Быт.25:6 вместе с Хеттурою причислена к pilagschim Авраама, таковы служанки жены Иакова, одна из которых Быт.35:22 прямо называется наложницею; 2) служанки купленные ( Исх.21:7 и д.), или захваченные во время войны пленными ( Втор.21:10–14 ), или наконец, 3) жены, приобретенные покупкою, с которыми соединялся потом муж беъ дальнейших формальностей (без подарка невесте, и без брачного торжества) независимо от того, были ли они или нет его рабынями,–такова наложница одного левита в кн. Суд.19:1 и д. Слич. Заальшутца, Mos. R. стр. 750 и д. 880 Обесславленная девица подвергается в этом случае тому же самому наказанию, как и ее соблазнитель, «потому что она не кричала в городе», т. е. не спасала своей невинности призыванием на помощь ( Втор.22:24 ). Напротив если она была схвачена мужчиною и обесчещена на поле, где не было по близости других людей, которые могли бы придти к ней на помощь, то должен был умереть только мужчина, как насильственный соблазнитель, но девица, как невинная, должна была остаться без наказания (ст. 25–27). 881 Только за сообщение с рабынею, назначенною для другого мужа, было простое наказание, как месть, а самое сообщение примирялось жертвою греха, слич. там. 1 стр. 221.–Впрочем муж в Израиле подвергался наказанию (так как он мог свободно вступать в брак более, чем с одною женою и кроме жены мог иметь еще наложниц) за нарушение супружеской верности только тогда, когда вступал в половое общение с женою или с пользующеюся правами жены обрученною невестою другого. Половое же смешение с (необрученною) девицею считалось за блуд и разврат только в том случае, когда мужчина не хотел взять ее в жены или наложницы. 882 Втор.24:1–4 гласит: «если таким образом кто возмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в его глазах, потому что он встретит в ней нечто неприятное, и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома и она выйдет из его дома и пойдет и сделается женою другого мужа, но и другой муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома, или же умрет другой муж, который взял ее в жену: то первый муж, отпустивший ее, не может снова взять ее себе в жену, после того как она осквернена; ибо это мерзость пред Иеговою» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Города, о которых идет речь, по всей видимости не подвергались, подобно Иерихону, полному разрушению. Говорится только, что в каждом из этих городов было предано заклятию и умерщвлено все дышущее: царь, все его подданные и скот, как повелел Господь, Бог Израилев (10:40). Писатель книги здесь отсылает читателя к заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию,.. дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ). Исследователи отмечают логичную последовательность завоеваний с точки зрения географии. Райт, кроме того, видит в археологических открытиях ясное подтверждение библейской последовательности завоеваний: «Если Иисус должен был захватить территорию, которая впоследствии должна была стать территорией Иуды, он следовал именно тем путем, которым должен был следовать. В крепостях долины Сефела всегда сосредоточена военная сила. Когда коалиционные войска бежали, он атакует Ливну; затем – Лахис, как ключ к горам. (…) От Лахиса направляется к Еглону, который охраняет следующую долину, которая ведет к горам (…). Имея Сефелу в своих руках, логично двинуться в горы. Поэтому следующий город – Хеврон. После этого Иисус направляется на юго-запад и захватывает последнюю крепость, Давир…» 391 . Следует сказать несколько слов о местонахождении этих городов. Македа. Локализация не ясна. Иногда идентифицируют с тель эс-Сафи, иногда с хирбет эль-Хейзун или с хирбет Макдум. В Нав. 15:41 к городам Иуды. Ливна. Локализуется в тель эс-Сафи (Олбрайт, изначально); в тель Борнат (Олбрайт (впоследствии) и Ахарони); в тель Йудейда (Каллай). В Нав. 15:42 к городам Иуды. Лахис. Локализуется в тель эд-Дувейр, в 6–7 км на юго-запад от бет-Губрина 392 . В Нав. 15:39 к городам Иуды. Газер. Начиная с Клермон-Ганно (1870) локализуется в тель Джезер (тель эль-Хазари), в 8 км на юго-юго-восток от Рамлы, где долина Сефела переходит в холмы Иудейского нагорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В главах 3 и 4 мы кратко рассмотрим иудейский мир таким же образом, как в прошлой главе рассматривали мир языческий: отметим диапазон иудейских представлений о жизни после смерти, в частности, о воскресении (т.е. будущей жизни после промежуточного смертного состояния), во времена Иисуса и ранней Церкви. Поскольку значительная часть Ветхого Завета вообще не говорит о загробной жизни и уж тем более о воскресении, необходимо принять во внимание более широкий контекст: каковы были в целом надежды и чаяния древних израильтян? Все эти вопросы мы теперь предъявим релевантному материалу (большей частью текстам, но и археологическим данным) 355 . Затем (глава 4) мы обратимся к иудейским верованиям I века и посмотрим не только новые тексты, созданные в эпоху Второго Храма, но и толкования Ветхого Завета (например, кумранитами и в Септуагинте). Глава 3 нас к этому подготовит: тут мы рассмотрим ключевые библейские тексты, которые составляют основу всех последующих разновидностей иудаизма. 2. Усопшие вместе с предками (i) Почти небытие Многие места Ветхого Завета наводят случайного читателя на мысль, что представления Древнего Израиля о жизни после смерти не особенно отличаются от представлений Гомера, – и это простительно: …Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в Шеоле кто будет славить Тебя? 356 Мертвые не восхвалят ГОСПОДА и все, нисходящие в могилу 357 . …Прах ты и в прах возвратишься 358 . …Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою 359 ? …Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]… Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Решающее подтверждение дал радиоуглеродный анализ погибших в огне страшного пожара деревянных конструкций. Оказалось, что балки перекрытий были срублены в промежуток между 1000 и 940 годами до н.э. В этом слое археологи открыли ряд монументальных каменных построек царя Соломона. Но, увы, к нему не имели отношения ни конюшни, ни дворцы из тесаного камня. В 925 году до н.э. Мегиддо был взят фараоном Шешонком. Это отражено в найденной здесь знаменитой " стеле Шешонка " и надписях египетского храма в Карнаке. Следующий этап жизни города связан с Северным, Израильским Царством. Его правители династии Омрии перестроили крепость по хорошо продуманному плану. Дворцы, водяные системы и укрепления израильского Мегиддо считаются одними из лучших архитектурных сооружений этого времени на территории Леванта. Наиболее впечатляют сохранившиеся до наших дней остатки водяной системы. Шахта, пробитая в скале на глубину 36 метров, соединялась с 65-метровым туннелем, который вел к источнику вне городских стен. В середине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил окружающие территории и сделал весь регион провинцией, центром которой вновь стал Мегиддо. После падения Великой Ассирийской военной державы царь Иудеи Иосия, известный как религиозный реформатор, повел свои войска к Мегиддо, чтобы остановить армию египетского фараона Нехо, рвавшегося на помощь ассирийцам. (4 Книга Царств 23:29). Стратегическая важность Мегиддо и история этого места как вечного поля битв между различными народами нашли отражение в библейском названии " Армагеддон " , что переводится как " Холм Мегиддо " . По Апокалипсису, именно здесь, после конца мира, произойдет решающее сражение сил Бога и дьявола. Часть 3. Археология Иерусалима " И Манассия не выгнал жителей Бетшеана и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддо и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в землей сей " (Книга Судей Израилевых 1:27); " Пришли цари, сразились, тогда сразились цари ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра " (Книга Судей Израилевых 5:19); " Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господени и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер… И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, И Валаф, и Фадмор в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Эта же идея подтверждена Христом в Новом Завете. На вопрос книжника (в представлении Виссариона – агента внеземной цивилизации):  какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Мк. 12, 28 –34 ). С точки зрения учения Виссариона, он сам в лице Христа выполнял программу внеземной цивилизации и сам он тогда учил другому – признавал, что главной заповедью Ветхого Завета была не  око за око, а заповедь  возлюби. Более частным примером единства законов может служить еще закон о разводе:  Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 3–5). Христос не порицает здесь Моисея, потому что Он дал ему этот закон, но осуждает жестокосердие фарисеев . Виссарион не ограничивается лишь теоретическим обоснованием противопоставления двух Заветов и идет дальше, переписывая библейскую историю и археологию двух Заветов.  Поскольку дело спасения человечества было совершено на земле, и его важнейшие события получили отражение в новозаветной письменности , то, отрицая факт рождества Христа в Вифлееме, Виссарион хотел поставить под сомнение достоверность всего христианства, оторвать наше спасение от исторического основания и превратить христианство в еще один миф, в котором он играл бы основную роль. В настоящее время историческая достоверность описания Рождества Христа у евангелиста Луки  доказана , тогда как виссарионовская версия библейской археологии ничем не обоснована, что показывает несостоятельность его «учения». Следует отметить, что ложь Виссариона обличает и его жизнеописатель Вадим Редькин, и его последователи. Когда сектанты в 1994 г. отмечали 33-летие Виссариона, они устроили импровизированную пещеру, назвав ее Вифлеемской, а не Назаретской или какой-то иной: «И возникла на сцене пещера близ Вифлеема, и воспылал в ней огонь» . В 1997 г. Вадим Редькин, описывая открытие сектантского «храма», отмечает, что в нем установлена колонна, «на которой уже скоро должно встать ангелам с Вифлеемской звездой, имеющей ныне равное право быть названной Краснодарской . И в другом месте он называет рождественскую заведу Вифлеемской .

http://bogoslov.ru/article/3977326

Царь Манассия из другой книги, из другого места и в другое время. «И соорудил жертвенник в доме Господнем, о котором сказал Господь: “и в Иерусалиме положу имя Мое”. И соорудил жертвенник всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня… И поставил истукан Астарты, который сделал, в доме [то есть в храме], о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его…» Разве это не о том же самом? То есть при царе Манассии, оказывается, совершенно спокойно даже в Иерусалиме были жертвенники всему небесному воинству и истукан Астарты. И эту Астарту не просто подселили по ордеру, как в 1918 году, а каким-то образом связали ее с Господом, которому храм был посвящен. То есть действительно израильская религия была такой, какой ее описывают в Библии, потому что Библия постоянно говорит про то, как в допленный период язычество примешивалось к вере в Одного Бога. Это была ее основная проблема, как это описывает Библия. Катастрофа, падение Иерусалима, разрушение и плен были наказанием за эту историю. Но археология нам показывает, как оно могло выглядеть, более прямо и конкретно. И вещественно. Что же мы со всем этим делаем? Есть разные подходы. Я назвал три базовых. Сейчас поговорим более конкретно. Есть школа Олбрайта, которая говорит, что все так и было, как написано. Великий археолог Уильям Фоксуэлл  Олбрайт был основателем библейской, палестинской, ханаанской, как хотите, археологии и создал свою школу. Ну, как в свое время Шлиман раскопал Трою, ведь он же решил, что все должно быть именно так, как описывает Гомер. И он поехал туда, начал копать и, действительно, раскопал остатки древнего города. Ну, а дальше начались всякие толкования и несовпадения. Имеет ли отношение то, что он раскопал, к гомеровским поэмам или не имеет? Но Шлиман был до конца уверен, что он нашел там маску Агамемнона, то есть все строго по Гомеру. Олбрайт был уверен, что все написанное в Библии можно подтвердить археологически. Но, кроме того, он был большой специалист по текстам. Как раз это редкость для археолога, как и обратное для филолога. И поэтому Олбрайт оставил особенно заметный след в библеистике.

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

Археологи раскопали руины городов Вефиля, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона, которые были разрушены и сожжены Иисусом Навином. Всюду в слое двенадцатого века до н.э. обнаружены следы насилия и пожара. Зато не обнаружено следов пожара и опустошения в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Правда, сомнения возникли в связи с раскопками Иерихона. Руины Иерихона образуют гигантский холм, высящийся на западном берегу Иордана. Результаты проведенных розысков прямо-таки поразительны. Обнаружены толстые крепостные стены, дома, колодцы и могилы, наслоенные в несколько ярусов. Британская экспедиция (1952 г.) подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разрушенные части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н.э. Правда, такой точки зрения придерживаются не все ученые. Открыватели Иерихона также считают, что эта крепость могла стать жертвой землетрясения и пожара, доказательством чего служат закопченные груды камней и кирпичей, обугленные куски дерева, а также толстый слой пепла, покрывающий руины самого верхнего культурного слоя. Если мы теперь попробуем соединить на карте черточкой те города, о которых известно, что они были сожжены в XII веке до н.э., то мы получим путь завоеваний Иисуса Навина. Он не завоевал всего Ханаана, но шел по линии наименьшего сопротивления, обходя сильно укрепленные местности. Поход Иисуса Навина, таким образом, скорее имел характер постепенного проникновения в менее заселенные и слабо защищенные части Ханаана. Силом – религиозный центр Израиля 19 . В наши дни город, где находилась святыня Израиля, археологами раскопан. Следы большого пожара, найденные здесь, говорят о том, что город был филистимлянами сожжен до основания. Точку зрения археологов косвенно подтверждает книга пророка Иеремии, где сказано: «Пойдите же на место Мое, в Силом., где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (7:12). И далее Пророк говорит о разрушении Иерусалима: «Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей». Из этого всего нам теперь становится понятно, почему Самуил после смерти Илия ушел из Силома и поселился в своем родном городе Рамафаиме. Гива – столица царя Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010