Полярный. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1880 - 1881. Год утраты:1937 Адрес: Мурманская область, городской округ ЗАТО Александровск, город Полярный Координаты: 69.203281, 33.450928 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В Екатерининскую гавань (ныне п. Полярный) перевезли в 1895 г. из Ара-Губы часовню Покрова Богородицы, построенную в середине 80-х годов XIX века управляющим Арским китобойным заводом П.П. Андреевым. Ежегодно 1 октября сначала кольским, а затем александровским причтом совершались всенощные бдения, " часы, изобразительные, молебны, вечерни и повечерия " . «Храмы Кольского Севера» (dobrohot.org) До революции на Екатерининском острове г. Полярного работала часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Историю появления часовни нашли в архивах сотрудники полярнинского историко-краеведческого музея. Уже более ста лет прошло со дня основания города Полярного. К сожалению, многие страницы его истории остаются для многих «белыми пятнами». В советское время жители нашего города по праву гордились тем, что в годы Великой Отечественной войны в Полярном располагался штаб Северного флота, базировались его основные силы. Но есть интересный период в самом начале существования города, который можно назвать «александровским», по тогдашнему названию города. В советские годы старательно вычеркивался дореволюционный период из истории. Именно поэтому мы еще мало знаем о жизни в Александровске, о его населении. Для восстановления этих пробелов приходится обращаться к архивам, так как живых свидетелей тех лет уже не осталось. Основные документы об «александровском» периоде истории города хранятся в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) и в Государственном архиве Архангельской области (ГААО). При очередном знакомстве с документами в ГАМО выяснились некоторые подробности о часовне, действовавшей на Екатерининском острове в начале XX века.

http://sobory.ru/article/?object=60937

Прот. Павел Самойленко Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867–1894 гг. Источник Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его Татианы Ксенофонтовны, как он сам свидетельствует в Ставленническом допросе и как следует из копии аттестата его, – 30 января 1867 года в станице Кавказской, Кубанской области 1 . Вскоре семья переехала в станицу Ново-Александровскую, Кубанской области (ныне город Новоалександровск Ставропольского края). Надо, правда, отметить, что помимо явно неверного года, рождения (1864), приводимого вслед за протопресвитером Михаилом Польским во всех современных публикациях, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают еще два года, как возможную дату рождения о. Иоанна. Из клировой ведомости Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской за 1874 год следует, что у священника Иоанна Восторгова трое детей: Иван – 8 лет, Николай – 5 лет, Александр – 1 год 2 . Простое вычитание годов от роду из года составления ведомости дает нам 1866 год, как год рождения о. Иоанна. Сведения о бедных духовного звания, получающих помощь из епархиальных средств за 1882 год 3 показывают, что у вдовы священника ст. Ново-Александровской Татианы Восторговой четверо детей: Мария – 15 лет, Иван – 14 лет, Николай – 10 лет, Александр – 6 лет. Таким образом, на основании этого документа, приходится предположить 1868 год, как год рождения Иоанна Восторгова . И, тем не менее, учитывая все эти факты, мы останавливаемся на 1867 годе, как годе рождения о. Иоанна. Опыт работы с архивными документами того периода подсказывает довольно простое разрешение этой проблемы. Учет рождений был поставлен не на высоте. За каждый год встречаются десятки дел о неправильной дате рождения или крещения. Но уж в семье годы и места рождения детей должны были сохраняться точно, именно это убеждает в верности 1867 года, как года рождения о. Иоанна. Тем более, что и в первом и во втором случае определенно год рождения не указывается, указываются лишь года от рождения в тот или иной год. К тому же, есть два косвенных свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Разбор часовни в с. Большое Плоское ЖМП 4 апрель 2014 /  5 мая 2014 г. Спасти уходящую Русь В Московском строительном колледже 26 нашли эффективный способ, как заинтересовать учеников родной культурой и православной верой Приобщать молодых людей к Церкви можно разными способами: паломническими поездками, рассказами о подвигах святых и новомучеников или через уроки православной культуры. Однако есть и еще один, не менее действенный метод — восстанавливать своими руками разрушенные памятники православной архитектуры. Ведь заброшенные храмы и часовни — это не только образцы древнего зодчества, но и живые свидетельства искренней веры в Бога и любви к Нему наших предков. Студенты 26-го строительного колледжа участвуют в реставрации памятников архитектуры уже более десяти лет. Эти поездки в рамках летней студенческой практики  — часть проекта «Наследие», который объединяет неравнодушных к отечественной архитектуре преподавателей и учащихся нескольких столичных колледжей. Один из крупных проектов, в котором ученики работали бок о бок с профессиональными реставраторами, — храм Святого Александра Свирского на Хижгоре в национальном Кенозерском парке в Архангельской области. Одну из идей создателей «Наследия» — восстановление Ильинского храма в селе Турилово — удалось осуществить благодаря поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», который, как сказано на сайте, поощряет творчески активных людей к «созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций».   Маяки вечности Один из последних совместных проектов «Наследия» и «Православной инициативы» — Ильинский храм в селе Турилове (Антроповский район Костромской области) на месте разрушенного в 1960-х годах одноименного каменного храма. Идея его строительства принадлежит православному философу и краеведу Василию Моксякову, который уже 15 лет живет вблизи Турилова. За эти годы краеведу удалось много чего добиться: получил благословение правящего архиерея на строительство храма, нашел инициативных людей, которые на расчистку фундамента прислали студентов столичного Колледжа предпринимательства 11. «Турилово знаменательно тем, что это дворянское гнездо рода Рылеевых, многие из которых жили в этих местах и были похоронены на Ильинском погосте. Здесь бывал известный русский богослов профессор Московской духовной академии Александр Голубцов, друг историка Василия Ключевского. Это место связано с нашей историей, нашей культурой», — поясняет Василий Михайлович в интервью журналу.

http://e-vestnik.ru/society/spasti_uhody...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 9 (22) Преподобномученик Андроник (Суриков) Преподобномученик Андроник родился 5 октября 1885 года в селе Огрызково Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Сурикова и в крещении наречен был Андреем. Образование Андрей получил в церковноприходской школе; в 1902 году он поступил в Можайский Лужецкий монастырь, где подвизался на различных послушаниях, но главным образом на клиросном. В 1916 году Андрей был призван на фронт и служил рядовым в 52-м пехотном полку. В 1917 году воинское начальство отпустило его на полевые работы, в 1918 году он был демобилизован и вернулся в Лужецкий монастырь и был пострижен в монашество с именем Андроник. В 1920 году монах Андроник был переведен в Московский Симонов монастырь и 20 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. В 1924 году он был награжден двойным орарем. В 1928 году в том же монастыре он был рукоположен во иеромонаха. После закрытия в 1929 году Симонова монастыря, отец Андроник был переведен в Успенскую, что в Крутицах церковь, где прослужил до 28 декабря 1930 года. Тогда в Москве было арестовано более трехсот священнослужителей, монахов, монахинь и православных мирян, и среди них иеромонах Андроник. Их обвинили в «активной антисоветской деятельности, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, оказании помощи ссыльным единомышленникам, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения...» 31 декабря следователь допросил священника, и тот, отвечая на его вопросы, сказал: «В политических партиях я никогда не состоял и не состою. Знакомых членов антисоветских партий у меня нет... Знакомства я ни с кем не веду, веду замкнутый образ жизни, так что я ни к кому не хожу, и ко мне никто не ходит». Тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Андроника к трем годам ссылки в Северный край, и он был выслан в город Пинегу Архангельской области и работал здесь на лесоповале. После окончания ссылки, в 1934 году он поселился на родине в селе Огрызково, которое вошло тогда в состав Шаховского района Московской области. 27 ноября 1935 года епископ Волоколамский Иоанн (Широков) определил отца Андроника на должность псаломщика к Николаевской церкви села Холмец Шаховского района.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/845/Andr...

Романов Остров. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская часовня /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:между приблизительно 1720 и 1776. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Верхнетоемский район, Романов Остров Координаты: 62.944121, 46.376032 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Некоторые данные о деревянном шатровом храме-часовне во имя вмч. Георгия в деревне Романов остров Гавриловской волости Сольвычегодского уезда История деревянного зодчества Сольвычегодского края таит в себе еще множество белых пятен. Значительное количество интереснейших храмов до настоящего времени не только не были изучены, но до сих пор не известны исследователям. К их числу относится церковь-часовня в деревне Романов Остров, расположенная в 20 км от устья реки Выи (ныне Верхнетоемский район Архангельской области). Об истории деревни сохранились только самые общие сведения. Она входила в «куст» Гавриловских деревень, расположенных верховьях реки Пинеги и ее притоков: Суры и Выи. Примерно до середины XIV века эта местность считалась волостью Великого Новгорода, затем, после поражения новгородцев на реке Шелони, все местные земли стали принадлежать великому князю московскому Дмитрию Ивановичу Донскому. Впоследствии Гавриловская волость много раз меняла свою административно–территориальную принадлежность. В разное время она входила в состав Двинского, а затем Кевролького (Пинежского) уездов, а также называлась Выйской волостью. Наконец, с 1796 по 1924 годы она относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Центром волости в этот период являлась деревня Романов Остров. С 1925 года до настоящего времени весь этот край принадлежит к Верхнетоемскому району Архангельской области.

http://sobory.ru/article/?object=53767

Шидрово. Церковь Георгия Победоносца. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1910 и 1913. Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район, село Шидрово Координаты: 62.781858, 42.870238 Проезд:По трассе М-8 Москва - Архангельск до поворота на Котлас (начало трассы " Усть-Вага - Ядриха " в Виноградовском районе) далее около 5 километров до поворота влево на Шидрово и по грунтовке 4 км до п. Шидрово. Проехать через весь посёлок и от него 1 км до д. Шидрово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старинный храм святого Георгия Победоносца в поселке Шидрово (Виноградовский район Архангельской области) обрел купол. Все работы по подготовке, изготовлению и сборке на месте осуществил дьякон Виктор Абакумов, клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Березнике. Строительство храма в п. Шидрово началось в 1912 году. Тогда крестьяне из деревни Запонь (что примыкает к Шидрово) собрали на это богоугодное дело четыре тысячи рублей, кроме того, были добавлены средства из государственных денег Шенкурского уезда. Церковь освятили в 1913 во имя великомученика Георгия Победоносца. После разорения в советский период храм начал восстанавливаться в начале XXI века. В 2013 году 6 мая церковь отметила столетие со дня освящения. Тогда иконостас храма украсили образами, которые изготовили в Софрино. http://www.arh-eparhia.ru/news/188/49949/ Из архивных документов Архангельской области известно, что 14 ноября 1907 года в консисторию Его Преосвященству епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию поступило прошение доверенного от общества крестьян деревни Шидровской Усть-Важской волости Павла Фёдоровича Аксёнова. Он сообщает, что «крестьяне деревни Шидровской решили с Божьей помощью соорудить на месте старой часовни деревянную церковь; собрали на этот предмет до 400 брёвен лесу и 400 рублей денег» (для сравнения - корова тогда в деревнях стоила 7 - 10 рублей, яловые сапоги – 5 рублей). «Для дальнейшего же осуществления сего дела необходимо разрешение Его Преосвященства, как на постройку самой церкви, так и на дальнейшее приобретение средств на сооружение её». Разрешение было получено. Учёт собранных денег записывали в «Сборную книгу», которую доверили вести крестьянину Павлу Федосеевичу Назарову, избранному на сходе общества крестьян–сборщиков дер. Шидрово

http://sobory.ru/article/?object=10821

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Почитание игумении Таисии Леушинской на западных рубежах России Дмитрий Коновалов о почитании выдающейся подвижницы в Свято-Елисаветинском монастыре Калининградской епархии Дмитрий Коновалов   10:17 13.09.2018 876 Время на чтение 5 минут На прошедшем недавно в Вологде архиерейском совете епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан заявил о передаче собранных документов в Священный Синод, свидетельствующих о святости выдающейся подвижницы конца 19 – начала 20 века, духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского – игумении Таисии Леушинской. В собранных архивных документах представлены доказательства многочисленных трудов матушки Таисии на ниве служения Богу, Церкви и людям. При своей земной жизни матушка Таисия основала 20 женских монастырей, которые своими трудами не только построила – воздвигнув стены, но и собрав в них сестер, воспитав своей духовной мудростью нескольких игумений. Самым знаменитым детищем матушки Таисии является Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в 1940-е годы затопленный водами рукотворного Рыбинского водохранилища. Игумения Таисия Леушинская для всего Русского Севера и Верхневолжья имеет неоценимое духовное значение. Ее бесценным духовным наследием пользуются и хранят о ней память в Вологодской, Ярославской, Новгородской, Архангельской областях и Санкт-Петербурге. А так же, как бы это странно ни звучало, – в Калининграде – самом западном регионе России. Казалось бы, какое отношение имеют западные рубежи России к игумении Таисии? Здесь матушка никогда не была. Здесь не жили ее духовные чада. Ничего об этой земле не писала. И вообще, при жизни игумении Калининградская область была территорией Германии – Восточной Пруссией. Это был один из очагов немецкой государственности, цитадель Тевтонского ордена, от которого исходила постоянная агрессия крестовых походов на Русь, где ковались планы Второй мировой войны. В 1945 году часть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу как моральная и материальная компенсация за понесенные нашим государством потери от немецко-фашистских захватчиков. Немецкий город Кенигсберг стал Калининградом, Пиллау – Балтийском, Раушен – Светлогорском. До 1988 года на территории Калининградской области не было ни одного православного храма, были лишь брошенные или используемые в хозяйственных нуждах католические храмы и протестантские кирхи. Калининградская область была зоной государственного атеизма. Первый монастырь здесь был основан по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 2001 году на самой границе с Литвой и в 150 км от Польши. Он стал самым западным монастырем Русской земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/po...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Русский Запад» встречается и прощается с мастером О мероприятиях книжного форума в Пскове Павел Кренев (Поздеев)   11:25 07.05.2021 921 В Псковской областной универсальной научной библиотеке при поддержке Комитета по культуре Псковской области с 14 по 17 апреля проходил VI международный книжный форум «Русский Запад», в котором приняли участие писатели, издатели, учёные и журналисты из Петербурга, Москвы, Тобольска и многих других городов России. В рамках престижного книжного форума в голубом зале недавно отремонтированной библиотеки состоялась моя творческая встреча с читателями, на которой я представил молодым псковским любителям словесности две своих новых книги – сборник повестей и рассказов о северной деревне «На Севере. На Летнем берегу» (Архангельск: Лоция, 2020), отмеченный в марте этого года Патриаршей премией имени С.Т. Аксакова, и сборник новелл о животных «Первый бал Пеструхи» с иллюстрациями известного московского художника Николая Васильева, вышедший недавно в московском издательстве «Academia». Заинтересованные старшеклассники задали московскому гостю многочисленные вопросы, за каждый из которых они получали в подарок книгу или журнал «Литературные знакомства» с публикацией Павла Кренёва в моей авторской рубрике «Свет русского Севера». Вела творческую встречу Антонина Евгеньевна Голубева, главный специалист Регионального центра чтения.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/ru...

     Век расслабленного - Я где-то читала, что у нас век расслабленного, когда никому ничего не надо, хотят, чтобы им принесли всё на блюдечке, - говорит Людмила. - Век расслабленного? - переспрашиваю я растерянно, не потому, что не понял, а удивлённый точностью определения. Она - староста храма Иоанна Крестителя, освящённого недавно в деревне Шиловская Вельского райо-на Архангельской области. Улыбчивый, очень добрый человек. На вопрос, почему именно её выбрали, смеётся: - Не знаю. Наверное, потому что ко мне в деревне все хорошо относятся. С чего всё начиналось в новом храме? Первая служба состоялась в июле этого года. Но Людмила Баракшина с двумя знакомыми прихожанками начала читать канон Иоанну Крестителю за год до этого, в ещё строящейся церкви. Одновременно пришлось созидать и ту Церковь, о которой Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Оказалось, что самое трудное - сохранить отношения. Часто раздражались: одна ударение неправильно поставит в слове, у другой голос сегодня не такой. - Не о молитве думаем, не о каноне, - объясняет Людмила. - Хочешь показать, что не обиделась, когда тебе указывают на ошибку, но почему-то опять то же слово неправильно читаешь, будто кто за язык дёргает. Тут ещё беда с сыном случилась, и я замкнулась, переживала сама в себе. Закончим молиться - и до свиданья, сразу домой бегу. А наши думали, что это из гордости... Теперь чаще одна канон читаю, но иногда снова втроём. Дай Бог, всё будет хорошо. Она замолкает. В рассказе Людмилы нет обиды. Скорее, самоукорение и огорчение, что всё так вышло, и надежда, что всё образуется. - Нас стараются рассорить, - говорю я. - Знаю, - улыбается Людмила немного грустно, и я понимаю, почему к ней хорошо относятся в деревне. - В таких случаях нужно сесть вместе и обсудить. - Мы пытались, пока не получается. Одна из наших говорит: «Когда начала ходить в храм, стала раздражительной». Мне тоже сейчас тяжело. Как говорил наш вельский батюшка Антоний (Яворский), «сначала тебя Дух Святой носил, а сейчас потрудись».

http://pravoslavie.ru/75605.html

Аверкиевская. Часовня Николая Чудотворца. Никольско-Ильинская часовня в Округе Карта и ближайшие объекты Часовня стоит на берегу реки Большая Сондола, рядом с ней источник с хорошо сохранившимся ледником. Сруб часовни достаточно крепкий. Нашими силами разрушенная кровля перекрыта рубероидом. Аварийные работы в часовне продолжаются.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» В деревне Аверкиевская (её неофициальное название — Округа) Плесецкого района Архангельской области до наших дней сохранилась уникальная часовня. Она была освящена в честь Николая Чудотворца и Илии Пророка. Расположена она на берегу речки Большая Сондола – притоке Кены. Прямо из-под часовни бьёт святой источник. Место это очень почитаемое. Многие здесь останавливаются по пути в Кенозерский национальный парк, или же просто набрать воды из родника в дальнюю дорогу. Деревня Аверкиевская в прежние времена относилась к Кенорецкому приходу, центром которого была д. Измайловская (Лёшино), стоящая в семи километрах выше по течению Кены, где сохранились каменная церковь Параскевы Пятницы 1805 г. и легендарный деревянный мост на городнях (сейчас уже грозящий обрушением). В приходе было ещё не менее пяти часовен, ныне все из них утрачены, кроме Макарьевской из деревни Овчин Конец, перевезённой в музей Малые Корелы. Таким образом, часовня в Округе – единственная из Кенорецкого прихода, сохранившаяся до наших дней и на своём месте. И, надо отметить, что она не первая, построенная на этом месте: из Переписной книги Каргопольского уезда 1712 г. известно, что в то время в деревне Аверкиевской была часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери и, возможно, стояла она у этого же родника. Нынешняя, Никольско-Ильинская часовня, чей древний облик замаскирован «благолепными поновлениями», на первый взгляд создаёт впечатление поздней постройки XIX века. Состоит она из молельного помещения и галереи с западной и южной сторон, объединённых под одной кровлей. Но при внимательном знакомстве с ней проявляются черты, свойственные более ранней эпохе. Так, например, интерес представляет косящатое окно на южной стене, элементы которого связаны старинным соединением «на ус» (в XIX веке такая технология уже не применялось). На слегах крыши сохранились следы от куриц, поддерживавших первоначальную безгвоздевую кровлю. Всё это позволяет датировать часовню серединой XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=11236

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010