В начале XVIII века увеличилось число деревень, приписанных к приходу, это и послужило поводом к реконструкции церкви. В ходе реконструкции демонтировали крышу над молельней и надстроили восьмигранный сруб. Завершили сруб высокой шатровой крышей, увенчанной луковичной головкой с крестом. По периметру восьмерика устроили фронтонный пояс. В конце XVIII века рядом с церковью построили колокольню. Высота ее составила 35 метров и превзошла саму церковь, изменив облик всего комплекса. В XIX веке церковь опять реконструировали. Соединили церковь и колокольню крытым переходом, расширели окна, с наружи и с изнутри стены обшили тесом и окрасили. Варваринская церковь принадлежит к храмам типа " восьмерик на четверике " . Подобных построек много вокруг Онежского озера – это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте. Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа – она освящена в 1650 году. В 1865 году ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В 80-х годах ХХ века ее реставрировали: трапезной придали вид семнадцатого века, оставили одно косящатое и сделали заново два волоковых окна, поменяли тес кровель, заменили шелом (охлупень), прикрывающий стыки теса кровли трапезной и притвора. Строгий шелом на крыше - не небрежность реставраторов. Если в Архангельской области или на Вологодчине ему придавали очертания головы коня или птицы, то в Карелии чаще всего просто гладко отесывали. Так же не украшали, а лишь гладко отесывали концы " куриц " , поддерживающих " потоки " - деревянные желоба для отвода воды, стекающей с кровли. Из конструктивных элементов кровли в Карелии было принято украшать резьбой лишь концы " потоков " . Резьбу выполняли топором, долотом, реже коловоротом в зависимости от стиля самой резьбы: объемной, рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния, или плоскостной, видимой при ближайшем рассмотрении. Крупной топорной резьбой украшены " потоки " , расположенные на переломе кровель рундуков двухвсходного крыльца Варваринской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05067

В Северном Арктическом федеральном университете возродили домовый храм Апостола Иоанна Богослова 23 апреля 2018 г. 13:01 22 апреля 2018 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил первую за 100 лет архиерейскую Литургию в возрожденном Иоанно-Богословском храме при Северном Арктическом федеральном университете им. М.В. Ломоносова (САФУ). Домовая церковь располагается на втором этаже университетского корпуса (пр. Ломоносова, 4), в здании бывшей духовной семинарии. За богослужением молились губернатор Архангельской области Игорь Орлов, ректор САФУ Елена Кудряшова, глава администрации Архангельска Игорь Годзиш, председатель Областного собрания депутатов Виктор Новожилов, председатель Архангельской городской думы Валентина Сырова, председатель федерации хоккея с мячом Дмитрий Минин и другие высокие гости. В проповеди архипастырь напомнил, что в этот воскресный день Церковь празднует память святых жен-мироносиц — Христовых учениц, неотступно следовавших за своим Учителем и не оставивших Его даже в минуты Голгофских Страданий, когда разбежались все апостолы. «Святой Патриарх Тихон говорил, что Россию спасут не митры, а белые платочки, — сказал митрополит Даниил. — После событий 1917 года храмы отстаивали, наполняли и благоукрашали наши женщины. Жена-мироносица — каждая женщина, которая несет учение Христово, которая говорит о том, что Бог приходил на землю, что Он, соединившись с человеческой природой, пострадал за нас, отдал жизнь за всех людей, которые жили после Адама и будут жить до последнего дня существования мира. Цель женщины — научить, воспитать подрастающее поколение, чтобы оно могло молиться, нести ценности традиции Руси, великой державы. Наши бабушки были первыми проповедниками, они говорили маленьким детям о Христе, учили их молитве. Не страшно, что дети выросли и отошли от веры — добрые семена в свое время взойдут. И мы видим, что многие вернулись в Церковь, и она возрождается после всех скорбей и гонений. Возрождается она не количеством — ведь и апостолов было не много, но они стали малой закваской, изменившей мир».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В состав участников совещания вошли представители тех ключевых институтов, которые несут ответственность за сохранение и развитие Соловков как национальной святыни, а именно — Русской Православной Церкви, Администрации Президента России, Министерства культуры РФ, руководства области и поселка. Участников встречи со стороны Русской Православной Церкви возглавлял Патриарший викарий епископ Солнечногорский Сергий. Администрация Президента была представлена двумя лицами: руководителем и главным советником аппарата заместителя руководителя Администрации Президента РФ. Министр культуры делегировал директора Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, а также заместителя директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства. Архангельскую область представлял губернатор с сопровождавшими его лицами из областного правительства, поселковые власти — глава Соловецкого поселения. — Вероятно круг вопросов, которые были рассмотрены, был достаточно широк? Какие были приняты решения? Может быть, будут опубликованы какие-то итоговые документы? — По результатам совещания были сформулированы предложения, которые после детальной проработки предполагается вынести на рассмотрение Попечительского совета. В настоящее время Попечительский совет еще только формируется. Соответственно, говорить о конкретных решениях и документах до заседания Совета рано. —Вы сказали, что Попечительский совет по развитию монастыря только предстоит создать. Когда можно ожидать первое заседание? — Уточню еще раз: Попечительский совет, который планируется создать, будет заниматься не только монастырем, но всем комплексом вопросов, связанных с развитием Соловецкого архипелага. Что же касается времени создания Совета, то участники совещания были единодушны во мнении, что чем раньше это состоится, тем больше можно будет успеть сделать для Соловков уже в текущем году, чего все мы искренне желаем. Решили обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о назначении учредительного заседания Попечительского совета в ближайшее время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210514...

Великий Устюг. Яиковский Филипповский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1400 - 1450. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Гледенская ул.,61 Координаты: 60.772174, 46.271124 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Филипповская Яиковская Знаменская мужская пустынь С 1908 года Устюжский Знамено-Филипповский общежительный женский заштатный монастырь. Пустынь находилась с западной стороны под городом Великий Устюг на Яиковой горе на левом берегу Сухоны. Ныне город Великий Устюг Вологодской области. Основателем пустыни считается преподобный Филипп Сухонский, Яиковский, местно чтимый святой. Постриженик Михаило-Архангельского монастыря Филипп пришел на Яикову гору, построил келью и часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и жил здесь отшельником до 1654 года. Был уважаем местными жителями за праведность. Скончался в 1662 году. Память празднуется в День вологодских святых. Мощи его перед революцией 1917 года покоились под спудом в Знаменской церкви. В 1722 году за пустыней числилась 101 крестьянская душа. В 1735 году построена каменная с колокольней в одной связи одноэтажная пятиглавая двупрестольная церковь. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», придельный - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. В 1764 году небогатая мужская пустынь осталась за штатом. В 1809 году по предложению епископа Евгения Болховитинова (будущий митрополит Киевский) построен первый каменный настоятельско-братский корпус на средства купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной. В 1850 году теплый Филипповский придел переделан: добавлен престол святителя Николая Мирликийского. В 1908 году мужской монастырь обращен в женский. Здания монастыря в начале 20-го века: 1. Трехпрестольная Знаменская церковь. 2. Два каменных корпуса (настоятельский и сестринский). 3. Три деревянных флигеля. 4. Деревянный дом для семьи священника.

http://sobory.ru/article/?object=27690

Верховье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1870 и 1878. Архитектор:Д. Васильев Адрес: Архангельская область, Приморский район, Патракеевское м/о, д. Верховье Координаты: 64.961118, 40.416511 Проезд:из Архангельска по дороге на Талаги, Ижму, Лапоминку. за Лапоминкой по зимнику до д. Патракеевка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенская Мудьюжская церковь в деревне Верховье (Патракеевка) Приморского района Архангельской области Кирпичная церковь, построенная в 1872-1884 гг. при помощи купца И.И. Антуфьева. Двусветный одноглавый четверик с полукруглым алтарем, двухпридельной трапезной и трехъярусной колокольней под каркасным шатром. Декоративное убранство в духе псевдорусского стиля. В трапезной приделы Введенский и Василия Блаженного. Закрыта не позже 1930-х гг., венчания сломаны. Пустует. http://arh-eparhia.cerkov.ru/xramy/ В Патракеевке на зимнем берегу Белого моря местные жители продолжают восстанавливать старинную кирпичную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На интернет-платформе «Начинание» они открыли сбор средств для ремонта кладки здания храма. Бюджет проекта — 200 тысяч рублей, из них на 28 февраля собрано менее 10 тысяч. «Мы планируем в летний сезон 2020 года привлечь замечательных архангельских каменщиков на ремонт старой кирпичной кладки. Также специалисты возведут строительные леса для будущих восстановительных работ. Продолжать восстановление колокольни — наша большая цель и задача. Когда-то с ее высот перезвоном и радостным, и печальным, и торжественным оглашалась вся округа», — рассказала автор проекта Марина Сидоренко. Отметим, это уже четвертый проект патракеевцев. На собранные деньги предыдущих трех общине удалось восстановить кровлю над трапезной частью храма, установить купол и крест, а также начать восстановление фасада колокольни и возвести две кирпичные пристройки. «Впереди еще много работы. Но шаг за шагом с Божией помощью, с молитвами и с участием многих жертвователей мы вернем Успенскому храму его перезвоны. И вновь мы просим поддержать наш проект, потому что без поддержки мы эту задачу не решим», — подчеркнула Марина Сидоренко.

http://sobory.ru/article/?object=16335

Возникновение автономной Саранской епахии датируется 1991 г., но это - лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса возрождения приходов Мордовии. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не оставалось ни одного прихода; в годы военого лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей - в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Далее борьба священников с властью шла с переменным успехом. В 1961 г. вновь был отнят у верующих Макаровский погост, подвергшийся разрушению, а затем переделке под туристский центр. Зато приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке, потерявшей два храма, построенных помещиками Струйскими на рубеже XVIII-XIX вв. К середине 1980-х гг. мордовская часть Пензенской епархии достаточно окрепла, чтобы вопрос о церковной автономии перешел из области далеких проектов в более реалистичную фазу. Пензенские архиереи, и прежде всего епископ Мелхиседек и архиепископ Серафим, сделали многое для того, чтобы Мордовия обрела решительность в духовных делах. Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой, подвинувшей многие приходы на решительные шаги по возвращению храмов. Так, в 1989 г. жители нескольких пригородных сел (Макаровки, Луховки, Солдатского, Куликовки) потребовали вернуть верующим Макаровский погост; архиепископ Серафим поддержал людей. В Саранск для переговоров с властями прибыл секретарь епархиального управления Варсонофий (будущий епископ Саранский); когда приход заручился поддержкой Святейшего Патриарха Пимена, власти сдались: вначале к общине отошли Иоанно-Богословская и Михаило-Архангельская, а затем и Знаменская церкви. Всего к 1991 г. в Мордовии действовало около 50 приходов, но не было ни одного монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Саранск

Гавриил Дмитриевич Васёв - Шеговары - А по воскресеньям и церковным праздникам у нас идёт «служба местных грешников», - тут Гавриил Дмитриевич заразительно смеётся. -Остальные, видимо, у вас в селе праведники, раз в храм не ходят, - поддерживаю шутливый тон старосты. - А сколько всего человек живёт в Шеговарах? - Вместе с окрестными деревнями около тысячи. Летом-то больше народу в храм приходит. А когда батюшки приезжают, вообще полная церковь набивается. У старосты в Шеговарах Бывают встречи, от которых душа поёт и ликует на протяжении многих дней, как будто ты встретился с кем-то самым близким и дорогим для тебя. Именно такую встречу Господь послал мне в старинном селе Шеговары, что на реке Ваге в Архангельской области. Здесь я познакомился со старостой местного храма в честь св. Александра Невского - Гавриилом Дмитриевичем Васёвым.Он же этот храм и строил. Небольшой, удивительно соразмерный, словно из сказки, храм святого князя-воителя расположился на высоком берегу у околицы села и органично вписался в окружающую природу. Приехали мы в это село в последний день января. На улице - 32 градуса. Снег слепил глаза и драгоценной россыпью искрился на солнце, создавая фантастическую картину. Во время всего путешествия по Важскому краю мы с замиранием сердца любовались из окон автомобиля на необыкновенные виды,что открывались вокруг. Широкие долины, холмы и реки - места здесь привольные, завораживают красотой. Отправляя нас в Шеговары, настоятель шенкурского прихода заверил, что Гавриила Дмитриевича знает каждый сельчанин и любой укажет его дом. Так оно и оказалось, только вот поначалу мы с моим добровольным помощником - водителем Женей, согласившимся повозить меня на своей старенькой «Ниве» по Шенкурскому району, - подъехали к новому храму и только потом отыскали дом старосты. Гавриил Дмитриевич ждал нас, сразу же пригласил к столу. В этот день с утра я уже дважды позавтракал, встречаясь с героями своих будущих публикаций, но отказаться от трапезы не было никакой возможности. Всё-таки архангелогородцы очень гостеприимный народ. Жена хозяина, которую он ласково называл Алёнушкой, принялась потчевать меня душистыми разносолами, горячим, на травах, чаем.

http://pravoslavie.ru/51759.html

Града Архангельскаго Святыя 312. Преподобный Евфимий начальник монастыря Корельскаго иже бысть на Двине реце, Архангельский чудотворец, преставися в лето 7000 В начале XV века пришел (неизвестно откуда) на Корельский берег Белого моря преп. Евфимий. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя Николая и несколько келлий, как в 1419 году, Норвежские разбойники напали на монастрь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков. Вскоре потом сыновья Марфы Посадницы, владевшей на Севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины и погребены в развалинах разоренной обители. Это были молодые люди Антоний и Феликс, сыновья Марфы от первого ее брака с Филиппом Васильевичем. Мать их щедрыми пожертвованиями помогла преп. Евфимию возобновить церковь и келлии. Кроме трудов об устройстве монастыря, преп. Евфимий много потрудился в просвещении дикого населения Корельского края и воспитал в учениках своих ревность к святому подвижничеству, ум. около 1435 года (Рассказы из Ист. Рус. Ц., стр. 341–342). Мощи его почивают под спудом в храме основанной им Николаевской Корельской обители, находящейся в 35 верстах от Архангельска на устье р. Двины. Сыновья Марфы местно почитаются праведными; память их, вместе с преп. Евфимием, 16 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: преподобный отец наш Евфимий, иже у города Архангельскаго, новый чудотворец: подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук черный, правая рука благословенна, а в левой свиток и клюка» (Филимонов, стр. 43). 313. Святыя и праведныя Иоанн и Логин Яренгския чудотворцы, иже быша в Никольском монастыре, преставися в лето 7050 месяца июля в 3 день Блаж. Иоанн и Логгин были учениками святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, и проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю, и возвращаясь, застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда, блаж. Иоанн и Логгин потонули. Теда их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне у приходской церкви с. Яренги. В 1625 году, инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвесть на месте точно еисследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. Разъискание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1635 году, Яренский монастырь отдан был в ведение Соловецкой обители, а 1764 г. упразднен. В церкви его, ныне приходской, почивают под спудом мощи Яренских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Устюга Святыя 294. Святый Праведный Иоанн и Святая и праведная Мария сестра его, иже бысть начальник великаго града Устюга, положены же быша мощи их у церкви Вознесения Господня на посаде в лето 6000 Буга или Багу был татарским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он в 1262 году взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение с именем Иоанна и обвенчался с Мариею. Народ примирился с ним, а Бану-Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по монгольской привычке Багу забавлялся соколиною охотою, построен был храм Предтечи с обителию. Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви (Архангельск. лет. 59. Устюж. лет. у Карам. IV, пр. 106. III, пр. 186). 295. Святый и блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый, преставися в лето 6811 месяца июля в 8 день Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, плененный уставами и учением православной церкви, отказался от папизма и принял православие. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав все имение бедным и частию в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства. Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюге. Он нашел полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На ее паперти Прокопий стал проводить ночи в молитве; а днем ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили и били. Утешением для подвижника была преведная чета Иоанна Буна и Мария; другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители; но и у него не искал он плотского покоя. В 1290 году, воззванием к народу о покаянии и своею горячею молитвою пред образом Благовещения Богоматери в соборном храме, он отвратил от Устюга страшную черную тучу: она разразилась в 20 верстах от города, в дебри Котовальской, падением множества раскаленных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Гусевка. Гусевский Ахтырский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты  Гусевка. Гусевский Ахтырский женский монастырь Ахтырский монастырь, общежительный, при слободе Гусевке, в 60 верстах от города Камышина. Учрежден в 1892 году из существовавшей с 1880 года женской общины. При монастыре богадельня и школа-приют для малолетних девочек-сирот. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским и уговорил его создать в этих местах общину. Сначала 30 сестёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г. и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты. В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей. В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогали в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=30741

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010