Негативная критика. Переходя к отрицательной составляющей баланса, неотеистов следует критиковать, в частности, за то, что они творят Бога по собственному образу и подобию (см. Geisler, полностью). Фактически, они слишком глубоко увязли в панентеизме, и к ним относится значительная часть соответствующей критики. Небиблейский характер неотеизма. Поскольку христианские неотеисты заявляют, что признают авторитет Библии, их можно оценивать с библейских позиций (Geisler, chap. 4). А Библия, в отличие от неотеизма, ясно учит, что Бог не может изменяться. Выражающее самосуществование утверждение «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ) указывает на Бога Писания, говорящего «Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал. 3:6 ; Евр. 1:12 ; Иак. 1:17 ) и «Я возвещаю от начала, что будет в конце» ( Ис. 46:10 ). «Разум Его неизмерим» ( Пс. 146:5 ), поэтому Он «предузнал» избранных ( Рим. 8:29 ; 2Пет. 1:2 ). «Не человек Он, чтобы раскаяться Ему» ( 1Цар. 15:29 ). Когда в Библии говорится, что Бог «раскаялся», это происходит только с нашей точки зрения, как в тех случаях, когда раскается человек ( Иона 3 ). Например, когда человек, ехавший на велосипеде против ветра, поворачивает обратно, ветер отнюдь не меняет своего направления. Неотеисты и сами признают, что в Библии есть антропоморфизмы. Непоследовательность неотеизма. Неотеисты, например, верят, что Бог сотворил временной мир из ничего. В таком случае. Он должен быть первичен по отношению к времени и не является временным существом. Однако неотеисты отрицают, что Бог есть вневременное Существо. Это непоследовательность, ведь если Бог сотворил время, то Он не может быть временным существом, точно так же, как Бог не может быть тварным, коль скоро Он создал всю тварь (см. Geisler, chap. 6). Сходным образом, неотеисты признают, что Бог есть Необходимое Существо, однако отрицают, что Он есть Чистая Актуальность. Но, опять же, они не могут верить в то и другое одновременно. Ведь Необходимое Существо не имеет потенциальности не существовать. Иначе Оно не было бы необходимым в Своём бытии. Но если у Него нет потенциальности к несуществованию, то Его существование должно быть Чистой Актуальностью (без какой бы то ни было потенциальности).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Таким образом, проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Судите сами. Евангельская археология in Gallicantu включает большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы», и глубокую яму, напоминающую древние иерусалимские узилища, описанные в книге пророка Иеремии. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму... которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь. Потом царь дал приказание освободить пророка. И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. ( Иер. 38, 6 ¬13). Именно такую яму-тюрьму нашли археологи в доме первосвященника Каиафы – под фундаментами современной церкви Св. Петра. Рядом находится большое подземное помещение с каменными лавками вдоль стен, служившее то ли общей камерой, то ли комнатой для стражи. Среди находок привлекает также внимание большая дверная перемычка с надписью на древнееврейском: «Это Корван – хранилище для жертвы за грех». Наличие Корвана в доме первосвященника полностью соответствует библейскому разъяснению: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (т.е. в храм): священникам оно принадлежало ( 4Цар. 12, 16 ). К археологическим находкам христианской эпохи относятся многочисленные кресты, начертанные на каменных стенах, греческая надпись на мозаике с остатками саркофага, кольцо с изображением петуха, рукоятка печати в форме петуха, светильники с христианскими надписями или крестами, паникадило с цепями и греческой надписью, обломки колонн с капителями византийской и крестоносной эпох. Современная, хронологически уже четвертая на этом месте церковь , построена ассумпционистами в 1924–1931 гг. Закладная доска на внешней восточной стене храма, за алтарем, гласит, что «первый камень восстанавливаемого храма» был заложен Латинским патриархом Иерусалима 30 июня 1924 г. Архитектором и дизайнером этого необычного по архитектуре и богато украшенного мозаиками храма был Этьен Бубе. Храм представляет собой ротонду, единственным источником света для которой является окно в куполе, сделанное в форме креста. Крест Христов есть единственный источник духовного света для христианина. Главная тема мозаических изображений – преображающая сила покаяния. Слева и справа от престола изображены великие грешники и грешницы, сделавшиеся в результате раскаяния великими подвижниками. Слева – мужчины, во главе с Благоразумным Разбойником. Справа – святые жены, бывшие блудницы: Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагия, обращенная в христианство епископом Антиохийским Нонном. (Ее келью мы увидим с вами на Елеоне.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

6 Что одними христианами артикулируется как безусловная истина, другими, зачастую, опровергается или опознаётся как ложь, хотя истина не может противоречить сама себе. 7 Не имеем ввиду деструктивные тоталитарные секты, отождествляющие себя с последователями Иисуса Христа, где адептов настраивают на радикально негативное отношение ко всему «мирскому». 8 В настоящее время роль христианства в Европе снижается, традиционные религиозно-христианские и христианско-культурные ценности подменяются и вытесняются новыми, уровень влияния христианства на формирование мировоззрения европейцев падает. На этом фоне значимость вопроса об исторической роли христианства не только не уменьшается, но и увеличивается. От правильности оценки этой роли в истории развития наук зависит точность оценки его роли в деле развития современных наук, не в последнюю очередь тех, что формируются на стыке религиозных и светских дисциплин, как то: История Церкви, Библейская археология как отрасль общей археологии, Православная психология как отрасль общей психологии, Иконография как отрасль светского искусствоведения и др. 10 Стрельченко В. И. Основы истории и философии науки: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 136. 16 См. напр.: Филевский И. И. О значении христианства для науки/И. Филевский. – Харьков: Типография Губернского правления, 1909. – С. 4 17 Конечно, и до образования Церкви среди европейских философов встречались личности, возвышавшиеся разумом до отрицания мысли о существовании множества богов, однако в тех исторических условиях подобное отношение к многобожию не носило массового характера. 18 Вот лишь несколько библейских иллюстраций, подтверждающих сказанное: «Ибо невидимое Его (Бога – А. Л.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» ( Пс.96:6 ); «...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

11:54). В 68 г. здесь останавливалась при походе на Иерусалим конница Веспасиана. На невысоком холме в юго-восточном конце деревни сохранились руины византийской церкви IV в. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя св. Георгия Победоносца. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола – в том числе, с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода – в их числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В т. н. «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, «Дом Божий»). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю (Быт. 12:8). Но более всего это св. место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лествицы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:13–14). Иаков пробудился и сказал: «Как страшно сие место. Это не иное что, как Дом Божий, это Врата Небесные. И нарек имя месту тому: Вефиль» (Быт. 28:16–19). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале «бронзового» века (более трех тысяч лет до P. X.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий – до арабского завоевания. Вефиль был важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь в небольшом храме находился одно время Ковчег Завета (Суд. 20:27). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

б) Вторая заповедь (20,4) запрещает изображения Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Тем самым они как бы получали богов в собственное владение. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Он делал зримым и осязаемым Высшее. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения: связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну и мощь. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки. Нигде и никогда археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Ягве. в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т. д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай — Господь. г) Четвертая заповедь (20,8-11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди — свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе (см. §8,9), а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6,4-5). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» — привел именно эту (Мк 12,28-30), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19,18); иной, большей сих, заповеди нет» (Мк 12,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

12 в. Олбрайт рассматривает это изображение из египетской гробницы в Бени-Хасане (1890 г. до Р.Х.), где группа людей с подчеркнуто семитскими чертами движется вместе с ослами, навьюченными, среди прочего груза, мехами для плавильных горнов, как изображение группы бродячих металлургов из Ханаана (Albright, 1960, р. 207, fig. 61): «Это незабываемое изображение небольшого клана из полукочевого палестинского племени. Под главенством своего вождя, носящего сильно сокращенное семитское имя Абша, тридцать семь человек – мужчин, женщин и детей, доставляют, как отмечено надписью, stibium (черный пигмент) из Шуту (Центральная Трансиордания) ко двору монарха одной из областей Среднего Египта к северу от Амарны. Как мужчины, так и женщины одеты в шерстяные туники, сшитые из двух полос цветной ткани. Туники закреплялись на одном плече, второе оставалось обнаженным. У женщин туники кончались между коленом и лодыжкой, тогда как у мужчин они доходили лишь до колен. В то же время некоторые мужчины одеты в длинные белые (льняные?) туники, а другие – в короткие – от талии до колен. Мужчины изображены в сандалиях, женщины в низкой кожаной обуви. Из оружия изображены сложные луки, стрелы, дротики и, вероятно, изогнутые серповидные мечи. Полной неожиданностью явилось наличие среди вещей лиры в руках одного из мужчин и двух мехов для плавильных горнов, навьюченных наряду с прочим грузом на ослов». Помимо ослов, люди вели и других копытных животных. Такое примечательное сочетание – скотоводы, металлурги и музыканты – перекликается с ветхозаветным текстом ( Быт. 4:19–22 ): «И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла). Ада родила Навала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа» 13 Эта пещера находится недалеко от Хеврона. В настоящее время она является предметом споров между местными иудейской и мусульманской общинами – мусульмане также считают Авраама своим предком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Из слов: «и ешь пред Иеговою десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего» ( Втор.14:23 ) некоторые толковники заключают, что к второй десятине присоединялись для отдачи еще вторые первенцы, под которыми Бонфрер разумеет тоже первородных животных но женского пола, а Михаэлис (Mos. R.. IV, стр. 108 и д.) и Ян (bibl. Archàol. ІІІ, стр. 415) второрожденных из крупного и мелкого скота. Такое объяснение стоит в связи с неправильным предположением, будто первенцы из скота обращались в полную собственность священников, между тем как последние брали себе только грудь и правое плечо; а остальное мясо возвращалось приносителям для употребления в жертвенном пире. Закон говорит об одном перворожденном крупного и мелкого скота, которого по Чис.18:17 и д. должно было приносить в жертву на жертвеннике по образцу шламим, и от которого священникам доставались только грудь и правое плечо. Это предполагает Моисей во Втор.12:6 и д. 14:23, где он заповедует народу доставлять все жертвы и дары на место, которое·Иегова изберет для пребывания своего имени и только там приносить жертвы и устроятъ жертвенные пиры; с этим предположением он во Втор.14:23 , говоря о назначении второй десятины для употребления на жертвенных пирах, упоминает также и о первородном из крупного и мелкого скота, потому только что доставление святилищу этих первенцев совпадало обыкновенно с доставкой второй десятины, и мясо первенцов, достававшееся приносителям, служило вместе со второю (только растительною) десятиною материалом жертвенных пиров, между тем как первая растительная десятина вся принадлежала левитам, так что из нее приносители ничего не могли употребить для себя для жертвенных пиров. Таков совершенно верный взгляд Винера R. W, I, стр. 342. Напротив Шаальшутц (Mos. Recht I, стр. 124 и д. и 354 и д.), держась ошибочного взгляда, что все мясо от жертвы первородных принадлежало священникам, хочет выйти из затруднения при помощи несостоятельного предположения, будто предписание Втор.14:22 и д. касалось не народа, только, но вместе с тем и священников, и будто оно имеет такой смысл: «вы должны приносить в одно освященное место, все дары и жертвы названных видов, чтобы здесь только употребить их в пишу, что кому досталось». По этому взгляду жертвенные пиры второй десятины состояли только из хлеба, молодого вина и масла; но это находится в очевидном противоречии с выраженьем ст. 24 и д., где говорится, что обращавший вторую, десятину в деньги, мог на месте святилища покупать для себя на эти деньги быков, овец, вина и крепких напитков.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Впрочем пребывание в кущах должно было напоминать не о лишениях беспокойной кочевой жизни в пустыне и не о трудностях, которые народ переносил во время своего странствования; потому что лишения и нужды не могли же служить предметом радости. 686 В самом св. Писании куща (Sukka) представляется символом не лишений и опасностей, но – защиты, охранения и покрова от зноя, дождя и бури ( Пс.26:5; 30:21 ; Ис.4:6 ). Иегова поселяет в кущах свой народ во время его странствования «по пустыне великой и страшной, где змеи, василис и, скорпионы среди мест сухих, на которых нет воды» ( Втор.8:15 ), 687 и это было доказательством отеческой заботливости Иеговы, Его верности Своему завету. И Израиль, живя в кущах в течение этого праздника, должен был воспоминать об этой заботливости Иеговы о народе, и живое сознание о ней постоянно сохранять во всех грядущих своих поколениях. Самые кущи, устроявшияся в этот праздник, делались не из тощих кустарников пустыни, но из ветвей фруктовых деревьев с находившимися на них плодами, а также – из ветвей пальм и других густолиственных деревьев, которые производила «земля, добрая, земля, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, земля, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья и деревья масличные» ( Втор.8:7 и д.) и которые таким образом живо изображали преизбыточествовавшую полноту того благословения, каким Иегова осчастливливал народ свой. Пребывание в кущах имело целью привести в сознание народа израильского чувство этой полноты благословения и обильного блаженства, чтобы он, живя в стране, где он не в скудости ел свой хлеб и не имел ни в чем недостатка, где выстроил прекрасные дома и жил в них, в земле, в которой у него всего было много: крупного и мелкого скота, и золота и серебра ( Втор.8:9,12,13 ), – не говорил в сердце своем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы всегда помнил, что Иегова, его Бог, даровал ему силу приобретать богатство (ст. 17. 18), и следовательно – чтобы не надмевал сердца своего и не забывал Иеговы, Бога своего, Который вывел его из земли Египетской, из дома рабства (ст. 14). В сравнении с этим «домом рабства» пребывание в кущах даже и во время тяжелого странствования в пустыне служило уже выражением свободы и счастья. Но если кущи эти строились из таких ветвей, которые сами собою изображали богатство и изобилие благ земли Ханаанской, данной в наследие народу израильскому; то нельзя не согласиться, что более наглядным образом возбуждать и питать в народе чувство счастья и довольства, чем это делалось в праздник кущей, едва ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Как скоро объявляли об этом священнику, он должен был заключить прокаженный кусок на семь дней, и если при обозрении в седьмой день язва найдена была распространившеюся, одежда или материя объявлялись нечистыми, и сожигались. Но если пятна не увеличивались, то материя вымывалась и еще заключалась на семь дней. Если затем находили, что пятно проказы остается неизменным, то материя или одежда сожигались, хотя бы проказа и не распространялась, ибо «это выеденная ямина с лица, или с изнаики». Но если пятно проказы вследствие омытия после семи дней становилось бледнее, то запятнанное место вырывалось и сожигалось, а материя вымывалась снова. Если после этого подобные вырванным пятна снова распростронялись в других местах материи, то она вся сожигалась. Если же язва не являлась вновь, то материя снова омывалась и затем объявлялась чистою ( Лев.13:47–59 ). 430 III. Нечистота истечений. ( Лев.12 и 15). Сюда относятся: А) Излияние семени (Schikbath zera’), непроизвольное излияние семени (поллюция во время сна или грезы) и излияние при совокуплении. 431 То и другое делало мужчину, а последнее и женщину нечистыми до вечера, так что они должны были после омываться водою ( Лев.15:16–18 ). Нечисты были до вечера и вымывались и все одежды и кожи, на которые попадало семя при истечении. Б) Истечение (zob от zub течь). – Слово zob означает три рода истечений накопляющейся нечистоты: а) истечение крови у женщины в менструации, б) болезненное кровотечение у женщины, в) течение у мужчины, т. е. истечение мокрот из мочевого пузыря. – Нечистота этих лиц, называвшихся zobim, т. е. истекающими, считалась одинаково важною и сообщалась от больных лицам и вещам; оттого одержимые ею удалялись из стана ( Чис.5:2 ). а) Женщина в менструации нечиста в течение семи дней. Все, на чем она ляжет или сядет, даже то, что случайно попало на ее постель или место ее сидения, становится нечистым до вечера. Всякий, кто касается ее или ее постели, или вещи, на которой она сядет, или только предметов, находящихся на ее постели или месте сидения, нечист до вечера и должен омыться и измыть свои одежды. Наконец, муж, войдя в супружеское сношение с нею и от нечистоты ее, взявши на себя, становится нечистым на семь дней и оскверняет всякую постель, на которой ляжетъ ( Лев.15:19–24 ). 432 б) Кровоточивая. «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее»: то во все время этого истечения она нечиста, подобно находящейся в менструации. Всякая постель и всякая вещь, на которой она сядет, и всякий, кто ее коснется, нечист до вечера. Когда болезнь проходила, женщина должна была отсчитать еще семь дней и потом уже становилась чистою. В восьмой день она должна была принести двух горлиц или двух молодых голубей – одну птицу в жертву греха, а другую во всесожжение; этими жертвами священник очищал ее пред Иеговою от истечения ее нечистоты ( Лев.15:25–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Такое мнение совершенно ложно. Правда, жертвенная кровъ не оскверняла ни при каком жертвоприношении, но прикосновение к мясу жертвы греха всегда оскверняло человека; и при рассматриваемом обряде даже и первосвященник, вследствие возложения грехов на отпускаемого козла, делался нечистым и потому должен был совершать над собою обряд очищения. Но когда Бэр хочет объяснить это (второе) омовение первосвященника из общего предписания Исх.30:19 и д., то выражение сего предписания: «или когда они приближаются к алтарю» он видоизменяет таким образом: «и когда они и т. д.», и при сем не обращает внимания на то, что при всякой жертве греха, кровь которой вносилась вовнутрь скинии собрания, священник по совершении кропления кровью в святилище, подходя к жертвеннику всесожжения, чтобы вылить на его подножие остальную кровь и сжечь на нем тук, не совершал омовения после выхода из святилища и до приближения к жертвеннику. 682 Что сии праздничные жертвы были приносимы уже после очистительного акта,–это, хотя в самом законе ясно и не выражено, однако следует из самой идеи этих жертв и притом единогласно подтверждается, как свидетельством иудейского предания, так равно и храмовою практикою, см. Лундий, jud. Heiligth. т. V. гл. 21. 683 В кн. Лев.23:40 читаем: «в первый день возьмите себе perij etz hadar ветви красивых дерев, kappoththemarim ветви пальмовые, ’anaph ’etz ’aboth ветви дерев широколиственных и " arbej nachar верб речных и веселитесь пред Иеговою Богом вашим семь дней». Если сличить этот стих со ст. 42: «в кущах живите семь дней», то ясно будет, что упоминаемые в ст. 40 сучья, ветви, кусты и т. д. должны были служить только материалом, из которого предписывалось строить кущи. В таком именно смысле понимали предписание о кущах во времена Неемии, как это ясно из следующих слов: «пойдите на гору, и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви мартовые, и ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, чтобы сделать кущи по написанному» Неем.8:15 . Но, несмотря на это, талмудическое предание утверждает, что в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010