536 Такое, по свободному влечению сердца принимаемое, служение принадлежит к категории обетов отрицательного свойства ( Чис.30:14 ), и действительно такое значение его подтверждается тем, что такие жены во времена Моисея принесли в жертву Иегове свои зеркала, устраняя, таким образом от себя средства украшения для мира, средства нравиться. 537 Более сказать об этом обнаружении благочестия нечего. Так как оно не принадлежит к исполнению положительных божественных заповедей, то в законе и не описывается подробно. Но из предписаний об обетах можно per analogiam с вероятностью заключать, что это служение в древнейшие времена было временным упражнением в благочестии и только в последствии времени у некоторых благочестивых вдов, как напр., у Анны Лк.2:37 , сделалось неопустительным служением днем и ночью – в молитве и посте. § 70. Заклятие Совершенно другого свойства обет представляет заклятие (cherem,. ανϑεμα). «Все заклятое, что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, говорит закон, человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, не продается и не выкупается; все заклятое есть великая святыня Иеговы; все заклятое человеком, что отдано под заклятием, не выкупается, но умерщвляется» ( Лев.27:28 и дальн. ср. ст. 21); «все заклятое в земле израилевой тебе (священнику) принадлежит» ( Чис.18:14 ; Иез.44:29 ). Объяснением этого обета может служить следующее место Чис.21:2 : «Тогда Израиль дал обет Иегове и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие (на них и) на города их». Из этих мест 542 ясно, что заклятие было обетом, чрез который лица и вещи посвящались Иегове без возможности возвращения их и выкупа, и именно лица должны были быть убитыми, а вещи доставались скинии или священникам. 543 Но так как лица; чрез заклятие посвященные Иегове, должны были быть умерщвлены, а всякое намеренное убийство человека, даже раба ( Исх.21:20 ) по закону подлежало наказанию; то понятно само собою, что назначение заклятия не могло заключаться в воле отдельной личности; иначе заклятием можно было бы злоупотреблять для преступных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Телец, по возложении на его голову рук тех, кого посвящали, был заклан Моисеем в жертву за грех; кровью его помазаны были роги жертвенника всесожжения и оставшаяся кровь вылита у основания жертвенника; весь жир внутренностей, сальник печени с обоими почками и их жиром были сожжены на жертвеннике; кожа же, мясо и нечистоты животного сожжены были огнем, вне стана. Затем один агнец, которому посвящаемые клали руки на голову, принесен был во всесожжение обыкновенным образом, а другой особенным образом в жертву освящения. После того как на последнего агнца возложены были руки посвящаемых и он был заклан, Моисей взял крови его, помазал ею кончик правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги у Аарона и его сыновей; остальную же кровь вылил на жертвенник со всех сторон. Далее Моисей взял жир от агнца и курдюк и весь жир внутренностей, сальник печенки, обе почки с их туком и правое плечо, также один пресный хлеб, одну пресную лепешку на елее, и один пресный пирог, помазанный елеем, положил это на тучные части и на правое плечо, а потом все это на руки Аарона и его сыновей потрясая пред Иеговою, затем все сожжено было на жертвеннике; а грудь агнца после потрясения ее пред Иеговою, не была сожжена, но досталась ему, как его часть. Потом взял Моисей несколько елея и крови на жертвеннике и окропил посвящаемых и их одежды. Наконец, оставшееся мясо сварено было пред дверью скинии Аароном и его сыновьями, и вместе с хлебом и лепешками съедено, а что осталось от этого до утра, было сожжено. Посвящение это продолжалось семь дней; во все это время посвящаемые не должны были удаляться из скинии, и упомянутые жертвы ежедневно повторялись. Такое повторение раввины относят даже к помазанию. 287 Во время помазания 288 своего первосвященник и священники приносили особенную хлебную жертву из десятой части эфы пшеничной муки, приготовленной с елеем и испеченной на сковороде в кусках, одна половина коих сожигалась утром, а другая вечером ( Лев.6:12–16 ). На осьмой день они вступали в свое священническое служение принесением за себя тельца в жертву за грех и агнца во всесожжение, за которым следовала жертва за народ ( Лев.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Если праздник очищения был днем смирения душ и горького раскаяния в грехах, то праздник кущей имел веселый характер, как это ясно выражено в двух моментах, встречающихся в этом празднике и служащих предметом радости для Израиля; первый момент – окончанее полевых работ ( Исх.23:16 ) собрание произведений земли ( Лев.23:39 ), или уборка с гумна и с точила ( Втор.16:13 ); второй момент – поселение в кущах. Этот веселый характер праздника выражен ясно в самом законе: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев» и т. д. «и радуйтесь пред Иеговою Богом вашим семъ дней» Лев. 23:41 ; «веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя,, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» Втор.16:14 ; «потому что благословил тебя Иегова Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих и ты должен веселиться» ст. 15. – Как ни определенно выставляется в последнем месте, в качестве предмета радости, собрание всех произведений земли и с очевидностью обнаруживавшееся в этих дарах благословение Божие, однако мы не можем считать праздник кущей установленным первоначально в честь виноградной лозы, 684 и источника особенной возвышенной радости этого дня искать в том главным образом, что собрание фруктов, оливковых плодов и винограда происходило в конце уборки годовой жатвы, между тем продукты эти «более чем хлеб, предназначавшийся для ежедневного питания, служили предметом жизненных наслаждений и радости и свидетельствовали – особенно масло и вино – о богатстве и изобилии». 685 Радость праздника кущей должна была обнаруживаться не столько в обильном наслаждении этою полнотою божественного благословения, сколько в увеличенном числе жертв и в пребывании в кущах, составлявших особенность этого праздника, отличавшую его от всех других праздников. Пребывание в кущах не только дало главное название этому празднику, но и заповедано, как постановление вечное для потомства ( Лев.23:41 ). Во время пребывания в кущах потомство израильское должно было исповедывать, что в кущах Бог поселил сынов израилевых, когда вывел их из Египта ( Лев.23:43 ). Итак, праздник кущей свое ближайшее отношение имел к истории народа и только второстепенным образом относился к физическим дарам, которыми Иегова благословлял жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

в) Мужчина, имеющий истечение. «Если у кого (мужа) будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. Когда течет из тела его истечение, и когда задержано в теле его истечение его»; 433 он нечист, во все время истечения, и оскверняет не только всякую постелю, на которой он ляжет, всякую вещь, на которой сядет, всякую телегу и всякий сосуд, глиняный или деревянный, которого он коснется, но и все лица, которые касаются его, или его постели, или вещей, на которых он сидит, или того, что под ним лежит, даже те лица, которых он касается не омытыми руками, или на которых падет его слюна, – все они нечисты до вечера и должны омыться и измыть свои одежды. Оскверненные вещи должны быть вымыты, глиняные сосуды разбиты, деревянные омыты водою. Когда пройдет истечение, выздоровевший должен отсчитать еще семь дней для очищения, потом снова измыть свои одежды, омыть свое тело в ключевой воде, и тогда он будет чист. В восьмой день он должен принесть двух горлиц или молодых голубей, – одну птицу в жертву греха, а другую во всесожжение, чем священник очищал его пред Иеговою от его истечения ( Лев.15:2–15 ). В) Родильница при рождении мальчика нечиста семь дней, а при рождении девочки две недели (14 дней), как и находящаяся в менструации. Кроме того она должна оставаться в крови своего очищения, не касаться ничего священного и не приходить к святилищу в первом случае еще 33 дни, а во втором 66 дней. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву греха; в случае бедности – только двух горлиц или двух молодых голубей. Тогда священник очищал ее, и она объявлялась чистою от тока своей крови (megor damim, буквально: источника кровей) ( Лев.12:2–8 ). § 57. Цель и значение левитских очищений Все постановления о нечистотах и их очищениях относятся к одному определенному кругу телесных или физических состояний и отношений, в основе которого лежит одно и то же начало. Это – не предписания к поспешествованию чистоте, благоприличию и благопристойности, не полицейские законы сохранения телесной жизни против заразительных болезней или вредных для здоровья влияний; 434 это – религиозные предписания, содействующие освящению и святой жизни в Боге. Освящение находит для себя противодействие в грехе; жизнь уничтожается смертью, вводимою грехом. Грех проникает всего человека; он оскверняет не только душу, в которой он коренится, удаляя ее от всесвятого Бога, но оскверняет и тело, в котором он распространяется и которое обращает в перст смертную. Омертвение и разложение обнаруживают это действие греха в теле. Разложение тела после смерти есть разложение в теле нечистого существа греха и как такое есть нечистота, которая должна быть удалена от израильтян, призванных к освящению жизни в завете с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это святилище называется поэтому ohel mo’ed, скиния встречи или свидания Бога со своим народом, 131 как сам Бог об этом свидетельствует: «так Я приду к вам и буду говорить там с вами», и в другом месте: «туда Я приду вместе с сынами Израиля и оно (святилище) освятится Моим владычеством». – «И Я буду жить среди сынов Израилевых, буду им Богом, а они убедятся, что Я Иегова – Бог их, Я – Который вывел их из земли египетской, чтобы жить Мне среди них; Я – Иегова Бог их» ( Исх.29:42,43,45,46 ). Соответственно этому многообещавшему назначению, не только слава Иеговы (kebod Iehovah) наполняет устроенную скинию завета, а во время путешествия Израиля днем покрывает ее облаком, а ночью – огненным сиянием, чем Иегова свидетельствовал народу о своем присутствии ( Исх.40:34–38 ; Чис.9:15–23 ); но из скинии завета с каппорет говорит непосредственно с Моисеем, открывая чрез него волю Свою своему народу ( Лев.1:1 ; Чис.1:1; 7:89 , слич. с Исх.25:22 ). Это пребывание Бога среди израильского народа было осуществлением союза, который Он заключил с Израилем, исполнением его обещания: «Я приму вас в свой народ и буду вашим Богом» ( Исх.6:7; 19:5,6 ), – земным субстратом жизненного общения, в которое Он вошел в благодатном снисхождении с семенем Авраама, – видимым изображением царства Божия в его дохристианском образовании, как σκι μελλντων, как тень духовного жизненного единения, того времени, когда Бог сделает жилище Себе в сердцах верующих, и Отец в Сыне чрез Святого Духа прославит их славою чад Божиих, так что они в Сыне и Святом Духе будут одно с Отцем, созерцая Его славу ( Ин.17:14; 20–24 ), – в чем состоит завершение царства Божия и цель человечества. В состоянии греха, под законом, строго отделявшим несвятых людей от всесвятого Бога, Израиль не мог обитать в самом доме Божием, но, как раб, был только вблизи дома Иеговы, во дворе его. Но по силе своего избрания в сынов Божиих, он был однакож назначен к тому, чтобы быть некогда принятым в селения Иеговы и жить в доме Отца. Эта цель его призвания, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Мудрость говорит о себе в притчах Соломоновых: Когда Он еще не сотворил начальных пылинок вселенной… я была там (Притч. 8,26). Не намек ли это на элементы материи? Постепенные научные открытия все более и более оправдывают научную точность библейской картины природы и истории. Филология, разделяющая языки человечества на три главные группы: индоевропейскую, семитическую и туранскую, все более открывает общие элементы в них, приводящие к единому языку единого человечества (праязык). Разделение человечества на 70 главных народов, данное в 10-й главе Бытия, все более подтверждается этнологией (наукой о племенах). Геология и палеонтология (наука об ископаемых) блестяще подтвердила порядок творения, изложенный в Библии. «Последовательность, в которой появляются органически образованные существа, составляет точную последовательность шести дней творения, как представляет ее нам книга Бытие» (физик А.Фехнер). Археология, открывшая Ниневию и Вавилон (Га-улинсон), нашла и остатки Вавилонской башни («Зиг-гурат») и множество древних таблиц с изложением фактов, подтверждающих содержание Библии. [Башня Вирс-Нимруд имеет 48 метров высоты и 710 метров в окружности. Она называется «Зиггурат». Это семитское слово означает: «сделать себе имя». (Сравните слова строителей Вавилонской башни: сделаем себе имя Быт. 11, 4)]. История проверила исполнение пророчеств Библии, настолько удивительное, что одно это исследование приводило сомневающихся к вере в Боговдохновенность Писания. Исайя (за восемь веков до Рождества Христа) говорил о Вавилоне в период его величия: Не заселится никогда… Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. (Ис. 13, 20–22). И это сбылось. В четвертом веке персидские цари сделали Вавилон (по его разрушении и опустошении) местом обитания диких зверей и по временам устраивали там царскую охоту. (См. энциклопедический словарь Брокгауза).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Теперь 28-й стих: «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев [вот одно из Имён Божиих: «Верный Израилев»]; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Таким образом, чтобы у нас не было превратного понимания о раскаянии – в том смысле, как раскаиваемся мы, не зная следствий своих поступков: «я-то думал, что будет, а вышло вон что». Вот нужно смотреть другие тексты. Так вот, раскаялся Господь и говорит – 7-й стих: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». – Ну, а животный-то за что? Так вот человек вовлекает в свою трагедию, в эту воронку, в этот водоворот греховный, всё творение. Всё творение страдает до сих пор. Экология – это самая сегодня что ни на есть больная тема. Страдание природы, страдание всего – уже засорять стали космос, уже никакая атмосфера не выдерживает и не может обновиться. А человек пользуется только сиюминутной выгодой – творит и творит зло и не жалеет эту природу. Ну и что? Только Ной обрёл благодать пред очами Господа. Вот попробуйте такому человеку плыть против течения; и вот в силу этого заголовок особый. «Вот житие Ноя [смотрите 9-й стих]: Ной был человек правдный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом [Вот эти слова будут повторены Аврааму: Ходи пред Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1 )]. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета». Дальше идёт повеление построить ковчег, взять туда животных, чистых и нечистых, и Господь насылает на Землю потоп. Всё это вы прочтёте сами, и можете решать вопрос, как вам кажется: потоп был глобальный или охватил только тот регион, на котором жило в то время уже человечество, и имел локальный характер. Если вы прочтёте сэра английского археолога Леонардо Вулли – я бы вам советовал прочесть его книгу «Ур Халдейский» . А Ур Халдейский – это родина Авраама. Вот он там пишет, что по слою ила, по толщине слоя, можно определить, какой высоты было наводнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

1 См. наши статьи «Торжество православия» и «Настоящее и будущее православия в С. Америке». «Церк. Вестник» 9, 10, 11, 13, 14 за 1897 год. Вышли и отдельным изданием под последним заглавием. 3 См. напр. снимки в нашей «Библейской истории при свете новейших наследований и открытий» т. II, стро. 550, 670 и друг. 4 Богатая узорчатая бахрома была непременной принадлежностью одеяния ассирийских царей, как это можно видеть на монументальных изображениях. См. нашу «Библ. Историю» II т., стр. 520, 572, 993 и др. 5 В Библии мы имеем точные указания, определяющие место пленения израильтян, и эти указания сводятся к одному и тому же. В 1 Парал. V, 26 ст. читаем: «Тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелассара, царя Ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян, и половину колена Манассиина (заиорданские колена), и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня». Это было первое пленение израильтян. Через 18 лет царь Ассирийский Салманассар окончательно покорил царство Израильское и увёл весь народ его в плен, и – замечательно – опять поселил пленников в той же самой местности, очевидно нарочито отведённой ассир. правительством для пленного народа, именно: «В десятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халах и Хавор, при реке Гозан, и в городах мидийских» ( 4Цap. XVII, 26 ; ср. XVIII, 11). Каких бы мы теорий ни держались в отношении того, что собственно разумеется под Халах, Хавор и Гозан, – во всяком случае все эти названия находят себе близкое соответствие в местностях этой именно области, где теперь живут сирохалдейцы: Халах=Кала, Хавор=Хабур и Гозан=Гузану. Хотя с решительностью и нет возможности останавливаться на этом отождествлении, но оно имеет за себя сильную вероятность, находящую себе подтверждение и в новейших научных открытиях в области клинообразных надписей. 6 Эту сторону вопроса мы надеемся впоследствии разработать обстоятельнее и осветить относящимися сюда историческими и археологическими данными. Теперь ограничиваемся лишь самыми общими чертами. 7 Ефремово колено, главенствовавшее в царстве Израильском (которое поэтому иногда просто называется Ефремовым или Ефремом), произошло от Ефрема, сына Иосифа, который женат был на дочери жреца Потифара, – чистокровной египтянке Асенефе. Эта струя египетской крови, как крови в высшей степени исторически живучего народа, не могла, конечно, бесследно исчезнуть в прямом потомстве Иосифа. 8 Это так называемая несторианская надпись в Синган-Фу. В ней содержится список 70 священников и монахов. См. о ней Neller, Das Nestor. Denkmal Singan-Fu. Читать далее Источник: Новое поприще для миссии св. православной церкви Несторияне, или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к православию : Чтение на торжеств. собр. С.-Петерб. братства пресв. Богородицы 2 февр. 1898 г./А.П. Лопухин. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1898. - 27 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/novoe-...

В своей работе «Язычество Древней Руси» он пишет про найденный эмалевый образок XIII века с изображением Иисуса Христа и надписью: «ИС ХР Азъ есмь свет». Ученый считает, что данный образок свидетельствует о почитании языческого божества Дажьбога. При этом Рыбаков то ли не знает, то ли специально умалчивает, что слова «Азъ есмь свет», это прямая евангельская цитата ( Ин. 8, 12 ). При чем здесь Дажьбог, если на образке изображен вполне узнаваемый иконописный образ Христа, написано «ИС ХР» и дана краткая евангельская цитата? Однако ответа академик не дает. В той же работе он пишет: «Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия являются известные амулеты-змеевики». Но такие амулеты получили распространение лишь после Крещения Руси, как правило, на них было изображение Богородицы, святого или ангела, а на обратной стороне изображение змей, отсюда и возникает их название. Изображение исцеляющего змея – это библейский ветхозаветный образ. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ. 21, 8–9 ). Что здесь от славянского язычества? Конечно, здесь мы разобрали далеко не все псевдоисторические мифы, однако принцип везде один и тот же. Необходимо просто хорошо знать настоящую, неискаженную историю и на основе исторических фактов оспаривать неоязыческие фантазии. Современные профессиональные историки написали немало книг, которые можно с успехом использовать в полемике с неоязычниками. Псевдолингвистические мифы От слов своих... Неоязыческая псевдолингвистика плавно вытекает из неоязыческой псевдоистории. Цель псевдолингвистических мифов та же, что и в случае с псевдоисторией – обосновать древность и значимость язычества, доказать, что в современном русском языке осталась масса заимствованных со времен многобожия понятий. Неоязыческие авторы пишут псевдолингвистические исследования на тему существования праславянской письменности, а также делают попытки дешифровки сохранившихся надписей на археологических находках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

При нем музыка, как и пение, были введены в ежедневное богослужение, как его необходимые части. По свидетельству книги Паралипоменон, он поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилевна: Асафа главным, вторым по нем Захарию, Иеиела, Шемирамофа, Иехиила, Маттафию, Елиава и Ванею, Овед-Едома и Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах, а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом Завета Господня ( 1Пар. 16:4–6 ). Впоследствии Давид, вместе с начальниками войска отделил на службу при скинии сыновей Асафа, Емана и Идифума 135 , чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах. Все они, под руководством отца своего, пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя или Асафа, Идифума и Емана. «И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь» ( 1Пар. 25:1, 6–7 ). Все они были разделены на 24 чреды, по 12 человек в каждой чреде (ibid. 8–31), из которых четыре чреды принадлежали к роду Асафа, шесть – Идифума и четырнадцать – Емана. Каждая чреда имела своего начальника (менаццеах), которому она повиновалась. Такой порядок в распределении труда по пению и музыке между левитами перешел и в храм Соломонов и сохранялся более или менее неизменно до разрушения первого храма. Правда, при царях идолопоклонниках он мог несколько задерживаться в своем исполнении, но зато цари благочестивые, как Езекия и Иосия, восстановляли его в том самом виде, как это было установлено при Давиде (2Пар. 29и д.; 35:15). Даже разрушение храма при Навуходоносоре и вавилонский плен не уничтожили этого установления Давидова. Много левитов-певцов, потомков Асафа, возвратилось с Зоровавелем из плена в Иерусалим: по Неем. 7:44–140 человек, а по Ездр. 2:41–128 . Благодаря им и их потомкам богослужение во втором храме, а также чрезвычайные празднества опять стали сопровождаться музыкой и пением (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010