Существует духовный принцип как событий, так и того определяющего метода этих событий, который я называю повторяющимися метафизическими алгоритмами. Пророк изрекает универсальное пророчество на фоне событий, которые плотно увязаны между собою, и те же алгоритмы повторяются в истории, которые имеют сходные знамения или предзнаменования. Например, пророчество о мессии для определенного народа и этому событию грядет свой предтеча. Я не веду речь сейчас об Иисусе Христе и Иоанне Крестителе, речь идёт о более широком – о метафизических алгоритмах истории, или даже можно сказать, – метаистории. Поэтому истолкования святых мужей на ту же книгу Апокалипсис в конкретной исторической точке абсолютно были духоносные и соответствовали именно таковому велению Божьему, именно так должно было звучать слово пастыря в его жизни. Вот почему для нас спустя века совокупность всех истолкований на пророчества не понятны и противоречивы. Но что же сейчас в контексте нынешнего времени, какое пророчество из книги Апокалипсис относится к сегодняшним разворачивающимся событиям? Печать первая. «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Апокалипсис, 6:1-2). Большинство святых отцов, с небольшими вариациями, дают истолкование на эти стихи, что в образе всадника показан Иисус Христос, стрелы — проповедь, конь — Церковь или Евангелие, венец — некое знамение, победа, слава и т.д. Но если это пророчество рассмотреть не как глобальное, а как локальное в системе повторяющихся метафизических алгоритмов, то оно говорит нам – уже первая, предупреждающая человечество, печать сорвана! Задумайтесь, люди, что же вас будет ждать. «Быстрый всадник» — весть, которая быстро пройдёт по земле, «лук» — избирательно метко поражающее оружие в конкретную точку. В древности белый конь среди войска — это было священное животное войны у персов, предвозвещающие победу. Если мы посмотрим на библейско-археологический исторический контекст того, что такое лук со стрелами, то это единственное оружие (язычников парфян), которого очень боялись «непобедимые» римские легионеры. Теперь уже можно сказать в современном образе римлян — итальянское католическое население! «Лук» символически в иудействе понимался как символ Суда Божьего. И самое главное — на голове у первого всадника ВЕНЕЦ. Если мы посмотрим на большинство европейских языков, начиная от латинского (coronam), то апокалиптическое слово «венец» звучит – КОРОНА! В Библии в пророчествах просто так о коронах не говорится, зачем она всаднику, убивающему из лука, несущему смерть? Корона на голове — это то, что знаменует, венчает (что-то предзнаменует), это то, что у всех на устах, это то, что на голове, и все об этом говорят.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/30/pe...

Автором был евангелист Лука. Что мы знаем о евангелисте Луке? Сам Лука о себе ничего нам не сообщает. Но у нас, современных христиан, пытающихся разобраться, есть целых три источника информации : Согласно Библии, святой Лука был, во-первых, спутником апостола Павла, и, во-вторых, врачом. Павел, в своих посланиях перечисляя своих спутников и соратников, несколько раз упоминает Луку, причем в одном месте он называет его «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4, 14) . В послании к Коринфянам Павел признается, что тяжело страдает от какой-то болезни (что это была за болезнь, Павел не говорит, он называет ее «жалом в плоть»): «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12, 7–9). Очевидно, молитва Павла об облегчении мучавшей его болезни не осталась совсем безответной: накануне путешествия в Грецию к нему присоединяется врач, уроженец Антиохии, Лука, который мог оказывать медицинскую помощь и ему самому, и его друзьям. С этого момента местоимение он в записях Луки меняется на мы, ведь теперь они, Лука и Павел, путешествуют вместе! А сейчас временно перескочим через внебиблейское предание Церкви и обратимся к современной науке… Книга Деяний, рассказывая о миссионерских путешествиях Павла (и не только о них), безошибочно указывает 32 страны, 54 города и 9 островов. Лука очень точно упоминает титулы, относящиеся к тем или иным правителям. Недаром британский археолог Уильям Митчелл Рамзи, один из крупнейших специалистов первой половины XX века по библейской археологии, писал с восторгом: «Лука является первоклассным историком. Мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия, но и о том, что он обладает истинным историческим чутьем... коротко говоря, этот автор заслуживает того, чтобы быть поставлен в один ряд с величайшими историками мира» .

http://pravoslavie.ru/134244.html

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives//Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана). Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4). Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12). Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Обращение к Пергамской Церкви начинается такими словами (Откровение, вторая глава с 12-го по 17-й стих): Откр.2:12–13 . «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Как я уже говорил вам, братья и сестры, любое библейское пророчество имеет значение для тех времен, когда оно произносилось, для всех последующих периодов истории Церкви, и особенно пророчество имеет значение для самых последних времен. По поводу послания к Пергамской Церкви святой Андрей, архиепископ Кесарийский, пишет: «Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский, мечом обоюдоострым называет или Евангелие, образующее сердца людей и разделяя верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви». Итак, послание Ангелу Пергамской Церкви. Сказано: место, где престол сатаны. Возможно, это покажется вам странным, но в начале XIX века в Пергаме немецкими археологами производились раскопки, и археологи обнаружили капище сатаны, из красного мрамора. Этот алтарь был перевезен в Германию, где его вместе со многими статуями и рельефными изображениями языческих богов можно увидеть в Пергамон-музее в Берлине. Куда, в какие страны и в какие столицы были привезены другие камни престола сатаны из древнего Пергама, и куда потом их вставили или растащили, доподлинно никто не может утверждать. Известна только судьба того камня, который находится на Красной площади в Москве. Это было ритуальное и мистическое действо, бесовская мистика. По учению блаженного Августина , она существует со времен грехопадения рода человеческого. Параллельно существуют два народа. Помните, у Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин – это родоначальник линии каинитов. Авель был убит, и вместо благочестивого Авеля Господь послал нашим прародителям Сифа. Сиф – это родоначальник сифитов. Каиниты – это сторонники зла, убийств, идолопоклонства и культа сатаны. Потому что сатана и есть первый человекоубийца от начала, как сказано в Писании. Потому, что сатана, совратив наших прародителей, духовно умертвил и Адама, и Еву, лишив их благодатного общения с Богом в Раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Руины византийской церкви IV в. находятся на невысоком холме в юго-восточном конце деревни. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя святого Георгия Победоносца. Доныне жители деревни сохранили древний обычай: во исполнение обета возле церкви приносится в жертву агнец, и его кровью помазываются косяки церковных дверей в виде символических крестов. Мясо его затем раздают бедным. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола, в том числе с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода, в том числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В так называемом «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Вефиль и Силом Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, Дом Божий). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток, и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа, явившегося ему ( Быт. 12, 8 ). Авраам еще раз вернулся в эти места после странствования в Египет (см. Быт. 13, 3–4 ). Но более всего это святое место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лестницы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные ( Быт. 28, 13–14 ). Иаков пробудился и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные... И нарек имя месту тому: Вефиль ( Быт. 28, 17–19 ). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале бронзового века (3 тыс. до Р.Х.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий до арабского завоевания (VIII в. н.э.). Период процветания города относится к эпохе патриархов (II тыс. до Р.Х.). Этот укрепленный ханаанский город Луз был захвачен коленами Иосифа и Ефрема. Рядом с разрушенным городом израильтяне выстроили небольшое неукрепленное селение, названное, как мы видели, Вефиль – в память о видении Иакова. Вскоре Вефиль стал важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь, в небольшом храме, находился одно время Ковчег Завета (см. Суд. 20, 27 ). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв. до Р.Х.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Реально общение человека – Адама с Богом в наши дни. Реально религиозное отпадение многих (и крещенных во Христа) людей. Бог не принуждает к райской жизни. Это только мы, люди, на земле хотим вгонять друг друга насильно в рай. Сотворенный Богом Адам скрывается от Бога «между деревьями рая». Разве в наши дни зло человека и нечистая его совесть не заставляют его убегать от Правды Божественной? Библейские образы раскрываются в нашей жизни. Библейское сказание о потопе заключается в том, что грехопадение людей, наш личный и коллективный эгоцентризм не могут остаться без следствий, хотим мы этого или не хотим. Библия говорит даже о сожалении Бога о том, что Он создал человека ( Быт. 6:6 ). Но истина слова Божия в том, что грех и следующее за ним истребление не есть что-то безвыходное для человека; людям дана возможность спасения. Человек спасается верою, доверием к Богу (ковчег) и образом этого спасения и долготерпения Божия к людям: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Нет сомнения в универсальности древнего потопа (о нем свидетельствуют археологические и геологические находки, обнаруженные в бассейне Тигра и Евфрата, и сохранившиеся упоминания во многих древних легендах народов). Потоп не только действительно был (что наука подтверждает), но он постоянно в истории и повторяется. Библейский потоп символизирует бесчисленное множество вызываемых нами в мире катастроф и страданий. И Христос возвестил, что вплоть до пришествия Сына Человеческого (то есть до конца истории) будет так, как было во дни Ноя: «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:38–39 ). Реальность Истины потопа указывает не только на то, что свершилось в некий отрезок времени, но и на то, что совершается на наших глазах. Из-за разных форм неверия и развращения неизбежно происходят в мире войны, землетрясения, наводнения, эпидемии, катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн, главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских. 1Мак.16:22–24 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его, вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его»). К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде – Иосифом Флавием. Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). – Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По сути дела, анализом и комментированием этих текстов занимается особая дисциплина под названием «библеистика». О ее возникновении и развитии автору уже доводилось писать в отдельной книге достаточно будет привести один небольшой пример – описание битвы при Гиве Вениаминовой в 20-й главе Книги Судей: «И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю… и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч… Сыны Вениаминовы выступили против народа и отдалились от города, и начали, как прежде, убивать из народа на дорогах, из которых одна идет к Вефилю, а другая к Гиве полем, и убили до тридцати человек из Израильтян» (20:21–31). Сначала цифры потерь составляют десятки тысяч в день, и вдруг особо оговаривается потеря тридцати бойцов! И дальше точно такая же нелогичность: «Израильтяне отступили с места сражения, и Вениамин начал поражать и поверг Израильтян до тридцати человек и говорил: “Опять падают они пред нами, как и в прежние сражения”» (20:39). Тут гибель тридцати человек выглядит как явная победа, и это после многотысячных потерь. А исход боя решила засада в десять тысяч человек (20:34), которую устроили израильтяне: когда войско вениамитян увлеклось преследованием, эти воины неожиданно напали на город. Но как могло такое множество остаться незамеченным? Здесь напрашивается простое предложение: убрать слово «тысячи». Тогда все выглядит очень логично и реалистично: в сражении участвовало 400 израильских воинов, а со стороны Вениамина было только 26 бойцов, зато к ним присоединились еще 700 пращников (20:15) – может, именно потому израильтяне и несли тяжелые потери, пока пращники обстреливали их с городских стен, оставаясь неуязвимыми. Эти потери составляли 22, 18 и, наконец, 30 человек – действительно, существенный урон для отряда в 400 бойцов! В засаде тогда могли быть всего лишь десять самых умелых воинов, которые в нужный момент могли нанести решающий удар в тыл вениамитянам. Так это или нет, мы не можем знать наверняка, но что библейский текст не является протокольной записью произошедших событий, стало ясно, как только к этому тексту в принципе стали применяться методы рационального анализа. Археологические данные

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни – зиккураты. «Халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды – божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной, или примитивной, астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам, как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимся соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном» (Библейская энциклопедия). Были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых в Вавилоне приносили в жертву звездным божествам Археологи проводили раскопки в тех местах. И ими были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых приносили в жертву этим звездным божествам. В религии вавилонян был такой принцип: высчитывать по звездам, кто из детей угоден богам и кто им не угоден. Одних приносили в жертву как неугодных и бесполезных для общества, других – чтобы задобрить богов и отвести их гнев. Как и что совершать и в какое время, зависело от расположения звезд. И, как свидетельствуют таблички вавилонян, при этом убиении творились оргии по принципу «кто кого поймает». О причине такого безумия пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

http://pravoslavie.ru/101186.html

Антоний 26 августа 2023, 01:15 Хотелось бы видеть ссылки на статьи во всемирно известных археологических научных журналах, утверждающие приведённую хронологию. Если есть статьи в журналах, рецензируемых в РИНЦ, (или зарубежных Scopus или WoS), непременно нужно добавить ссылку. Георгий 20 августа 2023, 12:06 Очень интересный материал! Насчет предсмертных слов (уже не шутка, а реальность от католиков): Когда умирал Ференц Лист (не поручусь за полную точность имени, но кто-то из великих) - к нему пригласили католического священника, который пытался исповедать его, но композитор был уже недоступен контакту. В отчаянии священник запел какую-то католическую молитву, которая оказала удивительное действие: умирающий композитор пришел в себя, открыл глаз и сказал католическому священнику: " Что вы там поете?.. У Вас же слуха нет!.. " , и с тем скончался. Варвара 19 августа 2023, 11:09 Интересная статья! не очень приятный сарказм для уха Русского человека. Но как любительнице истории было очень интересно узнать такую точку зрению вполне возможную. Евгений Абдуллаев 18 августа 2023, 11:49 Павлу. Конкретно о гибели фараона не говорится: Исх 14:27-28: " И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. " Правда, в Псалмах мы читаем: Пс 135:15: " и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его; " Но здесь в оригинале стоит глагол , что скорее означает " потряс " , " отряхнул " и совсем не обязательно " утопил " Павел 18 августа 2023, 01:37 В книге " Исход " сказано , что в Красном море вместе с колесницами погиб и фараон. А в статье указывается, что фараон остался жив!? Это мнение автора основывается на каких-то достоверных исторических фактах? Евгений Абдуллаев 17 августа 2023, 17:40 Галине И. Ув.Галина! 1) Дата Исхода 1446 г до н.э. - общепринятая среди библейских фундаменталистов, она высчитывается по Библии. Остальные даты я привел по статье археолога Стива Рудда, он там долго объясняет, как он это подсчитал - но, разумеется, эти даты предположительны. 2) Загадкой является то, почему Тутмос 3 не сразу стал мстить своей тете, а только через 20 лет после ее смерти. Зачем надо было ждать 20 лет? 3) По толкованию многих Отцов Церкви, фараон Исхода - образ дьявола. А , значит, во-первых, копты и египетские монахи - это вообще не о том, и,во-вторых, над врагом Бога не грех и посмеяться. Впрочем, Вам виднее :)

http://pravoslavie.ru/155094.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010