299 О саккосе Архиепископов ист. иер. 1, 573. 574. Акт. эксп. 4. 230. О прочем собор. опред. 1675 г. 300 При Патриархе Иове (1589–1605) в первый раз изданы обе триоди (1589 и 1592), октоих (1594), архиерейский чиновник, общая минея (1600) и служебник (1602). При Патриархе Гермогене начали издавать служебные минеи и издали на сентябрь (1607), октябрь (1609) и ноябрь (1610), также издан был устав. О последнем см. § 26; о прочих у Строева в описаниях староп. книг. Новые праздники при Патриархе Иове: а) в 1591 г. написан канон и исправлена служба самим Иовом преподобному Иосифу Волоколамскому, а собор положил праздновать память его во всех Церквах (волокол. ркп. 191. 192); б) в 1600 г. установлено праздновать везде преподобному Корнелию Комельскому (акт. эксп. 2, 222). 301 В послесловиях к книгам того времени говорится только о славянских списках; см. прим. 305–307. 310. 320. При Иове и Гермогене жил в Кремле и совершал службы за упокой почивших князей в архангельском соборе Арсений эллассонский (ист. акт. 2, 422. Акт. эксп. 2, 148. 3, 4–7. Палицын сл. 78); ни послесловия книг, печатавшихся в то время, ни другие памятники не показывают, чтобы поручено ему было исправление книг. Стефан суздальский архиеп. в 1668 писал к Патр. Иоасафу «в мимошедших летах, по нахождении на московское государство и на православных христиан безбожных и богоненавистных Ляхов, благословением Божиим и избранием освященного собора был в Суздали в дому пречистые Богородицы на архиерейском престоле греческие страны Гелассонского града архиепископ Арсений, о немже в житии пр. Сергия (в опис. осады лавры) и в прологе в октябре месяце, на праздник пресв. Богородицы, еже нарицается Казанская, в избавлении вел. града Москвы и всего российского государства от безбожных Ляхов, воспоминается. И будучи он арихепископ Арсений в Суждале, на своем престоле волею Божиею преставися и погребен в соборной Церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в прошлом 7133 (1625) году, на левой стране подле столпа». (Ркп.). На соборе 1613 г. подписался Арсений архиеп. Архангельский и Тверский. (Акт. эксп. 3, 4. 7) и Герасим Суздальский. Потом в 1617. 1619. 1622 видим Арсения архиеп. Суздальским (Акт. Ист 1, 369. Акт. эксп. 3, 176. 484). Сл. прим. 305. В ист. иер. 1, 339. 340 ошибки. По словам ключаря Анания, Арсений переведен в Суздаль в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

312 Однако и он (в притче о человеческой душе и о теле) настойчиво требует «прилежно почитати святыя книги: се и душу цломудрену сотворяет, и к смирению прилагает, ум и сердце на добродетели взостряет». Ср. Сухомлинов. О сочинениях Кирилла Туровского в Исследованиях по древней русской литературе. Спб. 1908, 273 и сл. 314 В Изборнике Святослава (1073 г.) находятся следующие достопримечательные слова о пользе книги для праведной жизни: «как для коня правитель и воздержание – узда, так для праведника – книга; как не ставится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжнаго; как пленник думает о родителях своих, так и праведник о почитан.книжном; красота воину – оружие, а кораблю– ветрило; так и праведнику – почитанье книжное». 315 См. статью Христианское образование русск. князей в Х – XII вв. Воронежских Епарх. Ведомостях 1894 г., 2 и сл. 317 «Слово о погибели русския земли», вновь найденный памятник литературы XIII в. Спб. 1892, 18–19. 318 Всех канонизованных иноков на Руси насчитывается до 270; если сюда присоединить 54 канонизованных русских иерархов, то окажется, что почти все русские святые прошли путем иночества»говорит Терновский. I, 169. 319 Голубинский. О значении преп. Сергия в истории нашего монашества, «Богосл. Вест.», ноябрь 1892. Ключевский. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства, там же. 322 По житиям Прокопия Устюжского, Дионисия Глушицкого, Александра Куштского. Сергия Нуромского, Павла Обнорского и Арсения Комельского 330 Там же, и его же: «Как служили миру подвижники древней Руси? Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1903, 17. К Варлааму Хутынскому «отовсюду собирались князи и бояри и убозии, он же никогда не ленив о учити люди». 331 В записке Иннокентия о последних днях учителя его, Пафнутия Боровского (в приложении к Ключевскому, Древнерусск. жития, 445–446), читаем: «не токмо же от князь и от княгинь, но и от прочаго народа, от бояр же и от простых (со златом со всех стран приходящих) мы же о сих ничто же рещи смеяхом старцу», возвращавшему присланное князем со словами: «ничто же требую от мира сего, ниже чести желаю, ниже страха от мира сего боюся». «Мирским и странным не по человекоугодию, но по Божию закону вся глаголаше, паче же делы творяще; не устыдеся никогда же лица княжеска, или болярска, ни приносом богатых умягчися когда»... «Многим и сердечныя тайны беседою отверзаше». Там же, стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

395 Сего рода сказания из рукописного стишного в печатный пролог перешедшие суть следующие: 7 сент. Стефана папы римского (есть в греч. рукоп. 390 1295 г.), 9 о вселен. соборе в Ефесе (нет и в 1295 г.). 23 муч. Иранды, октября 7 мучч. Сергия и Вакха, 10 пр. Феофила (оно 2 окт. 1295 г.), 12 Космы, еп. маюмского (в слав. прологе 1429 оно 15 янв.), 15 мучч. Сарвила и Вевеи, ноября 23 Григория, еп. акрагантийского, 24 муч. Екатерины, муч. Меркурия (в 1429 нояб. 26; о Меркурии тоже в печат. греч. минее 1870 г.), 28 Стефава нового, декабря 24 муч. Евгении (в греч. минее писано стихами), 26 муч. Евареста, янв. 18 пр. Маркиана кирского (есть в печ. греч. минее 1818 г.), 20 мучч. Евгения, Кандида и других, 23 6 вселенского собора, 25 Григория Богослова , 26 пр. Ксенофонта, 27 пренесение мощей Иоанна Златоустог о, 30 пр. Зинона, 9 марта 40 мучч. (сокращено сказание греческих миней), 12 пр. Феофана сигрианского, 13 перенесение мощей патриарха Никифора (сокращено сказание греческих миней), 29 Марка арефусийского, Евстафия вифинийского, Иоанна в студенце, мая 22 муч. Василиска, 24 пр. Симеона дивногорца (сокращено в слав.), 29 первого вселенского собора, июня 8 о Феодоре стратилате, июля 13 пр. Стефана Саваита, 17 муч. Марины, 30 Иоанна воина. 398 Они следующие: 3 декаб. пр. Саввы сторожевского, 7 дек. пр. Антония сибского, 21 дек. св. Петра митрополита московского, 10 янв. пр. Павла комельского, 11 янв. пр. Михаила клопского, 31 янв. Никиты, еп. новгородского, марта 2 св. Арсения тверского, 11 марта св. Евфимия, еп. новгородского, 17 марта пр. Макария колязинского, апр. 17 св. Зосимы соловецкого, марта 26 св. Стефана пермского, марта 28 св. Кирилла, еп. туровского, мая 7 пр. Антония печерского, мая 14 св. Исидора твердислова, 15 мая Исаии, еп. ростовского, пр. Евфросина псковского, св. Димитрия царевича, 20 мая первое перенесение мощей св. Бориса и Глеба, мая 25 св. Георгия нового, июня 3 Иоанна белогородского, 9 июня пр. Кирилла белозерского, июня 25 свв. Петра и Февронии – князей муромских, июня 12 свв. мучч. Феодора и Иоанна варягов, июля 25 пр. Макария желтоводского, авг. 24 св. Петра митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

43 Об этих последних деревянных воротах сказано выше в главе VIII, в выписке из монастырской описи 1687 года. В настоящее время от этих древних ворот сохранились: а).четыре резных столба , названных в старых описях вереями , на которых прежде утверждался шатёр, а ныне устроена куполообразная шестигранная крыша. Вышиной эти столбы по 2 сажени; толщина их в диаметре нижней части около аршина, или до одной сажени в окружности. Обделаны они с низу до верху в виде нескольких (счётом на каждом по шести) кувшинообразных выпуклостей, покрытых узорчатой, наподобие чешуи или листьев, резьбой. Так же точно обделаны и такой же резьбой покрыты уцелевшие от тех же ворот б). четыре деревянных, толщиной в окружности более аршина, упора , которые, одним концом своим будучи вделаны в упомянутые столбы на расстоянии от земли около 1½ сажен, идут вверх в косвенном направлении к краям крыши и подпирают её. Ныне над воротами находятся следующие иконы: а).с наружной стороны над въездными воротами, в середине, Нерукотворный Образ древнего письма (вероятно тот самый, который упомянут в описи 1687 года) и по сторонам его 10 образов пророков и апостолов, также древнего письма; над малыми входными воротами – Образ Божией Матери Печерской; б).с внутренней стороны монастыря, в середине, над въездными воротами изображение святого Иоанна Лествичника , с лествицей в руке; тут же изображено несколько ангелов и иноков. По сторонам этого изображения на отдельных досках Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Арсения Комельского. – До устройства нынешней каменной ограды вокруг монастыря старинные деревянные ворота находились в северной части прежней деревянной ограды. 44 Вместо нынешнего иконостаса в настоящем году устрояется, на сумму около 4000 рублей серебром, пожертвованную одним боголюбцем, новый, также четырёхъярусный, иконостас по новейшему изящному рисунку в византийском вкусе. Весь этот иконостас будет сплошь вызолочен по полименту, иконы в нём будут все новые, лучшей фряжской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4), св. Иов Почаевский (конд. 8), св. Евфросиния Суздальская (конд. 10) и др. Еще при жизни святые получали дар чудес и чудесных исцелений. Для примера укажем на акафисты в честь св. Александра Свирского (ик. 10), св. Антония Печерского (ик. 10), свт. Арсения Тверского (ик. 9), св. Варлаама Хутынского (конд. 8), княгини Евдокии-Евфросинии (ик. 10), св. Евфросинии Суздальской (ик. 10), св. Кирилла Белоезерского (конд. и ик. 9), св. Кирилла Новоезерского (конд. 9), св. Макария Калязинского (конд. и ик. 7), св. Сергия Радонежского (конд. 6 первого акафиста), свт. Леонтия Ростовского (ик. 3) и др. Жизнь человеческая, как бы продолжительна ни была, имеет свой предел. Памятуя о предстоящей кончине, некоторые святые угодники подготовлялись к ней заранее. В акафисте св. Петру, митрополиту Московскому , говорится: «Странника и пришельца в мире сем себе помышляя, святителю отче наш Петре, своима рукама гроб каменный себе устроил еси, и выну поминал еси о исходе твоем, к немуже приуготовлялся еси молитвами непрестанными» (конд. 8). Подобное встречается и в акафисте свт. Арсению Тверскому: «Гроб рукама своима из камене устроил еси, и над ним горце плакал еси, помышляя смерть и суд Божий нелицеприятный и грозный всякому земнородному» (конд. 8). Некоторые святые провидели даже час своей смерти. В акафисте Петру, митрополиту [Московскому], сообщается, что, провидя час своей кончины, он совершил перед смертью Литургию и роздал большую милостыню нищим (ик. 8). В акафистах изображается и кончина праведников. Например, в акафисте Александру Свирскому читаем: «Мирную кончину твою видевше твои ученицы, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша» (ик. 11). В акафисте св. Корнилию Комельскому говорится: «Мирно и радостно возлежал еси на одре смертнем, последнее целование и благословение подавая братии твоей, иже горько плакаху о разлучении с тобою; ты же, плач их утоляя, и по смерти обещался еси духом твоим не разлучатися с ними, и не оставляти обитель твою, аще токмо соблюдут заповеди твоя и устав, тобою им оставленный» (конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

64 АФЗХ. Ч. 1. С. 60. 46. Ф.Ф. Сурмин был митрополичьим дворецким и в последующее время при митрополите Варлааме. См. его купчую грамоту 1515 г. (АФЗХ. Ч. 1. С. 162. 179). 70 АФЗХ. Ч. 1. С. 160. 176. Грамоту об обмене «писал митрополич подьячей Якуш Иванов сын Попов». 71 Там же. С. 193–194. 221. «По господинову слову Симона митрополита» менялись земли и в митрополичьих монастырях (АФЗХ. Ч. 1. С. 247–248. 288). 74 АФЗХ. Ч. 1. С. 209. 243. Там же см. текст жалованной грамоты игумену Протасию (С. 207. 239) и аналогичную грамоту обители Константина и Елены (С. 208. 241). 75 АФЗХ. Ч. 1. С. 65–66. 53. В 1499 г. митрополии было «отписано» село Горки дьяком Я. Кожуховым (Там же. С. 66. 54). 76 АФЗХ. Ч. 1. С. 118–121. 129. Аналогичный случай имел место также в 1501–1502 гг. (С. 217–220. 254). 82 Там же. С. 75. 70. Подобные грамоты этого же времени о церковных владениях в Коломенском, Переяславском и в Юрьевском уездах см.: АФЗХ. Ч. 1. С. 105. 113; С. 123–124. 134; С. 132. 150. 83 АФЗХ. Ч. 1. С. 199–200. 224. В марте 1499 г. Иоанн III дал «подорожную» грамоту о беспошлинном проезде людей и саней с товаром для митрополита (Там же. С. 249–250. 293). 89 Там же. С. 126. 138. По благословению митрополита Симона решались вопросы между монастырями о принадлежности земельных угодий (АСЭИ. Т. 3. С. 123). 90 АСЭИ. Т. 2. С. 172. 190. Три года спустя он дал жалованную грамоту Успенскому храму, приписному к этому монастырю (Там же. С. 172. 191). В это же время митрополит Симон обращался к волостелю с просьбой, чтобы тот «лихих людей поунял», оградив священника, служившего в этом храме (Там же. С. 173–174. 192). 93 Лагутенкова О.Ю. Списки Жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Сб. статей в честь В.К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37–42. 101 Соколова Г. Фрески Феодосия (1508 г.) и художников середины XVI в. в Московском Кремле (Публикация одного памятника). [Л., 1969]. 104 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 20; Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV–XVI вв.//Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывет змий. Пробудившиеся увидали немецкое судно, шедшее на них и вовремя принявшись за весла успели скрыться от опасности. 406 Преставление преп. Онуфрия мальского Пр. Онуфрий основал обитель в честь рожд. Богородицы на Малах, в 4 верстах от Изборска и в 56 от Пскова и скончался 12 июня 1592 г. По ркп. святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в рождественской церкви, в которой придел посвящен его имени. Обитель его упразднена в 1764 г. 407 Память о пр. Онуфрии и Авксентии вологодских По ркп. описанию святых вологодских, «преп. отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, Быша в л. 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 г. закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни в 35 верстах от Вологды. – В 1499 г. блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. – Мощи их покоятся под спудом в храме св. Троицы, ныне приходском. 408 Преставление преп. Стефана озерского Отец блаж. Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание. 409 Начало иночеству полагал он в глушицкой обители, где провел несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине, и увлекаемый любовию к безмолвию, возвратился в родные вологодские пределы: на восточном берегу комельского озера, при истоке р. Комелы. в 35 вер. к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлею рыбы в озере, то осыпал его жестокою бранью, то возмущал неприличными песнями. – Запас хлеба принесен был Стефаном не большой – и ему грозил совершенный недостаток пищи. – Спустя более двух лет нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним дорожный запас свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1538 году теперь уже казанские татары прошлись огненным смерчем по Вологодской земле. В пустынь преподобного Арсения Комельского, затерявшуюся в дремучих лесах, собрались жители села Шилегодского. Все они были страшно напуганы и опасались, что татары доберутся и до этих мест. Но святой все время молился, чтобы Господь и Пресвятая Богородица сохранили «род христианский от нашествия безбожных агарян». И татары обошли стороной монастырь преподобного. Первое время, когда обители только начинали строиться, милостыня благочестивых мирян (купцов, бояр и простых крестьян) спасала иноков от крайнего голода. Но проходило время, и окрепшие, разбогатевшие обители начинали отдавать сторицей эти долги. В голодные годы крупные монастыри кормили из своих житниц сотни людей, помогали встать на ноги разоренным крестьянским хозяйствам, давали ссуды зерном, чтобы засеять поля. Известно, что преподобный Дионисий Глушицкий кормил нуждающихся хлебом, когда случился голод в той стороне, где стоял его монастырь. Страшный голод разразился на северо–западе Руси в 1569–1570 годах. Вслед за голодом началась чума, занесенная с Запада, возможно, тиф (Дмитриева. С. 38; Васильев, Сегал. История эпидемий. С. 43). В 1580–е годы население России резко сократилось. В Новгородской земле процент запустения пашни превышал 90%, а в некоторых районах доходил до 99,5%. Голод и эпидемии захватили и Белозерье. Но всетаки запустение, по наблюдениям исследователей, здесь было не таким тотальным, как в Новгородской земле; возможно потому, что крестьян поддержал Кирилло–Белозерский монастырь. «Только крестьяне околомонастырья за 1580–1590–е годы получили на посев 674 четверти (более 25 тысяч пудов) ржи и овса» (Дмитриева. С. 39). Голод 1601–1603 годов современники назвали «великим». В Житии преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских рассказывается, что преподобный Ферапонт предсказал его задолго до начала. Через пять лет после кончины святого тогдашний игумен Монзенского монастыря – преподобный Адриан увидел его во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Житии преподобного Арсения Комельского есть рассказ о медведе, который чуть было не напал на корову из монастырского стада, Преподобный Арсений «связал зверя молитвой» и повелел своему ученику наказать его. Ученик, взяв лозу, высек медведя, после чего медведь поклонился преподобному и удалился. С тех пор звери перестали нападать на монастырский скот. В небогатом монастыре святого Симона Воломского братии и наемных работников было немного, рабочих рук на все не хватало, и скот пасся в лесу без присмотра пастуха. Однажды стадо из леса не вернулось. Монахи, проработав в поле до глубокого вечера, так устали, что не нашли в себе сил пойти в лес. Но весь следующий день, а затем второй и третий они провели в поисках пропавшей скотины, однако все было напрасно. Огорченные иноки возвратились в монастырь, некоторые плакали, потому что в монастыре, как всегда, остро не хватало продуктов, а приближался праздник святых апостолов Петра и Павла. Братии оставалось только молиться этим святым и своему покровителю – преподобному Симону Воломскому. Накануне праздника монахи, выйдя из церкви после вечерни, услышали странный шум, доносившийся из леса. Когда все посмотрели в ту сторону, то увидели, как монастырское стадо быстро бежит к обители, а вокруг него с ревом прыгает медведь и не дает животным отклониться в сторону. Медведь пригнал стадо на скотный двор и исчез (РГБ. Волог. 75. Л. 63 об. – 64 об.). Монастырские старцы всегда заботились о том, чтобы поголовье скота в их обителях постоянно увеличивалось. Кирилло–Белозерскому монастырю, согласно описи 1601 года, принадлежало 1086 лошадей, кроме того, «было всякие животины» – 516 коров, быков и телят, 319 овец и баранов, 68 свиней, а к 1621 году добавилось еще 3 козы. Для такого количества скота требовалось много сена, и его заготовка была одной из насущных монастырских забот. На лучших Шехонских пожнях (по берегам реки Шексны), принадлежавших Кирилловской обители, косили сено «околомонастырские люди» под надзором старцев. Часть пустошей братия сдавала в аренду при условии, что монастырь будет получать каждую третью или четвертую копну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В скором времени после написания жития Антония Сийского иноку Ионе пришлось вступить в тесную связь с обителями вологодского края: он сделался игуменом Глушицкого монастыря; тогда к нему обратились братья другого вологодского монастыря, основанного одним из древнейших подвижников данного края 401 , преподобным Сергием Нуромским (на той же реке Нурме, вблизи которой расположена и обитель Арсения Комельского), – с просьбой написать житие основателя обители; Иона ее исполнил. Известия о преподобном Сергии заимствованы биографом из несохранившихся до нас записок, составленных иноком Протасием, во время Ионы бывшим игуменом в монастыре Павла Обнорского; до Протасия же эти известия дошли путем устного предания, который указывает Иона: Протасий является четвертым в цепи лиц, передававших друг другу предание о Сергии 402 . Хотя сохранившееся таким путем, через известных лиц, предание и кажется сравнительно „надежным» г. Ключевскому, но несомненно, что многие факты и подробности жизни святого были стерты и забыты за длинный промежуток времени, прошедший до записи Протасия (преп. Сергий † 1413 г., житие Ионы написано 1584 г.; память Сергия 7 октября); поэтому биограф мог найти указания лишь на самые основные факты, причем даже происхождение святого и место пострижения его были забыты; недостатки предания Иона восполнял обычными общими местами житий, благочестивыми размышлениями, молитвами, которые он влагал в уста святому, и т. д. Фактическая сторона жития сводится к указаниям на первоначальное подвижничество Сергия на Св. Горе, на приход его с Афона к Сергию Радонежскому, на его духовную близость к последнему, на его удаление в вологодскую пустыню и отшельнические подвиги, на борьбу его с бесами и злыми людьми, нападавшими на святого дважды, на приход к нему братии и устройство обители, на духовное общение с препод. Павлом Обнорским, основавшим неподалеку свою обитель, на преставление Сергия; преставлению предпослано поучение его братии. Из фактических сообщений интересно сведение о приходе Сергия с Афона; Сергий является одним из тех русских иноков, которые были на Афоне, там учились монашеской жизни, одним из связующих звеньев между русским монашествомъ и Св. Горой. Впрочем, приходится только отметить этот факт; житие не дает указаний на то, чему именно научился Сергий на Афоне и учил ли он тому же своих учеников; мы можем лишь думать, что Афон, на котором было много отшельников и безмолвников, мог содействовать развитию столь сильной у Сергия любви к отшельничеству и безмолвию, как рисует ее житие. Не безынтересны и факты духовного общения Сергия с Павлом: подвижники посещали друг друга, причащались один от руки другого и исповедовались друг другу, открывая все свои помыслы; такая духовная дружба являлась средством следить за своей душевной жизнью, бороться с грехом, укрепляться духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010