Христианский взгляд основывается на свидетельстве Библии , которая с первых же строк прямо говорит об изначальности монотеизма. Заповедь о почитании единого Бога стоит первой среди десяти основных заповедей Моисея и повторяется многократно и настойчиво в различных вариантах и ситуациях на протяжении всего как Ветхого, так и Нового Заветов. Объективным основанием к принятию библейского свидетельства является тот факт, что достоверность Библии как одного из древнейших исторических письменных источников подтверждается множеством научных и, прежде всего, археологических исследований 92 . Поэтому можно с достаточным основанием говорить о монотеизме как древнейшей религии человечества, который лишь позднее в силу ряда причин привел к появлению других религиозных форм. Назовем некоторые из этих причин. § 9. Многообразие религий Библия в качестве основного фактора, обусловившего угасание монотеизма и возникновение различных религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Так, апостол Павел писал: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1, 21–25 ). Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком при развитии в нем плотского ( 1Кор. 3, 3 ), языческого начала и подавления духовных запросов. В данном случае Апостол пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу (не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной жизни (осуетились в умствованиях своих), нравственная распущенность (в похотях сердец их) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Несмотря на состоятельность и логичность выше изложенной теории, она все-таки находит противников, которые подвергают сомнению приводимую аргументацию. Критику этой теории «поздней датировки Исхода» изложил в статье «Проблемы хронологии Исхода в свете данных библейской археологии» преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Юревич. Автор последовательно рассматривает все указанные факты и еще раз проверяет их согласованность со всем комплексом археологических данных и свидетельствами Священного Писания. И оказывается, что первое предположение о появлении Израиля в Египте в правление гиксосов и возвышении Иосифа при «пастушеской династии» входит в противоречие по обоим направлениям. Во-первых, в городище Тель-эль-Масхута (библейский Пифом?) было найдено семитское захоронение женщины и ее собаки, убитых боевой секирой гиксосов во время их владычества в Египте. «В свете этого свидетельства можно понять, что семиты – в том числе и евреи – были в жестоком угнетении во время правления гиксосов» 18 . Во-вторых, книга Бытия позволяет утверждать более раннее появление Иосифа, когда отмечает высокомерное отношение к евреям правителей Египта этого времени: «И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян» ( Быт.43:32 ). Не встречает подтверждения аргумент, связывающий Исход со строительством городов Пифом и Раамсес при фараоне Рамсесе II. Действительно, этот фараон построил свою резиденцию Пер-Раамсес в восточной части Дельты. Но уже Библия дает основание отрицать тождество этого города с библейским «городом для запасов» Раамсесом. «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» ( Быт.47:11 ). Понятно, что Иосиф не мог появиться в Египте при Рамсесе II, в XIII веке. «В 1963 году Дональд Редфорд опубликовал исследование, в котором показал невозможность идентификации библейского Раамсеса с египетским ПиРамессес с фонетической точки зрения. Тем более, что царская резиденция Раамсесидов никогда не упоминается в египетских источниках только с использованием имени Раамсеса, но всегда с префиксом «pr» – египетским словом, означающим «дом» или «резиденция»: ПерРамессес (PerRamesses), то есть „дом Раамсеса“» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Автор «Премудрости Соломоновой» говорит: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» ( Прем.1:13–14 ); «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). Но нравственный закон не уничтожается от падения человека. Он продолжает светить, различие между добром и злом не потеряно. Человеку представляется возможность возвращения к потерянному богатству. Путь к нему лежит через ту покаянную скорбь, которая представлена в конце третьей главы кн. Бытия, в картине изгнания из рая, скорбь, ведущую к нравственному очищению и возрождению. Отсюда, из последних стихов 3-ей главы кн. Бытия, открывается даль светлого горизонта Нового Завета, спасения рода человеческого, через пришествие Искупителя мира, от нравственного зла, а с ним – от страданий и смерти. Таким образом, история грехопадения имеет исключительно важное значение для понимания всей истории человечества, находясь в прямой связи с Новым Заветом. Возникает прямая параллель между двумя событиями – грехопадением Адама и пришествием Сына Божия на землю, и она всегда в мысли христианской, в целом и в частностях. Христос именуется Вторым Адамом, древо креста противопоставляется древу падения. Сами искушения Христа в пустыне от дьявола отчасти напоминают искушения от змия; там – вкусите от плода и будете, как боги; здесь – если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Для истории грехопадения отцы Церкви предпочитают прямое, буквальное понимание. Однако и здесь так тесно сплелся элемент реальный, прямого смысла, со скрытым духовным, что нет возможности их разъединить. Таковы, например, таинственные названия «древа жизни» и «древа познания добра и зла». И Церковь , радуясь спасению во Христе, обращает свои взоры к тому же «древнему Раю», видит херувима, поставленного при изгнании Адама у дверей рая, уже отступившим от охраны древа жизни, и пламенное оружие уже не препятствующим входу в рай. И покаявшийся на кресте разбойник слышит слова Распятого Христа: «Днесь со Мною будешь в Раю» ( Лк.23:43 ). Библейская история и археология

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Точно так же и обрезание, практиковавшееся в стране Исхода фараонами и жрецами и запрещенное всем иным, было заповедано как знак Синайского завета. Особым видом Божия Домостроительства был и закон о посвящении Богу и выкупе первенцев (см.: Исх. 13, 11–16 ): теперь в жертву приносились только первенцы животных, а не дети, как то бывало у родственных израильтянам западных семитов. В свете археологических же данных совершенно нелепо выглядят обвинения законодательства Моисеева в особой жестокости. Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] ( Втор. 19, 21 )? Но наказания в соседних языческих культурах периода Патриархов бывали не только сравнительно жестокими, как, например, в Законах Хаммурапи (старовавилонский период: первая половина XVIII в. до Р.Х.), действовавших на родине Авраама («Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз… Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость… Если человек выбил зуб человеку… [то] должны ему выбить зуб»), – наказания были куда более жестокими. Так, в Древнем Египте грабителей гробниц и храмов сажали на кол, прелюбодеев отдавали на съедение крокодилу. За другие преступления следовали такие наказания: 100 ударов, пятьдесят ран, отрезание языка, отрезание носа и ушей, каторжные работы. Декрет фараона, угнетателя израильтян Сети I, кроме отрезания носа и ушей, предусматривает и наказание в 100 ударов и в пять «рваных ран». Также в сторону большей жестокости наказаний отличаются от Закона Моисеева законы другой части цивилизованного мира времен Моисея – Междуречья. Приводимые ниже сравнения хорошо показывают человеколюбивый, насколько это было в то время возможно, характер Синайского законодательства. Итак, сравним. «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него [обвинение в] убийстве, но не доказал его, [то] обвинитель его должен быть убит» (Законы Хаммурапи). Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды ( Исх. 23, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот обычай фарисеи основывали на следующем тексте Священного Писания: и да будут, слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими ( Втор. 6, 6–8 ). Как раз о тфилин говорил Спаситель фарисеям: все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих ( Мф. 23, 5 ). Хранилищами названы тфилин, а одеждами – талит, вошедший во всеобщее употребление еще в персидские времена, как показывает изображение из Персеполя (см. рис. 114). Это небольшой кусок ткани, своего рода шаль, которой фарисеи покрывали голову во время молитвы. Окаймляла эту «шаль» бахрома из белой и голубой нити, сплетаемой в кисти, – цицит. Использование этой части одежды основано опять-таки на буквальном понимании Священного Писания, в частности книги Числа. Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти ( Чис. 15, 38 ). Воскрилиями в Евангелии названы как раз эти кисти. На иудейском буквализме основано использование мезузы – продолговатого футляра, в который вложен пергамент с текстом Священного Писания: и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих ( Втор. 6, 9 ). Мезузы прибивали как к наружным косякам дома, так и к внутренним. Ессеи Вплоть до середины XX в. сведений о движении ессейства было ничтожно мало, что связано с замкнутым, скрытым образом жизни сектантов (только благодаря трудам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, который, кстати, согласно его жизнеописанию, в молодости принадлежал к ессейству, религиоведы могли изучать это направление иудаизма послепленного периода). Однако открытие свитков Мертвого моря, частично принадлежавших этой общине, позволило по-новому взглянуть на нее. Возникновение секты ессеев относят к 197–196 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Неоднократные указания Книги Судей и Первой книги Царств на то, что в период Судей и в начале правления царя Саула железными орудиями на Святой Земле владели лишь филистимляне, были подтверждены в 1930–1940-е гг. раскопками Дж. Райта и Н. Глюка: подавляющая часть находок железа была сделана на территории филистимского Пятиградия. Со времени утверждения державы Саула железо входит во всеобщее употребление, а от времени ранее периода Давида нам известно лишь одно железное израильское изделие – кирка из цитадели Гар-Адир в Верхней Галилее. Тот же Дж. Райт нашел археологическое объяснение свидетельства тому, что в период Судей кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить ( 1Цар. 13, 19–21 ). В 21-м стихе стоит слово пйм, смысл которого ранее был неизвестен. Дж. Райтом были найдены филистимские гирьки с надписью пйм. Вес гирек – две трети сикля. Таким образом, пйм – плата серебром, которую израильтяне давали кузнецам филистимским. Сумма в две трети сикля серебра (около семи с половиной граммов) была довольно-таки большой, и потому можно утверждать, что израильтяне находились не только в политическом, но и экономическом подчинении у филистимлян. Нашло свое подтверждение именование Книгой Судей Ваалов и Астарт во множественном числе (см.: Суд. 2, 11, 13 ). Ханаанеи почитали множество проявлений Ваала, изображавшегося в виде конического камня, посвященного Солнцу и устанавливавшегося на высотах. Рядом с высотой Ваала находилась обычно роща Астарты, символом которой была Луна. Этим объясняются и обличения Пророками израильтян за приверженность к высотам и рощам (на рис. 42 представлено изображение Ваала, на рис. 43 – изображение Астарты). Также стало понятно, почему никто не помешал Аоду убить моавитского царя Еглона в прохладной горнице, которая была у него отдельно ( Суд. 3, 20 ): на Древнем Востоке летний дом – алийя – устраивался чаще всего над входными во двор воротами и с отдельным выходом на улицу. Это было мужское помещение с окнами, для бесед и важных дел, – никто из посторонних входа туда не имел. Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050–586 до Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышат) да слышит, что Дух говорит церквам. Иисус Христос опять обращается к Церкви на языке, предполагающем суверенный суд. Глаза, как пылающий огонь и испытывающие мысли и сердца, ноги, как раскаленный металл – это библейские образы нерушимой силы, выражающие безусловную, т.е. неполитическую власть над миром. Этот образ принадлежит ап. Иоанну в особенности из-за преобладания у него темы мессианской войны. Такая власть обозначается ношением жезла, или скипетра, образ которого ассоциировался также и с пастырем, оберегающим свое стадо. Власть эта изначально исходит от Отца, а не от какого-нибудь тирана, и назначение ее – в защите и спасении стада и в уничтожении врагов. Другая награда, т.е. утренняя звезда, – это намек на яркую планету Венеру, бывшую древним символом блистательного правления и победы над противниками. Позже этот символ дан как атрибут Самого Иисуса, так что здесь утренняя звезда ассоциируется с причастностью той власти, которая Ему принадлежит по исключительному праву. Хотя фиатирцы и обладают главными христианскими добродетелями любви, веры, надежды и стойко проявляют их в деле служения, у общины, тем не менее, есть существенный изъян. Достоверно известно, что город был крупным торговым и промышленным центром. В ходе археологических исследований выявилось, что в Фиатире было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел – сукновальщики, кожевники, бронзовых дел мастера, прядильщики, красильщики, горшечники, пекари и работорговцы. Найденные в городе монеты отображают эту особенность: с одной стороны изображалось какое-то божество, с другой – мастерская или цех местных ремесленников. Коллегии (гильдии) объединяли лиц одной профессии – только такие союзы в рамках какой-либо официальной религии допускались римской властью и для производства и для сбыта продукции. В надписях гильдии называются «священными или священнейшими» (греч. Ιερς, ιερτατος), явно указывая на религиозный характер этих профессиональных объединений. В этом, по-видимому, и заключались опасность Фиатирской церкви. Отказаться примкнуть к такой гильдии означало пожертвовать всяким уважением в деловых кругах, стать кустарём-одиночкой и даже не иметь рынка сбыта своего товара (место на рынке могла получить только гильдия) (Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul. – Turkey, 2009. – P. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

16, 17 и 18) и если кто-либо из ненависти толкнет другого или с умыслом бросит на него что-нибудь или по вражде ударит его рукою, и он умрет (ст. 20 и 21.)... Во всех этих случаях уголовное преступление основывается на замысле умертвить, но определяется по смертному исходу удара. 1171 Еще яснее этот случай характеризуется во Втор.19:5 так: «кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего его, так что он умрет». 1173 Следует обратить внимание на то, что при первом из этих случаев прибавлено, что кровомститель несет вину крови. Другой случай, что убийца, прежде чем достигнет города убежища, догоняется и умерщвляется, во Втор.19:6 представляется только возможным и общество получает увещание назначить известные города не только потому, что путь к ним не был длинен, но также что путь туда был удобен для бегства, след. давал возможность избегать пролития невинной крови. Здесь ясно указывается, что умерщвление убийцы, незаслуживающего смерти, есть уголовное преступление, хотя за него не назначается никакого наказания, потому что с одной стороны увлечение кровомстителя было извинительно, с другой причиною убийства была медлительность убийцы. 1174 Слич. с этим мои исследования в Comment. Zu. los. 20, 6 и Елера в Герцог. Realencykl. 11. стр. 262. Убежище, которое таким образом открывалось неумышленному смертоубийце, не только для обеспечения его жизни, но и для заглаждения находящейся на каждом убийстве нравственной вины, существенно отлично от натурального права убежища других народов, о котором слич. Винера R. W. 1, стр. 379 и Авг. Булмеринка das Asylrecht и die Auslieferung fluchtiger Verbrecher, Дерпт. 1853. 1175 Светский суд в большей части случаев относительно этого почти не мог ничего решать, потому что он не мог открыть был ли вор простым вором, или разбойником. 1176 Этого выражения с Заальшутцем (Mos. R. стр. 539) нельзя понимать, как кровавое возмездие, хотя уже раввины с Ионафаном во главе понимают его, как смертное наказание мечем (слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

d. A. В. II. стр. 280: «Законы нравственные, законы культа и государства не возвышены и не подчинены одни другим, но стоят совершенно наравне, все они в случае нарушения требуют, по своей важности, одинаковым образом религиозного очищения и гражданскаго наказания». 1101 Хотя поэтому Иегова принял права и обязанности неограниченного земного царя, однако (исключая поэтическое и различно толкуемое выражение bischurum melech, Втор.33:5 ) в этом смысле он называется царем только тогда, когда идет дело о выборе человеческого царя. Так Гедеон предложенное ему господство над Израилем отклоняет словами: «ни я не буду владеть вами; ни мой сын не будет владеть вами; Иегова да владеет (imchal) вами», Суд.8:23 ; и когда Самуил сомневается дать народу царя, Иегова говорит ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб я не царствовал (mimloch) над ними» 1Цар.8:7 .–Imloch Исх.15:18 означает господство Иеговы над всеми народами. Тривиальный взгляд И. Д. Михаелиса (Mos. R. 1. § 35) «что Бог принял только имя царя как почетный для израильтян титул для того, чтобы изгнать идолопоклонство», не нуждается ни в каком подробном опровержении. 1102 Теократия может быть превращена в иерархию только в том случае, если с К. Д. Гюлльманом (Staatsverfassund der Israeliten, Лейпц. 1834) отвергнуть поверхностнейшим образом вульгарного рационализма всякое сверхъестественное откровение Бога и всю моисееву историю выдать за мифическую и вопреки действительной истории всего в. завета представить «всякого первенца Аароновой фамилии видимою верховною главою государства» (стр. 66). Как мало оснований к предположению господства иерархии или священников у израильтян, это сознали даже Ленгерке (Кепаап, стр. 514) и Заальшутц (Mos. R. стр. 24 д). Последний особенно ясно показал, что ни закон не дозволял священникам действительных притязаний на политически-влиятельное положение, не давая даже им особенного землевладения в поместьях, ни история ничего не знает о каком-либо вторжении священства в политическую власть. Впрочем сам Заальшутц слишком односторонне ищет существа теократии в законодательстве и ограничивает его тем, что Бог господствует в народе чрез закон, навсегда определенный и открытый чрез Моисея, рационалистически стараясь ослабить остальные моменты, именно влияние пророков и значение урим и туммим.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1. Против имущественного повреждения. Так, если кто-либо потравит поле или виноградник, пустив свой скот пастись на поле другого, то он должен заплатить со своего поля и своего виноградника. Если появится огонь и охватит терн, и потом выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел этот пожар ( Исх.22:6 ). Кто убьет чужую скотину, тот должен заплатить штуку за штуку ( Лев.24:18 ). Если кто-либо выроет яму и не покроет ее, и упадет туда и убьется вол или осел, то владетель ямы должен заплатить хозяину скота деньгами, а труп должен принадлежать ему. И если чей-либо вол забодает вола у соседа его до смерти, то они должны сообща продать живого (бодливого) вола и разделить между собою цену его, также и убитого должны разделить пополам; а если известно что вол был бодлив уже прежде, и хозяин его не стерег его, то он должен заплатить вола за вола, а убитый должен принадлежать ему ( Исх.21:23–36 ). 2. Против несправедливого присвоения собственности. Если кто-либо доверил другому деньги или утварь для сохранения или скот для сбережения и доверенное было потеряно, скот был поврежден или уведен, или околел, или если кто-либо утаил найденную чужую вещь; то дело должно быть заявлено пред судом. Если обвиненный в присвоении чужой собственности мог очистить себя присягою или другими верными показаниями от преступления, в котором он был подозреваем; то он не делал никакого вознаграждения; напротив если суд признавал его виновным в присвоении, то он должен был за присвоенное заплатить вдвое ( Исх.22:6–10 ). Также оберегатель, если у него украли отданное ему на сохранение животное, вознаграждал за него владетелю, конечно потому, что при надлежащей внимательности он мог бы предотвратить кражу (ст. 11). Напротив за растерзанный зверями скот не было нужды платить, как скоро оберегавший мог представить для сего свидетельство, примерно, отнятый у хищного зверя член или часть растерзанного животного (ст. 13). Наконец, если кто-либо выпросил у другого скот для пользования и этот скот был поврежден или околел; то он вознаграждал за него собственника, если последний не был при этом несчастном случае, напротив не платил ничего в том случае, если владетель лично присутствовал при этом, следовательно мог предотвратить случившееся незаконное обхождение с животным; равным образом если погибшее животное было нанято за деньги он не прибавлял ничего к наемной плате в таком случае, т. е. отдававший в наймы удовлетворялся платою за наем (ст. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010