В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищете и посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться более других. Отечески заботясь о довольстве и успокоении братии, Арсений забывал о самом себе; в качестве игумена встречая и принимая приходивших в монастырь князей и бояр, не замечал того, что одежда его покрыта заплатами и хуже всех. «Что это значит, что игумен ваш ходит в такой худой одежде?» – спрашивал братию великий князь Василий Иоаннович, увидевший Арсения во время посещения обители едва не в рубище. «Наставник наш истинный раб Божий и живет в Боге; он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие», – сказали в ответ братия и просили великого князя, чтобы убедил Арсения остаться с ними. Василию Иоанновичу и самому жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, поэтому он стал просить игумена остаться в обители, на что тот и согласился, не желая огорчить отказом высокого просителя, хотя и сильно желал удалиться в пустыню. Наслышавшись о неизмеримых лесах севера, куда еще при жизни преподобного Сергия и с его благословения из Троицкого монастыря ушли некоторые иноки и основали там собственные монастыри и пустыни, преподобный Арсений в 1527 году тайно оставил обитель и ушел в Вологодские леса. Здесь незадолго перед тем временем (около 1525 года) в расстоянии сорока верст к северо-западу от города Вологды, в верховьях малой речки Бабайки, явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия, преподобный Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона, и, соорудив себе малую келлию, стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но со времени явления святой иконы пустынное место перестало быть безмолвным от множества приходивших туда богомольцев; поэтому, пробыв здесь несколько времени, он снова пошел странствовать по болотам и дебрям Комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он Сам указал ему место для жительства. Направившись к юго-востоку, он пришел в так называемый Олонов конец Комельского леса, где сливаются речки Лежа и Кохтыш, в тридцати шести верстах от города Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1892 г. из В. м. в восстановленную Спасо-Каменную обитель крестным ходом был перенесен ковчег с частью мощей прп. Иоасафа. В В. м. был оставлен крест с частицами мощей преподобного. С этого времени мон-рь вновь стал называться Свято-Духовским. Его братия в XIX - нач. XX в. состояла из 7-10 монахов и ок. 25 послушников. С 1907 г. настоятелем В. м. являлся архим. Антоний (Быстров) , хиротонисанный в 1910 г. во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. К нач. ХХ в. В. м. владел 65 дес. земли, рыбной ловлей на Кековском оз. и мельницей на р. Комёле. 8 мая 1861 г. к В. м. была приписана упраздненная Арсениево-Одигитриева пуст. на р. Масляне (основана в XVI в. учениками прп. Арсения Комельского иеромонахами Арсением и Иннокентием, мощи к-рых почивали на ее территории) с 242 дес. пашни и 10 пустошами, ей принадлежавшими. В 1908-1911 гг. капитал В. м. составлял 61 860 р. В 1918 г. В. м. был закрыт, насельники жили в обители до 1923-1924 гг., в монастырских храмах, ставших приходскими, совершались богослужения. Весной 1922 г. прихожане собрали в помощь голодающим Поволжья серебряные вещи весом 7 фунтов 58 золотников 24 доли. Постановлением Вологодского губисполкома в мон-ре были закрыты: 24 сент. 1924 г. храм в честь Сошествия Св. Духа и часовня, в 1928 г. Знаменская ц. Часть братии была репрессирована, в т. ч. служившие после закрытия В. м. в вологодском Лазаревском храме иером. Николай и иеродиак. Антоний (Ковалёв). С кон. 20-х гг. территорию обители занимало подразделение 10-й стрелковой дивизии, затем отд-ние ОГПУ, в наст. время стадион «Динамо». Постройки мон-ря уничтожены. Арх.: ГА Вологодской обл. Ф. 1041. Ист.: Список с писцовой книги г. Вологды, сделанный в 1629 г./Публ. Н. И. Суворова//Источники истории г. Вологды и Вологодской губ. Вологда, 1904; Грамота царя Алексея Михайловича вологодскому таможенному голове Грязному Комарову//Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 217. С. 186-187; Из главной описи церк. имущества вологодского Св.-Духова мон-ря за 1901 г.//Там же. 399. С. 423-425.

http://pravenc.ru/text/155169.html

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Кстати, о памяти. Как только заходит речь об исторической справедливости, потоком льется вот это: «Не смейте менять исторические названия улиц, площадей, городов! Улица Ленина – это наша история! Улица Кирова – тоже! А не эти ваши Большая Кирилловская, Екатерининская и прочая шелуха! Площадь Революции – да! Сенная площадь – старорежимная дрянь! Подумаешь, церкви посносили – зато сейчас там памятники Ленину стоят, вот! Историей надо гордиться!» Как заметил однажды игумен Довмонт (Беляев) по поводу гордости, «у человека может быть и история болезни, причем болезни, гм, непристойной. По моему убеждению, не всякая история достойна гордости – часто она требует стыда и покаяния. И советское безумие, в том числе разрушение храмов, относится к такой постыдной и требующей покаяния, то есть, исправления, истории». Какое там покаяние, какой стыд… В свое время я спросил у владыки Максимилиана, тогда архиепископа Вологодского и Великоустюжского, что он думает по поводу идеи возрождения Спасо-Всеградского собора в Вологде. Владыка вздохнул. По его словам, всё было бы хорошо, только – кто будет ходить в восстановленный храм? Кто будет заботиться о нём, кто будет чувствовать его своим, родным – вопрос, и вопрос серьезный. В городе уже, слава Богу, есть много возрождающихся из пепла церквей – кто возродит из пепла человеческую совесть и память, способные к постоянной молитве? Чтобы открытие храма было поводом открыть Бога «в ребрах», а не очередным бодрым отчетом о неуклонно возрождающейся духовности при пустующей церкви – вот где трудность. «Ты прямо как с неба свалился, – говорят знакомые священники. – Кощунство – увы, привычное, едва ли не постоянное явление в, может быть, все еще христианской Вологде. Мерзостные надписи на стенах церквей, взломанные ящики с пожертвованиями, пьяные компании у храмов – это наша действительность. «Северная Фиваида», говоришь? Ох». А есть и бытовое, «обычное», так сказать, кощунство. На том же месте, прямо напротив Поклонного Креста. Там в свое время была возведена часовня в честь преподобного Арсения Комельского, вологодского святого XV века, из тех, благодаря которым русский Север и был назван Северной Фиваидой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/za...

Место это еще и доныне окружено болотами и трясинами, а тогда тут была такая глушь и непроходимая чаща, что с плеч путника сорвало тяжелый крест, который, ради смирения, он нес на себе. В ту же минуту необыкновенный свет озарил окрестность. Приняв это явление за тайное указание промысла Божия, преподобный исполнился радости и, водрузив свой крест, построил себе небольшую келлию. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехой себе келлию Арсения, разорили ее и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес на речку Ингорь, или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну Вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимой силой. И, однако, безмолвие пустынное отселе уже изгнано было поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Огражденный грамотой великого князя Василия (1530), преподобный Арсений возвратился с учеником своим Герасимом на прежнее место, где прежде водрузил крест. В лесу было много медведей, которые тревожили его уединение, но молитвой он смирил их, и они уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников, он поставил храм в честь Положения ризы Богоматери во Влахерне. Это было уже в царствование Иоанна Васильевича, при митрополите Иоасафе; бывший игумен великой лавры благолепно украсил и малую свою обитель, снабдив ее святыми иконами и книгами. Не оставил он однако и Шилегонской своей пустыни, отстоявшей за тридцать верст от нового монастыря, ибо и там собралось много народа. На пути из одной пустыни в другую имел он обычай беседовать со всеми, кто ему встречался, наставляя каждого душевному спасению, и заходил дорогой в селения, останавливаясь там даже на несколько дней, чтобы назидать словом простых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пимен , 1608.        Юрид., стр. 361 и 62. Тихон , 1607–12, 27 нояб. Кирилл , 1613–23. Питирим , 1623–32. Антоний перев. из Арсениева Комельского, 1632–44; † … Феодосий в авг. 1644 перев. из Николаевского Озерского; по 1650. Архимандриты Серапион , в 1650 игум.; с 1651 по 1654 архимандрит. Иона , 1654–71, сент. Евфросин в 1671 перев. из Спасо-Каменного, и в 1672. Исаия , 1672–78. Павел , 1678 и 79. Иосиф Андреяновский 5 окт. 1679 перев. из Павлова Обнорского, а 9 июля 1687 – в Кириллов Белоезерский. Иона 18 окт. 1687 перев. из Кириллова Новоезерского; по 1693. Сергий , в 1693–99. Авраамий , в 1699–1707. Афанасий , в 1708–11. Арсений Воронов , с 1712; в сент. 1729 взят в Чудов мнтрь в келари; в дек. 1730 возвратился; 24 янв. 1737 определён в Троице-Сергиеву Лавру келарем же. Гавриил Воронов произведён 30 сент. 1729 и управлял до 1731 (в небытность Арсения), потом определён в Спасо-Каменный. Арсений Борщевский в 1737 перев. из Корнилиева Комельского; в 1762 уволен, за старостью; † 1764. Марк Антонский в 1762 перев. из Колоцкого монастыря; † 8 окт. 1774. Иннокентий Лавров в 1774 перев. из Корнилиева Комельского; до 1804 (†...?). Амвросий Рождественский (Вещезеров) 21 июля 1804 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 11 сент. 1811 – в Иверский. Феофилакт Ширяев 10 окт. 1811 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 17 авг. 1814 – в Воровский Пафнутиев. Гавриил Розанов 11 сент. 1814 перев. из Спасо-Каменного Духова, а в июне 1821 – в Тольгский мнтрь. Евтихиан Лестев определён 1821 из ректоров Костромской семинарии; в 1833 перев. в Пинский Богоявленский. Феогност Лебедев определён 26 февр. 1833, а 24 июля 1841 из бакалавров перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Афанасий Борисович , из профессоров Киевской духовной акад., определён 30 июля 1841; 4 окт. 1846 перев. в Черниговский Елецкий. Адриан Тяжелов 4 окт. 1846 перев. из Черниговского Елецкого; 1849 уволен и вызван в С.-Петербург. Ювеналий Знаменский определён 12 мар. 1849 из инспекторов Вифанской семинарии, а 6 окт. 1860 перев. в Рязанский Спасений мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построена часовня была по проекту Владимира Николаевича Шильдкнехта, губернского архитектора, благодаря которому знаменитая колокольня вологодского Софийского собора является архитектурной жемчужной доминантой города. Так вот, в 1924 году с часовни сорвали кресты, а затем здесь обосновалась контора артели инвалидов «Новый путь». Позже в часовне было кафе. Сейчас – с одной стороны некая чайхана, с другой – «наливайка». У входа в чайхану стоят гости (пока) из Средней Азии, у входа в «наливайку» – представители титульного (пока) населения Вологодчины. Последние ни трезвостью, ни чистоплотностью, ни элементарной культурой не отличаются. Вопрос: как долго, по вашему мнению, потребуется гостям (пока) города из Средней Азии, чтобы стать полноправными хозяевами русского (пока) края в таких условиях? Мне кажется, им нужно просто дождаться, когда «наливайка» выполнит свою задачу, то есть, заставит сдохнуть побольше клиентов. Которым до какой-то там духовности, до какого-то там преподобного Арсения Комельского и заветов каких-то там православных предков, спасенных от моровой язвы в далеком XVII веке, ну точно нет дела. Как и до самого Православия, впрочем. Прикрываясь уважением к истории, можно много наворотить. Можно, например, возложить охапку гвоздик к дому, где в вологодской ссылке «томился великий вождь и учитель товарищ Сталин», как это сделал исполняющий обязанности губернатора Вологодской области Филимонов. С декабря 1911-го до февраля 1912-го «томился». Здесь много таких «утомленных» было: с августа 1913-го по сентябрь 1914-го неподалеку в двухэтажном доме с балконами, украшенными балюстрадой и резьбой, получая жалкие пособия от ненавистного государства, мучились в ссылке мама и сестрица еще одного вождя – Ульянова-Ленина. Правда, возлагая охапку гвоздик к памятной доске Сталина, временно исполняющий обязанности губернатора ни словом не обмолвился, например, об уважении к памяти (и уж тем более о молитве) замученных во время большевистских гонений людей. В паре сотен метров от этого дома находится то, что осталось от Свято-Духова монастыря, в кельях которого проводились пытки и расстрелы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/za...

Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания. Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после Крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу. И вот эти люди направлялись на Афон и становились первыми русскими насельниками монастырских общин Святой Горы. Можно с уверенностью сказать, что с начала XI века уже была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось в тот момент незамеченным для мира: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона вернулся на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского. Вот яркий пример того, как одна личность, достигшая «меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13), может повлиять на историю целого народа. Так было и с преподобным Антонием, родоначальником русского монашества. За годы пребывания на Святой Горе преподобный Антоний проникся полностью духом афонского монашества. Его духовный отец, давая повеление возвратиться на Русь, сказал: «Да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы». И не случайно основанная им на Киевских горах обитель стала колыбелью русского монашества, ибо в ней пребывал дух древнего иночества, в ней продолжались вековые традиции, на которых, как на мощных столпах, монашество стоит и доныне. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. Известно, что преподобный Сергий был связан с исихастской традицией, а Свято-Успенская Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, Савву Вишерского, Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-kazhda...

2. Колокольня. 3. Каменный двухэтажный настоятельский и братский корпус, строенный в 1856 г. 4. Деревянный одноэтажный дом, построенный в 1862 году. 5. Небольшая каменная келья. Ограда вокруг монастыря строена с 1801 по 1807 год; окончена в 1865 году. К достопримечательным предметам сего монастыря относятся: Рукописное Евангелие, писанное самим преподобным Арсением основателем обители. Деревянный осмиконечный крест, находящейся на раке преподобного Арсения, мерою три четверти аршина, обложенный с одной стороны листовым тонким чеканным серебром; крест этот, по преданию, принесен был самим преподобным Арсением и водружен на избранном им для обители месте. Образ Божией Матери, складной, небольшого размера, помещающийся в киоте за стеклом близ раки угодника; образ этот, как говорит предание, также принесен был, вместе с вышеупомянутым крестом, самим преподобным Арсением. По материалам сайта Вологодской областной универсальной научной библиотеки Вологодская старина//Историко-археологический сборник. Составил И.К. Степановский. Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890 (стр.54) . Арсеньево-Комельский монастырь, 3 класса, общежительный, в 25 верстах от города Грязовца. Основан в 1530 году преподобным Арсением (см. 24 августа). Сначала был мужским; в 1904 году обращен в женский. Хранящиеся в нем мощи преподобного Арсения покоятся в приделе его имени. При монастыре школа для мальчиков и девочек. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Арсениево-Комельский монастырь. Современное местоположение: д. Заречье, Комьянское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Монастырь находился на берегу речки Кохтыш, в местности, называвшейся некогда Комельским лесом. Основан преп. Арсением в 1530 г. Первая церковь, Богородицкая, была освящена в 1541 г. Ризоположенская церковь, XVIII века, каменная. Престолы в честь: Положения честной ризы Пресвятой Богородицы - главный, прп. Арсения Комельского. В церкви под спудом покоились мощи прп. Арсения Комельского, в ней же хранились Евангелие, писанное преподобным, и принадлежавшие ему образ Божией Матери и деревянный крест.

http://sobory.ru/article/?object=19384

К 1764 г. обитель владела 237 крестьянами. При учреждении штатов А. К. м. был причислен к 3-му классу с игуменским настоятельством. В 1807 г. мон-рь был обнесен каменной оградой с башнями, в 1856 г. построен двухэтажный настоятельский и братский корпус. У стен обители располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, каретник, конюшня, сарай. В 1869 г. в А. К. м. жили 20 насельников (включая настоятеля). Обитель имела подворье в Вологде. В кон. 1904 г. мон-рь был обращен в женский, после 1918 г. закрыт. Ризоположенский храм разобран в нач. 60-х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусах к 2001 г. размещалась школа. Др. монастырские постройки не сохранились. Ист.: ИРИ. Т. 3; Описание о российских святых. С. 124. Лит.: СИСПРЦ. С. 38-39; Суворов Н. И. Описание Арсениево-Комельского мон-ря Вологодской епархии с присовокуплением сведений о двух основанных прп. Арсением, ныне упраздненных, пустынях: Арсениево-Маслянской и Александро-Коровиной//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 23. С. 858-859; 24. С. 892-902; 1870. 2. С. 58-65; 3. С. 101-109; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской губернии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 457-474; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 359-362; Жития русских святых. Коломна, 1993. Кн. 3. А. К. Сальников Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/text/76182.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010