4Цар.20:20 .  Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.20:21 .  И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него. В заключительных замечаниях священного писателя о царствовании Езекии, кроме обычной, стереотипной формулы, Езекии, как немногим еще другим царям, напр., Асе ( 3Цар.15:23 ), приписываются военные и политические «подвиги» (евр. гебура), но особенно важно в библейско-археологическом отношении свидетельство, что Езекия «сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (ст. 20). Яснее об этом важном предприятии царя Езекии говорит ( 2Пар.32:30 ): «Он же, Езекия запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова». О том же значительной государственной важности деле говорит и Сирах, добавляя новую черту: «Езекия укрепил город свой и провел внутрь его воду, пробил железом скалу и устроил хранилища для воды» ( Сир.48:19 ). Из снесения всех этих свидетельств библейская наука делает справедливое заключение, что при Езекии, именно около времени нашествия Сеннахирима, в Иерусалиме было совершено прорытие так называемого Силоамского туннеля или канала. Назначение канала, соединяющего источник Св. Девы с прудом Силоамским, сохранить воду в городе на случай осады, о чем так заботился Езекия пред нашествием Сеннахирима ( 2Пар.32:3–4 ): вместо засыпанных подземных источников Езекия озаботился прорытием подземного туннеля для постоянного снабжения города водой, для чего и соединены были упомянутые водовместилища (ср. проф. Гуляева, стр. 367; Stade Geschicste Jsr. 1, 593, Anm). О положении Гиона или Гихона см. комментарии к ( 3Цар.1:39 ). В этом Силоамском канале в 1880 году найдена была древнейшая надпись на еврейском языке – т. наз. «Силоамская надпись», состоящая из 6 строк (190 букв, из которых прочитаны были только 170) и рассказывающая о способе прорытия Силоамского туннеля (см. проф. И. Г. Троицкого , «Силоамская надпись», Христианское чтение, 1887, II). По сообщению ( 2Пар.32:33 ), Езекия был погребен «над гробницами сыновей Давида», бемаале кибре бене-Давид, εν ναβασετ τν τφων, слав.: «на восходах гробов сынов Давидовых», из чего можно заключать, что фамильный склеп царей династии Давида состоял из нескольких этажей или ярусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священное Писание – не летопись. Мы же – не оценщики антиквариата. В Книге нет случайных фраз. Всё, что нам действительно необходимо, сведено в тексты поразительной плотности. Библия написана для тех, кто ищет спасения. Именно это – главное. Но есть у нас и то, о чём робеет или даже вообще не способна сказать наша наука – определение сущности человека... Начало рода Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении – Адам. Сир.49:16 От праха земного. Дух и душа. Дальний рубеж. Самопознание всегда начинается с определения границ. Важнейший маркер – начало. В какую из эпох истории Земли Господь сотворил тело нашего первопредка, наука, в принципе, более-менее точно когда-нибудь определить, вероятно, сможет. Но вот когда Адам стал именно человеком, когда мы стали людьми в полнозначном смысле этого слова – установить будет много труднее. Библейская хронология создания Мира в изложении Моисея выглядит как вполне последовательное действие, где все этапы творения, именуемые в Писании «днями», вполне логично переходят один в другой. И это особенно отчётливо видно при описании создания именно живой природы, образованной путём ориентированной изменчивости или, если угодно, «эволюции» 249 . Но изменения в Мире животных, происходившие на протяжении всего периода творения, не были хаотичны и беспорядочны, как, например, «половой отбор» в странных фантазиях Дарвина или Фрейда. Природа изменялась, но делала это не самопроизвольно, а особо – послушно откликаясь на призыв Творца, повинуясь Ему. Именно по слову Бога «земля»... произвела зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя по роду его.... душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И увидел Бог , что [это] хорошо. Быт.1:12, 24 Мир создавался для человека. Ко времени его прихода всё вокруг достигает пика своего восхождения к совершенству. Дни творения закончились... Человек видит уже готовый Мир. Но откуда сам человек? В тексте Писания мы видим, что хотя и из «праха земного», т.е. из «природного материала», создаётся Адам, но «производит» его уже отнюдь не «земля». Не как всё прочее живое, не «природа» творит человека. Он появляется не вследствие эволюционного изменения животного Мира, не как австралопитек или erectus... Его создание происходит без участия «естества».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Удивительно, но недавно найдено археолгогическое подтверждение данного рассказа Книги Чисел. В Тимне, недалеко от Эйлата, рядом с остатками древнего медного рудника найдено изображение медного змея с золотой головой. Длина его была 5 дюймов (12, 5 см). Рядом были найдены остатки переносного шатра – святилища, чьи размеры совпадали с описанными в книге Исход. Археолог Ротенберг обнаружил не только отверстия для шестов, на которые натягивался тент, но и остатки ткани от навеса. Скорее всего, данное святилище принадлежало мадианитянам, которые заимствовали его, скорее всего, у израильтян. «И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; оттуда отправились, и остановились на долине Заред; отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Отсюда [отправились] к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды. Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими. Из пустыни [отправились] в Матанну, из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне» ( Числ. 21, 10–20 ). Итак, мы видим, что после наказания змеями Моисей вновь совершает чудо с водой. Огромное значение, которое придается в Пятикнижие колодцам, не случайно. Ведь живая, ключевая вода в Писании является символом Святого Духа ( Ин. 7, 37–39 ). И не случайно колодец открывается для Израиля после чуда с медным змеем. Ведь после Креста Господня воды Утешителя затопили землю. После наказания змеями Бог дал исправившимся евреям победу над двумя великими хананейскими царями – Сигоном Аморрейским и Огом Васанским. Сами эти цари были не простыми людьми, а гигантами, одержимыми злыми духами. Длина железного одра царя Ога, например, был 9 локтей (4,95 м), а ширина его – 4 локтя (2,2 м) ( Втор. 3, 11 ). Кстати, базальтовый дольмен, найденный рядом с Амманом, точно совпадает с библейским описанием. Иосиф Флавий добавляет подробности к тексту Писания. По его сообщению, Сигон создал оборонительные рубежи по Арнону. Но, увидев войско евреев, он внезапно почувствовал ужас, и войска в панике бросились прочь, желая спрятаться в городах. Однако они не успели достигнуть их, ибо на них напала лютая жажда, и в результате все амореи были перебиты у водопоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Смотри, сколько людей страдает, и Я твою волю выполняю. Не будет три года и шесть месяцев . – Правильно, – говорит пророк, – за беззаконие. Беззаконникам нечего жить. Нечего им жить на земле. Вот такая ревность. Без этой ревности невозможно. В 18-й главе он проведёт, образно говоря, соревнование: чья вера истинная? На Кармиле – прекрасная гора Кармил, вдаётся в Средиземное море – он там созовёт всех – народ, царя Ахава, созовёт всех жрецов Вааловых – и скажет: – Так. Вот чей Бог истинен, мы выясним. Соорудите жертвенник, принесите на нём жертву, и пусть сойдёт небесный огонь на жертву. Не мы подожжём, а Сам Бог подожжёт. Вот это и будет признаком истинной веры. И вот они построили, стали приносить жертвы, по обычаю своему вошли в такой раж, в такое беснование, что кроили себя ножами, умирали, ручьями с них лилась кровь; и не было ни слуха ни ответа. И вот, когда они уже утомились так, что не могли больше ничего и признали своё, образно говоря, поражение, вот теперь Илия приступил к жертве. Велел выкопать вокруг жертвенника ров и приказал весь ров и жертвенник залить водой, чтобы кто не подумал, будто заранее кто-то туда посажен и изнутри зажигает огнём: дрова и жретва – было такое. И вот встал на молитву, и в этой молитве говорит, смотрите – смотрите 36-й стих: « Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день люди сии, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи , Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». Вот озабоченность какая. Обратить сердце народа к Богу! Вот у каждого миссионера, у каждого проповедника цель должна быть такая. Не сообщить какие-то приятные из области религии, археологии – всё что угодно. Проповеди могут быть заумными, учёными, но если не будет вот этого плода – народ не будет обращать сердце своё к Богу. Вот так языческая аудитория и говорила: «Хм, стал что-то наш-то батюшка повторяться. Иссяк». Ему всё время нужно на гребне . На гребне. Это нужно только следить и следить, потому что это всеядная публика, и попробуй ей – повторить! Да, уже , да. Давай всё новое и новое, а вот задача-то какая – обратить сердце народа к Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Профессор Д. Ланкастер Хардинг считает находку в Вади-Кумране «может быть, наиболее сенсационным археологическим событием наших дней». Работа по оценке этих библейских текстов остается на долю целого поколения специалистов. Но уже установлено, что в тридцати восьми кожаных и папирусных свитках Кумрана находятся тексты девятнадцати книг Ветхого Завета. Они написаны на еврейском, арамейском и греческом языках. Манна в пустыне «Манна с неба», «манна небесная» – это уже вошло в человеческий язык, стало словом о чудесном и нужном даре. «И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» ( Исх. 16:11–15 ). B своей книге «А Библия права» Вернер Келлер объясняет эти феномены, имеющие значение и символическое, и духовное, и пророческое, и также естественное. «Люди немало спорили о том, как могли явиться эти перепела, и не верили в возможность появления манны в пустыне, явившейся для Израиля таким устойчивым элементом питания. Но в наши дни выяснилось, что Библия говорит о совершенно бесспорных, естественных явлениях». Для религиозного сознания, конечно, и естественные явления могут быть (и бывают) чудесными, ведь «естественное» и «чудесное» принадлежит одному и тому же миру, человеком познаваемому, но далеко не познанному... В Аравии до сих пор происходят явления, описанные в Библии. Исход Израиля начался весной, во время ежегодного перелета птиц из Африки в Европу. Летят птицы всегда по одним и тем же путям уже миллионы лет. Установлено, что когда-то они летали по руслам рек, ныне уже исчезнувших с лица земли, или вдоль окраинной линии льдов ледникового периода. Эти направления как-то запечатлелись в них, и птицы продолжают летать по тем же воздушным дорогам, хотя сейчас уже там нет ни рек, ни ледников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1). И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6). Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда. Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.  Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея. Карта Мадабы — самая древняя карта Святой Земли (VI в от Рождества Христова).  Она выложена мозаикой на полу храма Георгия Победоносца в городе Мадаба. Мозаику обнаружили в 1895 году, когда строили новый храм на месте древней разрушенной церкви. Оригинальная карта имела размеры 20х10 метров и состояла из пяти миллионов мозаичных камней. Сейчас от нее сохранился фрагмент 5х7 метров, состоящий из двух миллионов деталей мозаики. Карта Мадабы — один из самых весомых аргументов подлинности местонахождения  тех или иных библейских мест с точки зрения археологии.   3. Место рождения пророка Илии  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!  (3 Цар 17:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

«В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землёй, как и остальные развалины города, – пишет Дейвис. – Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался – точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде». Итоги судьбы этих трёх обречённых городов подводятся в «Библейском словаре Унтера». «Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов ( Матф. 11:23 ) полностью сбылось. Тель Хум, место, где по мнению большинства археологов располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века». Дейвис отмечает, что Господь не произнёс ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город «не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново». «Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, – добавляет Дейвис, – нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трёх городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвёртый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвёл после девятнадцати долгих веков». Рост Иерусалима Поразительное пророчество о грядущем росте Иерусалима было сделано пророком Иеремией в 7 или 6 веке до Р.Х. Писания и датировка (626–586 г. до Р.Х.) Иеремия 31: 38 . Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни до ворот угольных, 39 . И землемерная вервь пойдёт далее прямо до холма Гарива и обойдёт Гоаф. 40 . И вся долина трупов и пепла, и всё поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадётся во веки. Разночтение в Библии (прим. ред.). Исполнение Если это пророчество кажется вам расплывчатым, то взгляните на карту, приведенную в конце этой главки. В нашем рассказе мы будем опираться на книгу Дейвиса «Исполненные пророчества и истинность Библии». Дейвис, в свою очередь, использует при анализе брошюру Г.О.Матсона «Путеводитель по Палестине для американцев».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Но понятие ангел, посланник, не показывает, что существа, носящие такое имя, суть единственные небожители и что, следовательно, все не носящее этого имени должно быть низведено в ряд земных существ и понятий. Разность же в описании херувимов и ангелов, точно так же как херувимов и серафимов, по отеческому объяснению, указывает собою разность их служения и положения в небесной иерархии. – Таким образом вопрос о значении херувимов скинии и храма нужно считать решенным в том смысле, что они изображали приближенных к Богу существ духовного мира. Еще более разногласия между новейшими исследователями встречаем по вопросу о том внешнем виде, под которым изображались херувимы в древнееврейской пластике. Даже исследователи, согласные между собою о значении образа херувимов, не могут согласиться в способе изображения этого образа в скинии. Нередко одни и те же исследователи двоятся между таким и другим изображением. Так Кейль, один из наиболее положительных археологов, в последнем своем издании библейской археологии иначе представляет ветхозаветных херувимов, чем он представлял их в других сочинениях (Der Tempel Salomo’s, 107). Все это заставляет нас подробнее остановиться на данном вопросе. Так как в описании скинии образ херувимов представляется известным и не описывается подробно, то, для более ясного представления о нем, необходимо соединить здесь все другие места ветхого и нового завета, так или иначе касающиеся образа херувимов. В 3Цар.6:23–29 о херувимах Соломонова храма говорится следующее: «и сделал Соломон в давире двух херувимов из масличного дерева 10 локтей высоты. Одно крыло херувима было 5 локтей и другое крыло 5 локтей; 10 локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. Десяти локтей был один и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Крылья херувимов были распростерты и касались крыло одного – одной стены и крыло другого – другой стены; другие же крылья их сходились крыло с крылом среди храма. И на всех стенах храма кругом Соломон сделал резные изображения херувимов, львов, тельцов и пальмовых деревьев и распустившихся цветов».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

...Современный Вифлеем, как и древний, библейский, круто обрывается к лежащей на восток долине. Вифлеем – горный город, он расположен на высоте 770 м над уровнем моря. От него начинается спуск к великой впадине Мертвого моря, до которого считанные километры. В городе и вокруг практически не производилось археологических раскопок, так что достоверных данных о местоположении города в евангельское время у нас нет. Впервые в Библии Вифлеем упоминается, как мы выше говорили, в связи с рассказом о смерти жены Иакова Рахили. Позже здесь совершилось помазание Давида пророком Самуилом. И сказал Господь Самуилу... наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя ( 1Цар. 16, 1 ). Окрестности Вифлеема непосредственно связаны с этими библейскими воспоминаниями. На поле под Вифлеемом собирала колосья Руфь, ставшая женой Вооза и родившая ему сына Овида, внуком которого был Давид. Это то самое поле, о котором говорится и в книге Бытия: И отправился Израиль, и раскинул шатер свой за башнею Гадер ( Быт. 35, 21 ). Башня Гадер (евр. «Migdal Eder» – «башня стад») – это и есть место, где в ночь Рождества пастыри пасли овец своих. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2, 9–14 ). В пещере, где было откровение Ангелов, три пастуха, очевидцы события, и были потом, по их желанию, погребены. Уже в IV столетии на этом месте был воздвигнут православный храм. Он неоднократно перестраивался и разрушался впоследствии, но – чудом Божиим – сохранилась сама пещера, ставшая криптой храма, с престолом над местом погребения пастырей, с типичными мозаиками середины IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И наконец, некоторые современные учёные сомневаются в долгое время господствовавшей гипотезе о том, что все крылатые животные появились после рептилий. Иногда останки летающих морских животных находят в древнейших слоях, которые обычно связывали с появлением рептилий. Как бы то ни было, никаких противоречий здесь нет, за исключением конфликта между научными теориями и некоторыми толкованиями Книги Бытие. Бытие 2:1–3 . По поводу того библейского утверждения, что Бог завершил творение за шесть дней ( Быт. 2:1–3 ), Букайль высказывается, что «как все мы сегодня прекрасно знаем, возникновение Вселенной и Земли происходило поэтапно, на протяжении очень долгого времени». Как уже отмечалось, несостоятельность подобных обвинений показана в статье Книга Бытие: дни сотворения. Бытие 2:4–25 . Букайль придерживается тех устаревших взглядов, что глава Быт. 2 противоречит повествованию в Быт. 1 . Критика сводится к тому, что, согласно Быт. 1 , животные были сотворены раньше человека, а в Быт. 2 этот порядок, по-видимому, меняется на обратный, так как там сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их» ( Быт. 2:19 ), и это подразумевает, что Адам был сотворён раньше животных (см. Адам: историческая достоверность; эдемский сад). Однако решение этой проблемы станет очевидным, если мы внимательнее рассмотрим оба текста. Расхождение появляется из-за того, что в Быт. 1 описан порядок событий, а в Быт. 2 больше говорится об их сущности. Текст Быт. 2 не противоречит первому повествованию, так как в нём не указано конкретно, в какой именно момент Бог сотворил животных. Здесь просто рассказывается, что Бог привёл животных (которых перед этим сотворил) к Адаму, чтобы тот мог дать им названия. По своей теме глава Быт. 2 сосредотачивается на том, как животные получили имена, а не на том, как они были сотворены. Таким образом, в Быт. 2:19 выделен факт наречения (а не сотворения) животных, и просто сказано: «Господь Бог (Который] образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных [...] привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010