Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи обнаружили винодельню библейского Навуфея 08.11.2017 Археологи обнаружили винодельню библейского Навуфея , того самого, чей виноградник возжелал царь Ахав , сообщает christiantoday. Новое открытие археологов можно рассматривать как подтверждение известной библейской истории о винограднике Навуфея, изложенной в Третьей Книги Царств ( 3 Цар 21 ): «…у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского… И сказал Ахав Навуфею: отдай мне свой виноградник…а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или… серебра, сколько он стоит…» Когда Навуфей отказал Ахаву («сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!»), тот «лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел». После чего Иезавель, жена Ахава, оклеветала Навуфея, обвинив его в богохульстве и добилась его казни, но богобоязненный Ахав так и не смог овладеть виноградником, ибо Илия возвестил ему о гневе Господнем и отмщении роду его. С тех пор «виноградник Ахава» вошел в пословицу как символ желанного, но недостижимого счастья. Изреельская долина, упоминаемая в Библии, она же Ездрелонская долина или долина Мегиддо в Нижней Галилее в Израиле, с 2012 исследуется группой археологов под руководством Нормы Франклин (Norma Franklin), сотрудницы университета Хайфы и Дженни Эбелинг (Jennie Ebeling) из университета города Эвансвиль в штате Индиана (США). В этой долине происходили многие библейские события, в частности излагаемые в Ветхом Завете. Именно здесь, в долине Мегиддо, Гидеон нанес поражение мадианитянам и амалекитянам, как о том повествует Книга Судей, и от имени этой долины и происходит название «Армагеддон», означающее место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён и упоминаемое в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Пять лет назад Франклин с коллегами впервые применила для исследований так называемый LiDAR, лазерный метод съемки местности, с помощью которого удалось обнаружить «несколько древних объектов», которые были определены как остатки древней винодельни. В ходе раскопок было обнаружено несколько «винных и оливковых прессов, и в том числе «самый крупный винный пресс, найденный на территории Израиля за всю историю раскопок». По словам доктора Франклин, удалось также обнаружить более сотни больших кувшинообразных емкостей, вырубленных в камне, которые явно служили для хранения вина.

http://drevo-info.ru/news/22972.html

Вся та же самая история, но только с израильской стороны. Видно сразу, что это два народа, которые очень похожи друг на друга. У тех Бог – Кемош, у этих Бог – Господь (или, как иногда реконструируется Его имя, – Яхве). И они в общем-то говорят одно и то же про свою историю, только с двух разных сторон. Очевидно, так оно периодически и было. Это пример текста, который помогает увидеть израильскую историю в ее древнем ближневосточном контексте. И дальше из надписи на стеле: «Сказал мне Кемош: ‘Иди, возьми Нево у Израиля’. Пошел я ночью и воевал против него от ранней зари до полудня, захватил я его и убил всех: семь тысяч жителей и пришельцев, а также женщин, и пришелиц, и рабынь, ибо Аштар-Кемошу заклял я его. Взял оттуда сосуды Яхве и принес их пред лицо Кемоша. А царь Израиля построил Йахатц и жил в нем, пока воевал со мной. Изгнал его Кемош от лица моего». А вот библейский текст из книги Иисуса Навина: «В тот же день взял Иисус Макед и поразил его мечом и царя его и предал заклятью их и все дышащее, что находилось в нем. Никого не оставил, кто бы уцелел». Даже этот термин «заклятье», херем , когда уничтоженный город посвящается Богу и все, что в нем есть живого, убивается, абсолютно одинаков и по ту, и по другую сторону, скажем так, израильско-моавской границы. Помогает ли это понять библейский текст? Мне кажется, да. Это дает некоторый контекст для того повествования, которое мы в этом тексте видим. Иногда археология не находит таких развернутых текстов, а иногда ее находки выглядят даже скандально. Вот храм в городе Тель-Арад, датируется примерно 700 годом до нашей эры, то есть это монархический период истории Израиля. И что же нашли в Тель-Араде? В этом городе есть святилище, или храм. Но мало ли в каком древнем городе есть храмы! Однако, судя по всему, этот храм – израильский, потому что в нем очень много израильских находок. А читаем ли мы в Библии про храм в Тель-Араде? Да нет, ничего там про это не сказано. Уже интересно. Вот так выглядит давир , или святое святых, в этом храме. Смотрите, в нем стоят две каменные стелы без надписей, по-древнегречески мацева . Ровно то, что было строжайшим образом запрещено воздвигать. И перед ними два жертвенника для воскурения: побольше и поменьше. И стелы такие же, и жертвенники для воскурения: побольше и поменьше. А как вы думаете почему? Никто не знает, надписей там не сохранилось, но гипотезы есть.

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

Г.И. Ясиницкий Глава II. Три свидетельства боговдохновения В Библии есть места, которые невозможно ни понять, ни объяснить. Другими словами. Слово Божие содержит в себе такие глубины, какие ум человеческий не в состоянии ни охватить, ни измерить. Однако и такие места имеют свое назначение и, в конце концов, получат ясный ответ. Возьмем для примера Ис. 7:14 , где говорится о Деве, которая приимет во чреве и родит сына. Разве ум человеческий не посмотрел бы на это сообщение как на ошибку, если бы пророчество не нашло буквального исполнения ( Лук. 1:26–31 ). А ведь в течении семисот лет оно могло смущать сердце не одного благочестивого человека. Св. Писание написано нам в наставление, а не для критики ( Рим. 15:4 ). Лучше, поэтому, довериться всем его сообщениям и понятным и непонятным еще, нежели выискивать неудобоваримые места и ставить над ними знаки вопроса, или, что еще хуже – считать их ошибками. Без сомнения, вот эти, именно, непостижимые глубины Писания являются свидетельством его Божественного происхождения; если бы всякий смертный в силах был постичь все Писание от начала до конца, не скорее ли бы это поколебало нашу веру в Боговдохновенность Библии? Однако положение остается согласным с указанием пророка Исаии, сделавшим его от имени Бога: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь, но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8–9 ). В другом месте сказано еще прямее: «Как ты не знаешь путей ветра (духа, в другом переводе) и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, который делает все“ ( Еккл. 11:5 ). Теперь обратимся к трем свидетельствам, удостоверяющих Боговдохновенность Библии; назовем их по порядку: Свидетельство археологии. Свидетельство самого Писания. Свидетельство Иисуса Христа. 1. Свидетельство археологии . Ни один критик не сможет противоречить открытиям, сделанным за последнее время в Египте, Палестине, Месопотамии и других библейских странах, а они дают богатейший материал, подтверждающий точность библейских сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Посмотрите 11-ю главу книги Бытия. Открывайте все. И мы читаем здесь в 27-м стихе: « Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана . Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском [Сэр Леонард Вулли, английский археолог, знаменитый археолог, написал книгу “Ур Халдейский”. Вот если вы увидите эту книгу по библейской археологии, обязательно её купите и прочтите. “Ур Халдейский”. Вот он там раскопки производил, на родине Авраама. Дальше смотрите]. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка . И Сара была неплодна и бездетна [Вот это неплодие и бездетность будет в очень многих семьях, это как штамп какой, просто какое-то определение Божие, что у многих святых воистину людей, супружеских пар, не было детей; и все они появляются в старости, когда нет уже никакой надежды на потомство. Это происходит потому, чтобы похоть свести к минимуму, чтобы этот акт не окрашивался такой страстью, которая сейчас пропагандируется: вот если её нет, то и жизни нет. А вот всё должно быть сведено к минимуму. Решающую роль должно иметь желание иметь ребенка, с тем, чтобы посвятить его Господу. И они давали обеты: если родится у меня сын, я посвящу его Господу навсегда. И конечно, Господь шёл на такую веру и на такое обещание. Это удивительное дело. Дальше]. И взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота , внука своего, и Сару, невестку свою , и вышел с ними из Ура Халдейского [почему он вышел и покинул этот древнейший город на земле, где было главное капище в честь бога Луны? Вот этот Вулли предполагает, что река Евфрат, на берегу которой этот Ур стоял, изменила своё русло. Изменила своё русло, потому что земля наносная рыхлая, иногда реки прихотливо меняют своё русло и отходят от прежнего километров на 20, на 30. Вот река отошла от этого Ура на 20 километров, город был обречён, и они идут вверх и доходят, сказано, до Харрана. Смотрите, Харран – это был торговый, на перекрёстке торговых древних путей город, и они остановились там]; и было дней жизни Фарры в Харранской земле двести пять лет, и умер Фарра в Харране» ( Быт. 11:27–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

23 Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. Апология веры и монархии. М., 1999. С. 461462. 25 Милевский О.А. Религиозная историософия Л. Тихомирова . Актуальные проблемы региональных исследований. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры регионологии Алт ГТУ. Вып. 8. Барнаул, 2008. С. 153192. 27 Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. 29 В Первом послании к коринфянам мы находим упоминание всех трех типов людей: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор.2:1415 ). Из этих слов видно, что апостол именует « душевными » людей, живущих мирскими, земными интересами, но не подпавших полностью под власть злого начала; а « духовными » – имеющих общение с Духом Господним, тех, для которых открыт высший духовный мир. В том же Первом послании к коринфянам о «плотских» людях сказано так: «…Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?..» ( 1Кор.3:3 ). 32 Интересно, что даже гораздо позднее, после Потопа, города могли создаваться для укрывательства убийц. Читаем во Второзаконии: «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив» ( Втор.4:4142 ). 33 Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (то есть люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками как с домашними животными. Вспомним хотя бы наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского , которые кормили медведей из рук. Или же святого Герасима Иорданского, которому служил лев. 44 См., в частности: Райт Дж. Э. Библейская археология. Пер. с англ. СПб.: Библиополис, 2003; Василиадис Н. Библия и археология. Пер. с греч. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003; Келлер В. Библия как история. Пер. с англ. М.: Крон-Пресс, 1998; Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука. М., 1996; Священник Андрей Горбунов и другие авторы. Атлантида или допотопная цивилизация? О допотопном сатанинском проекте и его современном ремейке. Опыт исследования. Б. м., 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1938–1939 гг. археологи раскопали в Танисе погребение фараона Шешенка, где нашли в полной сохранности его мумию с золотой маской на лице. Канал Езекии 32. После гибели Израиля Иудея осознала опасность, угрожающую ей со стороны Ассирии. Царь Езекия срочно стал укреплять городские стены и готовился к защите Иерусалима. Он позаботился также о постоянном водоснабжении города. Старый канал иевусеев, вероятно, к этому времени пришел в негодность. Библия сообщает (4 Цар. 20:20), что Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где ее собирали в цистерну. Как это часто бывает, канал Езекии был обнаружен совершенно случайно. В 1800 году группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это был канал в полкилометра длиной, который был проложен через известковую скалу к западной части города. Археологи исследовали канал и подтвердили, что это был, в самом деле, канал Езекии.  Пленение вавилонское  33. После разрушения Ниневии и гибели Ассирии Иудея попала под власть Ново-Вавилонского царства. Историческая картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими клинописными таблицами. Так, например, в вавилонских документах найдено подтверждение библейского рассказа об иудейском царе Иехонии, которого Навуходоносор угнал в плен в Вавилон. Библия свидетельствует, что когда на вавилонский престол вступил Евилмеродах, он выпустил Иехонию из тюрьмы и поселил в царском дворце, «… и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его» (4 Цар. 25:28–29). В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке. числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Иисус Навин повелел стеречь пятерых аморрейских царей, укрывшихся в пещере в Македе, но не терять возможности поразить как можно больше врагов, прежде чем те укроются в укреплённых городах. В итоге, эта стратегия дала возможность захватить укреплённые города, не разрушая их. 4. ЗАХВАТ ЮЖНЫХ ГОРОДОВ, Иисуса Навина 10:29–43 Иисус Навин привёл пятерых царей Македа в пример, сказав: «Так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» ( Нав.10:25 ). Затем он продолжил завоёвывать города в южной части Шефелы и в Нагорной местности. После Македа Иисус Навин взял Ливну. «Истребил её Иисус мечом и всё дышащее, что находилось в ней» ( Нав.10:30 ). Эта метафора, повторяемая в течение всей кампании, означает, что Израиль убивал жителей, но оставлял целыми стены городов и их здания. Господь пообещал дать Израилю «ту землю... с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодцами, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» ( Втор. 6:10–11 ). Таким образом, стратегия Иисуса Навина состояла в том, чтобы сохранить завоёванные города для Израиля. За немногим исключением (Иерихон, Гай, Асор) археологические свидетельства поджогов или разрушений, найденные при раскопках, не следует связывать с израильскими завоеваниями. Из Ливны Иисус Навин пошёл в Лахис. После всего лишь двух дней осады он захватил и этот город. Это помогло сохранить его здания и имущество. Большинство воинов врага уже было убито камнями в Вефороне, а оставшиеся его жители пали от меча. Во время завоевания Ханаана Израиль успешно захватил многие города, но захват, удержание и заселение каждого города отличались. Археологические свидетельства дают основания предполагать, что впоследствии после захвата Лахиса Иисусом Навином хананеи вновь смогли заселить его. В любом случае, Иисус Навин оставил город целым в надежде на его последующее заселение израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Увидев Господа Иисуса Воскресшего, эммаусские путники, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк. 24:33–35). Выводы Итак, на основании проделанного исследования вопроса локализации первых явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа можно сделать следующие выводы.    Хотя в современной библеистике существует теория о невозможности гармонизировать разрозненные свидетельства евангелистов о явлениях Воскресшего Христа. См.: Raymond E. Brown S. S., John R. Donahue S. J., Donald Senior C. P., Adela Yarbro Collins. ASPECTS OF NEW TESTAMENT THOUGHT//THE NEW JEROME BIBLICAL COMMENTARY/Editors: Raymond E. Brown S. S., Joseph A. Fitzmyer S. J., Roland E. Murphy, O. Carm. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1990. P. 1375–1377.  См.: Августин, блж. О согласии евангелистов//Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: «Харвест», 2017. С. 893–894.  См.: Феофан Затворник, свт. Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. М.: «Правило веры», 2014. С. 430–454.  Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. С. 161.  См.: Беннетт Ричард. Введение в библейскую археологию и археологию Иерусалима/Пер. с англ. В. Куриленко. Изд. 2-е. Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2017. С. 134–136.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 135.  Там же. С. 131.  См.: Там же. С. 131–134.  Там же. С. 135–136.  См.: Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень/автор-сост. А. Логвиненко. К.: ООО «АДЕФ-ПРИНТ», 2016. С. 8.  Храм Воскресения Христова. Голгофа и Гроб Господень. С. 24.  См.: Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М.: Изд-во «ЭКОМ-ПРЕСС», 1997. С. 284–285.  Беннетт Ричард. Указ. соч. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174022

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010