телеграмма о Борисе (ответ на запрос), ни мои письма о нем Патриарху и Колчицкому здесь не получены. Я захватил с собой копии и вручил их по принадлежности. Патриарх хотел говорить об этом сегодня в Синоде. 13 мая . Сегодня служили в Елохове; хиротония епископа Максима Бачинского в Луцк. Человек с высшим образованием, был преподавателем, полтора года уже священником, а читал сегодня исповедание по складам, неразборчиво, запинаясь на каждом слове, перевирая ударения и т.п. Видимо, совсем не знаком с Свящ[енным] Писанием, с историей Церкви, мало читал по-славянски. Перевирал самые простые слова и всем нам знакомые выражения богословские... Такие пошли архиерейские кадры, что приходишь в ужас от того, до чего это дойдет и к чему может привести! После обеда ко мне зашел пить чай киевский митрополит. 14 мая. Воскресенье. Сегодня служил в Сокольниках с арх[иепископом] Виталием у прот[оиерея] А. И. Расторгуева. Очень внимательны все. Храм большой, светлый. Проповедовал. Народу много. Сегодня там праздник «Нечаянной Радости». Расторгуев приглашен читать Св. Писание Ветхого Завета в Богословском институте. Просил меня в нужных случаях помочь ему, если он обратится ко мне письменно. Рассказал, что вчера арх[иепископ] Виталий встретил в парке гуляющего А. И. Введенского, который конфиденциально сообщил, что ему сказали в Совете по делам православной Церкви, что они (Совет) никакого отношения к нему, Введенскому, не имеют, таким образом, не считают его православным, что все «лимиты» ему прекращены, т. е. никакими привилегиями он больше не пользуется. Это и понятно: он имел значение, когда у него было целое движение обновленческое, и он являлся его представителем, а как индивидуальная личность, за которой нет больше никого, он не представляет никакой ценности. Таким образом, песенка его спета, как будто уже спохватился, что упустил момент, когда мог обратиться и воссоединиться с Патриархией с предъявлением каких-то «условий», а теперь с ним считаться не будут.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Иерониму) «ambulavimus supplices», 2015 вульг. – «ambulavimus tristes», тарг. – «ходили в уничижении духа», сирск. – «ходить униженно». Из новых Лютер («ведем суровую жизнь»), русск. син. («ходили в печальной одежде»), арх. Макарий («ходим с мрачным лицом») – тоже. Точно передано в русском Венском издании для евреев: «ходим в черном одеянии». Комментаторы передают не одинаково. – одни придерживаясь буквального значения, а другие влагая в перевод уже то или иное толкование переводимого слова, при чем и глагол передается то прошедшим временем, то настоящим: ван Тиль – «atrati» (пр.), Рейнке – «в трауре» (пр.), Генгстенберг (н.) тоже, Келер (пр.) – «в черной траурной одежде (swarz trauernd),» Грецов – «в печали» (н.), (Кейль – как Келер, Гитциг – «черно[ые] (swarz) (пр.), Эвальд – «в трауре» (пр.), Орелли – «в траурной черноте», Велльгаузен (пр.) – «в унынии», Новак (пр.) – «в верности»), 2016 Бахман – «в траурной одежде» и т. п. 2017 Мы полагаем, что лучше в данном случае придерживаться для перевода, по возможности, буквального значения, потому что здесь не столько слово получает свой смысл от понимания его в контексте, сколько, наоборот, сам смысл разбираемого места определяется филологическими и стилистическими аналогиями словоупотребления, – и переводим: «ходим в черном одеянии». Что же касается времени, каким переводить , то, – раз мы перевели настоящим , – следует и здесь употребить настоящее. Громадное большинство переводчиков, как видим, стоит за прошедшее время. Но если мы примем прошедшее время, то должны будем понимать фразу так, что ропщущие или уже перестали «соблюдать постановления Иеговы и ходить в черных одеждах», т. е. перешли в разряд и (ст. 15), или решили прекратить все эти ранее практиковавшиеся ими способы благоугождения Богу. В том и другом случае трудно объяснить противопоставление ими себе и . Да к тому же, это не мирится и с характеристикой этих людей в ст. 13. 2018 Обращаясь теперь к реальному значению этого «хождение в черном одеянии» – , мы видим, что почти все комментаторы считают это символом поста и покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010